Имитационно-моделирующий обучающий и тренажерный интерактивный комплекс

Изобретение относится к области обучения и тренировки персонала. Технический результат заключается в расширении арсенала средств. Имитационно-моделирующий обучающий и тренажерный интерактивный комплекс (ИТИК), содержащий автоматизированное рабочее место обучения и тренировки (АРМ ОТ), включающее блок ведения разделов (БВР) интерактивной электронной ремонтной документации (ИЭРД), отличающийся тем, что в состав АРМ ОТ дополнительно входят блок имитации состояния (БИС) объекта технического обслуживания и ремонта (ТОР) с применением ИЭРД, соединенный двусторонними связями с БВР, и блок отображения и взаимодействия (БОВ), соединенный двусторонними связями с БВР и БИС, в состав ИТИК также входит автоматизированное рабочее место инструктора (АРМ И), соединенное двусторонними связями с АРМ ОТ и включающее в свой состав базу данных (БД) ИТИК, блок управления обучением (БУО), блок ведения протоколов (БВП) обучения и тренировки и блок оценки качества знаний (БОКЗ), при этом БД ИТИК соединена двусторонними связями с БУО, БВП и БОКЗ, блок управления обучением соединен двусторонними связями с БВП и БОКЗ, а БВП соединен двусторонними связями с БОКЗ. 3 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Заявленное техническое решение относится к области эксплуатации, ремонта и сервисного (технического) обслуживания образцов вооружения и военной техники (ВВТ), в частности - к средствам обучения боевых расчетов и расчетов обслуживания ВВТ правилам технического обслуживания и войскового ремонта образцов ВВТ на местах их дислокации с применением интерактивной электронной ремонтной документации (ИЭРД) и ресурсосберегающих технологий.

Известны тренажеры боевых расчетов зенитно-ракетных систем (ЗРС) и зенитно-ракетных комплексов (ЗРК). Примерами могут служить технические решения по патентам RU 126497, RU 144759 и др.

Достоинством этих технических решений является достаточная эффективность их применения для обучения и тренировки боевых расчетов ЗРС и ЗРК в условиях имитации целевой обстановки, воздействия помех, а также реализация автоматизированной оценки качества знаний обучающихся.

Недостатками данных технических решений является то, что они не предназначены для обучения боевых расчетов и расчетов обслуживания правилам проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту (ТОР) образцов ВВТ (в частности - ЗРС и ЗРК) на местах их дислокации, в том числе - реализации интерактивных ресурсосберегающих технологий ТОР с применением ИЭРД.

Известны технические решения по обучающим системам для различных предметных областей их применения. Примерами могут служить технические решения по патентам RU 16967, RU 2166211, RU 2271040, RU 106422, RU 20603 и др.

Достоинством этих известных технических решений является возможность подготовки и аттестации специалистов соответствующих предметных областей правилам реакции на характерные нештатные (критические, аварийные) ситуации.

Недостатком этих технических решений является невозможность их применения для обучения боевых расчетов и расчетов обслуживания образцов ВВТ правилам проведения работ по ТОР ВВТ (в частности - ЗРС и ЗРК).

Близким аналогом к заявленному техническому решению является «Интерактивная автоматизированная система обучения» (ИАСО) по патенту RU 2271040. Техническое решение по данному патенту относится к автоматизированным средствам обучения и может быть использовано при создании систем для комплексного группового и (или) индивидуального обучения и подготовки персонала, осуществляющего эксплуатацию и обслуживание различных сложных технических систем (СТС), предусматривающих включение в контур управления этими системами человека (оператора).

Изделия ВВТ, в частности - ЗРС и ЗРК, представляют собой разновидности СТС, боевое применение которых (применение по назначению) осуществляется на основе управления работой образцов ВВТ боевыми расчетами. Исходя из этого, указанная ИАСО потенциально может быть применена для обучения боевых расчетов и расчетов обслуживания некоторых типов изделий ВВТ. В описании к патенту RU 2271040 рассматривается, в частности, вариант ИАСО для обучения персонала, управляющего летательным аппаратом.

В состав ИАСО по патенту RU 2271040 в качестве укрупненных составных частей входят: модуль вычислительной системы управления процессом обучения (1), модуль группового обучения (2), модуль индивидуального обучения (3) и модуль процедурного тренажера (4), соединенные между собой соответствующими информационными каналами. В состав каждого из модулей входит соответствующая совокупность функциональных блоков и устройств, соответствующих функциональному назначению модулей (1), …, (4).

