Система водяного охлаждения двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к системе охлаждения двигателя внутреннего сгорания. Система водяного охлаждения двигателя внутреннего сгорания, содержащая контур циркуляции, два испарителя: первый испаритель, из которого рабочая вода подается насосом в воздухоохладитель, а отепленная вода возвращается в первый испаритель через распределительную гребенку, и второй испаритель, из которого рабочая вода подается насосом в двигатель и маслоохладитель, а отепленная вода возвращается во второй испаритель, при этом отепленная вода возвращается во второй испаритель через терморегулирующий вентиль и распределительную гребенку, при этом первый и второй испарители связаны между собой гидростатически циркуляционной трубой, первый испаритель снабжен вакуум-насосом, а эжектор выполнен с подачей рабочего пара из второго испарителя с подачей холодного пара из первого испарителя, с подачей смеси рабочего и холодного пара в конденсатор и сбросом конденсата во второй испаритель. Изобретение обеспечивает поддержание фиксированной температуры охлаждающей воды в испарителях. 1 ил.

 

Изобретение относится к энергетическому машиностроению, а именно к конструированию систем охлаждения двигателей внутреннего сгорания (ДВС).

Известны двухконтурные системы водяного охлаждения (системы), в которых пресная, умягченная вода внутреннего контура охлаждает блоки и крышки цилиндров, маслоохладитель, воздухоохладитель [1].

Внешний контур циркуляции охлаждает теплообменники (радиаторы, «теплые ящики») внутреннего контура и сбрасывает тепло в окружающую среду.

Теплообменники, передающие тепло от внутреннего контура во внешний контур, как правило водо-водяные, или водо-воздушные.

Известны пароэжекторные холодильные машины (установки) [2], [3], служащие для охлаждения больших количеств технической воды на промпредприятиях. Охлаждение воды происходит в результате ее частичного испарения с отбором скрытой теплоты парообразования от основной массы рабочей воды, циркулирующей через испаритель.

Прототипом заявляемому устройству является [1] «Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания», содержащая внутренний контур циркуляции состоящий из радиатора, циркуляционного насоса и зарубашечных пространств двигателя, маслоохладителя, воздухоохладителя и внешнего контура циркуляции для охлаждения радиатора.

Недостатки прототипа [1]

1. Использование теплообменников в виде водо-воздушных радиаторов увеличивает массо-габаритные показатели системы из-за низких коэффициентов теплопередачи.

2. Использование в системе водоструйных эжекторов с крайне низкими коэффициентами инжекции, ограничивает производительность испарителей (емкости 8)по холодному пару.

3. Высокие тепловые потери в окружающую среду с уходящими газами (УГ).

Цель изобретения

1. Сокращение тепловых потерь в окружающую среду,

2. Поддержание фиксированной температуры охлаждающей воды в испарителе независимо от режима работы двигателя, в результате чего повышается экономичность и увеличивается моторесурс двигателя [4], [5] .

Сокращение тепловых потерь в окружающую среду (по сравнению с [1]) достигается тем, что в выхлопном коллекторе двигателя установлен подогреватель отепленной воды 3, что сокращает тепловые потери с УГ в окружающую среду.

Сокращение тепловых потерь в окружающую среду по сравнению с [2], [3], [4] достигается тем, что в предлагаемом устройстве отсутствует паровой котел, вырабатывающий для эжектора рабочий пар, тепло которого вместе с теплом охлаждения выносится из системы в окружающую среду через конденсатор.

Поясняю, в предлагаемой системе применены два испарителя (испарители 1 и 6), при этом испаритель 6 является источником рабочего пара для эжектора 5, - вследствие этого не нужен и паровой котел.

Поставленная задача достигается за счет того, что система водяного охлаждения двигателя внутреннего сгорания, содержащая контур циркуляции, два испарителя: первый испаритель, из которого рабочая вода подается насосом в воздухоохладитель, а отепленная вода возвращается в первый испаритель через распределительную гребенку, и второй испаритель, из которого рабочая вода подается насосом в двигатель и маслоохладитель, а отепленная вода возвращается в второй испаритель, при этом отепленная вода возвращается в второй испаритель через терморегулирующий вентиль и распределительную гребенку, при этом первый и второй испарители связаны между собой гидростатически циркуляционной трубой, первый испаритель снабжен вакуум-насосом, а эжектор выполнен с подачей рабочего пара из второго испарителя с подачей холодного пара из первого испарителя, с подачей смеси рабочего и холодного пара в конденсатор и сбросом конденсата в второй испаритель.

