Способ комплексной когнитивной реабилитации старшего поколения

Изобретение относится к области медицины, а именно к восстановительной медицине, и может использоваться для комплексной когнитивной реабилитации старшего поколения. Осуществляют групповую форму занятий, состоящих из четырех этапов: разминки, интеллектуального, физического и психоэмоционального. При этом на этапе разминки выполняют упражнения кистевой гимнастики, упражнения для стимуляции мозгового кровообращения, упражнения для шеи. На интеллектуальном этапе выполняют интеллектуальные задачи. На физическом этапе выполняют упражнения на увеличение частоты сердечных сокращений – занятия групповыми танцами и упражнениями на развитие ловкости, упражнения на развитие баланса и упражнения с палкой, а также упражнения по кинезиологии. Психоэмоциональный этап включает участие в играх, влияющих на создание позитивного эмоционального настроя. При этом этапы занятия: разминка, интеллектуальный, физический и психоэмоциональный разбиты в соотношении 5%:30%:35%:30% от общей продолжительности занятия. Способ обеспечивает улучшение когнитивных функций, таких как: развитие обоих полушарий головного мозга, развитие мелкой моторики, процесса запоминания, хранения и извлечения информации, процесса удержания внимания и концентрации, развитие речевого аппарата и объемного зрения, физической активности (аэробная нагрузка) и эмоционально-психологического самопрограммирования, повышение активной социализации участников занятий путем общения и воздействия на личность через механизмы малой социальной группы, обеспечение значительного увеличения скорости арифметических действий, расширение лингвистических возможностей, развитие внимания, ловкости и быстроты реакции, поддержания активного образа жизни как в части физического, так и в части ментального долголетия для людей старше 50 лет за счет комплекса наиболее значимых этапов групповой формы занятий. 10 з.п. ф-лы.

 

Изобретение относится к области медицины, а именно, к восстановительной медицине - немедикаментозным способам восстановления и поддержания когнитивной деятельности и может использоваться пациентами самостоятельно после прохождения обучающего курса.

Структурной составляющей восстановления очаговых поражений головного мозга является его пластичность - способность к компенсации структурных и функциональных расстройств. Анатомической основой пластичности является реорганизация кортикальных отделов, увеличение эффективности функционирования сохранившихся структур и активное использование альтернативных нисходящих путей.

Основным фармакологическим средством лечения

цереброваскулярных нарушений являются нейропротекторы, влияющие на мозговой обмен, и нормализацию кровоснабжения мозга с помощью вазоактивных препаратов и лекарственных средств, воздействующих на свертывание крови. Тем не менее, на сегодняшний день нейропротекторный эффект какого-либо препарата нельзя считать убедительно доказанным [Гусев Е.И., Скворцова В.И. Ишемия головного мозга. // М. - 2001. - С. 328; The national institute of neurological disorders and stroke rt-PA stroke study group.Tissue plasminogen activator for acute ischemic stroke.//New Eng J Med. - 1995. - V.333. - Р. 1581-1587].

Кроме этого, при длительном применении фармакологических средств происходит снижение их эффективности, проявляются побочные действия препаратов на фоне сопутствующих заболеваний, что усугубляет проблему восстановительной терапии для возрастной категории лиц старшего поколения - свыше 50 лет.

Использование физических факторов как разновидности немедикаментозного лечения привлекает тем, что физиотерапия имеет большой выбор средств лечения, не вызывает осложнений, аллергических реакций и в большинстве случаев хорошо переносится пациентами. Физические упражнения являются неспецифическим раздражителем, так как они стимулируют физиологические процессы в целом, активизируют нейрогуморально-гормональные механизмы, усиливают афферентацию с сухожилий и мышц, моторно-висцеральную регуляцию вегетативных функций и резервные механизмы кровообращения [Мошков В.Н. Лечебная физическая культура в клинике нервных болезней. М., Медицина, 1972, стр. 43-59].

Помимо физиотерапевтических мероприятий, направленных на устранение физических нарушений, восстановления чувствительных, двигательных функций, для полноценной реабилитации важную роль играет также нейропсихологическая реабилитация, направленная на восстановление высших психических функций.

Известен способ лечебно-оздоровительного воздействия на человека Жданова В. А., включающий выполнение упражнений лечебной физкультуры, при котором вначале проводят расслабление и/или тонизацию соответствующих болевых зон тела пациента, после чего проводят приемы восстановления тела пациента в положение максимального приближения оси тела к вектору гравитации. При выполнении упражнений пациент использует аффирмации оздоровительного характера. Упражнения выполняют в период бодрствования в течение 0,5-2 мин. каждые 0,5-2 ч до устойчивого ощущения нового физиологического положения тела и его автоматического использования. Дополнительно 3-4 раза в день за полчаса до еды пациент ложится областью пупка на упругое возвышение в виде валика шириной 15-20 см, высотой 25-30 см, затем смещает валик на 5-7 см ниже, затем - выше пупка, не допуская сильной боли, а руководствуясь ощущением дискомфорта. При этом используют осуществление мелких движений - изгибов в поясничном отделе позвоночника и дыхание для смены направления воздействия валика. Продолжительность этой процедуры - столько, сколько времени пациент хочет ее выполнять. Используют дыхание при упражнениях: пациент представляет, что его грудная клетка - колпак или конус, а живот - мяч, и, вдыхая, пациент опускает этот «конус» или «колпак» грудной клетки на «мяч» живота. Выдох пациент производит через сомкнутые губы, с сопротивлением (RU 2643403, А61Н 1/00, 01.02.2018).

К недостаткам данного способа можно отнести сложность и длительность выполнения комплекса упражнений, направленность упражнений только на коррекцию нарушений статики и динамики тела пациента, в результате которой происходит развивающая работа над отдельными элементами когнитивных функций, оторванных от целостной системы, в результате чего формируются определенные навыки высших психических функций (концентрация, селективность, механистическое запоминание и воспроизведение), необходимых в решении практических и житейских задач, но не способствующих дальнейшему процессу развития и раскрытию всего потенциала человека.

Наиболее близким аналогом предлагаемому решению является способ комплексной реабилитации больных в раннем восстановительном периоде церебрального инсульта, включающий программу реабилитационных мероприятий на базе комплексов лечебной физкультуры (ЛФК) с применением дыхательных упражнений и упражнений на расслабление с элементами аутотренинга. Завершают программу этапом визуализации, в ходе которой осуществляют зрительную настройку на позитивный процесс. Затем проводится динамическая проприокоррекция с использованием рефлекторно-нагрузочного устройства. Далее применяют функциональную программируемую электростимуляцию нейромышечного аппарата. В зависимости от степени выраженности двигательных нарушений, проводят четырех- или шестиканальную электростимуляцию во время двигательного акта в соответствии с возбуждением и сокращением мышц. Завершают комплекс реабилитации упражнениями перед зеркалом, в ходе которых пациент здоровой рукой выполняет упражнения во всех суставах верхней конечности и во всех плоскостях, наблюдая за отражением в зеркале, мысленно представляя, что движения он выполняет больной рукой. После каждого комплекса упражнений выполняют элементарные движения на расслабление. Постепенно количество упражнений доводят до 400 в четыре подхода (RU 2513418, А61Н 1/00, A61N 1/32, А61М 21/00, 20.04.2014).

К недостаткам данного способа можно отнести его сложность и длительность выполнения, дороговизну самих устройств, возможность использования только в стационарных условиях, одностороннюю направленность на восстановление нейродинамических нарушений, отсутствие возможности групповой формы занятий, которая способствует повышению эффективности восстановления психических и двигательных функций.

Техническим результатом предлагаемого изобретения является улучшение когнитивных функций, таких как: развитие обоих полушарий головного мозга, развитие мелкой моторики, процесса запоминания, хранения и извлечения информации, процесса удержания внимания и концентрации, развития речевого аппарата и объемного зрения, физической активности (аэробная нагрузка) и эмоциональное-психологического самопрограммирования, повышение активной социализации участников занятий путем общения и воздействия на личность через механизмы малой социальной группы, обеспечение значительного увеличения скорости арифметических действий, расширение лингвистических возможностей, развитие внимания, ловкости и быстроты реакции, поддержания активного образа жизни, как в части физического, так и в части ментального долголетия для людей старше 50 лет.

Поставленная задача достигается за счет того, что способ комплексной когнитивной реабилитации старшего поколения, согласно изобретению, осуществляют групповую форму занятий, состоящих из четырех этапов: разминки, интеллектуального, физического и психоэмоционального, при этом на этапе разминки выполняют упражнения кистевой гимнастики, упражнения для стимуляции мозгового кровообращения, упражнения для шеи, на интеллектуальном этапе выполняют интеллектуальные задачи, на физическом этапе выполняют упражнения на увеличение частоты сердечных сокращений - занятия групповыми танцами и упражнениями на развитие ловкости, упражнения на развитие баланса и упражнения с палкой, а также упражнения по кинезиологии, психоэмоциональный этап включает участие в играх, влияющих на создание позитивного эмоционального настроя, при этом этапы занятия следующие: разминка, интеллектуальный, физический и психоэмоциональный, разбиты в соотношении 5%:30%:35%:30% от общей продолжительности занятия.

