Способ хрусталева е.н. повышения контактной и изгибной выносливости эвольвентного зубчатого зацепления и эвольвентное зубчатое зацепление для его осуществления

Группа изобретений относится к зубчатым передачам. Способ повышения контактной и изгибной выносливости зубчатого зацепления заключается в том, что при симметричной по высоте боковой поверхности зуба шестерни боковую сопряженную с ней поверхность зуба колеса изготавливают вогнутой. Угол зацепления зубьев шестерни принимают равным а угол зацепления зубьев сопряженного с шестерней колеса принимают равным . При затылочной выпуклой поверхности зубьев шестерни такую поверхность выполняют вогнутой и подобной ее вогнутой лобовой поверхности. Для нереверсивной зубчатой механической передачи при лобовой выпуклой поверхности зубьев шестерни лобовую поверхность зубьев колеса выполняют вогнутой и в полюсе их зацепления под углами и затылочную поверхность зубьев колеса изготавливают выпуклой и с возможностью сопряжения с вогнутой затылочной поверхностью зубьев шестерни под углом к вертикали зуба. Обеспечивается повышение контактной изгибной выносливости однополюсных эвольвентных механических передач с перекатыванием поверхностей зубьев колеса и шестерни без проскальзывания и трения. 6 н.п. ф-лы, 13 ил.

 

Изобретение относится к области раздела физики - механике зубчатых механических передач и касается повышения контактной и изгибной выносливости их зубчатого эвольвентного однополюсного зацепления.

1. Известен способ изготовления эвольвентного зубчатого зацепления цилиндрической прямозубой и косозубой механической передачи по исходной формуле Г. Герца где Fn(H) - сила прилагаемая к поверхности контакта зубьев, - длина прямой линии контакта зубьев, равная ширине катка прямозубого колеса, μ - коэффициент Пуассона; приведенный радиус ρпр (м) кривизны боковой поверхности контактирующих зубьев определяют как , ρш=r и ρк=R - радиусы кривизны контактирующих малой шестерни и большего колеса с соответствующими радиусами r(м) и R(м) делительных окружностей их зубьев, i=R/r-передаточное отношение передачи, - угол зацепления (- принятый угол эвольвентного зацепления) зубьев передачи; приведенный модуль Епр упругости определяют как , где Еш и Ек (Н/м2) - модули упругости материалов контактирующих шестерни и колеса; длину линии контакта с учетом перекрытия в зацеплении определяют как - для прямозубых колес шириной (м), - для косозубых колес, - коэффициент перекрытия, - коэффициент использования перекрытия, β° - угол наклона зуба в косозубой передаче; рассчитывают удельную нормальную нагрузку Wнп (Н/см) на контактную выносливость как , где - расчетная удельная окружная сила, КНβ - коэффициент концентрации нагрузки, - коэффициент динамической нагрузки; а контактные напряжения зубьев прямозубых зубчатых колес принимают равными косозубых зубчатых колес:

где - допускаемое напряжение материала колес на контактную выносливость; причем для определения изгибной выносливости зубьев в опасном сечении у основания зуба определяют напряжения сжатия: , где Fn (Н) - сила при вершине зуба в момент вхождения и выхода зубьев из зацепления, соответствующий максимальному плечу силы, изгибающей зуб, Fr и Ft (Н) - радиальная и тангенциальная составляющая силы Fn (Н), перенесенной из края вершины зуба по линии начала зацепления зубьев под углом к середине поперечного сечения зуба, и напряжения изгиба зуба в наиболее опасном и удаленном от нейтральной линии сечения , где - момент сопротивления на изгиб опасного сечения зуба, М (Н⋅м) - крутящий момент, S (м) - толщина зуба в опасном сечении; в расчетах учитывают дополнительную динамическую нагрузку от удара при вхождении зубьев в зацепление коэффициентом концентрацию напряжений в опасном сечении за счет нарушения его плоскости при приложении нагрузки -коэффициентом KT, концентрацию нагрузки по длине линии контакта - коэффициентом K, а расчет зубьев на изгибную выносливость производят по минимальному суммарному напряжению где mn(м) - нормальный модуль зацепления; тогда при - удельной расчетной окружной нагрузке и коэффициенте формы зуба получают условие изгибной выносливости - для прямозубых колес с нормальным модулем зацепления mn (м) и - для косозубых колес с коэффициентом перекрытия зубьев и коэффициентом наклонного расположения линии контакта и возможности косого скола зуба Yβ=1-(β°/140°), причем зубья шестерни термообрабатывают и делают более прочными по сравнению с зубьями колеса [σ]ш>[σн]к, [σF]ш>[σF]к [Чернышев В.В., Севостьянов К.М. Особенности формирования нагрузок на механические передачи торфяных машин и их расчет/ Текст лекций. - Калининский политехнический институт (КПИ) MB и ССО РСФСР. - Калинин, 1985. - С. 37-43, 43-49].

Эмпирический угол эвольвентного зацепления зубьев колес механической передачи принят условно.

Для коррегированных прямозубых эвольвентных колес угол зацепления равен где - угол профиля исходного контура, αw (м) - межосевое расстояние некоррегированной передачи, то есть [Решетов Д.Н. Детали машин/ Учебник для вузов. - изд. 3-е, испр. и перераб. - М.: «Машиностроение», 1975. - С. 273-278 (таблица 37)].

Существенным недостатком способа эвольвентного зацепления с зубьев колес прямозубой механической передачи является седлообразность эпюры контактных напряжений зубьев по длине их линии контакта с пиками 3…4-х-кратных превышений средних контактных (рабочих) напряжений по краям от середины линии контакта при нормальном режиме работы (фиг. 1) и эпюры контактных напряжений в виде полуэллипса с пиком по центру линии контакта при перегрузке механической передачи, превышающим в 1,5…2,5 раза средние контактные напряжения при перегрузке (фиг. 2). В поперечном сечении эпюры контактных напряжений по толщине линии (м) контакта в рабочем режиме и при перегрузках механической передачи имеют полуэллипсную форму [Чеботарев Г.П. Механика грунтов, основания и земляные сооружения/ Под ред. Н.Н. Цытовича. - М.: Изд-во лит-ры по строительству, 1968. - С. 232-238 (рис. 9.9 и рис. 9.11б].

В поперечном сечении эпюры контактных напряжений, оказывающие влияние на характер эпюр изгибных напряжений, имеют характерный полуэллипсный характер в режимах нормальной работы механической передачи и при перегрузках.

Известен способ изготовления эвольвентного зубчатого зацепления прямозубой эвольвентной конической механической передачи, заключающийся в том, что силовой расчет передачи производят для среднего диаметра колес dm (м); силу Fn (Н) взаимодействия зубьев колеса и малой шестерни с внешним диаметром de=mte⋅Z (м) и dm=mtm⋅Z (м) делительных окружностей, где mte и mtm (м) - внешний и средний модуль передачи, Z - число зубьев, определяют как , где окружную составляющую равновесных зубчатых колес определяют как F=F=2Мш/d=2Мк/d (Н), Мш и Мк (Нм) - крутящий момент на шестерне и колесе, а радиальную составляющую в нормальной плоскости - как , которые в свою очередь раскладывают на составляющие , эвольвентной цилиндрической передачи, замещающей коническую прямозубую передачу, с диаметром делительных окружностей , , числом зубьев эквивалентных цилиндрических колес , и с передаточным отношением эквивалентной цилиндрической передачи , а контактные напряжения σн при расчете эквивалентной прямозубой цилиндрической передачи определяют как или , где ккон.=0,85 - опытный коэффициент, - упругая постоянная, - коэффициент перекрытия в зацеплении, - коэффициент формы рабочей поверхности зуба, - удельная расчетная окружная сила, КНβ - коэффициент концентрации нагрузки, - коэффициент динамичности, Мш (Нм) - крутящий момент на шестерне; причем изгибные напряжения при расчете изгибной выносливости зубьев эквивалентной прямозубой цилиндрической передачи определяют с учетом меньшей прочности зубьев конической передачи по зависимости , где - коэффициент формы зуба, - угол эвольвентного зацепления, - расчетная удельная окружная сила при расчете на изгибную выносливость, К - коэффициент концентрации нагрузки по длине линии контакта, - коэффициент динамической нагрузки, причем зубья шестерни термообрабатывают и делают более прочными по сравнению с зубьями колеса [σн]ш>[σн]к, [σF]ш>[σF]к [Чернышев В.В., Севостьянов К.М. Особенности формирования нагрузок на механические передачи торфяных машин и их расчет/ Текст лекций. - Калининский политехнический институт (КПИ) MB и ССО РСФСР. - Калинин, 1985. - С. 55-59].

В расчетных зависимостях для σн и σF конических прямозубых механических передач используют эмпирический угол эвольвентного зацепления , требующий уточнения и научного обоснования.

Контактные σн напряжения при угле эвольвентного зацепления имеют неравномерную седлообразную или полуэллипсную форму в продольном сечении зуба соответственно при рабочем режиме работы механической передачи и при перегрузках и полуэллипсную форму в поперечном сечении зуба - в рабочем режиме работы передачи.

