Аэротренажер

Изобретение относится к области авиации и космонавтики, в частности к устройствам тренажеров имитации полета, а также может быть использовано для развлечения в роли симулятора игровых полетов. Решаемой технической задачей изобретения является создание эффективного аэротренажера за счет расширения функциональных возможностей путем вращения и полнооборотного движения капсулы тренажера в пространственной области полной сферы. Технический результат достигается тем, что в аэротренажере, состоящем из стойки 10, поддерживающей установку, капсулы 5, приводов 1 и 9, установленных на стойке 10, звеньев ведущего кривошипа 7, шатуна 4 и ведущего стержня 3, выполненных в форме квадрантов круга, вращающихся по своим окружностям и соединенных между собой шарнирами, где оси выполнены с возможностью пересечения в центре тренажера, согласно изобретению введено звено в виде балансира 6, расположенного между звеньями ведущего кривошипа 7 и капсулы 5, причем капсула 5 выполнена в виде звена и соединена одним концом на наружной поверхности звеньев балансира 6 и ведущего кривошипа 7, а другим концом на внутренней поверхности звеньев ведущего стержня 3 и шатуна 4, причем радиусы наружных и внутренних звеньев выполнены неравными между собой, при этом радиус ведущего стержня 3 внутреннего звена выполнен больше радиуса шатуна 4 для вращения по своим окружностям относительно друг друга, а радиус ведущего кривошипа 7 внешнего звена выполнен больше радиуса балансира 6 для возвратно-вращательного движения относительно ведущего кривошипа 7. Технический результат достигается тем, что в аэротренажере между валами ведущих звеньев стержня и кривошипа и их мотор-редукторов установлены самоуправляемые автоматические муфты для определенных режимов работы, управляемых компьютером. 1 з.п. ф-лы, 8 ил.

 

Изобретение относиться к области авиации и космонавтики, в частности к устройствам тренажеров имитации полета, а также может быть использовано для развлечения в роли симулятора игровых полетов.

Известен «аттракцион Абсолют», патент №2358789 RU, МПК A63G 31/02, опублик. от 20.06.2009 БИ №17, предназначенный для создания эффекта свободного падения при вращении, состоящий из стойки, на которую устанавливают вертикальные балки, по центру вертикальных балок закрепляют наружное кольцо, в наружное кольцо по горизонтали с помощью шарниров надевают промежуточное кольцо, а в промежуточное кольцо вдоль вертикали также с помощью шарниров устанавливают центральное кольцо, в центральное кольцо жестко устанавливают кабину-капсулу. Данная схема «аттракциона Абсолют» позволяет совершать вращательное движение в двух взаимно перпендикулярных плоскостях.

Недостаток данного технического решения заключается в том, что наружное, промежуточное и центральное кольца соединены между собой шарнирно и жестко относительно балок, что ограничивает движение по траектории в пространстве. Аттракцион выполняет только вращательное движение кабины, при том наружное кольцо вращается на приводе, а два других кольца вращаются свободно (хаотично) под действием сил тяготения, что не дает возможности регулирования скорости и частоты вращения двух других колец, что снижает функциональные возможности устройства с одновременным снижением качества и эффективности тренажера в целом.

Наиболее близким по технической сущности к заявленному изобретению и взятому в качестве прототипа является «сферический тренажер вестибулярного аппарата», патент №2640990 RU, МПК A63G 31/02, А63В 23/02, 025, G09B 9/08, 9/10, B64G 7/00, опубл. Бил №2 от 02.02.2017, состоящий из стойки, на которую устанавливают два ведущих звена кривошип и стержень, а на другой конец этих звеньев с помощью шарниров устанавливают шатун и капсулу, которые соединены между собой шарниром, где оси всех шарниров выполнены с возможностью пересечения в одной точке. Конструкция тренажера позволяет совершать пространственное движение и вращение капсулой не полностью описывающей поверхность сферы, образуя траекторией форму вазы, также повторяя пересечение траектории образующих пространственные восьмерки, тем самым ограничивается полная эффективность имитирования полета в целом.

