Подледный корректируемый снаряд

Изобретение относится к средствам обнаружения и физического воздействия на подводные объекты, находящиеся подо льдом. Снаряд включает контейнер, содержащий систему запуска и разделения, тормозной отсек с парашютом и поплавком, имеющим гибкую связь с корпусом контейнера и невозвратный клапан, находящийся в контейнере, и отделяемый от него корректируемый гравитационный снаряд с боевой частью, взрывательным устройством и системой коррекции траектории, например, в виде последовательно соединенных гидроакустической приемоизлучающей антенны, электронного блока обработки сигналов и рулевого устройства, имеющей гидроакустический канал обнаружения подводной цели и гидроакустический канал подтверждения ее нахождения в зоне наведения снаряда при удерживании его в контейнере на заданной глубине. Дополнительно в передней части контейнера размещается отделяемый носовой отсек, устройство его отделения и гибкая связь контейнера с носовым отсеком. Носовой отсек выполнен в форме цилиндра, диаметр которого превышает диаметр контейнера. Внутри носового отсека размещаются кумулятивный заряд и взрыватель. Технический результат заключается в обеспечении возможности обнаруживать и поражать подводные объекты противника, находящиеся подо льдом. 4 ил.

 

Изобретение относится к средствам обнаружения и физического воздействия на подводные объекты, находящиеся подо льдом, и может быть использовано при их разработке и изготовлении для использования с авиационных носителей и корабельных установок.

Известно такое средство обнаружения и физического воздействия на подводные объекты как морская мина. Она устанавливается в воде и предназначается для поражения морских объектов противника или сковывания их действий путем создания угрозы поражения сил в морских или океанских районах, а также на внутренних водных путях. Морские мины ставятся надводными кораблями, подводными лодками и самолетами на вероятных маршрутах движения морских сил противника и подразделяются: по типу - на корабельные, лодочные, авиационные и универсальные; по весу заряда взрывчатого вещества (ВВ) - на большие, средние и малые; по способу сохранения места постановки - на якорные, донные и плавающие; по принципу действия взрывателя - на контактные и неконтактные; по управлению после постановки - на неуправляемые и управляемые; по степени подвижности - на стационарные и самодвижущиеся; по способу установки на заданное углубление - на устанавливаемые с поверхности, с грунта, с заданной глубины. Неконтактные морские мины, в зависимости от используемого взрывателем физического поля корабля, подразделяются на акустические, магнитные, электрические, гидродинамические, оптические и др.; по количеству используемых полей или элементов одного и того же поля - на одноканальные и комбинированные [1 - Военно-морской словарь /Гл. ред. В.Н. Чернавин. М.: Воениздат, 1989. - 511 с. Стр. 247-248].

Устройство морской мины включает: корпус, заряд ВВ, взрыватель (контактный или неконтактный), источник питания, запальное устройство и минные приборы (срочности, кратности, самоликвидации), а также устройства, обеспечивающие ее плавание, установку на заданное углубление от поверхности воды или на грунт [2 - Рычков В.М. Минное оружие. СПб.: ВМИ, 2000].

Существуют районы, в которых появление морских сил ограничено или вовсе невозможно, например, на мелководье, в районах, покрытых льдом или изобилующих навигационными опасностями. В таких районах применение некоторых типов мин нецелесообразно: на мелководье - противолодочных, в районах покрытых льдом - противокорабельных. Однако необходимость в постановке других мин существует: в мелководных районах - противокорабельных и противодесантных, а в замерзающих морях - противолодочных. Постановку противолодочных мин в замерзающих морских районах производят только подводные лодки или авиация. При этом авиационные морские мины (обычно неконтактные донные или якорные) дополнительно имеют отсек для размещения парашюта, смягчающего удар при приводнении, или стабилизатор, а в беспарашютном варианте - обтекатель и противоударное устройство аппаратуры взрывателя [1 - Военно-морской словарь /Гл. ред. В.Н. Чернавин. - М.: Воениздат, 1989. - 511 с. Стр. 247-248].

