Многопозиционное кресло для управляющего оператора

Изобретение относится к области кресел для управления машиной, например для управления транспортными средствами. В частности, оно относится к креслу, используемому оператором. Такое кресло предназначено, например, для управления транспортным средством, таким как самолет, когда управление транспортным средством обеспечивают два оператора. Изобретение относится к креслу для оператора транспортного средства, содержащему сиденье и спинку, образующие поддерживающую конструкцию. Спинка шарнирно закреплена на указанном сиденье вокруг оси наклона спинки с обеспечением регулируемого угла наклона спинки. Сиденье содержит заднюю панель сиденья с фиксированным наклоном и переднюю панель сиденья, угол наклона которой является изменяемым. Спинка содержит нижнюю панель спинки и верхнюю панель спинки, угол подъема которой относительно нижней панели спинки является изменяемым. Во время использования кресла углы наклона спинки, наклона сиденья и подъема выполнены с возможностью изменяться для приведения кресла в различные конфигурации. 23 з.п. ф-лы, 6 ил.

 

Изобретение относится к области кресел для управления машиной, например, для управления транспортными средствами. В частности, оно относится к креслу, используемому оператором, при этом указанное кресло имеет положение отдыха, позволяющее оператору продолжать контроль за машиной в течение периода отдыха. Такое кресло предназначено, например, для управления транспортным средством, таким как самолет, когда управление транспортным средством обеспечивают два оператора.

В сложных машинах, которые должны работать в течение периода, слишком продолжительного, чтобы управление мог осуществлять только один оператор, как правило, применяют автоматические устройства управления или посты управления с двумя и более операторами, которые могут сменять друг друга для обеспечения управления машиной.

Когда оператор не занят управлением, он пользуется периодом отдыха, но во многих случаях оператор остается на своем посту управления и просто перемещает свое кресло в положение, позволяющее ему оптимально расслабить мышцы и скелет. В большинстве случаев спинку кресла наклоняют назад в большей или меньшей степени для обеспечения положения отдыха.

Эта ситуация является типичной при пилотировании гражданских самолетов, в которых два пилота обеспечивают управление самолетом либо одновременно и согласованно во время критических фаз полета (в частности, во время взлета и посадки), либо поочередно в фазах полета, в которых рабочая нагрузка уменьшается (например, в полете на крейсерской скорости).

Однако когда в фазе отдыха пилот использует относительный наклон своего кресла, чтобы расслабиться, то в естественном положении, в котором он находится, он больше не имеет доступа к информации, выводимой на приборы управления, и по сути выбывает из цикла управления. В аварийной ситуации ему необходимо дополнительное время, чтобы ознакомиться с информацией и понять обстановку, в которой он должен действовать.

Поэтому часто в периоды отдыха пилоты не располагают свои кресла в оптимальное положение для отдыха и в ущерб восстановлению физических сил в течение реального периода отдыха предпочитает оставаться в рабочем положении, чтобы получать информацию о параметрах полета и иметь возможность эффективно вернуться к управлению полетом или машиной.

Задача изобретения состоит в устранении вышеуказанных недостатков за счет создания конструкции кресла для управления, например, транспортным средством или, в целом, машиной, требующей управления и контроля за управлением, при этом кресло содержит лишь небольшое число подвижных деталей конструкции и в то же время обеспечивает улучшенный комфорт, в частности, во время периода отдыха оператора, например, пилота летательного аппарата, использующего такое кресло.

Согласно изобретению, кресло управления содержит сиденье и спинку, образующие поддерживающую конструкцию и опорную поверхность для пользователя кресла и определяющие опорную точку кресла SRP, находящуюся в осевой вертикальной плоскости кресла на соединении опорных поверхностей сиденья и спинки.

В соответствии с известной архитектурой кресла, предусматривающей регулировки, спинка шарнирно закреплена на сидении вокруг оси наклона спинки, ориентированной в направлении оси Y, перпендикулярной к осевой вертикальной плоскости симметрии всего кресла, находящейся в нижней части спинки и в задней части сиденья, чтобы обеспечивать регулируемый угол наклона спинки относительно вертикального направления Z.

В заявленном кресле:

- сиденье разделено на сегменты и содержит заднюю панель сиденья с постоянным фиксированным наклоном относительно несущей конструкции кресла и содержит переднюю панель сиденья, находящуюся в продолжении и спереди задней панели сиденья, при этом угол наклона сиденья (Alpha-A) передней панели сиденья относительно задней панели сиденья можно изменять во время использования кресла;

- спинка тоже разделена на сегменты и содержит нижнюю панель спинки, удерживаемую со стороны нижнего края указанной нижней панели спинки вместе с задним краем задней панели сиденья, образуя изменяемый угол наклона спинки относительно вертикального направления Z, и содержит верхнюю панель спинки, находящуюся в продолжении и над нижней панелью спинки, при этом угол подъема (Alpha-D) верхней панели спинки относительно нижней панели спинки можно изменять во время использования кресла.

Таким образом, получают кресло, конструкция которого, поддерживающая пользователя, может принимать формы в соответствии с профилем поддерживающей конструкции, изгибы которого можно изменять в зависимости от потребностей пользователя посредством регулировок углов между панелями сиденья и спинки, делящими кресло на сегменты.

