Способ применения иппотерапии для детей, больных церебральным параличом

Изобретение относится к медицине, а именно к иппотерапии, и может быть использовано при отборе и подготовке лошади для проведения иппотерапии у детей, больных церебральным параличом. Для этого проводят отбор лошадей 5-летнего возраста, ростом 145-160 см. Приучают лошадь к посадке ребенка с помощью вспомогательного средства для посадки на лошадь до достижения ребенком уверенного положения на лошади. Обучают ровному ритмичному, размеренному шагу при смене положения наездника, тренинг на начало движения лошади как от голоса, так и от тактильного воздействия ног. Приучают к работе со вспомогательными предметами. При этом для приучения лошади к посадке ребенка с помощью вспомогательного средства для посадки на лошадь для достижения уверенного положения ребенка на лошади, вспомогательное средство для посадки ставят с левой стороны лошади. Тренер учит стоять лошадь неподвижно до полной посадки. Если лошадь выполняет данное условие, то ее поощряют сладким продуктом. Для обучения ровному, ритмичному, размеренному шагу при положении наездника сидя лицом вперед, вырабатывают активный шаг в течение не более 45 минут путем неоднократного повторения в течение 10-15 минут комбинации действий, состоящей из приучения лошади двигаться от воздействия ноги всадника от колена до щиколотки и/или от громкого и четкого произношения команды «шаг». Для обучения лошади двигаться, не боясь всадника, находящегося в разных положениях, осуществляют следующие действия: при положении сидя лицом назад, повторяют более 10 раз развороты из положения сидя, лицом вперед в положении сидя, лицом назад, путем перемещения ног через шею и круп лошади. При обучении лошади к посадке сидя боком лицом направо меняют положение из сидя лицом вперед на сидя лицом назад с перемещением ног через шею и круп лошади с последующим изменением положения на сидя боком лицом налево. При обучении лошади к посадке лежа на животе головой к голове лошади сажают ребенка ближе к пояснице лошади лицом к ее голове, кладут его, вытянув руки вперед и положив их лошади на шею. При обучении лошади к работе со вспомогательными предметами дают ей их сначала понюхать, а затем перекидывают вспомогательный предмет между наездником и человеком, стоящим возле лошади из рук в руки. Способ обеспечивает адекватный подбор и последующую подготовку лошадей, что обуславливает освоение пассивно-активных поз на лошади без седла, проведение лечения с постепенным в течение курса увеличением доли участия ребенка при выполнении каждой позы и уменьшением участия инструктора и родителя, адаптацию ребенка к лошади. 1 з.п. ф-лы, 2 пр.

 

Изобретение относится к иппотерапии, в частности к подготовке лошадей различных пород к занятиям иппотерапией.

Иппотерапия - один из видов альтернативной медицины, при котором воздействие на организм больного оказывают через непосредственно верховые занятия на лошади, что не только лечит тяжело больных, но и предусматривает комплекс рекреационно-оздоровительной службы физического, психологического, социального и педагогического характера, направленных на восстановление сил человека, затраченных в процессе учебы или труда, создание резервов здоровья, развитие психофизиологических и интеллектуальных качеств каждой личности, повышение валеологической культуры, культуры труда и отдыха.

Известно техническое решение (см. патент РФ 2651902, кл. А61Н 1/00, А61Н 7/00, 2018), включающий лечебную верховую езду, освоение пассивно-активных поз на лошади без седла, проведение лечения с постепенным в течение курса увеличением доли участия ребенка при выполнении каждой позы и уменьшением участия инструктора и родителя, адаптацию ребенка к лошади - посадку ребенка на лошадь с помощью инструктора и родителя и проводку лошади шагом в течение 25-30 минут с сидящим или лежащим ребенком в зависимости от его возможностей; далее в течение 10 занятий ребенок на движущейся шагом лошади осваивает позы, направленные на создание общего функционального баланса: сидя лицом вперед, назад, сидя боком лицом налево, направо по движению лошади, лежа на спине, на животе -вдоль лошади головой к ее голове, к хвосту, лежа поперек лошади на животе, на спине - головой направо, налево по движению.

