Способ реконфигурирования колеса и реконфигурируемое колесо для его осуществления

Изобретение относится к области робототехники и может быть использовано в планетоходах с целью улучшения их проходимости, адаптации планетохода к различным типам грунтов и снижения энергозатрат при передвижении. Способ реконфигурирования колеса заключается в разбиении его обода на некоторое число независимых секторов равного размера, изменении длины его спиц между ступицей и сектором обода и развороте секторов обода за счет поворота соответствующих спиц на 90 градусов относительно их оси. Реконфигурируемое колесо содержит ступицу, обод с шиной, разделенные на секторы, и механизм, отвечающий за изменение формы колеса. Каждый сектор в своем геометрическом центре с внутренней стороны имеет крепление к своей спице, оси каждой спицы расположены перпендикулярно оси ступицы и находятся в одной плоскости, совпадающей с плоскостью вращения колеса. Телескопический механизм распределен по спицам, при этом диаметр колеса изменяется путем телескопического выдвигания/втягивания спицы, а ширина обода изменяется за счет поворота сектора обода на 90 градусов вокруг оси спицы. В ступице размещаются устройства распределения крутящего момента, приводимые в действие общим приводом. Технический результат - увеличение проходимости планетохода. 2 н.п. ф-лы, 6 ил.

 

Настоящее изобретение относится к области робототехники, преимущественно к напланетным транспортным системам.

Оно может быть использовано в планетоходах с целью улучшения их проходимости, адаптации планетохода к различным типам грунтов и снижения энергозатрат при передвижении.

Кроме того, оно может быть использовано для быстрого преобразования дорожных машин в транспортные средства повышенной или даже высокой проходимости по местности.

Известен патент на полезную модель «Probe vehicle wheel with variable diameter elastically capable of automatic extension» CN 101537770 (А), опубл. 20.04.2009, в котором диаметр колеса может регулироваться автоматически в соответствии с рельефом местности, тем самым увеличивая проходимость транспортного средства и уменьшая воздействия, передающиеся от колеса на планетоход. Недостатком данного технического решения является нарушение целостности обода в крайних рабочих положениях, что отрицательно сказывается на надежности устройства, а также отсутствие возможности изменять ширину обода колеса.

Известен патент на изобретение «Колесо с изменяемой конфигурацией обода» RU 2152880 (С1), опубл. 05.01.1999, в котором колесо содержит обод в виде четырех стержней, расположенных по сторонам квадрата. На каждом стержне поворотно установлена своя двухсторонняя секция шины, одна сторона которой скруглена по радиусу колеса, а другая выполнена плоской. Секция выполнена из нескольких частей, независимо фиксируемых в любом из двух положений, в одном из которых к периферии колеса обращена скругленная сторона части секции шины, а в другом - ее плоская сторона. В одном положении колесо имеет круглую конфигурацию, а в другом -квадратную. Недостатками данного технического решения является форма, которую приобретает колесо после его реконфигурации, - квадрат, а также отсутствие возможности изменять ширину обода колеса.

Известен патент на полезную модель «Single power unfolding and driving integrated mobile robot wheel» CN 102120404 (А), опубл. 02.03.2011, который содержит привод, неравносторонний Х-типа цепной механизм и соединительный механизм ползункового типа. Привод и Х-образный механизм соединены между собой с помощью ползуна. При работе привода происходит перемещение ползуна, который в свою очередь воздействует на Х-образный механизм, раздвигая или сдвигая его. Недостатком данного технического решения является отсутствие возможности изменять ширину обода колеса.

Наиболее близким к заявленному техническому решению, принятому за прототип, является патент на полезную модель «Wheel with changeable wheel diameter» CN 201333898 (Y), опубл. 28.11.2008 (Колесо с изменяемым диаметром).

Прототип включает в себя внешний контур и телескопический механизм для управления внешним контуром, причем внешний контур образован множеством шарнирно соединенных между собой пластин. Телескопический механизм состоит из трех или более коротких плавающих стержней, диска и приводного устройства. Один конец каждого короткого плавающего стержня шарнирно соединен с одной из пластин внешнего контура с помощью штифта, а другой конец соединен с диском с возможностью скольжения. Приводное устройство включает в себя двигатель, размещенный на корпусе транспортного средства, гайку, расположенную на валу колеса, тягу, шарнирно соединенную с гайкой.

