Способ психотерапевтической коррекции неврозов

Изобретение относится к области психотерапии, и может быть использовано для коррекции состояния лиц, страдающих различными формами неврозов. Для этого проводят курс комплексного психотерапевтического воздействия, длительность которого определяют на основании результатов оценки реакции на движущийся объект (РДО), проводимой до начала курса комплексного психотерапевтического воздействия и в процессе комплексного психотерапевтического воздействия. Комплексное психотерапевтическое воздействие включает: приемы арт-терапии, путем использования приемов изобразительного творчества, реализуемые на групповых и индивидуальных занятиях; приемы телесно-ориентированной психотерапии (ТОП), направленной на устранение сопряженного мышечного и эмоционального напряжения; психофармакологическую терапию, подбираемую с учетом ведущего психопатологического синдрома. Частоту занятий арт-терапии и ТОП выбирают с учетом вида невроза. В случае неврастении групповые занятия по арт-терапии проводят один раз в неделю, индивидуальные занятия арт-терапии - один раз в неделю, сеансы ТОП - два раза в неделю. В случае невроза навязчивых состояний групповые занятия по арт-терапии проводят два раза в неделю, индивидуальные занятия арт-терапии - два раза в неделю, сеансы ТОП - один раз в неделю. В случае истерического невроза групповые занятия по арт-терапии проводят один раз в неделю, индивидуальные занятия арт-терапии - два раза в неделю, сеансы ТОП - один раз в неделю. Оценку реакции на движущийся объект (РДО) проводят путем предъявления пациенту объекта с циферблатом с размещенной меткой и точечным объектом, выполненным с возможностью передвижения по окружности. Вычисляют величину отношения средней величины ошибок запаздывания к средней величине ошибок упреждения, получая тем самым величину У. В том случае, если динамика изменения величин У в трех соседних измерениях РДО стремится к единице, курс комплексного психотерапевтического воздействия завершают. В противном случае - курс комплексного психотерапевтического воздействия продолжают. Способ обеспечивает увеличение сроков сохранения положительных эффектов психотерапевтического воздействия за счет обучения пациента сознательному управлению психической саморегуляции, активному противодействию болезни, что обусловлено обоснованным определением индивидуальной длительности самого курса психотерапевтического воздействия на основе РДО пациента, а также оригинального комплекса психотерапевтического воздействия. 6 з.п. ф-лы, 1 пр.

 

Изобретение относится к области психотерапии, и может быть использовано для коррекции состояния лиц, страдающих различными формами неврозов.

Невроз (термин введен W. Cullen в 1776 году) - это психогенные, как правило, конфликтогенные нервно-психические расстройства, заболевания личности, возникающие в результате нарушения особо значимых жизненных отношений человека и проявляющиеся в специфических клинических феноменах при отсутствии психотических явлений (Карвасарский Б.Д., 1980).

Вейном A.M. в 1982 году были сформулированы следующие критерии диагностики невроза:

1) наличие психотравмирующей ситуации;

2) наличие невротических особенностей личности и недостаточности психологической защиты;

3) выявление характерного типа невротического конфликта;

4) выявление невротических симптомов, характеризующихся большой динамичностью и взаимосвязанных с уровнем напряжения психологического конфликта.

Принято выделять следующие виды (типы) неврозов (Емельянцева Т.А. Неврозогенез (мультимодальный подход): метод. Рекомендации. Минск: БГМУ, 2006):

1. неврастения;

2. истерия (конверсионное расстройство);

3. навязчивые состояния (обсессивно-компульсивное расстройство).

НЕВРАСТЕНИЯ

Дословно этот термин означает «нервная слабость», усталость и одновременное возбуждение. Невроз истощения называют еще «директорским неврозом». Отмечаются быстрая утомляемость, повышенная раздражительность. Настроение может резко меняться: от агрессии до депрессии. Появляются нарушения сна: трудно заснуть, сон недостаточно глубокий, с тревожными сновидениями, утром не хочется вставать, беспокоит дневная сонливость. Почти постоянный спутник неврастении - головная боль и другие неприятные ощущения в теле (боли в сердце, позвоночнике и т.п.).

ИСТЕРИЯ (конверсионное расстройство)

Наиболее наглядно выражается в расстройствах движения и чувствительности. Могут отмечаться паралич ног («астазия-абазия»), судороги («истерическая кривошея», нарушения речи, вплоть до временной потери речи, нарушение глотания, судорожные припадки), слепота, глухота. В отличие от органической патологии двигательные расстройства и расстройства чувствительности у больных истерией непостоянны, исчезают во время сна и гипноза.