Недостаток данного технического решения заключается в конструкции данного тренажера, при которой ведущие звенья кривошипа и стержня вращаются относительно друг друга. Ведущие звенья задают движение и вращение капсуле с помощью сферического шатуна (балансира), который совершает вращательно-качательное движение в роли балансира относительно ведущего кривошипа, в данном случае капсула является шатуном полнооборотного вращения и движения в пространстве, которая вращается внутри ведущего стержня и шатуна (балансира), которая двигаясь в пространстве описывает траекторию в виде вазы, при этом капсула не совершает полнооборотного движения по всецелой поверхности сферы, и вращаясь, в движении капсула выполняет пространственные восьмерки, что ограничивает пространственную область движения капсулы и делает траекторию движения капсулы ограниченной по всецелой поверхности сферы, что снижет функциональные возможности тренажера, с одновременным снижением качества имитирования полета.

Решаемой технической задачей изобретения является создание эффективного аэро-тренажера, за счет расширения функциональных возможностей путем вращения и полнооборотного движения капсулы тренажера в пространственной области полной сферы.

Технический результат достигается тем, что в аэро-тренажере, состоящем из стойки, поддерживающей установку, капсулы, приводов установленных на стойке, звеньев кривошипа, шатуна и стержня, выполненных в форме квадрантов круга, вращающиеся по своим окружностям и соединенных между собой шарнирами, где оси выполнены с возможностью пересечения в центре тренажера, согласно которому, введено звено в виде балансира расположенный между звеньями ведущего кривошипа и капсулы, причем капсула выполнена в виде звена и соединена одним концом на наружной поверхности звеньев, балансира и ведущего кривошипа, а другим концом на внутренней поверхности звеньев ведущего стержня и шатуна, причем радиусы наружных и внутренних звеньев выполнены неравными между собой, при этом радиус ведущего стержня внутреннего звена выполнен больше радиуса шатуна, для вращения по своим окружностям относительно друг друга, а радиус ведущего кривошипа внешнего звена выполнен больше радиуса балансира, для возвратно-вращательного движения относительно ведущего кривошипа.

Технический результат достигается тем, что в аэро-тренажере, между валами ведущих звеньев стержня и кривошипа и их мотор-редукторов установлены самоуправляемые автоматические муфты для определенных режимов работы управляемых компьютером.

Новизна:

Предлагаемое изобретение позволяет создать эффективный и многофункциональный тренажер, состоящий из: ведущего кривошипа, ведущего стержня, балансира, шатуна и капсулы, оси шарниров которых пересекаются в одной точке и движутся по траектории поверхности своих сфер и введения звена в виде балансира, который расположен между звеньями кривошипа и капсулы, причем капсула выполнена в виде звена и соединена одним концом на наружной поверхности звеньев, балансира и ведущего кривошипа, а другим концом на внутренней поверхности звеньев ведущего стержня и шатуна, причем радиусы наружных и внутренних звеньев выполнены неравными между собой, при этом получая траекторию движения и вращения капсулы тренажера расширенной, (в пространственной области) до полной сферы.

Степень подвижности определяется по формуле пространственных механизмов, так как тренажер состоит из двух пространственных механизмов:

W=6(n-1)-5р1+S=6⋅(4-1)-5⋅4+3=1

Wсф=2⋅W=2⋅1=2

где n - число звеньев механизма, а именно: (кривошип, шатун, балансир и стойка);

- p1=4 - количество одноподвижных вращательных пар

- S=3 - число согласованных размеров для четырехзвенных механизмов

Вращательные пары находятся в точках A, B, C, D, F, M:

в точке А соединены ведущий стержень и стойка

в точке В соединены ведущий стержень и шатун

в точке С соединены ведущий шатун и капсула

в точке D соединены капсула и балансир

в точке F соединены балансир и ведущий кривошип

в точке М соединены ведущий кривошип и стойка

Для определения размера звена можно воспользоваться формулой для сферических треугольников по двум сторонам и углу между ними и определить размер дуги а и дополнительные углы γ и β:

а=arccos(cosR1⋅cosR2+sinR1⋅sinR2⋅cosa1)

Для пояснения технической сущности предлагаемого аэро-тренажера представлены чертежи:

Фиг. 1 - общий вид аэро-тренажера;

Фиг. 2 - траектория движение капсулы по сфере;

