Система безопасности высоковольтного электрооборудования электропоезда



Система безопасности высоковольтного электрооборудования электропоезда
Система безопасности высоковольтного электрооборудования электропоезда
B60L2200/26 - Электрооборудование транспортных средств с электротягой; магнитные подвески или левитационные устройства для транспортных средств; электродинамические тормозные системы для транспортных средств вообще (электромеханические сцепные устройства транспортных средств B60D 1/62; электрические отопительные устройства для транспортных средств B60H; расположение или монтаж электрических силовых установок B60K 1/00; расположение или монтаж трансмиссий с электрической передачей на транспортных средствах B60K 17/12,B60K 17/14; приводы вспомогательных устройств для транспортных средств B60K 25/00 ; размещение сигнальных или осветительных устройств, их установка, крепление или схемы их размещения для транспортных средств вообще B60Q; система управления тормозами транспортных средств

Владельцы патента RU 2711020:

Общество с ограниченной ответственностью "Уральские локомотивы" (RU)

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств. Система безопасности высоковольтного электрооборудования электропоезда включает защитные ограждения и блокировки и электромеханическую ключевую блокировку. Защитные ограждения и блокировки выполнены в виде оболочек электрических контейнеров. Электромеханическая ключевая блокировка представляет собой совокупность замкового рабочего выключателя, устройств выдачи ключей, замковых механизмов и ключей к замковым механизмам, обеспечивающих последовательный доступ к электрооборудованию при его обслуживании. Блокировка электрооборудования выполнена комбинированной. Часть электрооборудования выполнена с электромеханической ключевой блокировкой. Часть электрооборудования выполнена с электрическими блокировками и фиксирующими люки обслуживания опасных зон контейнеров электромагнитными устройствами. Часть электрооборудования, не требующая частого доступа, выполнена с электрическими блокировками и винтовыми соединениями. При этом электрические цепи электрических блокировок и фиксирующих электромагнитных устройств интегрированы в электрические цепи электромеханической ключевой блокировки. Технический результат заключается в обеспечении возможности применять электрическое оборудование с различными типами блокировок. 1 ил.

 

Изобретение относится к железнодорожному машиностроению, в частности, к средствам обеспечения техники безопасности на железнодорожном транспорте и служит для предупреждения контакта человека с открытыми токоведущими частями электрического оборудования электроподвижного состава и последующего поражения электрическим током.

Наиболее близкой по технической сущности к заявляемому изобретению является система безопасности высоковольтного оборудования электропоезда ЭС2Г (см. «Электропоезд с асинхронным тяговым приводом типа ЭГЭ серии ЭС2Г» Руководство по эксплуатации, ЭС2Г.0.00.000.000 РЭЗ Часть 4, с. 38-41). Данная система безопасности высоковольтного электрооборудования электропоезда включает защитные ограждения и блокировки. Защитные ограждения выполнены в виде оболочек электрических шкафов и контейнеров, а блокировки - в виде электромеханической ключевой блокировки, представляющей собой совокупность замкового рабочего выключателя, устройств выдачи ключей, замковых механизмов и ключей к замковым механизмам и обеспечивающих последовательный доступ к электрооборудованию при его обслуживании, исключающий подачу напряжения 380 В и 3 кВ к электрическому оборудованию электропоезда, как от контактной сети, так и от внешнего источника питания. В целях исключения подачи высокого напряжения на электропоезд при осмотре высоковольтного оборудования, а также при проведении ремонтных и пусконаладочных работ, производится процесс заземления с использованием электромеханической ключевой блокировки. При этом быстродействующие выключатели должны быть выключены, а токоприемники опущены. Электропоезд из-за большой составности является многокомпонентным транспортным средством. Электрическое оборудование размещено в крышевом, внутрипотолочном и подкузовном пространствах вагонов и в кабинах управления электропоезда. Доступ к электрооборудованию производиться набором ключей шести типов путем последовательной манипуляции по следующему пути: рабочий замковый выключатель - рабочий выключатель для отключения быстродействующего выключателя - заземляющие разъединители постоянного тока - устройство выдачи ключей для доступа к контейнерам с электрооборудованием 3 кВ - устройство выдачи ключей для доступа к контейнерам с электрооборудованием 380 В. Количество ключей в устройствах выдачи ключей для доступа в контейнеры 3 кВ и 380 В определяется количеством этих контейнеров. Общее количество ключей составляет 40 для основной минимальной пятивагонной составности электропоезда. Для облегчения идентификации ключи и замковые механизмы имеют цветовую маркировку.

