Способ получения рельефной живописной эмали

Изобретение относится к области художественного эмалирования, в частности к технологии получения изображений на эмалевой поверхности. Способ получения декоративной эмалевой поверхности горячего отверждения на металлической основе включает предварительную подготовку металлической поверхности основы, нанесение и обжиг грунтового слоя эмали, на который с помощью клея выкладывают кусочки эмали. При этом используют кусочки тугоплавкой эмали с высоким поверхностным натяжением, которые выкладывают максимально близко друг к другу с формированием цельного высокорельефного изображения высотой до 1 см, и путем однократного обжига оплавляют острые кусочки эмали и сплавляют их между собой, а полученное высокорельефное изображение в один прием расписывают эмалевыми красками и подвергают заключительному обжигу. Изобретение обеспечивает получение цельных высокорельефных фигуративных эмалевых композиций высотой до 1 см. 5 ил., 3 пр.

 

Изобретение относится к области художественного эмалирования, конкретнее к технологии получения изображений на эмалевой поверхности.

Из области художественного эмалирования известны способы формирования объемных живописных изображений на эмалевой поверхности [Мэтьюс Г.Л. Эмали. Эмалирование. Эмальеры / Г.Л. Мютьюс / Пер. с англ. - Омск: Дедал-Пресс, 2006. - с. 166, 176.]. Согласно этим способам мелкоразмолотую непрозрачную белую эмаль, смешанную с дистиллированной водой и связующим, наносят очень тонкими слоями при помощи тонкой кисточки по прозрачной эмали (техника «камео») или по черному фону (техника «гризайль»). Слои последовательно обжигают после нанесения и эмаль постепенно «нарастает». Фиг. 1 - Эмалевая поверхность в технике «гризайль».

Данные способы отличаются продолжительностью и трудоемкостью, т.к. изображение набирает объем путем последовательного наслаивания и обжига множества тонких слоев белой эмали. Кроме того, по этим способам затруднительно получение высокого рельефа, т.к. послойно наносят очень тонкие слои эмали.

По другому способу при формировании рельефного изображения белые слои эмали наносят друг на друга и обжигают так, что не происходит усадки и растекания эмали [Бреполь Э. Художественное эмалирование / Пер. с нем. И.В. Кузнецовой; Ред. Л.З. Засухина / Э. Бреполь. - Л.: Машиностроение, Ленинград, отд., 1986. - С.87]. Для этого используют тугоплавкую эмаль с высоким поверхностным натяжением. Полученному изображению можно придать цветовые оттенки путем покрытия белого слоя тонким слоем прозрачной цветной эмали. Способ позволяет достичь более высокого рельефа, но также требует многоразового нанесения и обжига слоев эмали.

Описанные выше способы требуют для достижения необходимого результата многократных обжигов. Это значительно усложняет и удлиняет технологический процесс получения живописной вставки, делает его трудоемким и энергозатратным. Кроме того, увеличение количества обжигов, как правило, повышает вероятность возникновения дефектов на эмалевой поверхности.

Также известен способ формирования живописного рельефного изображения «импасто» [Мэтьюс Г.Л. Эмали. Эмалирование. Эмальеры / Г.Л. Мютьюс / Пер. с англ. - Омск: Дедал-Пресс, 2006. - с. 177], при котором живописную эмаль можно наслоить в виде рельефа на металле, из эмали можно моделировать скульптурные детали, создавая впечатление реального объема. Кислотоустойчивую живописную эмаль смешивают с дистиллированной водой, в которую добавлено немного биндера. Затем смесь послойно наносят кистью на очищенную металлическую поверхность, формируя рельефное изображение. После сушки и обжига на сформированное изображение с целью дополнительного декорирования могут наносить очень тонкие слои живописных эмалей. Фиг. 2 - Роза, выполненная в технике «импасто».

Данный способ также отличается трудоемкостью, т.к. рельефные детали послойно формируют из увлажненной порошковой эмали. Необходимо следить, чтобы при формировании рельефа рабочая зона была все время влажной. Кроме того, способ не дает возможности получить достаточно высокий рельеф из-за высокой сложности послойного нанесения эмали.

