Кормовая оконечность несамоходного судна

Изобретение относится к области судостроения и касается конструкции кормовой оконечности несамоходных судов, эксплуатируемых способом толкания. Кормовая оконечность несамоходного судна выполнена с рецессом, образованным бортовыми упорами и кормовой транцевой стенкой корпуса судна. На транцевой стенке корпуса между бортовыми упорами шарнирно закреплено поворотное устройство. Жесткий остов устройства включает днищевый и бортовые участки, а на его верхней поверхности установлены объемные упругие массивы. На каждом из бортовых упоров закреплен механизм для выполнения поворота устройства и его удержания в рабочем положении. Технический результат заключается в улучшении мореходных качеств толкаемого состава. 1 з.п. ф-лы, 7 ил.

 

Предполагаемое изобретение относится к судостроению и может быть использовано при создании несамоходных судов для толкаемых составов, главным образом смешанного «река-море» плавания.

Вначале об отличительных особенностях толкаемых составов смешанного «река-море» плавания. Обзор по таким составам дан в статье1) (1) Б.А. Атлас, М.И. Войников, А.Д. Гофман, А.К. Иванов, В.В. Немцев, П.Н. Крюков, К.В. Слатин. Толкаемые составы смешанного «река-море» плавания - решение важнейших проблем водного транспорта России // Судостроение, 2010, №3, С. 18-22.), где, в частности, на рис. 2, 3 и 4 представлены варианты выполнения составов. Принято, что кормовую оконечность несамоходного судна, входящего в состав, целесообразно выполнять с рецессом, образованным бортовыми упорами. Носовая оконечность толкающего судна при этом размещается между упорами и крепится к ним шарнирно с помощью бортового счального устройства, размещенного на толкаче2) (2) Н.А. Мытник Современное состояние и перспективы развития морских составных судов // Судостроение, 2009, №3, С. 11-16.). Концевой элемент счального устройства (башмак) в рабочем положении находится в вертикальном пазу, который выполняется в стенке бортового упора.

Известен судовой толкаемый состав (патент RU №2096244, кл. В63В 21/56), который включает несамоходное судно, выполненное с кормовыми бортовыми упорами между которыми размещается носовая часть толкача. Счальное устройство включает гак, установленный в носовой оконечности толкача с возможностью перемещения по вертикали, и П-образную скобу, закрепленную на палубе несамоходного судна в его диаметральной плоскости (ДП). Кормовые бортовые упоры несамоходного судна не имеют связи с толкачем, они лишь ограничивают его перемещение по ширине. Такая схема счала толкача и несамоходного судна не является характерной для толкаемых составов «река-море» плавания (см. выше); кормовая оконечность несамоходного судна в этом случае может рассматриваться лишь как отдаленный прототип.

Наиболее близкой по конструктивной схеме к заявленному техническому решению является кормовая оконечность несамоходного судна (баржи), входящего в толкаемый состав, представленный в следующем изобретении (а.с. №418374, кл. В63В 21/56). Оконечность этой баржи заканчивается двумя бортовыми упорами (по оригиналу - «обтекателями»), образующими рецесс (по оригиналу - «кормовую нишу»). Бортовые упоры жестко закреплены на транцевой кормовой стенке корпуса баржи. Связь толкача с баржей при движении в морских условиях обеспечивается с помощью бортовых захватов, установленных на толкаче и удерживающих балки, установленные на бортовых упорах баржи. При этом носовая оконечность толкача находится в объеме рецесса.

Из конструктивной схемы толкаемого состава по а.с. №418374 следует, что в объеме рецесса, между носовой оконечностью толкача и кормовой транцевой стенкой корпуса несамоходного судна не устанавливается устройство для спрямления обтекающего потока воды за корпусом несамоходного судна. Это является недостатком рассмотренного изобретения.

Техническая задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, заключается в спрямлении обтекающего потока воды за транцевой кормовой стенкой корпуса несамоходного судна и улучшения за счет этого мореходных качеств толкаемого состава.

