Беспилотный самолёт

Беспилотный самолет содержит несущий корпус, крыло с аэродинамическими органами управления, силовую установку, включающую двигатель, воздухозаборник и сопло, шасси и бортовую радиолокационную станцию. Несущий корпус выполнен в виде отсека крыла малого удлинения с углом стреловидности 50…75° по передней кромке, задняя кромка которого выполнена с изломом. Часть задней кромки с размахом, в 2…4 раза превышающим ширину расположенного по оси самолета сопла, имеет стреловидность -5…-15°, а внешняя часть стыкуется с задней кромкой консоли крыла и выполнена с углом стреловидности -65…-85°, боковые сечения сочленяются с консолями крыла, которое выполнено с удлинением 15…25 и углом стреловидности 5…17° по передней кромке. Изобретение направлено на обеспечение малого уровня демаскирующих признаков при сохранении высокого уровня аэродинамической эффективности, весовой отдачи и управляемости. 5 з.п. ф-лы, 6 ил.

 

Изобретение относится к области самолетостроения, в частности, к разработке высотных беспилотных самолетов большой продолжительности полета, предназначенных для осуществления разведывательных операций, мониторинга обширных территорий в интересах МЧС, природоохраны, топливно-энергетического комплекса и т.п.

Известен высотный самолет М-55, разработанный ОКБ им. Мясищева (см. www.aviapages.ru/…/951745108.shtml). М-55 осуществляет полет на высоте до 22 км со скоростью более 700 км/час. Продолжительность полета самолета составляет около 4 час. Самолет выполнен по двухбалочной схеме и содержит фюзеляж, в котором расположены кабина экипажа, оборудование, силовая установка с боковыми воздухозаборниками, горизонтальное и вертикальное оперение, размещенное на балках.

Недостатками указанного самолета являются малое полетное время и высокий уровень заметности для средств, препятствующих сбору информации.

Известен высотный самолет U-2, разработанный в США (см. ru.wikipedia.org/wiki/U2). U-2 осуществляет полет на высоте до 22 км со скоростью до 700 км/час. Продолжительность полета самолета составляет около 12 час. Самолет выполнен по классической схеме и содержит фюзеляж, в котором расположены кабина экипажа, оборудование, силовая установка с боковыми воздухозаборниками, горизонтальное и вертикальное оперение. Самолет имеет практически прямое крыло с удлинением λ≅10.

Недостатком указанного самолета являются небольшое полетное время (время барражирования в зоне на удалении 2000 км от точки старта составляет менее 6 час.) и высокий уровень заметности.

В результате, указанные недостатки не позволяют применять данные самолеты для постоянного мониторинга обширной территории с передачей достоверной информации в реальном масштабе времени.

Известен дозвуковой малозаметный самолет В-2, разработанный в США (см. ru.wikipedia.org/…/Northrop_B-2_Spirit). В-2 осуществляет полет на высоте до 14 км со скоростью до 900 км/час. Продолжительность полета самолета составляет около 12 час. Самолет выполнен по схеме «летающее крыло», в котором кабина экипажа, оборудование, силовая установка с надкрыльевыми воздухозаборниками расположены в центральной части крыла, горизонтальное и вертикальное оперение отсутствует.

Недостатком указанной схемы самолета являются небольшое полетное время (время барражирования в зоне на удалении 2000 км от точки старта составляет около 6 час.) и относительно небольшая высота полета (до 14000 м), что ограничивает зону обзора. Указанные недостатки не позволяют применять данный самолет для постоянного мониторинга обширной территории.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению является высотный беспилотный самолет большой продолжительности полета «Глоубал Хоук», разработанный в США (см. ru.wikipedia.org/wiki/RQ-4_Global_Hawk - прототип). Самолет выполнен по классической схеме и содержит фюзеляж, в котором расположены оборудование, силовую установку с надфюзеляжным воздухозаборником, практически прямое крыло сверхбольшого удлинения λ≅25, шасси, V-образное оперение, аэродинамические органы управления, бортовую радиолокационную станцию (БРЛС). «Глоубал Хоук» осуществляет полет на высоте до 22 км со скоростью до 650 км/час. Продолжительность полета самолета составляет более 36 час. Однако, прототип имеет высокий уровень заметности, что существенно ограничивает районы его применения. Кроме того, компоновка «Глоубал Хоук» позволяет разместить только БРЛС бокового обзора, что ограничивает его возможности в качестве самолета радиолокационного дозора.

