Трансмиссионное масло

Изобретение относится к области смазочных композиций, предназначенных для агрегатов трансмиссий авиационного транспорта. Предложено трансмиссионное масло, содержащее в своем составе масло авиационное Б-3В, состоящее из концентрата антиокислительных присадок в базовом пентаэритритовом масле НА-10 по СТП 002-2005, меркаптобензтиазола гранулированного (каптакс) в качестве противозадирной присадки и пентаэритритового базового масла по СТП 001-2005. Дополнительно вводят серосодержащую присадку в виде продукта взаимодействия при температуре 210-215°С касторового масла с перекристаллизованной из толуола серой. Соотношение компонентов в трансмиссионном масле следующее, мас. %: серосодержащая присадка 15-30; масло Б-3В до 100. Технический результат – расширение температурного диапазона применения масла от -59 до 200°С при сохранении высоких вязкостных и трибологических характеристик. 2 табл., 4 пр.

 

Изобретение относится к области смазочных композиций, предназначенных для агрегатов трансмиссий авиационного транспорта, в частности хвостового редуктора вертолета, и различных видов техники. Из всех видов трансмиссий указанные занимают особое место. Они характеризуются высокими контактными напряжениями, скоростями скольжения, работоспособностью в широком интервале температур (от -50 до 200°С). Для удовлетворения все возрастающих требований эксплуатации трансмиссионных передач, а именно форсирования скоростей, увеличения нагрузок, повышения долговечности и надежности работы, улучшения экологических характеристик масла, а также для увеличения межремонтного пробега необходимо повышать качество применяемых смазочных материалов, которые оказывают первостепенное влияние на эти показатели.

Известны трансмиссионная смазочная композиция содержащая базовый состав на основе углеводородного полиальфаолефинового масла и пакет присадок, включающий антиокислительные присадки в виде фенил-альфа-нафтиламина и 4-метил-2,6-ди-трет-бутилфенола, антипенную и антикоррозионную присадки (патент RU №2058379) и трансмиссионная смазочная композиция для трансмиссий вертолетов, которая содержит базовый состав на основе полиальфаолефинового масла, включающий сложный эфир двухосновной кислоты, загущающую присадку и пакет присадок, включающий антиокислительные присадки в виде фенил-альфа-нафтиламина и 4-метил-2,6-ди-трет-бутилфенола, серуфосфоросодержащую присадку и антипенную присадку (патент RU №2122569).

Указанные композиции имеют недостаточно высокие трибологические свойства для использования в тяжелонагруженных трансмиссиях вертолетов в широком диапазоне климатических условий.

Известна смазочная композиция для агрегатов вертолетов, содержащая остаточное масло нафтеновых нефтей, маловязкое масло нафтеновых нефтей, техническую серу и ариловый эфир фосфорной кислоты (Патент RU 2303626).

Основными недостатками данной смазочной композиции являются сложность компонентного состава при составлении композиции и относительно высокая температура застывания.

Известно смазочное масло для механических, автоматических и бесступенчатых трансмиссий или промышленных систем зубчатых передач, содержащее неполный сложный эфир многоатомного спирта и карбоновой кислоты в количестве от 5 до 75% и имеющее кинематическую вязкость при температуре 100°С от 1,0 до 15 мм2/с, причем композиция имеет кинематическую вязкость при температуре 100°С от 1,0 до 20 мм2/с, многоатомный спирт представляет собой спирт от двухатомного до шестиатомного, а карбоновая кислота выбрана из группы, включающей одноосновные кислоты, многоосновные кислоты и их смеси (Патент RU 2501846).

Известна смазочная композиция с кинематической вязкостью при температуре 100°С около 19 мм2/с, содержащая полиальфаолефиновое масло, сложный эфир двухосновной кислоты, загущающую присадку, антиокислительные присадки 4-метил-2,6-ди-трет-бутилфенол и фенил-альфа-нафтиламин, антиоксидантную присадку метилен-бис-(дибутилдитиокарбамат), серуфосфоросодержащую присадку и антипенную присадку ПМС-200А (Патент RU 2629949).

Недостатком этих масел являются недостаточные трибологические свойства для использования в тяжелонагруженных трансмиссиях вертолетов при низких температурах, что не позволяет использовать их как всесезонные во всех климатических районах России, в особенности, в северных и арктических, также они не обладают достаточными экологическими характеристиками.