НАВЯЗЧИВЫЕ СОСТОЯНИЯ (обсессивно-компульсивное расстройство)

Навязчивостями (обсессиями) называют периодически возникающие нежелательные представления, опасения, мысли, образы, побуждения, которые воспринимаются как бессмысленные и мешают обычному функционированию. Обсессии часто усиливают тревогу, а компульсии (ритуалы) служат тому, чтобы эту тревогу снизить.

В действующей в настоящее время международной классификации болезней (МКБ-10) термин «невроз» заменен на «Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства».

Известен метод психотерапевтического лечения невротических расстройств путем поэтапного воздействия (Алгоритм краткосрочной психотерапии, направленной на разрешение внутриличностных и межличностных конфликтов у больных с невротическими расстройствами. Методические рекомендации. СПб, 2012 - прототип):

Первый этап носит психообразовательный характер, основной задачей которого является повышение уровня информированности больных о современных взглядах на невротические расстройства, а также возможных методах лечения.

Второй этап предполагает установление связей между психогенными факторами и невротической симптоматикой пациентов. В начале лечения пациент получает задание написать свою автобиографию. Как отмечают авторы данной методики - основная трудность второго этапа лечения заключается в том, что у стационарных больных не всегда можно быстро проследить закономерности в развитии симптомов, так как они находятся вне патогенной среды и, таким образом, могут избегать воздействия психотравмирующих факторов.

Третий этап предполагает обсуждение структуры и содержания внутриличностных и межличностных конфликтов, характерных для больных с невротическими расстройствами, а также их связи с психотравмирующей ситуацией, обусловливающей обострение симптоматики.

Недостатком известного способа является то, что не все пациенты способны детализировано описать свою биографию, словесно (письменно или в диалоге) описать ситуацию в объеме достаточном для быстрого выявления связи между психогенными факторами и невротической симптоматикой. Это в ряде случаев может затянуть процесс коррекции состояния пациента из-за сложности выявления истинной причины развития расстройства.

Так, например, известно, что развитие неврозов особенно легко возникает у представителей крайних типов нервной системы: у людей неуравновешенного, безудержного типа (холериков) и у людей со слабым тормозным типом нервной системы (меланхоликов). У холериков срыв («осечка» по К. Ясперсу) преимущественно характеризуется преобладанием процессов возбуждения, для меланхоликов характерно нарушение и без того слабого процесса торможения (Емельянцева Т.А. Неврозогенез (мультимодальный подход): метод. Рекомендации. Минск: БГМУ, 2006, с. 6).

При этом известны методы определения гармоничного состояния человека на основании определения баланса процессов возбуждения и торможения. Речь идет о методиках определения «силы нервных процессов». Сила нервных процессов - работоспособность нервных клеток при возбуждении и торможении. Принято выделять силу процессов возбуждения и силу процессов торможения. Соотношение силы-слабости нервных процессов возбуждения и торможения лежит в основе основных типов нервной деятельности и темперамента (патент РФ №2473309, ГОУ ВПО Марийский государственный технический университет, 27.01.2013).

Известен способ оценки силы нервных процессов посредством оценки соотношения процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе. Испытуемому предъявляют на экране видеомонитора окружность, на которой помещены метка и точечный объект, когда в момент предполагаемого совпадения движущегося по окружности точечного объекта с меткой испытуемый нажатием кнопки «Фиксация» фиксирует положение точечного объекта относительно метки, при этом движение точечного объекта по окружности продолжается без остановки, в момент нажатия кнопки «Фиксация» вычисляют ошибку несовпадения положений точечного объекта и метки - время ошибки запаздывания или упреждения, описанную процедуру повторяют заданное число раз, после чего определяют среднюю величину ошибок запаздывания, подсчитанную как сумму отклонений с положительным знаком, деленную на их количество и среднюю величину ошибок упреждения, подсчитанную как сумму отклонений с отрицательным знаком, деленную на их количество, сопоставление рассчитанных средних величин дает представление о соотношении процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе (Патент РФ №2322187, 20.04.2008).

При этом известно, что преобладание ошибок упреждения в реакциях на движущийся объект (РДО) считают показателем преобладания силы возбудительного процесса, а ошибок запаздывания - индикатором преобладания процесса торможения. Кроме того, известно, что точные реакции в РДО показывают лица с уравновешенными процессами возбуждения и торможения (Пейсахов Н.М. и др. Методы и портативная аппаратура для исследования индивидуально-психологических различий человека. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1976).

Решаемой технической проблемой явилось объективно обоснованное определение длительности курса комплексного психотерапевтического воздействия на пациента, с учетом динамики его РДО.