Задача и технический результат данного изобретения состоит в снижении заметности и обеспечении условий размещения БРЛС кругового обзора при сохранении высоких уровней аэродинамического совершенства и весовой отдачи.

Технический результат достигается тем, что беспилотный самолет, содержащий крыло, силовую установку, включающую двигатель, воздухозаборник и сопло, шасси, аэродинамические органы управления, бортовую радиолокационную станцию, содержит несущий корпус, выполненный в виде отсека крыла малого удлинения с углом стреловидности 50…75° по передней кромке, а задняя кромка выполнена с изломом, причем, ее часть с размахом, в 2…4 раза превышающем ширину расположенного по оси самолета сопла, имеет стреловидность 0…-15°, а внешняя часть стыкуется с задней кромкой консоли крыла и выполнена с углом стреловидности -65…-85°, боковые сечения сочленяются с консолями крыла, крыло выполнено с удлинением 15…25 и углом стреловидности 5…17° по передней кромке.

Технический результат достигается также тем, что воздухозаборник силовой установки расположен на верхней поверхности несущего корпуса на расстоянии 2…4 высоты воздухозаборника от его носка и частично утоплен в его толщину, а перед воздухозаборником на несущем корпусе выполнен лоток с углом наклона 7…15° по отношению к строительной горизонтали, причем в продольном направлении лоток выполнен с непрерывной кривизной, а в поперечном направлении плавно сопрягается с несущим корпусом.

Технический результат достигается также тем, что критическое сечение сопла силовой установки расположено на верхней поверхности несущего корпуса на расстоянии 1.5…3 его высоты сопла от его задней кромки, а его поперечное сечение выполнено в виде трапеции или шестиугольника с наклоном боковых стенок на 15…35° от вертикальной плоскости.

Технический результат достигается также тем, что рули высоты расположены на задней кромке несущего корпуса за срезом сопла.

Технический результат достигается также тем, что бортовая радиолокационная станция самолета имеет четыре антенны для обеспечения кругового обзора, при этом антенны расположены с углом наклона ±40…60° к продольной оси самолета и размещены в толщине несущего корпуса в окрестности его передних и задних кромок.

Технический результат достигается также тем, что силовая часть конструкции центроплана крыла расположена под каналом воздухозаборника силовой установки и выполнена U-образной формы в поперечном сечении с плавным переходом в силовую часть консоли крыла.

Изобретение иллюстрируется графическими материалами, где на фиг. 1 показана плановая проекция самолета, на фиг. 2 схематично показаны профили в корневом сечении и сечении 0.2…0.35 относительного размаха корпуса, на фиг. 3 изображена схема размещения антенн БРЛС, на фиг. 4 приведена компоновка передней части с воздухозаборником, на фиг. 5 - схематичное сечение по срезу сопла, на фиг. 6 - вид силовой части конструкции центроплана крыла в поперечном сечении.

Самолет выполнен по аэродинамической схеме "летающее крыло" с малой степенью продольной статической устойчивости (см. фиг. 1) и содержит несущий корпус 1, крыло большого удлинения 2 с органами управления, интегрированную с корпусом мотогондолу 3 с воздухозаборниками 4 и соплом 5, аэродинамические органы управления, шасси и систему управления (на фиг. 1 не показаны).

Несущий корпус 1 выполнен в виде отсека крыла малого удлинения и образован крыльевыми профилями с относительной толщиной 9…15%, причем корневой профиль 6 выполнен с острой передней кромкой, а профили 7, начиная с относительного размаха несущего корпуса 0.2…0.35, выполнены с классической для дозвуковых профилей закругленной передней кромкой с радиусом носка 0.2…1% (фиг. 2). Такое техническое решение обеспечивает достаточные объемы для размещения топлива, шасси и полезной нагрузки.

Передняя часть несущего корпуса 1 выполнена в виде треугольника на виде в плане с углом стреловидности 50…75° по передней кромке 8 (фиг. 1, 4). Начиная с относительного размаха корпуса 0.1…0.3, за передней кромкой размещены отсеки 9 антенн БРЛС 10 (фиг. 3). Такая форма передней части несущего корпуса обеспечивает плавное безотрывное обтекание до больших углов атаки (до 30…35°) и скольжения (до 15…20°), что необходимо для устойчивой работы воздухозаборника 4, и достаточные габариты отсеков 9 для размещения антенн БРЛС 10, которые расположены с углом наклона ±40…60° к продольной оси самолета и -5…-25° к вертикальной плоскости и размещены в толщине несущего корпуса.

