Устройство защиты корабля от торпеды

Изобретение относится к устройствам противоторпедной защиты надводных кораблей и судов. Устройство защиты корабля от торпеды включает в себя подводный транспортировщик противоторпедной сети, имеющий контейнер, демпфирующее и контактное устройства, приборы управления, энергетическую установку и/или источник тока, двигатель, движитель, рули, газогенератор, надувную камеру и сигнальные устройства. Дополнительно в состав приборов управления транспортировщика включаются глубиномер и курсоуказатель. Устанавливаются устройства ввода глубины и курса в приборы управления транспортировщика с электрическим и/или ручным приводом. Транспортировщик дополнительно оборудуется плавучим якорем. Для хранения транспортировщика и пуска используется одноименное устройство, выполняемое наводящимся автоматически и/или вручную и располагаемое на верхней палубе, командирском или сигнальном мостиках. Достигается обеспечение безопасности корабля или судна. 1 ил.

 

Описываемое изобретение относится к устройствам противоторпедной защиты надводных кораблей и судов.

Известна торпеда, как средство огневого поражения морской цели, имеющая боевую часть с зарядом взрывчатого вещества, бортовые системы управления и обнаружения цели, служащие для поиска цели, ее обнаружения и наведения на цель, сближения с ней на дистанцию срабатывания взрывного устройства, энергетическую установку, обеспечивающую работу приборов управления и органов движения, двигательную установку и движитель [1-Торпеда. Военно-морской словарь /Гл. ред. В.Н. Чернавин. - М.: Воениздат, 1989. -511 с. С. 431].

В целях борьбы с торпедами противника на кораблях применяют различные устройства, воздействующие на их систему управления и обнаружения, а также направленные на механическое разрушение корпуса торпеды и ее приборов или создающие механические препятствия на пути движения торпеды.

Для противодействия системам управления и обнаружения торпед используют средства радиоэлектронного (гидроакустического) подавления, дрейфующие или самоходные приборы помех [2 - Имитационные средства. Военно-морской словарь /Гл. ред. В.Н. Чернавин. - М.: Воениздат, 1989. - 511 с. С. 159]. Данные устройства создают помехи системам обнаружения торпед и дают возможность кораблю выйти из зоны их действия. Однако бортовые системы управления и обнаружения современных торпед получили способность распознавать ложные цели и учитывать работу приборов помех, применение которых становится менее эффективным.

Для механического воздействия на корпус и приборы торпед на кораблях применяют оружие: реактивные системы залпового огня и глубинные бомбы, антиторпеды, а также средства их кинетического поражения [3 - Новиков А.В., Евдокимов А.Л., Долбилин Р.В. О реактивных системах залпового огня в морском подводном оружии // Морская радиоэлектроника, № 4, 2008. С. 58-62], [4 - Котов А.С.Еще одна сверхмалая торпеда // Подводное морское оружие. Выпуск 7. - СПб.: Гидроприбор, 2006], [5 - Кинетический пучковый снаряд «Кимры». Патент RU 2413922. - М.: ФИПС, 2011]. Оружие характеризуется повышенной опасностью и требует оборудования на корабле специальных помещений для его хранения. Данное обстоятельство существенно ограничивает возможности его размещения на корабле.

Механические препятствия на пути движения торпед можно создавать с применением защитных боновых заграждений или сетей [6 - Ю.Ф. Каторин. Уникальная и парадоксальная военная техника / Ю.Ф. Каторин, Н.Л. Волковский, В.В. Тарнавский. - СПб.: ООО «Издательство «Полигон», 2003. - 686 с, ил. С. 18]. Однако боновые заграждения и сети обладают малой мобильностью и не могут применяться кораблями на ходу, что и составляет их главный недостаток. В то же время сеть имеет свои достоинства: она не взрывопожароопасна и неприхотлива в эксплуатации. К тому же ее мобильность может быть достигнута за счет использования буксировщика - самоходного подводного аппарата, например, подводного транспортировщика, применяемого для перевозки в воде боевых пловцов, выполненного на базе торпеды и не имеющего боевой части с зарядом взрывчатого вещества [7 - Миронов Е., Мельников Ю., Кузьмицкий М. Под водой на «Сирене» // Военный парад. - 2001. - № 5. - С. 24-26].