Известно трансмиссионное масло для зубчатых передач на основе минерального, синтетического масла или их смеси с добавлением 0,1-5,0% дитиокарбамата и 0,1-10,0% сложного эфира пентаэритрита и С1220 жирных кислот, имеющего гидроксильное число от 20 до 100 мг КОН/г (Заявка US 20100113314, 2010 г.).

Данная композиция обладает недостаточно высокими трибологическими свойствами при высоких температурах для использования в тяжелонагруженных трансмиссиях вертолетов.

Необходимо отметить, что для повышения эксплуатационных характеристик элементов трансмиссии вертолета необходимо применять синтетические базовые основы, отличительной особенностью которых являются низкие температуры застывания, особое место среди них занимают масла на основе сложных эфиров, которые за счет полярности молекул хорошо абсорбируются на поверхностях тел трения, чем способствуют минимальному коэффициенту трения. Для производства синтетических авиационных смазочных материалов используются эфиры пентаэритрита, являющегося основой широкого спектра масел, обладающих высокой термической и термоокислительной стабильностью и очень низкой летучестью. Однако, они характеризуются относительно низкой вязкостью, что ограничивает их применение для смазывания элементов трансмиссии вертолета, а товарные вязкостные присадки для минеральных масел неприменимы для модификации вязкости эфиров пентаэритрита ввиду их плохой растворимости.

Наиболее близким аналогом изобретения является масло авиационное Б-3В (ТУ 38.101295-85) - синтетическое масло на основе сложных эфиров пентаэритрита и жирных кислот для газотурбинных двигателей, редукторов вертолетов и другой техники, работающих при температуре от -40 до 200°С, содержащее комплекс эффективных присадок, улучшающих эксплуатационные свойств. Основным недостатком масла Б-3В является выпадение в осадок противозадирной присадки при низкой температуре эксплуатации в результате окисления с последующим растворением осадка в масле при 70-90°С. Масло авиационное Б-3В имеет следующий состав, мас. %:

Концентрат антиокислительных
присадок НА-10 по СТП 002-2005 10±0,05
Меркаптобензтиазол гранулированный (каптакс) 1,5±0,1
Масло пентаэритритовое базовое по СТП 001-2005 до 100

Основной целью изобретения является разработка трансмиссионного масла, обладающего улучшенными низкотемпературными и противозадирными свойствами, предназначенного для использования в качестве всесезонного во всех климатических районах вплоть до северных и арктических, а также обладающего способностью к биоразложению.

В качестве решения для достижения поставленной цели предлагается трансмиссионное масло, содержащее пакет присадок, включающий противозадирную и антиокислительную, а также комплекс на основе натурального касторового масла, выступающий в качестве противоизносной и вязкостной присадки.

Предлагаемое трансмиссионное масло способно заменить в трансмиссиях и шарнирах вертолетов применяющееся в настоящее время масло ТСгип (ТУ 38.1011332-90) для гипоидных передач, редукторов и шарниров вертолетов. ТСгип считается высококачественным смазывающим материалом для трансмиссий. Основной недостаток масла ТСгип - высокая температура застывания (Тз=-18°С).

Техническим результатом изобретения является расширение температурного диапазона применимости масла до -59÷200°С, при сохранении высоких вязкостных и трибологических характеристик.

Указанный результат достигается тем, что в трансмиссионное масло, содержащее масло авиационное Б-3В, состоящее из концентрата антиокислительных присадок в базовом пентаэритритовом масле НА-10 по СТП 002-2005, меркаптобензтиазола гранулированного (каптакс) в качестве противозадирной присадки и пентаэритритового базового масла по СТП 001-2005, дополнительно вводят серосодержащую присадку в виде продукта взаимодействия при температуре 210÷215 С касторового масла с перекристаллизованной из толуола серой при следующем соотношении компонентов, мас. %:

Серосодержащая присадка 15-30
Масло Б-3В до 100

Отличием заявляемого технического решения является содержание в составе трансмиссионного масла новой серосодержащей присадки, в количестве 15-30 мас. %. Полученное трансмиссионное масло обладает высокими трибологическими характеристиками, обеспечивающими высокий уровень антиокислительных, противозадирных, противоизносных и вязкостных свойств. Кроме того, высокая термическая стабильность и окислительная стабильность позволяют использовать данное масло для смазывания агрегатов трансмиссий в газотурбинных двигателях, редукторах вертолетов и другой технике в широком диапазоне температур от -59 до 200°С.

Технологический процесс получения трансмиссионного масла включает два этапа.

