Установка для снятия механических характеристик гиромотора

Изобретение относится к гироскопической технике и может быть использовано при проектировании герметичных газозаполняемых гирокамер гироузлов гироскопических приборов. Установка для снятия механических характеристик гиромотора содержит герметичную гирокамеру с установленным в ней гиромотором, состоящим из ротора и статора, одна боковая крышка которой, размещенная со стороны несимметричного рисунка, нанесенного на роторе, выполнена прозрачной, цилиндрический кожух гирокамеры выполнен сменным с переменным внутренним диаметром для изменения зазора между цилиндрической частью ротора и кожухом гирокамеры. В установку дополнительно введена импульсная лампа, подключенная к выходу управляемого импульсного генератора, вход которого соединен с первым USB портом компьютера, на второй USB порт которого подключен управляемый таймер, выдающий дискретное текущее время в моменты остановок несимметричного рисунка ротора, что соответствует дискретным значениям частоты вращения ротора, заданным в памяти компьютера с формированием для режима разгона инерционного момента

,

определяющего разность моментов Мэмi) - Мсi), где J - осевой момент инерции ротора; Δωi - заданное приращение частоты вращения для режима разгона; Δti - вычисленное по показаниям таймера приращение времени; Мэмi) _ электромагнитный момент гиромотора; Мсi) - момент сопротивления гиромотора; ωi - частота вращения на данном шаге измерения; и с формированием для режима выбега гиромотора инерционного момента

,

определяющего только момент сопротивления - Мсi) в функции частоты вращения, где Δωk - заданное приращение частоты вращения для режима выбега; Δtk - вычисленное по показаниям таймера приращение времени для режима выбега; при этом электромагнитный момент гиромотора равен

Технический результат изобретения – повышение точности определения механических характеристик гирокамеры. 4 табл., 3 ил.

 

Изобретение относится к гироскопической технике и может быть использовано при проектировании герметичных газозаполняемых гирокамер гироузлов гироскопических приборов.

Известен негерметичный гироузел (гирокамера с гиромотором), гирокамера которого выполнена с вентиляционными окнами, с гиромотором обращенного типа марки ГМ-4, на котором нанесен несимметричный рисунок в виде спирали для динамической балансировки ротора гиромотора. Данный гироузел широко используется в различного типа гироскопических приборах, например в авиагоризонте АГД-1, центральной гироскопической вертикале ЦГВ различных модификаций (Авиагоризонт дистанционный. АГД-1. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. М.: Машиностроение, 1972 г.).

Такая гирокамера не позволяет снимать характеристики гиромотора с анализом влияния ее основных характеристик (зазор между ободом ротора и кожухом гирокамеры, давление газа внутри ее) на механические характеристики гиромотора.

При проектировании гироузлов существенное значение имеют параметры гирокамеры: зазор между ротором и внутренней поверхностью гирокамеры и давление газа, заполняющего ее. Данные параметры существенным образом влияют на технические характеристики гиромотора: время разгона, время выбега, температуру перегрева, потребляемую мощность, которые в свою очередь определяются видом механических характеристик (зависимости электромагнитного момента и момента сопротивления от частоты вращения).

Известен герметичный гироузел, гирокамера которого выполнена герметичной и заполнена гелием или водородом под низким давлением. Конструктивно гирокамера состоит из двух непрозрачных крышек, неподвижно соединенных с цилиндрическим кожухом. Статор гиродвигателя жестко соединен с крышками гирокамеры, а на роторе нанесен несимметричный рисунок для динамической балансировки. На одной крышке впаяны три гермоввода для подвода трехфазного питания к гиромотору и трубка (штуцер) для заполнения гирокамеры газом. Подобные гироузлы широко применяются в авиационных приборах, например гироузел ГУА-2. (Малогабаритная гировертикаль МГВ-1С. Техническое описание и руководство по эксплуатации. М.: Машиностроение. - 1974 г., стр. 12-18).

Данный гироузел, принятый за прототип, имеет тот недостаток, что его гирокамера не позволяет снимать механические характеристики и исследовать влияние зазора между ободом ротора и внутренней поверхностью гирокамеры на технические характеристики гиромотора.

Техническим результатом изобретения является повышение точности определения механических характеристик.

