Многокамерный жидкостный ракетный двигатель с дожиганием с управляемым вектором тяги

Изобретение относится к многокамерным жидкостным ракетным двигателям с дожиганием и управляемым вектором тяги. Многокамерный жидкостный ракетный двигатель с дожиганием и управляемым вектором тяги содержит раму, газогенератор, турбонасосный агрегат с насосами, входные магистрали окислителя и горючего с входными патрубками и установленными на них пусковыми клапанами, несколько неподвижных основных камер, соединенных газоводами с полостью турбины и магистралями с полостями насосов, и сопел управления, соединенных магистралями с пуско-отсечными клапанами с затурбинной полостью турбонасосного агрегата, при этом установлен дополнительный насосный агрегат с насосами горючего и окислителя и электрическим приводом в виде электродвигателя, соединенным электрической системой с установленным аккумулятором, входы одноименных компонентов которых соединены магистралями с установленными на них пуско-отсечными клапанами с полостями входных патрубков перед пуско-отсечными клапанами. Кроме того, в нем установлен второй дополнительный агрегат с генератором тока с гидротурбиной, вход в которую соединен с занасосной полостью одного из компонентов турбонасосного агрегата, а выход - магистралью с установленным на ней пуско-отсечным клапаном с полостью одноименного компонента камер управления, причем генератор тока соединен с аккумулятором посредством фидера с возможностью отключения при выключении основных камер. Изобретение обеспечивает расширение функциональных возможностей за счет обеспечения работы камер управления при выключенном турбонасосном агрегате и неподвижных основных камерах и за счет перевода ступени ракеты на новую орбиту. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

 

Изобретение относится к ракетной технике, в которой создание многокамерных жидкостных ракетных двигателей с дожиганием с управляемым вектором тяги, предназначенных для установки в отсеках минимальных радиальных и осевых габаритов с минимальной массой, особенно верхних ступеней ракет-носителей, является актуальной задачей.

Известны многокамерные жидкостные ракетные двигатели с дожиганием с управляемым вектором тяги, содержащие раму, газогенератор, турбонасосный агрегат с насосами, входные магистрали окислителя и горючего с входными патрубками и установленными на них пусковыми клапанами, несколько неподвижных основных камер, соединенных газоводами с полостью турбины и магистралями с полостями насосов, и сопел управления, соединенных магистралями с пуско-отсечными клапанами с затурбинной полостью турбонасосного агрегата (книга «Научно-технические разработки КБ «Салют» 2012-2013 гг. Н 34 (Вып. 4) Под ред. Ю.О. Бахвалова. М., «Машиностроение-Полет», стр. 218-223, рис. 1-6).

В известном многокамерном жидкостном ракетном двигателе с дожиганием с управляемым вектором тяги при неподвижных основных камерах отпадает необходимость в гибких трубопроводах, устанавливаемых на качающихся камерах на линиях генераторного газа с избытком одного из компонентов с большими значениями температур и давлений, а также на линиях другого компонента, что позволяет снизить массу двигателя из-за отсутствия надобности в узлах гибких трубопроводов. Однако, при малой массе и значительной простоте системы управления вектором тяги с использованием сопел управления, такая система управления при значительных потребных управляющих усилиях, например, для продолжительной работы управляющих сопел при переводе ступени ракеты на новую орбиту, становится неэкономичной из-за неоправданно больших расходов генераторного газа после турбины с относительно низкими температурами в течение длительного времени.

Известен также многокамерный жидкостный ракетный двигатель с дожиганием с управляемым вектором тяги, содержащие раму, газогенератор, турбонасосный агрегат с насосами, входные магистрали окислителя и горючего с входными патрубками установленными на них пусковыми клапанами, несколько неподвижных основных камер, соединенных газоводами с затурбинной полостью турбонасосного агрегата и магистралями с полостями насосов, и камер управления, снабженных рулевыми машинками, соединенных магистралями с пуско-отсечными клапанами с полостями за насосами турбонасосного агрегата (см. книгу В.А. Александров и др. Ракеты-носители. Под общ. ред. С.О. Осипова Ракеты-носители, стр. 215) - прототип.

