Способ изготовления водоизмещающих бетонных изделий

Изобретение относится к строительству и касается изготовления плавающих бетонных или железобетонных понтонов, волноломов, платформ, корпусов плавучих средств. Предложен способ изготовления водоизмещающих бетонных изделий, характеризующийся тем, что на плавающей конструкции переменной плавучести монтируется опалубка, далее бетоном заливается нижняя бетонная плита, затем на нее устанавливаются блоки из водостойкого полимерного материала и распорки из водостойкого полимерного материала между блоками, после чего бетон заливается в разрывы между блоками, после застывания бетона демонтируемые элементы опалубки снимаются, плавающая конструкция погружается в воду и выводится из-под водоизмещающего бетонного изделия. Технический результат заключается: в возможности изготовления водоизмещающих бетонных изделий с существенно большими размерами, более прочных и технологичных плавучих корпусов; в возможности изготовления водоизмещающего бетонного изделия на неограниченном удалении от специализированных производственных площадок, непосредственно в акватории, в которой планируется дальнейшая эксплуатация этого изделия; в технологической простоте и высоком уровне унификации процесса изготовления серийных (типовых) водоизмещающих бетонных изделий вне заводских условий. 9 з.п. ф-лы, 4 ил.

 

Изобретение относится к строительству, а именно к способу изготовления плавающих бетонных или железобетонных понтонов, волноломов, платформ, корпусов плавучих средств.

Известны способы для изготовления плавающих водоизмещающих бетонных изделий, основанные на схеме их производства в условиях специализированных предприятий, расположенных на суше (этот способ используется, в частности, шведской компанией SF Marina: https://www.sfmarina.com/about-us/production/). Готовые изделия или их элементы затем транспортируются наземным и/или водным транспортом к месту их эксплуатации и спускаются в воду. Крупные бетонные водоизмещающие изделия при этом выполняются из нескольких элементов, которые затем состыковываются в водоеме на плаву. Этот способ изготовления плавающих бетонных изделий определяет ограничения по размерам и весу элементов этих изделий в связи с необходимостью выполнения их последующей транспортировки и погрузо-разгрузочных работ.

Также известны способы производства плавающих водоизмещающих бетонных изделий на прилегающих к водоему грунтовых площадках, расположенных ниже уровня воды в этом водоеме и отделенных от него дамбой, а также в плавучих и стационарных наземных доках, отделенных от водоема шлюзом (этот способ используется, в частности, голландской компанией Benecke при изготовлении бетонных понтонов плавучих домов: https://www.youtube.com/watch?v=Dg1fPf2ib7Q). После завершения бетонных работ такая площадка или док заполняется водой из прилегающего водоема, дамба или шлюз открываются, после чего изготовленное водоизмещающее бетонное изделие всплывает, и его буксируют по воде к месту дальнейшей эксплуатации. Способ изготовления бетонных водоизмещающих изделий на грунтовой площадке, расположенной ниже уровня воды в прилегающем водоеме, связан с большими затратами на создание такой производственной площадки и не может применяться, если буксировка по воде изготовленного водоизмещающего бетонного изделия до места его эксплуатации от места его постройки технически невозможна или сопряжена с высокими рисками при транспортировке или является экономически нецелесообразной. Способ изготовления водоизмещающего бетонного изделия в доке также имеет ограничения, связанные с тем, что размеры такого изделия ограничены размерами дока и, в случае использования стационарного наземного дока, также не всегда возможна транспортировка готового изделия до места его дальнейшей эксплуатации.