Технический результат достигается тем, что в установке для снятия механических характеристик гиромотора содержащей герметичную гирокамеру, состоящую из двух крышек и цилиндрического кожуха, в которой установлен гиромотор с несимметричным рисунком, нанесенном на боковую поверхность ротора с заданным осевым моментом инерции, одна боковая крышка гирокамеры, размещенная со стороны несимметричного рисунка ротора, выполнена прозрачной, цилиндрический кожух выполнен сменным с переменным внутренним диаметром для изменения зазора между цилиндрической частью ротора и кожухом гирокамеры, а в установку дополнительно введена импульсная лампа, подключенная к выходу управляемого импульсного генератора, вход которого соединен с первым USB портом компьютера, на второй USB порт которого подключен управляемый таймер, выдающий дискретное текущее время в моменты остановок несимметричного рисунка ротора, что соответствует дискретным значениям частоты вращения ротора заданным в памяти компьютера с формированием для режима разгона инерционного момента

определяющего разность моментов Мэмi) - Мсi),

где J - осевой момент инерции ротора; Δωi - заданное приращение частоты вращения для режима разгона; Δti - вычисленное по показаниям таймера приращение времени; Мэмi) - электромагнитный момент гиромотора; Мсi) - момент сопротивления гиромотора; ωi - частота вращения на данном шаге измерения;

и с формированием для режима выбега гиромотора инерционного момента

определяющего только момент сопротивления (-Мсi)) в функции частоты вращения,

где Δωk - заданное приращение частоты вращения для режима выбега; Δtk - вычисленное по показаниям таймера приращение времени для режима выбега;

при этом электромагнитный момент гиромотора равен

Сущность изобретения поясняется чертежами, представленными на фиг. 1 - фиг. 3, где фиг. 1 - эскиз конструкции гирокамеры установки с функциональными блоками управления, фиг. 2 - вид на гиромотор и гирокамеру со стороны прозрачной крышки, а на фиг. 3 представлены графики моментов, полученные путем обработки измеренной информации в компьютере.

На рисунках приняты следующие обозначения:

1 - ротор гиромотора;

2 - ось статора гиромотора;

3 - крышка гирокамеры металлическая со штуцером;

4 - крышка гирокамеры прозрачная;

5 - кожух гирокамеры цилиндрический;

6 - гайки для крепления оси статора к крышкам;

7 - импульсная лампа;

8 - управляемый импульсный генератор;

9 - компьютер, например, notebook;

10 - управляемый таймер;

11 - основание, к которому крепится гирокамера;

12 - первый USB порт компьютера;

13 - второй USB порт компьютера;

14 - несимметричный рисунок (риска), который нанесен на крышку ротора;

15 - источник трехфазного питания (например, 36В, f=400 Гц);

16 - блок для откачивания воздуха из гирокамеры и заполнения ее газом, например гелием;

17 - винты крепления гирокамеры;

18 - уплотнительные прокладки;

dк - внутренний диаметр кожуха гирокамеры;

dp - внешний диаметр ротора гиромотора;

δ0=(dк-dр)/2 - зазор между ротором и внутренней поверхностью кожуха гирокамеры, может варьироваться за счет замены кожуха гирокамеры.

Установку можно представить в виде двух функциональных блоков: гирокамеры и системы измерения.

Гирокамера с гиромотором образует гироузел и конструктивно выполнены следующим образом (см. фиг. 1):

Гирокамера состоит из двух крышек 3 и 4, которые вставляются в цилиндрический кожух 5.

Крышка 3 выполняется произвольной формы с цилиндрическим посадочным буртиком. Крышка 4 изготавливается из прозрачного материала и имеет аналогичную форму. Гиромотор представляет синхронную или асинхронную трехфазную электрическую машину, построенную по обращенной схеме, т.е. ротор 1 охватывает статор, который устанавливается в гирокамеру посредством крепления оси статора 2 в отверстиях крышек 3 и 4. На боковую поверхность ротора 1 со стороны прозрачной крышки 4 нанесен несимметричный рисунок (риска) 14. На ось статора гиромотора навинчиваются гайки 6 и затягиваются, тем самым обеспечивается фиксация статора гиромотора, кожуха и крышек. Предварительно между крышками вставляется цилиндрический кожух 5, который занимает свое положение за счет буртиков в крышках 3 и 4. Соединения уплотняются прокладками 18 для обеспечения герметичности. Конец полой оси ротора, через которую выходят провода питания гиромотора, заливается компаундом для обеспечения герметичности. Провода обмоток статора подключаются к источнику трехфазного питания 15. Блок 16 по трубке подключается к штуцеру 19 в металлической крышке 3. Гирокамера крепится к основанию 11 с помощью винтов 17 в ножках крышек (крепление показано условно и может быть выполнено иначе).

При этом должна существовать возможность изменять зазор δ0 и давление газа внутри гирокамеры.