Известен способ изготовления эвольвентного зубчатого зацепления круговых зубьев конической передачи, заключающийся в том, что угол наклона кругового зуба принимают на окружность среднего диаметра равным βm=35°; силовой расчет проводят для среднего диаметра dm (м); силу взаимодействия колеса и шестерни Fn (Н) принимают лежащей в плоскости, проведенной по нормали к поверхности кругового зуба, и направленной (без учета влияния сил трения) по линии зацепления; силу Fn раскладывают на три составляющие: окружную F=F=2Mш/d=2Мк/d (Н), радиальную приведенного цилиндрического колеса , осевую и ; контактные напряжения кругового зуба конической передачи принимают равными , где νн - коэффициент приведения расчетных напряжений к фактическим, - расчетная удельная окружная сила, - ширина зуба, i - передаточное число, Мш (Нм) - крутящий момент на шестерни, упругая постоянная, - коэффициент перекрытия в зацеплении, - коэффициент формы рабочей поверхности зуба, причем изгибные напряжения кругового зуба принимают равными , где YF - коэффициент формы зуба; Yβ - коэффициент наклона зуба; - коэффициент перекрытия зубьев; mtmn (м) - модуль в плоскости, нормальной к круговому зубу (на среднем диаметре), mtmn=mtm⋅cosβm, νF - коэффициент приведения расчетных напряжений к фактическим, причем зубья шестерни термообрабатывают и делают более прочными по сравнению с зубьями колеса [σн]ш>[σн]к, [σF]ш>[σF]к [Чернышев В.В., Севостьянов К.М. Особенности формирования нагрузок на механические передачи торфяных машин и их расчет/ Текст лекций. - Калининский политехнический институт (КПИ) MB и ССО РСФСР. - Калинин, 1985. - С. 59-63].

По предлагаемому способу контактные и изгибные напряжения рассчитывают, исходя из эмпирически принятого угла эвольвентного зацепления круговых зубьев конической передачи, требующего своего уточнения и научного обоснования.

Контактные σн и изгибные σF напряжения носят неравномерный характер седлообразной формы в рабочем режиме работы передачи и полуэллипсную форму в поперечном сечении при рабочем режиме работы передачи и при ее перегрузках.

Известен способ изготовления эвольвентого зубчатого зацепления эвольвентных зубьев винтовых и гипоидных механических передач с перекрещивающимися осями, в которых контактные σн (Н/м2) и изгибные σF (Н/м2) напряжения определяют, исходя из угла эвольвентного зацепления зубьев колеса и шестерни, принятого по величине , причем зубья шестерни термообрабатывают и делают более прочными по сравнению с зубьями колеса [σн]ш>[σн]к, [σF]ш>[σF]к [Решетов Д.Н. Детали машин/ Учебник для вузов. - изд. 3-е, испр. и перераб. - М.: «Машиностроение», 1975. - С. 322-325].

При плавности работы передачи с перекрывающимися осями характеризуются повышенными скоростями скольжения, износом и потерями мощности на трение между поверхностями зубьев, определяемыми эмпирически принятым углом их эвольвентного зацепления.

Известен способ изготовления эвольвентного зубчатого зацепления эвольвентной червячной механической передачи, заключающейся в том, что расчет на контактную выносливость ведут по напряжениям в полюсе зацепления для колеса по формуле Г. Герца , где - приведенный модуль упругости материала червяка с модулем упругости Еr (Н/м2) и материала колеса с модулем упругости Ек (Н/м2), - радиус кривизны зуба червячного колеса в полюсе зацепления, qn (Н/м) - нормальная нагрузка на единицу длины контактной линии, равная тангенциальной нагрузке , а именно , окружная сила , Мк (Нм) - крутящий момент колеса, dк (м) - делительный диаметр колеса, угол эвольвентного зацепления червячной передачи, - длина контактной линии, , К - коэффициент нагрузки, - угол подъема витков червяка, или по формуле , где Мк (Нм) - крутящий момент, [σn] (Н/м2) - допускаемые контактные напряжения для материала зуба колеса, причем расчет на изгибную выносливость ведут по колесу, аналогично косозубым цилиндрическим колесам и на 20%…40% прочнее косозубых, по напряжениям изгиба , где mn и m (м) - нормальный и осевой модуль червяка, YF - коэффициент прочности зубьев колеса, [σ]F (Н/м2) - допускаемое номинальное напряжение изгиба зубьев колеса, причем зубья шестерни термообрабатывают и делают более прочными по сравнению с зубьями колеса [σн]ш>[σн]к, [σF]ш>[σF]к [Решетов Д.Н. Детали машин/ Учебник для вузов. - изд. 3-е, испр. и перераб. - М.: «Машиностроение», 1975. - С. 351-361].

Угол эвольвентного зацепления червячной механической передачи принят эмпирически и не имеет научного обоснования, в связи с чем контактные напряжения в зубьях имеют седлообразную форму эпюры в рабочих режимах червячной передачи и полуэллипсную форму при перегрузках, а также в поперечных сечениях эпюры контактных напряжений.

Цель изобретения - повышение контактной и изгибной выносливости однополюсного эвольвентного зацепления механической передачи с перекатыванием поверхностей зубьев без проскальзывания и трения.

Технический результат по способу изготовления эвольвентного зубчатого зацепления механической передачи по варианту I, заключающемуся в том, что контактную σн (Н/м2) и изгибную σF (Н/м2) прочность эвольвентного прямо- и косозубого цилиндрического, прямо- и косозубого конического и конического с круговым зубом, винтового, гипоидного и червячного эвольвентного зацепления определяют по исходной формуле Г. Герца с учетом допускаемых напряжений [σн] и коэффициента Кнβ распределения нагрузки по длине контактной линии зацепления зубьев, где Fn - нормальная сила к поверхности контакта зубьев, ρпр (м) - приведенный радиус кривизны боковой поверхности контактирующих зубьев определяют из зависимости , i=R/r - передаточное отношение передачи с радиусом кривизны малой шестерни ρш=r (м) и большого колеса ρк=R (м) с соответствующими радиусами к и R (м) делительных окружностей их зубьев, - угол в полюсе зацепления зубьев передачи; - приведенный модуль упругости передачи с модулем упругости Еш и Ек (Н/м2) материала шестерни и колеса; - длину прямой линии контакта зубьев зацепления для прямозубых колес шириной определяют как - для прямозубых колес шириной с учетом перекрытия в зацеплении определяют как и для косозубых колес - , где - коэффициент перекрытия зубьев, - коэффициент использования перекрытия, β° - угол наклона зуба в косозубых передачах, μ - коэффициент Пуассона, и по зависимости - для прямозубых колес с нормальным модулем mn (м) и - для косозубых колес с допускаемым [σF] изгибный напряжением и коэффициентом перекрытия зубьев , коэффициентом наклонного расположения линии контакта и возможности косого скола зуба Yβ=1-(β°/140°) и коэффициентом YF концентрации нагрузки, учитывающим коэффициент К неравномерности нагрузки по длине контактной линии; зацепление зубьев шестерни и колеса обеспечивают в полюсе их зацепления под углом к горизонтали, составленным нормально к поверхности зуба колеса в полюсе зацепления с шестерней; зубья шестерни каждой ступени передачи термообрабатывают до повышения прочности материала по сравнению с материалом зубьев сопряженного колеса [σн]ш>[σн]к, [σF]ш>[σF]к, достигается тем, что при симметричной по высоте лобовой и затылочной выпуклой эвольвентной поверхности зуба шестерни каждой ступени передачи ответную симметричную лобовую и затылочную эвольвентную поверхность зуба колеса изготавливают вогнутой; зубчатый венец колеса и шестерни каждой ступени механической передачи изготавливают из материала с одинаковым углом ϕ° внутреннего трения; угол зацепления зубьев шестерни принимают равным , где ϕ° - угол внутреннего трения материала колеса определяют по зависимости ϕ°=45°-0,5arctgμ, μ - магнитная проницаемость парамагнитных материалов или по зависимости , - диэлектрическая проницаемость материала, а угол зацепления зубьев сопряженного с шестерней колеса принимают равным , где к и R (м) - радиусы шестерни и колеса зацепления соответственно, при котором длину Lш линии зацепления шестерни принимают равной длине Lк линии зацепления сопряженного с ней колеса Lк, то есть Lш=Lк (м), когда в зацеплении при передаче крутящего момента от шестерни к колесу лобовую выпуклую поверхность зуба шестерни без трения и скольжения перекатывают по лобовой вогнутой поверхности зуба колеса; при затылочной выпуклой поверхности зубьев шестерни затылочную поверхность зубьев колеса выполняют вогнутой и подобной ее вогнутой лобовой поверхности; хорду в плане выпуклой в сторону вращения дуги эвольвенты зубьев шестерни и хорду ответно вогнутой дуги зубьев колеса выполняют под углом θ°=2ϕ° и перпендикулярной боковой поверхности тела шестерни и тела колеса для прямозубой передачи тангенциального усилия вращательного движения в полюсе зацепления и выполняют под углом - для косозубой передачи тангенциального усилия с наклонной хордой зубьев зацепления к боковой поверхности тела шестерни и тела колеса, а середину в плане хорды дуги окружности косозубых шестерни и колеса устанавливают в пределах полуширины от центра толщи тела шестерни и толщи тела колеса; значения коэффициентов концентрации и неравномерности распределения нагрузки по длине линии зацепления по ширине зубьев шестерни и колеса принимают в расчетах равными КНβ=1, К=1.