Также известен «Способ постройки плавучего средства, преимущественно речного или морского судна» (патент РФ №2483965), заключающийся в изготовлении на плаву бетонного корпуса судна, в котором в качестве опалубки используется готовый либо специально изготавливаемый для этого на судостроительном заводе водоизмещающий корпус судна с полостями для заливки бетона. Корпус судна затем транспортируется в водоем к месту дальнейшей эксплуатации этого плавучего средства, спускается на воду, и полости корпуса заливаются бетоном. Этот способ постройки бетонного плавучего средства связан с большими затратами на изготовление корпуса судна, на последующую транспортировку такого судна-опалубки к месту строительства и дальнейшей эксплуатации плавучего средства. Кроме того, транспортировка судна-опалубки для крупных бетонных корпусов технически может быть невыполнима, что накладывает ограничения на размеры будущего бетонного корпуса. Недостатком этого способа также является невозможность многократного использования корпуса судна-опалубки для изготовления серийных (типовых) водоизмещающих изделий из бетона.

В предлагаемом способе, в отличие от известных способов изготовления водоизмещающих бетонных изделий, достигается следующая совокупность технических результатов:

- возможность изготовления водоизмещающих бетонных изделий с существенно большими размерами монолитных и, соответственно, более прочных и технологичных плавучих корпусов, чем с применением известных способов;

- возможность изготовления водоизмещающего бетонного изделия на неограниченном удалении от специализированных производственных площадок, непосредственно в акватории, в которой планируется дальнейшая эксплуатация этого изделия, что исключает необходимость транспортировки в эту акваторию водоизмещающего бетонного изделия или его элементов по сухопутным и/или водным путям.

- технологическая простота и высокий уровень унификации процесса изготовления серийных (типовых) водоизмещающих бетонных изделий вне заводских условий, непосредственно в акватории, где планируется их дальнейшая эксплуатация;

- окончательное затвердевание бетонного корпуса водоизмещающего изделия происходит в воде, при этом бетон набирает более высокую прочность, чем при затвердевании на воздухе.

В предлагаемом способе изготовления водоизмещающих бетонных изделий заливка бетоном их корпусов осуществляется в опалубку, которая монтируется на плавающей конструкции переменной плавучести, представляющей из себя понтон, либо набор из нескольких понтонов, размещаемой непосредственно в акватории, в которой планируется дальнейшая эксплуатация изготавливаемого водоизмещающего бетонного изделия (Рис. 1, 2).

Заливка бетоном опалубки осуществляется по бетонопроводам с плавучего бетонного завода либо с бетонорастворного узла, размещаемого на берегу водоема, в котором ведутся работы по изготовлению изделия. Сначала заливается нижняя бетонная плита, далее устанавливаются блоки из водостойкого полимерного материала (например, пенопласта), между блоками из водостойкого полимерного материала устанавливаются распорки из водостойкого полимерного материала (например, пенопласта) для закрепления одинаковых расстояний, после чего бетон заливается в разрывы между блоками.

После отливки из бетона корпуса водоизмещающего бетонного изделия и первичного схватывания залитого в опалубку бетона (застывания), демонтируемые элементы опалубки снимаются, плавающая конструкция, на которой была выполнена заливка бетоном водоизмещающего корпуса плавающего бетонного изделия, погружается в воду за счет искусственного изменения ее плавучести и выводится затем из-под всплывшего в воде корпуса водоизмещающего бетонного изделия (Рис. 3).

Разделение материалов понтона и плиты основания изделия достигается путем прокладки разделяющего материала (например, полиэтиленовой пленки).

Изменение плавучести несущей опалубку конструкции осуществляется за счет заполнения/откачки воды из полостей понтонов, составляющих эту конструкцию, и/или изменением их веса за счет балласта, и/или выпуском воздуха из пневматических понтонов, или накачиванием в них воздуха. В случае если волнение воды в водоеме, где ведутся работы, оказывает существенные динамические нагрузки на сочленения понтонов, составляющих плавающую на поверхности воды несущую опалубку конструкцию, которые могут привести к деформациям геометрии этой конструкции, предусматривается возможность заливки опалубки при частичном или при полном погружении всей конструкции с опалубкой в воду. Это погружение выполняется за счет искусственного изменения плавучести несущей опалубку конструкции из понтонов. В случаях, когда заливка опалубки бетоном предусматривается при ее частичном или полностью погруженном в воду состоянии, конструкция опалубки выполняется таким образом, чтобы не допустить попадания забортной воды в полости опалубки, предназначенные для заливки бетоном. При заливке опалубки бетоном в подводном положении подача бетона в опалубку осуществляется через шахты или бетонопроводы, выходящие из-под воды (Рис. 4).