В варианте осуществления кресло имеет по меньшей мере одно рабочее положение, в котором пользователь находится в сидячем положении, с выпрямленной спинкой и с по существу горизонтальным сиденьем, и имеет положение бодрствования, в котором спинка наклонена назад и частично выпрямлена в верхней части, соответствующей верхней панели спинки, и сиденье поднято в передней части, соответствующей передней панели сиденья.

Таким образом, путем регулировки углов между различными панелями сиденья и спинки, делящими кресло на сегменты, получают кресло, которое может занимать обычное рабочее положение и может занимать положение для расслабления мышц и скелета, не лишая пользователя возможности отслеживать экраны машины, например, летательного аппарата, управление которым в данный момент осуществляет другой оператор или автомат.

В частном варианте осуществления указанное по меньшей мере одно рабочее положение характеризуется:

- слегка положительным углом наклона спинки назад, меньшим 20 градусов, соответствующим спинке, выпрямленной в по существу вертикальное положение;

- слабым углом подъема (Alpha-D) верхней панели спинки, меньшим 10 градусов по абсолютной величине, соответствующим относительно плоской спинке;

- слабым углом наклона (Alpha-A) сиденья, меньшим 3 градусов по абсолютной величине, соответствующим относительно плоскому сиденью;

и указанное по меньшей мере одно положение бодрствования характеризуется:

- положительным углом наклона спинки назад, равным или превышающим 30 градусов и меньшим или равным 60 градусов;

- положительным углом подъема (Alpha-D) вверх, равным или превышающим 20 градусов и меньшим или равным 35 градусов;

- положительным углом наклона сиденья (Alpha-A) вверх, равным или превышающим 5 градусов и меньшим или равным 15 градусов.

Такие значения углов между панелями сиденья и спинки обеспечивают положения тела, соответствующие рабочим условиям и условиям бодрствования, требующим сохранения внимания от пользователя кресла.

Предпочтительно, если это позволяет окружающая среда кресла, то кресло имеет, кроме рабочего положения и положения бодрствования, по меньшей мере одно положение отдыха, в котором угол наклона спинки превышает 60 градусов.

Предпочтительно, если кресло и его пользователь могут подвергаться значительным ускорениям, то, кроме рабочего положения и положения бодрствования и, возможно, положения отдыха, кресло имеет по меньшей мере одно аварийное положение, в котором спинка выпрямлена и в котором угол наклона сиденья (Alpha-A) равен или превышает 5 градусов, предпочтительно превышает 8 градусов.

Такие положение отдыха или аварийное положение получают путем соответствующих регулировок углов между панелями сиденья и спинки без существенного увеличения сложности кресла.

В варианте осуществления длину Lpar задней панели сиденья в продольном направлении X кресла между опорной точкой SRP и передним краем указанной задней панели сиденья определяют по минимальному значению таким образом, чтобы седалищный бугор пользователя кресла мог опираться на указанную заднюю панель сиденья, по меньшей мере для данной категории пользователей кресла.

Например, для категории пилотов летательного аппарата предпочтительно длина Lpar по существу равна 150 мм.

Это позволяет обеспечить оптимальный комфорт пользователя кресла за счет устойчивого положения на сиденье.

В варианте осуществления длину LPinf нижней панели спинки между опорной точкой SRP и верхним краем указанной нижней панели спинки определяют таким образом, чтобы она по существу соответствовала уровню десятого позвонка пользователя кресла, по меньшей мере для данной категории пользователей кресла.

Например, для категории пилотов летательного аппарата длина LPinf по существу равна 400 мм.

Это позволяет обеспечить оптимальный комфорт пользователя кресла и минимум мышечно-скелетной усталости, в частности, в положении бодрствования за счет приподнимания плеч пользователя посредством действия на гибкую часть позвоночника.

В варианте осуществления кресло содержит подголовник, соединенный с верхней панелью спинки, регулируемый по высоте и/или по наклону относительно верхней панели спинки, и/или содержит опору для ног, соединенную с передней панелью сиденья перед передним краем передней панели сиденья и регулируемую по наклону.

Подголовник и опора для ног продолжают по меньшей мере в некоторых положениях поддерживающую конструкцию и корректируют профиль формы этой поддерживающей конструкции для оптимизации удержания и комфорта пользователя кресла в зависимости от регулировок других панелей сиденья и спинки.

В варианте осуществления предусмотрены приводы для изменения угла наклона спинки , угла подъема (Alpha-D) верхней панели спинки и угла наклона сиденья (Alpha-A) передней панели сиденья.

Приводы обеспечивают изменение углов между панелями и не требуют особого физического усилия со стороны пользователя кресла.

Предпочтительно устройство управления приводами изменяет положение кресла по меньшей мере между двумя положениями, то есть по меньшей мере одним рабочим положением и по меньшей мере одним положением бодрствования в ответ на команду пользователя кресла.

Таким образом, посредством простой команды пользователя кресла можно изменять относительные положения различных панелей сиденья и спинки, в случае необходимости, подголовника и опоры для ног, чтобы расположить кресло в конкретном положении: рабочем положении, положении бодрствования, положении отдыха, аварийном положении.

Хотя можно заранее определить заданные положения панелей кресла, в варианте осуществления кресло содержит средства управления, доступные для пользователя кресла, чтобы индивидуально изменять угол наклона спинки , угол подъема (Alpha-D) верхней панели спинки и угол наклона сиденья (Alpha-A), в случае необходимости, угол подголовника и/или угол опоры для ног.

