Обтекатель для летательного аппарата

Изобретение относится к области авиастроения. Обтекатель (1) для летательного аппарата, содержит элементы для крепления (2) к внешней поверхности корпуса (3) и выполнен с закрываемым технологическим проемом (4). Обтекатель оборудован двумя створками (5,6), сопряженными с внешней поверхностью обтекателя и друг с другом и фиксируемыми относительно обтекателя разъемными соединениями (7). Створки шарнирно (8) соединены друг с другом. Корневая створка (6) шарнирно (9) соединена с обтекателем в области обвода проема (4). Изобретение направлено на сокращение времени проведения наземного обслуживания устройств, размещенных под обтекателем летательного аппарата. 5 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к области авиастроения, в частности к конструкции обтекателя, и может быть использовано для летательных аппаратов всех типов.

Проблемой, инициирующей создание изобретения, является то, что при наземном обслуживании, для получения доступа к расположенным под обтекателем устройствам требуется его полное снятие и повторный монтаж с точным позиционированием, что бывает трудоемко и требует специального грузоподъемного оборудования в случае крупногабаритного обтекателя. При этом, в большинстве случаев, требуется доступ не ко всему устройству, а к отдельным входящим в него частям.

Известно Устройство для складывания защитной оболочки летательного аппарата, в котором обтекатель снабжен узлами навески в виде кронштейнов с одной осью вращения. При техническом обслуживании происходит его поворот относительно оси вращения. (Патентный документ DE 1481684 (А1); МПК В64С 1/14, В64С 1/36; опубл. 20.03.1969).

Недостатками такой конструкции, особенно при крупногабаритном обтекателе, является то, что в отклоненном положении обтекатель закрывает большую часть поверхности летательного аппарата, в которой также могут находиться элементы конструкции или оборудования, требующие доступа в процессе эксплуатации на земле. При этом предъявляются требования по необходимому усилению корпуса в месте навески, а также к наличию свободного пространства для размещения повернутой оболочки.

Известен раскладывающийся обтекатель самолета, выполненный в виде двух сопряженных половин, оборудованных узлами навески, раскладывающихся для получения доступа к обслуживаемому устройству (патент US 8931738 (В2); МПК В64С 7/00; опубл. 13.01.2015). В данной конструкции предъявляются требования по необходимому усилению корпуса в месте навески, а также к наличию свободного пространства для размещения повернутых половин обтекателя, кроме того, предъявляются требования к их взаимному позиционированию.

Известен обтекатель антенной системы, выполненный с технологическим отверстием закрываемым крышкой, соединенной с оболочкой разъемными соединениями (патентный документ ЕР 2884581 (А1), МПК H01Q 1/42; опубл. 17.02.2015)

Недостатком конструкции является необходимость наличия места для складирования снятой крышки, что может быть затруднено при обслуживании планеров летательных аппаратов с крышками больших размеров.

Прототипом изобретения выбран обтекатель антенн летательного аппарата, содержащий элементы для крепления к внешней поверхности корпуса ЛА, выполненный с закрываемым проемом, снабженный для закрытия проема подвижной створкой, которая выполнена в виде дверцы, шарнирно соединенной с оболочкой обтекателя и откидываемой в процессе технического обслуживания (патентный документ US 2017313402 (А1); МПК В64С 1/36, В64С 7/00, H01Q 1/28; опубл. 02.11.2017).

Недостатком прототипа, особенно при необходимости выполнения проема и соответственно створок большого размера, является требование по существенному усилению обтекателя в месте навески створки и закрытие большой части поверхности ЛА при открытой створке.

Технической задачей, поставленной при создании изобретения, являлось создание конструкции обтекателя для летательного аппарата (ЛА), обеспечивающего сокращение времени проведения и удобство наземного обслуживания устройств, находящихся под ним.

Поставленная задача решается созданием конструкции обтекателя для летательного аппарата, содержащего элементы для крепления к внешней поверхности корпуса ЛА, выполненного, по меньшей мере, с одним закрываемым проемом, при этом, для закрытия проема, обтекатель оборудован двумя створками, сопряженными с внешней поверхностью обтекателя и друг с другом и фиксируемыми относительно обтекателя разъемными соединениями, при этом створки шарнирно соединены друг с другом и одна из створок - корневая створка, шарнирно соединена с обтекателем в области обвода проема.