Достигаемый технический результат заключается в увеличении сроков сохранения положительных эффектов (до года) психотерапевтического воздействия за счет обучения пациента сознательному управлению психической саморегуляции, активному противодействию болезни, что достигается благодаря объективно обоснованного определения индивидуальной длительности самого курса психотерапевтического воздействия на основе РДО пациента, а также оригинального комплекса психотерапевтического воздействия.

Указанный технический результат достигается благодаря следующей совокупности существенных признаков:

проводят курс комплексного психотерапевтического воздействия, длительность которого определяют на основании результатов оценки реакции на движущийся объект (РДО), проводимой до начала курса комплексного психотерапевтического воздействия и в процессе комплексного психотерапевтического воздействия;

комплексное психотерапевтическое воздействие включает:

приемы арт-терапии, путем использования приемов изобразительного творчества, реализуемые на групповых и индивидуальных занятиях;

приемы телесно-ориентированной психотерапии (ТОП), направленной на устранение сопряженного мышечного и эмоционального напряжения;

психофармакологическую терапию, подбираемую с учетом ведущего психопатологического синдрома;

частоту занятий арт-терапии и ТОП выбирают с учетом вида невроза, а именно:

в случае неврастении групповые занятия по арт-терапии проводят один раз в неделю, индивидуальные занятия арт-терапии - один раз в неделю, сеансы ТОП - два раза в неделю;

в случае невроза навязчивых состояний групповые занятия по арт-терапии проводят два раза в неделю, индивидуальные занятия арт-терапии - два раза в неделю, сеансы ТОП - один раз в неделю;

в случае истерического невроза групповые занятия по арт-терапии проводят один раз в неделю, индивидуальные занятия арт-терапии - два раза в неделю, сеансы ТОП - один раз в неделю;

оценку реакции на движущийся объект (РДО) проводят путем предъявления пациенту объекта с циферблатом с размещенной меткой и точечным объектом, выполненным с возможностью передвижения по окружности,

причем момент предполагаемого совпадения движущегося точечного объекта с меткой, пациент фиксирует положение точечного объекта относительно метки, при этом движение точечного объекта по окружности продолжается без остановки, в момент фиксации положения точечного объекта, вычисляют ошибку несовпадения положений точечного объекта и метки - время ошибки запаздывания или упреждения, описанную процедуру повторяют 12 раз, после чего определяют среднюю величину ошибок запаздывания и среднюю величину ошибок упреждения, при этом первые три измерения не учитывают,

вычисляют величину отношения средней величины ошибок запаздывания к средней величине ошибок упреждения, получая тем самым величину У,

в том случае, если динамика изменения величин У в трех соседних измерениях РДО стремится к единице, курс комплексного психотерапевтического воздействия завершают;

в противном случае - курс комплексного психотерапевтического воздействия продолжают.

При осуществлении оценки РДО в качестве объекта с циферблатом с размещенной меткой может быть использован стрелочный секундомер, одно деление которого равно 0,01 сек, или объект с циферблатом с размещенной меткой, представляют на экране монитора ПК или сенсорного устройства, при этом вычисление среднего значения и показателя У осуществляется автоматически.

Дополнительно в течение недели, в дни, когда не проводится психотерапия, выполняют упражнения кундалини-йоги.

Дополнительно больной посещает приют для бездомных животных, осуществляя за ними уход.

Дополнительно проводится иппотерапия.

Способ осуществляется следующим образом.

Определяют тип невроза, используя общепринятые методики.

Осуществляют оценку реакции на движущийся объект (РДО). Для чего предъявляют пациенту объект с циферблатом, на котором помещены метка и точечный объект. В момент предполагаемого совпадения движущегося по окружности точечного объекта с меткой пациенту необходимо нажать кнопку «Стоп» (или иным способом временно остановить движение точечного объекта) и тем самым зафиксировать положение точечного объекта относительно метки. При этом движение точечного объекта по окружности продолжается без остановки.

В качестве объекта с циферблатом с размещенной меткой используют стрелочный секундомер, одно деление которого равно 0,01 сек. Также объект с циферблатом с размещенной меткой, может предъявляться пациенту на экране монитора ПК или сенсорного устройства, при этом вычисление среднего значения и показателя У (о котором будет идти речь ниже) осуществляется автоматически.

Пациент осуществляет процедуру останова движущегося объекта 12 раз подряд. В каждый момент нажатия кнопки «Стоп» вычисляют ошибку несовпадения положений точечного объекта и метки - время ошибки запаздывания или упреждения.