В состав модуля (1) входит совокупность блоков, доступ к которым осуществляется через коммутационный блок (13) под управлением модуля (2) группового обучения.

В состав модуля (1), в частности, входят:

1) обучающий блок (5), содержащий электронную библиотеку программ обучения;

2) технологический блок (6), содержащий технологические карты обслуживания СТС;

3) ремонтный блок (7), содержащий данные об отказах СТС, методах их выявления и устранения;

4) блок электронной документации (8), содержащий техническую и эксплуатационную документацию на СТС;

5) блок режимов (10), содержащий исходные данные для управления режимами работы модуля процедурного тренажера (4);

6) управляющий блок (11), предназначенный для имитации функций СТС и управления оборудованием тренажера (4). Блок (11) работает совместно с блоком (10) под управлением модуля (2), при этом происходит воспроизведение реальной штатной работы рабочего места управления образцом СТС с помощью действующего макета рабочего места управления (19);

7) блок тестирования (12), предназначенный для проведения экзаменов (на основе наборов заданий обучающимся) и оценки уровня подготовки;

Модуль (1) фактически представляет собой комплексную базу данных, содержащую комплект исходной типовой документации по эксплуатации и обслуживанию СТС, а также по управлению обучением на индивидуальных рабочих местах теоретического обучения (на блоках (17) из состава модуля (2)) и по обучению правилам управления соответствующей СТС на основе модуля тренажера (4), содержащего макет рабочего места управления СТС (19).

По своей сути ИАСО по патенту RU 2271040 представляет собой объединения нескольких автономных систем целевого назначения:

1) автоматизированную систему обучения персонала правилам эксплуатации и обслуживания СТС, функционирующую на основе совокупности индивидуальных автоматизированных рабочих мест (АРМ) обучения (блоков (17)) во взаимодействии с базой данных (модулем (1)) под управлением модуля группового обучения (2);

2) автоматизированную систему тренировки персонала правилам управления соответствующей СТС, функционирующую на основе модуля тренажера (4) с входящим в его состав макетом рабочего места управления (19). При этом модуль (2) управляет работой тренажера (4) в соответствующих режимах с использованием информации из блоков (10) и (11);

3) автоматизированную систему оценки знаний персонала, обучающегося на индивидуальных рабочих местах обучения (17) и на тренажере (4).

При этом оценка знаний осуществляется с помощью модуля (2) во взаимодействии с блоком (9) контрольных вопросов и ответов и блоком тестирования (12).

Достоинством ИАСО по патенту RU 2271040 является возможность комплексного обучения специалистов как из состава эксплуатационного персонала, так и из состава персонала обслуживания соответствующих СТС.

Тренировка предусмотрена только для эксплуатационного персонала. При этом эксплуатационный персонал отрабатывает приемы управления образцом СТС (в частности - летательным аппаратом).

Применительно к задачам, решаемым заявленным устройством, недостатками ИАСО является:

1) излишняя сложность технической реализации, обусловленная реализацией функций тренажера, предназначенного для тренировки персонала в режимах управления работой СТС на макетах рабочих мест управления;

2) отсутствие реализации ресурсосберегающих технологий и отсутствие применения ИЭРД, т.к. обучение правилам обслуживания и ремонта производится на основе штатной эксплуатационной и ремонтной документации СТС;

3) отсутствие адаптивности по отношению к разным типам СТС (объектам управления), т.к. модуль процедурного тренажера (4) и входящий в его состав макет рабочего места управления (19) должны создаваться под конкретный тип СТС (объект управления).

Более близким к заявленному техническому решению, принимаемому за аналог, является система управления ремонтом с использованием ИЭРД СТС, включая изделия ВВТ, по патенту RU 2581549.

Система управления ремонтом СТС с использованием ИЭРД по патенту RU 2581549 состоит из совокупности функционально связанных между собой блоков ведения ИЭРД. При этом разделы ИЭРД, помещаемые в каждом блоке ведения ИЭРД, предусматривают информационную поддержку действий эксплуатационного и ремонтного персонала при выполнении всего возможного перечня технологических процессов ТОР на соответствующей составной части (СЧ) объекта ТОР (образца СТС или ВВТ).