Техническим результатом, достигаемым при осуществлении изобретения, является сокращение времени проведения наземного обслуживания устройств, размещенных под обтекателем летательного аппарата.

В частных случаях исполнения:

- для предотвращения попадания под обтекатель осадков или воздушных потоков, в местах стыка створок с контуром проема, створки могут быть снабжены периметрическими кромочными уплотнениями;

- для простоты изготовления шарнирного соединения створки могут быть соединены друг с другом посредством цилиндрического шарнира;

- для возможности различного пространственного размещения створок при открытии проема корневая створка может быть шарнирно соединена с оболочкой обтекателя посредством цилиндрического или шарового шарнира;

- для предотвращения возможного перемещения створок при открытом проеме, концевая створка может содержать элемент для фиксации створок в открытом положении;

- для удобства перемещения створок при открывании - закрывании концевая створка может содержать рукоятку для захвата при переводе створок в открытое или закрытое положение.

Кроме того, в частных случаях исполнения изобретения, используя в качестве материала обтекателя или створок радиопрозрачный или не радиопрозрачный материал в различных сочетаниях, может быть достигнуто локальное экранирование электромагнитных полей или формирование диаграмм направленности антенных устройств при размещении под обтекателем радиоэлектронных устройств.

Для пояснения сущности изобретения используются следующие графические материалы:

Фиг. 1 - Обтекатель летательного аппарата, вид сверху;

Фиг. 2 - Сечение А-А Фиг. 1 при установке створок в закрытом положении;

Фиг. 3-Сечение А-А Фиг. 1, при установке створок в открытом положении.

В общем случае обтекатель представляет оболочку выпуклой формы, установленную и закрепленную на корпусе ЛА.

Обтекатель 1 для летательного аппарата, содержит элементы для крепления 2 к внешней поверхности корпуса 3, например, отбортовки с отверстиями под проход крепежных болтов или выступы для зацепа кинематическими замками, фиксируемыми на корпусе ЛА (Фиг. 1, 2).

Для проведения наземного технического обслуживания оборудования, размещенного под обтекателем, он выполняется, по меньшей мере, с одним закрываемым технологическим проемом 4. Количество необходимых технологических проемов выбирается исходя из особенностей и расположения подобтекательного оборудования.

Для закрытия проема обтекатель оборудован двумя створками (концевой 5 и корневой 6, сопряженными с внешней поверхностью обтекателя и друг с другом. Сворки фиксируются относительно обтекателя разъемными соединениями 7, например, силовыми штыревыми замками, ОСТ 1 10500-72.

Створки шарнирно 8 соединены друг с другом. Одна из створок - корневая створка 6 шарнирно 9 соединена с обтекателем в области обвода проема 4. В местах стыка створок с контуром проема створки могут быть снабжены периметрическими кромочными уплотнениями 10, выполненными, например, из резиновых профилей с круглыми головками, ОСТ 1 14258-82, закрепленных в металлических обоймах, установленных, например, посредством заклепок на створки по контуру. Створки 5 и 6 могут быть соединены друг с другом посредством цилиндрического шарнира, при этом поворот концевой створки 5 относительно корневой 6 будет происходить по оси этого шарнира. Корневая створка 6 может быть шарнирно 9 соединена с оболочкой обтекателя посредством цилиндрического или шарового шарнира, в последнем варианте возможны различные положения створок после открытия проема.

Концевая створка может содержать рукоятку для захвата при переводе створок в открытое или закрытое положение.

В частном случае исполнения изобретения, в качестве материала обтекателя или створок может быть использован радиопрозрачный материал, например, стеклоткань Т-13 по ГОСТ 19170-2001 на связующем ЭДФ по ОСТ6-05-5113-80 или стеклоткань Т-10-14 по ТУ6-48-118-95 на связующем ЭДФ по ОСТ6-05-5113-80 или не радиопрозрачный материал, например, стеклоткань Т-13 по ГОСТ 19170-2001 на связующем УП-2227 по ТУ 1-596-446-2008 или металл, например, алюминиевый сплав Д16чАТ по ГОСТ 21631-76, в различных сочетаниях, чем может быть достигнуто локальное экранирование электромагнитных полей, в случае целесообразности, при размещении под обтекателем радиоэлектронных устройств, а также формирование диаграмм направленности размещаемых приемо-передающих антенных устройств.