Недостатком известной системы является невозможность использования электрического оборудования с разными типами блокировок, наличие большого количества ключей различного типа, усложняющее работу по деблокировке электрического оборудования, возможность утери каких-то ключей, высокая стоимость компонентов блокировок при использовании только электромеханической ключевой блокировки.

Техническим результатом, достигаемым с помощью заявленного изобретения, является применение в электроподвижном составе оборудования с различными типами блокировок таких как электромеханической ключевой блокировки и электрических блокировок совместно с электромагнитными устройствами фиксации и винтовыми соединениями люков обслуживания, электрические цепи которых интегрированы в электрические цепи электромеханической ключевой блокировки.

Заявляемый технический результат достигается тем, что в системе безопасности высоковольтного электрооборудования электропоезда, включающей защитные ограждения и блокировки, выполненные в виде оболочек электрических контейнеров и электромеханической ключевой блокировки, представляющей собой совокупность замкового рабочего выключателя, устройств выдачи ключей, замковых механизмов и ключей к замковым механизмам и обеспечивающих последовательный доступ к электрооборудованию при его обслуживании, блокировка электрооборудования выполнена комбинированной: часть электрооборудования, поступающая от производителя оборудования в контейнерах, оснащенных замковыми механизмами, выполнена с электромеханической ключевой блокировкой, часть электрооборудования, требующая обеспечения регулярного доступа, выполнена с электрическими блокировками и фиксирующими люки обслуживания опасных зон контейнеров электромагнитными устройствами, часть электрооборудования, не требующая частого доступа, выполнена с электрическими блокировками и винтовыми соединениями, при этом электрические цепи электрических блокировок и фиксирующих электромагнитных устройств интегрированы в электрические цепи электромеханической ключевой блокировки.

Сущность заявляемого изобретения поясняется чертежом, где на фиг. 1 изображена схема функционирования системы безопасности высоковольтного электрооборудования электропоезда.

В связи с тем, что графическое изображение фигуры заявленного изобретения плохо читаются при вертикальном расположении длинных сторон листа, целесообразно было расположить лист для фиг. 1 горизонтально, что позволило существенно укрупнить чертеж.

Согласно ГОСТ Р 52278-2004 безопасность оборудования - это свойство оборудования электроподвижного состава соответствовать требованиям безопасности при эксплуатации, обслуживании и ремонте в условиях, установленных в нормативной, конструкторской и технологической документации. Система безопасности высоковольтного электрооборудования предназначена для конфигурации электропоезда основной составности, включающей пять вагонов: два головных идентичных моторных вагона с кабинами управления 1.1 и 1.2, два идентичных прицепных промежуточных вагона с тяговым оборудованием 2.1 и 2.2, один промежуточный вагон 3. В условиях депо, при увеличении пассажиропотока, имеется возможность постановки в состав электропоезда дополнительного прицепного промежуточного вагона 3 и изменение основной составности на шестивагонную. На участках с высоким пассажиропотоком возможно осуществление соединения двух электропоездов в один состав. Низковольтное электрооборудование преимущественно размещено внутри электропоезда в оболочках внутривагонных шкафов и внутрипотолочных контейнеров, а высоковольтное - в оболочках контейнеров и только снаружи: на крыше вагонов и в подкузовном пространстве. Электропоезд является сложной многокомпонентной системой электрического оборудования. Представляющим опасность для обслуживающего персонала являются компоненты с напряжением 3 кВ и 380 В. На крышах вагонов 1.1, 1.2, 2.1, 2.2 и 3 расположены контейнеры с климатическими установками пассажирских салонов 4.1, 4.2, 4.3, 4.4 и 4.5, соответственно, а над кабинами управления головных вагонов 1.1 и 1.2 дополнительно установлены контейнеры с климатическими установками кабин управления 5.1 и 5.2, соответственно. В подкузовном пространстве головных вагонов 1.1 и 1.2 расположены контейнеры с тяговыми преобразователями 6.1 и 6.2. В подкузовном пространстве прицепных вагонов с тяговым оборудованием 2.1 и 2.2 размещены контейнеры с преобразователями собственных нужд 7.1 и 7.2, соответственно. В подкузовном пространстве промежуточного вагона 3 размещен контейнер компрессорной установки 8. Под каждым из вагонов 1.1, 1.2, 2.1, 2.2 и 3 еще установлено по подкузовному контейнеру 9.1, 9.2, 9.3, 9.4 и 9.5, соответственно. Контейнеры 9.1, 9.2, 9.3, 9.4 и 9.5 состоят из высоковольтных и низковольтных секций. Контейнеры с тяговыми преобразователями 6.1 и 6.2 поступают от производителя оборудования с замковыми механизмами, при проведении действий по открыванию которых должна быть прекращена подача напряжения 3 кВ к электрооборудованию, а контейнеры с преобразователями собственных нужд 7.1 и 7.2 поступают от производителя оборудования с замковыми механизмами, при проведении действий по открыванию которых должна быть прекращена подача напряжения 380 В к электрооборудованию. Для осуществления этого предназначена электромеханическая ключевая блокировка 10, состоящая из замковых механизмов в контейнерах 6.1. 6.2, 7.1 и 7.2, рабочего замкового выключателя 11, включающего рабочий выключатель для отключения быстродействующих выключателей 12, приводимый в действие ключом «А», и рабочий выключатель для отключения питания от внешнего источника 13, приводимый в действие ключом «G», устройства выдачи 14 ключей «В» из одного ключа «А», заземляющие разъединители 15 и 16, устройства выдачи ключей 17, включающей устройство выдачи 18 ключей «F» из двух ключей «Е», и устройство выдачи 19 ключей «Н» из одного ключа «G» и одного ключа «F». Для обеспечения безопасности высоковольтного электрического оборудования контейнеров 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.5, 5.1, 5.2 и 8, не требующих частого доступа, они оснащены электрическими блокировками 20 и механической фиксацией винтовыми соединениями 21 люков доступа к электрооборудованию. Высоковольтные секции подкузовных контейнеров 9.1, 9.2, 9.3, 9.4 и 9.5 являются опасными зонами и поэтому их люки обслуживания также оснащены электрическими блокировками 20, но в связи с тем, что в эти зоны необходим регулярный доступ они оснащены быстродействующими электромагнитными фиксирующими устройствами 22. Электрические цепи электрических блокировок и фиксирующих электромагнитных устройств интегрированы в электрические цепи электромеханической ключевой блокировки. Применение чисто электромеханической ключевой блокировки в многокомпонентных системах электрооборудования из-за сложности и дороговизны является не оправданным. Также манипуляция с большим количеством разнообразных ключей вызывает большие неудобства.