Затем определяют среднюю величину ошибок запаздывания - сумма отклонений с положительным знаком, деленная на их количество. Также определяют среднюю величину ошибок упреждения - сумма отклонений с отрицательным знаком, деленная на их количество.

Известно, что в ошибках несовмещения метки и движущегося по окружности объекта проявляется действие нервных процессов возбуждения и торможения и их соотношение (патент РФ №2473309, 27.01.2013). Превалирование числа ошибок упреждения считают показателем процессов возбуждения. Превалирование числа ошибок запаздывания считают показателем процессов торможения. Известно, что точные реакции в РДО показывают лица с уравновешенными процессами возбуждения и торможения (Пейсахов Н.М. и др. Методы и портативная аппаратура для исследования индивидуально-психологических различий человека. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1976).

Также известно (патент РФ №2473309, 27.01.2013), что для каждого испытуемого характерен свой индивидуальный уровень соотношения процессов возбуждения и торможения. Высокая сила нервных процессов возбуждения и торможения характеризуется низким уровнем разброса результатов измерения ошибок упреждения и запаздывания соответственно. Низкая сила нервных процессов возбуждения и торможения характеризуется высоким уровнем разброса результатов измерения ошибок упреждения и запаздывания, соответственно.

После получения данных о виде невроза, проведения теста на оценку РДО, проводят комплексное психотерапевтическое воздействие.

Комплексное психотерапевтическое воздействие включает:

приемы арт-терапии, путем использования приемов изобразительного творчества, реализуемые на групповых и индивидуальных занятиях;

приемы телесно-ориентированной психотерапии (ТОП), направленной на устранение сопряженного мышечного и эмоционального напряжения;

психофармакологическую терапию, подбираемую с учетом ведущего психопатологического синдрома.

Преимуществами арт-терапии в качестве психотерапевтического средства коррекции состояния пациентов с неврозами являются следующие. Невроз развивается тогда, когда человек, в силу различных обстоятельств, не может найти выход из сложного положения, разрешить психологически значимую ситуацию или перенести трагедию (Емельянцева Т.А. Неврозогенез (мультимодальный подход): метод. Рекомендации. Минск: БГМУ, 2006, с. 6). В данном состоянии пациенту сложно вербализировать свои проблемы и переживания. Психотерапевту бывает достаточно сложно установить раппорт (доверительные отношения) с пациентом.

Арт-терапия позволяет больному выразить с помощью символических средств (например, рисунка), безопасно в отличии от речи, свои проблемы, эмоциональные переживания, отношения к семье. Кроме того, выражение своего восприятия посредством символических средств позволяет пациенту объективно представить свои переживания, так как исключается «цензура» сознания. Полученные таким образом сведения, позволяют психотерапевту выявить проблему, понять внутренний мир больного, неосознаваемые проблемы, эмоциональные переживания, и на основании полученных сведений разработать индивидуальный план работы с пациентом, направленный на устранение переживаний, позволяя больному адекватно осознать свои поступки и мотивы, повысить его самооценку, избавить от ощущения собственной неполноценности (Перепелкина Т.Е. Особенности использования методов арт-терапии в коррекции невротических нарушений у детей дошкольного возраста. Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2012. №7 (62). С. 105-110).

Данные аспекты арт-терапии используются и нами при осуществлении разработанного способа. Наш опыт показывает, что для людей с неврозами наиболее эффективной техникой арт-терапии является изобразительное творчество, в частности рисование. Именно рисование позволяет раскрыться данной категории больных и не вызывает отрицательных эмоций. При этом конкретный вид задания, методика рисования - мелом, карандашами или иными средствами, как показывает практика не оказывает влияния на достигаемый результат. Ключевым моментом в достижении заявленного результата является метод психотерапии, а именно арт-терапия.

Стоит отметить, что проведение психотерапии в группе позволяет начать работу с конечного звена этой цепи, т.е. с неконструктивного поведения пациента. Психотерапевтическая группа является моделью естественных групп, и пациент переносит в группу свойственные ему стереотипы поведения.

Схожих эффектов позволяет добиться дополнительный контакт с животными, уход за ними. Нами было выявлено, что регулярное посещение приюта для бездомных животных или иппотерапия (данный метод применим в том случае, если контакт с бездомными животными не приемлем для больного и вызывает у него отрицательные эмоции), позволяет восстановить внутреннее равновесие.

Еще одним методом психотерапии, используемым в разработанном нами способе, является телесно-ориентированная психотерапия, направленная на устранение сопряженных мышечного и эмоционального напряжения.