Поставленная задача достигается тем, что в кормовой оконечности несамоходного судна, выполненной с рецессом, образованным бортовыми упорами, служащими для присоединения толкача, и кормовой транцевой стенкой корпуса несамоходного судна, согласно изобретению на кормовой транцевой стенке корпуса, между бортовыми упорами, шарнирно закреплено поворотное устройство для спрямления обтекающего водного потока за транцевой стенкой, причем остов этого устройства выполнен жестким, а на его верхней поверхности закреплены объемные упругие массивы. Кроме того, на каждом из бортовых упоров размещен механизм, предназначенный для выполнения поворота устройства и его удержания в рабочем положении.

Предполагаемое изобретение поясняется чертежом.

На фиг. 1 дан вид сверху толкаемого состава, состоящего из несамоходного судна (показано с вырывом) и толкача.

На фиг. 2 представлен вид сбоку состава, показанного на фиг. 1. Принято, что в этом случае несамоходное судно имеет полную загрузку и, соответственно, осадку по конструктивную ватерлинию (КВЛ). Также показано положение основной плоскости (ОП) несамоходного судна.

На фиг. 3 дан вид сбоку толкаемого состава (у несамоходного судна показана только кормовая оконечность) при порожнем состоянии баржи (соответствующая ватерлиния - ВЛ). Осадка толкача считается постоянной.

На фиг. 4 изображен вид сбоку кормовой оконечности несамоходного судна при его осадке по КВЛ. Штриховой линией показан контур невидимой части поворотного устройства.

На фиг. 5 представлен вид сверху кормовой оконечности несамоходного судна согласно фиг. 1; носовая оконечность толкача показана условно (штрих-пунктирной линией). Между бортовыми упорами изображено поворотное устройство.

На фиг. 6 дан вид по А фиг. 5 с показом штрих-пунктирной линией вертикального сечения корпуса толкача в месте расположения свободного (торцевого) края поворотного устройства.

На фиг. 7 изображены ряд теоретических шпангоутов, характеризующих форму поверхности бортового упора, расположенного по левому борту. Следы плоскостей этих шпангоутов отмечены на фиг. 5 отрезками, имеющими обозначения: а, 6, в, г, д.

Кормовая оконечность несамоходного судна 1 включает бортовые упоры 2, которые вместе с транцевой стенкой 3 корпуса судна 1 образуют рецесс (нишу) (фиг. 1). В объеме рецесса размещается носовая часть толкача 4 (толкающего судна), который с помощью бортовых шарнирных счалов 5 крепится к упорам 2. (В качестве толкающего судна может быть и другое несамоходное судно, входящее в толкаемый состав).

Между упорами 2 размещено поворотное устройство 6, предназначенное для спрямления обтекающего судно 1 потока воды на участке за транцевой стенкой 3. Устройство 6 с помощью шарнира 7 закреплено на стенке 3 (фиг. 1, 5). Поворот устройства 6 вокруг оси «О-О» и его удержание выполнияются с помощью механизма 8, закрепленного на упоре 2 (фиг. 1). Для связи механизма 8 с устройством 6 может быть использован, например, трос (условно не отмечен).

Бортовые участки жесткого остова (условно не выделен) устройства 6 прилегают к стенке упора 2.

На верхней поверхности устройства 2 закреплены объемные упругие массивы 9 (фиг. 1, 5, 6); посредством массивов 9 передается силовое воздействие от толкача 4 на остов устройства 6 и наоборот.

Предлагаемое техническое решение по кормовой оконечности несамоходного судна 1 используется следующим образом.

В процессе формирования состава устройство 6 с помощью механизмов 8 поворачивается вокруг оси «О-О» вниз (опускается его свободный край) настолько, чтобы толкач 4 смог беспрепятственно войти в объем рецесса между упорами 2. Затем толкач 4, с помощью счалов 5, крепится к бортовым упорам 2.