На верхней поверхности передней части несущего корпуса расположен частично утопленный в его толщину воздухозаборник 4 (фиг. 1) на расстоянии 3…8 высоты воздухозаборника от носка корпуса, а перед воздухозаборником на несущем корпусе выполнен лоток 11 (фиг. 4) с углом наклона 7…15° по отношению к строительной горизонтали, причем в продольном направлении лоток выполнен с непрерывной кривизной, а в поперечном направлении плавно сопрягается с несущим корпусом 1. Разработанная форма и профилировка воздухозаборника и лотка обеспечивает безотрывное обтекание верхней поверхности корпуса и плавное течение воздуха на входе воздухозаборника. Распределение кривизны поверхности лотка 11 в продольном направлении минимизирует градиенты давления, а непрерывная кривизна поверхности лотка 11 в поперечном направлении обеспечивает безотрывное безвихревое течение в поперечном направлении, поскольку разрежение вдоль оси лотка приводит к появлению бокового перетекания воздуха, направленному к оси лотка. Работоспособность такого воздухозаборника подтверждается расчетными и экспериментальными исследованиями.

Задняя кромка 12, 13 несущего корпуса 1 выполнена с изломом, причем ее часть 12 с размахом, в 2…4 раза превышающем ширину расположенного по оси самолета сопла 5, имеет стреловидность 0…-15°, а внешняя часть 13 стыкуется с задней кромкой консоли крыла и выполнена с углом стреловидности -65…-85°. Такая форма хвостовой части позволяет разместить отсеки задних антенн БРЛС 14, не нарушая плавное обтекание и, соответственно, не приводит к потере аэродинамического совершенства. Руль высоты 15 расположен на задней кромке несущего корпуса за срезом сопла и частично обдувается струей двигателя, что существенно повышает его эффективность.

Критическое сечение сопла 5 расположено на верхней поверхности несущего корпуса 1 на расстоянии 1.5…3 высоты сопла от задней кромки 12, а его поперечное сечение 16 (фиг. 5) выполнено в виде трапеции или шестиугольника с наклоном боковых стенок на 15…35° от вертикальной плоскости. Такое техническое решение обеспечивает снижение ЭПР сбоку.

Боковые сечения корпуса 1 плавно сочленяются с консолями крыла 2, которое выполнено с удлинением 1.5…25 и углом стреловидности 5…17° по передней кромке. Такие значения угла стреловидности крыла, с одной стороны, позволяют реализовать естественное ламинарное обтекание значительной части консоли крыла, а, с другой стороны, обеспечивает устойчивость в путевом канале.

Силовая часть конструкции центроплана крыла 17 (фиг. 6) в поперечном сечении под каналом воздухозаборника 18 имеет вид буквы U с плавным переходом в силовую часть консоли крыла 2. Такое решение незначительно увеличивает вес центроплана крыла, но при этом позволяет (при модернизации) применять двигатели разной степени двухконтурности и, соответственно, диаметра входа, изменяя только внешнюю несиловую обводообразующую конструкцию 19.

Остальные элементы, узлы и системы выполнены на основе известных принципов и методов проектирования.

Таким образом, задача и технический результат изобретения достигаются за счет разных групп признаков: использования несущего корпуса, надфюзеляжного полуутопленного воздухозаборника, интеграции корпуса, сопла и антенн БРЛС с определенным соотношением параметров. Наибольший эффект будет достигнут при одновременном использовании указанных признаков и их рациональном взаимном расположении.

Расчетные и экспериментальные исследования показывают, что по сравнению с прототипом, самолет, выполненный в соответствии с предложенными техническими решениями, практически не теряет в аэродинамических и весовых характеристиках, однако обеспечивает существенное снижение заметности и позволяет разместить БРЛС кругового обзора.

1. Беспилотный самолет, содержащий крыло, силовую установку, включающую двигатель, воздухозаборник и сопло, шасси, аэродинамические органы управления, бортовую радиолокационную станцию, отличающийся тем, что содержит несущий корпус, выполненный в виде отсека крыла малого удлинения с углом стреловидности 50…75° по передней кромке, а задняя кромка выполнена с изломом, причем ее часть с размахом, в 2…4 раза превышающим ширину расположенного по оси самолета сопла, имеет стреловидность -5…-15°, а внешняя часть стыкуется с задней кромкой консоли крыла и выполнена с углом стреловидности -65…-85°, боковые сечения сочленяются с консолями крыла, выполненного с удлинением 15…25 и углом стреловидности 5…17° по передней кромке.