Достоинствами системы по патенту RU 2581549, являющегося наиболее близким аналогом (прототипом) по отношению к заявленному имитационно-тренировочному интерактивному комплексу (ИТИК), являются:

1) возможность изучения особенностей проведения работ по ТОР СЧ СТС (включая изделия ВВТ) путем просмотра разделов ИЭРД, находящихся в блоках ведения ИЭРД по каждой СЧ из состава СТС. При этом система-аналог может использоваться в режиме информационно-справочной системы - перед ее штатным применением по назначению (для управления работами по ТОР);

2) система-аналог является адаптивной к изучению различных типов СТС (изделий ВВТ). Для адаптации к конкретному типу СТС (изделия ВВТ) достаточно заменить в блоках ведения ИЭРД разделы ИЭРД одного объекта ТОР на разделы ИЭРД по СЧ другого объекта ТОР (СТС или ВВТ).

К существенным недостаткам системы-аналога по патенту RU 2581549 следует отнести:

1) техническую сложность реализации, т.к. каждый блок ведения ИЭРД представлен компьютером с размещенным в его памяти разделом ИЭРД. При реализации такой системы для обучения правилам ТОР на всех СЧ (например, четырех уровневой СТС) необходимо создать весьма громоздкую систему;

2) система-аналог в случае использования для изучения правил выполнения работ по ТОР СЧ СТС не предусматривает возможности тренировки обучаемого персонала (боевых расчетов и расчетов обслуживания ВВТ) быстрой реакции на нештатные ситуации и не предусматривает возможность оценки качества знаний (достоверности действий и продолжительность выполнения операций), в том числе - при выполнении работ по нештатным ситуациям на СЧ.

Целью заявленного технического решения является устранение недостатков ближайшего аналога (прототипа).

Технический результат от применения заявленного решения состоит в:

- упрощении технической реализации ИТИК, как системы обучения и тренировки эксплуатационного и ремонтного персонала правилам проведения ТОР на СТС (ВВТ) с применением ИЭРД войскового ремонта;

- обеспечении возможности тренировки обучаемого персонала выполнению работ по ТОР, в том числе - быстрой реакции на нештатные ситуации на объектах ТОР;

- обеспечении возможности оценки качества знаний обучающихся и оценки реакций обучающихся на нештатные ситуации при проведении ТОР образцов ВВТ;

- обеспечении возможности формирования комплектов ИЭРД войскового ремонта (BP) на изделия ВВТ, по которым необходимая ИЭРД BP отсутствует или требует изменений.

Указанный технический результат достигается тем, что в состав ИТИК фиг. 1 входит АРМ обучения и тренировки (1), количество которых может быть от одного до «n» - в зависимости от количества обучающихся и интенсивности обучения. Каждое АРМ обучения и тренировки (АРМ ОТ) (1) содержит блок ведения ИЭРД (2), аналогичный используемым в составе системы-аналога по патенту RU 2581549. При этом блок ведения ИЭРД (2) входит в состав АРМ ОТ (1) в единственном экземпляре и предусматривает периодичную смену разделов ИЭРД в процессе обучения. Блок ведения ИЭРД (2) в составе АРМ ОТ (1) соединен двусторонними связями с блоком имитации состояния объекта ТОР (3) и с блоком отображения и взаимодействия (4), который соединен двусторонними связями с блоком имитации состояния объекта ТОР. В состав ИТИК входит также АРМ инструктора (5), содержащее базу данных ИТИК (6), соединенную двусторонними связями с блоком управления обучением (7), с блоком ведения протоколов обучения и тренировки (8) и блоком оценки качества обучения (9). Блок управления обучением (7) соединен двусторонними связями с блоком ведения протоколов обучения (8) и с блоком оценки качества знаний (9). АРМ инструктора (5) соединено двусторонними информационными магистралями со всеми АРМ ОТ (1), которые могут входить в комплект ИТИК (фиг. 1).

В состав ИТИК (фиг. 1) может входить АРМ формирования ИЭРД BP (10). Такая необходимость может возникнуть при отсутствии спроектированного комплекта ИЭРД BP на объект ТОР (изделие ВВТ), при модернизации объекта ТОР или при выявлении неточности ИЭРД в процессе проведения работ по ТОР образцов ВВТ с применением ранее разработанной ИЭРД BP.

В состав АРМ формирования ИЭРД BP (10) входят блок ввода, декомпозиции и индексации исходных документов (11), блок формирования структуры ИЭРД (12) и блок формирования разделов ИЭРД (13).