Технический результат по способу изготовления эвольвентного зубчатого зацепления механической передачи по варианту II, заключающемуся в том, что контактную σн (Н/м2) и изгибную σF (Н/м2) прочность эвольвентного прямо- и косозубого цилиндрического, прямо- и косозубого конического и конического с круговым зубом, винтового, гипоидного и червячного эвольвентного зацепления определяют по исходной формуле Г. Герца , с учетом допускаемых напряжений [σн] и коэффициента Кнβ неравномерности распределения нагрузки по длине контактной линии зацепления зубьев, где Fn (Н) - нормальная сила к поверхности контакта зубьев, ρпр (м) - приведенный радиус кривизны боковой поверхности контактирующих зубьев определяют из зависимости , i=R/r - передаточное отношение передачи с радиусом кривизны малой шестерни ρш=r (м) и большого колеса ρк=R (м) с соответствующими радиусами к и R (м) делительных окружностей их зубьев, - угол в полюсе зацепления зубьев передачи; - приведенный модуль упругости передачи с модулем упругости Еш и Ек (Н/м2) материала колеса и шестерни; - длину линии контакта зацепления для прямозубых колес шириной определяют как и для косозубых колес как , где - коэффициент перекрытия зубьев, - коэффициент использования перекрытия, β° - угол наклона зуба в косозубых передачах, μо - коэффициент Пуассона, и по зависимости выпуклую - для прямозубых колес с нормальным модулем mn (м) и - для косозубых колес с допускаемым [σF] изгибный напряжением и коэффициентом перекрытия зубьев , коэффициентом наклонного расположения линии контакта и возможности косого скола зуба Yβ=1-(β°/140°) и коэффициентом YF концентрации нагрузки, учитывающим коэффициент К=1 неравномерности нагрузки по длине контактной линии; зацепление зубьев шестерни и колеса обеспечивают в полюсе их зацепления под углом к горизонтали, составленным нормально к поверхности зуба колеса в полюсе зацепления с шестерней; зубья шестерни каждой ступени передачи термообрабатывают до повышения прочности материала по сравнению с материалом зубьев сопряженного колеса [σн]ш>[σн]к, [σF]ш>[σF]к, достигается тем, что для нереверсивной зубчатой механической передачи при лобовой выпуклой поверхности зубьев шестерни лобовую поверхность зубьев колеса выполняют вогнутой и в полюсе их зацепления под углом и , затылочную поверхность зубьев колеса изготавливают выпуклой и с возможностью сопряжения с вогнутой по эвольвенте затылочной поверхностью зубьев шестерни под углом к вертикали зуба.

Технический результат по способу изготовления эвольвентного зубчатого зацепления механической передачи по варианту III, заключающемуся в том, что контактную σн (Н/м2) и изгибную σF (Н/м2) прочность эвольвентного прямо- и косозубого цилиндрического, прямо- и косозубого конического и конического с круговым зубом, винтового, гипоидного и червячного эвольвентного зацепления определяют по исходной формуле Г. Герца , с учетом допускаемых напряжений [σн] и коэффициента Кнβ неравномерности распределения нагрузки по длине контактной линии зацепления зубьев, где Fn (Н) - нормальная сила к поверхности контакта зубьев, ρпр (м) - приведенный радиус кривизны боковой поверхности контактирующих зубьев определяют из зависимости , i=R/r - передаточное отношение передачи с радиусом кривизны малой шестерни ρш=r (м) и большого колеса ρк=R (м) с соответствующими радиусами r и R (м) делительных окружностей их зубьев, - угол в полюсе зацепления зубьев передачи; - приведенный модуль упругости передачи с модулем упругости Еш и Ек (Н/м2) материала колеса и шестерни; - длину линии контакта зацепления для прямозубых колес шириной определяют как и для косозубых колес как , где - коэффициент перекрытия зубьев, - коэффициент использования перекрытия, β° - угол наклона зуба в косозубых передачах, μо - коэффициент Пуассона, и по зависимости - для прямозубых колес с нормальным модулем mn (м) и - для косозубых колес с допускаемым [σF] изгибный напряжением и коэффициентом перекрытия зубьев , коэффициентом наклонного расположения линии контакта и возможности косого скола зуба Yβ=1-(β°/140°) и коэффициентом YF концентрации нагрузки, учитывающим коэффициент К неравномерности нагрузки по длине контактной линии; зацепление зубьев шестерни и колеса обеспечивают в полюсе их зацепления под углом к горизонтали, составленным нормально к поверхности зуба колеса в полюсе зацепления с шестерней; зубья шестерни каждой ступени передачи термообрабатывают до повышения прочности материала по сравнению с материалом зубьев сопряженного колеса [σн]ш>[σн]к, [σF]ш>[σF]к, достигается тем, что выпуклую затылочную поверхность зубьев колеса изготавливают с возможностью контакта с выпуклой по эвольвенте затылочной поверхностью зубьев шестерни под углом к вертикали зуба.

По предлагаемым способам впервые зацепление поверхностей контактирующих зубьев колеса и шестерни по эвольвенте ведется без трения скольжения при их перекатывании друг по другу.

2. Известно эвольвентное зубчатое зацепление механической передачи, состоящее из жесткого корпуса одно- или многоступенчатого редуктора, малой шестерни и входящего с ней в зацепление зубьями большего колеса с соответствующим числом зубьев Zш и Zк и передаточным числом механической передачи на каждой i-той ступени редуктора i=ZКZШ=dК/dШ, где dк=Zк⋅mn/cosβ и dШ=ZШ⋅mn/cosβ (м) - диаметры делительных окружностей колеса и шестерни с нормальным модулем mn (м) зацепления при угле β°=8°…40° наклона зубьев к образующей цилиндра шестерни и колеса, боковая поверхность лобовой и затылочной части контактирующих зубьев шестерни и колеса выполнена по эвольвенте с углом в полюсе нормального взаимного зацепления , при этом материал шестерни выполнен термообработанным и более прочным, чем термообработанный материал колеса при [σн]ш>[σн]к, [σF]ш>[σF]к [ГОСТ 21354-87. Передачи зубчатые цилиндрические эвольвентные внешнего зацепления. - М.: Госком СССР по стандартам. - С. 1-43].

Существенным недостатком известного эвольвентного зубчатого зацепления механических передач является трение скольжения с задирами при перегрузках боковой поверхности зубьев колеса и шестерни в зане их контакта при передаче крутящего момента и повышении только за счет этого трения контактных напряжений зубьев на 7% и изгибных напряжений зубьев шестерни на 21% и колеса на 12%. Длина LК линии зацеления и дуги скольжения зуба колеса в эвольвентном зацеплении меньше линии LШ=LК устраняет проскальзывание зубьев колеса и шестерни в зацеплении при передаче крутящего момента [Корчевников С.Н. Теория механизмов и машин./ Учебное пособие, 3-е изд. - М.: «Машиностроение», С. 230-231].

Цель изобретения - устранение трения скольжения и задиров эвольвентной поверхности зубьев шестерен и колес механических передач при передаче крутящего момента.

Технический результат по эвольвентному зубчатому зацеплению механической передачи по варианту I устройства, состоящему из жесткого корпуса одно- или многоступенчатого редуктора, малой шестерни и входящего с ней во внешнее зацепление в одном полюсе зубьями большего колеса с соответствующим числом зубьев Zш и Zк и передаточным отношением на каждой i-той ступени редуктора i=ZК/ZШ=dК/dш, где dК=Zк⋅mn/cosβ и dШ=ZШ⋅mn/cosβ (м) - диаметры делительных окружностей колеса и шестерни с нормальным модулем mn (м) зацепления при угле β°=8°…40° наклона зубьев к образующей цилиндров шестерни и колеса, выполненное с лобовой и затылочной поверхностью контактирующих зубьев шестерни и колеса с углом в полюсе их нормального взаимного зацепления , термообработанных и более прочного материала шестерни, чем материала колеса при [σн]ш>[σн]к, [σF]ш>[σF]к, достигается тем, что при симметричной по высоте лобовой и затылочной выпуклой поверхности зуба шестерни каждой ступени передачи ответная симметричная лобовая и затылочная эвольвентная поверхность зуба колеса изготовлена вогнутой; зубчатый венец колеса и шестерни каждой ступени механической передачи изготавливают из материала с одинаковым углом ϕ° внутреннего трения; угол зацепления зубьев шестерни принят равным , где ϕ° - угол внутреннего трения материала колеса, равный ϕ°=45°-0,5arctgμ, μ - магнитная проницаемость парамагнитных материалов, или , - диэлектрическая проницаемость материала, а угол зацепления зубьев сопряженного с шестерней колеса равен , где r и R (м) - радиусы шестерни и колеса зацепления соответственно, при котором длина Lш линии зацепления шестерни равна длине Lк линии зацепления сопряженного с ней колеса, то есть Lш=Lк (м); при симметричном исполнении зубьев шестерни по высоте лобовой и затылочной поверхности по выпуклой дуге эвольвенты зубья колеса изготовлены симметрично по высоте по ответно вогнутой дуге эвольвенты; выгнутые в плане в сторону вращения зубья шестерни и ответно вогнутые в сторону вращения в плане зубья колеса выполнены по дуге окружности с хордой дуги с углом θ°=2ϕ°, перпендикулярной боковой поверхности тела шестерни и тела колеса для прямозубой передачи тангенциального усилия вращательного движения в полюсе зацепления и выполнены под углом - для косозубой передачи тангенциального усилия с наклонной хордой зубьев зацепления к боковой поверхности тела шестерни и тела колеса, а середина хорды дуги окружностей косозубых шестерни и колеса выполнена в пределах полуширины от центра толщи тела шестерни и толщи тела колеса; а значения коэффициентов концентрации и неравномерности распределения нагрузки по длине линии зацепления на ширине зубьев шестерни и колеса приняты в расчетах равными КНβ=1.

