Способ контроля тяговой мощности автотранспортного средства при трогании с места в режиме частичной нагрузки

Изобретение относится к испытанию и техническому диагностированию машин. Транспортное средство и тяговое устройство подготавливают к испытанию, трогаются с места под нагрузкой и контролируют значение тяговой мощности. Тяговую мощность испытываемого средства контролируют по частоте вращения коленчатого вала в режиме частичной нагрузки, при полной подаче топлива. Сначала находят эталонное значение частоты вращения коленчатого вала для заданной силы тяги, соответствующее исправному двигателю, и устанавливают допускаемое отклонение найденного параметра, затем измеряют частоту вращения коленчатого вала при той же частичной нагрузке и полной подаче топлива, после чего полученное значение измеренной частоты вращения коленчатого вала сопоставляют с эталонным значением. Если измеренное значение частоты вращения коленчатого вала попадает в интервал допускаемого отклонения, считают, что тяговая мощность соответствует нормативному значению, если не попадает, считают, что тяговая мощность не соответствует нормативному значению. Достигается повышение информативности диагностики и испытания транспортного средства. 1 ил.

 

Изобретение относится к области испытания и технического диагностирования машин, в частности к способу контроля тяговой мощности автотранспортного средства при трогании с места в режиме частичной нагрузки.

В практике технического диагностирования и использования машинно-тракторного парка возникает необходимость определения тягово-экономических показателей, к которым относятся, например, тяговая мощность трактора. Этот параметр определяют по результатам измерения силы тяги при трогании машины с места (Патент РФ №2430339, G01M 5/13 (2006.01), 15.09.2009) [1].

Недостатком известного способа является то, что испытания проводят при максимальной силе тяги - при повышенной нагрузке как на двигатель, так и на трансмиссию, а это не способствует качественному выполнению данной операции.

Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является способ контроля часового расхода топлива при трогании машины с места под нагрузкой, при котором подготавливают к испытанию машину и присоединяют ее к тяговому устройству, трогаются с места под нагрузкой. При этом измерение параметра проводят в режиме частичной нагрузки - при наперед заданной силе тяги (Положительное решение о выдаче патента по заявке РФ на изобретение №2015121903/11(034071). Способ контроля часового расхода топлива при трогании машины с места под нагрузкой / С.В. Хабардин, Г.О. Такаландзе, М.К. Бураев, В.А. Беломестных, П.А. Болоев, В.Н. Хабардин, Н.А. Михайлов, Д.И. Хлыстов; заявитель и патентообладатель ФГБОУ ВО «Иркутский государственный аграрный университет имени А.А. Ежевского»; заявл. 08.06.2015.) [2].

Недостатком названного способа испытаний является то, что он не позволяет проконтролировать тяговую мощность испытываемой машины.

Задачей изобретения является создание способа контроля тяговой мощности машины при ее трогании с места в режиме частичной нагрузки.

Сущность изобретения заключается в том, что тяговую мощность испытываемого средства контролируют по частоте вращения коленчатого вала двигателя в режиме частичной нагрузки - при наперед заданной силе тяги, причем при полной подаче топлива. При этом сначала находят эталонное значение частоты вращения коленчатого вала двигателя для данной силы тяги, соответствующей исправному двигателю, и устанавливают допускаемое отклонение найденного параметра как в сторону снижения частоты вращения коленчатого вала двигателя, так и в сторону его повышения. Затем измеряют частоту вращения коленчатого вала испытываемого двигателя, причем при той же частичной нагрузке и при полной подаче топлива. После чего полученное значение измеренной частоты вращения коленчатого вала двигателя сопоставляют с эталонным значением. Если измеренное значение частоты вращения коленчатого вала двигателя испытываемого средства попадает в интервал допускаемого отклонения эталонной частоты вращения коленчатого вала двигателя, считают, что тяговая мощность средства соответствует нормативному значению. Если измеренное значение частоты вращения коленчатого вала двигателя испытываемого средства не попадает в интервал допускаемого отклонения эталонной частоты вращения коленчатого вала двигателя, считают, что тяговая мощность средства не соответствует нормативному значению. В совокупности это позволяет создать способ определения тяговой мощности машины при ее трогании с места в режиме частичной нагрузки.