В качестве прототипа изобретения принят подводный транспортировщик противоторпедной сети, имеющий контейнер для ее хранения, натяжное или демпфирующее устройство, контактное устройство, приборы управления, энергосиловую установку, источник тока, органы управления, движитель, газогенератор, надувную камеру и сигнальные устройства [8 - Устройство противоторпедной защиты корабля. Заявка на изобретение № 2015114265 / А.В. Новиков и др. - М.: ФИПС, 2016. Бюл. № 31]. В нем, как и в «Сирене», в составе приборов управления не указано наличие курсоуказателя и глубиномера, позволяющих транспортировщику следовать по заданному маршруту и на заданной глубине, а также не прописаны устройства для ввода курса и глубины в приборы управления. Если «Сиреной» управляет водитель (оператор) и ему нет надобности в этих устройствах, то для автономного подводного аппарата, которым является транспортировщик, они крайне необходимы. Отсутствие данных устройств является существенным недостатком прототипа. О другом его недостатке говорит неопределенность используемого устройства для хранения и пуска транспортировщика с надводного корабля или судна. Применение штатных торпедных аппаратов или пусковых установок для хранения и пуска транспортировщиков противоторпедной сети не целесообразно, так как их количество на корабле строго ограничено, а использование мест, предназначенных для штатного вооружения корабля, снижает его боевые возможности. Указанные замечания подчеркивают недостатки прототипа изобретения.

Целью изобретения является разработка устройства защиты корабля от торпеды, размещаемого на боевых кораблях и вспомогательных судах Военно-морского флота, позволяющего при обнаружении торпедной атаки осуществлять перехват торпеды противника и уводить ее с траектории наведения на корабль или судно.

Для достижения цели изобретения предлагается устройство защиты корабля от торпеды, включающее подводный транспортировщик противоторпедной сети, имеющий контейнер, демпфирующее и контактное устройства, приборы управления, энергетическую установку и/или источник тока, двигатель, движитель, рули, газогенератор, надувную камеру и сигнальные устройства, отличающееся тем, что дополнительно в состав приборов управления транспортировщика включаются глубиномер и курсоуказатель, устанавливаются устройства ввода глубины и курса в приборы управления транспортировщика с электрическим и/или ручным приводом, транспортировщик дополнительно оборудуется плавучим якорем, для его хранения и пуска используется одноименное устройство, выполняемое наводящимся автоматически и/или вручную и располагаемое на верхней палубе, командирском или сигнальном мостиках.

Транспортировщик выполняется в малых габаритах, что позволяет упростить его установку и эксплуатацию на корабле или судне, загрузить в необходимом количестве и разместить, на командирском или сигнальном мостике и на верхней палубе. Устройство для его хранения и пуска выполняется поворотным или наводящимся с прицельным приспособлением, ручным или дистанционным управлением. Оно представляет собой трубу соответствующего размера для размещения в ней транспортировщика, закрепленную на поворотной платформе с основанием. Для выпуска транспортировщика используется выталкивающая сила, получаемая за счет давления газов или применения механического толкателя.

На фиг. 1 показан основной элемент устройства защиты корабля от торпеды - транспортировщик противоторпедной сети. Цифрами обозначены: 1 - корпус транспортировщика, 2 - контейнер, 3 - сеть, 4 - крепления контейнера к корпусу транспортировщика, 5 - контактное устройство, 6 - демпфирующее устройство, 7 - рулевые машинки, 8 - двигатель, 9 - энергетическая установка, 10 - надувная камера, 11 - сигнальное устройство (микроракеты), 12 - устройства ввода глубины и курса в приборы управления, 13 - плавучий якорь, 14 - приборы управления, 15 - гибкая связь, 16 - газогенератор, 17 - рули, 18 - движитель, 19 - крышка контейнера.