2. Беспилотный самолет по п. 1, отличающийся тем, что воздухозаборник силовой установки расположен на верхней поверхности несущего корпуса на расстоянии 2…4 его высоты от носка несущего корпуса и частично утоплен в его толщину, а перед воздухозаборником на несущем корпусе выполнен лоток с углом наклона 7…15° по отношению к строительной горизонтали, причем в продольном направлении лоток выполнен с непрерывной кривизной, а в поперечном направлении плавно сопрягается с несущим корпусом.

3. Беспилотный самолет по п. 1, отличающийся тем, что критическое сечение сопла силовой установки расположено на верхней поверхности несущего корпуса на расстоянии 1.5…3 его высоты от задней кромки несущего корпуса, а его поперечное сечение выполнено в виде трапеции или шестиугольника с наклоном боковых стенок на 15…35° от вертикальной плоскости.

4. Беспилотный самолет по п. 1, отличающийся тем, что рули высоты расположены на задней кромке несущего корпуса за срезом сопла.

5. Беспилотный самолет по п. 1, отличающийся тем, что бортовая радиолокационная станция самолета имеет четыре антенны для обеспечения кругового обзора, при этом антенны расположены с углом наклона ±40…60° к продольной оси самолета и размещены в толщине несущего корпуса в окрестности его передних и задних кромок.

6. Беспилотный самолет по п. 1, отличающийся тем, что силовая часть конструкции центроплана крыла расположена под каналом воздухозаборника силовой установки и выполнена U-образной формы в поперечном сечении с плавным переходом в силовую часть консоли крыла.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиационной технике. Самолет содержит несущий фюзеляж овального поперечного сечения, верхнерасположенное прямое подкосное крыло большого удлинения, хвостовое V-образное оперение, консоли которого установлены по бокам в хвостовой части фюзеляжа, силовую установку с разделенными контурами, состоящую из двух турбовальных двигателей с выносными закапотированными соосными винтовентиляторами.

Грузовой самолет интегральной схемы с неотклоняемой хвостовой рампой для погрузки и выгрузки крупногабаритного груза содержит центральную часть корпуса, внешняя поверхность которой образована аэродинамическими профилями, створку грузового отсека, расположенную за регулярным сечением грузового отсека и в открытом положении обеспечивающую погрузку и выгрузку перевозимых объектов, нижнюю хвостовую часть корпуса - рампу с ее верхней плоскостью, являющейся продолжением плоскости грузового пола и предназначенной для перемещения по ней груза, шасси с возможностью преднамеренного изменения угла грузового пола относительно плоскости перрона и наплывы, своей внешней формой, задаваемой набором продольных сечений, углами их установки, круткой и толщиной обеспечивающие плавный переход к консолям крыла и распределение подъемной силы по размаху крыла, близкое к оптимальному эллиптическому закону.

Изобретение относится к морской авиации. Самолет-амфибия состоит из стреловидного крыла с механизацией, двигателей силовой установки и шасси, выполнен по аэродинамической схеме «летающее крыло» в виде центроплана без горизонтального оперения, на нижней поверхности которого образованы три выступающих вниз днища лодки с реданами, центральное из которых соединено с нижней поверхностью планера.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям беспилотных летательных аппаратов вертикального взлета и посадки. Конвертоплан включает фюзеляж, планер и винтомоторную группу.

Изобретение относится к области беспилотной авиации. Беспилотный самолет содержит фюзеляж и крыло (1), выполненные по аэродинамической схеме «летающего крыла», силовую установку, которая размещена на опоре (2) над верхней поверхностью крыла (1) в носовой его части и может быть выполнена в виде двигателя (3) с соосным винтовентилятором (4), либо в виде двигателя с биротативным винтовентилятором с малошумными лопастями, либо в виде двигателя с соосным пропеллером.

Изобретение относится к беспилотным летательным аппаратам. Беспилотный летательный аппарат содержит крыло (1) прямой стреловидности, выполненное из условия использования аэродинамической схемы «летающее крыло», силовую установку, включающую двигатель с воздушным винтом, а также органы управления.

