Способ ремонта элементов остекления летательных аппаратов из органического стекла

Изобретение относится к способу ремонта элементов остекления малых архитектурных и транспортных форм. Способ ремонта элементов остекления органического стекла из поликарбоната включает операцию снятия с поврежденного места части материала, операцию шлифования поврежденной поверхности остекления, причем при глубине повреждения более 1 мм - также операцию предварительного циклевания. Далее проводят очистку от следов предыдущего абразивного материала водой или спиртом до получения полупрозрачного стекла без видимых царапин, сушку обработанного участка воздухом при температуре 35±5°С и обработку высушенной зашлифованной зоны насыщенными парами хлорсодержащего растворителя в течение 3-180 секунд. Технический результат – полное восстановление оптической прозрачности стекла. 2 з.п. ф-лы, 4 пр.

 

Изобретение относится главным образом к авиации, но может быть также использовано для ремонта элементов остекления малых архитектурных и транспортных форм.

Механические повреждения элементов остекления летательных аппаратов возникают на поверхности стекол в результате воздействия песка, мелких камней при взлетах и посадках, града в полете, повышенной солнечной радиации, резкого перепада температур.

За прототип изобретения принят патент РФ 2131382, класс МПК B64F 5/00, В29С 73/00, опубл. 10.06.1999, в соответствии с которым осуществляют способ ремонта элементов остекления путем циклевания, за центр которого принимают центр повреждения или центр группы повреждений с радиусом циклевания R более 500 Н, где Н - максимальная глубина циклевания, шлифования, осуществляемого при охлаждении обрабатываемой поверхности растительным маслом, с последующим полированием с использованием полировочной пасты с добавлением воды в зону полирования.

Способ позволяет устранить механические повреждения без демонтажа органического стекла из летательного аппарата, тем самым продлив срок службы остекления. К недостаткам известного способа можно отнести наличие обязательной стадии полирования с использованием полировочной пасты до получения «совершенно прозрачной поверхности» (шлифование проводится «до получения полупрозрачного стекла»), осуществление шлифования с охлаждением растительным маслом, но главное - невозможность использования его применительно к остеклению из поликарбоната, т.к. поврежденная поверхность изделия из поликарбоната до «совершенно прозрачной поверхности» не может быть доведена.

Тип органического стекла, из которого изготавливается остекление, в техническом решении по прототипу не конкретизируется, хотя фактически он ограничен акрилатными стеклами (на основе полиакрилатов линейного строения), т.к. именно для них указываются возникающие в процессе эксплуатации дефекты, устраняемые способом по прототипу. Предлагаемый же нами способ касается поликарбонатных стекол, преимуществом которых по сравнению с акрилатными является более широкий диапазон эксплуатационных температур (от -45 до +130°С против от -30 до +70°С для акрилатов), более высокая стойкость к УФ излучению, повышенная ударопрочность, особенно важная при эксплуатации изделий в условиях высоких динамических нагрузок.

Способы ремонта остекления летательных аппаратов из поликарбоната, обеспечивающие требуемый уровень оптических характеристик, нами не выявлены.

Технической задачей изобретения является разработка простого по технологии способа ремонта органического стекла из поликарбоната, применяемого в летательном аппарате, полностью восстанавливающего оптическую прозрачность стекла.

Поставленная задача решается тем, что в способе ремонта элементов остекления летательных аппаратов из органического стекла, включающем снятие с поврежденного места части материала с использованием операции шлифования, после каждого шлифования образца поврежденного стекла из поликарбоната проводят его очистку от следов предыдущего абразивного материала водой или спиртом до получения полупрозрачного стекла без видимых царапин с последующей сушкой обработанного участка воздухом при температуре 35±5°С и завершающей обработкой зашлифованной зоны насыщенными парами хлорсодержащего органического растворителя в течение 3-180 секунд.

При ремонте органического стекла с глубиной поверхностного повреждения более 1 мм до шлифования проводят циклевание.

Операция шлифования может быть осуществлена любыми подходящими известными способами, например, с использованием шлифовальных шкурок сменной зернистости от Р40 - Р50 до Р2500 (маркировка по ISO 6344) или от 40-Н - 32-Н до М10 (маркировка по ГОСТ 3647-80) или стальной ватой (она же - стальная шерсть) с классом абразивности от «хорошего» (№0) до «очень хорошего» (№00); стальная шерсть применяется предпочтительно при несмываемых загрязнениях или как завершающая стадия обработки шлифовальными шкурками.