Известна авиационная беспарашютная якорная гальваноударная мина АМГ-1, разработанная А.Б. Гейро и принятая на вооружение советского флота в 1939 г. Мина АМГ-1 имела сфероцилиндрический корпус, на верхней полусфере которого размещалось 5 гальваноударных колпаков. Они выдвигались из шахт с помощью пружин после установки мины на заданную глубину и таяния сахарного предохранителя. Заряд мины состоял из тротила массой 250 кг. Корпус мины соединялся с якорем, который имел обтекаемую форму и 3-ступенчатую амортизацию из резины, войлока и дерева. В якоре размещались вьюшка с минрепом и петлевой механизм установки мины на заданное углубление. Для обеспечения устойчивого движения мины на воздушной траектории к ее корпусу присоединялся стабилизатор, а к якорю - обтекатель. Стабилизатор и обтекатель отделялись в момент удара о воду [3 - Широкорад А.Б. История авиационного вооружения. Краткий очерк / Под общ. ред. А.Е. Тараса. - Мн.: Харвест, 1999. - 560 с. С. 546]. Постановка АМГ-1 производилась с высот от 100 до 6000 м при скоростях 180-215 м/с. Устройство мины включало баллистический наконечник, якорь, амортизатор, сфероцилиндрический корпус, крестообразный стабилизатор, тросы крепления стабилизатора и обтекателя к мине. На корпусе мины имелось пять свинцовых гальваноударных колпаков, внутри которых находился гальванический элемент в виде стеклянной ампулы с электролитом, цинковый и угольный электроды. При ударе надводного корабля или подводной лодки о мину колпак сминался, ампула разрушалась, срабатывал гальванический элемент, и образующаяся электродвижущая сила вызывала ток в цепи запала и взрыв. На морских минах свинцовый колпак закрывался чугунным предохранительным колпаком, который удалялся после постановки мины. Гальваноударные колпаки утапливались в специальные гнезда и выдвигались из них пружинами после установки мины на заданное углубление. Мина уверенно пробивала лед толщиной до 80 см и устанавливалась на заданную глубину [4 - Артемьев А.А. Авиационные морские мины // Техника и вооружение. 2000. №8. http://e-libra.ru/362038-technika-i-vooruzhenie-2000-08.htmll. Недостатком АМГ-1 являлся ее малый радиус действия, обусловленный контактным принципом действия.

Известно другое средство обнаружения и физического воздействия на подводные объекты - противолодочная бомба с корректируемым гравитационным снарядом [5 - Патент RU 2439478. Способ повышения эффективности наведения на подводную цель корректируемого гравитационного снаряда противолодочной бомбы и устройство для его осуществления/ Бабич Г.А. и др. М.: ФИПС, 2006. Бюл. №35]. Она состоит из корпуса, в котором размещается корректируемый гравитационный снаряд, являющийся поражающим элементом бомбы. Кроме того, бомба имеет систему запуска и разделения, а в тормозном отсеке корпуса располагаются парашют, поплавок с невозвратным клапаном и гибкой связью с корпусом бомбы. Корректируемый гравитационный снаряд оснащается боевой частью, взрывательным устройством и системой коррекции траектории в виде последовательно соединенных гидроакустической приемоизлучающей антенны, электронного блока обработки сигналов и рулевого устройства. Система коррекции траектории имеет два гидроакустических канала: обнаружения подводной цели и подтверждения ее нахождения в зоне наведения снаряда, когда бомба удерживается на заданной глубине. Парашют замедляет движение бомбы после отделения ее от авиационного носителя. Поплавок с невозвратным клапаном заполняется воздухом от набегающего потока и служит для удержания бомбы на заданной глубине за счет гибкой связи с ее корпусом. При обнаружении подводной цели и подтверждении ее нахождения в зоне наведения система запуска и разделения отделяет корректируемый гравитационный снаряд от бомбы. Дальнейшее погружение корректируемого гравитационного снаряда в сторону цели и наведение на нее осуществляются под действием силы отрицательной плавучести снаряда и рулевого устройства, команды на которое подаются от электронного блока. Зону наведения корректируемого гравитационного снаряда (углы коррекции траектории) определяют его гидродинамические характеристики. Недостатком противолодочной бомбы с корректируемым гравитационным снарядом является невозможность ее применения в ледовых условиях.

Целью изобретения является разработка подледного корректируемого снаряда, предназначенного для поражения подводных объектов противника, находящихся подо льдом.

Поставленная цель достигается благодаря тому, что предлагается подледный корректируемый снаряд, включающий контейнер, содержащий систему запуска и разделения, тормозной отсек с парашютом и поплавком, имеющим гибкую связь с корпусом контейнера и невозвратный клапан, находящийся в контейнере и отделяемый от него корректируемый гравитационный снаряд с боевой частью, взрывательным устройством и системой коррекции траектории, например, в виде последовательно соединенных гидроакустической приемоизлучающей антенны, электронного блока обработки сигналов и рулевого устройства, и имеющей гидроакустический канал обнаружения подводной цели и гидроакустический канал подтверждения ее нахождения в зоне наведения снаряда при удерживании его в контейнере на заданной глубине, отличающийся тем, что дополнительно в передней части контейнера размещается отделяемый носовой отсек, устройство его отделения и гибкая связь контейнера с носовым отсеком, носовой отсек выполнен в форме цилиндра, диаметр которого превышает диаметр контейнера, внутри носового отсека размещаются кумулятивный заряд и взрыватель.