На чертеже изображен способ контроля тяговой мощности автотранспортного средства при трогании с места в режиме частичной нагрузки, в частности, представлены графики зависимости частоты вращения коленчатого вала двигателя n от силы тяги на крюке Рт, где линией 1э показан график исправного двигателя с эталонной частотой nэ вращения коленчатого вала, линиями 1н и 1в - графики, соответствующие нижнему nэн и верхнему nэв допускаемым отклонениям частоты вращения коленчатого вала этого двигателя (могут быть получены с учетом допускаемого изменения параметра nэ соответственно как в сторону снижения частоты вращения коленчатого вала двигателя, так и в сторону его повышения). При этом другими символами обозначены: Ртч, Ртн - значение Рт, соответствующее режиму испытаний при частичной нагрузке (при нагрузке по силе тяги в интервале от 0 до номинальной) и на номинальном режиме (названные режимы проходят по вертикальным линиям через точки Ртч, Ртн, обозначенные на оси абсцисс); n1 n2 - частота вращения коленчатого вала испытываемых двигателей, первый из которых имеет заниженное значение этого параметра, а второй - завышенное; Аэ, А1 А2 - экспериментальные точки, полученные в режиме частичной нагрузки, лежащие на вертикальной линии, проходящей через точку Ртч на оси абсцисс, и соответствующие параметрам nэ, n1, n2.

Способ контроля тяговой мощности автотранспортного средства при трогании с места в режиме частичной нагрузки осуществляют следующим образом. Подготавливают средство и тяговое устройство к испытанию, при котором, например, прогревают двигатель, проводят необходимые операции технического обслуживания, проверяют исправность тягового устройства. Затем присоединяют средство к тяговому устройству, оснащенному динамометром, (не показано), трогаются с места под нагрузкой и при этом, например, по штатному тахоспидометру контролируют частоту вращения коленчатого вала двигателя в режиме частичной нагрузки - при наперед заданной силе тяги Ртч и при полной подаче топлива. При этом сначала находят эталонное значение частоты пэ вращения коленчатого вала двигателя для данной силы тяги (Ртч), соответствующей исправному двигателю (в точке Аэ), и устанавливают допускаемое отклонение найденного параметра как в сторону снижения частоты nэн вращения коленчатого вала двигателя, так и в сторону его повышения nэв. Допускаемое отклонений nэ может быть, например, установлено по допускаемому отклонению эффективной мощности двигателя автотранспортного средства: не более 5% на снижение и не более 7% на повышение мощности от ее номинального значения. Затем измеряют частоту вращения коленчатого вала испытываемого двигателя (на чертеже это n1 и n2, соответствующие точкам А1 и А2), причем при той же частичной нагрузке Ртч и при полной подаче топлива. После чего полученное значение измеренной частоты (n1 или n2) вращения коленчатого вала двигателя сопоставляют с эталонным значением nэ. Если измеренное значение частоты (n1 или n2) вращения коленчатого вала двигателя испытываемого средства попадает в интервал допускаемого отклонения эталонной частоты nэ вращения коленчатого вала двигателя (на чертеже этот интервал обозначен в пределах от nэн до nэв), считают, что тяговая мощность средства соответствует нормативному значению. Если измеренное значение частоты (n1 или n2) вращения коленчатого вала двигателя испытываемого средства не попадает в указанный интервал допускаемого отклонения эталонной частоты nэ вращения коленчатого вала двигателя, считают, что тяговая мощность средства не соответствует нормативному значению. На чертеже для примера условно показаны три автотранспортных средства - три экспериментальных точки: Аэ - исправное средство, по которому предварительно определен интервал допускаемого отклонения (от nэн до nэв); А1 и А2 - испытываемые средства с целью контроля мощности, из которых первое не попадает в интервал допускаемого отклонения (от nэн до nэв) и, следовательно, его тяговая мощность не соответствует нормативному значению, а второе попадает в этот интервал и поэтому его тяговая мощность соответствует нормативному значению.

Таким образом, предложенный способ позволяет определить тяговую мощность машины при трогании ее с места в режиме частичной нагрузки, что осуществляется при небольшой нагрузке как на двигатель, так и на трансмиссию, а это позволяет более качественно выполнить данную операцию.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ, ПРИНЯТЫЕ ВО ВНИМАНИЕ

1. Патент РФ №2430339, G01M 5/13 (2006.01), 15.09.2009.

2. Положительное решение о выдаче патента по заявке РФ на изобретение №2015121903/11(034071). Способ контроля часового расхода топлива при трогании машины с места под нагрузкой / С.В. Хабардин, Г.О. Такаландзе, М.К. Бураев, В.А. Беломестных, П.А. Болоев, В.Н. Хабардин, Н.А. Михайлов, Д.И. Хлыстов; заявитель и патентообладатель ФГБОУ ВО «Иркутский государственный аграрный университет имени А.А. Ежевского»; заявл. 08.06.2015. - прототип.