Технический результат по эвольвентному зубчатому зацеплению механической передачи по варианту II устройства, состоящему из жесткого корпуса одно- или многоступенчатого редуктора, малой шестерни и входящего с ней во внешнее зацепление в одном полюсе зубьями большего колеса с соответствующим числом зубьев Zш и Zк и передаточным отношением на каждой i-той ступени редуктора i=ZК/ZШ=dК/dШ, где dК=Zк⋅mn/cosβ и dШ=ZШ⋅mn/cosβ (м) - диаметры делительных окружностей колеса и шестерни с нормальным модулем mn (м) зацепления при угле β°=8°…40° наклона зубьев к образующей цилиндров шестерни и колеса, выполненное с лобовой и затылочной поверхностью контактирующих зубьев шестерни и колеса с углом в полюсе их нормального взаимного зацепления , термообработанных и более прочного материала шестерни, чем материала колеса при [σн]ш>[σн]к, [σF]ш>[σF]к, достигается тем, что в эвольвентном зацеплении нереверсивной зубчатой механической передачи при лобовой выпуклой поверхности зубьев шестерни лобовая поверхность зубьев колеса выполнена вогнутой и в полюсе их зацепления под углом и , затылочная поверхность зубьев колеса изготовлена выпуклой и с возможностью сопряжения с вогнутой по эвольвенте затылочной поверхностью зубьев шестерни под углом к вертикали зуба, где ϕ° - угол внутреннего трения материала колеса, равный ϕ°=45°-0,5arctgμ, μ - магнитная проницаемость парамагнитных материалов, или , - диэлектрическая проницаемость материала, r и R (м) - радиусы шестерни и колеса зацепления соответственно, при котором длина Lш, линии зацепления шестерни равна длине Lк линии зацепления сопряженного с ней колеса, то есть Lш=Lк (м); выпуклые в плане в сторону вращения зубья шестерни и ответно вогнутые в сторону вращения в плане зубья колеса выполнены по дуге окружности с хордой дуги с углом θ°=2ϕ°, перпендикулярной боковой поверхности тела шестерни и тела колеса для прямозубой передачи тангенциального усилия вращательного движения в полюсе зацепления и выполнены под углом - для косозубой передачи тангенциального усилия с наклонной хордой зубьев зацепления к боковой поверхности тела шестерни и тела колеса, а середина хорды дуги окружностей косозубых шестерни и колеса выполнена в пределах полуширины от центра толщи тела шестерни и толщи тела колеса; а значения коэффициентов концентрации и неравномерности распределения нагрузки по длине линии зацепления на ширине зубьев шестерни и колеса приняты в расчетах равными КНβ=1.

Технический результат по эвольвентному зубчатому зацеплению механической передачи по варианту III устройства, состоящему из жесткого корпуса одно- или многоступенчатого редуктора, малой шестерни и входящего с ней во внешнее зацепление в одном полюсе зубьями большего колеса с соответствующим числом зубьев Zш и Zк и передаточным отношением на каждой i-той ступени редуктора i=ZК/ZШ=dК/dШ, где dШ=ZШ⋅mn/cosβ (м) и - диаметры делительных окружностей колеса и шестерни с нормальным модулем mn (м) зацепления при угле β°=8°…40° наклона зубьев к образующей цилиндров шестерни и колеса, выполненное с лобовой и затылочной поверхностью контактирующих зубьев шестерни и колеса с углом в полюсе их нормального взаимного зацепления , термообработанных и более прочного материала шестерни, чем материала колеса при [σн]ш>[σн]к, [σF]ш>[σF]к, достигается тем, что выпуклая затылочная поверхность зубьев колеса выполнена с возможностью контакта с выпуклой по эвольвенте затылочной поверхностью зубьев шестерни под углом к вертикали зуба, где ϕ° - угол внутреннего трения материала колеса, равный ϕ°=45°-0,5arctgμ, μ - магнитная проницаемость парамагнитных материалов, или , - диэлектрическая проницаемость материала, а угол зацепления зубьев сопряженного с шестерней колеса равен , где r и R (м) - радиусы шестерни и колеса зацепления соответственно, при котором длина Lш линии зацепления шестерни равна длине Lк линии зацепления сопряженного с ней колеса, то есть Lш=Lк (м); при симметричном исполнении зубьев шестерни по высоте лобовой и затылочной поверхности по выпуклой дуге эвольвенты зубья колеса изготовлены симметрично по высоте по выпуклой дуге эвольвенты; выпуклые в плане в сторону вращения зубья шестерни и выпуклые в сторону вращения в плане зубья колеса выполнены по дуге окружности с хордой дуги с углом θ°=2ϕ°, перпендикулярной боковой поверхности тела шестерни и тела колеса для прямозубой передачи тангенциального усилия вращательного движения в полюсе зацепления и выполнены под углом - для косозубой передачи тангенциального усилия с наклонной хордой зубьев зацепления к боковой поверхности тела шестерни и тела колеса, а середина хорды дуги окружностей косозубых шестерни и колеса выполнена в пределах полуширины от центра толщи тела шестерни и толщи тела колеса; а значения коэффициентов концентрации и неравномерности распределения нагрузки по длине линии зацепления на ширине зубьев шестерни и колеса приняты в расчетах равными КНβ=1.

Предлагаемые изобретения поясняются графическими материалами, где на фиг. 1 представлена схема одноступенчатого однополюсного эвольвентного косозубого цилиндрического редуктора; на фиг. 2 - схема существующего эвольвентного зацепления зубьев цилиндрического редуктора с симметричной выпуклой их боковой поверхностью; на фиг. 3 - схема предлагаемого эвольвентного зацепления зубьев цилиндрического редуктора с симметричной выпуклой боковой поверхностью колеса и с симметричной вогнутой боковой поверхностью шестерни при равенстве углов зацепления шестерни и колеса ; на фиг. 5 - дугообразная в плане форма прямозубой шестерни и колеса; фиг. 6 - дугообразная в плане форма косозубой шестерни и колеса; на фиг. 7 -предлагаемая эвольвентная лобовая и затылочная поверхность зуба зацепления механической передачи; фиг. 8 - кинематическая схема приводной станции ленточного конвейера; фиг. 9 - циклограмма суточной нагрузки конвейера; на фиг. 10 - схема развития седлообразной эпюры контактных напряжений σн зуба шестерни и колеса в рабочем режиме работы механической передачи; на фиг. 11 - полуэллипсная эпюра контактных напряжений σн зуба шестерни и колеса в напряженном режиме работы и при перегрузках механической передачи; на фиг. 12 - равномерная эпюра контактных напряжений σн на границе сопрягаемых поверхностей эвольвентных зубьев шестерни и колеса предлагаемого зубчатого зацепления; на фиг. 13 - схема развития равномерного напряжения по дуге контакта жесткого колеса с материалом шестерни с углом ее внутреннего трения ϕ°.

По варианту I устройства эвольвентное однополюсное зубчатое зацепление механической передачи, состоящей из жесткого корпуса 1 одноступенчатого редуктора 2 (фиг. 1), малой шестерни 3 и входящего с ней во внешнее зацепление в одном полюсе 4 зубьями большего колеса 5 с соответствующим числом зубьев Zш и Zк и передаточным отношением механической передачи редуктора 2 i=ZК/ZШ=dК/dШ, где dК=Zк⋅mn/cosβ (м) и dШ=ZШ⋅mn/cosβ (м) - диаметры делительных окружностей колеса 5 и шестерни 3 с нормальным модулем mn (м) зацепления при угле β°=8°…40° наклона зубьев 6 к образующей 7 цилиндра корпуса шестерни 3 и колеса 5, выполнено (фиг. 2) с поверхностью лобовой 8 и затылочной 9 части контактирующих зубьев 6 шестерни 3 и колеса 5 по высоте зубьев с углом в полюсе 4 их нормального взаимного зацепления (фиг. 2). При симметричной по высоте боковой выпуклой лобовой 8 и затылочной 9 эвольвентной поверхности зуба 6 шестерни 3 (фиг. 3) механической передачи симметричная эвольвентная сопряженная с ней поверхностью зуба 6 колеса 5 изготовлена вогнутой, зубчатый венец колеса 5 и шестерни 3 каждой ступени механической передачи изготовлены из материала с одинаковым углом ϕ° внутреннего трения, угол зацепления зубьев 6 шестерни 3 принят равным , где ϕ° - угол внутреннего трения материала колеса 5, принятый равным ϕ°=45°-0,5arctgμ, μ - магнитная проницаемость парамагнитных материалов, или по зависимости , - диэлектрическая проницаемость материала, а угол зацепления зубьев 6 сопряженного с шестерней 3 колеса 5 принят равным , где r и R (м) - радиусы шестерни 3 и колеса 5 зацепления соответственно, при котором длина Lш линии зацепления шестерни 3 равна длине Lк линии зацепления сопряженного с ней колеса 5, то есть Lш=Lк (м) (фиг. 4). Зубья 6 эвольвентного зацепления шестерни 6 выполнены по высоте поверхности лобовой 8 и затылочной 9 части (фиг. 3) по выпуклой дуге 10 эвольвенты, а колеса 5 - по ответно вогнутой дуге 11 эвольвенты. Хорда 12 дуги 13 с углом θ°=2ϕ° окружностей в плане зубьев 6 шестерни 3 и колеса 5 выполнена перпендикулярной боковой поверхности тела шестерни 3 и тела колеса 5 для прямозубой передачи (фиг. 5) тангенциального усилия вращательного движения в полюсе 4 зацепления и выполнена под углом - для косозубой передачи (фиг. 6) тангенциального усилия с наклонной хордой 12 зубьев 6 зацепления к боковой поверхности тела шестерни 3 и тела колеса 5. Середина 14 хорды 12 дуги 13 окружностей косозубых шестерни 3 и колеса 5 выполнена в пределах полуширины от центра толщи тела шестерни 3 и толщи тела колеса 5.

По варианту II устройства в эвольвентном зацеплении (фиг. 7) нереверсивной зубчатой механической передачи при лобовой 15 выпуклой поверхности зубьев 6 шестерни 3 и затылочной 16 боковой вогнутой поверхности зубьев 6 колеса 5 в полюсе 4 их зацепления под углом и , затылочная 17 поверхность зубьев 6 шестерни 3 выполнена вогнутой по эвольвенте лобовой 18 поверхности зубьев 6 шестерни 5 в полюсе 4 их зацепления под углом к вертикали зуба.

По варианту III устройства затылочная 17 поверхность зубьев 6 шестерни 3 (фиг. 7) выполнена выпуклой и подобной выпуклой по эвольвенте лобовой поверхности 18 зубьев 6 колеса 5 под углом к вертикали зуба 6. В предложенном зацеплении термообработанная поверхность материала шестерни 3 выполнена более прочной по сравнению с поверхностью материала колеса 5 [σн]ш>[σн]к, [σF]ш>[σF]к. В расчетах на контактную и изгибную прочность предлагаемого эвольвентного зацепления значения коэффициентов концентрации и неравномерности распределения нагрузки по длине линии зацепления на ширине зубьев 6 шестерни 3 и колеса 5 принимают в расчетах равными КНβ=1

Способ изготовления эвольвентного зубчатого зацепления механической передачи осуществляют следующим образом.

