Спасательная авиадесантируемая система

Изобретение относится к подводному судостроению, а именно к спасательным подводным средствам. Спасательная авиадесантируемая система состоит из двух и более обитаемых подводных буксировщиков и прочной спасательной эвакуационной капсулы. Доставку системы к месту проведения работ осуществляют транспортным самолетом, с борта которого сбрасывают элементы спасательной авиадесантируемой системы, после приводнения которых и «отстреливания» парашютов проводят операцию по стыковке спасательной эвакуационной капсулы с коминг-площадкой аварийной подводной лодки для спасения личного состава. Достигается сокращение времени доставки спасательных средств к месту проведения работ. 4 ил.

 

Изобретение относится к подводному судостроению, в частности к спасательным подводным средствам.

На сегодня отечественный и зарубежный опыт использования средств спасения личного состава терпящей бедствие подводной лодки и иных подводных аппаратов предлагает в качестве средств доставки использовать надводные и подводные суда-носители, что влечет за собой задержку начала проведения спасательных работ. Задержка по времени увеличивается с ростом расстояния, которое необходимо пройти носителю к месту проведения работ и может достичь критического значения.

Например, в качестве подводного носителя средств спасения использовалась подводная лодка «Ленок» проекта 940 («Подводные силы России», под ред. В. Масорина, Москва, 2006). В настоящее время в качестве носителей применяются надводные суда проектов №05360, («М. Рудницкий»), №05361 («Г. Титов»), №537 («Алагез») и др. («Подводные силы России», под ред. В. Масорина, Москва, 2006).

Техническим результатом предлагаемой спасательной авиадесантируемой системы является значительное сокращение времени доставки спасательных средств к месту проведения работ, поскольку в качестве транспортного средства в ней используется авиация.

В состав предлагаемой к патентованию спасательной авиадесантируемой системы (САС) входят как минимум три элемента:

- 2 рабочих подводных буксировщика (РПБ);

- спасательная эвакуационная капсула (СЭК).

Рабочий подводный буксировщик представляет собой обитаемый подводный аппарат с прочным корпусом, состоящим из двух отсеков. Первый отсек - это отсек управления с необходимым набором радиоэлектронного оборудования, там же находятся рабочие места для экипажа РПБ - командира-пилота и его помощника. Второй отсек - энергомеханический.

Для пространственного маневрирования РПБ вооружены вертикальными и горизонтальными подруливающими устройствами, для маршевого движения и транспортировки СЭК используется движительно-рулевой комплекс (ДРК) типа «Винт в насадке».

В носовой части корпуса РПБ расположено стыковочное устройство с корпусом СЭК, там же находится парашют, необходимый для десантирования и «отстреливаемый» после приводнения РПБ.

На фиг. 1 приведена схема РПБ в положении при десантировании, где поз. 1 - парашютная система; поз. 2 - устройство стыковки со спасательной эвакуационной капсулой; поз. 3 - обтекатель.

На фиг. 2 приведена схема РПБ в рабочем положении без обтекателя с «отстреленным» парашютом, где поз. 4 - входной люк для экипажа.

На фиг. 3 приведена спасательная эвакуационная капсула - двухкорпусная конструкция цилиндрической формы с конусовидной кормой. В прочном корпусе расположен отсек для спасаемых поз. 5 с переходной камерой поз.6 и входным и выходным люками поз. 7.

В носовой части легкого корпуса расположена парашютная система поз. 8 («отстреливаемый» парашют и поплавок-буй, связанный тросом определенной длины с корпусом СЭК). Под буем-поплавком расположен наполнитель, обеспечивающий положительную плавучесть поз. 9, и твердый балласт замещения с устройством его отдачи поз. 10.

В кормовой части СЭК находится устройство стыковки спасательной эвакуационной капсулы с аварийной ПЛ - поз. 11, закрытое обтекателем поз. 12, который «отстреливается» к моменту стыковки с аварийной ПЛ.