Очистку отшлифованного образца от следов предыдущего абразивного материала проводят водой или спиртом, предпочтительно этанолом или изопропанолом.

В качестве растворителя для поликарбоната могут быть применены хлорсодержащие растворители - трихлорметан, дихлорметан, дихлорэтан, предпочтительно, трихлорметан.

Обработка парами растворителя может быть выполнена с помощью парогенератора или любого другого устройства, обеспечивающего подачу потока насыщенного пара растворителя.

Предложенное изобретение иллюстрируется представленными ниже примерами, которые, однако, не ограничивают возможность использования изобретения только применительно к элементам остекления летательных аппаратов, поскольку разработанный способ с успехом может быть применен также для восстановления оптической прозрачности небольших архитектурных и транспортных форм.

Пример 1.

Образец поликарбонатного листа толщиной 12 мм, зона дефекта 60 см2, глубина повреждения 1 мм (коэффициент светопропускания поврежденного образца 59%) шлифуют шлифовальными шкурками с постепенной последовательной сменой зернистости от Р40 - Р50 до Р2000 с использованием на завершающей стадии шлифования стальной шерсти №00. После каждого использования определенного номера шкурки и стальной шерсти зону восстановления протирают ватным тампоном, смоченным этиловым спиртом для удаления следов предыдущего абразива. Получают полупрозрачный образец без видимых царапин (коэффициент пропускания 75%). Образец сушат при 35±5°С и после удаления спирта с поверхности в течение ~ 60 секунд образец обрабатывают насыщенными парами дихлорэтана (температура насыщенного пара при давлении 1 атм. 83,47°С) с использованием парогенератора до восстановления оптической прозрачности (коэффициент пропускания 80,0%).

Пример 2.

Формованное изделие из поликарбоната с толщиной листа 12 мм, утратившее оптическую прозрачность за счет затирания зоны дефекта (коэффициент пропускания 66%) в 300 см2, шлифуют шкуркой Р2500, протирают ватным тампоном, смоченным этиловым спиртом до получения полупрозрачного изделия (коэффициент пропускания 75.0%); изделие подсушивают при 35±5°С и в течение 180 секунд обрабатывают насыщенными парами дихлорэтана до восстановления оптической прозрачности (коэффициент пропускания 80,5%).

Пример 3. (с циклеванием)

Формованное изделие из ПК с толщиной листа 12 мм с размером зоны дефекта 100 см2 (неравномерные повреждения, в т.ч. царапины глубиной 1,5 мм., коэффициент пропускания 27-50%) подвергают циклеванию в зоне дефектов до получения отсутствия явных провалов с постепенным выравниванием зоны циклевания к краям.

Затем поверхность изделия в зоне дефекта шлифуют шлифовальными шкурками с постепенной последовательной сменой зернистости от Р40-Р50 до Р2500 до получения полупрозрачного образца с коэффициентом пропускания 74%. После каждого использования определенного номера шкурки зону восстановления протирают ватным тампоном, смоченным изопропиловым спиртом для удаления следов абразивного материала.

Образец сушат при температуре 35±5°С и на заключительном этапе после высушивания поверхности от следов спирта зону дефекта в течение 50 секунд обрабатывают насыщенными парами трихлорметана до восстановления оптической прозрачности образца (коэффициент пропускания 80,3%).

Пример 4.

Формованное изделие - приборная панель из поликарбоната с толщиной листа 3 мм, утратившее оптическую прозрачность за счет несмываемого загрязнения, с зоной дефекта 3,0 см2 (коэффициент пропускания 45%) подвергают шлифованию в зоне дефекта стальной шерстью №00 до снятия загрязнения. После обработки стальной шерстью зону восстановления протирают ватным тампоном, смоченным водой с получением полупрозрачного изделия (коэффициент пропускания 75,0%), которое подсушивают при 35±5°С и в течение 3,0 секунд обрабатывают насыщенными парами трихлорметана (температура пара при давлении 1 атм 60°С) до восстановления оптической прозрачности зоны загрязнения (коэффициент пропускания 86,0%).