Несущая опалубку плавающая конструкция многократного использования может собираться из нескольких плавающих элементов таким образом, что в совокупности они представляют единую плавающую платформу переменной плавучести, на которой монтируется опалубка будущего водоизмещающего бетонного изделия.

До начала заливки бетона несущая опалубку плавающая конструкция многократного использования за счет искусственного снижения ее плавучести может погружаться в воду таким образом, чтобы ее верхняя часть, на которой смонтирована опалубка, была ниже уровня воды в водоеме, а верхняя кромка опалубки находилась над поверхностью воды, при этом конструкция опалубки не допускает попадания в нее забортной воды из водоема.

До начала заливки бетона несущая опалубку плавающая конструкция многократного использования за счет искусственного снижения ее плавучести может погружаться в воду таким образом, чтобы смонтированная на ней опалубка была полностью ниже уровня воды, и последующая заливка бетона в опалубку осуществляется через бетонопроводы или шахты, выходящие из воды.

Отливка бетонного корпуса водоизмещающего бетонного изделия может разделяться на несколько этапов и на каждом из последующих этапов осуществляется монтаж следующего уровня опалубки, при этом несущая опалубку плавающая конструкция многократного использования за счет искусственного повышения ее плавучести поднимается в воде для монтажа последующих уровней опалубки, после чего осуществляется заливка в нее последующих уровней бетонного корпуса водоизмещающего бетонного изделия.

До начала заливки бетона несущая опалубку плавающая конструкция многократного использования с переменной плавучестью за счет искусственного снижения ее плавучести может погружаться в воду таким образом, чтобы ее нижнее основание опиралось на естественное дно водоема, в котором проводятся работы по изготовлению водоизмещающего изделия и/или на искусственные опоры на дне этого водоема.

В качестве недемонтируемой опалубки для части или всей внутренней поверхности корпуса и всех или части внутренних бетонных перегородок изготавливаемого водоизмещающего изделия могут использоваться блоки вспененного ячеистого материала - например, пенополистирола, - которые после изготовления корпуса изделия обеспечивают запас положительной плавучести этого водоизмещающего бетонного изделия.

Предложенный способ изготовления водоизмещающих бетонных изделий снимает технологические ограничения на их размеры, так как платформа из понтонов, на которой монтируется опалубка для отливки корпуса будущего изделия, может быть составлена из неограниченного числа плавающих элементов с переменной плавучестью непосредственно в водоеме, где планируется дальнейшая эксплуатация этого изделия и предусматривается возможность заливки опалубки бетоном в погруженном в воду состоянии этой несущей опалубку конструкции, что минимизирует динамические нагрузки на ее элементы и их сочленения в процессе выполнения бетонных работ.

Изобретение поясняется рисунками (Рис. 1 - 4), где:

1 - Понтон плавающей конструкции переменной плавучести, несущей опалубку.

2 - Опалубка бетонного корпуса водоизмещающего бетонного изделия.

3 - Блоки из водостойкого полимерного материала (например, пенопласта), составляющие внутреннюю не демонтируемую опалубку и обеспечивающие положительную плавучесть (непотопляемость) плавающего водоизмещающего бетонного изделия.

4 - Внутреннее пространство опалубки, заполняемое бетоном.

5 - Корпус плавающего бетонного изделия в водоизмещающем положении.

6 - Внутреннее пространство понтона несущей опалубку плавающей конструкции, заполняемое водой для изменения осадки этой конструкции.

7 - Шахты (бетонопроводы), выходящие над поверхностью воды.