В базе данных ИТИК (6) находятся комплекты ИЭРД BP на номенклатуру объектов ТОР, по которым проводится обучение, имитационные модели объектов ТОР и их СЧ, варианты имитации нештатных ситуаций, программы обучения и тренировки, протоколы обучения и тренировки, критерии оценки качества знаний обучающихся.

ИТИК (фиг. 1) предусматривает работу в следующих режимах:

1) изучение общего устройства и принципов действия объектов ТОР (СТС, ВВТ) и их СЧ;

2) обучение персонала правилам проведения работ по ТОР изделий ВВТ и их СЧ с применением ИЭРД BP;

3) тренировка персонала по выполнению технологических операций ТОР с использованием ИЭРД BP (в имитационном режиме);

4) оценка знаний обучающихся по выполнению операций ТОР с применением ИЭРД BP (в имитационном режиме);

5) ввод и обработка исходных документов для формирования ИЭРД BP;

6) формирование ИЭРД BP на основе исходных документов.

При работе в режиме изучения общего устройства и принципов действия объектов ТОР ИТИК (фиг. 1) работает следующим образом:

1. Под управлением блока управления обучением (7) из состава АРМ инструктора (5) из базы данных ИТИК (6) в блок ведения ИЭРД (2) в составе АРМ ОТ (1) передаются разделы ИЭРД BP на изделия ВВТ в целом и их СЧ, а также вспомогательная (справочная) информация.

2. С помощью органов управления в блоке отображения и взаимодействия (3), входящего в состав АРМ ОТ (1), обучающийся последовательно просматривает текстовые части разделов ИЭРД BP, полученные из базы данных ИТИК (6) в блок ведения ИЭРД (2). При этом обучающийся имеет возможность с помощью органов управления блока отображения и взаимодействия (4) запрашивать из базы данных ИТИК (6) дополнительную справочную информацию - в пределах предоставленных полномочий по доступу.

3. Текстовые части разделов ИЭРД BP и справочная информация отображаются на экране блока отображения и взаимодействия (4).

Управление сменой текстов из состава разделов ИЭРД BP и справочной информации, отображаемых на экране блока отображения и взаимодействия (4) в процессе изучения устройства и принципа действия изделий ВВТ (объектов ТОР) и их СЧ, осуществляет обучающийся в интерактивном режиме с помощью органов управления блока (4).

В режиме обучения персонала правилам проведения работ по ТОР образцов ВВТ и их СЧ ИТИК (фиг. 1) работает следующим образом:

1. Обучение правилам выполнения работ по ТОР проводится поэтапно - начиная с образца ВВТ (объекта ТОР) в целом и последовательно переходя к работам по ТОР на СЧ соответствующих структурных уровней и функциональных ветвей структуры ВВТ.

2. Управление обучением персонала правилам проведения работ по ТОР на каждом структурном уровне ВВТ (объекта ТОР) осуществляет инструктор с помощью блока управления обучением (7) в составе АРМ инструктора (5). При этом под управлением блока управления (7) из базы данных ИТИК (6) в блок ведения ИЭРД (2) в составе АРМ ОТ (1) передаются соответствующие разделы ИЭРД BP, а в блок имитации состояния объекта ТОР (3) передается соответствующая имитационная модель ТОР (объекта ТОР или его СЧ).

3. Для каждого структурного уровня объекта ТОР инструктор с помощью блока управления (7) периодически передает из базы данных ИТИК (6) в АРМ ОТ (1) задание на изучение правил выполнения операций каждого технологического процесса, предусмотренного в разделе ИЭРД BP. При этом обучаемый отрабатывает все указания, содержащиеся в ИЭРД, по переходам между технологическими операциями ТОР в зависимости от имитируемого состояния объекта ТОР.

Имитация изменения состояния объектов ТОР на каждом структурном уровне осуществляется на основе взаимодействия раздела ИЭРД BP в блоке (2) и имитационной модели состояния объекта ТОР в блоке (3). При этом на экране блока отображения (4) отображается изображение объекта ТОР (с органами индикации и управления), а также изображение инструмента, используемого для выполнения текущей операции в соответствии с указаниями, отображаемыми на экране блока (4).

4. Инструктор имеет возможность периодически контролировать действия обучающихся путем анализа действий обучающихся. С этой целью на экране блока управления (7) предусмотрено отображение действий обучающихся на каждом АРМ ОТ (1), т.е. дублирование текущих состояний экранов блоков отображения (4) каждого АРМ ОТ (1), входящих в состав данной конфигурации ИТИК.