Кистевая гимнастика разминки содержит следующие упражнения:

- пациент выпрямляет и соединяет ладони, затем энергично растирает ладони до появления активного тепла;

- пациент выпрямляет ладони и соединяет их внешними ребрами, затем энергично растирает до появления активного тепла;

- пациент соединяет пальцы рук в положение «рукопожатие», затем активное «умывает» руки в направлении внутрь и наружу с усилием, до появления тепла;

- пациент последовательно разминает пальцы рук во фронтальных и боковых поверхностях;

- пациент делает массаж межпальцевого пространства до умеренных болевых ощущений;

- пациент энергично растирает области запястьев;

- пациент располагает ладони друг напротив друга сверху и снизу, делает пальцевый замок, тянет кисти в противоположных направлениях, после меняет руки;

- пациент располагает ладони друг напротив друга сверху и снизу, делает пальцевый замок по одному пальцу каждой ладони, тянет пальцы в противоположных направлениях, после меняет руки;

- пациент раскрывает ладонь, располагает пальцы врозь, последовательно, начиная с мизинца собирает пальцы в кулак и раскрывает их, добиваясь непрерывного плавного движения;

пациент раскрывает ладонь, собирает пальцы, производит волнообразные движения всеми пальцами вперед и назад,

- пациент раскрывает ладонь, пальцы врозь, производит волнообразные движения всеми пальцами вперед и назад,

- пациент раскрывает ладонь, производит волнообразные движения по одному пальцу вперед и назад,

- пациент смыкает ладони, пальцы выпрямляет, двигает пальцами вправо-влево, не размыкая ладони,

- пациент раскрывает ладонь, пальцы врозь, сгибает поочередно пальцы, плотно прижимая их к основанию пальцев,

- пациент прижимает пальцы к основанию, поочередно разгибает пальцы,

- пациент соединяет пальцы в пирамидку, вращают пальцы друг вокруг друга по и против часовой стрелки;

- пациент одну руку сжимает в кулак, большой палец вверх, другую -раскрывает, пальцы сжимает, далее меняет положения рук, следя за тем, чтобы большой палец был вытянут в положении «кулак», то же - в движении,

- пациент одну руку сжимает в кулак, большой палец отогнут на руке с раскрытой ладонью, другую - раскрывает, пальцы сжимает, далее меняет положения рук, следя за тем, чтобы большой палец был вытянут в положении «кулак», то же - в движении.

- пациент одну руку складывает в положение, при котором большой палец находится между средним и указательным, а другую - в положение, при котором все пальцы кроме большого сжаты в кулак, а большой палец поднят вертикально вверх - менять положения пальцев на руках

- пациент на одной руке выпрямляет указательный и средний палец, остальные - сжимает в кулак, на другой руке выпрямляет средний, безымянный и мизинец, остальные - сжимает в кулак, далее меняет положение рук,

- пациент располагает руки перед собой, пальцы врозь, обхватывает одну руку другой, сдвигает ладони на один палец вперед и назад,

- пациент выпрямляет и соединяет ладони, сжимает ладонями и двигает ими вправо-влево, растягивая запястья, предплечья при этом неподвижны,

- пациент скрещивает указательный и средний палец, мизинец и безымянный, двигает попеременно к ладони и обратно, затем то же -двигает ими в горизонтальном направлении вправо-влево,

- пациент сжимает пальцы в замок, поочередно поднимает и опускает пальцы, затем поднимает и опускает по два пальца одновременно,

- пациент сжимает пальцы в кулак, из кулака последовательно выпрямляет пальцы, затем делает это в различных комбинациях: через один, по два, по три пальца, комбинируя руки,

- пациент сжимает пальцы в кулаки, из кулака на одной руке выпрямляет указательный палец и мизинец, при этом средний и безымянный пальцы согнуты, из кулака на другой руке, наоборот, выпрямляет средний и безымянный пальцы, остальные - сжаты, затем меняет положение пальцев на обеих руках,

- пациент держит ладони раскрытыми, соединяет большой палец одной руки с указательным пальцем другой, далее соединяет свободный большой палец одной руки со свободным указательным пальцем другой, поворачивая ладони друг навстречу другу, далее свободный большой палец одной руки соединяет со средним пальцем другой, затем поворачивает на большой палец, далее - последовательно до мизинца и обратно,

- пациент держит ладони раскрытыми, ладони развернуты друг навстречу другу, пальцы раскрыты, затем соединяет большие и указательные пальцы обеих рук, образуя рамку, меняет последовательно пальцы, соединяя большой-указательный, большой - средний, большой- безымянный, большой - мизинец и обратно,

- пациент держит ладони раскрытыми, большой палец соединяет с указательным на одной руке, большой палец - с мизинцем - на другой, одновременно последовательно перемещает большие пальцы на одной руке от указательного пальца - к мизинцу, на другой руке - от мизинца -к указательному,

- пациент держит ладони в кулаках, на одной руке большой палец вытянут, ладонь к себе, на другой руке вытянут мизинец, остальные пальцы - в кулаке, в движении слева направо сохраняет эту комбинацию пальцев, при движении в обратную сторону - меняет положение пальцев на обеих руках.

Этап разминки содержит следующие упражнения для стимуляции мозгового кровообращения:

пациент расчесывает волосистую часть головы жестко зафиксированными пальцами двадцать раз,

- пациент растирает ушные раковины, по всей поверхности: мочки, козелок, противокозелок, заднюю поверхность раковин, до появления ощущения интенсивного тепла,

- пациент осторожно сворачивает оба уха к центру и вращает его по - и против часовой стрелки,

- пациент покусывает кончик языка мелкими движениями до боли - десять раз,

- пациент растягивает плечевые суставы вытянутой вверх рукой, попеременно и одновременно, затем то же - в горизонтальном направлении,

- пациент энергично массирует область шеи сзади и холки,

- пациент энергично поднимает плечи к ушам, задерживается в этом положении 5 секунд и резко сбрасывает,

- пациент обнимает себя за плечи, поднимает локти максимально вверх и опускает обратно,

- пациент сидит, поставив руки на область почек, сводит локти вперед, возвращается в исходное положение.

Этап разминки содержит следующие упражнения для шеи:

- пациент садится на стул, делает наклоны в стороны по 5 раз, наклоны вперед-назад - по 5 раз, повороты головы вправо-влево - по 5 раз, наклоны с поворотом - по 5 раз, вытягивание шеи вперед - 5 раз, повороты головы с поднятыми руками - по 5 раз, растягивание прямых рук в сторону - 1 мин., растягивание прямых рук назад - 1 мин., движения с сопротивлением вперед, назад, в стороны - с упором ладони на лоб, затылок, виски.

Интеллектуальный этап содержит следующие упражнения:

- на счет: математические действия сложение, вычитания, умножение, деление,

- подбор синонимов и антонимов, анаграммы от простых слов, до сложных,

- формулирование сложных определений,

- счет: от 1 до 100, от 1 до 100 туда и обратно, туда и обратно только четные, только нечетные, кратные 3,

- счет на каждую нечетную цифру - строчка из стихотворения в прямом и обратном направлении,

- рассказ на определенную букву,

- репортаж об окружающих предметах непрерывно в течение 3-х минут,

- подбор ассоциаций,

- проговаривание скороговорок,

- чтение двух стихотворений, по две строчки из каждого, начиная с места, на котором остановился,

- запоминание сложных незнакомых ранее слов,

- пение песен только с гласными буквами,

- рисование левой рукой,

- зеркальное рисование правой и левой рукой,

- одновременное написание слов правой и левой рукой,

- одновременное рисование левой и правой руками разных предметов,

- поиск имен в предложениях,

- поиск на картинках лиц, животных, геометрические фигуры.

Физический этап содержит следующие упражнения с палкой:

- пациент сидит, катает палку босыми ногами поочередно и одновременно, сначала на три четверти, затем, полностью выпрямляя ноги,

- пациент сидит, удерживает палку на пальцах поднятых ног, затем -на одной и другой ноге попеременно.