При полете летательного аппарата створки закрыты, на обтекатель действуют аэродинамические силы набегающего потока и факторы внешней среды, например осадки, которые воспринимаются оболочкой обтекателя 1 и подвижными створками 5 и 6, закрывающими проем 4. При наземном обслуживании для контроля и поддержания технического состояния аппаратуры, установленной под обтекателем, с целью обеспечения доступа к элементам этой аппаратуры, разъединяют разъемные соединения 7 и перемещают створки 5 и 6, поворачивая концевую створку 5 относительно корневой створки 6 по шарнирному соединению 8 и одновременно разворачивая корневую створку 6 относительно обтекателя по шарнирному соединению 9 соответственно (Фиг. 3). После завершения отклонения створок в конструктивных пределах может быть произведено стопорение открытых створок с помощью элемента для фиксации створок в открытом положении.

Очевидно, что открытие створок не препятствуют доступу к элементам устройств, расположенных под обтекателем, через проем. При использовании изобретения, применительно к летательным аппаратам, достигается сокращение времени наземного обслуживания этих устройств, в том числе расположенных в труднодоступных местах. К тому же, при расположении под одним обтекателем нескольких устройств, что характерно для летательных аппаратов, можно сделать несколько технологических проемов, закрываемых и открываемых по мере необходимости, что позволит выполнить техническое обслуживание, не производя демонтаж всего обтекателя.

Используя в качестве материала обтекателя или створок радиопрозрачный или не радиопрозрачный материал в различных сочетаниях, может быть достигнуто локальное экранирование электромагнитных полей или формирование диаграмм направленности антенных устройств, при размещении под обтекателем радиоэлектронных устройств.

1. Обтекатель для летательного аппарата, содержащий элементы для крепления к внешней поверхности корпуса летательного аппарата, выполненный, по меньшей мере, с одним закрываемым проемом, отличающийся тем, что, для закрытия проема, обтекатель оборудован двумя створками, сопряженными с внешней поверхностью обтекателя и друг с другом и фиксируемыми относительно обтекателя разъемными соединениями, при этом створки шарнирно соединены друг с другом и одна из створок - корневая створка, шарнирно соединена с обтекателем в области обвода проема.

2. Обтекатель по п. 1, у которого створки снабжены периметрическими кромочными уплотнениями.

3. Обтекатель по п. 1, у которого створки соединены друг с другом посредством цилиндрического шарнира.

4. Обтекатель по п. 1 или 3, у которого корневая створка шарнирно соединена с оболочкой обтекателя посредством цилиндрического или шарового шарнира.

5. Обтекатель по п. 1, у которого оболочка обтекателя выполнена из радиопрозрачного или не из радиопрозрачного материала.

6. Обтекатель по п. 1, в котором, по меньшей мере, одна из створок выполнена из радиопрозрачного или не из радиопрозрачного материала.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к механической обработке и сборке частей воздушного летательного аппарата и, в частности, к сборке конструктивного узла воздушного летательного аппарата без использования каких-либо регулировочных прокладок, установочных приспособлений или сверлильных кондукторов для получения готовых отверстий необходимого размера.

Изобретение относится к области эксплуатации газотурбинных двигателей в промышленности в качестве привода газоперекачивающих агрегатов, в частности к дополнительным устройствам, обеспечивающим очистки проточных частей и внутренних каналов газотурбинных двигателей от загрязнений и топливных осаждений в трубопроводах.
Изобретение относится к способу ремонта элементов остекления малых архитектурных и транспортных форм. Способ ремонта элементов остекления органического стекла из поликарбоната включает операцию снятия с поврежденного места части материала, операцию шлифования поврежденной поверхности остекления, причем при глубине повреждения более 1 мм - также операцию предварительного циклевания.

Группа изобретений относится к способу и устройству динамической сборки агрегатных единиц планеров летательных аппаратов. Устройство содержит систему позиционирования, состоящую из групп позиционеров, систему измерения с измерительным элементом, такелажно-базирующие узлы (ТБУ) по числу позиционеров, связанные между собой общей системой управления.

Изобретение относится к внутренней консервации авиационных газотурбинных двигателей. Способ внутренней консервации авиационных газотурбинных двигателей без прокрутки от турбостартера на снятом двигателе заключается в подаче и прокачивании масла в агрегаты двигателя под высоким давлением.