В средней части легкого корпуса расположены устройства стыковки спасательной эвакуационной капсулы с РПБ - поз. 13.

На первом этапе проведения спасательной операции вылетевший с места базирования транспортный самолет с загруженными элементами САС (фиг. 4) выходит в точку проведения работ, где происходит их сбрасывание. После приводнения и «отстреливания» парашютов начинается вторая фаза операции.

Следом за парашютом у СЭК освобождается и всплывает буй-поплавок, вытягивая за собой на длину троса заглубившуюся при приводнении капсулу. По окончании заполнения водой через шпигаты в легком корпусе межбортного пространства спасательная эвакуационная капсула переходит в статическое состояние, то есть за счет своей отрицательной плавучести повисает на буе на заданной глубине. Роль демпфера играет трос, длина которого выбирается из условия исключения влияния волнения моря.

Для определения своего местоположения спасательная эвакуационная капсула оборудована звукопередающим устройством и GPS-передатчиком на буе, которые включаются автоматически. Буксировщики по сигналам, полученным от передающих устройств спасательной эвакуационной капсулы, находят ее и пристыковываются через устройства стыковки (поз. 13).

Эти устройства являются многофункциональными, они обеспечивают не только прочный контакт элементов САС, необходимый при буксировке, но и обеспечивают посредством насосов РПБ, при необходимости, прием и откачку воды, продувание, передачу электроэнергии на СЭК, включение и отключение ее устройств и систем.

Следующая часть операции - это буксировка СЭК к месту проведения работ, т.е. к аварийной ПЛ. Направление движения при буксировке корректируется тягой движителей РПБ. Пристыковавшись к капсуле, буксировщики приводят СЭК к нулевой плавучести и активируют устройство «отстреливания» буя-поплавка.

С этого момента, по полученным координатам нахождения подводной лодки, РПБ начинают буксировку в направлении аварийной ПЛ.

Подойдя к ПЛ и зависнув над комингс-площадкой, один из буксировщиков включает устройство стравливания воздуха из переходной камеры поз.6 до получения минимальной отрицательной плавучести, величина которой может быть скомпенсирована тягой вертикальных подруливающих устройств буксировщиков.

За счет плавучести СЭК начинает медленно опускаться на комингс-площадку, одновременно рабочие подводные буксировщики посредством своих движительно-рулевых комплексов придают ей необходимые углы наклона для получения соосности с комингс-площадкой.

После установки соосности проводится стыковка и присасывание спасательной эвакуационной капсулы к аварийной ГШ и последующий переход спасаемых подводников из ПЛ в капсулу. По завершении перехода проводится выравнивание давления в переходной камере СЭК и ее отстыковка от ПЛ.

«Отстреливанием» одним из буксировщиков твердого балласта поз.10 обеспечивается придание капсуле положительной плавучести, происходит всплытие капсулы в надводное положение. К этому времени к месту проведения работ подходят основные силы аварийно-спасательной службы, в состав которых входят суда, оборудованные средствами для подъема элементов САС и имеющие все необходимое для проведения декомпрессии и необходимого медицинского обслуживания спасенных.

Спасательная авиадесантируемая система, состоящая из двух и более обитаемых подводных буксировщиков и прочной спасательной эвакуационной капсулы, отличающаяся тем, что доставку системы к месту проведения работ осуществляют транспортным самолетом, с борта которого сбрасывают элементы спасательной авиадесантируемой системы, после приводнения которых и «отстреливания» парашютов проводят операцию по стыковке спасательной эвакуационной капсулы с коминг-площадкой аварийной подводной лодки для спасения личного состава.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к подводным необитаемым телеуправляемым аппаратам, предназначенным для осмотровых и технологических операций, осуществляемых в толще воды. Подводный аппарат содержит корпус в форме прямоугольного параллелепипеда, блок плавучести, технологическое оборудование и движители, установленные на вертикальных поворотных колоннах, вертикальные поворотные колонны размещены во внутренних углах корпуса подводного аппарата и снабжены поворотными горизонтальными приводами, к которым присоединены движители, при этом корпус подводного аппарата имеет внутри ниши, соответствующие контурам движителей при их парковке, кроме того, вертикальные поворотные колонны снабжены приводами с возможностью поворота их на угол по крайней мере 180°, а горизонтальные приводы, к которым присоединены движители, имеют возможность поворота по крайней мере на угол ±90° от исходного положения, соответствующего парковке движителей в нишах внутри корпуса подводного аппарата.