Кумулятивный заряд предназначен для пробития во льду отверстия для последующего погружения через него в воду контейнера с расположенным в нем корректируемым гравитационным снарядом.

Гибкая связь отделяемого носового отсека отводит его от контейнера с расположенным внутри корректируемым гравитационным снарядом на безопасное расстояние с целью предупреждения его возможных повреждений при подрыве кумулятивного заряда.

Техническое осуществление предложенного устройства и его работа поясняются чертежами, на которых:

Фиг. 1 - устройство корректируемого гравитационного снаряда;

Фиг. 2 - устройство подледного корректируемого снаряда;

Фиг. 3 - подледный корректируемый снаряд на воздушном участке траектории;

Фиг. 4 - схема использования подледного корректируемого снаряда.

На фигуре 1 изображена конструкция корректируемого гравитационного снаряда, как составной части подледного корректируемого снаряда. Цифрами обозначены: 1 - корректируемый гравитационный снаряд; 2 - боевая часть; 3 - взрывательное устройство; 4 - приемоизлучающие устройства системы коррекции траектории и дополнительного канала обнаружения; 5 - рулевое устройство; 6 - электронный блок обработки сигналов.

На фигуре 2 показано устройство подледного корректируемого снаряда, где: 1 - корректируемый гравитационный снаряд; 7 - контейнер; 8 - тормозной отсек; 9 - стабилизатор; 10 - парашют; 11 - поплавок с невозвратным клапаном, имеющий гибкую связь с контейнером; 12 - система запуска и разделения; 13 - отделяемый носовой отсек, имеющий гибкую связь с контейнером; 14 - устройство отделения; 15 - кумулятивный заряд; 16 - взрыватель; 17 - носовой обтекатель.

На фигуре 3 показан подледный корректируемый снаряд, движущийся на воздушном участке траектории после раскрытия парашюта и отделения поплавка и носового отсека от контейнера с корректируемым гравитационным снарядом. Цифрами обозначены: 7 - контейнер; 11 - поплавок; 13 - отделяемый носовой отсек; 18 - невозвратный клапан; 19 - стропы парашюта; 20 - гибкая связь между поплавком и контейнером; 21 - гибкая связь между носовым отсеком и контейнером.

На фигуре 4 приведена схема использования подледного корректируемого снаряда при сбрасывании с авиационного носителя. Цифрами обозначены: 7 - контейнер с подледным корректируемым снарядом, приведенный после приледнения и пробития во льду отверстия в режим зависания на поплавке; 11 - поплавок; 22 - авиационный носитель (летательный аппарат); 23 - траектория подледного корректируемого снаряда на воздушном участке после сброса с носителя; 24 - приледнение очередного подледного корректируемого снаряда и касание его отделившимся носовым отсеком поверхности льда с последующим подрывом кумулятивного заряда; 25 - лед; 26 - отверстие во льду, пробитое кумулятивным зарядом; 27 - подводная лодка-цель; 28 - зона обнаружения цели корректируемым гравитационным снарядом; 29 - зона наведения корректируемого гравитационного снаряда на цель; 30 - траектория наведения корректируемого гравитационного снаряда на цель.

Техническим результатом изобретения является возможность обнаруживать и поражать подводные объекты противника, находящиеся подо льдом.

Изобретение может быть использовано в системах вооружения, использующих подледный корректируемый снаряд для поражения подводных объектов, запускаемый как с авиационных носителей (летательных аппаратов), так и с надводных кораблей.

Источники информации, использованные при выявлении изобретения и составлении его описания:

1. Военно-морской словарь /Гл. ред. В.Н. Чернавин. М.: Воениздат, 1989. - 511 с. Стр. 247-248.

2. Рычков В.М. Минное оружие. СПб.: ВМИ, 2000.

3. Широкорад А.Б. История авиационного вооружения. Краткий очерк / Под общ. ред. А.Е. Тараса. - Мн.: Харвест, 1999. - 560 с. С. 546.

4. Артемьев А.А. Авиационные морские мины // Техника и вооружение. 2000. №8. http://e-libra.ru/362038-technika-i-vooruzhenie-2000-08.html.