В известном многокамерном жидкостном ракетном двигателе с дожиганием с управляемым вектором тяги при неподвижных основных камерах и качающихся камерах управления, соединенных магистралями с пуско-отсечным клапанами с полостями за насосами турбонасосного агрегата, из-за организации оптимального смешения компонентов в камерах управления компоненты в них сгорают при высокой температуре и давлении, которое при организации надежного охлаждения камер возможно получить даже большем, чем давление генераторного газа в затурбинной полости с высокой степенью расширения продуктов сгорания в соплах камер управления, так как отбор компонентов осуществляется от полостей за насосами окислителя и горючего минуя одним из компонентов газогенератор и турбину турбонасосного агрегата.

Однако, такой многокамерный жидкостный ракетный двигатель с дожиганием с управляемым вектором тяги при отборе компонентов топлива от одного турбонасосного агрегата, как для питания неподвижных основных камер, так и для питания камер управления, снабженных рулевыми машинками, соединенных магистралями с пуско-отсечными клапанами с полостями за насосами турбонасосного агрегата, не обладает достаточными функциональными возможностями, которые не позволяют работать камерам управления при выключенных неподвижных основных камерах и, следовательно, при выключенном турбонасосном агрегате. Такая задача возникает при необходимости перевода ступени ракеты на новую орбиту или на орбиту утилизации ступени с выключенными неподвижными основными камерами при относительно тягах камер, меньших тяг, чем тяги неподвижных основных камер. Кроме того, задача получения максимальной эффективности использования топлива решается именно при полной выработке остатков компонентов топлива. При работе неподвижных основных камер больших тяг и работе турбонасосного агрегата полная одновременная выработка двух компонентов топлива не всегда может быть получена без риска выхода многокамерного жидкостного ракетного двигателя с дожиганием с управляемым вектором тяги на неуправляемый режим работы при ранней выработке одного из компонентов топлива, что обусловлено большими расходами компонентов на режиме и, следовательно, и большими возможными отклонениями их массовых расходов.

Задачей предполагаемого изобретения является устранение вышеуказанных недостатков и расширение функциональных возможностей за счет обеспечения работы камер управления при выключенном турбонасосном агрегате и неподвижных основных камерах и за счет перевода ступени ракеты на новую орбиту или на орбиту утилизации ступени с максимально полной одновременной выработкой компонентов топлива с меньшим риском получить нерасчетный импульс силы тяги, хотя и с меньшим разбросом, при ранней выработке одного из компонентов топлива.

Указанная выше задача изобретения решается тем, что в известном многокамерном жидкостном ракетном двигателе с дожиганием с управляемым вектором тяги установлен дополнительный насосный агрегат с насосами горючего и окислителя и электрическим приводом в виде электродвигателя, соединенным электрической системой с установленным аккумулятором, входы одноименных компонентов которых соединены магистралями с установленными на них пуско-отсечными клапанами с полостями патрубков перед пусковыми клапанами.

Указанная выше задача изобретения решается также тем, что в известном многокамерном жидкостном ракетном двигателе с дожиганием с управляемым вектором тяги установлен второй дополнительный агрегат с генератором тока с гидротурбиной, вход в которую соединен с занасосной полостью одного из компонентов турбонасосного агрегата, а выход - магистралью с установленным на ней пуско-отсечным клапаном с полостью одноименного компонента камер управления, причем генератор тока соединен с аккумулятором посредством фидеров с возможностью отключения при выключении основных камер.