Физический этап содержит следующие упражнения на баланс:

- пациент стоит на воображаемом «канате», наклоняется вперед, назад, в стороны,

- пациент стоит на одной ноге, рука за спиной, делает полукруги другой ногой на весу, далее то же - руки в стороны, далее - закрыв глаза,

- ходьба вперед спиной, стараясь сохранять прямолинейность движения,

- пациент стоит на одной ноге, подняв другую назад, стараясь сохранить равновесие в течение 1-2 минут, то же - с закрытыми глазами,

- пациент стоит на одной ноге наклоняется вниз,

- пациент стоит на одной ноге и перекладывает мяч над головой,

- пациент ходит по помещению широкими шагами, чередуя их с мелкими через 1, через 3, через 5 шагов, далее то же, поменяв направление - спиной,

- пациент стоит на одной ноге, подняв одну ногу в колене так, чтобы она не прикасалась к опорной ноге, фиксирует это положение на 1 мин., меняет опорную ногу, далее то же - с закрытыми глазами.

Физический этап содержит следующие упражнения по кинезиологии:

- пациент садится на стул, скрещивает ноги, положив лодыжку левой ноги на лодыжку правой ноги, далее скрещивает руки, положив запястье правой руки на запястье левой руки, после чего соединяет пальцы в замок, так, чтобы большой палец правой руки оказался поверх большого пальца левой руки, затем выворачивает соединенные в замок руки перед грудью «наизнанку», чтобы сцепленные пальцы были направлены кверху, при этом надо смотреть прямо, взгляд вверх, кончик языка прижат к верхнему небу, необходимо посидеть в этой позе 1-5 мин. до появления зевка либо до ощущения достаточности,

- пациент садится на стул, спина прямая, приподнимает стопу, выворачивает ее внутрь и по 8 раз качает ею вперед и назад, то же -другой ногой,

- пациент садится на стул, ноги держит параллельно, не скрещивая, соединяет попарно кончики пальцев обеих рук, словно обхватывая небольшой шар, и располагает кисти перед грудью, при этом взгляд направлен вниз, кончик языка зажат между зубами, находится в этом положении 1-2 мин., до появления зевоты или до ощущения достаточности,

- пациент одну ладонь кладет на лоб, другую - на затылок, сделав несколько глубоких ровных вдохов и выдохов, спокойно концентрируется и сидит в таком положении 2 мин.,

- пациент указательным и средним пальцами одной руки массирует точки над верхней губой в середине носогубной складки и посередине под нижней губой, при этом ладонь другой руки в это время лежит на пупке, одновременно с этим переводит взгляд в разных направлениях: влево-вверх и вправо-вниз, затем меняет положение рук и повторяет упражнение,

- пациент садится на стул, ухо плотно прижимает к плечу, одновременно вытягивает одну руку и начинает рисовать ею горизонтальную восьмерку, начиная от центра зрительного поля и идя вверх против часовой стрелке, при этом глаза следят за движениями кончиков пальцев, затем меняет руки,

- одна рука пациента касается носа, другая - уха таким образом, чтобы руки были перекрещены, меняет руки местами,

- пациент стоит, выполняя упражнение, старается коснуться локтем противоположного колена, поднимая его вперед-вверх, меняет положение,

- пациент стоит или сидит, располагает центр ладоней на уши так, чтобы пальцы сомкнулись на затылке, барабанит по черепу максимально сильными пальцами столько раз, сколько ему лет.

Физический этап содержит массаж биологически активных точек.

Физический этап содержит следующие упражнения на развитие ловкости:

- пациент катает два теннисных мяча подошвой ноги стоя и сидя, в разных направлениях,

- пациент стоит, держа в обеих руках гимнастическую палку, перехватывает палку обеими руками от середины к концам палки и обратно,

- пациент стоит, держа гимнастическую палку в одной руке, перехватывающими движениями движется по горизонтали от одного конца палки к другому и назад, меняет руки, то же - в вертикальном положении палки,

- пациент стоит, держа в обеих руках гимнастическую палку, подбрасывая палку вверх, ловит ее, хлопая в ладоши один, два, три раза,

- пациент стоит, держа в обеих руках гимнастическую палку, подбрасывает палку вверх и ловит ее, скрестив руки,

- пациент стоит, держа гимнастическую палку вертикально за нижний конец в одной руке, разжав руку пытается схватить палку как можно ближе к противоположному - верхнему концу, меняет руки,

- пациент стоит, держа гимнастическую палку вертикально в одной руке, перебрасывает палку из одной руки в другую, пытаясь хлопнуть в ладоши,

- пациент стоит, держа гимнастическую палку вертикально в одной руке на ладони, пытается сохранить равновесие.

Психоэмоциональный этап содержит следующие приемы:

- задания в виде соревнований между мини-группами, связанные с вспоминанием песен на разные темы,

- пересказ известных сказок от лица второстепенных героев («в «Красной шапочке» - от лица волка, бабушки или лесорубов...),

- демонстрация одним из участников загаданного слова при помощи жестов и мимики, отгадывание остальными участниками демонстрируемого слова,

- групповая игра в ассоциации (все садятся в круг, выбирается ведущий, который говорит любое слово на ухо своему соседу; получивший это слово человек обязан быстро сообщить его рядом сидящему игроку, но в виде ассоциации (например, дом - очаг), а тот, в свою очередь, передает следующему участнику уже свою версию),

- пантомима (мини-группы выбирают любое известное произведение и пытаются пантомимой рассказать его. Остальные мини-группы должны отгадать о каком произведении идет речь, они могут задавать вопросы актерам, но актеры не имеют права отвечать словами, только мимикой и жествами).

В предлагаемом способе в основе организации восстановительного обучения лежит групповая форма занятий, которая способствует повышению эффективности восстановления когнитивных функций и активной социализации участников занятий путем общения и воздействия на личность через механизмы малой социальной группы: межличностное взаимодействие, сотрудничество, кооперацию, соревновательность и т.д. (Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. М.; Московский психолого-социальный институт Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001, стр. 9).

Предпочтительно в процессе проведения групповых занятий использовать нейростимулятор, реализующего технологию транскраниальной электростимуляции. Нейростимуляция активирует зоны мозга, ответственные за память, реакцию, концентрацию внимания, математические и лингвистические способности. Совмещая нейростимуляцию с обучением и тренировками, значительно повышается эффективность результатов программы реабилитации когнитивной деятельности старшего поколения.

Система обучения построена на

моделировании когнитивной деятельности, реализует комплексный подход с позиции синхронизации работы левого и правого полушарий головного мозга, позитивного эмоционального настроя и регулярной физической активности, включающей в себя сложные движения с увеличением частоты сердечных сокращений (ЧСС) минимум на 20% от базового уровня. Каждое занятие состоит из четырех частей: разминка, интеллектуальная, психоэмоциональная, физическая составляющие; в соотношении 5%:30%:30%:35% от общей продолжительности занятия. Длительность занятия - 75 минут. Опытным путем было установлено, что только при данном соотношении продолжительности этапов обеспечивается максимальное достижение заявленного технического результата для людей старшего поколения, то есть для людей старше 50 лет (поколения 50+).

Во время разминки слушатели разминают пальцы, руки, простукивают голову и грудную клетку, разминают шею с целью улучшить кровообращение.

Интеллектуальная часть состоит из заданий на счет, подбор синонимов и антонимов, анаграммы, формулирование, игра "Я знаю 10 (имен, городов, рек, стран) на определенную букву", на скорость реакции (кидается теннисный мяч). Физическая часть состоит из двух блоков: упражнения на увеличение ЧСС, а также упражнений на развитие баланса и улучшение синхронизации работы обоих полушарий головного мозга. Упражнения на баланс предшествуют активным упражнениям и включают в себя работу с гимнастическими палками, асанами йоги, кинезиологические упражнения, отработка устойчивой походки. Сюда же входит пальчиковая гимнастика. ЧСС достигается энергичными групповыми танцами: Сиртаки, русскими народными, упражнениями аэробики, а также упражнениями на развитие ловкости и скорости реакции (используется гимнастическая палка и мяч). Психоэмоциональная составляющая программы направлена на создание и поддержание атмосферы радостного подъема и уверенности в успехе. В качестве лакмусовой бумаги выступает наличие улыбок, оживленности и заинтересованности слушателей. Этому способствуют смешные скороговорки, которые помимо хорошего настроения еще и помогают развитию речевого аппарата, конкурсы "Вспомни песню" (по темам).

Программа занятий по реабилитации двигательного, когнитивного и психологического дефицита следующая. Этап 1 (разминка).

1.1. Упражнения кистевой гимнастики.

1.1.1. Исходное положение (и.п.): ладони выпрямлены и соединены в ладонях. Энергично растирать ладони до появления активного тепла.

1.1.2. И.п.: ладони выпрямлены и соединены внешними ребрами ладоней. Энергично растирать до появления активного тепла.

1.1.3. И.п.: пальцы в положение «рукопожатие». Активное «умывание» рук в направлении внутрь и наружу с усилием, до появления тепла.

1.1.4. Последовательно разминать пальцы рук во фронтальных и боковых поверхностях.

