Колодка дискового тормоза



Колодка дискового тормоза
Колодка дискового тормоза
Колодка дискового тормоза
Колодка дискового тормоза

Владельцы патента RU 2710132:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Горский государственный аграрный университет" (RU)

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано при производстве фрикционных колодок дисковых тормозов автомобилей. При торможении к вращающемуся диску силовым гидроцилиндром, находящимся в плавающей скобе, прижимается фрикционная накладка колодки дискового тормоза, в которой выполнены канавки для отвода продуктов износа с кольцевой поверхности трения накладки и тормозного диска. Изобретение позволяет повысить стабильность, эффективность, долговечность и работоспособность колодки дискового тормоза за счет выполнения канавки или канавок фрикционных накладок с наклоном 45° к продолжению радиуса, проходящего через ось вращения тормозного диска. Благодаря конструктивному исполнению фрикционной накладки колодки с канавками, которые выполнены с углом наклона к продолжению радиуса, проходящего через ось вращения тормозного диска, обеспечивается отвод продуктов износа с трущихся поверхностей на периферию, с последующим их удалением с поверхности вращающегося тормозного диска, и тем самым повышается стабильность, работоспособность и долговечность дискового тормоза. 2 ил.

 

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано при производстве фрикционных колодок дисковых тормозов автомобилей.

Известна колодка дискового тормоза, состоящая из стального каркаса и фрикционной накладки, в которой выполнена канавка (паз), служащая для различных целей: сохранения гибкости колодки (RU 2154207), устранения скрипа (RU 2098686), снижения напряжения в накладке (RU 2640381) и др.

Во время торможения кинетическая энергия автомобиля превращается в процессе работы тормозного механизма в теплоту [1; 2], что приводит к нагреву тормозного диска и колодок. При этом происходит износ фрикционных накладок колодок и кольцевой поверхности трения тормозного диска. Возникает необходимость удаления продуктов износа с трущихся поверхностей для обеспечения стабильности торможения.

Аналогом заявляемого технического решения является (RU 2454576) в котором для устранения продуктов износа предложено выполнить во фрикционной накладке колодки дискового тормоза продольные прямоугольные канавки, названные углублениями.

Недостатком аналога является продольное прямоугольное выполнение канавки во фрикционной накладке колодки дискового тормоза, которое затрудняет вывод из нее продуктов износа, так как они прижимаются центробежными силами инерции к стенкам продольных канавок.

Наиболее близким к заявленному изобретению аналогом взятому в качестве прототипа, является колодка дискового тормоза автомобилей ВАЗ [3; 4] и др., состоящая из стального каркаса и фрикционной накладки, в которой выполнена вертикальная канавка, служащая для отвода продуктов износа.

Недостатком прототипа является вертикальное выполнение канавки во фрикционной накладке колодки дискового тормоза, которое не обеспечивает максимально возможное очищение тормозного механизма от продуктов износа.

Задачей изобретения является повышение стабильности, эффективности, долговечности и работоспособности колодки дискового тормоза путем увеличения очищающей способности тормозных колодок за счет выполнения канавки или канавок фрикционных накладок с наклоном к радиальной линии, исходящей из центра вращения диска, для уменьшения сопротивления трения частичек продуктов износа о стенки канавки при их выдавливании на поверхность вращающегося диска и удаляемых с нее центробежными силами инерции самих частичек.

Согласно изобретению, в дисковом тормозе, смонтированном на поворотном кулаке, установленную на нем подвижную скобу, охватывающую тормозной диск, которая может перемещаться параллельно оси вращения тормозного диска (плавающая скоба), две колодки, закрепленные на поворотном кулаке и размещенные в скобе, из которых левая колодка, близкая к колесу автомобиля неподвижна относительно скобы, что позволяет перемещаться ей вместе со скобой, а правая колодка дискового тормоза перемещается под действием силового гидроцилиндра, расположенного в правой части скобы, зажимая тормозной диск между левой и правой колодками при торможении, канавки накладок выполнены с наклоном к радиальной линии, исходящей из центра вращения диска.

При равномерном вращении тормозного диска с угловой скоростью ω на каждую частицу продуктов износа, попавшую на поверхность диска, будет действовать центробежная сила инерции, направленная радиально от оси вращения диска, равная [5]

где m - масса частицы, кг; ρ - текущий радиус (радиус расположения частицы от оси вращения), м; ω - угловая скорость вращения тормозного диска (колеса автомобиля), 1/с.