Предлагаемая система сбалансирована по тепловой нагрузке, - сколько система поглощает теплоты для своей работы от двигателя 8, столько же она и выделяет в окружающую среду через конденсатор 7. А с учетом того, что температура конденсации 63°С, - появляется реальная возможность использовать это тепло для хозяйственно-бытовых нужд, в этом случае, тоже сокращаются тепловые потери в окружающую среду через систему.

Подержание фиксированной температуры охлаждающей воды в испарителе второго контура 6 достигается за счет образования в нем постоянного количества пара, независимо от режима работы двигателя. При этом температура отепленной воды 80°С поддерживается постоянной при помощи терморегулирующего вентиля 12, направляющего поток отепленной воды через подогреватель 13, расположенный в выхлопном коллекторе двигателя, который также сокращает тепловые потери в окружающую среду.

Теоретическое обоснование предлагаемого изобретения изложено автором в [4]. К сожалению, в системе [4] применен в качестве конденсатора водоструйный эжектор с низким коэффициентом инжекции, что ограничивает применение системы [4] на практике.

Предлагаемое устройство поясняется чертежом. Графическое изображение состоит из одной фигуры - фигура 1. Фигура 1 изображает схему устройства «Система водяного охлаждения двигателя внутреннего сгорания».

На Фиг. 1 рабочая вода первого контура с tН1=25°С (температура насыщения воды при PН1=3,17 кПа) из испарителя первого контура 1 подается насосом 2 к воздухоохладителю 3 (ВО), где охлаждая воздух, нагревается до t=30°С, затем отепленная вода через распределительную гребенку 4 сбрасывается в испаритель 1. Из испарителя 1 холодный пар отсасывается эжектором 5, который получает рабочий пар с tH2=70°С и РH2=31,2 кПа из испарителя второго контура 6. Далее смесь паров с параметрами (tC=63°С, РC=8,2 кПа) из эжектора 5 попадает в конденсатор 7 где конденсируется отдавая тепло во внешнюю среду или на хозяйственно-бытовые нужды. Конденсат из конденсатора 7 сбрасывается в испаритель 6.

Рабочая вода второго контура для охлаждения двигателя 8 (Д) и маслоохладителя 9 (МО) подается из испарителя второго контура 6 насосом 10. Отепленная вода из двигателя 8 и маслоохладителя 9 нагретая до 80°С сбрасывается через распределительную гребенку 11в испаритель 6.

Для поддержания температуры отепленной воды в 80°С, независимо от режима работы двигателя 8, перед распределительной гребенкой 11 установлен терморегулирующий вентиль 12, направляющий поток отепленной воды через подогреватель 13, когда температура отепленной воды опускается ниже 80°С.

Давление PH1=3,17 кПа в испарителе 1 создает вакуум-насос 14, который необходим при запуске и выходе системы охлаждения на рабочий режим.

Испаритель 1 и испаритель 6 связаны между собою по давлению гидростатически циркуляционной трубой 15 - гидравлическим затвором для поддержания НГ - геометрической высоты столба воды, обеспечивающего перепад давления в испарителях 1 и 6.

На случай запуска двигателя 8 из холодного состояния, испаритель 6 снабжен подогревателем 16.

Литература

1. Патент SU №1553744 А1 на изобретение «Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания». 1988 г.

2. М.А. Сильман, М.Г. Шумелишский «Пароводяные эжекторные холодильные машины» М. «Легкая и пищевая промышленность», 1984 г. С. 5-8.

3. A.M. Бакластов «Промышленные тепломассообменные процессы и установки». М. «Энергоиздат», 1986 г. С. 289-292.

4. Ю.П. Кондрашов «Система жидкостного охлаждения судовых ДВС с термофиксацией параметров охлаждения». «Изобретательство», том 15, №8, 2015 г., С. 53-55.

5. Е.Я. Соколов, Н.М. Зингер «Струйные аппараты». М. «Энергоатомиздат», 1989 г. С. 308-329.