В варианте осуществления, если кресло содержит подголовник и если наклон этого подголовника можно регулировать и он может быть фиксированным в поднятом положении спинки, верхняя панель спинки и, в случае необходимости, подголовник механически связаны с нижней панелью спинки и/или с сиденьем, например, при помощи шатунных соединений или других средств механической трансмиссии таким образом, чтобы углы Alpha-D, в случае необходимости, Alpha-T автоматически принимали определенные значения и/или были ограничены интервалами значений, задаваемыми в зависимости от значения угла наклона спинки Beta, и/или продольным положением сиденья.

Это позволяет избегать взаимных помех между задними частями кресла и конструкциями в окружающей среде кресла или избегать неудобных конфигураций поддерживающей конструкции, не отвлекая внимания пользователя кресла и обеспечивая более быстрые действия изменения конфигурации, в том числе в случае механических регулировок.

В варианте осуществления задняя панель сиденья, единственная, которая не регулируется по наклону, выполнена подвижной относительно окружающей среды указанного кресла с возможностью поступательного перемещения в продольном направлении X и/или в поперечном направлении Y, и/или в вертикальном направлении Z, при этом направления X, Y и Z определяют систему координат кресла, при помощи несущей конструкции.

Это позволяет обеспечивать подвижность с возможностью поступательного перемещения всей поддерживающей конструкции, чтобы учитывать необходимые регулировки, в частности, в зависимости от роста пользователя кресла, чтобы он мог занимать удобное положение в посту управления.

Далее следует подробное описание изобретения со ссылками на прилагаемые чертежи.

На фиг. 1 показано кресло в соответствии с изобретением в конфигурации бодрствования с подголовником, встроенным в спинку, упрощенный вид в перспективе;

на фиг. 2 показано кресло в соответствии с изобретением в конфигурации бодрствования с отдельным подголовником, закрепленным на спинке, упрощенный вид в перспективе;

на фиг. 3 представлена форма профиля опорной поверхности кресла в рабочей конфигурации с различными шарнирными панелями кресла в их относительных положениях, соответствующих этой конфигурации;

на фиг. 4 показана форма профиля опорной поверхности кресла в конфигурации бодрствования с различными шарнирными панелями кресла в их относительных положениях, соответствующих этой конфигурации;

на фиг. 5 показана форма профиля опорной поверхности кресла в аварийной конфигурации с различными шарнирными панелями кресла в их относительных положениях, соответствующих этой конфигурации;

на фиг. 6 показана форма профиля опорной поверхности кресла в конфигурации отдыха с различными шарнирными панелями кресла в их относительных положениях, соответствующих этой конфигурации.

На фигурах упрощенно и схематично представлен вариант осуществления изобретения.

На фигурах различные части кресла не обязательно показаны в масштабе, и аналогичные части или элементы, показанные даже в разных вариантах, имеют одинаковые обозначения.

Схематично показанное на фиг. 1 кресло 10 содержит несущую конструкцию 20, на которой закреплена конструкция 30, поддерживающая различные части тела пользователя кресла: голову, торс, таз, ноги…

Поддерживающая конструкция 30 содержит конструктивные части, расположенные рядом друг с другом таким образом, чтобы верхние поверхности указанных конструктивных частей образовали опорные поверхности сиденья 31 и спинки 32 кресла.

В рамках настоящего описания будет использоваться система координат кресла X, Y, Z соответственно для продольных, поперечных и вертикальных осей кресла. Если не будет указано иное, будут использоваться термины «перед», «зад», «передний» и «задний» по продольной оси X и термины «верхний», «нижний», «верх» и «низ» по вертикальной оси Z в общем смысле, который может им придавать пользователь кресла. Поперечная ось Y является перпендикулярной к плоскости XZ влево для пользователя кресла, при этом ось Z выбирают положительной в верхнем направлении.

Условно определяют также опорную точку кресла SRP, находящуюся в осевой вертикальной плоскости кресла на соединении опорных поверхностей сиденья 31 и спинки 32.

Сиденье 31 содержит по меньшей мере два узла: заднюю панель 33 сиденья и переднюю панель 34 сиденья.

Передняя панель 34 сиденья соединена с задней панелью 33 сиденья с возможностью принимать различные угловые положения, по меньшей мере два разных угловых положения, определенные на фигурах углом Alpha-A между средней плоскостью передней панели сиденья и средней плоскостью задней панели сиденья, который считают положительным, когда передняя панель сиденья поднята относительно задней панели сиденья.

Например, передняя панель 34 сиденья шарнирно установлена вокруг оси 311 вращения сиденья. При этом имеются средства блокировки, не показанные на фигурах, для стопорения углового положения указанной передней панели сиденья по отношению к задней панели 33 сиденья в значении, выбираемом пользователем кресла.

Задняя панель 33 сиденья закреплена на несущей конструкции 20 с постоянным продольным наклоном. В представленном примере указанный наклон является нулевым, то есть передняя панель 34 спинки по существу является параллельной плоскости XY, но в контексте оптимизации комфорта в зависимости от рабочего поста, для которого предназначено кресло 10, можно предусмотреть умеренный постоянный продольный наклон.