Устройство защиты корабля от торпеды работает следующим образом.

На корабле (судне) обнаруживают торпеду противника с помощью гидроакустических, оптических или иных средств подводного наблюдения, используемых на корабле (судне) или летательном аппарате, вводят в приборы управления подводного транспортировщика противоторпедной сети глубину и курс движения навстречу торпеде, наводят устройство хранения и пуска с хранящимся в нем транспортировщиком по направлению на торпеду и выпускают транспортировщик в воду.

После попадания транспортировщика в воду запускается его энергетическая установка (9), двигатель (8) и движитель (18). Транспортировщик начинает движение навстречу торпеде противника. Набегающий поток воды воздействует на выступающие края крышки (19) контейнера (2), открывает ее и, уложенная в контейнер противоторпедная сеть (3), изготовленная из эластичного и прочного материала, вытягивается под напором воды из контейнера, расправляется и преобразуется в противоторпедный сетевой трал.

Устройства ввода глубины и курса в приборы управления транспортировщиком (12) с ручным и/или электрическим приводом вместе с глубиномером и курсоуказателем обеспечивают требуемую пространственную ориентацию в воде и движение в заданную точку. В качестве глубиномера применяют гидростатические, инерционные или иные датчики, определяющие глубину места движущегося подводного аппарата.

Плавучий якорь (13) создает дополнительную силу гидродинамического сопротивления движению торпеды, попавшей в сеть, в случае, когда противотяги транспортировщика для торможения торпеды недостаточно ввиду его малого размера или когда его энергетическая установка (9) прекратила свою работу.

Демпфирующее устройство (6) предотвращает обрыв сети при попадании в нее торпеды, а в случае превышения расчетного усилия пружин, соответствующего затраливанию торпеды, срабатывает контактное устройство (5), включающее газогенератор (16) для подачи газа в надувную камеру (10).

Надувная камера (10) наполняется газом и всплывает, отделяясь от транспортировщика (1) и оставаясь закрепленной к нему гибкой связью (15). Она придает образовавшейся связке «торпеда - транспортировщик» дополнительные силы: положительную плавучесть и силу гидродинамического сопротивления.

Совокупность действующих на торпеду сил - тяги торпеды и ее плавучести, противотяги и плавучести транспортировщика, плавучести и сопротивления надувной камеры, сопротивления плавучего якоря, - входит в противоречие с вырабатываемыми ее бортовой системой управления командами на развороты рулей, и торпеда сходит с траектории наведения.

Сигнальные устройства (11), например, микроракеты, запускаются с транспортировщика после затраливания торпеды и служат для визуального обозначения ее места.

Техническим результатом изобретения является устройство защиты корабля от торпеды, позволяющее при обнаружении торпедной атаки осуществлять перехват торпеды противника и уводить ее с траектории наведения на корабль или судно, обеспечивая их безопасность и являющееся относительно простым, малогабаритным и безопасным в эксплуатации средством.

Источники информации, использованные при выявлении изобретения и составлении его описания:

1. Торпеда. Военно-морской словарь /Гл. ред. В.Н. Чернавин. - М.: Воениздат, 1989.-511 с. С. 431.

2. Имитационные средства. Военно-морской словарь /Гл. ред. В.Н. Чернавин. -М.: Воениздат, 1989. - 511 с. С. 159.

3. Новиков А.В., Евдокимов А.Л., Долбилин Р.В. О реактивных системах залпового огня в морском подводном оружии // Морская радиоэлектроника, № 4, 2008. С. 58-62.

4. Котов А.С. Еще одна сверхмалая торпеда. // Подводное морское оружие. Выпуск 7. - СПб.: Гидроприбор, 2006.

5. Кинетический пучковый снаряд «Кимры». Патент RU 2413922. - М.: ФИПС, 2011.