Телесно-ориентированная психотерапия - это группа методов, ориентированных на изучение чувств, влечений, желаний, потребностей, выраженных в форме телесных ощущений, конечная цель которой состоит в разработке более конструктивных подходов к разрешению конфликтов (Старшенбаум Г.В. Групповой психотерапевт. М.: Директ-медиа. 2011). Возникновение жизненных трудностей приводит к возникновению сопряженных мышечного и эмоционального зажимов, которые устраняются с помощью выполнения упражнений телесно-ориентированной терапии. При этом упражнения могут быть различными. Главным с точки зрения достижения результата является устранение мышечно-эмоциональный зажимов.

Например, известны следующие упражнения телесно-ориентированной терапии (Старшенбаум Г.В. Групповой психотерапевт. М.: Директ-медиа. 2011):

- упражнение «высвобождение шума» состоит в том, что пациент издает «любые странные или детские звуки, которые просятся наружу, особенно те, которые запрещались в детстве»;

- упражнение «крик» - пациент набирает полную грудь воздуха, закрывает ладонями рот и кричит изо всех сих до состояния полного опустошения;

- упражнение «снятие зажима» - пациент садится в неудобную позу, сосредотачивает внимание на мышечном зажиме и расслабляет его усилием воли.

Ключевым аспектом телесно-ориентированной терапии при лечении лиц, страдающих неврозом, является обучение больного достижению полного расслабления при условии возникновения жизненных трудностей.

Кроме того, проводимая нами комплексная терапия включает психофармакологическую терапию, подбираемую с учетом ведущего психопатологического синдрома.

Известно, что основными задачами психофармакотерапии являются купирование продуктивной психопатологической симптоматики и сдерживание прогредиентности эндогенного процесса. Выбор психотропных препаратов в каждом конкретном случае обусловлен наличием ведущего психопатологического синдрома (Давыдов А.Т., Агишев В.Г. Стратегия и тактика выбора методов лечения в психиатрической практике (роль и место психофармакотерапии). Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии. Том 3/2004/4, стр. 42-54).

В результате проведенных исследований нами было показано, что частота проведения каждого компонента, составляющего комплексное психотерапевтическое воздействие, зависит от вида невроза.

Так, частоту занятий арт-терапии и ТОП выбирают с учетом вида невроза, а именно:

в случае неврастении групповые занятия по арт-терапии проводят один раз в неделю, индивидуальные занятия арт-терапии - один раз в неделю, сеансы ТОП - два раза в неделю;

в случае невроза навязчивых состояний групповые занятия по арт-терапии проводят два раза в неделю, индивидуальные занятия арт-терапии - два раза в неделю, сеансы ТОП - один раз в неделю;

в случае истерического невроза групповые занятия по арт-терапии проводят один раз в неделю, индивидуальные занятия арт-терапии - два раза в неделю, сеансы ТОП - один раз в неделю.

Например, при неврастении в один и тот же день проводят процедуру ТОП и индивидуальной арт-терапии в любой последовательности, а затем через 1-2-3 дня - вторую процедуру ТОП и групповой арт-терапии. Либо проводить процедуры в последовательные дни: в один день - ТОП, во второй - групповая (или индивидуальная) арт-терапия, в третий - ТОП, в четвертый - индивидуальная (или групповая) арт-терапия. Аналогичным образом можно распределить процедуры и при неврозе навязчивых состояний и при истерическом неврозе.

В процессе проведения комплексного психотерапевтического воздействия при выявлении улучшения состояния пациента, повторно проводят оценку РДО. Оценка РДО необходима для того чтобы объективизировать ощущение психотерапевта относительно улучшения состояния пациента. Оптимальным является проведение повторной оценки РДО пациента после каждой недели проведения психотерапевтических воздействий. При этом вычисляют величину отношения средней величины ошибок запаздывания к средней величине ошибок упреждения, получая тем самым величину У.

В том случае, если динамика изменения величин У в трех соседних измерениях РДО стремится к единице, курс комплексного психотерапевтического воздействия завершают; в противном случае - курс комплексного психотерапевтического воздействия продолжают.

Используемые нами схемы лечения дополнительно могут включать упражнения кундалини-йоги. Опыт показывает, что именно такие упражнения позволяют добиться максимального мышечного и эмоционального расслабления и дополняют психотерапевтические методики - арт-терапию и телесно-ориентированную терапию. При этом именно кундалини-йога не вызывает сложности в выполнении у рассматриваемой группы больных, которые могут находиться в различной физической форме. Суть этих упражнений заключается в выполнении дыхательных упражнений и медитации.