После установки толкача 4 в «штатном» положении относительно судна 1 устройство 6, с помощью механизмов 8, поворачивается вокруг оси «О-О» вверх до положения, при котором упругие массивы 9 упираются в корпус толкача 4 (фиг. 1). Устройство 6 при движении состава может занимать, например, положение, показанное на фиг. 2 (при осадке судна 1 по КВЛ) или положение, показанное на фиг. 3 (при порожнем судне 1).

При движении состава, за счет действия устройства 6, исключается образование вихрей в объеме (на участке) между стенкой 3 корпуса судна 1 и носовой оконечностью толкача 4; иначе говоря, поверхность остова устройства 6 спрямляет поток воды на отмеченном участке. За счет этого уменьшается сопротивление воды движению состава, а в условиях ветрового волнения также уменьшается воздействие волн на толкач 4 и, как следствие, уменьшается нагрузка на счал 5. Использование устройства 6 позволяет, в целом, улучшить мореходные (навигационные) качества толкаемого состава «река-море» плавания.

В случае буксировки несамоходного судна 1 устройство 6 позволяет «создать» за транцевой стенкой 3 корпуса судна 1 обтекаемый объем в подводной части (фиг. 4). При этом днищевой кормовой край остова устройства 6 целесообразно устанавливать на уровне свободной поверхности воды.

1. Кормовая оконечность несамоходного судна с рецессом между бортовыми упорами, служащими для присоединения толкающего судна, отличающаяся тем, что на кормовой транцевой стенке корпуса несамоходного судна между бортовыми упорами шарнирно закреплено поворотное устройство для спрямления обтекающего корпус потока воды на участке за транцевой стенкой, при этом остов устройства выполнен жестким и на его верхней поверхности закреплены объемные упругие массивы.

2. Кормовая оконечность несамоходного судна по п. 1, отличающаяся тем, что на каждом из бортовых упоров установлен механизм для выполнения поворота устройства и его удержания в рабочем положении.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области буксировки объектов, в частности к устройствам, входящим в состав буксирной линии при буксировке в кильватер. Буксирная линия включает буксирный синтетический канат, одеваемый на канат утяжелитель расчетной массы, состоящий из соединяемых между собой половинок с нарезными желобами на внутренних поверхностях, прокладку, наматываемую на канат при сборке утяжелителя, обухи, установленные на одной из половинок на ее наружной цилиндрической части.

Изобретение относится к области водного транспорта, а именно к транспортированию грузов через покрытые льдом акватории. Предложен способ буксирования ледоколом каравана подводных лихтеров, характеризующийся тем, что буксирную линию в оконечности ледокола-буксировщика закрепляют ниже ватерлинии в его кормовой килевой части, а в оконечности буксирной линии прикрепляют работающий пассивно или активно в противоход ледоколу-буксировщику подводный беспилотный буксир, обеспечивающий натяжение для выравнивания в кильватер буксирной линии и возможность резкого снижения скорости движения, остановки или заднего хода.

Изобретение относится к области кораблестроения, касается буксировки подводной лодки и может быть использовано как для плановой, так и аварийной буксировки подводной лодки в морских условиях.

Изобретение относится к области судостроения и касается управления буксировочной линией. Предложены устройство (1) управления буксировочной линией и способ приведения в действие этого устройства, в которых устройство (1) управления буксировочной линией расположено в палубе (4) судна и содержит по меньшей мере два буксировочных штыря (6), выполненных с возможностью перемещения между пассивным положением и по меньшей мере одним активным положением, причем зазор между двумя буксировочными штырями (6) перекрывается мостиком (12), по меньшей мере, когда буксировочные штыри (6) находятся в одном из своих активных положений, при этом между двумя буксировочными штырями (6) расположен нижний ограничитель (18), который может перемещаться между пассивным положением и по меньшей мере одним активным положением, причем нижний ограничитель (18) размещен таким образом, что нижний ограничитель (18) и буксировочные штыри (6), в целом, расположены в плоскости, перпендикулярной основной продольной оси буксировочной линии (24), направляемой между ними.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к многокорпусным судам. Предложено судно, состоящее из множества корпусов, скрепленных между собой последовательно с помощью шарнирных соединений, представляющих собой выпуклую поверхность в виде шарового сегмента в носовой части и вогнутую поверхность в виде шарового сегмента в кормовой части судна, которые свободно входят друг в друга и закрепляются с помощью стержня и фиксирующего устройства.