Установка является исследовательской. Для изменения зазора между ротором 1 и внутренней поверхностью кожуха 5 гирокамеры последний делается съемным, у которого dк может варьироваться в заданных пределах с целью изменения зазора δ0, влияющего существенным образом на момент аэродинамического сопротивления гиромотора.

Прежде чем подавать питание на гиромотор необходимо сначала с помощью блока 16 откачать воздух из гирокамеры, а затем под определенным давлением заполнить ее газом, например гелием.

Система измерения

Импульсная лампа 7, освещающая гиромотор через прозрачную крышку гирокамеры, питается от управляемого импульсного генератора 8, вход которого соединен с первым USB-портом 12 компьютера 9. При этом может задаваться частота вспышек в пересчете на частоту вращения в диапазоне от 100 об/мин до 30000 об/мин. На второй USB-порт 13 подключается управляемый таймер 10 для передачи дискретного времени в моменты остановок (замирания) несимметричного рисунка 14 ротора 1 (см. фиг. 2).

Режимы работы установки

Установка работает в трех режимах: определение номинальной частоты вращения, разгон гиромотора, выбег гиромотора.

Реализация всех режимов основывается на применении стробоскопического эффекта. При этом предполагаем, что в гирокамере установлен кожух 5 с заданным диаметром dк и она заполнена заданным газом под заданным давлением.

Стробоскопический способ снятия угловой скорости состоит в следующем: если за время между вспышками импульсной лампы укладывается целое число оборотов гиромотора, то ввиду инерционности зрения несимметричное изображение, нанесенное на роторе, покажется остановившимся. В это время оператор нажимает кнопу на таймере, и данные о времени достижения данной скорости заносятся в компьютер.

Определение номинальной скорости вращения гиромотора

На статор подается питание от трехфазного питания стабилизированной частоты и напряжения. Гиромотор начинает набирать обороты и достигает номинальной частоты вращения. После этого с помощью компьютера 9 изменяют частоту импульсного генератора 8 таким образом, чтобы несимметричный рисунок 14 ротора 1 остановился. Записывают данную частоту ni А далее, например, постепенно увеличивая частоту вспышек, замечают следующую подряд идущую частоту ni+1 «замирания» рисунка. Номинальные частота вращения nн и угловая скорость находятся по формулам:

Вычисленную номинальную скорость вращения заносят в таблицу 1.

Снятие характеристики разгона

В режиме измерения параметров разгона устройство работает следующим образом: задается частота вспышек лампы (шаг измерения) n (об/мин) или ; подается питание гиромотора; гиромотор будет набирать обороты от 0 до nн и при этом будет наблюдаться N остановок несимметричного рисунка в зависимости от заданного шага измерений; при остановке изображения несимметричного рисунка 14 ротора 1 оператор нажимает кнопку на таймере 10; это время ti заносится в память компьютера 9. Следующее время остановки также заносится в таблицу и т.д. Отметки времени будут означать достижение угловой скорости, равной

где i=1, 2, 3 … - порядковый номер отметки.

Для снятия последней точки быстро задают частоту вспышек импульсной лампы, соответствующую номинальной nн частоте вращения, при остановке несимметричного рисунка оператор нажимает кнопку таймера 10 и в компьютер записывается время разгона tp (см. Таблицу 1).

Снятие характеристики выбега

Схожим образом снимается и характеристика выбега: сначала выбирается частота вспышек лампы (желательно такая же, как при разгоне) только все будет происходить в обратном порядке. При этом частоты вращения ротора при остановках несимметричного рисунка будут такими же, как и при разгоне, а времена значительно отличаться (время выбега в гиромоторах всегда значительно больше времени разгона, что определяется спецификой его работы: временем готовности прибора и назначенным сроком службы). Чтобы записи в таблице 1 были корректными, для формирования массивов при выбеге индекс i заменен на индекс k.

Обработка результатов

Движение гиромотора во время разгона описывается уравнением:

где J - момент инерции ротора относительно оси вращения (известная величина для данного гиромотора); ω - угловая скорость вращения ротора; Мэм(ω) - электромагнитный момент гиромотора как функция от ω; Мс(ω) - момент сил сопротивления как функция от ω. Функция зависимости угловой скорости вращения от времени аппроксимируется до кусочно-линейного вида. Значение производной будет постоянным на линейном участке и будет определяться для точки середины линейного отрезка .