1.1.5. Массаж межпальцевого пространства до умеренных болевых ощущений.

1.1.6. Энергично растирать области запястьев.

1.1.7. И.п.: ладони друг напротив друга сверху и снизу, сделать пальцевый замок, тянуть кисти в противоположных направлениях. Поменять руки.

1.1.8. То же - по одному пальцу

1.1.9. И.п.: ладонь раскрыта, пальцы врозь. Последовательно, начиная с мизинца «собирать» пальцы в кулак и раскрывать их, добиваясь непрерывного плавного движения.

1.1.10. И.п.: ладонь раскрыта, пальцы собраны. Волнообразные движения всеми пальцами вперед и назад. То же - по одному пальцу. То же с раскрытыми пальцами.

1.1.11. И.п.: ладони сомкнуты, пальцы выпрямлены. Двигать пальцами вправо-влево, не размыкая ладони.

1.1.12. И.п.: ладонь раскрыта, пальцы врозь. Сгибать поочередно пальцы, плотно прижимая их к подушечкам (основанию) пальцев.

1.1.13. И.п.: пальцы плотно прижаты к подушечкам, разгибать пальцы поочередно.

1.1.14. И.п.- пальцы соединены в «пирамидку». Вращать пальцы друг вокруг друга по и против часовой стрелки.

1.1.15. И.п.: одна рука сжата в кулак большой палец вверх, другая раскрыта, пальцы сжаты. Менять положения рук, следя за тем, чтобы большой палец был вытянут в положении «кулак». То же - в движении.

1.1.16. И.п.: то же. Теперь большой палец отогнут на руке с раскрытой ладонью. То же - в движении.

1.1.17. И.п.: одна рука сложена в фигу, другая - знак «O'кей» (указательный и большой палец образуют круг, остальные - разогнуты, менять положения рук.

1.1.18. И.п.: на одной руке выпрямить указательный и средний палец, остальные - сжаты в кулак, на другой выпрямлены средний, безымяный и мизинец, остальные сжаты в кулак. Менять положение рук.

1.1.19. И.п.: руки перед собой, пальцы растопырены, обхватывать одну руку другой, сдвигая ладони на один палец вперед и назад, т.е. чтобы сначала впереди был указательный палец правой руки, затем -указательный палец левой

1.1.20. И.п.: ладони выпрямлены и соединены. Сжатыми ладонями двигать вправо-влево, растягивая запястья, предплечья неподвижны.

1.1.21. И.п.: скрестить указательный и средний палец, мизинец и безымянный. Двигать попеременно к ладони и обратно. То же - вместе.

1.1.22. И.п.: скрестить указательный и средний палец, мизинец и безымянный, Раздвигать в право-влево

1.1.23. И.п.: пальцы в замок. Поочередно поднимать и опускать пальцы. Затем поднимать и опускать по 2 одновременно.

1.1.24. И.п.: ладони сомкнуты, пальцы выпрямлены. Поочередно стучать пальцами стучать друг о друга. То же по два пальца одновременно.

1.1.25. И.п.: раскрыть ладонь, последовательно сгибать пальцы в первой фаланге к ладони.

1.1.26. И.п.: ладонь раскрыта. Раздвигать пальцы по одному, по два

1.1.27. И.п.: ладонь раскрыта. Указательный палец на одной руке согнут - три выпрямлены, указательный выпрямлен, три -согнуты на другой руке. Менять положение пальцев.

1.1.28. И.п.: рука сжата в кулак. Из кулака - последовательно выпрямлять пальцы, затем делать это в различных комбинациях: через один, по два, по три, комбинируя руки.

1.1.29. И.п.: рука сжата в кулак. Из кулаков - одна рука -указательный мизинец выпрямлены, средний и безымянный согнуты, на другой руке -наоборот, менять положение пальцев.

1.1.30. И.п.: ладони раскрыты. Соединить большой палец одной руки с указательным пальцем другой, далее соединить свободный большой палец одной руки со свободным указательным пальцем другой, поворачивая ладони друг навстречу другу, далее свободный большой палец одной руки соединить со средним пальцем другой. Поворот - на большом пальце. Далее - последовательно до мизинца и обратно.

1.1.31. И.п.: ладони раскрыты. Ладони развернуть друг навстречу другу, пальцы раскрыты. Соединить большие и указательные пальцы, образуя рамку. Менять последовательно пальцы, соединяя большой-указательный, большой, средний, большой, безымянный, большой -мизинец и обратно.

1.1.32. И.п.: большой палец соединен с указательным на одной руке, большой палец - с мизинцем - на другой. Одновременно последовательно перемещать большие пальцы на одной руке - от указательного пальца - к мизинцу, на другой руке - от мизинца - к указательному.

1.1.33. И.п.: «пистолет» на одной руке (указательный и большой вытянуты, остальные сжаты в кулак) ладонью к туловищу, указательный и средний вытянуты, остальные в кулаке - на другой, ладонь от себя. Менять положения рук.

1.1.34. И.п.: одна рука в кулаке, большой палец вытянут (ладонь к себе), на другой руке вытянут мизинец, остальные пальцы - в кулаке. В движении слева направо двигать эту комбинацию пальцев, при движении в обратную сторону - сменить положение пальцев.

1.1.35. И.п.: ладони расслаблены и сомкнуты. Энергично поворачивать руки, сомкнутые в ладонях, добиваясь контакта расслабленных пальцев друг относительно друга.

1.2. Упражнения для стимуляции мозгового кровообращения.

1.2.1. Расчесывать волосистую часть головы жестко зафиксированными пальцами - 20 раз.

1.2.2. Растирать ушные раковины.

1.2.3. «Выворачивать» противокозелок с растиранием.

1.2.4. Сворачивать ухо к центру (пельмень), и вращать его по - и против часовой стрелки.

1.2.5. Покусывать кончик языка мелкими движениями до боли - 10 раз.

1.2.6. Растягивать вытянутой вверх рукой плечевые суставы, попеременно и одновременно.

1.2.7. То же - в горизонтальном направлении.

1.2.8. Сводить плечи максимально вперед (задержка 5 сек.), то же -назад. Голову держать ровно, шея вытянута.

1.2.9. Зевание.

1.2.10. Самомассаж холки.

1.2.11. Плечи к ушам - сброс (быстро) - 20 раз.

1.2.12. Обнять себя за плечи, поднимать локти вверх - 5 раз.

1.2.13. Сидя. Руки на почках, сводить локти - 5 раз.

1.3. Упражнения для шеи.

1.3.1. И.п.сидя на стуле.

Наклоны в стороны - по 5 раз.

Наклоны вперед-назад - по 5 раз.

Повороты головы вправо-влево - по 5 раз.

Наклоны с поворотом - по 5 раз.

Вытягивание шеи вперед - 5 раз.

Повороты головы с поднятыми руками - по 5 раз.

Растягивание прямых рук в сторону - 1 мин.

Растягивание прямых рук назад - 1 мин.

Движения с сопротивлением (вперед, вбок, назад).

1.3.2. Мелкие кивки головой «да-да»- «нет-нет» в покое и в движении.

1.3.3. Простукивать волосистую часть головы расслабленными пальцами - 1 мин.

1.3.4. Простукивать холку - 1 мин.

1.3.5. Простукивать руки снизу-вверх по 4-м поверхностям - 1 мин.

1.3.6. Простукивать грудину - 1 мин.

Этап 2 (интеллектуальные задачи).

2.1. Упражнения на счет, подбор синонимов и антонимов, анаграммы, формулирование.

2.1.1. Счет (от 1 до 100, от 1 до 100 туда и обратно, туда - четные, обратно - нечетные, кратно 3…).

2.1.2. Счет на каждую нечетную цифру - строчка из стихотворения (в прямом и обратном направлении).

2.1.3. Чтение двух параллельных текстов с последующим пересказом.

2.1.4. Описание действий с синонимами к глаголам, прилагательным.

2.1.5. Рассказ на букву «_».

2.1.6. Репортаж об окружающих предметах - непрерывно в течение 3-х минут.

2.1.7. Стихи - через слово, через 5, только глаголы, только существительные.

2.1.8. Время: по цифрам (часовая стрелка на «_», минутная - на «_»)

2.1.9. Описание дороги от дома до метро, до магазина и т.п.

2.1.10. Визуальные ассоциации с цифрами.

2.1.11. Какое бывает: небо, река, море, город, тишина? Ассоциации.

2.1.12. Дать определение к словам (предмет, понятие, чувство и т.п.).

2.1.13. Скороговорки.

«Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла».

«Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет».

«Разнервничавшегося конституционалиста нашли акклиматизировавшимся в Константинополе».

«Король орел, орел король».

«Шла Саша по шоссе и сосала сушку».