Изобретение относится к области судостроения и касается буксирных судов, предназначенных для вождения на воде плавучих средств, в частности понтонов. Предложен катер буксирно-моторный, который содержит корпус, рубку, механическую установку, состоящую из одного или двух параллельно расположенных двигателей, валопровод, движительно-рулевой комплекс и тросовое устройство.

Группа изобретений относится к системам энергопитания, снабжающим суда электроэнергией. Модуль для производства электрической энергии для основного судна 1 обеспечивает подачу энергии, необходимой для передвижения основного судна 1.

Изобретение относится к области водного транспорта и может быть использовано при проектировании, строительстве и эксплуатации судов. Судно переднеприводное с аэродинамической разгрузкой выполнено продольно-сочлененным, двухкорпусным.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к барже-буксирным составам. Предложен барже-буксирный состав из буксира-толкача (БТ) и баржи, состыкованных посредством автоматического сцепного устройства.

Изобретение относится к области судостроения и касается эксплуатации судов в ледовых условиях. При ледовом плавании судов ледового и неледового класса предварительно суда неледового класса размещают в суда-доки ледового класса, после чего все суда ледового класса вместе с ледоколом соединяют в кильватерную колонну «в упор» введением носовой части судна в кормовую выемку впереди идущего судна и стыковки с помощью унифицированного стыковочного узла.

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано при постройке и модернизации морских быстроходных однокорпусных моторных судов, использующих серфирующее скольжение на водной подушке с глубоко погруженным водоизмещающим опорным элементом.

Изобретение относится к амфибийным транспортным средствам. Амфибийное транспортное средство высокой проходимости содержит водоизмещающий корпус, силовую установку, движители, которые выполнены с возможностью подъема и опускания их относительно корпуса.

Изобретение относится к области судостроения, а именно к носовому крыльевому устройству для судов на подводных крыльях. Устройство содержит стартовое крыло (1) V-образной формы, расположенное под стартовым крылом ходовое крыло (2) V-образной формы, включающее боковые части (6) и центральную часть (5), имеющую больший угол килеватости по отношению к боковым частям, и крепежные стойки (3, 4) для соединения стартового крыла (1) и ходового крыла (2) с корпусом (8) судна.

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано для проектирования корпусов судов с возможностью осуществления погрузочно-разгрузочных операций на необорудованном побережье, десантных кораблей и в решении задач освоения ресурсов шельфа.

Изобретение относится к области судостроения и касается проектирования однокорпусных быстроходных судов. Судно содержит вытянутый вдоль диаметральной плоскости корпус с плавными криволинейными обводами подводной части корпуса и с наибольшей шириной конструктивной ватерлинии в кормовой части.

Изобретение относится к судостроению и касается конструкции выкружек, смещенных к бортам гребных валов в кормовой оконечности надводных однокорпусных водоизмещающих быстроходных судов.

Изобретение относится к области судостроения, а именно к судам, имеющим возможность движения как в режиме надводного хода, так и при полном погружении в режиме подводного хода, предназначенным преимущественно для прогулочных и экскурсионных целей.

Изобретение относится к судостроению и касается проектирования скоростных судов на сжатом пневмопотоке с плазменно-паровой каверной под днище и с улучшенными гидродинамическими и мореходными качествами, в особенности маломерных судов на воздушной подушке.

Изобретение относится к области судостроения и касается конструкции кормовой оконечности однокорпусных водоизмещающих быстроходных судов. Кормовая оконечность транцевого типа формируется таким образом, что нижняя кромка транца выполняется в виде двойной арки с минимумом в ДП, двумя симметричными минимумами у бортов и двумя симметричными максимумами на расстоянии 0,25-0,6 ширины по КВЛ на транце.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к проектированию обводов носовой оконечности корпуса судна. Носовая оконечность корпуса судна содержит обтекатель палубы.
Наверх