Существует способ создания рельефа на эмалевой поверхности с помощью накладок из кусочков эмали, которые обжигают непосредственно на подложке или на слое эмали [Бреполь Э. Художественное эмалирование / Пер. с нем. И.В. Кузнецовой; Ред. Л.З. Засухина / Э. Бреполь. - Л.: Машиностроение, Ленинград, отд., 1986. - С.82]. Оплавляясь более или менее сильно, они образуют на поверхности пластичные эмалевые шарики, либо плоские капли, в зависимости от смачиваемости эмали-основы и поверхностного натяжения вплавляемой эмали. Зерна эмали пинцетом укладывают на необожженный или обожженный слой грунтовой эмали. Чтобы они не сместились, их прикрепляют трагантом. В заключение зерна вплавляют в грунтовую эмаль.

Эта техника предоставляет богатые художественные возможности: можно выбрать упорядоченное или произвольное расположение кусочков на поверхности изделия, использовать различные комбинации, эффект рельефа, сочетать ее с другими техническими приемами. Фиг. 3 - Накладки из кусочков эмали.

По решаемой задаче этот способ является наиболее близким и принят за прототип.

Однако этот способ заключается в моделировании несложных рельефных композиций, орнаментов из отдельно расположенных кусочков эмали и не предполагает выкладывание с помощью кусочков эмалей конкретных цельных фигуративных изображений, которые после обжига подвергают росписи эмалевыми красками для дополнительного декорирования.

Задачей изобретения - формирование цельных высокорельефных фигуративных эмалевых композиций высотой до 1 см, полученных из кусочков тугоплавких эмалей, подвергнутых однократному обжигу, последующей росписи в один прием эмалевыми красками и заключительному обжигу.

Поставленная задача решается следующим образом: по аналогии с прототипом на подготовленную металлическую поверхность наносят слой грунтовой эмали, на котором с помощью клея выкладывают кусочки тугоплавкой эмали в соответствии с художественным замыслом. Но в отличие от прототипа кусочки тугоплавкой эмали с высоким поверхностным натяжением выкладывают не отдельно друг от друга, а максимально близко друг к другу, формируя будущее цельное высокорельефное фигуративное изображение высотой до 1 см, которое после сплавления в результате однократного обжига будет расписано в один прием эмалевыми красками и подвергнуто заключительному обжигу.

Способ получения декоративной эмалевой поверхности горячего отверждения на металлической основе включает предварительную подготовку металлической поверхности основы, нанесение и обжиг грунтового слоя эмали, на который с помощью клея выкладывают кусочки эмали, при этом используют кусочки тугоплавкой эмали с высоким поверхностным натяжением, которые выкладывают максимально близко друг к другу с формированием цельного высокорельефного фигуративного изображения высотой до 1 см и путем однократного обжига оплавляют острые кусочки эмали и сплавляют их между собой, а полученное высокорельефное фигуративное изображение в один прием расписывают эмалевыми красками и подвергают заключительному обжигу.

Таким образом, заявляемый способ отличается от прототипа тем, что:

- кусочки тугоплавкой эмали с высоким поверхностным натяжением выкладывают максимально близко друг с другом, формируя будущее цельное высокорельефное фигуративное изображение высотой до 1 см;

- обожженный рельеф, полученный из кусочков эмали, впоследствии расписывают в один прием с помощью эмалевых красок и подвергают заключительному обжигу.

Эти отличия подтверждают новизну заявляемого способа.

Формируется цельное высокорельефное фигуративное изображение высотой до 1 см без видимых границ составляющих элементов, а не композиция из отдельно расположенных кусочков эмали.

Для формирования высокорельефного фигуративного изображения кусочки тугоплавкой эмали с высоким поверхностным натяжением выкладывают максимально близко друг с другом для их последующего сплавления, а не отдельно друг от друга.

Сформированное цельное высокорельефное фигуративное изображение в один прием расписывают с помощью эмалевых красок и подвергают заключительному обжигу.

Способ реализуется следующим образом.

На предварительно подготовленную металлическую поверхность наносят и обжигают грунтовый слой эмали. На полученное грунтовое покрытие карандашом наносят контуры будущего высокорельефного фигуративного изображения. В соответствии с рисунком на эмалевую поверхность максимально близко друг к другу выкладывают подходящие кусочки тугоплавкой эмали с высоким поверхностным натяжением, скрепляемые с помощью эмалевого клея. Сформированное высокорельефное фигуративное изображение высотой до 1 см подвергают однократному обжигу для оплавления острых кусочков эмали и сплавления их между собой. На полученную рельефную основу в соответствии с художественным замыслом в один прием наносят живописное изображение с помощью эмалевых красок и подвергают заключительному обжигу. Фиг. 4 - Последовательность получения рельефной живописи на эмали.