Недостатком является отсутствие подготовки лошадей к иппотерапии непосредственно к каждому ребенку.

Известен способ выбора и подготовки лошадей для занятий иппотерапией, предусматривающий отбор лошадей 5-летнего возраста, ростом 145-160 см, с широкой, достаточно длинной спиной с хорошо развитой мускулатурой, средней или низкой холкой, ноги с правильным поставом, обеспечивающие максимальный терапевтический эффект, с темпераментом создающий подходящий терапевтический шаг, приучение лошади к посадке ребенка с помощью вспомогательных средств до достижения его уверенного положения на лошади, обучение ровному, ритмичному, размеренному шагу при смене положения наездника, ориентации лошади на коновода с помощью тренинга на начало движения лошади, как от голоса, так и от тактильного воздействия ног, приучение к работе со вспомогательным предметом и моделирование ситуации занятия при помощи помощника выполняющего роль пациента, с целью оценки поведения и готовности лошади к занятиям с детьми-инвалидами (М.Ю. Сафонова / Центр развития оздоровительной верховой езды. «ПолиЭко». «Центр реабилитации инвалидов детства «Наш Солнечный Мир», - Москва, 2010. http://www.poly-eco.com/articles-7.html). Однако этот метод не учитывает всех тонкостей индивидуального подбора лошадей к каждому ребенку в зависимости от степени заболевания.

Техническим результатом является повышение эффективности индивидуального подбора лошадей к каждому ребенку в зависимости от степени заболевания..

Технический результат достигается тем, что в способе отбора и подготовки лошади для проведения иппотерапии у детей больных церебральным параличом, включающем отбор лошадей 5-летнего возраста, ростом 145-160 см, приученные лошади к посадке ребенка с помощью вспомогательного средства для посадки на лошадь до достижения ребенком уверенного положения на лошади, обучение ровному ритмичному, размеренному шагу при смене положения наездника, тренинг на начало движения лошади, как от голоса, так и от тактильного воздействия ног, приучение к работе со вспомогательными предметами, согласно изобретению, для приучения лошади к посадке ребенка с помощью вспомогательного средства для посадки на лошадь для достижения уверенного положения ребенка на лошади, вспомогательное средство для посадки ставят с левой стороны лошади, тренер учит стоять лошадь неподвижно до полной посадки, если лошадь выполняет данное условие, то ее поощряют сладким продуктом; для обучения ровному, ритмичному, размеренному шагу при положении наездника сидя лицом вперед, вырабатывают активный шаг в течении не более 45 минут путем неоднократного повторения в течении 10-15 минут комбинации действия, состоящей из приучения лошади двигаться от воздействия ноги всадника от колена до щиколотки и/или от громкого и четкого произношения команды «шаг»; для обучения лошади двигаться, не боясь всадника, находящегося в разных положениях осуществляют следующие действия: при положении сидя лицом назад, повторяют более 10 раз развороты из положения сидя, лицом вперед в положении сидя, лицом назад, путем перемещения ног через шею и круп лошади; при обучении лошади к посадке сидя боком лицом направо меняют положение из сидя лицом вперед на сидя лицом назад с перемещением ног через шею и круп лошади с последующим изменением положения на сидя боком лицом налево; при обучении лошади к посадке лежа на животе головой к голове лошади сажают ребенка ближе к пояснице лошади лицом к ее голове, кладут его, вытянув руки вперед и положив их лошади на шею; при обучении лошади к работе с вспомогательными предметами, дают ей их сначала понюхать, а затем перекидывают вспомогательный предмет между наездником и человеком, стоящим возле лошади из рук в руки, в способе отбора, согласно изобретению, в качестве вспомогательных предметов используют мяч или обруч, или игрушку, или погремушку.

Новизной предложения является то, что за счет эффективного отбора и тренинга лошадей, обеспечивается индивидуальный подход к занятиям иппотерапией с больными детским церебральным параличом.

Способ отбора и подготовки лошади для проведения иппотерапии у детей больных церебральным параличом осуществляют следующим образом.