Работает система безопасности высоковольтного электрооборудования электропоезда, оснащенной комбинированной блокировкой, при доступе к электрооборудованию, находящемуся под высоким напряжением, для исключения поражения электрическим током следующим образом:

1. Отключаются быстродействующие выключатели в прицепных вагонах с тяговым оборудованием 2.1 и 2.2.

2. Опускаются токоприемники на прицепных вагонах с тяговым оборудованием 2.1 и 2.2.

3. Ключ «А» переводится в выключенное положение и извлекается из рабочего замкового выключателя 11, расположенного во внутреннем потолочном перекрытии промежуточного вагона 3. В результате происходит следующее: принудительное выключение всех быстродействующих выключателей и принудительное опускание токоприемников в прицепных вагонах с тяговым оборудованием 2.1 и 2.2, если это действие не было выполнено машинистом. При этом в электропоезде присутствует только низковольтное напряжение. Ключ «А» вставляется в устройство выдачи 14 ключей «В» в промежуточном вагоне 3 и поворотом ключа производится разблокировка двух ключей «В».

4. Два ключа «В» вынимаются из устройства выдачи ключей 14 в промежуточном вагоне 3, вставляются в заземляющие разъединители 15 и 16 в прицепных вагонах с тяговым оборудованием 2.1 и 2.2 и переводятся в положение разблокировки рычагов заземляющих разъединителей.

5. Заземляющие разъединители вручную рычагами переводятся в положение «Вкл.», что приводит к заземлению токоприемников и разблокировки ключей «Е».

6. Два ключа «Е» вынимаются из заземляющих разъединителей 15 и 16 и вставляются в устройство выдачи ключей 18, расположенное в низковольтной секции подкузовного контейнера 9.3 в промежуточном вагоне 3. Если ключ «Е» отсутствует в заземляющих разъединителях 15 и 16, то ключ «В» и заземляющие разъединители 15 и 16 заблокированы. После установки ключей «Е» в устройство выдачи ключей 18 разблокируются пять ключей «F». В результате появляется доступ с помощью ключей «F» к контейнерам 6.1 и 6.2 с напряжением 3 кВ. Ключи «Е» будут заблокированы, пока все ключи «F» не будут возвращены обратно на место. Таким образом обеспечивается отключение и заземление электрооборудования с напряжением 3 кВ и одновременно появляется возможность проведения работ от внешнего источника питания напряжением 380 В.