При этом инструктор может изменить последовательность изучения правил выполнения операций ТОР на структурных уровнях объекта ТОР и возвращать обучающихся к повторной отработке выполнения тех или иных операций.

5. Инструктор имеет возможность периодически вызывать на экран блока управления (7) из базы данных ИТИК (6) программы обучения и другую интересующую его информацию для внесения корректив в процесс обучения.

6. Во всех режимах ведутся протоколы работы ИТИК под управлением блока (7).

Работа ИТИК (фиг. 1) в режиме тренировки обучающегося персонала аналогична работе в режиме обучения правилам проведения работ по ТОР. Отличия заключаются в следующем:

1. Обучающиеся выполняют операции ТОР на основе разделов ИЭРД BP в имитационном режиме по заданиям инструктора, выдаваемым из базы данных ИТИК (6) под управлением блока (7) на каждое АРМ ОТ (1).

2. Каждое задание содержит признак технологического процесса в составе раздела ИЭРД (который активирует раздел ИЭРД в блоке (2)) и имитационные признаки состояния объекта ТОР, которые управляют отображением состояния имитационной модели объекта ТОР на экране блока (4) в процессе выполнения задания обучающимся.

3. Инструктор имеет возможность визуально контролировать действия обучающегося (на каждом АРМ ОТ (1)) на экране блока управления (7), в том числе - правильность действий и продолжительность выполнения операций.

Работа ИТИК в режиме оценки знаний обучающихся во многом аналогична работе в режиме тренировки обучающихся. Отличия заключаются в следующем:

1. Перед началом работы в данном режиме инструктор с помощью блока управления (7) делает подборку заданий для каждого обучающегося (для каждого АРМ ОТ (1)). При этом, в соответствии с программами обучения, хранящимися в базе данных ИТИК (6), определяются объекты ТОР (структурные уровни ВВТ), на которых должны отрабатываться в имитационном режиме операции ТОР, имитационные состояния объектов ТОР и критерии оценки качества знаний (продолжительность выполнения операций по ТОР, правильность действий - с учетом имитируемых состояний объектов ТОР).

2. После подготовки заданий инструктор с помощью блока управления (7) запускает процесс оценки знаний обучающихся. Данный процесс выполняется в интерактивном режиме. Смена заданий происходит автоматически - по мере выполнения предшествующих заданий.

3. Инструктор имеет возможность контролировать действия обучающихся путем вызова на экран блока управления (7) текущего отображения экранов блоков отображения (4) каждого АРМ ОТ (1).

4. Оценка знаний обучающихся производится автоматизированно с помощью блока (9) на основе просмотра инструктором протоколов выполнения заданий, сформированных в базе данных ИТИК (6) под управлением блока управления (7) на основе взаимодействия каждого АРМ ОТ (1) и АРМ инструктора (5) в процессе контроля выполнения заданий.

5. Протоколы обучения, тренировок и выполнения контрольных заданий (во всех режимах работы ИТИК) формируются автоматически под управлением блока (8) и заносятся в базу данных ИТИК (6).

Работы ИТИК (фиг. 1) в режиме ввода исходной документации и в режиме обработки исходной документации предназначена для подготовки работы ИТИК в основных режимах обучения и тренировки, а также во вспомогательном режиме формирования ИЭРД на объекты ТОР, по которым ранее разработанная ИЭРД BP отсутствует.

Состав исходным документов, ввод которых предусмотрен в ИТИК (фиг. 1) может включать (при наличии):

1) электронное дело изделия;

2) электронный каталог изделия;

3) электронный каталог комплекта запасных частей и принадлежностей изделия;

4) электронное руководство по эксплуатации изделия;

5) электронные копии конструкторских документов на изделия и их СЧ (общих видов);

6) технологические инструкции по выполнению операций ТОР на СЧ разного уровня структуры изделий (включая типовую ремонтную документацию СЧ);

7) 3D-модели СЧ изделия (имитационные модели СЧ);

8) чертежи общих видов и (или) фотографии инструмента и принадлежностей;

9) номенклатурные справочники и кодификаторы комплектующих изделий и материалов, используемых при проведении работ по ТОР изделий и их СЧ, и др.

Документы, представленные в бумажном виде, в процессе ввода с помощью технических средств блока ввода (11), входящего в состав АРМ формирования ИЭРД (10), преобразуются в форму электронных копий.