«Корабли лавировали, лавировали, да так и не вылавировали».

2.1.14. Читать одновременно два стихотворения, каждый раз начиная с места, на котором остановился.

2.1.15. Запоминание сложных слов (прокрастинация, жуска, симультанный, лайфхак и т.п.).

2.1.16. Песни только с гласными буквами.

2.1.17. Анаграммы.

2.1.18. Слова из слова.

2.1.19. Сказки, рассказы, повести - одним предложением.

2.1.20. Рисование левой рукой.

2.1.21. Зеркальное рисование правой и левой рукой

2.1.22. Одновременное написание слов правой и левой рукой (справа налево, слева направо, зеркально).

2.1.23. Одновременное рисование левой рукой - поезд с вагонами, правой - снеговик (вариации сочетания прямоугольных предметов и круглых).

2.1.24. То же - перекрещенными руками.

2.1.25. Поиск имен в предложениях.

«Невкусный этот омар и яблоки тоже. Няня, дай свежие - в апельсиновом желе!».

«Не мешает и майский свет, а плохо мне от ночи ранней».

«Принеси горький перец с летнего рынка, пожалуйста!».

«Ковал я железо ярким днем».

2.1.26. Упражнения на зрительное внимание (найти на картинках лица, животных, геометрические фигуры и т.п.).

2.1.27. Изменение направления движения движущегося изображения в противоположную сторону.

Этап 3 (физические упражнения).

3.1. Упражнения с палкой.

3.1.1. И.п.: сидя, катать палку босыми ногами (поочередно и одновременно), сначала на три четверти, затем, полностью выпрямляя ноги.

3.1.2. И.п.: сидя, удерживать палку на пальцах поднятой ноги.

3.1.3. И.п.: сидя, поднятие палки с пола вверх на пальцах ноги.

3.1.4. Ходить по палке, стопы ровные (палка между большим и 4-м пальцем).

3.1.5. То же - выворотно.

3.1.6. Подбрасывать палку широким и узким хватом мелкими и крупными движениями.

3.1.7. То же - хватом снизу.

3.1.8. То же поочередно снизу и сверху.

3.1.9. То же прямо и перекрестно

3.1.10. Держать палку за край, перехватывая двигаться к другому концу (горизонтально).

3.1.11. То же - вертикально.

3.1.12. Перехват палки вертикально одновременно с приставными шагами.

3.1.13. Переброс палки вертикально по центру, за нижний конец, за верхний конец.

3.1.14. Крутить палку вправо-влево

3.1.15. Взять палку вертикально за нижний конец. Позволить ей упасть вниз, поймать за верхний край.

3.2. Упражнения на баланс.

3.2.1. Стоя на воображаемом «канате» наклоняться вперед, назад, в стороны.

3.2.2. Стоя на одной ноге - делать полукруги другой ногой на весу, рука за спиной. То же - руки в стороны.

3.2.3. Стоя на одной ноге наклоняться вниз.

3.2.4. Стоя на одной ноге перекладывать мяч над головой.

3.2.5. Ходьба широкими шагами.

3.2.6. Чередование широких и мелких шагов - через раз, через 3, через 5 шагов.

3.2.7. То же - спиной.

3.2.8. Упражнение «Золотой петух стоит на одной ноге».

И.п.: стоя, поднять одну ногу в колене так, чтобы она не прикасалась к опорной ноге.

Зафиксировать это положение на 1 мин.

Поменять опорную ногу.

То же - с закрытыми глазами.

3.2.9. Упражнение «Ласточка» с открытыми и закрытыми глазами.

3.3. Упражнения кинезиологии.

3.3.1. «Крюки».

И.п.: сесть на стул, скрестить ноги, положив лодыжку левой ноги на лодыжку правой ноги.

Скрестить руки, положив запястье правой руки на запястье левой руки, после чего соединить пальцы в замок, так, чтобы большой палец правой руки оказался поверх большого пальца левой руки.

Вывернуть соединенные в замок руки перед грудью «наизнанку», чтобы сцепленные пальцы были направлены кверху. Смотреть прямо, взгляд вверх, кончик языка прижат к верхнему небу (можно на вдохе прижимать к твердому небу кончик языка, расслабляя его на выдохе).

Посидеть в этой позе 1-5 мин. до появления зевка либо до ощущения достаточности.

«Кочерга».

И.п.: сидя на стуле, спина прямая.

Приподнятую стопу вывернуть внутрь и по 8 раз качнуть ею вперед и назад. То же другой ногой.

3.3.3. «Святоша».

И.п.: сидя (можно стоя или лежа), ноги держать параллельно, не скрещивая.

Соединить попарно кончики пальцев обеих рук, словно обхватывая небольшой шар, и расположить кисти перед грудью.

Взгляд направлен вниз, кончик языка зажат между зубами.

Находиться в этом положении 1-2 мин., до появления зевоты или до ощущения достаточности.

3.3.4. «Лобно-затылочная коррекция»

Одну ладонь положить на лоб, другую - на затылок. Сконцентрироваться. Сделав несколько глубоких ровных вдохов и выдохов, спокойно озвучить свою проблему. Если говорить вслух не получается, достаточно просто думать об этом. Посидеть так пару минут. Если возник зевок, то это значит, что тело уже избавляется от напряжения.

3.3.5. Упражнение «Кнопки мозга».

Это мини-серия из трех упражнений, каждое упражнение выполнять каждой рукой по 20-30 секунд.

Указательным и средним пальцами одной руки массировать точки над верхней губой (середина носогубной складки) и посередине под нижней губой. Ладонь другой руки в это время лежит на пупке. Одновременно с этим нужно переводить взгляд в разных направлениях: влево-вверх и вправо-вниз и т.д. Затем поменять положение рук и повторить упражнение.

Указательный и средний пальцы одной руки поместить, чуть надавливая, под нижнюю губу. Пальцами другой руки в это же время массировать область копчика. Повторить упражнение, поменяв положение рук.

Ладонь одной руки положить на пупок. Пальцами другой руки массировать область копчика. Через 20-30 сек. положение рук поменять.

3.3.6. Упражнение «Слон».

И.п.: стоя или сидя, ухо плотно прижать к плечу. Одновременно вытянуть одну руку, как хобот слона, и начать рисовать ею горизонтальную восьмерку, начиная от центра зрительного поля и идя вверх против часовой стрелки. Глаза следят за движениями кончиков пальцев. Затем поменять руки. Упражнение выполнять медленно, по 3-5 раз каждой рукой.

3.3.7. Упражнение «Ухо - нос».

И.п.: одна рука касается носа, другая - уха таким образом, чтобы руки были перекрещены. Менять руки местами.

3.3.8. Упражнение «Колено-локоть».

И.п.: стоя, касаться локтем противоположного колена, поднимая его вперед-вверх.

3.3.9. Упражнение «Сгибание пятки».

И.п.: сидя, положить лодыжку на другое колено, найти руками напряженные места в икроножной мышце и, придерживая их, сгибайте и разгибайте стопу. Повторить для другой ноги.

3.3.10. Упражнение «Ленивые восьмерки».

И.п.: стоя или сидя. Вытянуть руку вперед, согнуть в локте, поднять большой палец руки на уровень переносицы, описывать восьмерки в горизонтальном поле видения.

Следить при этом за движением большого пальца, только глазами. Рисовать восьмерки справа налево и слева направо, сверху вниз. Повторить 8-10 раз.

3.3.11. Упражнение «Ленивая зевота».

И.п.: сидя, широко открыть рот и попытаться зевнуть, надавив при этом кончиками пальцев на натянутый сустав, соединяющий верхнюю и нижнюю челюсти. Повторить 5-8 раз.

3.3.12. Упражнение «Флаг-полка».

И.п.: одна рука с раскрытой вниз ладонью находится в горизонтальном положении перед грудью (полка), другая - расположена вертикально со сжатым кулаком (флаг)

Менять положение рук.

3.3.13. Оттянуть уши вперед, затем назад, медленно считая до 10. Начинать с открытыми глазами, продолжать - с закрытыми (7 раз).

3.3.14. Одну минуту массировать щеки круговыми движениями пальцев.

3.3.15. Двумя пальцами рисовать круги на подбородке и лбу, считая до 30.

3.3.16. Массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз (1 мин.).

3.3.17. Массировать нос подушечками указательных пальцев, нажимая на кожу от основания ноздрей (20 раз).

3.3.18. Открыть рот и нижней челюстью делать резкие движения с лева на право, потом наоборот (10 раз).

3.3.19. Упражнение «Покачивание головой».

Силой обхватить левое плечо правой рукой, головой медленно пересекать среднюю линию тела поворачивая налево, потом направо. Повторить тоже другой рукой.

3.3.20. Упражнение «Вращение шеи».