Отбор и подготовку лошади осуществляют индивидуально к каждому ребенку. Для эффективного воздействия на всадника лошадь должна соответствовать следующим требованиям:

1. По экстерьерным особенностям:

- небольшой рост 145-160 см. в холке (необходимость заключается в безопасном проведении занятий, в случае не предвиденных обстоятельств инструктор обязан беспрепятственно снять пациента с лошади, не причиняя ему неудобств);

- плечевой пояс и пояс тазовых конечностей должны быть развиты одинаково (лошадь должна иметь при ходьбе так называемый «коридор», она не должна петлять из стороны в сторону);

- должна быть компактно сложена, с правильным экстерьером, со средней шириной спины;

- с размеренным, ритмичным шагом;

2. По характерным и половым особенностям:

Половые особенности не так уж и важны, то есть в иппотерапии могут использоваться как кобылы, так и жеребцы, и мерины различных возрастных категорий, начиная с 5-ти летнего возраста, главное соответствовать требованиям:

- лошадь должна покорно, адекватно относиться ко всем манипуляциям со стороны инструктора и ко всем нерелевантным действиям со стороны пациента;

- не должна бояться посторонних громких звуков (свист, крик, хлопок, музыка, машина, пролетающий самолет);

- не должна пугаться ярких предметов (мяч, обруч, яркие ленты, и т.д.)

- должна адекватно реагировать на непредвиденные, резкие движения (взмахи руками и ногами и т.д.).

Пример конкретного осуществления способа отбора и подготовки лошади для проведения иппотерапии у детей больных церебральным параличом.

Предложенный способ был разработан на базе конноспортивного клуба «Остапенко» (Краснодарский край, ст. Елизаветинская).

Подготовка лошадей.

1. Посадка на лошадь (с помощью вспомогательной посадочной тумбы), необходимо приучить лошадь стоять неподвижно, пока всадник (пациент) не будет уверенно сидеть. Тумба ставится с левой стороны от лошади, тренер учит стоять лошадь неподвижно до полной посадки, если лошадь выполняет данное условие, то ее поощряют сладким продуктом (рафинад, кусочек яблока и т.д.).

2. Необходимо обучить лошадь ровному, ритмичному, размеренному шагу при положении наездника сидя лицом вперед, активный шаг должен вырабатываться в течение всей тренировки, которая занимает около 45 минут, при этом всаднику, тренирующему лошадь необходимо приучить ее двигаться как от ног, так и от голоса (двигая лошадь шенкелем (Шенкель - обращенная к лошади часть ноги всадника от колена до щиколотки), надлежит громко и четко произносить «шаг!», тем самым мы учим лошадь начинать движение, как с голоса, так и от ноги. Для начала за тренировку желательно повторять данную комбинацию около 10-15 минут, пока лошадь не начнет выполнять ее безукоризненно от голоса. По результатам ранее проведенных тренировок выяснилось, что 45 минут достаточно для одной тренировки, так как половина времени уходит на обучение, а остальное время для закрепления навыков. 10-15 минут при выполнении комбинаций действий достаточно для разогрева и разминки мышц.

3. Для того, чтобы обучить лошадь двигаться, не боясь наездника (пациента) который сидит на ней лицом назад, необходимо около 10-15 раз повторить упражнение (развороты из положения сидя лицом вперед в положение сидя лицом назад, с перемещением ног через шею и круп лошади). При 10 повторах лошадь привыкает к наезднику и не пугается его, а при 15 повторах происходит закрепление привыкания лошади.

4. При обучении лошади к посадке сидя боком лицом направо надлежит при смене положения из сидя лицом вперед на сидя лицом назад, с перемещением ног через шею и круп лошади, зафиксироваться на боку и пройти около 4-5 метров, затем поменять положение на сидя боком лицом на лево и так же пройти 4-5 метров. Для детей с ДЦП в начале тренировки должно быть небольшое расстояние 4-5 метров, иначе ребенок может не выдержать, при этом необходимо для прохода соблюдать прямолинейное движение при изменении позы на лошади.

5. Обучая лошадь положению всадника лежа на животе вдоль лошади головой к хвосту необходимо аккуратно без резких движений развернуться спиной к голове лошади и лицом по направлению к хвосту, затем постепенно, опираясь на поясницу лошади двумя руками, наклониться, если лошадь спокойно отреагировала, то можно лечь на лошадь выпрямив руки и положа их на круп. Животное должно пройти с данным положением всадника, для начала, около 6 метров.