С помощью блока ввода (11) производится просмотр, декомпозиция и индексация СЧ исходных документов. Производится подготовка этих СЧ для формирования на их основе разделов ИЭРД на СЧ изделия.

Обработанные и проиндексированные исходные документы в виде электронных СЧ будущих разделов ИЭРД передаются из блока ввода (11) АРМ (10) в базу данных ИТИК (6) в составе АРМ (5) инструктора.

Следующим этапом является формирование общей структуры ИЭРД на соответствующее изделие.

Формирование общей структуры ИЭРД изделия ВВТ (СТС) осуществляется с помощью блока формирования структуры ИЭРД (12), входящего в состав АРМ (10) следующим образом:

Под управлением органов управления АРМ (10) с помощью блока формирования структуры (12) генерируется шаблон структуры ИЭРД, который отображается на экране АРМ (10).

Шаблон структуры ИЭРД представляет собой разветвленный многозвенный граф, вершина которого соответствует уровню изделия ВВТ в целом, а узлы графа соответствуют СЧ соответствующих уровней структуры изделия ВВТ (объекта ТОР). Вершина и узлы графа помечены номерами, начиная с единицы (изделие в целом). СЧ каждого уровня помечаются составными номерами, включающими номер структурного уровня и порядковый номер СЧ на данном структурном уровне (см. фиг. 2).

Под управлением блока (12) из базы данных ИТИК (6) извлекаются ранее введенные конструкторские документы, описывающие структуру объекта ТОР (схему деления изделия и спецификации СЧ разного уровня). На основе этих документов в графы соответствующих узлов шаблона ИЭРД заносятся идентификационные данные каждой СЧ. Эти идентификационные данные служат в дальнейшем поисковыми реквизитами при формировании разделов ИЭРД для каждого уровня структуры изделия (см. фиг. 3).

Формирование разделов ИЭРД для каждого уровня структуры изделия ВВТ (объекта ТОР) производится с помощью блока формирования (13) во взаимодействии с блоком формирования структуры ИЭРД (12) и базой данных ИТИК (6).

На основе идентификационных данных СЧ (из сформированной общей структуры ИЭРД (фиг. 3)) под управлением блока формирования (13) из базы данных ИТИК (6) поочередно вызываются СЧ исходных документов (текст описания устройства и принципа работы СЧ, указания по видам технического обслуживания, технологические инструкции, имитационные модели, общие виды и др.).

Эти СЧ документов размещаются в логической последовательности выполнения действий по изучению объекта ТОР и выполнению операций ТОР в зависимости от возможных вариантов технического состояния объекта ТОР (изделия ВВТ и (или) его СЧ).

В процессе интерактивного просмотра формируемого раздела ИЭРД выявляются недостающие указания по выполнению технологических операций и переходов, устанавливаются критерии оценки результатов выполнения операций, устанавливаются связи текстовых указаний с визуализацией выполнения действий операторов с использованием общих видов СЧ и инструмента, 3D-моделей и имитационных моделей СЧ.

После формирования раздела ИЭРД для одной СЧ повторяют процедуру формирования раздела ИЭРД для другой СЧ - последовательно проходя ранее сформированную структуру ИЭРД (фиг. 3) для всего изделия ВВТ.

По завершению формирования всех разделов ИЭРД по структуре ИЭРД для изделия ВВТ производят просмотр всего комплекта ИЭРД и установление связей и взаимных переходов между разделами ИЭРД по всем процессам выполнения ТОР на изделии и его СЧ.

Просмотр производят под управлением блока (12). Корректировку разделов ИЭРД и их взаимную увязку осуществляют на основе взаимодействия блока (12), блока (13) и базы данных ИТИК (6).

При возникновении необходимости уточнения и (или) дополнения ранее разработанных разделов ИЭРД на какое-либо изделие, комплект ИЭРД на это изделие с помощью АРМ (10) вводят в базу данных ИТИК (6). Рассмотренным ранее способом с помощью АРМ (10) обрабатывают и вводят в базу данных ИТИК (6) исходные документы, необходимые для уточнения разделов ИЭРД. Далее с помощью блоков (12) и (13) вызывают из базы данных ИТИК (6) и отображают на экране АРМ (10) соответствующий раздел ИЭРД. Просматривают раздел ИЭРД, вносят необходимые уточнения, согласуют доработанный раздел ИЭРД со смежными разделами ИЭРД в общей структуре комплекта ИЭРД на изделие ВВТ.