7. Для доступа к контейнерам 7.1 и 7.2 с электрооборудованием 380 В необходимо повернуть и достать из рабочего замкового выключателя 11 ключ «G», при этом отключается питание от внешнего источника 380 В в прицепных вагонах с тяговым оборудованием 2.1 и 2.2 и создается заземление. Затем установить ключ «G» и один из ключей «F» в устройство выдачи ключей 19, что приведет к разблокировке ключей «Н» и доступу к контейнерам 7.1 и 7.2. Привязка к ключу «F» исключает возможность подачи питания 3 кВ при работе с электрооборудованием напряжением 380 В.

8. После установки ключа «G» и одного из ключей «Н» фиксирующие электромагнитные устройства 22 освобождают люки обслуживания опасных зон контейнеров 9.1, 9.2, 9.3, 9.4 и 9.5. В этой позиции ключа «G» и одного ключа «Н» допускается штатный доступ к оборудованию контейнеров 4.1, 4.2, 4.3. 4.4, 4.5, 5.1, 5.2, 6.1, 6.2, 7.1, 7.2, 8, 9.1, 9.2, 9.3, 9.4 и 9.5. При попытке нештатного доступа в контейнеры 4.1, 4.2, 4.3. 4.4, 4.5, 5.1, 5.2 и 8, когда электромеханическая блокировка 10 находится в исходном состоянии, сработают электрические блокировки 20, что приведет прекращению подачи напряжения в указанные контейнеры. Попытка нештатного доступа в контейнеры 9.1, 9.2, 9.3, 9.4 и 9.5 будет пресечена фиксирующими электромагнитными устройствами 22. При попытке несанкционированного доступа в данные контейнеры сработают их электрические блокировки 20. При попытке доступа в контейнеры 4.1, 4.2, 4.3. 4.4, 4.5, 5.1, 5.2 и 8 до перестановки ключа «G» в устройство выдачи ключей 19 также сработают их электрические блокировки 20, отключив при этом подачу напряжения в 380 В от внешнего источника питания.

Приведение электропоезда в состояние готовности к эксплуатации с отменой процедуры заземления производится в обратном порядке. Общее количество ключей составляет 13 для основной минимальной пятивагонной составности электропоезда.

Система безопасности высоковольтного электрооборудования электропоезда, включающая защитные ограждения и блокировки, выполненные в виде оболочек электрических контейнеров и электромеханической ключевой блокировки, представляющей собой совокупность замкового рабочего выключателя, устройств выдачи ключей, замковых механизмов и ключей к замковым механизмам, обеспечивающих последовательный доступ к электрооборудованию при его обслуживании, отличающаяся тем, что блокировка электрооборудования выполнена комбинированной: часть электрооборудования, поступающая от производителя оборудования в контейнерах, оснащенных замковыми механизмами, выполнена с электромеханической ключевой блокировкой, часть электрооборудования, требующая обеспечения регулярного доступа, выполнена с электрическими блокировками и фиксирующими люки обслуживания опасных зон контейнеров электромагнитными устройствами, часть электрооборудования, не требующая частого доступа, выполнена с электрическими блокировками и винтовыми соединениями, при этом электрические цепи электрических блокировок и фиксирующих электромагнитных устройств интегрированы в электрические цепи электромеханической ключевой блокировки.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к герметичным корпусам электрических приборов и может использоваться в конструкциях, к которым предъявляются высокие требования по герметичности, теплоотводу и радиационной стойкости.

Способ отвода влаги из герметичного корпуса электротехнического устройства заключается в том, что с внутренней стороны корпуса устанавливают по меньшей мере одно термоэлектрическое устройство, включающее охлаждаемую и нагреваемую поверхности, работающее по принципу эффекта Пельтье, на охлаждаемую поверхность которого конденсируется влага.

Изобретение относится к области электротехники, в частности к конструкциям и компоновкам устройств питания. Технический результат заключается в создании устройства питания с возможностью наращивания его функций за счет использования кросс-платы и модульного исполнения размещаемых на ней электротехнических устройств и элементов.

Изобретение относится к области светодиодных дисплеев, образованных путем соединения нескольких корпусов дисплеев и средств крепления таких корпусов между собой.

Изобретение относиться к области вычислительной техники. Технический результата заключается в расширении арсенала технических средств.