По варианту I способа при симметричной по высоте (фиг. 3) лобовой 8 и затылочной 9 выпуклой эвольвентной поверхности 10 зуба 6 шестерни 3 каждой ступени передачи ответную симметричную лобовую 8 и затылочную 9 эвольвентную поверхностью 11 зуба 6 колеса 5 изготавливают вогнутой. Угол зацепления зубьев 6 шестерни 3 (фиг. 4) принимают равным , где ϕ° - угол внутреннего трения материала колеса 5 определяют по зависимости ϕ°=45°-0,5arctgμ, μ - магнитная проницаемость парамагнитных материалов, или по зависимости , - диэлектрическая проницаемость материала колеса, а угол зацепления зубьев 6 сопряженного с шестерней 3 колеса 5 принимают равным , где r и R (м) - радиусы шестерни 3 и колеса 5 зацепления соответственно, при котором длину Lш линии АП зацепления шестерни 3 принимают (фиг. 4) равной длине Lк линии ПВ зацепления сопряженного с ней колеса 5, то есть Lш=Lк (м), когда в зацеплении при передаче крутящего момента от шестерни 3 к колесу 5 лобовую 8 выпуклую поверхность зуба 6 шестерни 3 без трения и скольжения перекатывают по лобовой 8 вогнутой поверхности зуба 6 колеса 5. При затылочной 9 выпуклой поверхности зубьев 6 шестерни 3 затылочную 9 поверхность зубьев 6 колеса 5 выполняют вогнутой и подобной ее вогнутой лобовой 8 поверхности. Хорду 12 дуги 13 эвольвенты зубьев 6 шестерни 3 и колеса 5 (фиг. 5) выполняют под углом θ°=2ϕ° и перпендикулярной боковой поверхности тела шестерни 3 и тела колеса 5 для прямозубой передачи тангенциального усилия вращательного движения в полюсе 4 зацепления и выполняют (фиг. 6) под углом - для косозубой передачи тангенциального усилия с наклонной хордой 13 зубьев 6 зацепления к поверхности тела шестерни 3 и тела колеса 5, а середину 14 хорды 12 дуги 13 окружностей косозубых шестерни 3 и колеса 5 устанавливают в пределах полуширины от центра толщи тела шестерни 3 и толщи тела колеса 5.

Значения коэффициентов концентрации и неравномерности распределения нагрузки по длине линии NN зацепления на ширине зубьев 6 шестерни 3 и колеса 5 принимают в расчетах равными КНβ=1.

По варианту II способа для нереверсивной зубчатой механической передачи (фиг. 7) при лобовой выпуклой поверхности зубьев 6 шестерни 3 лобовую 15 поверхность зубьев 6 колеса 3 выполняют вогнутой и в полюсе 4 их зацепления под углом и , затылочную 18 поверхность зубьев 6 колеса 5 изготавливают выпуклой и с возможностью сопряжения с вогнутой по эвольвенте затылочной 17 поверхности зубьев 6 шестерни 3 под углом к вертикали зуба 6.

По варианту III способа для нереверсивной зубчатой механической передачи (фиг. 7) при лобовой выпуклой поверхности зубьев 6 шестерни 3 лобовую 15 поверхность зубьев 6 колеса 3 выполняют вогнутой и в полюсе 4 их зацепления под углом и , затылочную 18 поверхность зубьев 6 колеса 5 изготавливают выпуклой и с возможностью сопряжения с выпуклой по эвольвенте затылочной 17 поверхности зубьев 6 шестерни 3 под углом к вертикали зуба 6.

Контактную σн (Н/м2) и изгибную σF (Н/м2) прочность эвольвентного косозубого цилиндрического зацепления (фиг. 1) определяют по формуле Г. Герца с учетом допускаемых напряжений [σн] и коэффициента Кнβ=1 неравномерности распределения нагрузки по длине контактной линии NN зацепления зубьев 6, где Fn (Н) - нормальная сила к поверхности контакта зубьев 6, ρпр (м) - приведенный радиус кривизны боковой поверхности контактирующих зубьев 6 определяют из зависимости , i=R/r - передаточное отношение передачи с радиусом кривизны малой шестерни 3 ρш=r (м) и большого колеса 5 ρк=R (м) с соответствующими радиусами r и R (м) делительных окружностей их зубьев 6, - угол в полюсе 4 зацепления зубьев 6 передачи; - приведенный модуль упругости передачи с модулем упругости Еш и Ек (Н/м2) материала колеса 5 и шестерни 3; - длину линии контакта зацепления для прямозубых колес 5 шириной определяют как и для косозубых колес 5 - как , где - коэффициент перекрытия зубьев в, - коэффициент использования перекрытия, β° - угол наклона зуба 6 в косозубых передачах, μ - коэффициент Пуассона, и по исходной зависимости - для прямозубых колес 5 с нормальным модулем mn (м) и - для косозубых колес 5 с допускаемым [σF] изгибный напряжением и коэффициентом перекрытия зубьев 6 , коэффициентом наклонного расположения линии контакта и возможности косого скола зуба 6 Yβ=1-(β°/140°) и коэффициентом YF концентрации нагрузки, учитывающим коэффициент К=1 неравномерности нагрузки по длине контактной линии. Зубья 6 шестерни 3 и колеса 5 передачи термообрабатывают до повышения прочности их материала шестерни 3 над прочностью колеса 5 [σн]ш>[σн]к, [σF]ш>[σF]к.

Рассмотрим пример расчетов эвольвентного зубчатого зацепления металлических шестерни и колеса с магнитной проницаемостью μ=7,115 и углом внутреннего трения ϕ°=45°-0,5arctgμ=45°-0,5arctg14,3=45°-43°=2°.

Пример реализации способа.

Провести расчет приводной станции ленточного конвейера (рис. 8) по данным: 1) тяговая сила на ленте F=10 (Kн); 2) циклограмма (рис. 9); 3) скорость транспортера υТ=0,5 (м/с); 4) диаметр приводного барабана DБ=0,4 (м); 5) календарный срок службы tсл=8 лет; 6) продолжительность действия максимального момента в цикле tmax=1 (с); 7) коэффициенты использования механизма во времени в году КГ=0,8, в сутки КС=0,67.

КИНЕМАТИЧЕСКИЙ И СИЛОВОЙ РАСЧЕТ ПРИВОДА.

1) Определение потребной мощности , где общий КПД закрытого редуктора с одной червячной и одной эвольвентной цилиндрической передачами с равной длиной линии контакта колеса и шестерни в эвольвентной передачи, установленными на валах с подшипниками качения , - КПД червячной передачи, - КПД цилиндрической передачи 8 степени точности.

2) Ориентировочная частота вращения вала двигателя n'=nб, i'=23,88⋅0=1910 (об/мин), где - частота вращения барабана конвейера, i'=iч.⋅iц.=20⋅4=80 - предварительное передаточное отношение червячной и закрытой цилиндрической передачи редуктора.

3) Подобранный электродвигатель - 4А 132 S4 имеет число оборотов nд=1455 (об/мин) и мощность Рп.д=6,44 (кВт).

4) Общее передаточное отношение iобщ=nд/nб=1455/23,88=60,93 при iч=17, и iц=60,93/17=3,52.

5) Частота вращения валов редуктора: nб=nд=1455 (об/мин) - быстроходного вала; nпр=nб/iч.=1455/17=85,5 (об/мин) - промежуточного вала; nт=nпр/iц.=nб/iобщ.=1455/60,93=23,88 (об/мин) - тихоходного вала.

6) Расчетные крутящие моменты на валах привода: Mб=Mд=9500(Pп.д./nд.)=9500(6,44/1455)=42,3 (Нм), Mпp=Mб⋅ir⋅ηч.=42,27⋅7⋅0,8=575 (Н⋅м), Мтпр⋅iц.⋅ηц.=574,87⋅3,58⋅0,985=2027,2 (Нм) при крутящем моменте на барабане M=F⋅Dб/2=10⋅,4⋅103/2=2000 (Нм) при ΔМ=(М-МТ)/Мб=[(2000-2027,2)/2000]⋅100%=0,136%<(±3%).

7) Максимальные крутящие моменты при коэффициенте перегрузки ψ=Мmахном=3: Мб.mах=42,3⋅3=126,9 (Н⋅м), Мпр.mах=575⋅3=1725 (Н⋅м), Мт.mах=2027⋅3=6071 (Н⋅м).

8) Машинное время работы передачи за весь срок службы:

tм=tсл⋅365⋅Kг⋅24⋅Kc=8⋅365⋅0,8⋅24⋅0,67=37560 ч.

и на каждой ступени циклограммы:

9) Количество циклов нагружения элементов передачи на всех ступенях циклограммы Ni 60⋅tм.i⋅ni⋅C, где С - количество входящих в зацепление зубьев за 1 оборот:

- для шестерни цилиндрической передачи: (NЦ.ш.)mах=60⋅0,65⋅85,59⋅1=3,34⋅103; (NЦ.ш.)1=60⋅18780⋅85,59⋅1=96,44⋅106; (NЦ.ш.)2=60⋅18780⋅85,59⋅1=96,44⋅106;

- для колеса цилиндрической передачи: (NЦ.к.)mах=(NЦ.ш.)max/iч=3,34⋅103/3,58=0,93⋅103; (NЦ.к.)1=(NЦ.ш.)1/iц=96,44⋅106/3,58=26,9⋅106; (NЦ.к.)2=(NЦ.ш.)2/iu=96,44⋅106/3,58=26,9⋅106.

10) Суммарное число циклов нагружения [без учета кратковременного действия нагрузки]: N∑Ц.1=N∑r=(Nr)1+(Nr)2=96,44⋅106+96,44⋅106=192,9⋅106; N∑Ц.к=(Nц.к)1+(Nц.к)2=26,9⋅106+26,9⋅106=53,8⋅106.