Длину Lpar задней панели 33 сиденья, то есть расстояние в направлении X между точкой SRP и осью вращения 311 сиденья определяют таким образом, чтобы седалищный бугор пользователя кресла мог опираться на указанную заднюю панель сиденья, по меньшей мере для данной категории пользователей кресла.

Например, длина Lpar в 150 мм отвечает этому критерию от 5% женской категории до 95% мужской категории.

Для данной категории можно посредством измерений установить антропологические данные, которые можно найти в специальных документах, например: Tiller, A.R., & Henry Dreyfuss Associates (2002): "The measure of man and woman: Human Factors in Design" (revised edition) New York: John Wiley & Sons.

Вместе с тем, длину Lpar можно адаптировать в большей или меньшей степени, чтобы учитывать потребность охвата специфической категории, но эту длину Lpar следует выбирать как можно меньшей, чтобы не прибегать к чрезмерному ограничению передней панели 34 сиденья.

Длина Lpav передней панели 34 сиденья, продолжающей заднюю панель 33 сиденья, определяет общую длину сиденья, по существу равную Lpar+Lpav.

Таким образом, длину Lpav определяют в зависимости от значения, выбранного для длины Lpar, чтобы получить общую длину сиденья, соответствующую назначению кресла, при этом общая длина сиденья соответствует, таким образом, длине обычного кресла.

Спинка 32 содержит по меньшей мере два узла: нижнюю панель 35 спинки и верхнюю панель 36 спинки.

Спинка может также содержать подголовник 37, как в представленном примере.

Нижняя панель 35 спинки в своей нижней части соединена с задней панелью 33 сиденья в задней части указанной задней панели сиденья таким образом, что образует изменяемый угол наклона между указанной нижней панелью спинки и указанной задней панелью сиденья.

Как показано на фигурах, угол представляет собой наклон нижней панели 32 спинки по отношению к вертикали, то есть к направлению Z системы координат кресла, и считается положительным в заднем направлении.

В примере, показанном на фиг. 1, нижняя панель 35 спинки соединена, например, при помощи шарнира вокруг оси наклона 310 спинки. При этом имеются не показанные на фигурах средства блокировки для стопорения углового положения указанной нижней панели спинки относительно задней панели 33 сиденья по значению, выбранному пользователем кресла.

Как известно, спинку можно наклонять в большей или меньшей степени между поднятым относительно вертикальным положением и по меньшей мере одним положением, наклоненным назад относительно поднятого положения.

Верхняя панель 36 спинки соединена с нижней панелью 35 спинки с возможностью занимать различные угловые положения, по меньшей мере два разных угловых положения, определенные на фигурах углом Alpha-D между средней плоскостью верхней панели спинки и средней плоскостью нижней панели спинки, который считается положительным, когда верхняя панель спинки поднята относительно средней плоскости нижней панели спинки.

Верхняя панель 36 спинки соединена, например, при помощи шарнира вокруг оси вращения 312 спинки. При этом предусмотрены не показанные на фигурах средства блокировки для стопорения углового положения указанной верхней панели спинки относительно нижней панели 35 спинки по значению, выбранному пользователем кресла.

Длину Lpinf нижней панели 35 спинки, то есть расстояние между опорной точкой SRP и осью вращения 312 спинки выбирают таким образом, чтобы указанная ось вращения спинки по существу соответствовала положению десятого позвонка пользователя кресла для данной категории пользователей кресла.

Испытания, проведенные для категории пилотов самолета при разных значениях Lpinf от 370 мм до 460 мм, показали что значения Lpinf в интервале от 390 мм до 410 мм удовлетворяют 90% участвовавших в испытаниях субъектов, тогда как другие 10% субъектов предпочли большее значение Lpinf, которое вместе с тем не должно превышать 450 мм.

Предпочтительно длину Lpinf устанавливают в значении около 400 мм в случае применения для кресел пилотов самолета, причем это значение можно в большей или меньшей степени адаптировать, чтобы учитывать потребность в охвате конкретной категории.

Длина Lpsup верхней панели 36 спинки определяет, продолжая нижнюю панель 35 спинки, общую длину спинки, по существу равную Lpinf+Lpsup.

Таким образом, длину Lpsup определяют в зависимости от значения, выбранного для длины Lpinf, чтобы получить общую длину спинки 32 в соответствии с назначением кресла.

В этом случае верхняя панель 36 спинки имеет длину, по меньшей мере достаточную, чтобы пользователь кресла мог опираться на нее плечами и предпочтительно головой, если кресло не содержит отдельного подголовника, как в варианте, показанном на фиг. 1.

В варианте осуществления, например, показанном на фиг. 2, кресло 10 содержит регулируемый подголовник 37, соединенный с верхней панелью 36 спинки на уровне верхнего края указанной верхней панели 36 спинки.

Предпочтительно подголовник 37 установлен шарнирно относительно верхней панели 36 спинки вокруг оси вращения 313 подголовника, ориентированной вдоль оси Y, таким образом, чтобы пользователь кресла мог изменять угол Alpha-T между опорной поверхностью указанного подголовника и верхней панелью спинки по меньшей мере между двумя значениями.

Условно угол Alpha-T считают положительным, когда подголовник 37 наклонен вверх или вперед относительно верхней панели 36 спинки.