Тогда уравнение (1) для режима разгона будет определять инерционный момент:

определяющий разность пока неизвестных моментов Мэмi) - Мсi),

где Δωi - заданное приращение частоты вращения; Δti - вычисленное по показаниям таймера приращение времени для режима разгона; Мэмi) - электромагнитный момент гиромотора (пока неизвестный); Мсi) - момент сопротивления гиромотора (пока неизвестный); ωi - частота вращения на данном шаге измерения (задана в компьютере заранее).

Для режима выбега, когда питание гиромотора отключено (Мэмk)=0), уравнение (1) будет определять момент сопротивления в функции частоты вращения

где Δωk - заданное приращение частоты вращения для режима выбега (рационально принять Δωk=Δωi); Δtk - вычисленное по показаниям таймера приращение времени для режима выбега.

Электромагнитный момент при этом будет равен

Предлагаемое устройство можно применить в исследовательских целях для определения механических характеристик гиромотора (электромагнитного момента и момента сопротивления) при разном зазоре между ротором гиромотора и кожухом, а также при разном давлении газа в гирокамере.

В качестве примера приводятся данные эксперимента, представленные в таблице 2 для гиромотора ГМ-4, вращающегося в воздухе без гирокамеры.

Для нахождения механических характеристик и построения графиков моментов в компьютере формируется файл в виде таблицы 3, составленной в соответствии с формулами (2)-(4) для гиромотора ГМ-4 с моментом инерции ротора J=1,7⋅10-4 Нмс.

На основе таблицы 3 по точкам строятся графики моментов, представленные на фиг. 3. Для интерпретации полученных данных используется программная интерполяция моментов.

На графике (фиг. 3) изображены кривые момента сопротивления, суммы моментов при разгоне, а также их полиноминальные интерполяции. Точка пересечения интерполяционных линий (ωн на графике) отражает установившееся движение. По графику полиноминальной интерполяции определяется пусковой момент двигателя (случае данного эксперимента Мп ≈ 0,0018 Нм), критический (максимальный) момент (Мкр ≈ 0,0139 Нм).

Устройство не использует контактные методы измерения скорости вращения, что позволяет упростить конструкцию, избавиться от вредных моментов на роторе. Использование стробоскопического измерения скорости вращения, в отличие от электротехнических методов, повышает надежность установки и удешевляет изготовление.

При разработке гирокамеры для конкретного гиромотора с заданным диаметром ротора dp и моментом инерции J необходимо оптимальным образом подобрать внутренний диаметр dк кожуха гирокамеры, выбрать газ, ее заполняющий и его давление.

Обычно зазор между ротором и гирокамерой составляет доли миллиметра, задаваемый для конкретного гиромотора диаметром dк, а давление газа р (водорода или гелия) заключается в диапазоне десятков мм. рт. столба. Составив матрицу проведения эксперимента (таблица 4), можно правильно выбрать указанные параметры конструкции по косвенным характеристикам: механическим характеристикам, времени разгона и времени выбега.

По графикам, аналогичным представленным на фиг. 3, можно определить для каждого варианта эксперимента обобщенный показатель - критерий качества гирокамеры

который должен быть максимальным.

Таким образом, установка для снятия механических характеристик гиромотора позволяет экспериментально, качественно и бесконтактным способом определять механические характеристики гиромотора, расположенного в специальной герметичной гирокамере, с целью наилучшим образом определять ее конструктивные параметры: радиальный зазор между ротором и ее кожухом, а также давление газа, которым она заполняется. Полученные конструктивные параметры будут положены в основу проектирования рабочего гироузла для конкретного гироскопического прибора.

Установка для снятия механических характеристик гиромотора, содержащая герметичную гирокамеру, состоящую из двух крышек и цилиндрического кожуха, в которой установлен гиромотор с несимметричным рисунком, нанесенным на боковую поверхность ротора с заданным осевым моментом инерции, отличающаяся тем, что одна боковая крышка гирокамеры, размещенная со стороны несимметричного рисунка ротора, выполнена прозрачной, цилиндрический кожух выполнен сменным с переменным внутренним диаметром для изменения зазора между цилиндрической частью ротора и кожухом гирокамеры, а установка содержит импульсную лампу, подключенную к выходу управляемого импульсного генератора, вход которого соединен с первым USB портом компьютера, на второй USB порт которого подключен управляемый таймер, выдающий дискретное текущее время в моменты остановок несимметричного рисунка ротора, что соответствует дискретным значениям частоты вращения ротора, заданным в памяти компьютера с формированием для режима разгона инерционного момента