Предлагаемый многокамерный жидкостный ракетный двигатель с дожиганием с управляемым вектором тяги приведен на чертеже (фиг. 1-4, фиг. 1 - пневмогидравлическая схема функционирования двигателя с изображением соединений газовых, гидравлических магистралей с агрегатами и электрическая схема соединения электрических приводов дополнительных насосов и генератора тока с аккумулятором; фиг. 2 - общий вид сверху на многокамерный жидкостный ракетный двигатель с дожиганием с управляемым вектором тяги с изображением неподвижных основных камер, камер управления, дополнительных насосов окислителя и горючего с электроприводами, аккумулятора; фиг. 3 - общий вид сбоку (Вид А) с изображением аккумулятора, камер управления и рулевых машинок; фиг. 4 - общий аксонометрический вид многокамерного жидкостного ракетного двигателя с дожиганием с управляемым вектором тяги с изображением рамы, турбонасосного агрегата, неподвижных основных камер, камер управления, рулевых машинок, газоводов, разветвленных магистралей подвода горючего и окислителя к камерам управления), где показаны следующие агрегаты:

1. Рама;

2. Газогенератор;

3. Турбонасосный агрегат;

4. Насос горючего;

5. Насос окислителя;

6. Входная магистраль окислителя;

7. Входная магистраль горючего;

8. Входной патрубок окислителя;

9. Входной патрубок горючего;

10. Пуско-отсечной клапан окислителя;

11. Пуско- отсечной клапан горючего;

12. Неподвижная основная камера;

13. Газовод;

14. Затурбинная полость;

15. Турбина;

16. Магистраль;

17. Пуско-отсечной клапан;

18. Дроссель;

19. Полость насоса горючего;

20. Магистраль горючего газогенератора;

21. Пуско-отсечной клапан горючего газогенератора;

22. Регулятор;

23. Магистраль окислителя газогенератора;

24 Пуско-отсечной клапан окислителя газогенератора;

25. Полость насоса окислителя;

26. Камера управления;

27. Разветвленная магистраль;

28. Пуско-отсечной клапан;

29. Разветвленная магистраль;

30. Пуско-отсечной клапан;

31. Рулевая машинка;

32. Дополнительный насос горючего;

33. Магистраль;

34. Пуско-отсечной клапан;

35. Электропривод;

36. Вал электропривода;

37. Муфта;

38. Вал дополнительного насоса горючего;

39. Электрическая система электропривода;

40. Коммутатор;

41. Аккумулятор;

42. Контейнер;

43. Кронштейн;

44. Дополнительный насос окислителя;

45. Магистраль;

46. Пуско-отсечной клапан;

47. Электропривод;

48. Вал электропривода;

49. Муфта;

50. Вал дополнительного насоса окислителя;

51. Электрическая система электропривода;

52. Коммутатор;

53. Дополнительный агрегат;

54. Генератор тока;

55. Гидротурбина;

56. Вход гидротурбины;

57. Выход гидротурбины;

58. Магистраль;

59. Пуско-отсечной клапан;

60. Полость горючего камеры управления;

61. Фидер.

Многокамерный жидкостный ракетный двигатель с дожиганием с управляемым вектором тяги, содержит раму 1, газогенератор 2, турбонасосный агрегат 3 с насосами горючего 4 и окислителя 5, входные магистрали окислителя 6 и горючего 7 с входными патрубками окислителя 8 и входными патрубками горючего 9 и установленными на них пуско-отсечными клапанами окислителя 10 и пуско-отсечными клапанами горючего 11. Четыре неподвижных основных камеры 12 соединены газоводами 13 с затурбинной полостью 14 турбины 15 магистралями 16 с установленными на них пуско-отсечными клапанами 17 и дросселем 18 с полостью 19 насоса горючего 4. Газогенератор 2 соединен с полостью 19 насоса горючего 4 магистралью горючего 20 с установленным на ней пуско-отсечным клапаном 21 и регулятором 22. Газогенератор 2 соединен магистралью окислителя 23 с установленным на ней пуско-отсечным клапаном 24 с полостью 25 насоса окислителя 5.Камеры управления 26 соединены разветвленной магистралью 27 с установленным на ней пуско-отсечным клапаном 28 с полостью окислителя 25 за насосом окислителя 5 турбонасосного агрегата 3. Камеры управления 26 также соединены разветвленной магистралью 29 с установленным на ней пуско-отсечным клапаном 30 с полостью горючего 19 насоса горючего 4 турбонасосного агрегата 3. Камеры управления 26 снабжены рулевыми машинками 31, которые с возможностью взаимодействия с рамой 1 с одной стороны и камерами управления 19 с другой, предназначены для управления вектором тяги. За раму 1 закреплен дополнительный насос горючего 32, вход которого соединен магистралью 33 с установленным на ней пуско-отсечным клапаном 34 с входным патрубком горючего 9, с электроприводом 35, вал которого 36 связан через муфту 37 с валом 38 дополнительного насоса горючего 32. Электрическая система 39 электропривода 35 соединена через коммутатор 40, связанный с системой управления ракеты (на фиг. 1-8 - не показана), с аккумулятором 41, установленным с помощью контейнера 42 и кронштейнов 43 на раме 1. За раму 1 закреплен дополнительный насос окислителя 44, вход которого соединен магистралью 45 с установленным на ней пуско-отсечным клапаном 46 с входным патрубком окислителя 8, с электроприводом 47, вал которого 48 связан через муфту 49 с валом 50 дополнительного насоса окислителя 44. Электрическая система 51 электропривода 47 соединена через коммутатор 52, связанный с системой управления ракеты (на фиг. 1-8 - не показана), с аккумулятором 41.