Изобретение относится к авиационной технике. Способ размещения двигателя на летательном аппарате типа «летающее крыло» заключается в том, что мотогондолу (1) двигателя устанавливают в хвостовой части крыла (2) таким образом, что зазор между нижней точкой мотогондолы (1) двигателя и поверхностью крыла (2) составляет (0,37-0,41)D, где D - внутренний диаметр входного сечения воздухозаборника.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям самолетов короткого взлета и посадки. Самолет содержит крыло (1), выполненное в совокупности с фюзеляжем по аэродинамической схеме «летающее крыло».

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям беспилотных летательных аппаратов. Беспилотный универсальный самолет включает фюзеляж и крыло, выполненные по схеме «летающее крыло» (1), а также силовую установку, установленную на опоре (2) и выполненную в виде двигателя (3) и воздушного винта (4).

Летательный аппарат (10) с малой радиолокационной сигнатурой включает двигательную установку (18) для приведения в движение летательного аппарата (10), имеющего воздухозаборник (16) и сопловое отверстие (14), нишу (20, 24, 26), через которую предусмотрена возможность ввода других компонентов летательного аппарата (10) вовнутрь.

Изобретение относится к крыльям дозвуковых самолетов. Крыло летательного аппарата состоит из центроплана и консоли, выполнено с удлинением λ=8÷11, сужением η=3.0÷4.5 и имеет сверхкритические профили.

Изобретение относится к авиационной технике. Крыло летательного аппарата состоит из центроплана, консолей, выполнено со стреловидностью до χ=0÷10° и содержит сверхкритические профили.

Изобретение относится к крыльям дозвуковых самолетов. Крыло летательного аппарата состоит из центроплана и консоли, выполнено с удлинением λ=7÷12, стреловидностью χ=10÷35° и содержит сверхкритические профили.

Изобретение относится к авиационной технике. Крыло летательного аппарата состоит из центроплана, консоли и необходимых функциональных систем, выполнено с удлинением λ = 7-11, сужением η = 3-4.5 и стреловидностью χ = 28-35° и содержит сверхкритические профили с увеличенными радиусами носков.

Предлагается крыло летательного аппарата, имеющего обратную стреловидность у корня крыла и прямую стреловидность в концевой части крыла. Соотношение между прямой и обратной стреловидностью подобрано таким образом, что при любом отклонении элеронов не происходит смещения аэродинамического фокуса относительно центра тяжести летательного аппарата.

Изобретение относится к авиационной технике. Крыло летательного аппарата состоит из центроплана, консоли и необходимых функциональных систем, выполнено с удлинением λ = 7-11, сужением η = 2-4.5 и стреловидностью χ = 15-25° и содержит сверхкритические профили.

Изобретение относится к стреловидным крыльям дозвуковых самолетов. Крыло летательного аппарата состоит из центроплана и консоли, выполнено с удлинением λ=9-12, стреловидностью χ=10-35° и содержит сверхкритические профили.

Изобретение относится к авиационной технике. Крыло летательного аппарата состоит из центроплана, консоли и необходимых функциональных систем, выполнено с удлинением λ=7-11, сужением η=3-4.5 и стреловидностью χ=28-35° и содержит сверхкритические профили с увеличенными радиусами носков.

Изобретение относится к авиационной технике. Крыло летательного аппарата состоит из центроплана и консолей, выполненных с удлинением λ=7-11, сужением η=3-4.5 и стреловидностью χ=28-35°.

Летательный аппарат, содержащий фюзеляж, конфигурацию с Т-образным хвостовым оперением и высокое крыло, имеющее переднюю кромку, соединенную с верхней частью флюзеляжа, где высокое крыло содержит первую область, примыкающую к фюзеляжу, и вторую область, примыкающую к законцовке крыла, причем первая область примыкает ко второй области, и где на больших углах атаки срывной элемент и связанный с ним отдельный воздушный поток изолирован при помощи разрыва непрерывности на передней кромке крыла в пределах первой области и потока ниже Т-образного хвостового оперения таким образом, чтобы остаться в стороне от органов управления полетом, расположенных в пределах второй области и органов управления, относящихся к Т-образному хвостовому оперению.

Изобретение может быть использовано при создании поверхностей управления летательных аппаратов в виде элеронов, рулей высоты и направления, а также в области кораблестроения.
Наверх