6. Подготавливая животное к положению всадника лежа на животе головой к голове лошади требуется, сев ближе к пояснице лошади лицом к ее голове, лечь вытянув руки вперед и положив их на шею. Необходимо в таком положении преодолеть до 6-7 метров.

7. Проводя подготовку лошади к работе со вспомогательными предметами (мяч, маленький обруч, мягкая игрушка, погремушка и т.д.), необходимо для начала дать ей понюхать предмет, а затем перекидывают предмет между наездником и человеком, стоящим возле лошади из рук в руки.

Если лошадь на данные манипуляции реагирует адекватно, то можно постепенно увеличивать расстояние, время занятий, виды упражнений и разновидность игрушек.

Подготовка и манипуляции проводятся с помощью партнера, который идя рядом придерживает лошадь произносит команды. К концу подготовки лошадь должна реагировать и менять аллюры с помощью голосовых команд, а также необходимо чтобы она прошла контрольное, проверочное занятие, на котором один из тренеров будет изображать больного, а от лошади потребуется выполнение всех поставленных перед ней задач.

1. Пример применения предлагаемого способа.

Рогожкина Злата, 3 г.

Диагноз: ДЦП Двойная гемиплегия. Глубокий паралич всех четырех конечностей, двигательные возможности минимальны, мышечный тонус повышен, тяжелая обездвиженность.

До реабилитации предлагаемым способом: ребенок не мог держать голову, сидеть. Для лечения была подобрана кобыла 4,5 лет ростом 147 см. в холке, плечевой пояс и пояс тазовых конечностей развиты одинаково, компактно сложена, с правильным экстерьером, со средней шириной спины, с размеренным, ритмичным шагом, с покорным, адекватным отношением ко всем манипуляциям со стороны инструктора и ко всем нерелевантным действиям со стороны пациента, не пугливая. Лечение с использованием данной лошади отобранной и подготовленной по предлагаемому способу прошло в течение 14 дней. В результате лечения был достигнут положительный эффект:

1. укрепился «мышечный» корсет и улучшилась функция вестибулярного аппарата;

2. отмечено снижение мышечного тонуса.

3. уменьшилась утомляемость.

2. Пример применения лечения иппотерапии с использованием отбора и подготовки лошадей по методике М.Ю. Сафонова (Центр развития оздоровительной верховой езды. «ПолиЭко». «Центр реабилитации инвалидов детства «Наш Солнечный Мир», - Москва, 2010.)

Ермоленко Инна, 4 г.

Диагноз: ДЦП.

До реабилитации предлагаемым способом: ребенок не ходил, плохо держал равновесие, боялся качаться на качелях.

В результате лечения был достигнут положительный эффект в течение 30 дней:

- улучшилась координация движения;

- стала ходить с поддержкой;

- перестала бояться качаться на качелях.

1. Способ отбора и подготовки лошади для проведения иппотерапии у детей, больных церебральным параличом, включающий отбор лошадей 5-летнего возраста, ростом 145-160 см, приучение лошади к посадке ребенка с помощью вспомогательного средства для посадки на лошадь до достижения ребенком уверенного положения на лошади, обучение ровному ритмичному, размеренному шагу при смене положения наездника, тренинг на начало движения лошади, как от голоса, так и от тактильного воздействия ног, приучение к работе со вспомогательными предметами, отличающийся тем, что для приучения лошади к посадке ребенка с помощью вспомогательного средства для посадки на лошадь для достижения уверенного положения ребенка на лошади, вспомогательное средство для посадки ставят с левой стороны лошади, тренер учит стоять лошадь неподвижно до полной посадки, если лошадь выполняет данное условие, то ее поощряют сладким продуктом; для обучения ровному, ритмичному, размеренному шагу при положении наездника сидя лицом вперед, вырабатывают активный шаг в течение не более 45 минут путем неоднократного повторения в течение 10-15 минут комбинации действий, состоящей из приучения лошади двигаться от воздействия ноги всадника от колена до щиколотки и/или от громкого и четкого произношения команды «шаг»; для обучения лошади двигаться, не боясь всадника, находящегося в разных положениях, осуществляют следующие действия: при положении сидя лицом назад, повторяют более 10 раз развороты из положения сидя, лицом вперед в положении сидя, лицом назад, путем перемещения ног через шею и круп лошади; при обучении лошади к посадке сидя боком лицом направо меняют положение из сидя лицом вперед на сидя лицом назад с перемещением ног через шею и круп лошади с последующим изменением положения на сидя боком лицом налево; при обучении лошади к посадке лежа на животе головой к голове лошади сажают ребенка ближе к пояснице лошади лицом к ее голове, кладут его, вытянув руки вперед и положив их лошади на шею; при обучении лошади к работе со вспомогательными предметами, дают ей их сначала понюхать, а затем перекидывают вспомогательный предмет между наездником и человеком, стоящим возле лошади из рук в руки.