Поворачивать голову медленно из стороны в сторону, дыхание свободное. Подбородок опущен как можно ниже, плечи расслаблены. Сначала повороты головы совершаются при поднятых плечах, затем - при опущенных. Вращать головой, не закрывая глаз, потом - закрывая их.

3.3.21. Упражнение «Наклоны».

И.п.: сидя на стуле, ноги вытянуть вперед, скрестить их. Делать наклоны вперед, доставая руками пальцы ног, наклонив голову вперед. Следить за дыханием: выдох при наклоне, вдох - при подъеме. Повторить 3 раза и изменить положение ног.

3.3.22. Упражнение «Перекрестный шаг».

И.п.: стоя, делать попеременные перекрестные движения руками и ногами при ходьбе на месте, сначала прикасаясь руками противоположным ногам перед собой, затем за спиной. Можно вместо ходьбы делать таким же образом прыжки на месте.

3.3.23. Энергетические упражнения.

Встать прямо, глаза закрыть, пальцы левой руки лежат на животе (5 см ниже пупка), кончиками пальцев правой руки разминать копчик, представляя красный шар. Затем левая рука на копчике, правая растирает живот, представляя оранжевый шар. Упражнение выполняется 15-20 сек.

Левая рука лежит в области пупка, правая рука в области сердца. Сильно натирать грудь, представляя зеленый шар. Упражнение выполняется 15-20 сек.

Левая рука на животе. Указательный палец правой руки находится над губой, а средний палец - под губами, открыть рот и растирать область губ. Упражнение выполняется 15-20 сек.

Левая рука - на животе, правая чуть выше межбровья массирует эту область, представляя голубой шар. Упражнение выполняется 15-20 сек.

Сделать вдох левой ноздрей (правая закрыта снизу большим пальцем правой руки), а выдох через правую, таким же образом левую закрыв ноздрю левой рукой (3 раза). При вдохе представлять серебристый цвет, при выдохе золотой. Упражнение выполняется 15-20 сек.

Сесть на край стула, спина прямая, положить голень правой ноги на колено левой, правую руку положить на щиколотку согнутой ноги ладонью вверх, на нее также положить левую рук. Посидеть спокойно 30 сек. Затем тоже сделать с другой ногой.

3.3.24. Закрыть глаза, массировать зоны соединения верхних и нижних коренных зубов указательными и средними пальцами одновременно с обеих сторон, затем сделать движение зевотой.

3.3.25. И.п.: сидя на стуле, руками держаться за сиденье стула.

3.3.26. Поднять ноги вместе. Делать ими круговые движения по 4 раза в каждую сторону.

3.3.27. И.п.сидя, вытянуть ноги и скрестить их. Кисти рук развернуть ладонями в стороны и переплести пальцы в замок на уровне груди, удобно вывернув их. Расслабиться, закрыть глаза и глубоко подышать 15-30 сек.

3.3.28. Рисование. И.п.: стоя у опоры.

Рисовать ногой круг по часовой стрелке, одноименной рукой -против часовой стрелки. Поменять положения.

Рисовать ногой круг по часовой стрелке, разноименной рукой -против часовой стрелки. Поменять положения.

Вариант упражнения с и.п.: сидя на стуле.

Одной рукой рисовать круг, другой, квадрат. Поменять руки.

3.3.29. Упражнение «Гром небесных барабанов».

И.п.: сидя или стоя, положить центр ладоней на уши так, чтобы пальцы сомкнулись на затылке. Барабанить по черепу максимально сильными пальцами столько раз, сколько вам лет.

3.3.30. Приседания.

Приседать до 90 градусов, прикладывая к ушам скрещенные перед грудью руки.

Массаж биологически активных точек (массаж производить по и против часовой стрелки пальцем или специальным стиком 21 раз). Точка Хэ-гу. Точка Бай-хуэй. Точка у крыльев носа. Точка основания носа. Точка под зрачками на глазной впадине. Упражнения на развитие ловкости.

3.5.1. Катать два теннисных мяча подошвой ноги стоя и сидя.

3.5.2. И.п.: сидя, катать мяч между ладонями.

3.5.3. И.п.: мяч между 2-мя пальцами, сжимать.

3.5.4. Подбрасывать мячи в разных темпах и вариациях.

3.5.5. Перебрасывать мячи из одной руки в другую стоя и в движении.

Этап 4 (психоэмоциональная составляющая программы).

Для создания и поддержания позитивного оптимистичного настроя в группе используются следующие приемы воздействия (не более одного раза за занятие).

4.1. Задания в виде соревнований между мини-группами, связанные с вспоминанием песен на разные темы (погода, природа, революционные, детские).

4.2. «Крокодил».

Ведущий загадывает участнику слово, которое тот должен показать жестами, мимикой, но без указания пальцем или рисования. Остальные участники должны отгадать это слово.

4.3. Ассоциации.

Все садятся в круг. Выбирается ведущий, который говорит любое слово на ухо своему соседу. Получивший это слово человек обязан быстро сообщить его рядом сидящему игроку, но в виде ассоциации. Например, дом - очаг. А тот, в свою очередь, передает следующему участнику уже свою версию.

4.4. Шляпа.

Для этой игры потребуется 10 бумажек, которые должны быть у каждого игрока. На всех своих бумажках участники пишут любые слова. Затем листки со словами складывают в шляпу. Каждый участник, вытянув из шляпы бумажку, должен объяснить, показать или даже нарисовать попавшееся ему слово. А остальные должны его угадать.

4.5. Фанты.

У всех участников ведущий берет по одному предмету и складывает их в мешочек. Далее выбирается игрок, который будет назначать фанты.

Ему завязывают глаза, предлагают вытащить из мешочка любой предмет и дать задание его владельцу. 4.6. «Портретист».

Участникам выдаются фломастеры и бумага и предлагается нарисовать портрет сидящего слева соседа, причем правша должен сделать это левой рукой, а левша - правой.

Неотъемлемой частью восстановительного обучения является выполнение домашнего задания. Обычно в качестве задания на дом дается отработка элементов пальчиковой гимнастики, упражнения для улучшения кровообращения, баланса, поддержание физической активности (быстрая ходьба, подниматься хоть на один лестничный пролет), заучивание стихов. Результаты выполнения заданий заносятся в Дневник, предполагается ежедневное работа с Дневником.

Работа с целевой аудиторией предусматривает еженедельные занятия по 75 минут в группах не более 10 человек, распределенных в соответствии с результатами стартового тестирования.

В стартовом тестировании определяются:

- тест на деменцию циферблат;

- упражнения на определение базового уровня внимания;

- арифметические действия на скорость;

- запоминание 15 слов за 2 мин.;

- подбор синонимов, антонимов и ассоциаций к 10 существительным. По окончании курса проводится финальное тестирование по

критериям запоминания, счета и лингвистического задания, после чего результаты тестов сравниваются.

Разработанный способ относится к области социальной защиты общества и может быть использована для решения задач, связанных с глобальным увеличением числа пожилых людей с умеренными когнитивными нарушениями. Ожидаемые результаты использования методики когнитивной реабилитации пожилых людей - значительное увеличение скорости арифметических действий, улучшение процесса запоминания, расширение лингвистических возможностей, развитие внимания, ловкости и быстроты реакции, поддержания активного образа жизни, как в части физического, так и в части ментального долголетия.

1. Способ комплексной когнитивной реабилитации старшего поколения, отличающийся тем, что

осуществляют групповую форму занятий, состоящих из четырех этапов: разминки, интеллектуального, физического и психоэмоционального;

при этом на этапе разминки выполняют упражнения кистевой гимнастики, упражнения для стимуляции мозгового кровообращения, упражнения для шеи;

на интеллектуальном этапе выполняют интеллектуальные задачи;

на физическом этапе выполняют упражнения на увеличение частоты сердечных сокращений – занятия групповыми танцами и упражнениями на развитие ловкости, упражнения на развитие баланса и упражнения с палкой, а также упражнения по кинезиологии;

психоэмоциональный этап включает участие в играх, влияющих на создание позитивного эмоционального настроя;

при этом этапы занятия: разминка, интеллектуальный, физический и психоэмоциональный разбиты в соотношении 5%:30%:35%:30% от общей продолжительности занятия.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что кистевая гимнастика разминки содержит следующие упражнения:

- пациент выпрямляет и соединяет ладони, затем энергично растирает ладони до появления активного тепла;

- пациент выпрямляет ладони и соединяет их внешними ребрами, затем энергично растирает до появления активного тепла;

- пациент соединяет пальцы рук в положение «рукопожатие», затем активно «умывает» руки в направлении внутрь и наружу с усилием, до появления тепла;

- пациент последовательно разминает пальцы рук во фронтальных и боковых поверхностях;

- пациент делает массаж межпальцевого пространства до умеренных болевых ощущений;