Техническая реализация заявленного ИТИК (фиг. 1) осуществляется на основе типовых средств вычислительной техники и программного обеспечения, известных из существующего уровня техники. Каждый блок структуры ИТИК (фиг. 1) реализуется в виде программно-аппаратного устройства. Блоки, входящие в каждый тип АРМ, могут быть реализованы как автономно (на отдельных компьютерах), так и интегрально (каждое АРМ на отдельном компьютере - с распределением ресурсов между блоками АРМ). В минимизированном варианте ИТИК может состоять из АРМ ОТ (1), АРМ инструктора (5) и АРМ формирования ИЭРД (10).

Функциональные связи между АРМ согласно фиг. 1 реализуются с помощью стандартных интерфейсных кабелей (например, по стандарту Ethernet).

Таким образом заявленное техническое решение (ИТИК (фиг. 1)) промышленно реализуемо на средствах, известных из уровня техники и реализует заявленный технический результат:

1) упрощает техническую реализацию ИТИК, как систему обучения и тренировки персонала правилам проведения ТОР образцов ВВТ с применением ИЭРД BP (создаваемую, в минимизированном варианте, на трех комплектах компьютеров);

2) обеспечивает возможность обучения и тренировки персонала правилам работы по ТОР образцов ВВТ с применением ИЭРД BP (в том числе - отработку реакций персонала на возможные нештатные ситуации на СЧ) в имитационном режиме - без применения макетов СЧ - объектов ТОР;

3) обеспечивает возможность автоматизированной оценки знаний обучающихся и уровня тренированности обучающихся (включая оценку реакций обучающихся на имитируемые нештатные ситуации на СЧ);

4) обеспечивает возможность уточнения разделов ИЭРД BP и возможность формирования новых комплектов ИЭРД BP на изделия ВВТ, на которые ранее не были разработаны соответствующие комплекты ИЭРД BP.

1. Имитационно-моделирующий обучающий и тренажерный интерактивный комплекс (ИТИК), содержащий автоматизированное рабочее место обучения и тренировки (АРМ ОТ), включающее блок ведения разделов (БВР) интерактивной электронной ремонтной документации (ИЭРД), отличающийся тем, что в состав АРМ ОТ дополнительно входят блок имитации состояния (БИС) объекта технического обслуживания и ремонта (ТОР) с применением ИЭРД, соединенный двусторонними связями с БВР, и блок отображения и взаимодействия (БОВ), соединенный двусторонними связями с БВР и БИС, в состав ИТИК также входит автоматизированное рабочее место инструктора (АРМ И), соединенное двусторонними связями с АРМ ОТ и включающее в свой состав базу данных (БД) ИТИК, блок управления обучением (БУО), блок ведения протоколов (БВП) обучения и тренировки и блок оценки качества знаний (БОКЗ), при этом БД ИТИК соединена двусторонними связями с БУО, БВП и БОКЗ, блок управления обучением соединен двусторонними связями с БВП и БОКЗ, а БВП соединен двусторонними связями с БОКЗ.

2. ИТИК по п. 1, отличающийся тем, что в него введено автоматизированное рабочее место формирования (АРМ Ф) ИЭРД BP, соединенное двусторонними связями с АРМ И, в состав АРМ Ф входят блок ввода, декомпозиции и индексации (БВДИ) исходных документов, блок формирования структуры (БФС) ИЭРД и блок формирования разделов (БФР) ИЭРД, при этом БВДИ соединен двусторонними связями с БФС и БФР, а БФС соединен двусторонними связями с БФР.

3. ИТИК по п. 1 или 2, отличающийся тем, что в состав АРМ ОТ, АРМ И и АРМ Ф входят средства отображения (например, монитор) и средства управления (например, типовая клавиатура), обеспечивающие взаимодействие операторов и этих АРМ в интерактивном режиме.

4. ИТИК по п. 1, 2 или 3, отличающийся тем, что количество АРМ ОТ, входящих в состав конкретного комплекта ИТИК, определяется составом обучающихся, сменностью обучения и интенсивностью обучения.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к учебным тренажерам боевых расчетов (БР) зенитной ракетной системы (ЗРС) «Антей-2500» и может быть использовано в качестве учебного тренажера (изделие 9Ф681МЭ) для обучения БР ЗРС.

