Способ оценки транспортабельности пациента в критическом состоянии

Изобретение относится к медицине и может быть использовано для решения вопроса о готовности к транспортировке пациента в критическом состоянии. Проводят балльную оценку состояния пациента для принятия решения о транспортабельности. Определяют показатели центральной нервной системы: проводят оценку по шкале ком Глазго (ШКГ, балл). Определяют показатели системы кровообращения: среднединамическое давление (СДД, мм рт.ст.), ЧСС, оценивают проведение инфузионно-трансфузионной терапии, темп диуреза (мл/кг/мин). Определяют показатели респираторной системы: ЧДД (в мин), фракцию кислорода на вдохе (FiO2, %), периферическую сатурацию кислорода (SpO2, %), кислородную емкость крови. Определяют показатели системы крови: время свертывания по Ли-Уайту (мин), гематокрит (Ht, %), отношение Hb/Ht, уровень тромбоцитов (106/л). Определяют температурный градиент (°С) как разницу между центральной и периферической температурой. Далее показатели оценивают в баллах в соответствии с таблицей 2. Полученные баллы суммируют. Если сумма баллов равна 0, то это указывает на компенсированное состояние пациента, >2,75 - <5 баллов на субкомпенсированное состояние, >5,25 баллов - на декомпенсированное состояние. При компенсированном состоянии пациента следует проводить транспортировку. При субкомпенсированном состоянии следует выполнять транспортировку при продолжении в полном объеме интенсивного мониторинга и интенсивной терапии. При декомпенсированном состоянии транспортировку следует отложить, продолжить интенсивный мониторинг и интенсивную терапию в соответствии с диагнозом и выполнить транспортировку через сутки после перехода состояния декомпенсации в состояние субкомпенсации. Способ позволяет оценить транспортабельность пациента в критическом состоянии за счет оценки комплекса наиболее значимых показателей. 2 табл., 3 пр.

 

Изобретение относится к медицине критических состояний и может быть использовано для решения вопроса о готовности к выполнению транспортировки пациента в тяжелом состоянии.

Любая транспортировка является потенциальным фактором риска дезадаптации различной степени выраженности, ведущей к развитию фатальных осложнений. В связи с этим важно объективизировать значимость исходных нарушений основных систем жизнеобеспечения для решения вопроса о транспортабельности пациента в критическом состоянии.

Известна шкала оценки витальных систем (ШОВС) для определения готовности пациента к транспортировке, разработанная И.В. Братищевым и И.В. Молчановым (2005). Показатели соотнесены с баллами и разделены по выраженности расстройств состояния жизненно-важных систем. Полученные данные служат критериями степени сохранности компенсаторных механизмов организма и риска транспортировки. Применение системного подхода, основанного на теории функциональных систем П.К. Анохина (1968), позволяет на новом качественном и количественном уровне решить вопрос о достижении конечного полезного положительного результата (Судаков К.В., 1999; Судаков К.В., 2011), в нашем случае готовности пациента к транспортировке.

Недостатки: представленные в шкале ШОВС витальные системы (Братищев И.В., Молчанов И.В., 2005) не разделены в системной последовательности иерархической значимости, не включена оценка состояния системы ткани крови и температурного градиента (разница центральной и периферической температуры тела). В известной таблице оценки витальных систем (табл. 1) встречается перекрест показателей системы кровообращения (ЧСС, АДср, ЦВД, дозировки допамина), респираторной системы (ЧДД, FiO2, SpO2, ПДКВ) в состоянии субкомпенсации и декомпенсации.

Бальная оценка каждой системы производится по наихудшему показателю, сумма баллов трех витальных систем соответствует:

0 баллов - компенсированное состояние витальных систем;

от 1 до 3 баллов - субкомпенсированное состояние витальных систем;

более 3 баллов - декомпенсированное состояние витальных систем.

Выраженные отклонения от указанных параметров характеризуют больного как нетранспортабельного в данный момент (более 3 баллов). В случае необходимости, транспортная бригада должна задерживаться, чтобы стабилизировать состояние пациента.

Предлагается способ оценки транспортабельности пациента в критическом состоянии, для которого вводится новая система - ткань крови (с имеющимся или состоявшимся кровотечением), и показатель температурного градиента (разница ректальной и аксилярной температур), привносится принцип системного иерархического дифференцированного изучения статуса функциональных систем жизнеобеспечения.

Технический результат способа оценки транспортабельности пациента в критическом состоянии заключается в дифференциации иерархически выстроенных основных функциональных систем жизнеобеспечения (ЦНС, кардио-респираторная, ткань крови) и показателя температурного градиента на состояние дисфункции, недостаточности, несостоятельности (табл. 2).