Фиг. 3 - траектория движения всех подвижных шарниров;

Фиг. 4 - траектория движения капсулы при работе привода ведущего стержня, с заблокированным ведущим кривошипом;

Фиг. 5 - траектория движения и вращения капсулы при работе привода ведущего стержня, и свободном вращении ведущего кривошипа;

Фиг. 6 - движения и вращения капсулы при работе привода ведущего кривошипа, при заблокированном ведущем стержне;

Фиг. 7 - траектория движения и вращения капсулы при работе привода ведущего кривошипа, при свободном вращении ведущего стержня;

Фиг. 8 - траектория движения капсулы при работе обоих приводов;

- где: 1 - мотор-редуктор стержня; 2 - вал; 3 - ведущий стержень; 4 - шатун; 5 - капсула; 6 - балансир; 7 - ведущий кривошип; 8 - вал; 9 - мотор-редуктор кривошипа; 10 - стойка.

Тренажер (фиг. 1) состоит из стойки 10, на которую закреплен мотор-редуктор ведущего стержня 1, стойка соединяет шарниром А вал 2, который с одной стороны жестко соединен с мотор-редуктором стержня 1 и самим ведущим стержнем 3. Ведущий стержень 3 в шарнире В соединен с шатуном 4, который с помощью шарнира С соединен с капсулой 5. Капсула 5, посредством шарнира D связана с балансиром 6, который связан кривошипом 7 в шарнире F. Шарнир М жестко соединяет ведущий кривошип 7 и вал 8, а также мотор-редуктор кривошипа 9. Вся эта связь закреплена на стойке.

При вращении оси шарниров всех звеньев, выполненных в форме квадрантов круга, то есть ведущего стержня (аа' и bb'), шатуна (bb' и сс'), капсулы(сс' и dd'), балансира (dd' и ff') и ведущего кривошипа (ff' и mm') выполнены с возможностью пересечения в одной точке О.

Тренажер работает от одного привода, так и обоих одновременно, также теперь есть возможность вращения всех звеньев на одном из двух приводов, позволяющая совершать дополнительные траектории:

1) Мотор-редуктор ведущего стержня 1 через вал 2 и, передает вращательное движение ведущему стержню 3, который задает вращательное полно-оборотное движение шатуну 4, приводит в движение капсулу 5, которая с помощью балансира 6 выполняет движение качения относительно шарниров С и D, описывая траекторию движения в виде половины сферы с центром в точке R, притом, что ведущий кривошип остается неподвижным благодаря приводу мотор-редуктора ведущего кривошипа 9. (Фиг. 4)

2) Мотор-редуктор ведущего стержня 1 с валом 2, вращает ведущий стержень 3 и с помощью шарнира В перемещает шатун 4, который в шарнире С задает движение капсуле 5, которая тянет шарнир D и вращает шарнир F, балансир 6 вращает за собой ведущий кривошип 7. При таком состоянии балансир 6 регулирует направление капсулы 5 и позволяет ведущему кривошипу 7 свободно вращаться в шарнире М, а центральная точка капсулы описывает траекторию в виде спирали или формы пружины (Фиг. 5).

3) Мотор-редуктор ведущего кривошипа 9 через вал 8 передает движение на ведущий кривошип 7, который в шарнире F задает перемещение балансиру 6, приводящему в движение шатун 4 в шарнире В, и капсула 5 в шарнире С совершает движение под некоторым углом наклона к горизонту. При таком состоянии ведущий стержень 3 соединенный с мотор-редуктором ведущего стержня 1, посаженным на вал 2 остается неподвижным, при таком движении капсула описывает форму вазы (Фиг. 6).

4) Мотор-редуктор ведущего кривошипа 9 и вал 8 с жестко посаженым ведущим кривошипом 7 задает вращение балансиру 6 в шарнире F расположенным перпендикулярно к ведущему кривошипу 7, а также шатун 4 в шарнире В расположен перпендикулярно под углом квадранта ведущего стержня 3, где ведущий стержень 3 свободно вращается в шарнире А. При таком режиме работы балансир 6 позволяет капсуле 5 дополнительно выполнять смещенные траектории по спирали с вращением с центром в точке R (Фиг. 7).