В варианте осуществления положение подголовника 37 по длине спинки 32 можно тоже изменять, чтобы в большей или меньшей степени продолжить верхнюю панель 36 спинки, то есть эффективную длину спинки.

Согласно описанным выше примерам конфигураций, поддерживающая конструкция 30 кресла 10, которая образует поверхность кресла, на которую опирается пользователь кресла, в основном состоит из набора шарнирно соединенных между собой панелей, а именно по меньшей мере двух панелей сиденья и двух панелей спинки.

Углы, образованные между панелями на уровне шарниров, определяют модулируемую форму поддерживающей конструкции, то есть поверхности кресла.

В зависимости от активности пользователя кресла выбор значений для каждого из углов Alpha-A, Alpha-D и и, в случае необходимости, угла Alpha-T позволяет оптимизировать изгибы поверхности кресла, что будет подробно пояснено ниже.

В первом положении, показанном на фиг. 3, кресло адаптировано по форме поверхности кресла для рабочего положения.

В этом первом положении угол Alpha-A между передней панелью 34 сиденья и задней панелью 33 сиденья является относительно небольшим, близким к нулевому или слегка положительному значению, чтобы получить по существу плоскую результирующую поверхность сиденья.

В этом первом положении угол Alpha-D между верхней панелью 36 спинки и нижней панелью 35 спинки тоже является относительно небольшим, близким к нулевому или слегка положительному значению, чтобы получить по существу плоскую результирующую поверхность спинки.

В этом положении спинка поднята, то есть имеет слегка положительный угол , как правило, порядка 10 градусов в соответствии с комфортным положением для пользователя кресла в рабочем положении.

Таким образом, углы между панелями кресла определяют обычную форму опорной поверхности кресла.

Во втором положении, показанном на фиг. 6, кресло адаптировано по форме поверхности кресла для положения отдыха.

В этом втором положении, как и в первом положении, угол Alpha-A между передней панелью 34 сиденья и задней панелью 33 сиденья является относительно небольшим, близким к нулевому или слегка положительному значению, чтобы получить по существу плоскую результирующую поверхность сиденья, и угол Alpha-D между верхней панелью 36 спинки и нижней панелью 35 спинки является относительно небольшим, близким к нулевому или слегка положительному значению, чтобы получить по существу плоскую результирующую поверхность спинки.

В этом втором положении, в отличие от первого положения, спинка наклонена назад под углом , достаточно большим, чтобы придать опорной поверхности кресла относительно плоскую и горизонтальную общую форму, обеспечивающую пользователю кресла положение для мышечно-скелетного расслабления.

На практике, для угла выбирают максимальное значение в интервале от 60 градусов до 90 градусов, но это значение может быть ограничено присутствием препятствий сзади кресла, например, перегородки кабины экипажа, если кресло установлено в самолете.

В третьем положении, показанном на фиг. 4, кресло адаптировано по форме поверхности кресла для положения бодрствования, соответствующего периоду отдыха с сохранением бдительности.

Это третье положение характеризуется, с одной стороны, углом наклона спинки 32 назад под углом , достаточно большим, но не превышающим 60 градусов, чтобы обеспечить пользователю кресла положение мышечно-скелетного расслабления, и, с другой стороны, положительным углом Alpha-D между верхней панелью 36 спинки и нижней панелью 35 спинки, позволяющим приподнять плечи и голову пользователя кресла таким образом, чтобы приборы и экраны, находящиеся перед креслом и обычно используемые во время пилотирования в рабочей фазе, располагались в поле зрения указанного пользователя кресла, которому для этого не надо специально двигать головой и, в частности, приподнимать голову.

В варианте осуществления в этом третьем положении угол наклона спинки составляет примерно 60 градусов, и угол Alpha-D, на который поднята верхняя панель 36 спинки, составляет около 30 градусов.

На практике, угол Alpha-D не должен превышать значение 30 градусов из эргономических соображений, поскольку слишком большое значение этого угла может вызвать дискомфорт у пользователя кресла и усталость, что противоречит искомому эффекту.

Таким образом, голова пользователя кресла наклоняется назад всего примерно на 30 градусов ( - Alpha-D), что позволяет ему наблюдать за приборами только за счет движения глаз.

Если кресло оснащено подголовником 37, как в варианте, показанном на фиг. 4, пользователь кресла имеет возможность регулировать угловое положение указанного подголовника для улучшения своего положения бодрствования.

Предпочтительно в этом третьем положении угол Alpha-A между передней панелью 34 сиденья и задней панелью 33 сиденья устанавливают по положительному значению, чтобы поднять переднюю панель 34 сиденья и получить результирующую поверхность сидения в виде выемки, что позволяет пользователю кресла не соскальзывать вперед в положении бодрствования под действием своего веса.

Предпочтительно угол Alpha-A составляет от 5 до 15 градусов, например, 8 градусов, что позволяет избегать соскальзывания и сохранять хорошие комфортные условия.

В варианте осуществления кресла 10 на кресле спереди передней панели 34 сиденья предусмотрена подвижная опора 38 для ног. Опору 38 для ног раскладывают, чтобы продолжить переднюю панель сиденья во втором положении и в третьем положении с соответствующим эргономичным углом.

В первом положении в рабочей конфигурации предпочтительно опору 38 для ног убирают, например, внутрь поддерживающей конструкции 30 или под нее, чтобы она не мешала движениям пользователя кресла.