Примечания. "Кислородная емкость крови" - 1,34 (коэффициент Хюффнера) *Hb (г/л)

Оно достигается тем, что каждая система и показатель температурного градиента оценивается в баллах, причем при изучении систем, состоящих из четырех показателей (кардио-респираторная, ткань крови), патологический критический уровень каждого показателя может достигать 0,25 балла при недостаточности и одного балла при несостоятельности, итоговое количество баллов систем (ЦНС, кардио-респираторная и ткань крови) и показателя температурного градиента не превышает 0 при дисфункции, одного балла при недостаточности и 4 баллов при несостоятельности системы, а сумма баллов четырех основных систем жизнеобеспечения и показателя температурного градиента составляет и соответствует интегральному состоянию пациента: 0 - компенсации; >2,75-<5 баллов - субкомпенсации;>5,25 баллов - декомпенсации. Следовательно, транспортировка считается безопасной при интегральном компенсированном состоянии пациента. При интегральном субкомпенсированном состоянии пациента транспортировка возможна при продолжении в полном объеме интенсивного мониторинга и интенсивной терапии. При интегральном декомпенсированном состоянии пациента транспортировку не выполняют. Она может состояться через сутки после перехода интегрального состояния декомпенсации в интегральное состояние субкомпенсации.

Таким образом, выявлено, что для решения вопроса о транспортабельности пациента в критическом состоянии требуется интегральная оценка состояния пациента на основании системного подхода (иерархическое построение оцениваемых систем, направленное на конечный положительный результат), введения новой системы - ткань крови (с имеющимся или состоявшимся кровотечением), и показателя температурного градиента (разница ректальной и аксиллярной температур).

Аналогичные признаки: интегральная системная оценка состояния пациента для решения вопроса о транспортабельности на основании изучения статуса основных функциональных систем жизнеобеспечения (ЦНС, кардио-респираторная, ткань крови) и показателя температурного градиента (разница центральной и периферической температур), не обнаружены в известных способах определения транспортабельности пациента в критическом состоянии.

Предлагаемый способ оценки транспортабельности пациента в критическом состоянии проводят следующим образом. Методика: изучают состояние центральной нервной системы по шкале ком Глазго, кардио-респираторной системы, используя инструментальные методики исследования и системы ткани крови на основании данных общего анализа крови и измерения ВСК по Ли-Уайту, показатель температурного градиента (разница центральной - в наружном слуховом проходе, и периферической температуры - в аксиллярной области). Оценивают состояние каждого параметра в баллах. В итоге, при компенсированном состоянии проводят транспортировку, при субкомпенсированном - осуществляют транспортировку, но выполняют в прежнем объеме интенсивный мониторинг и интенсивную терапию. При декомпенсированном - транспортировка невозможна, необходима максимально напряженная интенсивная терапия для перехода интегрального показателя декомпенсации в субкомпенсацию.

Предлагаемую систему оценки транспортабельности пациентов проводят по линии санитарной авиации Саратовской области для акушерских пациенток. Критических инцидентов и осложнений во время и после транспортировки не наблюдали.

Клинический пример.

1. Пациентка С.М. В., 34 лет. Диагноз: Беременность 38 недель. 3-й срочные роды. Кесарево сечение выполнено под спинно-мозговой анестезией. Кровопотеря во время операции 600 мл. Состояние после родов, операции и анестезии стабильное. Готовность пациентки к транспортировке - состояние компенсации. Пациентка признана транспортабельной. Транспортировку перенесла без критических инцидентов и осложнений.

2. Пациентка П.Р. С., 42 лет. Диагноз: Беременность 34 недель. 2-е преждевременные роды. Кесарево сечение под спинно-мозговой анестезией. После операции атоническое маточное кровотечение. Суммарная кровопотеря составила 1500 мл. Постгеморрагическая анемия 70 г/л, 22%. Состояние после родов, операции и анестезии тяжелое. После восполнения глобулярного и плазменного объемов крови и ОЦК, проведения гемостатической терапии готовность пациентки к транспортировке 4 балла (состояние субкомпенсации). Пациентка признана транспортабельной. На фоне тщательного мониторинга основных систем жизнеобеспечения, температуры, продолжения поддержания ОЦК и гемостатической терапии проведена транспортировка, которую пациентка перенесла без критических инцидентов и осложнений.