5) При работе обоих мотор-редукторов сразу ведущего стержня 1 и ведущего кривошипа 9, через валы 2 и 8 зафиксированные в шарнирах А и М, задают вращения по кругу ведущему кривошипу 7 и ведущему стержню 3, которые задают возвратно-вращательное перемещение балансиру 6 и полно-оборотное перемещение шатуну 4 в шарнирах В и F, приводящие в движение капсулу 5 в шарнирах С и D, и траектория движения капсулы (с центром в точке R) будет по всей поверхности сферы (Фиг. 3, 8).

При этом, при совершении всех этих траекторий движений введено звено в виде балансир 6, которое расположено между звеньями кривошипа 7 и капсулы 5, причем капсула 5 выполнена в виде звена и соединена одним концом на наружной поверхности звеньев, балансира 6 и ведущего кривошипа 7, а другим концом на внутренней поверхности звеньев ведущего стержня 3 и шатуна 4, причем радиусы наружных и внутренних звеньев выполнены неравными между собой, при этом радиус ведущего стержня внутреннего звена выполнен больше радиуса шатуна, для вращения по своим окружностям относительно друг друга, а радиус ведущего кривошипа 7 внешнего звена выполнен больше радиуса балансира 6, для возвратно-вращательного движения относительно ведущего кривошипа, кроме того каждое ведущее звено с помощью вала соединено со своим мотор-редуктором.

По своим технико-экономическим преимуществам, по сравнению с известными аналогами, заявляемое техническое решение позволяет создать эффективный аэро-тренажер имитации полета, за счет расширения функциональных возможностей, благодаря введению звена в виде балансира, которое расположено между звеньями ведущего кривошипа и капсулы, что позволяет получать траекторию движения и вращения капсулы тренажера расширенной, по всецелой пространственной области полной сферы.

1. Аэротренажер, состоящий из стойки, поддерживающей установку, капсулы, приводов, установленных на стойке, звеньев кривошипа, шатуна и стержня, выполненных в форме квадрантов круга и соединенных между собой шарнирами, где оси выполнены с возможностью пересечения в центре тренажера, отличающийся тем, что введено звено в виде балансира, которое расположено между звеньями ведущего кривошипа и капсулы, причем капсула выполнена в виде звена и соединена одним концом на наружной поверхности звеньев балансира и ведущего кривошипа, а другим концом на внутренней поверхности звеньев ведущего стержня и шатуна, причем радиусы наружных и внутренних звеньев выполнены неравными между собой, при этом радиус ведущего стержня внутреннего звена выполнен больше радиуса шатуна для вращения по своим окружностям относительно друг друга, а радиус ведущего кривошипа внешнего звена выполнен больше радиуса балансира для возвратно-вращательного движения относительно ведущего кривошипа, кроме того, каждое ведущее звено с помощью вала соединено со своим мотор-редуктором.

2. Аэротренажер по п. 1, отличающийся тем, что между валами ведущих звеньев стержня и кривошипа и их мотор-редукторами установлены самоуправляемые автоматические муфты для определенных режимов работы, управляемых компьютером.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области обучения и тренировки персонала. Технический результат заключается в расширении арсенала средств.

Изобретение относится к учебным тренажерам боевых расчетов (БР) зенитной ракетной системы (ЗРС) «Антей-2500» и может быть использовано в качестве учебного тренажера (изделие 9Ф681МЭ) для обучения БР ЗРС.

Изобретение относится к техническим средствам обучения водителей наземных транспортных средств, но также может быть использовано в качестве аттракциона или игрового тренажера.

Изобретение относится к тренажерным комплексам. Технический результат заключается в расширении арсенала средств того же назначения.

Изобретение относится к компьютерным средствам обучения работников. Технический результат заключается в расширении функциональных возможностей.

Изобретение относится к способу построения маршрута маловысотного полета на виртуальном полигоне. Для построения маршрута производят моделирование виртуальной карты рельефа местности, используют динамическую модель испытуемого ЛА, производят полет по заданному маршруту, производят разложение заданного маршрута на элементарные звенья определенным образом, формируют горный рельеф с заданными параметрами, привязывают разработанный маршрут к географическим координатам, определенными навигационной системой на борту ЛА, определяют область возможного выполнения маловысотного полета для каждого элементарного звена и для общей области полета над заданным рельефом местности.