Выходной вал двигателя жестко соединен с винтовым штоком, то есть винт вращается вместе с выходным валом двигателя, а гайка навинчивается на вал винта для приведения в действие тяги.

Небольшие пластинки, формирующие внешний контур колеса, соединены чередующимся образом, и в каждой из них предусмотрено три небольших отверстия, при этом два отверстия на концах пластинки используются для соединения с соседними пластинками, а с помощью среднего отверстия пластинки соединяются и между собой, и с коротким стержнем, выполняющим роль спицы колеса, соединенной с его ступицей.

Способ работы механизма заключается в следующем. Выходной вал двигателя, прикрепленного к кузову транспортного средства, приводит в действие винт, его вращение приводит в движение гайку. Когда гайка перемещается, перемещается и тяга, шарнирно соединенная с ней, и движение тяги передается плавающему стержню. Благодаря наличию направляющих на диске скольжение плавающего стержня происходит радиально. При этом происходит втягивание наружного контура колеса. При вращении вала привода в противоположном направлении происходит выталкивание наружного контура колеса.

Недостатком данного технического решения является отсутствие возможности изменять ширину обода колеса.

Для движения по ровной дороге с высокой скоростью колесу целесообразно придавать конфигурацию, при которой оно имеет наибольший диаметр и наименьшую ширину. При необходимости преодоления участков с плохим покрытием с наименьшими энергозатратами, колесу целесообразно придать конфигурацию, при которой оно имеет наименьший диаметр и наибольшую ширину.

Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является увеличение проходимости и экономия энергоресурсов планетохода за счет изменения диаметра и ширины обода колеса.

Предлагаемое реконфигурируемое колесо имеет две конфигурации: 1) больший диаметр и меньшая ширина обода; 2) меньший диаметр и большая ширина обода.

Способ реконфигурирования колеса заключается в разбиении его обода на некоторое число независимых секторов равного размера, изменении длины его спиц между ступицей и сектором обода и развороте секторов обода за счет поворота соответствующих спиц на 90 градусов относительно их оси.

Выбор количества секторов влияет на ширину обода, при этом очевидно, что для увеличения ширины обода при уменьшении диаметра колеса необходимо, чтобы хорда, на которую опирается дуга сектора была больше изначальной ширины обода.

Для реализации этого способа предлагается реконфигурируемое колесо, содержащее ступицу, обод с шиной, разделенные на секторы, и механизм, отвечающий за изменение формы колеса. Каждый сектор в своем геометрическом центре с внутренней стороны имеет крепление к своей спице, оси каждой спицы расположены перпендикулярно оси ступицы и находятся в одной плоскости, совпадающей с плоскостью вращения колеса. Телескопический механизм распределен по спицам, при этом диаметр колеса изменяется путем телескопического выдвигания/втягивания спицы, а ширина обода изменяется за счет поворота сектора обода на 90 градусов вокруг оси спицы. В ступице размещаются устройства распределения крутящего момента, приводимые в действие общим приводом.

Техническим результатом, обеспечиваемым приведенной совокупностью признаков, является увеличение проходимости планетохода.

Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых изображено:

На фиг. 1 - Колесо в сборе с большим диаметром и меньшей шириной обода;

На фиг. 2 - Колесо в сборе с большим диаметром и меньшей шириной обода, (не показаны: труба 12, 13, ролики 14);

На фиг. 3 - Ступица колеса в сборе. Не показан один из электромагнитов;

На фиг. 4 - 1-й этап перехода колеса с большего диаметра на меньший;

На фиг. 5 - 2-й этап перехода колеса с большего диаметра на меньший;

На фиг. 6 - 3-й этап перехода колеса с большего диаметра на меньший.

В примере практического осуществления изобретения (фиг. 1-3) колесо содержит ступицу 1 и обод с шиной 2, разделенный на четное (8) количество секторов. На ступице 1 располагаются подшипники 3, закрепленные наружным кольцом на ступице 1, а внутренним - на валу 4. Вал 4 соединяется со шпилькой 5, один конец которой закреплен на внутренней поверхности сектора обода. Тем самым между валом 4 и шпилькой 5 создается передача типа винт-гайка. К валу 4 присоединяется муфта, состоящая из дисков 6, 7 и пружины 8, посаженных на вал 4, и электромагнита 9. С помощью данной муфты осуществляется передача момента с конической шестерни 10 на вал 4, а также торможение вала. Коническая шестерня 10 входит в зацепление с шестерней 11, установленной на валу приводного двигателя. Электромагнит 9 устанавливается на внутренней поверхности ступицы 1. Также на ступице 1 располагается труба 12, в которую входит труба 13, расположенная на внутренней поверхности обода с шиной 2. Труба 12 имеет направляющие, по которым перемещаются ролики 14, расположенные на трубе 13. Совокупность элементов 4, 5, 12, 13, 14 образуют спицы колеса.