3. Пациентка К.Л.М., 24 лет. Диагноз: Беременность 36 недель. 1-е роды на фоне преэклампсии. Общая анестезия с искусственной вентиляцией легких. Суммарная кровопотеря составила 700 мл. После родоразрешения развитие эклампсии. Состояние после родов, операции и анестезии крайне тяжелое. Готовность пациентки к транспортировке более >5,25 баллов (состояние декомпенсации). Пациентка признана не транспортабельной. Продолжалась максимально напряженная интенсивная терапия. Через трое суток пациентку вывели из эклампсии. Через 1 сутки стабилизировали состояния основных систем жизнеобеспечения и температурный градиент, состояние пациентки оценили как компенсированное. Транспортировку перенесла без критических инцидентов и осложнений.

При предполагаемом способе оценки транспортабельности пациента в критическом состоянии создают эффективную, безопасную систему оказания помощи пациентам в критическом состоянии.

Литература:

Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. - Москва: "Издательство Медицина", 1968. - 546 с.

Братищев И.В., Молчанов И.В. Пути повышения безопасности транспортировки больных в критических состояниях // Вестн. инт.терапии. 2005. №6. с. 7-11.

Системные аспекты психической деятельности. Под общей ред. акад РАМН, проф. К.В. Судакова. М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 272 с; С. 104.

Судаков К.В. Функциональные системы. - Москва: «Издательство РАМН», 2011. - 320 с.

Способ оценки транспортабельности пациента в критическом состоянии, включающий балльную оценку состояния пациента для принятия решения о транспортабельности, отличающийся тем, что у пациента определяют комплекс показателей, характеризующих состояние центральной нервной системы: проводят оценку по шкале ком Глазго (ШКГ, балл); состояние системы кровообращения: среднединамическое давление (СДД, мм рт.ст.), ЧСС, оценивают проведение инфузионно-трансфузионной терапии, темп диуреза (мл/кг/мин); состояние респираторной системы: ЧДД (мин), фракцию кислорода на вдохе (FiO2, %), периферическую сатурацию кислорода (SpO2, %), кислородную емкость крови; состояние системы крови: время свертывания по Ли-Уайту (мин), гематокрит (Ht, %), отношение Hb/Ht, уровень тромбоцитов (106/л); также определяют температурный градиент (°С) как разницу между центральной и периферической температурой; далее показатели оценивают в баллах в соответствии с таблицей 2, содержащейся в описании, полученные баллы суммируют и, если сумма баллов равна 0, то это указывает на компенсированное состояние пациента, >2,75 - <5 баллов - на субкомпенсированное состояние, >5,25 баллов - на декомпенсированное состояние, что позволяет при компенсированном состоянии пациента проводить транспортировку, при субкомпенсированном состоянии выполнять транспортировку при продолжении в полном объеме интенсивного мониторинга и интенсивной терапии, при декомпенсированном состоянии транспортировку отложить, продолжить интенсивный мониторинг и интенсивную терапию в соответствии с диагнозом и выполнить транспортировку через сутки после перехода состояния декомпенсации в состояние субкомпенсации.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к медицине, а именно к внутренним болезням, и предназначено для прогнозирования развития гипертрофии левого желудочка у больных на гемодиализе.

Изобретение относится к диагностическому биомедицинскому оборудованию. Устройство для определения в режиме реального времени степени концентрации внимания оператора при восприятии и обработке информации включает блок регистрации биопотенциалов ЭЭГ, стимулятор, реализованный с возможностью в течение интервалов времени, длительность которых может предварительно задаваться или определяться случайным образом, чередования режимов предъявления оператору визуальных и звуковых стимулов или отсутствия такового для наблюдения индивидуальной фоновой активности и генерации бинарного триггерного сигнала для синхронизации элементов устройства, блок анализа, содержащий два полосовых фильтра, два интегратора, два детектора и четыре устройства выборки-хранения, инвертор, два тристабильных компаратора, тактируемый сумматор, выполненный с возможностью суммирования двух сигналов на входе при изменении фронта триггерного сигнала.

Изобретение относится к медицине и может быть использовано для предоперационной подготовки больных к операции синус-лифтинга. Проводят сбор анамнеза с выявлением факта использования и количества локальных деконгестантов, которые использовал пациент за последние 12 месяцев.

Изобретение относится к медицине, а именно к кардиологии и профессиональным заболеваниям, и может использоваться для прогнозирования возникновения атеросклеротических изменений сосудов у работников химических производств.