В четвертом положении, показанном на фиг. 5, используют возможности регулировки углов между панелями сиденья, чтобы установить кресло в аварийной конфигурации, улучшенной для условий аварийной ситуации.

В этом четвертом положении панели спинки 32 находятся в положениях, аналогичных первой конфигурации рабочего положения, то есть с аналогичными значениями углов , Alpha-D и, в случае необходимости, Alpha-T, и передняя панель 34 сиденья приподнята под углом Alpha-A, превышающим 5 градусов.

Это последнее положение передней панели сиденья обеспечивает удержание пользователя кресла в переднем направлении, когда на него действуют ускорения при аварии, и ограничивает таким образом риск соскальзывания.

Относительные движения между различными панелями поддерживающей конструкции 30 вокруг осей вращения 310, 311, 312 и 313 можно получать при помощи любого механизма, выполненного с возможностью изменения угла между двумя шарнирно соединенными между собой панелями и с возможностью блокировки обеих панелей под требуемым углом в зависимости от положения кресла.

Например, как известно, применяют привод или приводы для обеспечения движений и блокировки панелей поддерживающей конструкции.

Пользователь кресла управляет приводами, например электрическими или механическими, индивидуально или предпочтительно при помощи логической схемы управления, которая координирует различные приводы для перехода кресла из одного положения в другое.

В этой последней ситуации предпочтительно пользователь кресла использует ручки, которые позволяют ему индивидуально изменять некоторые углы и адаптировать положение различных панелей по своему выбору.

В варианте осуществления логическая схема управления управляет некоторыми движениями панелей кресла, в частности, верхней панели 36 спинки, чтобы избегать столкновений с окружающей средой кресла.

Согласно варианту осуществления, верхняя панель 36 спинки и, в случае необходимости, подголовник 37 механически связаны с нижней панелью 35 спинки и/или с сиденьем 31, например, при помощи шатунных соединений или других средств механической трансмиссии таким образом, чтобы углы Alpha-D и, возможно, Alpha-T автоматически принимали некоторые значения или чтобы они были ограничены интервалами значений, задаваемыми в зависимости от угла наклона спинки, или продольным положением сиденья 33.

Например, когда нижняя панель 35 спинки наклонена назад, верхнюю панель 36 спинки и, в случае необходимости, подголовник 37 поднимают, например, чтобы избежать сталкивания задних частей кресла с какой-либо конструкцией вблизи указанного кресла.

Например, когда кресло находится в конфигурации бодрствования, при возврате нижней панели 35 спинки в выпрямленное положение, в частности, в рабочее положение, углы Alpha-D и, в случае необходимости, Alpha-T изменяют для автоматического выравнивания верхней панели 36 спинки, в случае необходимости, подголовника 37 с указанной нижней панелью спинки. Это позволяет избегать перемещения пользователя кресла вперед на уровне плеч и/или головы, когда он выпрямляет всю спинку 32.

Согласно варианту осуществления, движения различных панелей могут быть взаимосвязаны таким образом, чтобы некоторые движения автоматически приводили к другим необходимым движениям, или движения различных панелей ограничивают, например, при помощи регулируемых упоров. В случае необходимости, эти различные варианты можно комбинировать.

Согласно варианту осуществления, поддерживающую конструкцию 30, закрепленную на несущей конструкции 20 через заднюю панель 33 сиденья, наклон которой является постоянным в системе координат кресла, можно перемещать вертикально или в горизонтальной плоскости, чтобы корректировать высоту или продольное положение кресла.

Такие перемещения обеспечивает несущая конструкция 20, которая может, например, раздвигаться по высоте и позволяет осуществлять поступательные перемещения задней панели 33 сиденья в горизонтальной плоскости.

Таким образом, изобретение позволяет получать кресла с регулируемой формой опорных поверхностей для пользователя кресла, позволяющих указанному пользователю занимать положение бодрствования, в котором он находится в положении мышечно-скелетного расслабления, сохраняя при этом, без усилия для поддержания головы, возможность наблюдения за приборами и экранами своего рабочего поста, когда управление машиной осуществляет другой оператор.

Эта возможность наблюдения за приборами уменьшает стресс пользователя кресла, который в положения отдыха часто стремится привстать со спинки для проверки приборов, в частности, при каждом даже незначительном событии, просто чтобы убедиться, что его вмешательство не требуется.

Заявленное кресло можно установить в любой окружающей среде, в которой оператор должен контролировать машину и осуществлять операции в течение относительно длительных периодов.

Такая ситуация существует, в частности, в кабинах экипажа летательных аппаратов, в частности, самолетов, совершающих полеты на средние и дальние расстояния, когда продолжительность полетов предполагает периоды поочередного отдыха пилотов.

Заявленное кресло обеспечивает также положение расслабления в ограниченном пространстве, что наиболее характерно для кабин экипажа летательных аппаратов из-за присутствия перегородки или другого препятствия сзади кресел пилотов.