Способ контроля тяговой мощности автотранспортного средства при трогании с места в режиме частичной нагрузки, при котором подготавливают средство и тяговое устройство к испытанию, присоединяют его к тяговому устройству, трогаются с места под нагрузкой и при этом контролируют значение тяговой мощности, отличающийся тем, что тяговую мощность испытываемого средства контролируют по частоте вращения коленчатого вала двигателя в режиме частичной нагрузки - при наперед заданной силе тяги, причем при полной подаче топлива, при этом сначала находят эталонное значение частоты вращения коленчатого вала двигателя для данной силы тяги, соответствующее исправному двигателю, и устанавливают допускаемое отклонение найденного параметра как в сторону снижения частоты вращения коленчатого вала двигателя, так и в сторону его повышения, затем измеряют частоту вращения коленчатого вала испытываемого двигателя, причем при той же частичной нагрузке и при полной подаче топлива, после чего полученное значение измеренной частоты вращения коленчатого вала двигателя сопоставляют с эталонным значением, если измеренное значение частоты вращения коленчатого вала двигателя испытываемого средства попадает в интервал допускаемого отклонения эталонной частоты вращения коленчатого вала двигателя, считают, что тяговая мощность средства соответствует нормативному значению, если измеренное значение частоты вращения коленчатого вала двигателя испытываемого средства не попадает в интервал допускаемого отклонения эталонной частоты вращения коленчатого вала двигателя, считают, что тяговая мощность средства не соответствует нормативному значению.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к испытанию и техническому диагностированию машин. Представлен способ определения удельного тягового расхода топлива в режиме трогания машины с места при максимальной силе тяги, при котором подготавливают к испытанию машину и тяговое устройство с динамографом или динамометром.

Изобретение относится к вычислительной технике. Технический результат заключается в обеспечении возможности анализа поверхности шины.

Изобретение относится к оборудованию для испытаний пневматических шин, в частности к внутриколесным устройствам для измерения деформаций пневматической шины при ее качении.

Изобретение относится к испытаниям автотранспортных средств. В способе испытаний компонентов системы динамической стабилизации и антипробуксовочной системы на восприимчивость к электромагнитному полю устанавливают автотранспортное средство в испытательную камеру на ролики симулятора, ориентируют его относительно полеобразующей системы и реализуют ездовые циклы при воздействии на транспортное средство электромагнитного поля.

Изобретение может быть использовано в системах управления для двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Представлены способы и системы для обработки тестового набора данных, полученных во время бортовой диагностики (БД) и передачи в удаленный пункт параметров кривой для подгонки к этим данным, для последующей обработки данных.

Изобретение предназначено для использования в управлении периодичностью профилактического технического обслуживания объектов. Способ эксплуатации технического объекта заключается в том, что устанавливают периодичность технического обслуживания объекта по наработке и допустимую интенсивность отказов по отношению к наработке.

Изобретение относится к диагностике и испытанию трансмиссии, подвески, рулевого управления и кузова. Устройство содержит фланец, имеющий отверстия для крепления на колесной ступице транспортного средства и сопряженные с фланцем элементы, обеспечивающие опору на поверхность.

Изобретение относится к устройству для контроля возможного наличия дефектов шин на линии изготовления шин. Устройство для контроля шин содержит линейную камеру, имеющую осевую линию объектива, лежащую в оптической плоскости, первый, второй и третий источники света, предназначенные для излучения соответственно первого, второго и третьего световых излучений.

Группа изобретений относится к области получения поверхности шины и их последующей обработки. Способ, предназначенный для реализации устройства для контроля шин на производственной линии, включает следующие этапы: попеременное освещение участка поверхности шины посредством первого и второго световых излучений, падающих под скользящим углом, и получение соответственно первого и второго двумерных цифровых изображений указанного освещенного участка поверхности.

Изобретение относится к испытаниям транспортных средств. В способе испытаний антиблокировочной системы тормозов на восприимчивость к электромагнитному полю устанавливают транспортное средство с антиблокировочной системой в испытательную камеру на ролики симулятора, ориентируют его относительно поля образующей системы и реализуют ездовые циклы при воздействии на транспортное средство электромагнитного поля.

Изобретение относится к испытанию и техническому диагностированию машин. Транспортное средство и тяговое устройство подготавливают к испытанию, трогаются с места под нагрузкой и контролируют значение тяговой мощности. Тяговую мощность испытываемого средства контролируют по частоте вращения коленчатого вала в режиме частичной нагрузки, при полной подаче топлива. Сначала находят эталонное значение частоты вращения коленчатого вала для заданной силы тяги, соответствующее исправному двигателю, и устанавливают допускаемое отклонение найденного параметра, затем измеряют частоту вращения коленчатого вала при той же частичной нагрузке и полной подаче топлива, после чего полученное значение измеренной частоты вращения коленчатого вала сопоставляют с эталонным значением. Если измеренное значение частоты вращения коленчатого вала попадает в интервал допускаемого отклонения, считают, что тяговая мощность соответствует нормативному значению, если не попадает, считают, что тяговая мощность не соответствует нормативному значению. Достигается повышение информативности диагностики и испытания транспортного средства. 1 ил.

Наверх