1. Способ изготовления водоизмещающих бетонных изделий, характеризующийся тем, что на плавающей конструкции переменной плавучести монтируется опалубка, далее бетоном заливается нижняя бетонная плита, затем на нее устанавливаются блоки из водостойкого полимерного материала и распорки из водостойкого полимерного материала между блоками, после чего бетон заливается в разрывы между блоками, после застывания бетона демонтируемые элементы опалубки снимаются, плавающая конструкция погружается в воду и выводится из-под водоизмещающего бетонного изделия.

2. Способ изготовления водоизмещающих бетонных изделий по п. 1, отличающийся тем, что несущая опалубку плавающая конструкция многократного использования собирается из нескольких плавающих элементов таким образом, что в совокупности они представляют единую плавающую платформу переменной плавучести, на которой монтируется опалубка будущего водоизмещающего бетонного изделия.

3. Способ изготовления водоизмещающих бетонных изделий по любому из пп. 1-2, отличающийся тем, что до начала заливки бетона несущая опалубку плавающая конструкция многократного использования за счет искусственного снижения ее плавучести погружается в воду таким образом, чтобы ее верхняя часть, на которой смонтирована опалубка, была ниже уровня воды в водоеме, а верхняя кромка опалубки находилась над поверхностью воды, при этом конструкция опалубки не допускает попадания в нее забортной воды из водоема.

4. Способ изготовления водоизмещающих бетонных изделий по любому из пп. 1-2, отличающийся тем, что до начала заливки бетона несущая опалубку плавающая конструкция многократного использования за счет искусственного снижения ее плавучести погружается в воду таким образом, чтобы смонтированная на ней опалубка была полностью ниже уровня воды, и последующая заливка бетона в опалубку осуществляется через бетонопроводы или шахты, выходящие из воды.

5. Способ изготовления водоизмещающих бетонных изделий по любому из пп. 3-4, отличающийся тем, что отливка бетонного корпуса водоизмещающего бетонного изделия разделяется на несколько этапов и на каждом из последующих этапов осуществляется монтаж следующего уровня опалубки, при этом несущая опалубку плавающая конструкция многократного использования за счет искусственного повышения ее плавучести поднимается в воде для монтажа последующих уровней опалубки, после чего осуществляется заливка в нее последующих уровней бетонного корпуса водоизмещающего бетонного изделия.

6. Способ изготовления водоизмещающих бетонных изделий по любому из пп. 3-4, отличающийся тем, что до начала заливки бетона несущая опалубку плавающая конструкция многократного использования с переменной плавучестью за счет искусственного снижения ее плавучести погружается в воду таким образом, чтобы ее нижнее основание опиралось на естественное дно водоема, в котором проводятся работы по изготовлению водоизмещающего изделия, и/или на искусственные опоры на дне этого водоема.

7. Способ изготовления водоизмещающих бетонных изделий по любому из пп. 1-6, отличающийся тем, что в качестве недемонтируемой опалубки для части или всей внутренней поверхности корпуса и всех или части внутренних бетонных перегородок изготавливаемого водоизмещающего изделия используются блоки вспененного ячеистого материала, которые после изготовления корпуса изделия обеспечивают запас положительной плавучести этого водоизмещающего бетонного изделия.

8. Способ изготовления водоизмещающих бетонных изделий по любому из пп. 1-7, отличающийся тем, что разделение материалов плавающей конструкции переменной плавучести и плиты основания изделия достигается путем прокладки разделяющего материала - полиэтиленовой пленки.

9. Способ изготовления водоизмещающих бетонных изделий по п. 1, отличающийся тем, что в качестве водостойкого полимерного материала используется пенопласт.

10. Способ изготовления водоизмещающих бетонных изделий по п. 7, отличающийся тем, что в качестве вспененного ячеистого материала используется пенополистирол.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области судостроения и касается определения обводов авианесущих кораблей, имеющих носовую оконечность, конструктивно объединенную с трамплином для самолетов с укороченным горизонтальным взлетом.