Так как в равенстве (1) при принятом режиме вращения диска m и ω2 постоянны, то его можно записать как

где А - коэффициент пропорциональности, равный А=mω2.

Из выражения (2) следует, что выполнение канавок с наклоном к радиальному направлению позволит использовать центробежные силы инерции для лучшего очищения дискового тормоза от продуктов износа, которое достигается за счет уменьшения сил трения об стенки канавок.

Выполнение днищ канавок во фрикционной накладке колодок дискового тормоза с галтелями, облегчит их очищение от продуктов износа.

Выполнение канавок фрикционной накладки колодки дискового тормоза с наклоном уменьшит возможность возникновения скрипа тормозов.

Теоретическими и экспериментальными исследованиями барабанных и дисковых тормозов автомобилей и мотоциклов [1; 2 и др.] установлена основная причина возникновения скрипа тормозов - недостаточная жесткость основных элементов механизма, колодок и барабана или тормозного диска.

Выполнение стального каркаса колодки дискового тормоза достаточно жестким позволит устранить изгибные напряжения фрикционной накладки.

Выполнение каркаса из стального листа толщиной ≥5 мм методом холодной вырубки обеспечит прочность и параллельность плоскостей, необходимые для правильной работы колодки [6].

Выполнение каркаса колодок дискового тормоза и тормозного диска достаточно жесткими устранит возможность возникновения высокочастотных вибраций (скрип тормозов).

Практика эксплуатации дисковых тормозов и фрикционных сцеплений показала, что накладки со стороны воздействия нажимных устройств изнашиваются больше, чем со стороны колеса автомобиля или маховика [7].

Это вызвано с одной стороны тем, что в начале торможения происходит выборка зазоров между тормозным диском и фрикционными накладками колодок дискового тормоза. Продолжительность выборки зазора со стороны силового гидроцилиндра больше из-за сопротивлений перемещением деталей механизма и, следовательно, больше работа трения, изнашивающая фрикционную накладку колодки дискового тормоза.

С другой стороны, такое изнашивание фрикционных накладок колодок дискового тормоза с плавающей скобой характерно для них в процессе торможения. Следовательно, для увеличения пробега автомобиля с первоначально установленными колодками дискового тормоза и продуктивного использования фрикционных материалов, фрикционные накладки колодок дисковых тормозов со стороны силового гидроцилиндра должны быть толще.

Для обеспечения взаимозаменяемости, общая толщина обеих фрикционных накладок колодок дискового тормоза, как в случае одинаковых толщин, так и в случае разных, должна быть одинаковой [7].

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображен дисковый тормоз с плавающей скобой, которым оснащаются передние колеса всех отечественных легковых автомобилей (фиг. 1) [3; 4].

Дисковый тормоз передних колес отечественных автомобилей смонтирован на поворотном кулаке 5. Состоит из тормозного диска 1, прикрепленного к ступице 6 колеса, к которому при торможении прижаты левая 2 и правая 3 колодки, охваченные плавающей скобой 4, имеющей направляющие скосы, связанные с поворотным кулаком 5, по которым она перемещается параллельно оси вращения диска 1, зажимая диск 1 колодками 2 и 3, образуя на кольцевой поверхности трения, заключенной между наружным и внутренним радиусами фрикционной накладки, момент, увеличивающий силу трения между шинами заторможенного колеса и дорогой. Эта внешняя сила, называемая тормозной, возникает между колесом и дорогой в результате того, что тормозной механизм, препятствует его вращению.

Сила сопротивления воздуха, являющаяся естественным ограничителем скорости движения наземных транспортных средств [8], находится в квадратичной зависимости от скорости движения. После достижения 90…100 км/ч (25 27,8 м/с), мощность двигателя автомобиля затрачивается, главным образом, на преодолении резко возрастающих сил сопротивления воздуха. Поэтому за оптимальный режим движения примем 95 км/ч (26 м/с), исходя из которого, определим угол наклона канавок фрикционных накладок к радиальному направлению, воспользовавшись равенствами (1) и (2).

На массу продуктов износа, к примеру, m=0,0001 кг, на внутреннем rƒ = 0,21 м, среднем rm = 0,23 м и наружном Rƒ = 0,25 м радиусах ρ трения пары колодка - тормозной диск будут действовать центробежные силы инерции, определяемые по формуле (2)

IR=0,25A, H; IR-Ir=0,04A, H;

Im=0,23A, Н; Im-Ir=0,02A, H;

Ir=0,22A, H; Ir-Ir=0.