Для подтверждения работоспособности разработанной методики, нами были исследованы пациенты с различными формами невроза. При этом пациенты были разделены на группы в зависимости от воздействия.

Группа 1 (7 пациентов, из которых у 4 была неврастения, у 2 был невроз навязчивых состояния, у одного - истерический невроз) - коррекцию проводили разработанным нами способом.

Группа 2 (6 пациентов, из которых у 4 была неврастения, у одного был невроз навязчивых состояния, у одного - истерический невроз) - коррекцию проводили способом-прототипом.

Группа 3 (5 пациентов, из которых у 4 была неврастения, у одного был невроз навязчивых состояния) - коррекцию проводили разработанным нами способом, но психотерапия вместо арт-терапии включала рациональную терапию.

Группа 4 (6 пациентов, из которых у 4 была неврастения, у 2 был невроз навязчивых состояния) - коррекцию проводили разработанным нами способом, но длительность комплексного психотерапевтического воздействия определяли субъективно (то есть без оценки РДО).

Группа 5 (6 пациентов, из которых у 4 была неврастения, у двух был невроз навязчивых состояния) - коррекцию проводили разработанным нами способом, но режим воздействия, а именно количественные значения, были иные.

Сравнение результатов исследования показали следующие результаты спустя год после курса коррекции.

В группе 1 - 94% больных были в стабилизированном состоянии, работали или продолжали учебу, две пациентки вышли замуж. Измерение показателя У спустя год только в группе 1 составило 0,94±0,3, что соответствовало балансу в нервной системе, то есть уравновешенным процессам возбуждения и торможения. Данный вывод был также подтвержден на основании обследования неврологом. Пациенты группы 1 отмечали наличие нормального сна и аппетита. Кроме того, пациенты группы 1 отметили, что смогли справиться с возникающими нервозными состояниями на фоне стрессовых ситуаций.

В группах 3 и 5 по 1 пациенту в процессе лечения отказалось от прохождения курса коррекции.

В группе 2 - у 2 пациентов в течение года наблюдения несколько раз повторялись панические атаки на фоне стрессовых ситуаций, у 2 пациентов в течение года отмечались в результате стрессовых ситуаций длительные нарушения сна, требующие приема соответствующих препаратов.

В группе 3 - у 4 пациентов в течение года в ответ на стрессовую ситуацию возникали длительные (от 3 дней и более) головные боли или нарушался сон, что требовало приема соответствующих препаратов. Один пациент в результате увольнения с работы начал злоупотреблять алкоголем.

В группе 4 - 3 пациента через 15±4 дней после завершения курса коррекции повторно обратились за психотерапевтической помощью в связи с вновь нарастающей симптоматикой.

В группе 5 - у 2 пациентов в течение года отмечались в результате стрессовых ситуаций длительные нарушения сна и головные боли, требующие приема соответствующих препаратов. Одна пациентка развелась с мужем на фоне развившегося ожирения (в течение года на фоне стрессовых ситуаций у пациентки изменился аппетит, что проявилось в увеличении ИМТ с 27,5 до 32).

В целом, наблюдение за всеми больными в течение от года и более (3 пациента наблюдаются в течение 2 лет, 3 пациента наблюдаются в течение года), позволяет констатировать тот факт, что только пациенты группы 1 в течение от года и более (период наблюдения в настоящее время составляет 3 года) смогли сохранить достигнутое в результате коррекции состояние - все пациенты в указанный период продолжают учиться и работать, семейное положение у всех сохранено. Все пациенты отмечают удовлетворенность жизнью.

Пример.

Пациентка А., 40 лет. Диагноз установленный неврологом поликлиники «неврастения». Имеет высшее образование, работает учителем в школе. На грани развода. Имеет сына 11 лет.

Обратилась в реабилитационный центр, мотивировав это желанием сохранить брак.

Жалобы: «невыносимая» усталость, снижение жизненного тонуса, упадок сил, разбитость. Все раздражает, даже тиканье часов в спальне. Мучают постоянные головные боли напряжения. Бессонница. На фоне повышенной раздражительности испортились отношение с мужем. Муж предлагает развестись. Со слов пациентки раздражительность появилась после появления подозрения на измену мужа.

Психологическое тестирование пациентки, беседа, подтвердили диагноз. Принято решение начать курс комплексной психотерапии.

До начала курса комплексного психотерапевтического воздействия и в процессе комплексного психотерапевтического воздействия, выполняли оценку реакции на движущийся объект (РДО).