5. Патент RU 2439478. Способ повышения эффективности наведения на подводную цель корректируемого гравитационного снаряда противолодочной бомбы и устройство для его осуществления/ Бабич Г.А. и др. М.: ФИПС, 2006. Бюл. №35.

Подледный корректируемый снаряд, включающий контейнер, содержащий систему запуска и разделения, тормозной отсек с парашютом и поплавком, имеющим гибкую связь с корпусом контейнера и невозвратный клапан, находящийся в контейнере и отделяемый от него корректируемый гравитационный снаряд с боевой частью, взрывательным устройством и системой коррекции траектории, например, в виде последовательно соединенных гидроакустической приемоизлучающей антенны, электронного блока обработки сигналов и рулевого устройства, имеющей гидроакустический канал обнаружения подводной цели и гидроакустический канал подтверждения ее нахождения в зоне наведения снаряда при удерживании его в контейнере на заданной глубине, отличающийся тем, что дополнительно в передней части контейнера размещается отделяемый носовой отсек, устройство его отделения и гибкая связь контейнера с носовым отсеком, носовой отсек выполнен в форме цилиндра, диаметр которого превышает диаметр контейнера, внутри носового отсека размещаются кумулятивный заряд и взрыватель.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к оборудованию летательных аппаратов для сбрасывания взрывающихся предметов. .

Изобретение относится к устройствам противоторпедной защиты надводных кораблей и судов. Устройство защиты корабля от торпеды включает в себя подводный транспортировщик противоторпедной сети, имеющий контейнер, демпфирующее и контактное устройства, приборы управления, энергетическую установку и/или источник тока, двигатель, движитель, рули, газогенератор, надувную камеру и сигнальные устройства.

Изобретение относится к области морской техники и предназначено для осуществления радиосвязи подводного плавсредства, находящегося подо льдом, с пунктом управления.

Изобретение относится к области морской техники, а именно к устройствам, служащим для хранения и пуска подводных аппаратов с плавсредств, и может быть использовано для дистанционного управления подводными аппаратами, в частности для управления подводным аппаратом, при котором на плавсредстве контролируют условия хранения подводного аппарата.

Изобретение относится к области морской техники и может быть использовано для поиска подводных объектов подо льдом. Устройство поиска подводных объектов подо льдом, содержащее корпус с закрепленным в нем парашютом, предназначенным для приледнения устройства, батарею, передатчик, приемник, запоминающее устройство, антенну, механизм автоотцепа, блок управления, часовой механизм, кабель-трос с закрепленными на нем гидрофонами и/или гидроакустическими излучателями.
Изобретение относится к средствам противоторпедной защиты надводных кораблей. Для противоторпедной защиты корабля обнаруживают торпеду с помощью гидроакустической станции и определяют её координаты и параметры движения.
Изобретение относится к способам поражения морских целей в отдаленных районах, в частности к способам применения морских мин, доставляемых в район минной постановки носителями-транспортировщиками и являющихся средствами дистанционного минирования.

Изобретение относится к способам эксплуатации вооружения и военной техники, в частности к способам эксплуатации подводных аппаратов (ПА) для различных носителей, таких как подводные лодки, надводные корабли и береговые комплексы.

Изобретение относится к способам поражения морских целей в отдаленных районах. Способ дистанционного минирования заключается в осуществлении подготовки самотранспортирующейся мины-глайдера (СТМГ) к пуску путем балластировки, настройки органов управления, проверки бортовой системы управления.

Изобретение относится к способам применения морских мин. Способ применения мины заключается в том, что в противодесантном минном заграждении применяют реактивную донную противодесантную мину, для чего производят расчет требуемого числа мин и их координат.
Изобретение относится к способам постановки мин надводным кораблем. Способ постановки мин надводным кораблем заключается в том, что применяют сборный минный носитель, представляющий собой контейнер, который помещают на плавучее средство (баржу), которое устанавливают на отделяемую колесную платформу, оборудованную сцепным устройством, минные партии заблаговременно загружают в контейнер и закрепляют их на палубе, производят окончательную подготовку мин к постановке, хранят сборный минный носитель, по команде минные партии транспортируют в сборный минный носитель и автомобилем-тягачом в назначенное место на берег, оборудованный для его спуска в воду, где с корабля (судна) заводят на плавучее средство носителя буксирный трос и начинают буксировку плавучего средства, с погружением его в воду отделяют колесную платформу и буксируют плавучее средство в район постановки мин, где в определенной последовательности освобождают мины от креплений в контейнере и производят их скатывание (сброс) в воду, для точной регистрации координат каждой поставленной мины используют систему географического позиционирования.
Наверх