6. Ю.Ф. Каторин. Уникальная и парадоксальная военная техника / Ю.Ф. Каторин, Н.Л. Волковский, В.В. Тарнавский. - СПб.: ООО «Издательство «Полигон», 2003. - 686 с, ил. С. 18.

7. Миронов Е., Мельников Ю., Кузьмицкий М. Под водой на «Сирене» // Военный парад, № 5, 2001. С. 24-26.

8. Устройство противоторпедной защиты корабля. Заявка на изобретение № 2015114265 / А.В. Новиков и др. - М.: ФИПС, 2016. Бюл. № 31.

Устройство защиты корабля от торпеды, включающее подводный транспортировщик противоторпедной сети, имеющий контейнер, демпфирующее и контактное устройства, приборы управления, энергетическую установку и/или источник тока, двигатель, движитель, рули, газогенератор, надувную камеру и сигнальные устройства, отличающееся тем, что дополнительно в состав приборов управления транспортировщика включаются глубиномер и курсоуказатель, устанавливаются устройства ввода глубины и курса в приборы управления транспортировщика с электрическим и/или ручным приводом, транспортировщик дополнительно оборудуется плавучим якорем, для его хранения и пуска используется одноименное устройство, выполняемое наводящимся автоматически и/или вручную и располагаемое на верхней палубе, командирском или сигнальном мостиках.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области морской техники и предназначено для осуществления радиосвязи подводного плавсредства, находящегося подо льдом, с пунктом управления.

Изобретение относится к области морской техники, а именно к устройствам, служащим для хранения и пуска подводных аппаратов с плавсредств, и может быть использовано для дистанционного управления подводными аппаратами, в частности для управления подводным аппаратом, при котором на плавсредстве контролируют условия хранения подводного аппарата.

Изобретение относится к области морской техники и может быть использовано для поиска подводных объектов подо льдом. Устройство поиска подводных объектов подо льдом, содержащее корпус с закрепленным в нем парашютом, предназначенным для приледнения устройства, батарею, передатчик, приемник, запоминающее устройство, антенну, механизм автоотцепа, блок управления, часовой механизм, кабель-трос с закрепленными на нем гидрофонами и/или гидроакустическими излучателями.
Изобретение относится к средствам противоторпедной защиты надводных кораблей. Для противоторпедной защиты корабля обнаруживают торпеду с помощью гидроакустической станции и определяют её координаты и параметры движения.
Изобретение относится к способам поражения морских целей в отдаленных районах, в частности к способам применения морских мин, доставляемых в район минной постановки носителями-транспортировщиками и являющихся средствами дистанционного минирования.

Изобретение относится к способам эксплуатации вооружения и военной техники, в частности к способам эксплуатации подводных аппаратов (ПА) для различных носителей, таких как подводные лодки, надводные корабли и береговые комплексы.

Изобретение относится к способам поражения морских целей в отдаленных районах. Способ дистанционного минирования заключается в осуществлении подготовки самотранспортирующейся мины-глайдера (СТМГ) к пуску путем балластировки, настройки органов управления, проверки бортовой системы управления.

Изобретение относится к способам применения морских мин. Способ применения мины заключается в том, что в противодесантном минном заграждении применяют реактивную донную противодесантную мину, для чего производят расчет требуемого числа мин и их координат.
Изобретение относится к способам постановки мин надводным кораблем. Способ постановки мин надводным кораблем заключается в том, что применяют сборный минный носитель, представляющий собой контейнер, который помещают на плавучее средство (баржу), которое устанавливают на отделяемую колесную платформу, оборудованную сцепным устройством, минные партии заблаговременно загружают в контейнер и закрепляют их на палубе, производят окончательную подготовку мин к постановке, хранят сборный минный носитель, по команде минные партии транспортируют в сборный минный носитель и автомобилем-тягачом в назначенное место на берег, оборудованный для его спуска в воду, где с корабля (судна) заводят на плавучее средство носителя буксирный трос и начинают буксировку плавучего средства, с погружением его в воду отделяют колесную платформу и буксируют плавучее средство в район постановки мин, где в определенной последовательности освобождают мины от креплений в контейнере и производят их скатывание (сброс) в воду, для точной регистрации координат каждой поставленной мины используют систему географического позиционирования.