Изобретение относится к водному транспорту и может быть использовано для прогнозирования траекторий движения корабля, выполняющего сложное маневрирование. Способ определения демпфирующих гидродинамических характеристик корабля заключается в том, что формируют его трехмерную электронную модель, при этом часть корпуса корабля, расположенную выше ватерлинии, отсекают.

Изобретение относится к области судостроения и судоремонта и может быть использовано при оценке технического состояния корпусов судов. Способ ведения измерений в ходе контроля местных остаточных деформаций корпуса судна состоит в том, что с использованием лазерного сканера или лазерного трекера осуществляется построение трехмерной модели поврежденной конструкции судового корпуса.

Изобретение относится к области судостроения и судоремонта и может быть использовано при контроле технического состояния корпусов судов. Способ выявления повреждений в наружной обшивке корпуса судна включает оснащение внутренней стороны обшивки корпуса системой сигнализации, выполненной в виде отдельных изолированных секций.

Изобретение относится к области технологии судостроения. Предложен способ определения производственных размеров для соединительного элемента (301), который должен быть установлен между конструктивными элементами (201, 203) двух взаимно соединенных между собой конструктивных блоков (202, 204).

Изобретение относится к области судоремонта и может быть использовано для ремонта изношенных судовых конструкций, преимущественно настилов палуб и платформ. Предлагаемый способ ремонта корпуса судна состоит из следующей последовательности технологических операций: удаление с поверхности металла ремонтируемого участка 1 ржавчины, старой краски и загрязнений; разметка участка, изготовление листового конструктивного элемента 3 с приданием ему кривизны в направлении действия наибольших нормальных напряжений в ремонтируемой конструкции, нанесение на ремонтируемый участок слоя клеевого полимерного материал 2, установка листового конструктивного элемента и крепление его на изношенном участке корпуса с помощью механических соединительных элементов 4.

Изобретение относится к судоремонту и может быть использовано для ремонта изношенной либо недостаточно прочной наружной обшивки судового корпуса преимущественно на участках действия интенсивных внешних нагрузок, возникающих, в частности, при плавании во льдах и при швартовке в море.

Изобретение относится к области пластмассового судостроения и касается вопроса ремонта несущих трехслойных панелей из полимерных композиционных материалов (ПКМ) со средним слоем из пенопласта.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к технологии строительства танкера, желательно парцельного танкера. Технология строительства танкера включает в себя стадии: создания корпуса, вмещающего в себя по крайней мере один трюм, имеющий доступ через отверстие люка; создания по крайней мере одного автономного модуля танков, включающего в себя ряд грузовых танков; помещения автономного модуля танков в трюме для создания танкера.

Изобретение относится к области судостроения, а также к компьютерному моделированию и может быть использовано в конструировании корпусов судов с применением компьютерных технологий для создания трехмерных цифровых моделей.

Изобретение относится к конструкциям плавающих средств, применимо для различных целей. Плавающий остров состоит из множества пустотелых блоков сферической формы с шестигранным поясом, жестко соединенных между собой, образующих большую по площади структуру необходимой формы.

Изобретение относится к технологии судостроения, а именно к методам создания предварительного напряжения в районе соединения предварительно напряженных железобетонных элементов на плаву.

Изобретение относится к технологии судостроения, а именно к методам формирования палубных перекрытий судов и плавучих технических средств из железобетона, имеющих большие пролеты палубы в районе трюма.

Изобретение относится к судостроению и касается создания стационарных ледостойких платформ различного назначения, преимущественно для разведки и добычи углеводородов на континентальном шельфе морей, а также создания ледостойких перекрытий ледового пояса морских стационарных платформ для арктических условий.
Изобретение относится к технологии судостроения, а именно к способам натяжения арматуры судовых корпусных конструкций, изготавливаемых из бетонов. .

Изобретение относится к технологии судостроения, а именно к способам изготовления и спуска на воду железобетонных наплавных блоков. .

Изобретение относится к судостроению, в частности, к постройке судов из железобетона. .
Наверх