Изобретение относится к экспериментальным установкам по проведению аэроакустических исследований турбовентиляторных двигателей летательных аппаратов. Входное устройство представляет собой плавно расширяющийся цилиндрический канал, состоящий из однотипных, цельных, соединенных между собой деталей.

Изобретение относится к области авиации, в частности к способам оценки усталостной повреждаемости элементов конструкции. Способ оценки усталостной повреждаемости металлических элементов конструкции самолетов при летных испытаниях включает измерение в полете значений напряжений и температур тензодатчиками и термодатчиками, размещенными на различных элементах конструкции, обработку результатов этих измерений по «методу полных циклов» и теории Одинга с приведением полетных циклов напряжений к отнулевым σ0i, характеризуемым максимальными значениями и числами их повторяемости Ni.

Изобретение относится к области машиностроения. Позиционирующее устройство для сборочной оснастки включает в себя переходной калибр, прилегающий плотно к установочному элементу сборочной оснастки в виде уха (2), расположенному в цилиндрическом элементе (3), прижимы (7) с пазами, планку (8) с пазом, уголок (9) и струбцину (10).

Изобретение относится к выравниванию двух компонентов с крепежными отверстиями. Выравнивающее приспособление содержит два сопрягающих приспособления.

Изобретение относится к способам проектирования летательных аппаратов. Способ определения аэродинамического облика летательного аппарата с воздушно-реактивным двигателем состоит в том, что определяют базовый аэродинамический облик летательного аппарата, на основе базового аэродинамического облика летательного аппарата создают варианты аэродинамического облика, производят расчет аэродинамических характеристик для каждого из N вариантов аэродинамического облика, определяют интегральный критерий оптимизации для каждого варианта аэродинамического облика, выбирают вариант аэродинамического облика, для которого КO имеет максимальное значение; при этом GB - оптимальный расход воздуха, Cxopt - оптимальный коэффициент сопротивления.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к способу изготовления защитной панели летательного аппарата. Способ изготовления защитной панели летательного аппарата заключается в жестком закреплении плиток на внешней поверхности летательного аппарата.

Группа изобретений относится к тепловой защите теплонапряжённых конструкций аэрокосмических летательных аппаратов, преимущественно многократного использования.

Гиперзвуковой летательный аппарат (ЛА) содержит корпус с системой тепловой защиты, бак горючего с системой подачи и регулирования. Корпус представляет симметрично увеличивающееся и уменьшающееся по оси тело, имеющее форму веретена, остроугольного треугольника либо диска, и имеет систему регенеративного охлаждения горючим корпуса ЛА.

Система для тепловой защиты сверхвысокоскоростного летательного аппарата содержит источник (200) газа-холода, расположенный внутри герметичной полости, и приводное устройство (100) источника газа-холода для преобразования источника (200) газа-холода в газ высокого давления.

Аэродинамический фюзеляж самолета содержит переднюю, основную и хвостовую части. Основная часть фюзеляжа в поперечном сечении выполнена с шириной, превышающей высоту, которая плавно уменьшается в сторону хвостовой части.

Изобретение относится к авиационной и ракетной технике и может быть использовано для обеспечения теплового режима бортовой аппаратуры сверх- и гиперзвуковых летательных аппаратов (ЛА).

Изобретение относится к летательным аппаратам с тепловой абляционной защитой. Наконечник гиперзвукового летательного аппарата выполнен из углерод-углеродного композиционного материала.

Изобретение относится к ракетно-авиационной технике и может быть использовано в конструкции негерметичных отсеков двигательных установок (ДУ) сверх- и гиперзвуковых летательных аппаратов (ЛА).

Изобретение относится к средствам защиты бортовых накопителей полетной информации (НПИ) летательных аппаратов (ЛА) - самолетов и вертолетов от воздействия внешних разрушающих факторов: механических ударов, перегрузок, вибрации, статических давлений, а также факторов пожара и агрессивных жидкостей.

Изобретение относится к тепловой защите главным образом сверх- и гиперзвуковых летательных аппаратов (ЛА). Передняя кромка ЛА выполнена в виде оболочки со сферическим затуплением, воспринимающим пиковые тепловые нагрузки, и боковыми поверхностями, воспринимающими пониженные тепловые нагрузки.

Изобретение относится к фиксации подвижного элемента на борту воздушного судна. Система фиксации содержит опорную конструкцию с первым и вторым опорными участками, подвижный элемент, удерживающее устройство и запорное приспособление.
Наверх