- пациент энергично растирает области запястьев;

- пациент располагает ладони напротив друг друга сверху и снизу, делает пальцевый замок, тянет кисти в противоположных направлениях, после меняет руки;

- пациент располагает ладони напротив друг друга сверху и снизу, делает пальцевый замок по одному пальцу каждой ладони, тянет пальцы в противоположных направлениях, после меняет руки;

- пациент раскрывает ладонь, располагает пальцы врозь, последовательно, начиная с мизинца, собирает пальцы в кулак и раскрывает их, добиваясь непрерывного плавного движения;

- пациент раскрывает ладонь, собирает пальцы, производит волнообразные движения всеми пальцами вперед и назад;

- пациент раскрывает ладонь, пальцы врозь, производит волнообразные движения всеми пальцами вперед и назад;

- пациент раскрывает ладонь, производит волнообразные движения по одному пальцу вперед и назад;

- пациент смыкает ладони, пальцы выпрямляет, двигает пальцами вправо-влево, не размыкая ладони;

- пациент раскрывает ладонь, пальцы врозь, сгибает поочередно пальцы, плотно прижимая их к основанию пальцев;

- пациент прижимает пальцы к основанию, поочередно разгибает пальцы,

- пациент соединяет пальцы в пирамидку, вращают пальцы вокруг друг друга по и против часовой стрелки;

- пациент одну руку сжимает в кулак, большой палец вверх, другую - раскрывает, пальцы сжимает, далее меняет положения рук, следя за тем, чтобы большой палец был вытянут в положении «кулак», то же - в движении;

- пациент одну руку сжимает в кулак, большой палец отогнут на руке с раскрытой ладонью, другую - раскрывает, пальцы сжимает, далее меняет положения рук, следя за тем, чтобы большой палец был вытянут в положении «кулак», то же - в движении;

- пациент одну руку складывает в положение, при котором большой палец находится между средним и указательным, а другую - в положение, при котором все пальцы кроме большого сжаты в кулак, а большой палец поднят вертикально вверх - менять положения пальцев на руках;

- пациент на одной руке выпрямляет указательный и средний пальцы, остальные - сжимает в кулак, на другой руке выпрямляет средний, безымянный и мизинец, остальные - сжимает в кулак, далее меняет положение рук;

- пациент располагает руки перед собой, пальцы врозь, обхватывает одну руку другой, сдвигает ладони на один палец вперед и назад;

- пациент выпрямляет и соединяет ладони, сжимает ладонями и двигает ими вправо-влево, растягивая запястья, предплечья при этом неподвижны;

- пациент скрещивает указательный и средний пальцы, мизинец и безымянный двигает попеременно к ладони и обратно, затем то же - двигает ими в горизонтальном направлении (вправо-влево);

- пациент сжимает пальцы в замок, поочередно поднимает и опускает пальцы, затем поднимает и опускает по два пальца одновременно;

- пациент сжимает пальцы в кулак, из кулака последовательно выпрямляет пальцы, затем делает это в различных комбинациях: через один, по два, по три пальца, комбинируя руки;

- пациент сжимает пальцы в кулаки, из кулака на одной руке выпрямляет указательный палец и мизинец, при этом средний и безымянный пальцы согнуты, из кулака на другой руке, наоборот, выпрямляет средний и безымянный пальцы, остальные - сжаты, затем меняет положение пальцев на обеих руках;

- пациент держит ладони раскрытыми, соединяет большой палец одной руки с указательным пальцем другой, далее соединяет свободный большой палец одной руки со свободным указательным пальцем другой;

поворачивая ладони навстречу друг другу, далее свободный большой палец одной руки соединяет со средним пальцем другой, затем поворачивает на большой палец, далее - последовательно до мизинца и обратно;

- пациент держит ладони раскрытыми, ладони развернуты навстречу друг другу, пальцы раскрыты, затем соединяет большие и указательные пальцы обеих рук, образуя рамку, меняет последовательно пальцы, соединяя большой - указательный, большой - средний, большой - безымянный, большой - мизинец и обратно;

- пациент держит ладони раскрытыми, большой палец соединяет с указательным на одной руке, большой палец - с мизинцем - на другой, одновременно последовательно перемещает большие пальцы на одной руке от указательного пальца - к мизинцу, на другой руке - от мизинца - к указательному;

- пациент держит ладони в кулаках, на одной руке большой палец вытянут, ладонь к себе, на другой руке вытянут мизинец, остальные пальцы - в кулаке, в движении слева направо сохраняет эту комбинацию пальцев, при движении в обратную сторону - меняет положение пальцев на обеих руках.

3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что этап разминки содержит следующие упражнения для стимуляции мозгового кровообращения:

- пациент расчесывает волосистую часть головы жестко зафиксированными пальцами двадцать раз,

- пациент растирает ушные раковины, по всей поверхности: мочки, козелок, противокозелок, заднюю поверхность раковин, до появления ощущения интенсивного тепла,

- пациент осторожно сворачивает оба уха к центру и вращает его по и против часовой стрелки,

- пациент покусывает кончик языка мелкими движениями до боли - десять раз,

- пациент растягивает плечевые суставы вытянутой вверх рукой, попеременно и одновременно, затем то же - в горизонтальном направлении,

- пациент энергично массирует область шеи сзади и холки,

- пациент энергично поднимает плечи к ушам, задерживается в этом положении 5 секунд и резко сбрасывает,

- пациент обнимает себя за плечи, поднимает локти максимально вверх и опускает обратно,

- пациент сидит, поставив руки на область почек, сводит локти вперед, возвращается в исходное положение.

4. Способ по п. 1, отличающийся тем, что этап разминки содержит следующие упражнения для шеи:

- пациент садится на стул, делает наклоны в стороны по 5 раз, наклоны вперед-назад - по 5 раз, повороты головы вправо-влево - по 5 раз, наклоны с поворотом - по 5 раз, вытягивание шеи вперед - 5 раз, повороты головы с поднятыми руками - по 5 раз, растягивание прямых рук в сторону - 1 мин, растягивание прямых рук назад - 1 мин, движения с сопротивлением вперед, назад, в стороны - с упором ладони на лоб, затылок, виски.

5. Способ по п. 1, отличающийся тем, что интеллектуальный этап содержит следующие упражнения:

- на счет: математические действия сложение, вычитание, умножение, деление,

- подбор синонимов и антонимов, анаграммы от простых слов до сложных,

- формулирование сложных определений,

- счет: от 1 до 100, от 1 до 100 туда и обратно, туда и обратно только четные, только нечетные, кратные 3,

- счет на каждую нечетную цифру - строчка из стихотворения в прямом и обратном направлении,

- рассказ на определенную букву,

- репортаж об окружающих предметах непрерывно в течение 3-х минут,

- подбор ассоциаций,

- проговаривание скороговорок,

- чтение двух стихотворений, по две строчки из каждого, начиная с места, на котором остановился,

- запоминание сложных незнакомых ранее слов,

- пение песен только с гласными буквами,

- рисование левой рукой,

- зеркальное рисование правой и левой руками,

- одновременное написание слов правой и левой руками,

- одновременное рисование левой и правой руками разных предметов,

- поиск имен в предложениях,

- поиск на картинках лиц, животных, геометрических фигур.

6. Способ по п. 1, отличающийся тем, что физический этап содержит следующие упражнения с палкой:

- пациент сидит, катает палку босыми ногами поочередно и одновременно, сначала на три четверти, затем полностью выпрямляя ноги,

- пациент сидит, удерживает палку на пальцах поднятых ног, затем - на одной и другой ногах попеременно.

7. Способ по п. 1, отличающийся тем, что физический этап содержит следующие упражнения на баланс:

- пациент стоит на воображаемом «канате», наклоняется вперед, назад, в стороны,

- пациент стоит на одной ноге, рука за спиной, делает полукруги другой ногой на весу, далее то же - руки в стороны, далее - закрыв глаза,

- ходьба вперед спиной, стараясь сохранять прямолинейность движения,

- пациент стоит на одной ноге, подняв другую назад, стараясь сохранить равновесие в течение 1-2 минут, то же - с закрытыми глазами,

- пациент стоит на одной ноге, наклоняется вниз,

- пациент стоит на одной ноге и перекладывает мяч над головой,

- пациент ходит по помещению широкими шагами, чередуя их с мелкими через 1, через 3, через 5 шагов, далее то же, поменяв направление - спиной,

- пациент стоит на одной ноге, подняв одну ногу в колене так, чтобы она не прикасалась к опорной ноге, фиксирует это положение на 1 мин, меняет опорную ногу, далее то же - с закрытыми глазами.