Изобретение относится к плавучим средствам и может быть использовано в устройствах дистанционного управления подводными объектами. Реактивный шифровой заряд (РШЗ) содержит корпус, батарею, парашютную систему, запоминающее устройство, механизм автоотцепа, трос, блок управления, часовой механизм, датчик приводнения, поплавок, газогенератор, заряды взрывчатого вещества, устройство самоликвидации, ракетные двигатели, стабилизатор, механизм отделения, устройство ввода данных, антенну, кабель-трос, счетно-решающий прибор, приборы управления стрельбой и пусковую установку (ПУ).

Изобретение относится к способам поражения подводных целей с применением реактивных противолодочных систем. Определяют координаты и параметры движения цели, решают задачу встречи снаряда с целью в упрежденной точке с учетом времени запаздывания на полет ракеты на воздушном участке траектории, наводят пусковую установку, выстреливают ракету в упрежденную точку и поражают цель.

Изобретение относится к способам поражения морской цели. Обнаруживают морскую цель на значительном удалении по ее спутному вихревому следу, производят пуск по меньшей мере двух торпед, в маршруте движения торпеды устанавливают угол отворота после обнаружения спутного вихревого следа цели таким образом, чтобы одна торпеда следовала в нем, отворачивая в одну сторону, а другая - в противоположную, увеличивают дальность хода торпеды за счет уменьшения ее скорости на поисковом участке и при движении в расчетную или упрежденную точку.

Изобретение относится к области морской техники и предназначено для осуществления радиосвязи подводного плавсредства, находящегося подо льдом, с пунктом управления.
Изобретение относится к способам наблюдения за подводной средой. Для применения надводным кораблем реактивных снарядов со взрывным источником звука (ВИЗ), при котором гидроакустической станцией надводного корабля обнаруживают торпеду противника, определяют ее курс и скорость.

Изобретение относится к способам доставки спасательных средств к месту спасания на море. Доставка спасательного средства для спасания на море людей, терпящих бедствие, включает доставку плота спасательного надувного (ПСН) в район спасания беспилотным летательным аппаратом (БЛА).

Изобретение относится к области морской техники, а именно к устройствам, служащим для хранения и пуска подводных аппаратов с плавсредств, и может быть использовано для дистанционного управления подводными аппаратами, в частности для управления подводным аппаратом, при котором на плавсредстве контролируют условия хранения подводного аппарата.

Изобретение относится к способу управления подводным аппаратом. С надводного корабля выпускают подводный аппарат (ПА) и буй-ретранслятор, управляют наведением ПА на цель по линии связи надводного корабля с ПА через буй-ретранслятор, контролируют местонахождение ПА, контролируют местонахождение цели, контролируют местонахождение буя-ретранслятора, при сближении ПА с целью системы подают команду и переводят ПА в режим поиска цели.
Изобретение относится к способам использования морской техники и может быть использовано для контроля подводной среды и охраны водных районов от морских объектов недружественных стран.

Изобретения относятся к средствам поражения морских целей в отдаленных охраняемых районах и к способам их применения. Самотранспортирующаяся мина-глайдер (СТМГ) включает транспортировщик-глайдер и отсек с миной или минным модулем.

Изобретение относится к области морской техники и может быть использовано для поиска подводных объектов подо льдом. Устройство поиска подводных объектов подо льдом, содержащее корпус с закрепленным в нем парашютом, предназначенным для приледнения устройства, батарею, передатчик, приемник, запоминающее устройство, антенну, механизм автоотцепа, блок управления, часовой механизм, кабель-трос с закрепленными на нем гидрофонами и/или гидроакустическими излучателями.
Наверх