определяющего разность моментов Мэмi) - Мсi),

где J - осевой момент инерции ротора; Δωi - заданное приращение частоты вращения для режима разгона; Δti - вычисленное по показаниям таймера приращение времени; Мэмi) - электромагнитный момент гиромотора; Мсi) - момент сопротивления гиромотора; ωi - частота вращения на данном шаге измерения;

и с формированием для режима выбега гиромотора инерционного момента

определяющего только момент сопротивления (-Мсi)) в функции частоты вращения,

где Δωk - заданное приращение частоты вращения для режима выбега; Δtk - вычисленное по показаниям таймера приращение времени для режима выбега;

при этом электромагнитный момент гиромотора равен



 

Похожие патенты:

Группа изобретений относится к способу для калибровки датчиков транспортного средства с использованием присоединенных к беспроводной сети датчиков, транспортному средству и материальному машиночитаемому носителю.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано при изготовлении прецизионных приборов на газодинамической опоре. Способ диагностики состояния газодинамической опоры ротора поплавкового гироскопа включает определение времени выбега ротора на последовательных этапах изготовления и испытаний гироскопа.

Изобретение относится к области прецизионного приборостроения и может быть использовано при разработке и производстве двухстепенных гироблоков. Достигаемый технический результат - повышение точности (достоверности) определения составляющей погрешности гироблока, обусловленной резонансом его конструкции.

Изобретение относится к приборостроению и измерительной технике. Сущность изобретения заключается в том, что способ компенсации влияния медленного меандра на показания лазерного гироскопа содержит этапы, на которых предварительно проводят климатические испытания лазерного гироскопа и определяют коэффициенты полинома n-й степени зависимости коэффициента А(Т)Мода01 от температуры на определенной моде, определяют текущее значение амплитуды медленного меандра ММ=A(T)Mода01⋅Sтек, где Sтек - текущее значение амплитуды частотной подставки, которую измеряют на каждом такте работы трехосного лазерного гироскопа, определяют показатели токового дрейфа Tdsqx,y,z и магнитного дрейфа Mdsqx,y,z и определяют значения угла поворота за такт работы лазерного гироскопа в радианах где Kqx,y,z - масштабный коэффициент лазерного гироскопа, Rasn - выходная характеристика лазерного гироскопа.

Изобретение относится к области измерительной техники, в частности к испытательному оборудованию, и предназначено для аттестации и верификации преобразователей инерциальной информации (ДУС, акселерометров, гироскопических устройств различного назначения), систем навигации (платформенных, бесплатформенных и др.), стабилизации и ориентации, в методах контроля которых предусмотрены последовательные или одновременные развороты за заданное время по двум осям на углы не превышающие ±360°.

Изобретение относится к оптическому приборостроению, в частности к оптическим имитаторам дальности, используемым для проверки работы лазерного дальномера. Устройство имитации дальности для проверки лазерного дальномера содержит по крайней мере один оптический элемент с вогнутой рабочей поверхностью, обращенный вогнутостью к лазерному дальномеру.

Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано для определения ошибок ориентации измерительных осей гироскопов и маятниковых акселерометров в БИНС после температурных, вибрационных или ударных воздействий, а также в процессе эксплуатации.

Изобретение относится к области навигационного приборостроения и может найти применение для размещения и проведения испытаний систем спутниковой навигации, устанавливаемых на шасси наземных транспортных средств.

Использование: для изготовления роторов сверхпроводящих криогенных гироскопов. Сущность изобретения заключается в том, что способ изготовления сферического ротора криогенного гироскопа включает формирование сферической подложки, нанесение на подложку сверхпроводящего ниобиевого покрытия электрохимическим осаждением из расплава галогенидов щелочных металлов и соли ниобия с использованием растворимого анода и вращающегося катода и механическое полирование поверхности сверхпроводящего покрытия, при этом в качестве материала подложки ротора используют углеситалл, перед нанесением сверхпроводящего покрытия на сферической подложке выполняют кольцевой срез по ее экватору, электрохимическое осаждение сверхпроводящего покрытия ведут при катодной плотности тока 100-300 А/м2, температуре 700-850°С и скорости вращения катода 30-40 об/мин, а после механического полирования поверхности сверхпроводящего покрытия на него наносят оксидную пленку ниобия.

Изобретение относится к гироскопической технике и может быть использовано для регулирования и испытаний роторных вибрационных гироскопов. Способ включает определение резонансной скорости вращения роторного вибрационного гироскопа путем изменения частоты его вращения по линейному закону и контроля амплитуды колебаний ротора по сигналу датчика угла гироскопа.
Наверх