Изобретение относится к конструкции и оборудованию малых спутников модульного типа (формата CubeSat) и их моделям, используемым в учебных целях. Спутник-конструктор (СК) содержит базовую модульную платформу для формирования узлов и систем СК, бортовую сеть, не менее одного центрального процессора (одноплатного компьютера), работающего на библиотеках высокого уровня, модуль управления и связанные с ним модуль УКВ-канала связи и модуль Wi-Fi канала связи, а также служебные системы, допускающие выбор и/или замену элементов.

Учебный стенд-тренажер газораспределительного механизма двигателя внутреннего сгорания с возможностью отработки и закрепления навыков выполнения основных видов работ по ремонту и техническому обслуживанию газораспределительного механизма, содержащий каркас, выполненный в виде стулообразной сварной конструкции из квадратной трубы, на котором при помощи штатных болтов неподвижно закреплена комплектная головка блока цилиндров автомобиля ВАЗ с клапанной крышкой.

Предлагаемое изобретение относится к области радиосвязи и направлено на сокращение сроков подготовки специалистов связи. Технический результат предлагаемого изобретения направлен на приобретение специалистами навыков обеспечения связи в сложных условиях, приближенных к реальным, на этапе тренажерного обучения.

Изобретение относится к средствам подготовки оперативного персонала энергетического оборудования, а также персонала, выполняющего ремонт и техобслуживание технологического оборудования, персонала выполняющего настройку и оптимизацию системы управления энергетическим оборудованием (АСУТП).

Изобретение относится к области обеспечения пожаровзрывобезопасности и может быть использовано при разработке средств и способов обеспечения пожаровзрывоопасности объектов транспорта, нефте- и газохимической промышленности, атомных электростанций, объектов ракетно-космической техники и других объектов, на которых обращаются горючие газы.

Изобретение относится к способам проведения испытаний оптико-электронных приборов (ОЭП), в частности звездных датчиков, на помехозащищенность от бокового излучения.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к системам обезвешивания. Система обезвешивания имеет шарнирное соединение, на одном конце которого закреплен обезвешиваемый объект.

Изобретение относится к испытательному оборудованию и может быть использовано при исследовании работоспособности систем летательных аппаратов в условиях одновременного воздействия вакуума и невесомости.

Изобретение относится к оптико-электронной, оптико-механической и криогенно-вакуумной технике и предназначено для точной радиометрической калибровки, исследований и испытаний оптико-электронных и оптико-механических устройств (аппаратуры), а также систем радиационного захолаживания в условиях вакуума, низких фоновых тепловых излучений и в условиях, имитирующих космическое пространство.

Группа изобретений относится к наземным испытаниям многозвенных нежестких космических конструкций, работающих в невесомости. При испытаниях совмещают операции по компенсации веса и покоординатному возбуждению - с помощью электродинамических силовозбудителей (ЭС) - вынужденных колебаний обезвешиваемого звена конструкции.

Группа изобретений относится к ракетно-космической технике и может быть использована при проведении экспериментальных исследований при физическом моделировании процессов испарения остатков жидкого топлива в баках отделяющихся частей ступеней ракет-носителей.

Имитатор может быть применен для фотометрической градуировки крупногабаритных оптико-электронных каналов космических спутников. Имитатор содержит дуговой источник света, вокруг которого равномерно установлены одинаковые каналы, каждый из которых содержит конденсор с апертурной диафрагмой, зеркало, установленное под углом к оптической оси, полевую диафрагму и коллимирующий объектив.

Изобретение относится к радиотехническому испытательному оборудованию, предназначенному для проведения стендовых испытаний ракетных двигателей космических аппаратов, в частности для измерения электромагнитного излучения.

Способ сборки оптико-механического блока космического аппарата относится к области космического оптического приборостроения и может быть использован при сборке, юстировке и калибровке крупногабаритных оптико-механических блоков, предназначенных для работы в космосе.

Изобретение Устройство для водной игры (далее - устройство) относится к области демонстраций и массовых развлечений, в частности, аттракционному оборудованию, которое также может быть использовано в производстве игр и игрушек.
Наверх