Этап 1. Получение серосодержащей присадки. В трехгорлый реактор, снабженный мешалкой и термометром, помещают 75 мас. ч. касторового масла и нагревают до 100°С при интенсивном перемешивании. После этого добавляют 8,3 мас. ч. перекристаллизованной из толуола серы. Реакционную смесь нагревают до 215°С выдерживают в течение 1 часа при интенсивном перемешивании и температуре 210÷215°С. Затем реакционную смесь охлаждают до 20°С.

Этап 2. Получение трансмиссионного масла. В реактор, снабженный обогревом и мешалкой загружают масло Б-3В в количестве 70÷85 мас. % разогревают до 50-60°С, затем последовательно добавляют 15÷30 мас. % серосодержащей присадки. Полученную смесь перемешивают в течение 1 часа, после чего охлаждают до 20°С и разливают по товарным емкостям.

Для иллюстрации сущности предложенного изобретения было изготовлено 4 образца трансмиссионного масла согласно представленным примерам.

Пример 1. В реактор, снабженный обогревом и мешалкой загружают 85 мас. ч. масла Б-3В, разогревают его до 50-60°С, затем добавляют 15 мас. ч. серосодержащей присадки, после чего перемешивают в течение 1 часа.

Примеры 2-4 осуществляют аналогично примеру 1, а содержание компонентов в предлагаемом трансмиссионном масле приведено в таблице 1.

Результаты испытаний образцов трансмиссионного масла в сравнении с маслами Б-3В и ТСгип, полученных по примерам 1-4 приведены в таблице 2.

По данным, приведенных в таблице 2 следует, что предлагаемое трансмиссионное масло превосходит товарное масло ТСгип по низкотемпературным и трибологическим характеристикам.

Трансмиссионное масло, содержащее масло авиационное Б-3В, состоящее из концентрата антиокислительных присадок в базовом пентаэритритовом масле НА-10 по СТП 002-2005, меркаптобензтиазола гранулированного (каптакс) в качестве противозадирной присадки и пентаэритритового базового масла по СТП 001-2005, отличающееся тем, что дополнительно вводят серосодержащую присадку в виде продукта взаимодействия при температуре 210-215°С касторового масла с перекристаллизованной из толуола серой при следующем соотношении компонентов, мас. %:

Серосодержащая присадка 15-30
Масло Б-3В до 100



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к нефтехимической области, а конкретнее к смазкам, применяемым в узлах трения машин и механизмов, эксплуатируемых в условиях Крайнего Севера и Арктики.

Изобретение относится к способам применения целлюлозы, более конкретно, к способам получения дисперсий целлюлозы как органического биоразлагаемого загустителя для смазочных материалов, в том числе пластичных смазок.

Изобретение относится к области смазочных материалов и, более конкретно, к биоразлагаемым пластичным смазкам, применяемым в узлах трения различных машин или механизмов, эксплуатируемых в условиях низких температур.

Изобретение относится к созданию многоцелевой низкотемпературной пластичной смазки для узлов трения, работающих в диапазоне температур от минус 60 до плюс 150°С, и может быть использовано в нефтеперерабатывающей и нефтехимической отраслях промышленности.

Настоящее изобретение относится к композиции консистентной смазки, характеризующейся высокой износостойкостью. Композиция консистентной смазки содержит базовое масло, загуститель и поли(мет)акрилат, содержащий гидроксильные группы, причем указанный загуститель представляет собой мочевиновое соединение, полученное в результате проведения реакции между изоцианатом и первичным амином, и указанный поли(мет)акрилат, содержащий гидроксильные группы, представляет собой сополимер, включающий в качестве составных мономеров алкил(мет)акрилат, содержащий C1-20 алкильную группу, и винильный мономер, содержащий гидроксильную группу.

Настоящее изобретение относится к экологически чистому смазочному материалу для лубрикации зоны контакта «колесо-рельс» рельсового транспорта, содержащему в качестве базового масла биоразлагаемое масло или смесь по меньшей мере одного базового масла, выбранного из смазочного базового масла типа минерального масла, синтетического смазочного базового масла и биоразлагаемого смазочного базового масла, при этом смазка в качестве загустителя содержит литий-кальциевое мыло 12-оксистеариновой кислоты, в качестве присадок, улучшающих триботехнические свойства, - натрия тетраборат и осерненное масло, кроме того, смазка содержит глицерин, при следующих соотношениях компонентов, % масс.: 12-оксистеариновая кислота - 7,3-10,3; кальция гидроокись - 0,3-0,5; лития гидроокись - 0,2-0,7; натрия тетраборат - 2,0-4,3; глицерин - 0,9-2,1; осерненное масло - 6,8-9,0; масло базовое ВМГ3 - 0-9,1; масло синтетическое БЗВ - 0-6,5; масло растительное (например, подсолнечное нерафинированное) - до 100.