2. Способ отбора и подготовки лошади для проведения иппотерапии у детей, больных церебральным параличом по п. 1, отличающийся тем, что в качестве вспомогательных предметов используют мяч или обруч, или игрушку, или погремушку.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к медицине, а именно к спортивной медицине, неврологии, физической культуре, реабилитации, и может быть использовано при выполнении мышечных упражнений.
Изобретение относится к области медицины, а именно к восстановительной медицине, и может использоваться для комплексной когнитивной реабилитации старшего поколения.

Изобретение относится к медицине и может быть использовано при проведении оздоровительной гимнастики. Для этого выполняют упражнения сидя с использованием в качестве тренажера ленты из ткани, которую накладывают сзади на различные участки позвоночного столба: пояснично-крестцовый, грудной, шейный, атлантозатылочный.
Изобретение относится к оздоровительной, лечебной и спортивной медицине, и может быть использовано при достижении природно-эволюционной мобилизации человека, обусловленной его природными, эволюционными возможностями.
Изобретение относится к медицине, а именно, к физической реабилитации (ФР), и может быть использовано у больных с фибрилляцией предсердий (ФП) после операции радиочастотной аблации устьев легочных вен (РЧА ЛВ).

Изобретение относится к медицине, медицинской реабилитации, психотерапии, онкологии, маммологии и может быть использовано в санаторно-курортных учреждениях и отделениях и учреждениях медицинской реабилитации.

Изобретение относится к медицине, а именно к медицинской реабилитации, лечебной физкультуре, бальнеологии, кардиологии, профилактике сердечнососудистых заболеваний (ССЗ) и может быть использовано в реабилитационных центрах, фитнес-центрах, санаториях, амбулаторно.

Изобретение относится к медицине, а именно к травматологии и ортопедии, и может быть использовано для лечения посттравматических контрактур мелких суставов кисти. Для этого на первые сутки лечения в область коллатеральных связок пальцев кисти, по медиальной и латеральной стороне, производят введение по 0.5 мл низкомолекулярной гиалуроновой кислоты.

Изобретение относится к области медицинской техники и предназначено для реабилитации пациентов с нарушением функций нижних конечностей. Аппарат для механотерапии нижних конечностей содержит неподвижное основание, раму, реверсивный электропривод, соединенный посредством муфты с винтовой парой в виде ходового винта и гайки, два параллельно расположенных коромысла, шарнирно закрепленные на основании, трансмиссию, выполненную в виде двух связанных и параллельно расположенных четырехзвенных механизмов, ложемента голени, закрепленного на раме, ложемента бедра, закрепленного на звеньях четырехзвенных механизмов, датчик угла, два концевых выключателя, узел управления реверсивным электроприводом, микроконтроллер, выносной пульт экстренного отключения электропривода, панель управления, генератор зондирующего тока, первый и второй токовые электроды, первый и второй измерительные электроды, усилитель биоэлектрических сигналов, синхронный детектор, аналого-цифровой преобразователь, персональный компьютер, монитор врача, монитор пациента и звуковоспроизводящее устройство.

Изобретение относится к медицинской технике, а именно к комплексам для лечения нарушений опорно-двигательного аппарата у детей. Комплекс включает в себя диагностический блок (1) и лечебный блок (2).
Наверх