1. Способ ремонта элементов остекления летательных аппаратов из органического стекла, включающий снятие с поврежденного места части материала с использованием операции шлифования, отличающийся тем, что после каждого шлифования образца поврежденного стекла из поликарбоната проводят его очистку от следов предыдущего абразивного материала обработкой водой или спиртом до получения полупрозрачного стекла без видимых царапин с последующей сушкой обработанного участка воздухом при температуре 35±5°С с завершающей обработкой зашлифованной зоны насыщенными парами хлорсодержащего органического растворителя в течение 3-180 секунд.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что при глубине поверхностного повреждения более 1 мм перед шлифованием проводят циклевание.

3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что в качестве спирта для очистки от следов предыдущего абразивного материала применяют этанол или изопропанол.



 

Похожие патенты:

Настоящее изобретение относится к системе (10, 10’) оконного стекла с аварийной сигнализацией. Технический результат заключается в упрощении системы.

Изобретение относится к энергосберегающим покрытиям на стеклянных подложках. Многослойное покрытие на стекле содержит следующие слои в порядке удаления от стекла: слой диоксида титана TiO2, контактный слой оксида цинка, легированного алюминием, Zn-Al-O, первый слой, отражающий инфракрасное излучение и содержащий серебро Ag, первый укрывной слой оксида цинка, легированного алюминием, Zn-Al-O, промежуточный слой оксида цинка, легированного оловом, Zn-Sn-O, второй слой, отражающий инфракрасное излучение и содержащий серебро Ag, второй укрывной слой оксида цинка, легированного алюминием, Zn-Al-O, внешний слой оксида цинка, легированного оловом, Zn-Sn-O.
Изобретение относится к солнцезащитному стеклу. Солнцезащитное стекло содержит подложку, предпочтительно стеклянную подложку, причем подложка содержит покрытие из диэлектрических материалов на каждой из своих поверхностей.

Изобретение относится к способу изготовления многослойной подложки для светоизлучающего устройства. Способ содержит следующие этапы: (a) обеспечение стеклянной подложки, обладающей показателем преломления при 550 нм, составляющим 1,45-1,65, (b) нанесение покрытия в виде слоя оксида металла на одну сторону стеклянной подложки, причем оксид металла выбран из группы, состоящей из TiO2, Al2O3, ZrO2, Nb2O5, HfO2, Ta2O5, WO3, Ga2O3, In2O3 и SnO2 и их смесей, (c) нанесение покрытия в виде стеклофритты, обладающей показателем преломления при 550 нм от 1,70 до 2,20, на упомянутый слой оксида металла, причем упомянутая стеклофритта содержит, по меньшей мере, 30 мас.% и самое большее 75 мас.% Bi2O3, (d) отжиг полученной покрытой стеклянной подложки при температуре, составляющей 530-620°C.

Изобретение относится к стеклянному контейнеру для упаковки фармацевтических составов. Контейнер выполнен из алюмосиликатного стекла.

Изобретение относится к способу получения покрытия на блочном пеностекле. Способ включает подготовку шихты для покрытия, нанесение ее на лицевую поверхность блочного пеностекла и оплавление.

Изобретение относится к области декорирования сортовой посуды из стекла. Иризацию сортовой посуды из стекла проводят в вытяжном шкафу на вращающейся с частотой 10-15 с-1 турнетке.

Изобретение относится к архитектурному стеклу с низкоэмиссионным покрытием. Покрытие, нанесенное на стеклянную подложку, содержит следующие слои, последовательно нанесенные на стеклянную подложку: первый диэлектрический слой, содержащий станнат цинка; второй диэлектрический слой, содержащий по меньшей мере один из сплавов TiOx, ниобия, хрома, где значение х находится между 1,5 и 2,0, расположенный на первом диэлектрическом слое и контактирующий с ним; затравочный слой, содержащий оксид цинка; слой, отражающий инфракрасное (ИК) излучение, содержащий серебро; блокирующий слой, содержащий NiCrOx, где значение х находится между 1,5 и 2; третий диэлектрический слой, содержащий TiOx; четвертый диэлектрический слой, содержащий оксинитрид кремния (SiOxNy), где отношение х/у находится между 1,8 и 2,2; защитный слой, содержащий TiOx.
Изобретение относится к рассеивающей подложке для устройства с органическим электролюминесцентным диодом. На одну из сторон стеклянного листа наносят стекловидный материал следующего состава, вес.%: Bi2O3 65-85, B2O3 5-12, SiO2 6-20, MgO+ZnO 2-9,5, Al2O3 0-7%, Li2O+Na2O+K2O 0-5, CaO 0,5-5, BaO 0-20, CaO+MgO 0,5-4.