Изобретение относится к области медицины, а именно рентгенологии и стоматологии, и может использоваться для определения степени морфологических нарушений мышечно-суставного аппарата височно-нижнечелюстных суставов (ВНЧС), возникших на фоне длительного существования мышечно-тонического синдрома у пациентов с мышечно-суставной дисфункцией (МСД) ВНЧС, с помощью магнитно-резонансной томографии (МРТ).
Изобретение относится к медицине, а именно к мониторингу в кардиохирургии, может быть использовано для объективной оценки функции наложенного подключично-легочного шунта интраоперационно и в послеоперационном периоде (в любое время после выполнения оперативного лечения) у новорожденных и детей до года с врожденным пороком сердца, характеризующимся обедненным легочным кровотоком.
Изобретение относится к медицине, а именно к способам оценки влияния химических соединений на поведенческое заражение на основе питьевого поведения крыс. Описан способ сокращения длительности оценки влияния химических соединений на поведенческое заражение, основанный на питьевом поведении крыс, отличающийся тем, что предварительно оценивают влияние исследуемого химического соединения не менее чем в 3-х дозах на питьевую мотивацию и активность животных, устанавливая диапазон доз этого вещества, не оказывающий влияния на питьевое поведение, а затем у немотивированного животного-наблюдателя, подвергшегося введению химического соединения, вызывают питьевое заражение, помещая к нему в клетку мотивированного посредством 24-часовой водной депривации конспецифика, являющегося демонстратором, и оценивают питьевое поведение наблюдателя в течение 5 минут.
Изобретение относится к области медицины, в частности к пульмонологии. Изобретение представляет собой способ ранней диагностики хронической обструктивной болезни легких (ХОБЛ), включающий оценку мукоцилиарного клиренса в фазу ремиссии патологического процесса и регистрацию стойкого снижения показателей клиренса на 1/3 от нижней границы нормальных значений при наличии факторов риска, отличающийся тем, что дополнительно динамически оценивают адгезионность бронхиального содержимого и при нормальном ее уровне осуществляют морфологическое исследование бронхиального эпителия и диагностируют данную патологию.
Изобретение относится к области медицины, к диагностике и развитию когнитивно-моторных способностей человека. Способ заключается в следующем: исследователь выбирает программу диагностики и/или развития из библиотеки программно-аппаратного комплекса (ПАК), содержащего средства видеоконтроля действий человека и средства визуализации контента на поле его действий.

Изобретение относится к медицине, а именно к диагностике, и может быть использовано при неинвазивном оптическом in-vivo измерении свойств протекающей крови в кровеносном сосуде внутри тела для определения концентрации компонентов крови и/или температуры.

Изобретение относится к медицине, а именно к кардиологии и профессиональным заболеваниям, и может использоваться для прогнозирования возникновения гипертрофии миокарда левого желудочка. Определяют возраст (Возр), систолическое артериальное давление (САД), окружность талии (ОТ) и концентрацию липопротеинов низкой плотности (ЛПНП) в сыворотке крови. Полученные анамнестические данные и результаты обследования подставляют в разработанную математическую модель. Способ позволяет повысить точность и достоверность прогноза за счет оценки комплекса наиболее значимых показателей. 1 ил., 3 табл., 3 пр.

Изобретение относится к медицине и может быть использовано для решения вопроса о готовности к транспортировке пациента в критическом состоянии. Проводят балльную оценку состояния пациента для принятия решения о транспортабельности. Определяют показатели центральной нервной системы: проводят оценку по шкале ком Глазго. Определяют показатели системы кровообращения: среднединамическое давление, ЧСС, оценивают проведение инфузионно-трансфузионной терапии, темп диуреза. Определяют показатели респираторной системы: ЧДД, фракцию кислорода на вдохе, периферическую сатурацию кислорода, кислородную емкость крови. Определяют показатели системы крови: время свертывания по Ли-Уайту, гематокрит, отношение HbHt, уровень тромбоцитов. Определяют температурный градиент как разницу между центральной и периферической температурой. Далее показатели оценивают в баллах в соответствии с таблицей 2. Полученные баллы суммируют. Если сумма баллов равна 0, то это указывает на компенсированное состояние пациента, >2,75 - <5 баллов на субкомпенсированное состояние, >5,25 баллов - на декомпенсированное состояние. При компенсированном состоянии пациента следует проводить транспортировку. При субкомпенсированном состоянии следует выполнять транспортировку при продолжении в полном объеме интенсивного мониторинга и интенсивной терапии. При декомпенсированном состоянии транспортировку следует отложить, продолжить интенсивный мониторинг и интенсивную терапию в соответствии с диагнозом и выполнить транспортировку через сутки после перехода состояния декомпенсации в состояние субкомпенсации. Способ позволяет оценить транспортабельность пациента в критическом состоянии за счет оценки комплекса наиболее значимых показателей. 2 табл., 3 пр.

Наверх