Сократив по правилам математики эти результаты на одну и ту же величину А, получим

IR-Ir=0,04 м;

Im-Ir=0,02 м;

Ir-Ir=0.

Эти результаты можно представить в виде прямоугольного треугольника с равными катетами IR-Ir и Rƒ-rƒ (фиг. 2).

У прямоугольного треугольника с равными катетами IR-Ir и Rƒ-rƒ угол х наклона равен 45°.

Воспользовавшись математическими таблицами [9], можем выразить угол наклона канавок для отвода продуктов износа и в радианах

x=45°=0,7854 рад.

Выполнение канавок во фрикционной накладке колодке дискового тормоза не повлияет на величину развиваемого им момента трения [10], хотя несколько увеличит удельное давление и износ накладок из-за сокращения площади соприкосновения накладки с тормозным диском.

Колодка 3 дискового тормоза работает следующим образом.

Силовой гидроцилиндр, размещенный в состоящей из частей скобе 4, охватывающей тормозной диск 1, смонтированной на поворотном кулаке 5 с возможностью перемещаться параллельно оси вращения диска 1, во время торможения воздействует на правую колодку дискового тормоза 3, прижимая ее к вращающемуся диску 1, к которому с левой стороны прижимается колодка 2, закрепленная на плавающей скобе 4.

При прижатии колодки 3 дискового тормоза к вращающемуся тормозному диску 1 происходит износ фрикционной накладки колодки 3 и кольцевой поверхности трения диска 1.

Образовавшиеся продукты износа нарушают стабильность, эффективность, долговечность и работоспособность дискового тормоза, для отвода которых во время свободного движения автомобиля, к примеру, со скоростью 95 км/ч, предложено во фрикционной накладке колодки 3 дискового тормоза выполнить канавки с наклоном к радиальному направлению. При этом выдавливаемые центробежными силами инерции по наклонным канавкам продукты износа на поверхность свободно вращающегося тормозного диска 1 отбрасываются на периферию, очищая кольцевую поверхность трения между колодкой 3 дискового тормоза и тормозным диском 1.

Выполнение канавок с наклоном во фрикционной накладке колодки 3 дискового тормоза, может одновременно с улучшением отвода продуктов износа, снизить или полностью устранить скрип тормозов.

Источники информации

1. Мамити Г.И. Проектирование тормозов автомобилей и мотоциклов. - Минск: Дизайн ПРО, 1997. - 112 с.

2. Мамити Г.И., Льянов М.С. Функциональный и прочностной расчет тормозов мотоцикла. - Владикавказ: Рухс, 2002. - 219 с.

3. Осепчугов В.В., Фрумкин А.К. Автомобиль: Анализ конструкций, элементы расчета. -М.: Машиностроение, 1989. - 304 с.

4. Вершигора В.А., Игнатов А.П., Новокшонов К.В., Пятков К.Б. Автомобиль «Нива» ВА3 - 2121: Устройство и ремонт. - М.: Транспорт, 1995. - 236 с.

5. Никитин Е.М. Теоретическая механика для техникумов. М.: Наука, 1966. - 520 с.

6. Обзор колодок переднего дискового тормоза подготовленный инженерами компании MetalPart. - 4 с.

7. Мамити Г.И. и др. Патент RU 2379559 С1, МПК F16D 13/64 (2006.01). Фрикционный диск. Опубл. 20.01.2010, Бюл. №2.

8. Мамити Г.И. Прорыв в науке? Пусть ответит непредвзятый читатель // Автомобильная промышленность, 2017, №7. - С. 21-30.

9. Милн-Томсон Л.М., Комри Л.Дж. Четырехзначные математические таблицы. Пер. с англ. - М.: Физматгиз, 1961. - 248 с.

10. Мамити Г.И., Кочиев З.Т. Определение момента трения дискового тормоза (функциональный расчет) // Труды НАМИ, 2017, №3. - С. 61-65.

Колодка дискового тормоза, состоящая из стального каркаса и фрикционной накладки, в которой выполнена вертикальная канавка (паз), служащая для отвода продуктов износа накладки и тормозного диска, отличающаяся тем, что стальной каркас колодки выполнен жестким из стального листа толщиной ≥5 мм методом холодной вырубки, для устранения возможности возникновения высокочастотных вибраций (скрипа), а канавка, глубина которой одновременно служит индикатором допустимого ее износа, выполнена с галтелями и с углом х=45° наклона к радиальному направлению, проходящему через ось вращения тормозного диска.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к изготовлению фрикционных изделий. Способ включает нанесение, предварительное припекание свободнонасыпанного слоя фрикционного материала на стальную несущую основу и спекание заготовки в виде диска.

