Способ разрушения ледяного покрова
Владельцы патента RU 2707711:
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки "Институт машиноведения и металлургии Дальневосточного отделения Российской академии наук" (RU)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема" (RU)
Изобретение относится к ледотехнике, в частности к выполнению ледокольных работ судами на воздушной подушке. Судно на воздушной подушке перемещают по свободной воде на кромку ледяного покрова с последующим по нему движением. Во время движения давление в воздушной подушке судна периодически изменяют с частотой, равной собственной частоте колебаний участка ледяного покрова, находящегося под судном. Технический результат заключается в повышении эффективности разрушения ледяного покрова.
Изобретение относится к ледотехнике и может быть использовано при выполнении ледокольных работ судами на воздушной подушке (СВП).
Известен способ разрушения ледяного покрова, осуществляемый СВП при его перемещении по свободной воде на кромку ледяного покрова с последующим по нему движением за счет проникновения воздушной полости под лед (1. Зуев В.А., Козин В.М. Использование судов на воздушной подушке для разрушения ледяного покрова. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1988. -128 с.).
Недостатком этого способа является его ограниченная ледоразрушающая способность.
Сущность изобретения заключается в повышении эффективности разрушения ледяного покрова СВП за счет увеличения нагрузки на лед путем периодического изменения давления в воздушной подушке (ВП).
Технический результат, получаемый при осуществлении изобретения, заключается в увеличении толщины разрушаемого ледяного покрова.
Существенные признаки, характеризующие изобретение
Ограничительные: способ разрушения ледяного покрова, заключающийся в перемещении судна на воздушной подушке по свободной воде на кромку ледяного покрова с последующим по нему движением.
Отличительные: во время движения давление в воздушной подушке судна периодически изменяют с частотой, равной собственной частоте колебаний участка ледяного покрова, находящегося под судном.
Способ осуществляется следующим образом. Вначале в ледяном покрове приготавливается участок со свободной водой. Затем СВП начинают перемещать по свободной воде на кромку льда. Если его ледоразрушающей способности окажется не достаточной для разрушения льда (например, из-за массы или размерений судна), то давление в ВП начинают периодически изменять (например, за счет изменения числа оборотов вентиляторного комплекса, предварительно установленного на судне, раскачивающего устройства и пр.) с частотой, равной собственной частоте колебаний участка ледяного покрова, находящегося под судном, т.е. над воздушной полостью (эта частота определяется предварительно экспериментально или теоретически). Совпадение этих частот приведет к резонансному раскачиванию участка льда до максимальных амплитуд с минимальными энергозатратами. В результате к изгибным напряжениям, возникающим от сил тяжести льда [1], добавятся изгибные напряжения от колебаний участка ледяного покрова. Напряженно-деформированное состояние льда возрастет, что позволит достичь заявленный технический результат.
Изобретение не нуждается в графическом пояснении.
Способ разрушения ледяного покрова, заключающийся в перемещении судна на воздушной подушке по свободной воде на кромку ледяного покрова с последующим по нему движением, отличающийся тем, что во время движения давление в воздушной подушке судна периодически изменяют с частотой, равной собственной частоте колебаний участка ледяного покрова, находящегося под судном.