Изобретение относится к техническим средствам обучения водителей наземных транспортных средств, но также может быть использовано в качестве аттракциона или игрового тренажера.

Изобретение относится к тренажерным комплексам. Технический результат заключается в расширении арсенала средств того же назначения.

Изобретение относится к компьютерным средствам обучения работников. Технический результат заключается в расширении функциональных возможностей.

Изобретение относится к способу построения маршрута маловысотного полета на виртуальном полигоне. Для построения маршрута производят моделирование виртуальной карты рельефа местности, используют динамическую модель испытуемого ЛА, производят полет по заданному маршруту, производят разложение заданного маршрута на элементарные звенья определенным образом, формируют горный рельеф с заданными параметрами, привязывают разработанный маршрут к географическим координатам, определенными навигационной системой на борту ЛА, определяют область возможного выполнения маловысотного полета для каждого элементарного звена и для общей области полета над заданным рельефом местности.

Изобретение относится к конструкции и оборудованию малых спутников модульного типа (формата CubeSat) и их моделям, используемым в учебных целях. Спутник-конструктор (СК) содержит базовую модульную платформу для формирования узлов и систем СК, бортовую сеть, не менее одного центрального процессора (одноплатного компьютера), работающего на библиотеках высокого уровня, модуль управления и связанные с ним модуль УКВ-канала связи и модуль Wi-Fi канала связи, а также служебные системы, допускающие выбор и/или замену элементов.

Учебный стенд-тренажер газораспределительного механизма двигателя внутреннего сгорания с возможностью отработки и закрепления навыков выполнения основных видов работ по ремонту и техническому обслуживанию газораспределительного механизма, содержащий каркас, выполненный в виде стулообразной сварной конструкции из квадратной трубы, на котором при помощи штатных болтов неподвижно закреплена комплектная головка блока цилиндров автомобиля ВАЗ с клапанной крышкой.

Предлагаемое изобретение относится к области радиосвязи и направлено на сокращение сроков подготовки специалистов связи. Технический результат предлагаемого изобретения направлен на приобретение специалистами навыков обеспечения связи в сложных условиях, приближенных к реальным, на этапе тренажерного обучения.

Изобретение относится к средствам подготовки оперативного персонала энергетического оборудования, а также персонала, выполняющего ремонт и техобслуживание технологического оборудования, персонала выполняющего настройку и оптимизацию системы управления энергетическим оборудованием (АСУТП).

Предложенное изобретение относится к области технических средств обучения мобильных групп и преимущественно может быть использовано для обучения в области безопасности жизнедеятельности и формирования навыков, необходимых в реальных условиях деятельности спасательных формирований.

Изобретение относится к области автоматизации систем и автоматического управления. Технический результат заключается в обеспечении возможности моделирования сценария развития текущей ситуации с учетом нечетких критериев оценки прогнозируемых ситуаций.

Изобретение относится к компьютерно-реализуемому способу ситуационного анализа устойчивости технической системы с многоэтапным характером целевого применения. Технический результат заключается в автоматизации анализа устойчивости технической системы.
Изобретение относится к средствам учета доходов юридических и физических лиц, используется для выявления причитающихся налогов. Каждое место в транспорте имеет цифровое мобильное кассовое устройство для оплаты проезда.

Изобретение относится к автоматизированному устройству учета отпусков и зарплат сотрудников. Технический результат заключается в автоматизации учета отпусков и зарплат сотрудников.

Изобретение относится к области вычислительной техники. Технический результат заключается в расширении арсенала технических средств.

Изобретение относится к способам автоматизации получения реквизитов получателя платежа при формировании счета на оплату для платежных систем, предназначенных для оплаты услуг и товаров.

Изобретение относится к области автоматизации контроля и управления технологическим процессом транспортировки продукта по многониточным магистральным трубопроводам (ММТ).

Изобретение относится к компьютерно-реализуемому способу автоматизированной обработки и анализа данных для оценки эффективности выполнения поручений. Технический результат заключается в автоматизации обработки и анализа данных для оценки эффективности выполнения поручений.

Изобретение относится к электронной регистрации в базе данных прав собственности на материальные изделия посредством пронумерованных карточек. Технический результат заключается в повышении надежности определения подлинности товара.

Группа изобретений относится к системе и способу поддержки выполнения задач. Система, осуществляющая способ, содержит оборудование обработки информации, установленное в транспортном средстве, и сервер.
Наверх