Изобретение относится к фрикционным накладкам и тормозным колодкам для тормозных систем и, в частности, к фрикционным накладкам c охлаждающими пазами. Фрикционная накладка (24) для тормозной колодки (22) тормозной системы содержит твердое тело из фрикционного материала, имеющее множество пазов (38a, 38b), пересекающихся в вихревой зоне (40), образованной в виде кругообразного углубления в этой фрикционной накладке.

Группа изобретений относится к области транспортного машиностроения, в частности к колодкам дисковых тормозов транспортных средств. Колодка содержит опорную пластину и поддерживаемую этой пластиной фрикционную накладку, имеющую фрикционную поверхность, частично ограниченную наружной кромкой, и внешнюю боковую стенку, проходящую между наружной кромкой и опорной пластиной.

Изобретение относится к области автомобилестроения. Барабанный тормоз, в частности, для коммерческих транспортных средств содержит первую тормозную колодку, вторую тормозную колодку, ведущий накладной элемент и ведомый накладной элемент.

Группа изобретений относится к области железнодорожного транспорта. Фрикционная накладка для дискового тормоза имеет тормозную накладку, а также несколько опертых через несущие пластины на тормозной накладке элементов накладки.

Группа изобретений относится к области машиностроения. Направляемый вручную рабочий инструмент с рабочим органом имеет тормозное устройство для рабочего органа, которое содержит тормозную ленту, охватывающую тормозной барабан.

Группа изобретений относится к области железнодорожного транспорта. Поддерживающая пластина предназначена для поддержания набора накладок с фрикционным материалом.

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта. Колодка дискового тормоза железнодорожного вагона содержит базовую пластину и множество фрикционных элементов, каждый из которых прикреплен к соответствующей опорной пластине.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к фрикционным тормозным накладкам барабанных тормозных механизмов. Фрикционная накладка выполнена из полимерного фрикционного композита и имеет форму части разнотолщинной цилиндрической обечайки.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к накладкам барабанных тормозов транспортных средств. Фрикционная накладка выполнена в форме части цилиндрической обечайки, образованной несоосными цилиндрическими поверхностями с параллельными осями вращения и имеющей разнотолщинные концы с боковыми поверхностями, ограничивающими накладку со стороны толстого и тонкого концов.

Изобретение касается экранирующего устройства тормозного диска для дискового тормоза автомобиля. Экранирующее устройство (1) тормозного диска включает в себя экранирующий элемент (10), который посредством винтового соединения (6) скобы тормоза может фиксироваться на части (9) оси, на которой установлен дисковый тормоз.

Группа изобретений относится к области транспорта. Способ изготовления тормозного диска, в котором фрикционный слой расположен в некоторых областях на основном корпусе тормозного диска.

Группа изобретений относится к области транспорта. Тормозной диск включает в себя наружный фрикционный элемент и внутренний фрикционный элемент.

Группа изобретений относится к области транспортного машиностроения, в частности к защитным устройствам для тормозного диска. Защитное устройство для тормозного диска содержит два отверстия для выпуска воздуха в боковой поверхности защитного устройства для тормозного диска.

Изобретение относится к области рельсовых транспортных средств. Колесо рельсового подвижного состава содержит тормозной диск, закрепленный на теле колеса посредством большого числа распределенных по периферии колеса крепежных элементов, и в этой крепежной зоне прилегает к телу колеса.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к вентилируемым тормозным дискам транспортных средств. Система охлаждения тормозного диска выполнена в виде образованных в теле диска непересекающихся радиальных каналов, разделенных перегородками.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в дисково-колодочных тормозах автотранспортных средств, дорожных и строительных машин и железнодорожном транспорте.

Группа изобретений относится к автомобилестроению. Узел содержит фланец и диск, содержащий барабан.

Группа изобретений относится к области машиностроения, в частности к дискам дискового тормоза. Диск дискового тормоза содержит тормозную полосу и барабан.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к вентилируемым дисковым тормозным устройствам. Ротор тормозного диска имеет форму цилиндрической плиты с кольцевой геометрией и с осью круговой симметрии для его наружной окружности и его внутренней окружности и имеет центральное отверстие, симметричное по отношению к оси.

Изобретение относится к дисковому тормозу транспортного средства, в частности грузового. Дисковый тормоз содержит по меньшей мере одну прижимаемую тормозную колодку и заднюю тормозную колодку, удерживаемые в держателе за счет взаимодополняющих профилей.
Наверх