ПРОЕКТНЫЙ РАСЧЕТ ЦИЛИНДРИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ

1) Допускаемые напряжения при расчете на контактную выносливость:

шестерни - ;

колеса - , где SH=1,2 - коэффициент безопасности для колес с цементацией зубьев; ZR=1 - коэффициент шероховатости активной поверхности зуба с 7 классом шероховатости.

Коэффициент долговечности при расчете на контактную выносливость. При постоянной нагрузке эквивалентное число циклов нагружения заменяется на - суммарное число циклов нагружения зубьев рассчитываемого колеса и шестерни за весь срок службы и . Коэффициент приведения нагрузки к постоянной, эквивалентной по усталостному контактному разрушению и КЕНШЕНКЕН, тогда и для

Принимаем для передачи [σH]=1140 (МПа).

2) Допускаемые напряжения при расчете на изгибную выносливость для одного материала шестерни и колеса

где - длительный предел выносливости при знакопостоянной нагрузке на зуб для цементируемых сталей; SF=1,75 - коэффициент безопасности для цементированных сталей; при базовом числе циклов нагружений NOF=4⋅106 изгибной усталостной кривой коэффициент долговечности колеса при расчете на изгибную выносливость , тогда для колеса - коэффициент влияния двухстороннего приложения нагрузки на зуб при работе зуба одной стороной; KXF=1 - коэффициент масштабного фактора при диаметре колеса dк<400 мм, модуле m<4 мм; YR=1,1 - коэффициент чистового шлифования переходной поверхности; Yy=1 - коэффициент механического упрочнения, которое не предусматривается.

Эквивалентное число циклов нагружения NEF=N⋅KEF=NEFш=N∑к⋅КEF=53,8⋅106⋅0,57=30,7⋅106 при коэффициенте приведения переменной нагрузки к постоянной, эквивалентной по усталостному изгибному разрушению - для зубьев из закаленных сталей.

Принимаем для передачи [σF]=440 (МПа).

ЗНАЧЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ЦИЛИНДРИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ

1) Предварительное значение диаметра делительной окружности шестерни , где Кd=770 - вспомогательный коэффициент для прямозубой передачи при окружной скорости цилиндрической тихоходной ступени υ<2 (м/с); Мш=575 (Нм) - расчетный крутящий момент на валу шестерни; - коэффициент ширины шестерни при несимметричном расположении колес относительно опор и твердости рабочих поверхностей (HB1 и НВ2)>НВ350; КНβ=1 - значение коэффициента неравномерного распределения нагрузки по длине контактной линии; - предварительное значение коэффициента динамичности нагрузки; [σH]=1140 (МПа) - допускаемые контактные напряжения, i=iц=3,58 - передаточное отношение цилиндрической передачи.

2) Предварительное значение межосевого расстояния:

3) Коэффициент КНβ=1.

4) Уточненный коэффициент динамичности нагрузки , где окружная скорость в зацеплении nш=nпр=85,59 (об/мин)- частота вращения шестерни; где [Wυ]=410 (Н/мм) - допускаемая удельная окружная динамическая сила при 8 степени точности и m=4 (мм); а удельная расчетная, окружная сила без учета динамической нагрузки в зацеплении go=61 - коэффициент влияния разности шагов зацепления шестерни и колеса при 8 степени точности и m=4 (мм); δн=0,014 - коэффициент влияния вида зубчатой передачи и модификации профиля головки зуба при (НВш и НВк)>НВ350 для прямозубых колес и отсутствии модификации головки зуба.

5) Уточненное межосевое расстояние

6) Основные геометрические параметры передачи:

а) ширина зубчатого венца колеса и шестерни

б) модуль зацепления округляем до стандартного значения m=4 (мм).

в) числа зубьев шестерни и колеса Z=Zш+Zк=2αw/m=2⋅198/4=99; Zш=Z/(i+1)=99/(3,58+l)=21,62≈22; ZК=Z-Zш=99-22=77;

г) уточненное передаточное отношение i=Zк/Zш=77/22=3,5; допускаемое значение [Δi]=±4% при Δi=[(3,58-3,5)/3,58]⋅100%=+2,23%;

д) диаметры делительных окружностей dш=mZш=4⋅22=88 (мм), dк=mZк=4⋅77=308 (мм);

е) межосевое расстояние αw=(dш+dк)/2=(88+308)/2=396/2=198 (мм).

ПРОВЕРКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕХАНИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК МАТЕРИАЛОВ ПЕРЕДАЧИ

1) определяющие размеры заготовок шестерни Sш и колеса Sк:

Sк=(dш+6)⋅0,5=(88+6)⋅0,5=47 (мм); Sш=(5…7)m=6⋅4=24 (мм);

2) допускаемый максимальный размер [S]=60 (mm)>Sк и [S]>Sш, что обеспечивает принятые механические характеристики принятого материла шестерни и колеса.

ПРОВЕРКА КОНТАКТНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ПОВЕРХНОСТЕЙ ЗУБЬЕВ.

1) Контактная выносливость активной поверхности зубьев производится по зависимости , где Zн=1 - коэффициент формы перекатываемых сопряженных поверхностей прямозубых колес, нарезаемых без смещения режущего инструмента при угле зацепления Zм=274 (Н0,5/мм) - коэффициент механических свойств стальных зубчатых колес; - коэффициент суммарной длины контактных линий прямозубых передач; - удельная расчетная окружная сила; d1=88 (мм), i=3,5 - уточненное передаточное отношение.

Таким образом, контактная выносливость проектируемой передачи обеспечена и в раз меньше, чем контактная выносливость существующих эвольвентных передач.

ПРОВЕРКА ИЗГИБНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ЗУБЬЕВ

1) Определение менее прочного элемента зацепления шестерни с колесом: при [σF]ш=[σF]к=440 МПа коэффициент формы зуба шестерни при коэффициенте смещения режущего инструмента х=0 и Zш=22 равен у=4,0, а коэффициент формы зуба колеса при х=0 и Ze=77 равен y=3,62.

Менее прочным элементом будет шестерня, так как

2) Удельная расчетная окружная сила , где - коэффициент неравномерности распределения нагрузки по длине контактной дугообразной линии зацепления; - коэффициент динамичности нагрузки при расчете на изгибную выносливость; - окружная скорость;

3) Изгибная выносливость зубьев шестерни: Изгибная выносливость обеспечена.

СОСТАВЛЯЮЩИЕ СИЛЫ ДЕЙСТВИЯ ЗУБА НА ЗУБ.

1) Окружная составляющая Ft=2Mш⋅103/dш=2⋅575⋅103/88=13070 (Н);

2) Радиальная составляющая .

ПРОВЕРКА ПРОЧНСОТИ ЗУБЬЕВ ПРИ МАКСИМАЛЬНОЙ НАГРУЗКЕ

1) Проверка контактных напряжений на поверхностях зубьев:

2) Проверка по изгибным напряжениям зубьев:

Прочность активной поверхности зубьев, их усталостная и статическая прочность обеспечены.

По предлагаемому изобретению в эвольвентных механических передачах в зубчатом зацеплении с углом зацепления контактные напряжения снижаются в 1,78 раза, а изгибные напряжения в зубьях колеса и шестерни снижаются на 13% по сравнению с расчетом передачи с принятым углом зацепления .

Предложенная нереверсивная механическая передача перспективна при проектировании авиационных двигателей.

Если в известных механических зубчатых эвольвентных передачах по контактной линии зацепления зубьев шестерни и колеса контактные напряжения σH имеют седлообразную эпюру с пиками значений по краям линии зацепления (фиг. 10) при недогрузках и выпуклую полуэллипсную эпюру с пиком по ее центру (фиг. 11) при перегрузках и в напряженном режиме работы, то в предлагаемых изобретениях эпюра контактных напряжений имеет равномерный характер в контактирующих зубьях механического зацепления (фиг. 12) как и в контактирующих поверхностях шестерни колеса (фиг. 13) и эвольвентного зубчатого зацепления.