ПРИМЕРЫ КОНКРЕТНОГО ИСПОЛНЕНИЯ

Во всех случаях используются эмали производства Австрии и Дулевского красочного завода (ДКЗ).

1. «Кот» (фиг. 5а). На предварительно подготовленную поверхность медного образца выпуклой формы наносят глухую белую эмаль (марки 200 AV WHITE, Тпл=770-820°С) и обжигают. На полученное эмалевое покрытие с помощью клея БФ-6 укладывают кусочки белой эмали (марки №10 ДКЗ, Тпл=770-820°С) в соответствии с художественным замыслом, просушивают и обжигают. Полученную рельефную основу расписывают черной эмалевой краской (Schauer email Тпл=810°С), обжигают и охлаждают на воздухе. Высота рельефа составляет 9 мм.

2. «Черепаха» (фиг. 5б). На предварительно подготовленную поверхность медного образца выпуклой формы наносят грунтовый слой, состоящий из глухих синей, голубой и бесцветной прозрачной эмалей (марок 5246 AV MEDIUM BLUE, Тпл=730-770°С, 290 AV TURQUOISE, Тпл=730-770°С, 175 AV, Тпл=770-820°С), и обжигают. На полученное эмалевое покрытие с помощью клея БФ-6 укладывают кусочки белой эмали (марки №10 ДКЗ, Тпл=770-820°С) в соответствии с художественным замыслом, просушивают и обжигают. Полученную рельефную основу расписывают синей и черной эмалевыми красками (Schauer email Тпл=810°С), обжигают и охлаждают на воздухе. Высота рельефа составляет 6 мм.

3. «Белый медведь» (фиг. 5в). На предварительно подготовленную поверхность медного образца выпуклой формы наносят грунтовый слой, состоящий из глухих синей, голубой и белой эмалей (марок 5246 AV MEDIUM BLUE, Тпл=730-770°C, 290 AV TURQUOISE, Тпл=730-770°C, 200 AV WHITE, Тпл=770-820°C), и обжигают. На полученное эмалевое покрытие с помощью клея БФ-6 укладывают кусочки белой эмали (марки №10 ДКЗ, Тпл=770-820°С) в соответствии с художественным замыслом, просушивают и обжигают. Полученную рельефную основу расписывают черной эмалевой краской (Schauer email Тпл=810°С), обжигают и охлаждают на воздухе. Высота рельефа составляет 4 мм.

Способ получения декоративной эмалевой поверхности горячего отверждения на металлической основе, включающий предварительную подготовку металлической поверхности основы, нанесение и обжиг грунтового слоя эмали, на который с помощью клея выкладывают кусочки эмали, отличающийся тем, что используют кусочки тугоплавкой эмали с высоким поверхностным натяжением, которые выкладывают максимально близко друг к другу с формированием цельного высокорельефного изображения высотой до 1 см, и путем однократного обжига оплавляют острые кусочки эмали и сплавляют их между собой, а полученное высокорельефное изображение в один прием расписывают эмалевыми красками и подвергают заключительному обжигу.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области художественного эмалирования горячего отверждения, конкретнее к технологии получения изображений на эмалевой поверхности, и может найти применение в области изготовления ювелирно-художественных изделий и сувениров.
Изобретение относится к эмалированию поверхности металлических изделий. Способ включает получение смесей трех фритт различного состава - легкоплавкой фритты с фракцией зерна более4 меш, легкоплавкой фритты с фракцией зерна 40-50 меш и тугоплавкой фритты с фракцией зерна не менее 60-70 меш, которые смешивают с дистиллированной водой и глиной.

Изобретение относится к области художественного эмалирования горячего отверждения, в частности к технологии получения изображений на эмалевой поверхности, и может найти применение в области изготовления ювелирно-художественных изделий и сувениров.

Изобретение относится к области художественного эмалирования и может найти применение при изготовлении ювелирных изделий, декоративных изделий, сувениров. Способ включает предварительное нанесение грунтовой эмали на поверхность изделия и формирование на грунтовой эмали рисунка из эмалевых нитей с высоким или низким поверхностным натяжением.
Изобретение относится к области эмалирования чугуна, в частности к способам восстановления поверхности ванн и нанесения на эмаль декоративных рисунков. .
Изобретение относится к эмалированию изделий из сплавов на основе железа, в частности из углеродистой стали, из низколегированной стали, чугуна. .

Изобретение относится к ювелирной технике, в частности к способам изготовления ювелирных изделий с витражной эмалью. .

Изобретение относится к устройствам для декорирования посуды рисунком типа Горох. .
Наверх