1. Кресло (10) для оператора транспортного средства, содержащее сиденье (31) и спинку (32), образующие поддерживающую конструкцию (30) и опорную поверхность для пользователя кресла и определяющие опорную точку кресла SRP, находящуюся в осевой вертикальной плоскости кресла на соединении опорных поверхностей сиденья (31) и спинки (32), при этом указанная спинка шарнирно закреплена на указанном сиденье вокруг оси (310) наклона спинки, ориентированной в направлении оси Y, перпендикулярной к осевой вертикальной плоскости симметрии всего кресла, находящейся в нижней части спинки (32) и в задней части сиденья (31), чтобы обеспечивать регулируемый угол наклона (Beta) спинки относительно вертикального направления Z, отличающееся тем, что:

- сиденье (31) содержит заднюю панель (33) сиденья с постоянным фиксированным наклоном относительно несущей конструкции (20) кресла, являющуюся по существу горизонтальной, и содержит переднюю панель (34) сиденья, находящуюся в продолжении и спереди указанной задней панели сиденья, при этом угол наклона сиденья (Alpha-А) указанной передней панели сиденья относительно указанной задней панели сиденья является изменяемым во время использования кресла;

- спинка (32) содержит нижнюю панель (35) спинки, удерживаемую со стороны нижнего края указанной нижней панели спинки вместе с задним краем задней панели (33) сиденья, образуя изменяемый угол наклона спинки (Beta), и содержит верхнюю панель (36) спинки, находящуюся в продолжении и над указанной нижней панелью спинки, при этом угол подъема (Alpha-D) указанной верхней панели спинки относительно указанной нижней панели спинки является изменяемым во время использования кресла.

2. Кресло по п. 1, отличающееся тем, что имеет по меньшей мере одно рабочее положение, в котором пользователь находится в сидячем положении с выпрямленной спинкой (32) и с по существу горизонтальным сиденьем (31), и имеет по меньшей мере одно положение бодрствования, в котором спинка (32) наклонена назад и частично выпрямлена в верхней части, соответствующей верхней панели (36) спинки, а сиденье (31) поднято в передней части, соответствующей передней панели (34) сиденья.

3. Кресло по п. 2, отличающееся тем, что указанное по меньшей мере одно рабочее положение характеризуется:

- слегка положительным углом наклона спинки (Beta) назад, меньшим 20 градусов, соответствующим спинке, выпрямленной в по существу вертикальное положение;

- слабым углом подъема (Alpha-D) верхней панели спинки, меньшим 10 градусов по абсолютной величине, соответствующим относительно плоской спинке;

- слабым углом наклона (Alpha-A) сиденья, меньшим 3 градусов по абсолютной величине, соответствующим относительно плоскому сиденью;

при этом указанное по меньшей мере одно положение бодрствования характеризуется:

- положительным углом наклона спинки (Beta) назад, равным или превышающим 30 градусов и меньшим или равным 60 градусов;

- положительным углом подъема (Alpha-D) вверх, равным или превышающим 20 градусов и меньшим или равным 35 градусов;

- положительным углом наклона сиденья (Alpha-A) вверх, равным или превышающим 5 градусов и меньшим или равным 15 градусов.

4. Кресло по п. 2, отличающееся тем, что имеет положение отдыха, в котором угол наклона спинки (Beta) превышает 60 градусов.

5. Кресло по п. 3, отличающееся тем, что имеет положение отдыха, в котором угол наклона спинки (Beta) превышает 60 градусов.

6. Кресло по п. 2, отличающееся тем, что имеет аварийное положение, в котором спинка выпрямлена и в котором угол наклона сиденья (Alpha-A) равен или превышает 5 градусов, предпочтительно превышает 8 градусов.

7. Кресло по п. 3, отличающееся тем, что имеет аварийное положение, в котором спинка выпрямлена и в котором угол наклона сиденья (Alpha-A) равен или превышает 5 градусов, предпочтительно превышает 8 градусов.

8. Кресло по п. 4, отличающееся тем, что имеет аварийное положение, в котором спинка выпрямлена и в котором угол наклона сиденья (Alpha-A) равен или превышает 5 градусов, предпочтительно превышает 8 градусов.

9. Кресло по п. 5, отличающееся тем, что имеет аварийное положение, в котором спинка выпрямлена и в котором угол наклона сиденья (Alpha-A) равен или превышает 5 градусов, предпочтительно превышает 8 градусов.

10. Кресло по одному из пп. 1–9, отличающееся тем, что длина Lpar задней панели (33) сиденья в продольном направлении Х кресла между опорной точкой SRP и передним краем указанной задней панели сиденья определена по минимальному значению так, что седалищный бугор пользователя кресла опирается на указанную заднюю панель сиденья, по меньшей мере для данной категории пользователей кресла.

11. Кресло по п. 10, отличающееся тем, что длина Lpar по существу равна 150 мм.

12. Кресло по одному из пп. 1–9, 11, отличающееся тем, что длина LPinf нижней панели (35) спинки между опорной точкой SRP и верхним краем указанной нижней панели спинки определена так, что она по существу соответствует уровню десятого позвонка пользователя кресла, по меньшей мере для данной категории пользователей кресла.

13. Кресло по п. 10, отличающееся тем, что длина LPinf нижней панели (35) спинки между опорной точкой SRP и верхним краем указанной нижней панели спинки определена так, что она по существу соответствует уровню десятого позвонка пользователя кресла, по меньшей мере для данной категории пользователей кресла.

14. Кресло по п. 12, отличающееся тем, что длина LPinf по существу равна 400 мм.

15. Кресло по п. 13, отличающееся тем, что длина LPinf по существу равна 400 мм.