1. Способ изготовления эвольвентного зубчатого зацепления механической передачи, заключающийся в том, что контактную σн (Н/м2) и изгибную σF (Н/м2) прочность эвольвентного прямо- и косозубого цилиндрического, прямо- и косозубого конического и конического с круговым зубом, винтового, гипоидного и червячного эвольвентного зацепления определяют по исходной формуле Г. Герца с учетом допускаемых напряжений [σн] и коэффициента Кнβ неравномерности распределения нагрузки по длине контактной линии зацепления зубьев, где Fn (Н) - нормальная сила к поверхности контакта зубьев, ρпр (м) - приведенный радиус кривизны боковой поверхности контактирующих зубьев определяют из зависимости , i=Rк/Rш - передаточное отношение передачи с радиусом кривизны малой шестерни ρш=r (м) и большого колеса ρк=R (м) с соответствующими радиусами r и R (м) делительных окружностей их зубьев, - угол в полюсе зацепления зубьев передачи; - приведенный модуль упругости передачи с модулем упругости Ек и Еш (Н/м2) материала колеса и шестерни; - длину прямой линии контакта зубьев зацепления для прямозубых колес шириной определяют как и для косозубых колес - как , где - коэффициент перекрытия зубьев, - коэффициент использования перекрытия, β° - угол наклона зуба в косозубых передачах, μ - коэффициент Пуассона; и по зависимости - для прямозубых колес с нормальным модулем mn (м) и - для косозубых колес с допускаемым [σF] изгибным напряжением и коэффициентом перекрытия зубьев , коэффициентом наклонного расположения линии контакта и возможности косого скола зуба Yβ=1-(β°/140°) и коэффициентом YF концентрации нагрузки, учитывающим коэффициент К неравномерности нагрузки по длине контактной линии; зацепление зубьев шестерни и колеса обеспечивают в полюсе их зацепления под углом к горизонтали, составленным нормально к поверхности зуба колеса в полюсе зацепления с шестерней; зубья шестерни каждой ступени передачи термообрабатывают до повышения прочности материала по сравнению с материалом зубьев сопряженного колеса [σн]ш>[σн]к, [σF]ш>[σF]к, отличающийся тем, что при симметричной по высоте лобовой и затылочной выпуклой эвольвентной поверхности зуба шестерни каждой ступени передачи ответную симметричную лобовую и затылочную эвольвентную поверхность зуба колеса изготавливают вогнутой; зубчатый венец колеса и шестерни каждой ступени механической передачи изготавливают из материала с одинаковым углом ϕ° внутреннего трения; угол зацепления зубьев шестерни принимают равным , где ϕ° - угол внутреннего трения материала колеса определяют по зависимости ϕ°=45°-0,5arctgμ, μ - магнитная проницаемость парамагнитных материалов, или по зависимости , - диэлектрическая проницаемость материала колеса, а угол зацепления зубьев сопряженного с шестерней колеса принимают равным , где r и R (м) - радиусы шестерни и колеса зацепления соответственно, при котором длину Lш линии зацепления шестерни принимают равной длине Lк линии зацепления сопряженного с ней колеса Lк, то есть Lш=Lк (м), когда в зацеплении при передаче крутящего момента от шестерни к колесу лобовую выпуклую поверхность зуба шестерни без трения и скольжения перекатывают по лобовой вогнутой поверхности зуба колеса; при затылочной выпуклой поверхности зубьев шестерни затылочную поверхность зубьев колеса выполняют вогнутой и подобной ее вогнутой лобовой поверхности; в плане выпуклую в сторону вращения хорду дуги эвольвенты зубьев шестерни и колеса выполняют под углом θ°=2ϕ° и перпендикулярной боковой поверхности тела шестерни и тела колеса для прямозубой передачи тангенциального усилия вращательного движения в полюсе зацепления и выполняют под углом - для косозубой передачи тангенциального усилия с наклонной хордой зубьев зацепления к боковой поверхности тела шестерни и тела колеса, а середину хорды дуги окружности косозубых шестерни и колеса устанавливают в пределах полуширины от центра толщи тела шестерни и толщи тела колеса; значения коэффициентов концентрации и неравномерности распределения нагрузки по длине линии зацепления на ширине зубьев шестерни и колеса принимают в расчетах равными КНβ=1, K=1.

2. Способ изготовления эвольвентного зубчатого зацепления механической передачи, заключающийся в том, что контактную σн (Н/м2) и изгибную σF (Н/м2) прочность эвольвентного прямо- и косозубого цилиндрического, прямо- и косозубого конического и конического с круговым зубом, винтового, гипоидного и червячного эвольвентного зацепления определяют по исходной формуле Г. Герца с учетом допускаемых напряжений [σн] и коэффициента Кнβ неравномерности распределения нагрузки по длине контактной линии зацепления зубьев, где Fn (Н) - нормальная сила к поверхности контакта зубьев, ρпр (м) - приведенный радиус кривизны боковой поверхности контактирующих зубьев определяют из зависимости , i=Rк/Rш - передаточное отношение передачи с радиусом кривизны малой шестерни ρш=r (м) и большого колеса ρк=R (м) с соответствующими радиусами r и R (м) делительных окружностей их зубьев, - угол в полюсе зацепления зубьев передачи; - приведенный модуль упругости передачи с модулем упругости Ек и Еш (Н/м2) материала колеса и шестерни; - длину прямой линии контакта зубьев зацепления для прямозубых колес шириной определяют как и для косозубых колес - как , где - коэффициент перекрытия зубьев, - коэффициент использования перекрытия, β° - угол наклона зуба в косозубых передачах, μ - коэффициент Пуассона; и по зависимости - для прямозубых колес с нормальным модулем mn (м) и - для косозубых колес с допускаемым [σF] изгибным напряжением и коэффициентом перекрытия зубьев , коэффициентом наклонного расположения линии контакта и возможности косого скола зуба Yβ=1-(β°/140°) и коэффициентом YF концентрации нагрузки, учитывающим коэффициент K неравномерности нагрузки по длине контактной линии; зацепление зубьев шестерни и колеса обеспечивают в полюсе их зацепления под углом к горизонтали, составленным нормально к поверхности зуба колеса в полюсе зацепления с шестерней; зубья шестерни каждой ступени передачи термообрабатывают до повышения прочности материала по сравнению с материалом зубьев сопряженного колеса [σн]ш>[σн]к, [σF]ш>[σF]к, отличающийся тем, что для нереверсивной зубчатой механической передачи при лобовой выпуклой поверхности зубьев шестерни лобовую поверхность зубьев колеса выполняют вогнутой и в полюсе их зацепления под углом и , затылочную поверхность зубьев колеса изготавливают выпуклой и с возможностью сопряжения с вогнутой по эвольвенте затылочной поверхностью зубьев шестерни под углом к вертикали зуба.

3. Способ изготовления эвольвентного зубчатого зацепления механической передачи, заключающийся в том, что контактную σн (Н/м2) и изгибную σF (Н/м2) прочность эвольвентного прямо- и косозубого цилиндрического, прямо- и косозубого конического и конического с круговым зубом, винтового, гипоидного и червячного эвольвентного зацепления определяют по исходной формуле Г. Герца с учетом допускаемых напряжений [σн] и коэффициента Кнβ неравномерности распределения нагрузки по длине контактной линии зацепления зубьев, где Fn (Н) - нормальная сила к поверхности контакта зубьев, ρпр (м) - приведенный радиус кривизны боковой поверхности контактирующих зубьев определяют из зависимости , i=Rк/Rш - передаточное отношение передачи с радиусом кривизны малой шестерни ρш=r (м) и большого колеса ρк=R (м) с соответствующими радиусами r и R (м) делительных окружностей их зубьев, - угол в полюсе зацепления зубьев передачи; - приведенный модуль упругости передачи с модулем упругости Ек и Еш (Н/м2) материала колеса и шестерни; - длину прямой линии контакта зубьев зацепления для прямозубых колес шириной определяют как и для косозубых колес - как , где - коэффициент перекрытия зубьев, - коэффициент использования перекрытия, β° - угол наклона зуба в косозубых передачах, μ - коэффициент Пуассона; и по зависимости - для прямозубых колес с нормальным модулем mn (м) и - для косозубых колес с допускаемым [σF] изгибным напряжением и коэффициентом перекрытия зубьев , коэффициентом наклонного расположения линии контакта и возможности косого скола зуба Yβ=1-(β°/140°) и коэффициентом YF концентрации нагрузки, учитывающим коэффициент К неравномерности нагрузки по длине контактной линии; зацепление зубьев шестерни и колеса обеспечивают в полюсе их зацепления под углом к горизонтали, составленным нормально к поверхности зуба колеса в полюсе зацепления с шестерней; зубья шестерни каждой ступени передачи термообрабатывают до повышения прочности материала по сравнению с материалом зубьев сопряженного колеса [σн]ш>[σн]к, [σF]ш>[σF]к, отличающийся тем, что выпуклую затылочную поверхность зубьев колеса изготавливают с возможностью контакта с выпуклой по эвольвенте затылочной поверхностью зубьев шестерни под углом к вертикали зуба.

4. Эвольвентное зубчатое зацепление механической передачи, состоящее из жесткого корпуса одно- или многоступенчатого редуктора, малой шестерни и входящего с ней во внешнее зацепление в одном полюсе зубьями большего колеса с соответствующим числом зубьев Zш и Zк и передаточным отношением на каждой К-й ступени редуктора i=ZК/ZШ=dК/dШ, где dК=Zк⋅mn/cosβ (м) и dш=Zш⋅mn/cosβ (м) - диаметры делительных окружностей колеса и шестерни с нормальным модулем mn зацепления при угле β°=8°…40° наклона зубьев к образующей цилиндров корпуса шестерни и колеса, выполненное с лобовой и затылочной поверхностью контактирующих зубьев шестерни и колеса с углом в полюсе их нормального зацепления , термообработанных более прочного материала шестерни и менее прочного материала колеса при [σн]ш>[σн]к, [σF]ш>[σF]к, отличающееся тем, что при симметричной по высоте лобовой и затылочной выпуклой поверхности зуба шестерни каждой ступени передачи ответная симметричная лобовая и затылочная эвольвентная поверхность зуба колеса изготовлена вогнутой; зубчатый венец колеса и шестерни каждой ступени механической передачи изготовлены из материала с одинаковым углом ϕ° внутреннего трения; угол зацепления зубьев шестерни принят равным , где ϕ° - угол внутреннего трения материала колеса, равный ϕ°=45°-0,5arctgμ, μ - магнитная проницаемость парамагнитных материалов, или , - диэлектрическая проницаемость материала колеса, а угол зацепления зубьев сопряженного с шестерней колеса равен , где r и R (м) - радиусы шестерни и колеса зацепления соответственно, при котором длина Lш линии зацепления шестерни равна длине Lк линии зацепления сопряженного с ней колеса, то есть Lш=Lк (м); при симметричном исполнении зубьев шестерни по высоте лобовой и затылочной поверхности по выпуклой дуге эвольвенты зубья колеса изготовлены симметрично по высоте по ответно вогнутой дуге эвольвенты; вогнутые в плане в сторону вращения зубья шестерни и ответно вогнутые в сторону вращения в плане зубья колеса выполнены по дуге окружности с хордой дуги с углом θ°=2ϕ°, перпендикулярной боковой поверхности тела шестерни и тела колеса для прямозубой передачи тангенциального усилия вращательного движения в полюсе зацепления и выполнены под углом - для косозубой передачи тангенциального усилия с наклонной хордой зубьев зацепления к боковой поверхности тела шестерни и тела колеса, а середина хорды дуги окружностей косозубых шестерни и колеса расположена в пределах полуширины от центра толщи тела шестерни и толщи тела колеса; значения коэффициентов концентрации и неравномерности распределения нагрузки по длине линии зацепления на ширине зубьев шестерни и колеса приняты в расчетах равными КНβ=1, Kp=1.