Система водяного охлаждения двигателя внутреннего сгорания, содержащая контур циркуляции, два испарителя: первый испаритель, из которого рабочая вода подается насосом в воздухоохладитель, а отепленная вода возвращается в первый испаритель через распределительную гребенку, и второй испаритель, из которого рабочая вода подается насосом в двигатель и маслоохладитель, а отепленная вода возвращается во второй испаритель, отличающаяся тем, что отепленная вода возвращается во второй испаритель через терморегулирующий вентиль и распределительную гребенку, при этом первый и второй испарители связаны между собой гидростатически циркуляционной трубой, первый испаритель снабжен вакуум-насосом, а эжектор выполнен с подачей рабочего пара из второго испарителя с подачей холодного пара из первого испарителя, с подачей смеси рабочего и холодного пара в конденсатор и сбросом конденсата во второй испаритель.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к охлаждению двигателя. Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания содержит вход для приема хладагента в двигатель и возвратный контур для возвращения хладагента из двигателя на вход, при этом возвратный контур содержит радиаторную ветвь и байпасную ветвь, а также содержит ветвь дегазации, соединенную с резервуаром дегазации, и средства управления потоком, выполненные с возможностью раздельного открытия/закрытия ветви дегазации, соответственно, для обеспечения/предотвращения потока хладагента в резервуар дегазации.

Изобретение относится к транспортным средствам с электрическим приводом. Устройство термостатирования агрегатов электромобиля содержит радиатор (1), насос (2), с выходом которого сообщены рубашки жидкостного охлаждения аккумуляторной батареи (3), тягового электродвигателя (4), инвертора (5) и прибора (6) для зарядки аккумуляторной батареи (3), гидролинии (7-11), сообщающие упомянутые рубашки охлаждения с входом радиатора (1) и с входом насоса (2).

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Способ управления потоками воздуха в двигателе заключается в том, что пропускают впускной воздух через теплообменник (601) и выборочно подают во впускную систему (670) и выпускную систему (672).

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Способ для двигателя заключается в том, что регулируют поток охлаждающей жидкости через накопительный резервуар (100) смешивания газа, соединенный по текучей среде с впускной системой (170) и выпускной системой (172) двигателя (168).

Изобретение относится к двухконтурной системе охлаждения двигателя. Раскрыты способы и системы обеспечения двухконтурной системы охлаждения, используемой для контроля температуры трансмиссионного масла двигателя.

Изобретение относится к способам и системам поддержания уровня охлаждающей жидкости и относительного содержания гликоля в ней. Предложены способы и системы для поддержания требуемого уровня охлаждающей жидкости и относительного содержания гликоля в охлаждающей жидкости двигателя путем использования воды, полученной из бортовых систем транспортного средства.

Изобретение относится к системе охлаждения, в частности к двигателю внутреннего сгорания с такой системой. Предлагается система (3) охлаждения по меньшей мере с одним первым охлаждаемым компонентом (5), в который входит первая линия (7) охлаждающего средства, причем первая воздухоотводная линия (9) соединена с прохождением текучей среды с первым компонентом (5) для удаления воздуха из первого компонента (5).

Изобретение относится к расширительным бачкам системы охлаждения двигателей. Расширительный бачок (70) для системы (10) охлаждения двигателя, содержащей первый контур (1) охлаждения и второй контур (2) охлаждения, причем второй контур охлаждения выполнен с возможностью работы на отличной температуре, чем первый контур охлаждения, при этом расширительный бачок выполнен с возможностью приема хладагента и возвращения хладагента в первый и второй контуры охлаждения, при этом расширительный бачок содержит один или более клапанов (74), выполненных с возможностью управления потоком хладагента из второго контура охлаждения в расширительный бачок и/или из расширительного бачка во второй контур охлаждения в зависимости от температуры хладагента.

Изобретение относится к охлаждающему устройству для двигателя внутреннего сгорания. Охлаждающее устройство для двигателя внутреннего сгорания включает в себя контур циркуляции, датчик температуры охлаждающей жидкости, насос для охлаждающей жидкости и электронный блок управления.

Изобретение относится к силовым установкам внутреннего сгорания. Силовая установка внутреннего сгорания с двигателем внутреннего сгорания и системой охлаждения, которая включает в себя насос охлаждающего средства, основной охладитель (30), теплообменник (28) системы отопления, обходящую теплообменник (28) системы отопления обводную линию (34), каналы охлаждающего средства в двигателе внутреннего сгорания, а также регулировочное устройство с исполнительным механизмом для регулируемого распределения охлаждающего средства в зависимости от по меньшей мере одной локальной температуры охлаждающего средства, отличается тем, что при приведении в действие исполнительного механизма в одном направлении регулировочное устройство в первом положении (72) допускает поток охлаждающего средства через двигатель внутреннего сгорания и теплообменник (28) системы отопления и блокирует поток охлаждающего средства через обводную линию (34), а также основной охладитель (30); во втором положении (88) дополнительно допускает поток охлаждающего средства через обводную линию (34) и в третьем положении (96) дополнительно допускает поток охлаждающего средства через основной охладитель (30).
Наверх