Комплексное психотерапевтическое воздействие включало: приемы арт-терапии, путем использования приемов изобразительного творчества, реализуемые на групповых и индивидуальных занятиях; приемы телесно-ориентированной психотерапии (ТОП), направленной на устранение сопряженного мышечного и эмоционального напряжения; психофармакологическую терапию, подбираемую с учетом ведущего психопатологического синдрома. При этом, в связи с тем, что пациента страдала неврастенией, групповые занятия по арт-терапии проводились один раз в неделю, индивидуальные занятия арт-терапии - один раз в неделю, сеансы ТОП - два раза в неделю.

Через две недели комплексной психотерапии состояние пациентки стабилизировалось. Она отметила, что стала более уравновешенной в общении дома и на работе. Стала посещать бассейн. В связи с этим было принято решение провести повторную оценку РДО. После чего психотерапия была продолжена. Через неделю на фоне стабильного состояния пациентки, вновь было проведено тестирование РДО.

Сравнение результатов вычисления величины У, показали следующее. До начала лечения У составлял 0,5 у.е., спустя две недели 0,6, а через неделю - 0,6.

Хотя субъективно отмечалось улучшение состояния пациентки, полученные результаты не позволили сделать вывод о возможности завершения курса. Психотерапия была продолжена. Далее оценку РДО выполнили дважды в течение двух недель, в результате вычислены величины У: 0,7 и 0,9. Полученные результаты, позволили сделать вывод об уравновешенности процессов возбуждения и торможения. Принято решение завершить курс психотерапии.

Пациентка была повторно обследована через 5 месяцев, 8 месяцев и через 13 месяцев. Обследование включало проведение оценки РДО и вычисление величины У. Были получены следующие значения: 0,8; 0,9; 0,9. Это свидетельствовало о сохранении уравновешенности процессов возбуждения и торможения. Обсуждение с пациенткой ее состояния через год после завершения курса психотерапии, выявило, что она отмечает сохранение достигнутых результатов, ощущает себя уравновешенной, успешно справляется с приступами возникающей нервозности. Брак сохранен. Семья завела собаку.

1. Способ психотерапевтической коррекции неврозов,

включающий проведение курса комплексного психотерапевтического воздействия, отличающийся тем, что длительность курса комплексного психотерапевтического воздействия определяют на основании результатов оценки реакции на движущийся объект (РДО), проводимой до начала курса комплексного психотерапевтического воздействия и в процессе комплексного психотерапевтического воздействия;

комплексное психотерапевтическое воздействие включает:

приемы арт-терапии, путем использования приемов изобразительного творчества, реализуемые на групповых и индивидуальных занятиях;

приемы телесно-ориентированной психотерапии (ТОП), направленной на устранение сопряженного мышечного и эмоционального напряжения;

психофармакологическую терапию, подбираемую с учетом ведущего психопатологического синдрома;

причем частоту занятий арт-терапии и ТОП выбирают с учетом вида невроза, а именно:

в случае неврастении групповые занятия по арт-терапии проводят один раз в неделю, индивидуальные занятия арт-терапии - один раз в неделю, сеансы ТОП - два раза в неделю;

в случае невроза навязчивых состояний групповые занятия по арт-терапии проводят два раза в неделю, индивидуальные занятия арт-терапии - два раза в неделю, сеансы ТОП - один раз в неделю;

в случае истерического невроза групповые занятия по арт-терапии проводят один раз в неделю, индивидуальные занятия арт-терапии - два раза в неделю, сеансы ТОП - один раз в неделю;

оценку реакции на движущийся объект (РДО) проводят путем предъявления пациенту объекта с циферблатом с размещенной меткой и точечным объектом, выполненным с возможностью передвижения по окружности,

причем в момент предполагаемого совпадения движущегося точечного объекта с меткой пациент фиксирует положение точечного объекта относительно метки, при этом движение точечного объекта по окружности продолжается без остановки, в момент фиксации положения точечного объекта вычисляют ошибку несовпадения положений точечного объекта и метки - время ошибки запаздывания или упреждения, описанную процедуру повторяют 12 раз, после чего определяют среднюю величину ошибок запаздывания и среднюю величину ошибок упреждения, при этом первые три измерения не учитывают,

вычисляют величину отношения средней величины ошибок запаздывания к средней величине ошибок упреждения, получая тем самым величину У,

в том случае, если динамика изменения величин У в трех соседних измерениях РДО стремится к единице, курс комплексного психотерапевтического воздействия завершают;

в противном случае - курс комплексного психотерапевтического воздействия продолжают.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что в качестве объекта с циферблатом с размещенной меткой используют стрелочный секундомер, одно деление которого равно 0,01 сек.