16. Кресло по одному из пп. 1–9, 11, 13–15, отличающееся тем, что содержит подголовник (37), соединенный с верхней панелью (36) спинки, регулируемый по высоте и/или по наклону относительно указанной верхней панели спинки, и/или содержащее опору (38) для ног, соединенную с передней панелью сиденья перед передним краем указанной передней панели сиденья и регулируемую по наклону.

17. Кресло по п. 10, отличающееся тем, что содержит подголовник (37), соединенный с верхней панелью (36) спинки, регулируемый по высоте и/или по наклону относительно указанной верхней панели спинки, и/или содержащее опору (38) для ног, соединенную с передней панелью сиденья перед передним краем указанной передней панели сиденья и регулируемую по наклону.

18. Кресло по п. 12, отличающееся тем, что содержит подголовник (37), соединенный с верхней панелью (36) спинки, регулируемый по высоте и/или по наклону относительно указанной верхней панели спинки, и/или содержащее опору (38) для ног, соединенную с передней панелью сиденья перед передним краем указанной передней панели сиденья и регулируемую по наклону.

19. Кресло по одному из пп. 1, 3–9, 11, 13–15, 17, 18, содержащее приводы, выполненные с возможностью изменения угла наклона спинки (Beta), угла подъема (Alpha-D) верхней панели спинки и угла наклона сиденья (Alpha-A) передней панели сиденья.

20. Кресло по п. 2, содержащее приводы, выполненные с возможностью изменения угла наклона спинки (Beta), угла подъема (Alpha-D) верхней панели спинки и угла наклона сиденья (Alpha-A) передней панели сиденья.

21. Кресло по п. 20, отличающееся тем, что содержит устройство управления приводами, выполненное с возможностью изменения положения кресла по меньшей мере между двумя положениями, то есть по меньшей мере одним рабочим положением и по меньшей мере одним положением бодрствования в ответ на команду пользователя кресла.

22. Кресло по одному из пп. 1–9, 11, 13–15, 17, 18, 20, 21, отличающееся тем, что содержит средства управления, доступные для пользователя кресла, чтобы индивидуально изменять угол наклона спинки (Beta), угол подъема (Alpha-D) верхней панели спинки и угол наклона сиденья (Alpha-A).

23. Кресло по одному из пп. 1–9, 11, 13–15, 17, 18, 20, 21, отличающееся тем, что верхняя панель (36) спинки и, в случае необходимости, подголовник (37) механически связаны с нижней панелью (35) спинки и/или с сиденьем (31), например, при помощи шатунных соединений или других средств механической трансмиссии так, чтобы углы Alpha-D, в случае необходимости, Alpha-T автоматически принимали определенные значения и/или были ограничены интервалами значений, задаваемыми в зависимости от значения угла наклона спинки Beta, и/или продольным положением сиденья (33).

24. Кресло по одному из пп. 1–9, 11, 13–15, 17, 18, 20, 21, в котором задняя панель (33) сиденья выполнена подвижной относительно окружающей среды указанного кресла с возможностью поступательных перемещений в продольном направлении Х, и/или в поперечном направлении Y, и/или в вертикальном направлении Z, при этом направления X, Y и Z определяют систему координат кресла, при помощи несущей конструкции 20.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к узлу сиденья и, в частности, к режиму спального места переднего сиденья для узла сиденья. Узел сиденья для транспортного средства включает в себя сиденье, имеющее выдвижную опору для ног.

Способ обратимой адаптации и энергопоглощения кресла транспортного средства включает усаживание пользователя в кресло, перевод контактируемой с телом поверхности кресла из жесткого состояния в податливое, принятие пользователем требуемого положения и перевод контактируемой с телом поверхности кресла из податливого состояния в жесткое.

Изобретение относится к сиденью транспортного средства, имеющему сжимаемые участки для облегчения складывания сиденья. Сиденье транспортного средства содержит спинку сиденья.

Изобретение относится к узлам сиденья транспортного средства. Узел сиденья содержит спинку сиденья, удлиненный элемент, пиротехническое устройство, закрепленное относительно спинки сиденья и трос.

Изобретение относится к узлу инерционной блокировки механизма спинки сиденья. Система инерционной блокировки для сиденья транспортного средства включает в себя элемент основания, который прикреплен к конструкции сиденья, имеющий форму двойного D вал, который поворачивается кулачком, удлиненные пазы, штифт и пружину.

Группа изобретений относится к посадочному узлу транспортного средства. Посадочный узел транспортного средства содержит нижнюю часть и верхнюю часть спинки сиденья, дугообразную поддерживающую спину балку, опорный каркас и узел шарнирного соединения.

Изобретение относится к устройству и способу обеспечения узла сиденья моторного транспортного средства и, в частности, к регулируемой вручную опоре для верхней части спины для спинки сиденья.

Изобретение относится к опорному элементу и элементам подвески для транспортного средства и, в частности, к регулируемому гибкому опорному элементу и гибким элементам подвески для несущих конструкций.

Группа изобретений относится к расцепляющему рычагу с противовесом для механизма расцепления спинки сиденья транспортного средства. Механизм расцепления спинки содержит: расцепляющий рычаг и противовес.

Изобретение относится к механизму регулировки угла наклона спинки сиденья. Механизм расположен с боковой стороны сиденья.
Наверх