Изобретение относится к стеклянным контейнерам. Стеклянный контейнер содержит корпус, имеющий внутреннюю поверхность, наружную поверхность и толщу стенок, простирающуюся между наружной поверхностью и внутренней поверхностью.

Группа изобретений относится к способу и устройству динамической сборки агрегатных единиц планеров летательных аппаратов. Устройство содержит систему позиционирования, состоящую из групп позиционеров, систему измерения с измерительным элементом, такелажно-базирующие узлы (ТБУ) по числу позиционеров, связанные между собой общей системой управления.

Изобретение относится к внутренней консервации авиационных газотурбинных двигателей. Способ внутренней консервации авиационных газотурбинных двигателей без прокрутки от турбостартера на снятом двигателе заключается в подаче и прокачивании масла в агрегаты двигателя под высоким давлением.

Изобретение относится к экспериментальным установкам по проведению аэроакустических исследований турбовентиляторных двигателей летательных аппаратов. Входное устройство представляет собой плавно расширяющийся цилиндрический канал, состоящий из однотипных, цельных, соединенных между собой деталей.

Изобретение относится к области авиации, в частности к способам оценки усталостной повреждаемости элементов конструкции. Способ оценки усталостной повреждаемости металлических элементов конструкции самолетов при летных испытаниях включает измерение в полете значений напряжений и температур тензодатчиками и термодатчиками, размещенными на различных элементах конструкции, обработку результатов этих измерений по «методу полных циклов» и теории Одинга с приведением полетных циклов напряжений к отнулевым σ0i, характеризуемым максимальными значениями и числами их повторяемости Ni.

Изобретение относится к области машиностроения. Позиционирующее устройство для сборочной оснастки включает в себя переходной калибр, прилегающий плотно к установочному элементу сборочной оснастки в виде уха (2), расположенному в цилиндрическом элементе (3), прижимы (7) с пазами, планку (8) с пазом, уголок (9) и струбцину (10).

Изобретение относится к выравниванию двух компонентов с крепежными отверстиями. Выравнивающее приспособление содержит два сопрягающих приспособления.

Изобретение относится к способам проектирования летательных аппаратов. Способ определения аэродинамического облика летательного аппарата с воздушно-реактивным двигателем состоит в том, что определяют базовый аэродинамический облик летательного аппарата, на основе базового аэродинамического облика летательного аппарата создают варианты аэродинамического облика, производят расчет аэродинамических характеристик для каждого из N вариантов аэродинамического облика, определяют интегральный критерий оптимизации для каждого варианта аэродинамического облика, выбирают вариант аэродинамического облика, для которого КO имеет максимальное значение; при этом GB - оптимальный расход воздуха, Cxopt - оптимальный коэффициент сопротивления.

Комплекс средств обеспечения эксплуатации летательных аппаратов содержит вводно-распределительный модуль, энергетический модуль, модуль генератора электрической энергии, серверный модуль, модуль хранения данных, модуль диспетчерского управления, каждый из которых содержит системы кондиционирования, вентиляции, освещения и пожарной сигнализации, контроля и управления доступом, автономную систему пожаротушения, автоматизированную систему диспетчерского управления.

Изобретение относится к очистке теплообменных труб аппаратов воздушного охлаждения компрессорных станций магистральных газопроводов. Технический результат заключается в повышении эффективности способа очистки за счет подачи очистителя в двух направлениях и установки максимально возможного давления струи, поддержании температурного баланса газа во всех рядах теплообменных труб и всесторонней очистке наружной поверхности оребренных труб.

Изобретение относится к устройствам для обеспечения доступа к высокорасположенным элементам самолета, а также может быть использовано в судостроении и других областях техники.
Наверх