Предложенный способ реализуется в устройстве следующим образом.

Переход с большего на меньший диаметр (и, соответственно, с меньшей на большую ширину обода) осуществляется в четыре этапа:

1) На электромагнитный тормоз привода подается питание, тем самым привод снимается с тормоза. Муфты с нечетными номерами переключаются из замкнутого положения в разомкнутое, отключая зависимые от них валы от конических шестерней. Принцип действия муфты заключается в следующем: при включении электромагнита 9 диск 7 перемещается из исходного положения, в котором его удерживает пружина 8, в положение, при котором диски не соприкасаются, и диск 7 прижимается к выступу на валу 4 и корпусу электромагнита. За счет этого блокируется перемещение вала 4 и становится возможным свободное вращение конической шестерни 10. При отключении электромагнита 9 пружина 8 возвращает диск 7 в исходное положение. При этом перестает блокироваться движение вала 4, и он становится зависимым от движения конической шестерни 10. Коническая шестерня 10 взаимодействует с коническим колесом 11, которое установлено на валу приводного двигателя. Привод осуществляет выдвигание спиц с четными номерами на фиксированное расстояние, достаточное для осуществления поворота секторов с нечетными номерами. После чего данные муфты переключаются в изначальное, замкнутое положение, тем самым подключая валы к коническим шестерням. В результате колесо приобретает конфигурацию, показанную на фиг. 4.

2) Муфты, имеющие четные номера, переключаются из замкнутого положения в разомкнутое, тем самым отключая валы от конических шестерней. Привод осуществляет втягивание спиц, имеющих нечетные номера, с одновременным поворотом их вокруг своих осей. После чего данные муфты переключаются в изначальное положение, тем самым подключая валы к коническим шестерням. В результате колесо приобретает конфигурацию, показанную на фиг. 5.

3) Муфты с нечетными номерами переключаются из замкнутого положения в разомкнутое, тем самым отключая зависимые от них валы от конических шестерней. Привод осуществляет втягивание спиц, имеющих четные номера, с одновременным поворотом их вокруг своих осей на 90 градусов, стягивая сектора обода друг с другом и собирая обод в жесткую конструкцию. В результате колесо приобретает конфигурацию, показанную на фиг. 6.

4) Осуществляется отключение питания тормоза привода, при этом происходит торможение вала привода и переключение всех муфт в замкнутое положение, т.е. осуществляется блокирование каждой спицы от ее самопроизвольного перемещения.

Переход с меньшего на больший диаметр осуществляется аналогичным образом, путем последовательного перехода в состояния, показанные на фиг. 6, фиг. 5, фиг. 4, фиг. 1.

1. Способ реконфигурирования колеса, заключающийся в том, что обод колеса с шиной разбивают на независимые секторы равного размера, каждый из которых прикреплен к своей спице, для уменьшения диаметра колеса и увеличения ширины его обода телескопически выдвигают спицы через одну на фиксированное расстояние, затем втягивают спицы, которые ранее оставались неподвижными, с одновременным их поворотом вокруг своих осей на 90 градусов, после чего втягивают спицы, которые были выдвинуты первыми, с одновременным их поворотом вокруг своих осей на 90 градусов до наступления плотного прилегания между границами секторов, а для возврата в исходное состояние выдвигают спицы через одну на фиксированное расстояние с одновременным поворотом их вокруг своих осей на 90 градусов, затем вытягивают спицы, которые ранее оставались неподвижными, с одновременным их поворотом вокруг своих осей на 90 градусов, после чего втягивают спицы, которые были выдвинуты первыми до наступления плотного прилегания между границами секторов.