5. Эвольвентное зубчатое зацепление механической передачи, состоящее из жесткого корпуса одно- или многоступенчатого редуктора, малой шестерни и входящего с ней во внешнее зацепление в одном полюсе зубьями большего колеса с соответствующим числом зубьев Zш и Zк и передаточным отношением на каждой i-й ступени редуктора i=Zк/Zш=dк/dш, где dК=Zк⋅mn/cosβ и dш=Zш⋅mn/cosβ (м) - диаметры делительных окружностей колеса и шестерни с нормальным модулем mn (м) зацепления при угле β°=8°…40° наклона зубьев к образующей цилиндров шестерни и колеса, выполненное с лобовой и затылочной поверхностью контактирующих зубьев шестерни и колеса с углом в полюсе их нормального взаимного зацепления , термообработанных и более прочного материала шестерни, чем материала колеса при [σн]ш>[σн]к, [σF]ш>[σF]к, отличающееся тем, что в нереверсивной зубчатой механической передаче при лобовой выпуклой поверхности зубьев шестерни лобовая поверхность зубьев колеса выполнена вогнутой и в полюсе их зацепления под углом и , затылочная поверхность зубьев колеса изготовлена выпуклой и с возможностью сопряжения с вогнутой по эвольвенте затылочной поверхностью зубьев шестерни под углом к вертикали зуба, где ϕ° - угол внутреннего трения материала колеса, равный ϕ°=45°-0,5arctgμ, μ - магнитная проницаемость парамагнитных материалов, или , -диэлектрическая проницаемость материала, r и R (м) - радиусы шестерни и колеса зацепления соответственно, при котором длина Lш линии зацепления шестерни равна длине Lк линии зацепления сопряженного с ней колеса, то есть Lш=Lк (м); выпуклые в плане в сторону вращения зубья шестерни и ответно вогнутые в сторону вращения в плане зубья колеса выполнены по дуге окружности с хордой дуги с углом θ°=2ϕ°, перпендикулярной боковой поверхности тела шестерни и тела колеса для прямозубой передачи тангенциального усилия вращательного движения в полюсе зацепления и выполнены под углом - для косозубой передачи тангенциального усилия с наклонной хордой зубьев зацепления к боковой поверхности тела шестерни и тела колеса, а середина хорды дуги окружностей косозубых шестерни и колеса выполнена в пределах полуширины от центра толщи тела шестерни и толщи тела колеса; а значения коэффициентов концентрации и неравномерности распределения нагрузки по длине линии зацепления на ширине зубьев шестерни и колеса приняты в расчетах равными КНβ=K=1.

6. Эвольвентное зубчатое зацепление механической передачи, состоящее из жесткого корпуса одно- или многоступенчатого редуктора, малой шестерни и входящего с ней во внешнее зацепление в одном полюсе зубьями большего колеса с соответствующим числом зубьев Zш и Zк и передаточным отношением на каждой i-й ступени редуктора i=Zк/Zш=dк/dш, где dК=Zк⋅mn/cosβ и dш=Zш⋅mn/cosβ (м) - диаметры делительных окружностей колеса и шестерни с нормальным модулем mn (м) зацепления при угле β°=8°…40° наклона зубьев к образующей цилиндров шестерни и колеса, выполненное с лобовой и затылочной поверхностью контактирующих зубьев шестерни и колеса с углом в полюсе их нормального взаимного зацепления , термообработанных и более прочного материала шестерни, чем материала колеса при [σн]ш>[σн]к, [σF]ш>[σF]к, отличающееся тем, что выпуклая затылочная поверхность зубьев колеса выполнена с возможностью контакта с выпуклой по эвольвенте затылочной поверхностью зубьев шестерни под углом к вертикали зуба, где ϕ° - угол внутреннего трения материала колеса, равный ϕ°=45°-0,5arctgμ, μ - магнитная проницаемость парамагнитных материалов, или , - диэлектрическая проницаемость материала, а угол зацепления зубьев сопряженного с шестерней колеса равен , где r и R (м) - радиусы шестерни и колеса зацепления соответственно, при котором длина Lш линии зацепления шестерни равна длине Lк линии зацепления сопряженного с ней колеса, то есть Lш=Lк (м); при симметричном исполнении зубьев шестерни по высоте лобовой и затылочной поверхности по выпуклой дуге эвольвенты зубья колеса изготовлены симметрично по высоте по выпуклой дуге эвольвенты; выпуклые в плане в сторону вращения зубья шестерни и выпуклые в сторону вращения в плане зубья колеса выполнены по дуге окружности с хордой дуги с углом θ°=2ϕ°, перпендикулярной боковой поверхности тела шестерни и тела колеса для прямозубой передачи тангенциального усилия вращательного движения в полюсе зацепления и выполнены под углом - для косозубой передачи тангенциального усилия с наклонной хордой зубьев зацепления к боковой поверхности тела шестерни и тела колеса, а середина хорды дуги окружностей косозубых шестерни и колеса выполнена в пределах полуширины от центра толщи тела шестерни и толщи тела колеса; а значения коэффициентов концентрации и неравномерности распределения нагрузки по длине линии зацепления на ширине зубьев шестерни и колеса приняты в расчетах равными КНβ=1.



 

Похожие патенты:

Группа изобретений относится к области цилиндрических зубчатых передач, а именно к планетарным передачам, в частности, с винтовыми или арочными зубьями. Планетарная передача с непрямыми зубьями, например, арочной формы содержит солнечное колесо, коронную шестерню и зацепленные с ними сателлиты.

Изобретение относится к зубчатым передачам. Трохоидальное зубчатое зацепление двух колес, в котором профиль зубьев каждого колеса состоит из двух касательно соединенных между собой эквидистант трохоидальных кривых, образующих одна частично или полностью вогнутую ножку зуба, а вторая выпуклую головку зуба.

Изобретение относится к зубофрезерному приспособлению для изготовления зубчатого колеса из заготовки. Согласно изобретению приспособление содержит червячную фрезу, имеющую цилиндрическое тело, от которого отходят зубья первой группы и, чередуясь с ними, зубья второй группы.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в высоконагруженных зубчатых передачах. Коническая зубчатая передача содержит ведущий и ведомый валы с пересекающимися осями, и установленные на валах конические зубчатые колеса с круговыми зубьями и равными делительными шагами зацепления в среднем нормальном сечении зубьев каждого из колес, причем вогнутая боковая поверхность каждого зуба зубчатого колеса ведущего вала выполнена в виде модифицированной сферической эвольвенты.

Изобретение относится к зубчатым передачам. Зубчатая передача железнодорожного транспортного средства с системой параллельного карданного привода имеет косозубую шестерню и косозубое зубчатое колесо, которые вместе составляют пару.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых твердыми смазочными материалами в порошкообразной дисперсной фазе.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах. Зубчатая передача содержит сопряженные парные зубчатые колеса, каждое из которых состоит из тела и зубчатого венца с зубьями.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах. Зубчатая передача содержит сопряженные парные зубчатые колеса, каждое из которых состоит из тела и зубчатого венца с зубьями.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в реверсивных зубчатых передачах, смазываемых твердыми смазочными материалами в порошкообразной дисперсной фазе.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах, смазываемых твердыми смазочными материалами в порошкообразной дисперсной фазе.

Группа изобретений относится к зубчатым передачам. Зубчатая передача (1) содержит первую шестерню (3) и вторую шестерню (5).

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин, и может быть использовано для повышения износостойкости зубьев зубчатых колес механических передач.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для повышения износостойкости рабочих поверхностей зубьев зубчатых колес механических передач. Способ включает повышение твердости рабочих участков боковых поверхностей зубьев методом пластического деформирования этих участков, вдоль их длины.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для повышения износостойкости зубьев крупномодульных колес нереверсивных зубчатых передач. Способ упрочнения заключается в повышении твердости боковых поверхностей зубьев и поверхностей оснований впадин зубчатого венца, при этом упрочнению подвергают одну из двух боковых поверхностей каждого зуба, являющуюся рабочей, по всей ее длине, и участки поверхностей оснований впадин зубчатого венца, прилегающие к этим упрочняемым боковым поверхностям зубьев.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для повышения износостойкости зубьев зубчатых колес нереверсивных зубчатых передач. Способ упрочнения включает повышение твердости рабочих участков боковых поверхностей зубьев технологическими методами.
Изобретение относится к машиностроению, в частности - к деталям машин, и может быть использовано в реверсивных зубчатых передачах. Изобретением решается задача оптимизации упрочнения рабочих поверхностей зубьев зубчатых колес и снижения издержек при его выполнении.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам, и может быть использовано для зубчатых колес, работающих с перекосом валов. Для повышения контактной прочности зубьев зубчатых колес рабочие поверхности зубьев подвергают упрочнению путем повышения их твердости.

Изобретение относится к производству червячных редукторов и открытых червячных передач тихоходного типа, работающих с линейной скоростью вращения червячного колеса до 2 м/с, и предназначено для повышения износостойкости червячной пары.

Изобретение относится к области металлургии, а именно к изготовлению шестерней для приводных поездных систем, используемых для передачи высокого крутящего момента.

Изобретение относится к поршневым двигателям, в частности к балансировочному валу поршневого двигателя. Уравновешивающий вал (1) включает опорную шейку (2), на которой уравновешивающий вал (1) установлен в подшипнике, участок (10), на котором зубчатое колесо (5) соединено с уравновешивающим валом без возможности проворота или на котором уравновешивающий вал (1) и зубчатое колесо (5) выполнены монолитно, и участок (8) дисбаланса, на котором расположен дисбаланс, причем зубчатое колесо выполнено из чугуна с шаровидным графитом с незакаленными зубьями (11).
Наверх