3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что объект с циферблатом с размещенной меткой представляют на экране монитора ПК или сенсорного устройства, при этом вычисление среднего значения и показателя У осуществляется автоматически.

4. Способ по п. 1, отличающийся тем, что при измерении РДО первые три измерения не учитывают при вычислении среднего значения.

5. Способ по п. 1, отличающийся тем, что дополнительно в течение недели, в дни, когда не проводится психотерапия, выполняют упражнения кундалини-йоги.

6. Способ по п. 1, отличающийся тем, что дополнительно больной посещает приют для бездомных животных, осуществляя за ними уход.

7. Способ по п. 1, отличающийся тем, что дополнительно проводится иппотерапия.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к медицине, а именно к хирургии, и может быть использовано для контроля положения пункционной иглы в эпидуральном пространстве при проведении трансфораминальной эпидуральной блокады.

Изобретение относится к области медицинской техники и предназначено для пробуждения пользователя. Электрическая кровать содержит корпус кровати, планки кровати, устройство пробуждения, часы и главный блок управления, причем главный блок управления электрически соединен с устройством пробуждения и часами и выполнен с возможностью хранения времени пробуждения.
Изобретение относится к психофизиологии и может быть использовано в качестве оздоровительных мероприятий. Для этого осуществляют формулировку проблемы, расслабление всех мышц тела, концентрацию части внимания на части тела с дискомфортным ощущением при одновременной деконцентрации другой части внимания на ощущении всего тела в течение всего процесса саморегуляции до момента исчезновения дискомфортных ощущений.

Изобретение относится к области медицины, а именно, к гигиене питания, и может быть использовано при оценке пищевой и биологической ценности рациона питания путем определения индекса полноценности химического состава суточного рациона питания (ИПРП).

Изобретение относится к медицине, а именно к восстановительной медицине, физиотерапии, и может быть использовано для лечения профессионального стресса. Для этого накладывают катоды на область лба, аноды на сосцевидные отростки.
Изобретение относится к психофизиологии и может быть использовано при проведении психоэмоциональной и физической саморегуляции. Для этого формулируют проблему, выделяют короткий фрагмент проблемы, вызывающий наибольшее напряжение, представляют образ короткого фрагмента проблемы с его чувственно-визуальной ассоциацией с частью тела.

Изобретение относится к развивающей и коррекционной педагогике, точнее к способу психолого-педагогической диагностики. Игровой набор психолог состоит из семи модулей игровых средств, двух досок-основ, мобильного стеллажа, в котором размещаются игровые модули, методических рекомендаций с возможностью работать с деталями из каждого модуля отдельно либо одновременно использовать детали из разных наборов, позволяющих организовать игру детей.
Изобретение относится к области психотерапии и может быть использовано при реабилитации или лечении лиц, страдающих зависимостью от различных видов психоактивных веществ.

Изобретение относится к системе формирования и поддержания необходимой работоспособности операторов (ФИПРО), физиологии труда, инженерной психологии и может быть использовано для восстановления работоспособности путем коррекции функционального состояния человека-оператора.

Изобретение относится к медицине, в частности к нейрореанимации для лечения пациентов, находящихся в разных стадиях сохранения сознания. Способ повышения уровня сознания у пациентов с длительными нарушениями сознания заключается в определении температуры коры больших полушарий головного мозга путем регистрации мощности собственного электромагнитного излучения глубоких тканей в СВЧ-диапазоне от 2 до 7 ГГЦ на глубине 4-7 см от поверхности кожи в 18 точках, по 9 в каждом полушарии, соответствующих нейрофизиологической карте Клейста, и расчета значений температуры в указанных точках, определяют максимальную разницу температур ΔТ между более теплыми и холодными областями коры больших полушарий, после чего принимают решение о коррекции нарушений температурного баланса головного мозга путем сеансов краниоцеребральной гипотермии продолжительностью 60-120 минут, при этом сеансы краниоцеребральной гипотермии проводят ежедневно, измерение температуры в точках коры головного мозга дополнительно проводят непосредственно после сеанса краниоцеребральной гипотермии и каждые 15 минут после сеанса краниоцеребральной гипотермии до возвращения исходной температуры головного мозга, фиксируют динамику изменения неврологического статуса путем определения уровня температурной гетерогенности, при увеличении разницы температур ΔТ коры больших полушарий не менее чем на 1,2°C и повышении уровня сознания пациента из вегетативного состояния на уровень минимального, малого или ясного сознания проводят дополнительные ежедневные процедуры краниоцеребральной гипотермии, после чего курс заканчивают.
Наверх