2. Реконфигурируемое колесо, содержащее ступицу и телескопический механизм реконфигурации, отличающееся тем, что колесо содержит обод с шиной, разделенные на независимые секторы равного размера, при этом каждый сектор в своем геометрическом центре с внутренней стороны прикреплен к соответствующей спице, оси каждой спицы расположены перпендикулярно оси ступицы в плоскости вращения колеса, а телескопический механизм расположен на каждой из спиц, кроме того, в ступице колеса расположены устройства распределения момента вращения от единого привода на каждую из спиц, позволяющие осуществлять их независимое управление.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к шасси дорожно-транспортной техники. Шасси содержит несущую платформу, колеса и двигатель.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в транспорте в качестве колесного движителя для вездехода. Колесный движитель состоит из платформы, снабженной колесами и приводами колес.

Изобретение относится к транспортному средству с механическими опорами для перемещения транспортного средства. Транспортное средство содержит опоры, предназначенные для контакта с поверхностью перемещения, звенья, обеспечивающие шарнирное соединение опор, два электродвигателя и электромагниты.

Изобретение относится к транспортным устройствам, автономно работающим внутри трубопроводных обвязок компрессорных станций для контроля внутреннего состояния труб, например с помощью телевизионной камеры.

Изобретение относится к специальным самоходным транспортным средствам высокой проходимости. Транспортное средство включает корпус, приводы вращения колес, четыре продольных рычага подвески, а также электронную систему управления движением.

Изобретение относится к транспортной технике, в частности к вездеходам на многофункциональных энергоэффективных движителях повышенной проходимости. Шаговиброкат выполнен в виде движителя и содержит два обода двухскатного колеса, соединенных приводным валом, и тормозное устройство.

Изобретение относится к транспортным устройствам, автономно работающим внутри трубопроводов для контроля внутреннего состояния труб, например с помощью телевизионной камеры.

Изобретение относится к устройствам для перемещения объектов (грузов) преимущественно по горизонтальной поверхности и может быть использовано в качестве подвижной опоры напольного высокоманевренного транспортного средства.

Изобретение относится к автомобилям высокой проходимости. .

Изобретение относится к транспортному машиностроению, может быть использовано в колесных транспортных средствах (ТС) и предназначено для получения поступательного движения в различных устройствах для перемещения пассажиров и грузов.

Колесо содержит ось, шину и множество колесных секций. Каждая колесная секция содержит: участок обода, ступичный участок, образующий ось вращения, пару спиц.

Сборный движитель содержит гибкую сцепляющуюся с землей деталь из эластомера, имеющую колесообразную, в целом круглую конфигурацию, со сцепляющейся с землей поверхностью, с первым и вторым бортами, соответствующими первой и второй сторонам сборного движителя.

Колесо содержит обод с посадочными полками, диск обода, шину, выполненную из кольчужной сетки, при этом шина с ободом жестко соединены между собой посредством прижимных колец крепежными элементами в виде единого целого.

Группа изобретений относится к воздушным судам, а более конкретно к варианту компоновки при установке кольцевой шестерни или звездочки на ступице колеса воздушного судна.

На ободной части колеса расположена безвоздушная велосипедная шина. Диск колеса состоит по крайней мере из двух секторов, один из которых включает ступицу колеса, а второй сектор соединяется с первым посредством хотя бы одного замка-фиксатора и двух или более направляющих штифтов.
Изобретение относится к области транспортирования. Самоуправляемое колесо состоит из нескольких частей и выполнено с возможностью изменения взаимного расположения отдельных его частей, контактирующих с опорной поверхностью.

Изобретение относится к области физики магнетизма и может быть использовано в качестве колеса на магнитной подушке, вместо подшипника качения колеса, применительно к работе подвижного устройства на колесном ходу.

Колесо (10) содержит наружный обод (20), ступицу (30) и по меньшей мере одно опорное устройство, посредством которого наружный обод (20) колеса опирается на ступицу (30); при этом в указанном колесе предусмотрено регулировочное устройство (48), посредством которого регулируется положение ступицы (30) относительно наружного обода (20) колеса.

Изобретение относится к движителям наземных безрельсовых транспортных средств, а именно к колесам транспортных средств повышенной проходимости, преимущественно самоходных инвалидных кресел, детских колясок, грузовых тележек и носилок для больных.На ступице колеса установлены параллельно друг другу два водила, выполненные в виде звездообразных пластин, периферия которых является ободом.

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к колесам со сменным протектором - бесконечной гусеницей. Колесо содержит обод с закрепленным на нем бесконечным основанием.
Наверх