Дополнительный агрегат 53 с генератором тока 54 с гидротурбиной 55, вход 56 в которую соединен с полостью 19 насоса горючего 4 турбонасосного агрегата 3, а выход 57 гидротурбины 55 - магистралью 58 с установленным на ней пуско-отсечным клапаном 59 с полостью горючего 60 камеры управления 26, причем генератор тока 54 соединен с аккумулятором 41 посредством фидера 61 с возможностью его отключения по команде системы управления при выключении неподвижных основных камер 12.

Многокамерный жидкостный ракетный двигатель с дожиганием с управляемым вектором тяги работает следующим образом. На основном режиме работы пуско-отсечной клапан окислителя 10 и пуско-отсечной клапан горючего 11 переводят в открытое положение, окислитель и горючее поступают входных патрубков окислителя 8 и входных патрубков горючего 9 на входы насосов горючего 4 и окислителя 5, а далее после насосов горючего 4, одна часть горючего через регулятор 22 и открытый пуско-отсечной клапан 21 на газогенератор 2, а другая часть через открытые дроссель 18 и открытые пуско-отсечные клапаны 17 поступает в неподвижные основные камеры 12. После газогенератора 2 генераторный газ поступает на турбину 15 турбонасосного агрегата 3, далее из затурбинной полости 14 поступает в газоводы 13 и в неподвижные основные камеры 12. Из полости 19 насоса горючего 4 горючее через разветвленную магистраль 29 и открытый пуско-отсечной клапан 30 поступает в камеры управления 26, управляемые с помощью рулевых машинок 31, и на гидротурбину 55, связанную с генератором тока 54 для подзарядки установленного аккумулятора 41. Из полости 25 насоса окислителя 5 окислитель через разветвленную магистраль 27 и открытый пуско-отсечной клапан 28 поступает в камеры управления 26.

Выключение неподвижных основных камер 12 осуществляется подачей команды от системы управления (на фиг. 1-8 не показана) на закрытие пуско-отсечных клапанов 10, 11, пуско-отсечных клапанов 21 и 24, пуско-отсечных клапанов 17. После этого прекращается подача компонентов в газогенератор 2, обороты турбины турбонасосного агрегата 3 уменьшаются до нуля, уменьшаются давления за насосами горючего 4 и окислителя 5, пуско-отсечные клапаны 21 и 24 закрываются, неподвижные основные камеры 12 прекращают работу, фидер 56, связанный с системой управления, получает команду на отключение электрической части генератора тока 54 и прекращение зарядки аккумулятора 41, а пуско-отсечные клапаны 33 и 46 открываются, обеспечивая поступление горючего от входного патрубка горючего 9 перед пусковым клапаном горючего 10 на вход дополнительного насоса горючего 32 и поступление окислителя от полости входного патрубка окислителя 8 перед пусковым клапаном окислителя 11 на вход дополнительного насоса окислителя 44 с одновременным включением электропривода 47 дополнительного насоса окислителя 44, с одновременным включением электропривода 28 дополнительного насоса горючего 25. Камеры управления 26 на данном режиме работают от дополнительного насоса окислителя 44 и дополнительного насоса горючего 32, электроприводы 35 и 47 которых работают от аккумулятора 41, чем обеспечивают перевод ступени ракеты на новую траекторию с малыми тягами камер управления 26, за счет чего обеспечивают достаточную точность выведения, кроме того, обеспечивают выработку остатков топлива в топливных баках с меньшими массовыми расходами с помощью дополнительного насоса горючего 32 и дополнительного насоса окислителя 44, производительность которых является значительно меньшей, чем у насоса горючего 4 и насоса окислителя 5 турбонасосного агрегата 3 для неподвижных основных камер 12 на основном режиме работы многокамерного жидкостного ракетного двигателя с дожиганием с управляемым вектором тяги.