8. Способ по п. 1, отличающийся тем, что физический этап содержит следующие упражнения по кинезиологии:

- пациент садится на стул, скрещивает ноги, положив лодыжку левой ноги на лодыжку правой ноги, далее скрещивает руки, положив запястье правой руки на запястье левой руки, после чего соединяет пальцы в замок, так, чтобы большой палец правой руки оказался поверх большого пальца левой руки, затем выворачивает соединенные в замок руки перед грудью «наизнанку», чтобы сцепленные пальцы были направлены кверху, при этом надо смотреть прямо, взгляд вверх, кончик языка прижат к верхнему небу, необходимо посидеть в этой позе 1-5 мин до появления зевка либо до ощущения достаточности,

- пациент садится на стул, спина прямая, приподнимает стопу, выворачивает ее внутрь и по 8 раз качает ею вперед и назад, то же - другой ногой,

- пациент садится на стул, ноги держит параллельно, не скрещивая, соединяет попарно кончики пальцев обеих рук, словно обхватывая небольшой шар, и располагает кисти перед грудью, при этом взгляд направлен вниз, кончик языка зажат между зубами, находится в этом положении 1-2 мин, до появления зевоты или до ощущения достаточности,

- пациент одну ладонь кладет на лоб, другую - на затылок, сделав несколько глубоких ровных вдохов и выдохов, спокойно концентрируется и сидит в таком положении 2 мин,

- пациент указательным и средним пальцами одной руки массирует точки над верхней губой в середине носогубной складки и посередине под нижней губой, при этом ладонь другой руки в это время лежит на пупке, одновременно с этим переводит взгляд в разных направлениях: влево-вверх и вправо-вниз, затем меняет положение рук и повторяет упражнение,

- пациент садится на стул, ухо плотно прижимает к плечу, одновременно вытягивает одну руку и начинает рисовать ею горизонтальную восьмерку, начиная от центра зрительного поля и идя вверх против часовой стрелке, при этом глаза следят за движениями кончиков пальцев, затем меняет руки,

- одна рука пациента касается носа, другая - уха таким образом, чтобы руки были перекрещены, меняет руки местами,

- пациент стоит, выполняя упражнение, старается коснуться локтем противоположного колена, поднимая его вперед-вверх, меняет положение,

- пациент стоит или сидит, располагает центр ладоней на уши так, чтобы пальцы сомкнулись на затылке, барабанит по черепу максимально сильными пальцами столько раз, сколько ему лет.

9. Способ по п. 1, отличающийся тем, что физический этап дополнительно содержит массаж биологически активных точек.

10. Способ по п. 1, отличающийся тем, что физический этап содержит следующие упражнения на развитие ловкости:

- пациент катает два теннисных мяча подошвой ноги стоя и сидя, в разных направлениях,

- пациент стоит, держа в обеих руках гимнастическую палку, перехватывает палку обеими руками от середины к концам палки и обратно,

- пациент стоит, держа гимнастическую палку в одной руке, перехватывающими движениями движется по горизонтали от одного конца палки к другому и назад, меняет руки, то же - в вертикальном положении палки,

- пациент стоит, держа в обеих руках гимнастическую палку, подбрасывая палку вверх, ловит ее, хлопая в ладоши один, два, три раза,

- пациент стоит, держа в обеих руках гимнастическую палку, подбрасывает палку вверх и ловит ее, скрестив руки,

- пациент стоит, держа гимнастическую палку вертикально за нижний конец в одной руке, разжав руку, пытается схватить палку как можно ближе к противоположному - верхнему концу, меняет руки,

- пациент стоит, держа гимнастическую палку вертикально в одной руке, перебрасывает палку из одной руки в другую, пытаясь хлопнуть в ладоши,

- пациент стоит, держа гимнастическую палку вертикально в одной руке на ладони, пытается сохранить равновесие.

11. Способ по п. 1, отличающийся тем, что психоэмоциональный этап содержит следующие приемы:

- задания в виде соревнований между мини-группами, связанные с вспоминанием песен на разные темы,

- пересказ известных сказок от лица второстепенных героев,

- демонстрация одним из участников загаданного слова при помощи жестов и мимики, отгадывание остальными участниками демонстрируемого слова,

- групповая игра в ассоциации,

- пантомима.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к медицине и может быть использовано при проведении оздоровительной гимнастики. Для этого выполняют упражнения сидя с использованием в качестве тренажера ленты из ткани, которую накладывают сзади на различные участки позвоночного столба: пояснично-крестцовый, грудной, шейный, атлантозатылочный.
Изобретение относится к оздоровительной, лечебной и спортивной медицине, и может быть использовано при достижении природно-эволюционной мобилизации человека, обусловленной его природными, эволюционными возможностями.
Изобретение относится к медицине, а именно, к физической реабилитации (ФР), и может быть использовано у больных с фибрилляцией предсердий (ФП) после операции радиочастотной аблации устьев легочных вен (РЧА ЛВ).

Изобретение относится к медицине, медицинской реабилитации, психотерапии, онкологии, маммологии и может быть использовано в санаторно-курортных учреждениях и отделениях и учреждениях медицинской реабилитации.

Изобретение относится к медицине, а именно к медицинской реабилитации, лечебной физкультуре, бальнеологии, кардиологии, профилактике сердечнососудистых заболеваний (ССЗ) и может быть использовано в реабилитационных центрах, фитнес-центрах, санаториях, амбулаторно.

Изобретение относится к медицине, а именно к травматологии и ортопедии, и может быть использовано для лечения посттравматических контрактур мелких суставов кисти. Для этого на первые сутки лечения в область коллатеральных связок пальцев кисти, по медиальной и латеральной стороне, производят введение по 0.5 мл низкомолекулярной гиалуроновой кислоты.

Изобретение относится к области медицинской техники и предназначено для реабилитации пациентов с нарушением функций нижних конечностей. Аппарат для механотерапии нижних конечностей содержит неподвижное основание, раму, реверсивный электропривод, соединенный посредством муфты с винтовой парой в виде ходового винта и гайки, два параллельно расположенных коромысла, шарнирно закрепленные на основании, трансмиссию, выполненную в виде двух связанных и параллельно расположенных четырехзвенных механизмов, ложемента голени, закрепленного на раме, ложемента бедра, закрепленного на звеньях четырехзвенных механизмов, датчик угла, два концевых выключателя, узел управления реверсивным электроприводом, микроконтроллер, выносной пульт экстренного отключения электропривода, панель управления, генератор зондирующего тока, первый и второй токовые электроды, первый и второй измерительные электроды, усилитель биоэлектрических сигналов, синхронный детектор, аналого-цифровой преобразователь, персональный компьютер, монитор врача, монитор пациента и звуковоспроизводящее устройство.

Изобретение относится к медицинской технике, а именно к комплексам для лечения нарушений опорно-двигательного аппарата у детей. Комплекс включает в себя диагностический блок (1) и лечебный блок (2).
Изобретение относится к медицине, а именно к реабилитации при мышечной дистрофии Дюшенна, и может быть использовано для реабилитации детей с данной патологией развития.

Изобретение относится к медицине. Способ управления экзоскелетом осуществляется путем задания траекторий движения экзоскелета ассистентом дистанционно с помощью установленной на конечностях ассистента управляющей части.

Изобретение относится к области медицины, а именно к восстановительной медицине, и может использоваться для комплексной когнитивной реабилитации старшего поколения. Осуществляют групповую форму занятий, состоящих из четырех этапов: разминки, интеллектуального, физического и психоэмоционального. При этом на этапе разминки выполняют упражнения кистевой гимнастики, упражнения для стимуляции мозгового кровообращения, упражнения для шеи. На интеллектуальном этапе выполняют интеллектуальные задачи. На физическом этапе выполняют упражнения на увеличение частоты сердечных сокращений – занятия групповыми танцами и упражнениями на развитие ловкости, упражнения на развитие баланса и упражнения с палкой, а также упражнения по кинезиологии. Психоэмоциональный этап включает участие в играх, влияющих на создание позитивного эмоционального настроя. При этом этапы занятия: разминка, интеллектуальный, физический и психоэмоциональный разбиты в соотношении 5:30:35:30 от общей продолжительности занятия. Способ обеспечивает улучшение когнитивных функций, таких как: развитие обоих полушарий головного мозга, развитие мелкой моторики, процесса запоминания, хранения и извлечения информации, процесса удержания внимания и концентрации, развитие речевого аппарата и объемного зрения, физической активности и эмоционально-психологического самопрограммирования, повышение активной социализации участников занятий путем общения и воздействия на личность через механизмы малой социальной группы, обеспечение значительного увеличения скорости арифметических действий, расширение лингвистических возможностей, развитие внимания, ловкости и быстроты реакции, поддержания активного образа жизни как в части физического, так и в части ментального долголетия для людей старше 50 лет за счет комплекса наиболее значимых этапов групповой формы занятий. 10 з.п. ф-лы.

Наверх