Изобретение относится к противопожарной технике и предназначено для использования в подводном положении автономного необитаемого подводного аппарата при пенном тушении пожара на морских объектах.

Изобретение относится к области судостроения, а именно к судам, имеющим возможность движения как в режиме надводного хода, так и при полном погружении в режиме подводного хода, предназначенным преимущественно для прогулочных и экскурсионных целей.

Изобретение относится к гидрометрии и гидрологии, используется при мониторинге береговой полосы водных объектов. Система содержит высотную сеть в виде спутниковой системы навигации, антенну приемника спутниковой системы навигации, устройство определения отметок дна в виде параметрического профилографа.

Изобретение относится к электротехнике, а именно к устройствам для электроснабжения подводных объектов по линии связи. Технический результат заключается в выполнении устройства, обеспечивающего поддержание неизменного значения напряжения на входах вторичных источников питания на подводном объекте при изменении нагрузки в заданных пределах и увеличенной длине линии связи.

Самоходный поисковый подводный аппарат имеет бортовую систему обнаружения, в состав которой входит устройство оптического обнаружения спутного вихревого следа подвижных морских объектов и вычислительное устройство, которое рассчитывает скоростной режим и траекторию движения самоходного поискового подводного аппарата для догона морского объекта после обнаружения его спутного вихревого следа, а двигательная установка имеет механизм переключения скорости движения.
Система для выхода подводной лодки на связь с пунктом управления содержит подводную лодку, оборудованную устройством для хранения и выпуска радиобуя и буксируемой лодочной катушки с проводной или оптоволоконной линией связи, и радиобуй подводной лодки, имеющий плавучесть и противовес, источник тока и средства радиосвязи, управляющее устройство, которое управляет работой радиобуя в соответствии с командами, поступающими с борта подводной лодки, устройство изменения плавучести, катушку с проводной или оптоволоконной линией связи, приемник и преобразователь оптической информации в радиосигналы, приемник системы географического позиционирования, видеокамеру и устройство самоликвидации.

Изобретение относится к океанологии и может быть использовано для гидроакустических исследований. Технический результат - повышение точности определения горизонта источника звука за счет маневра планера по глубине с синхронным измерением максимума ротора вектора интенсивности, повышение точности определения пеленга на источник за счет использования вихревой составляющей вектора интенсивности и увеличение дальности его обнаружения путем применения системы активного гашения собственной вибрационной помехи и повышения помехоустойчивости измерительного комплекса планера за счет увеличения числа информативных параметров.
Изобретение относится к ледокольным работам. Предложен способ разрушения ледяного покрова подводным судном, заключающийся в том, что подводное судно начинают перемещать подо льдом на безопасной глубине с резонансной скоростью, возбуждая изгибно-гравитационные волны, при этом во время движения судна открывают крышки торпедных аппаратов.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к подводным судам, разрушающим ледяной покров. Предложено устройство для разрушения ледяного покрова, состоящее из подводного судна, снабженного якорем, диаметр раскрытия лап которого должен быть больше длины рубки, обеспечивающим при помощи троса прикрепление судна ко льду, и балластными цистернами, заполнение которых забортной водой обеспечивает возникновение отрицательной силы плавучести, достаточной для разрушения ледяного покрова заданной толщины.
Наверх