В этом случае отпадает необходимость в разработке отдельного автономного двигателя с дополнительным газогенератором, турбонасосным агрегатом с приводом от турбины с помощью генераторного газа, а также с дополнительными в данном случае агрегатами автоматики и регулирования, исчезает необходимость утилизации генераторного газа после турбины с нерациональным выбросом компонентов.

Применение предполагаемого изобретения расширяет функциональные возможности жидкостного ракетного двигателя с дожиганием с управляемым вектором тяги за счет обеспечения работы камер управления при выключенных турбонасосном агрегате и неподвижных основных камер, выработки остатков компонентов топлива и обеспечения перевода ступени ракеты на новую траекторию с достаточной точностью выведения с использованием камер управления малых тяг на конечном режиме работы.

1. Многокамерный жидкостный ракетный двигатель с дожиганием с управляемым вектором тяги, содержащий газогенератор, турбонасосный агрегат с насосами, входные магистрали окислителя и горючего с входными патрубками с установленными на них пуско-отсечными клапанами, несколько неподвижных основных камер, соединенных газоводами с полостью турбины и магистралями с полостями насосов, и камер управления, соединенных магистралями с пуско-отсечными клапанами с полостями за насосами турбонасосного агрегата, отличающийся тем, что в нем установлен дополнительный насосный агрегат с насосами горючего и окислителя и электрическим приводом в виде электродвигателя, соединенным электрической системой с установленным аккумулятором, входы одноименных компонентов, которых соединены магистралями с установленными на них пуско-отсечными клапанами с полостями входных патрубков перед пуско-отсечными клапанами.

2. Многокамерный жидкостный ракетный двигатель с управляемым вектором тяги по п. 1, отличающийся тем, что в нем установлен второй дополнительный агрегат с генератором тока с гидротурбиной, вход в которую соединен с занасосной полостью одного из компонентов турбонасосного агрегата, а выход - магистралью с установленным на ней пуско-отсечным клапаном с полостью одноименного компонента камер управления, причем генератор тока соединен с аккумулятором посредством фидера с возможностью отключения при выключении основных камер.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к управлению вектором тяги жидкостных ракетных двигателей (ЖРД). ЖРД содержит камеру с охлаждаемой сверхзвуковой частью сопла, неохлаждаемый насадок из углерод-углеродного композиционного материала, соединенных между собой с помощью разъемного соединения, рулевые агрегаты и раму, согласно изобретению на охлаждаемой части сопла и неохлаждаемом насадке выполнены бурты округлой формы и имеющие эквидистантные поверхности с графитовым покрытием, между которыми установлены в двух взаимно перпендикулярно-расположенных плоскостях четыре дефлектора округлой формы из углерод-углеродного композиционного материала, внутренние и наружные поверхности которых идентичны по форме поверхностям буртов с осью вращения, расположенной на оси охлаждаемой части сопла, и с торцевой поверхностью дефлектора, являющейся продолжением профилированной поверхности сопла при их нахождении в исходном положении.

Изобретение относится к ракетным двигателям, в которых для управления вектором тяги в полете используются различные органы управления, расположенные у среза сопла или внутри него.

