Способ оценки технического состояния цилиндропоршневой группы двигателя внутреннего сгорания
Владельцы патента RU 2702638:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Новосибирский государственный аграрный университет" (RU)
Область применения - диагностика в эксплуатационных условиях двигателей внутреннего сгорания. Предлагаемый способ предусматривает следующий порядок действий: подают импульсы высокого напряжения на свечу зажигания и измерение напряжений пробоя искрового промежутка свечи зажигания проводят в двух функциональных состояниях двигателя: без вращения коленчатого вала и в состоянии выбега без подачи топлива в заданном интервале частоты вращения коленчатого вала в моменты достижения поршнем ВМТ на такте сжатия при полном открытии дроссельной заслонки, далее вычисляют произведение отношения измеренных напряжений пробоя, полученных в разных состояниях двигателя на величину атмосферного давления, полученные значения сопоставляют с нормативными и делают заключение о техническом состоянии цилиндропоршневой группы. 1 ил.
Изобретение относится к средствам испытания и диагностики в эксплуатационных условиях двигателей внутреннего сгорания с воспламенением горючей смеси от искры свечи зажигания.
Известен способ измерения компрессии в двигателе внутреннего сгорания (патент РФ №970175) заключающейся в том, что подают импульсы высокого напряжения на свечу зажигания и измерение проводят на двигателе, находящемся в состоянии покоя, а затем на двигателе, прокручиваемом от постоянного источника энергии в моменты достижения поршнем верхней мертвой точки (ВМТ) на такте сжатия, измеряют атмосферное давление и вычисляют произведение отношения измеренных напряжений пробоя на величину атмосферного давления, а в качестве результата принимают результат вычисления.
Недостатком данного способа является то, что используют автономное независимое устройство для регенерации высоковольтных импульсов и синхронизации, а также прокрутки двигателя от внешнего источника - стартера. Пусковая частота двигателя нестабильна и обуславливает большую неравномерность вращения коленчатого вала, что усложняет процесс и снижает точность получаемой информации.
Технической задачей предлагаемого способа является снижение трудоемкости диагностирования, расширение функциональных возможностей при проверке системы зажигания для диагностики других систем двигателя и повышение достоверности заключения о состоянии этих систем.
При реализации данного способа формирование импульсов высокого напряжения осуществляют штатной системой зажигания, а управление моментом пробоя искрового промежутка свечи зажигания при достижении поршня ВМТ осуществляют на программном уровне блоком управления двигателем.
Техническая задача решается следующим образом, что при способе оценки технического состояния цилиндропоршневой группы двигателя внутреннего сгорания для измерения давления в конце такта сжатия в цилиндрах сгорания подают импульсы высокого напряжения на свечу зажигания и измерения проводят на неработающем двигателе (без вращения коленчатого вала), затем запускают двигатель, переводят в режим максимальной частоты вращения коленчатого вала, отключают подачу топлива и в процессе выбега с полностью открытой дроссельной заслонкой измеряют напряжения пробоя искрового промежутка свечи зажигания в заданном интервале частоты вращения коленчатого вала в моменты достижения поршнем ВМТ на такте сжатия. В качестве результата принимают вычисления произведение отношения измеренных напряжений пробоя на величину атмосферного давления, полученные значения сопоставляют с нормативными и делают заключение о техническом состоянии цилиндропоршневой группы двигателя.
В предлагаемом способе информативность повышается за счет увеличения скоростного режима при выбеге двигателя и максимального наполнения цилиндров воздухом при полностью открытой дроссельной заслонке, так же не требуется внешний источник для вращения коленчатого вала в момент измерения. Измерение величин напряжений пробоя искрового промежутка свечей зажигания осуществляют поцилиндрово на заданных режимах. Оценка цилиндропоршневой группы всех цилиндров осуществляется одновременно, так как импульсы высокого напряжения на свечи зажигания подаются штатной системой зажигания, следовательно, сокращается время диагностирования.
На Фиг. представлена схема реализации заявляемого способа. Она состоит из двигателя внутреннего сгорания 1, свечи зажигания 2, прибора регистрации величины вторичного напряжения системы зажигания 3 и блока обработки информации (ЭВМ) 4.
Способ осуществляют путем измерения с помощью прибора оценки вторичного напряжения системы зажигания 3 и ЭВМ 4 величин напряжений пробоя искрового промежутка свечи зажигания 2, в двух функциональных состояниях двигателя 1 без вращения коленчатого вала и в состоянии выбега без подачи топлива в заданном интервале частоты вращения коленчатого вала в моменты достижения поршнем ВМТ на такте сжатия при полном открытии дроссельной заслонки, далее вычисляют произведение отношения измеренных напряжений пробоя полученных в разных состояниях двигателя на величину атмосферного давления, полученные значения сопоставляют с нормативными и делают заключение о техническом состоянии цилиндропоршневой группы.
Способ оценки технического состояния цилиндропоршневой группы двигателя внутреннего сгорания, включающий подачу импульсов высокого напряжения на свечу зажигания при неработающем двигателе, отличающийся тем, что двигатель переводят в режим максимальной частоты вращения коленчатого вала, после чего отключают подачу топлива и измеряют напряжение пробоя искрового промежутка свечи зажигания в моменты достижения поршнем верхней мертвой точки в заданном интервале частоты вращения коленчатого вала в процессе выбега с полностью открытой дроссельной заслонкой, полученные значения сопоставляют с нормативными и делают заключение о техническом состоянии цилиндропоршневой группы.