Настоящее изобретение относится к пакету присадок к моторным маслам, содержащему моющие присадки, беззольный азотсодержащий дисперсант, блок-сополимер окисей этилена и пропилена на основе этилендиамина, антиокислительную и противоизносную присадку, фенил-α-нафтиламин и октилированный дифениламин, при этом в качестве моющих присадок пакет содержит раствор в масле смеси карбонатированного продукта взаимодействия диалкилбензолсульфокислоты с гидроокисью кальция, имеющего щелочное число не менее 350 мг КОН/г, с кальциевой солью алкилфенольного производного с щелочным числом не менее 140 мг КОН/г, взятой в соотношении (1,5-2,5):1 по массовой доле к карбонатированному продукту, в качестве антиокислительной и противоизносной присадки - диалкилдитиофосфат цинка в расчете на содержание фосфора в готовом масле 0,05-0,12% масс.

Изобретение относится к смазочным материалам и может быть использовано для защиты от коррозии металлических изделий, преимущественно кузовов автомобилей. Описан защитный смазочный материал, содержащий сульфонат щелочно-земельных металлов, твердые нефтяные углеводороды, структурообразователь-органо-модифицированный сепиолит, бутилцеллозольв, при соотношении структурообразователь-бутилцеллозольв 3:1, микротальк для повышения тиксотропности, антиокислительную присадку, антиржавейную присадку, смолу нефтеполимерную синтетическую и органический растворитель.
Изобретение относится к пластичной литиевой комплексной смазке, предназначенной для смазывания узлов трения, работающих при высоких температурах - до 180°С. .

Изобретение относится к смазочным материалам для трансмиссионных передач, в частности гипоидных передач автомобилей. .

Изобретение относится к области металлообработки, а именно к смазкам, применяемым при холодной обработке металлов давлением. .

Изобретение относится к производству органических веществ, а именно к способам получения беззольных органических модификаторов трения на основе эфиров дитиокарбаминовой кислоты, которые могут быть использованы в нефтепереработке и нефтехимии при создании современных и высококачественных смазочных материалов (масел и пластичных смазок).

Изобретение относится к области трибологии и конкретно касается способа получения противозадирной присадки, содержащей фрагменты двойных связей СН=СН и тем самым облегчающей адгезию присадки к трущимся поверхностям.

Настоящее изобретение относится к смазочной композиции, содержащей основное количество базового масла и улучшенную антиоксидантную композицию в количестве от 0,5 до 1,0% по массе из расчета на общую массу смазочной композиции, где антиоксидантная композиция включает в себя: (a) метиленбис(ди-н-бутилдитиокарбамат) и (b) производное 1,2,4-триазола на основе алкилированного дифениламина, выбранное из одного из соединений (i) 1-[ди-(4-октилфенил)аминометил]триазола, в котором массовое процентное соотношение (a):(b) составляет от более 1:1 до 20:1, и (ii)1-[ди-(4-смешанный бутил/октилфенил)аминометил]триазол, в котором массовое процентное соотношение (a):(b) составляет от более 5,7:1 до 9:1.

Изобретение относится к присадке к смазочному маслу, содержащей органическое соединение молибдена, представленное общей формулой (1) ниже: где R1 обозначает алкильную группу с прямой или разветвленной цепью, представленную общей формулой CnH2n+1 (n является целым числом от 4 до 12), или циклогексильную группу, R2 означает метальную группу или этильную группу и R1 и R2 являются различными; и к композиции смазочного масла в качестве модификатора трения.

Настоящее изобретение относится к фрикционным деталям, работающим в среде со смазкой, содержащей модификатор трения, при этом по меньшей мере на одну из деталей нанесено покрытие, при этом модификатором трения является MoDTC, покрытие является отличным от DLC и для по меньшей мере одной детали является нитридом хрома, при этом нитрид хрома присутствует в кристаллизации со структурой типа NaCl с микротвердостью 1800+/-200 HV.

Настоящее изобретение относится к смазочной композиции, содержащей трансмиссионное масло и 1-10 мас.% добавки, включающей диазоаминобензол, медный комплекс тетраэтилтиурамдисульфида и диоктиловый эфир фталевой кислоты (ДОФ) при следующем соотношении компонентов, мас.%: диазоаминобензол - 0,5-10; медный комплекс тетраэтилтиурамсульфид - 0,3-3,0; диоктилфталат - остальное.
Наверх