Изобретение относится к ориентируемой системе ракетного двигателя для летательных аппаратов. Система ориентируемого ракетного двигателя для летательного аппарата, содержащая ракетный двигатель (4), содержащий камеру (7) сгорания и сопло (8), подсоединенное посредством горловины (9) сопла, при этом система выполнена с возможностью ориентировать ракетный двигатель (4) относительно исходного положения, определяющего исходную ось, которая, при нахождении ракетного двигателя (4) в исходном положении, ортогональна к отверстию (10) для выброса газов из сопла и проходит через центр (C) отверстия (10) для выброса газов, при этом система содержит средство (11) наклона, посредством которого ракетный двигатель (4) жестко подсоединен к горловине (9) сопла посредством прилегающей части сопла (8) и которое наклоняет сопло (8) и камеру (7) сгорания в противоположных направлениях так, что ракетный двигатель принимает, относительно исходного положения, наклонные положения, в которых центр (C) отверстия (10) для выброса газов из сопла (8) расположен, по меньшей мере, приблизительно на исходной оси, при этом средство (11) наклона содержит полую опорную конструкцию (14A), имеющую форму усеченной пирамиды, которая выполнена с возможностью деформации в обоих направлениях первого направления (12) деформации под действием первого приводного средства (15), на малом основании (24) которой размещен ракетный двигатель (4) и внутри которой размещена камера (7) сгорания.

Изобретение относится к управлению вектором тяги жидкостного ракетного двигателя (ЖРД). ЖРД содержит камеру с охлаждаемой сверхзвуковой частью сопла, неохлаждаемый насадок из углерод-углеродного композиционного материала (УУКМ), рулевые агрегаты и раму, наружная поверхность неохлаждаемого насадка в районе среза выполнена в виде сферы с центром вращения на оси камеры, на которую устанавливается дефлектор из УУКМ, состоящий из двух частей, соединенных между собой при помощи фланцевого соединения с уплотнением из терморасширенного графита, внутренняя поверхность которого имеет сферическую форму, эквидистантную сферической поверхности неохлаждаемого насадка, а на наружной поверхности выполнены проушены для закрепления к рулевым агрегатам, которые крепятся к раме двигателя, при этом сферические поверхности неохлаждаемого насадка и дефлектора имеют графитовое покрытие.

Изобретение относится к области ракетостроения, в частности к жидкостным ракетным двигателям с управляемым вектором тяги. Жидкостной ракетный двигатель с управляемым вектором тяги, содержащий камеру с возможностью качания в цапфах в главных плоскостях стабилизации, магистрали подвода компонентов на периферии двигателя вдоль его оси, турбонасосный агрегат с центробежными основными насосами высокого давления и подкачивающие агрегаты, выходы насосов которых выполнены в виде спиральных отводов с коническими патрубками и соединены у последних с входами основных насосов по периферии камеры двумя парами двух взаимно перпендикулярных последовательных гибких трубопроводов в виде сильфонов, параллельных главным плоскостям стабилизации и соединенных криволинейными патрубками, согласно изобретению подкачивающие центробежные насосы установлены своими входами соосно магистралям подвода компонентов, а коническими патрубками выходов вдоль продольных осей симметрии первых по направлению к насосам высокого давления и ближайшим сильфонам гибких трубопроводов, причем подкачивающий насос одного компонента выполнен с возможностью вращения ротора в противоположном направлении от направления вращения ротора подкачивающего насоса другого компонента.

Изобретение относится к узлам качания камеры сгорания жидкостного ракетного двигателя (ЖРД) и может быть использовано для установки геометрической оси камеры, качающейся в одной плоскости, в заданном положении, с высокой точностью.

Изобретение относится к области ракетостроения, а именно к способам повышения тяги ракетного двигателя, и может быть использовано для увеличения тяги ракетных и авиационных двигателей.

Изобретение относится к области ракетно-космической техники и может быть использовано в ракетных комплексах на базе ракет-носителей несимметричного пакетного типа с жидкостными ракетными двигателями.

Изобретение относится к жидкостным ракетным двигателям (ЖРД). .

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано в жидкостных ракетных двигателях. .
Наверх