Светодиодный дисплей с защитными устройствами. В двух соседних корпусах дисплеев соответственно предусмотрены телескопические первое защитное устройство (1) и второе защитное устройство (2); первое защитное устройство (1) и второе защитное устройство (2) соответствуют друг другу; первое защитное устройство (1) сочленено со вторым защитным устройством (2) так, чтобы два соседних корпуса дисплеев состыковывались, и, когда два соседних корпуса дисплеев не состыкованы, первое защитное устройство (1) и второе защитное устройство (2) выступают относительно корпусов дисплеев соответственно.

Изобретение относится к области электротехники. Конструкция выключателя автоматического втычного исполнения состоит из корпуса, крышки и закрепленных на торцах выключателя автоматического ручек, выполненных из двух частей: нижней части, имеющей зацепы, входящие в полости на основании, и прямоугольные выступы, входящие в пазы на торце корпуса, предотвращающие поперечное перемещение нижней части, и верхней части, имеющей выступы в форме сегмента окружности и выступы в виде ласточкиного хвоста, входящие в соответствующие пазы крышки.
Изобретение относится к области защиты мобильных устройств пользователя от падения. Техническим результатом является повышение защищенности мобильного телефона от повреждения при падении на пол за счет одновременного крепления шнура наушников мобильного устройства на шее пользователя, а также на чехле, в который он помещен.

Изобретение относится к области электроники, а именно к конструкциям корпусов для усилителей мощности, и может быть использовано для отвода теплового излучения от электронных компонентов усилителя, а также их экранирования от электромагнитного излучения.

Изобретение относится к несущим конструктивным устройствам и может быть использовано для монтажа источника бесперебойного питания (ИБП). Технический результат - обеспечение возможности сборки корпуса ИБП из его отдельных элементов с образованием жестких соединений элементов корпуса с его основанием, размещенным на стене, а также друг с другом, обеспечивающих возможность снятия корпуса со стены с сохранением его формы.

Способ отвода влаги из герметичного корпуса электротехнического устройства заключается в том, что с внутренней стороны корпуса устанавливают по меньшей мере одно термоэлектрическое устройство, включающее охлаждаемую и нагреваемую поверхности, работающее по принципу эффекта Пельтье, на охлаждаемую поверхность которого конденсируется влага.

Способ отвода влаги из герметичного корпуса электротехнического устройства заключается в том, что с внутренней стороны корпуса устанавливают по меньшей мере одно термоэлектрическое устройство, включающее охлаждаемую и нагреваемую поверхности, работающее по принципу эффекта Пельтье, на охлаждаемую поверхность которого конденсируется влага.

Изобретение относится к области светодиодных дисплеев, образованных путем соединения нескольких корпусов дисплеев и средств крепления таких корпусов между собой.

Изобретение относится к области светодиодных дисплеев, образованных путем соединения нескольких корпусов дисплеев и средств крепления таких корпусов между собой.

Изобретение относиться к области вычислительной техники. Технический результата заключается в расширении арсенала технических средств.

Светодиодный дисплей с защитными устройствами. В двух соседних корпусах дисплеев соответственно предусмотрены телескопические первое защитное устройство (1) и второе защитное устройство (2); первое защитное устройство (1) и второе защитное устройство (2) соответствуют друг другу; первое защитное устройство (1) сочленено со вторым защитным устройством (2) так, чтобы два соседних корпуса дисплеев состыковывались, и, когда два соседних корпуса дисплеев не состыкованы, первое защитное устройство (1) и второе защитное устройство (2) выступают относительно корпусов дисплеев соответственно.

Светодиодный дисплей с защитными устройствами. В двух соседних корпусах дисплеев соответственно предусмотрены телескопические первое защитное устройство (1) и второе защитное устройство (2); первое защитное устройство (1) и второе защитное устройство (2) соответствуют друг другу; первое защитное устройство (1) сочленено со вторым защитным устройством (2) так, чтобы два соседних корпуса дисплеев состыковывались, и, когда два соседних корпуса дисплеев не состыкованы, первое защитное устройство (1) и второе защитное устройство (2) выступают относительно корпусов дисплеев соответственно.

Изобретение относится к области электротехники. Конструкция выключателя автоматического втычного исполнения состоит из корпуса, крышки и закрепленных на торцах выключателя автоматического ручек, выполненных из двух частей: нижней части, имеющей зацепы, входящие в полости на основании, и прямоугольные выступы, входящие в пазы на торце корпуса, предотвращающие поперечное перемещение нижней части, и верхней части, имеющей выступы в форме сегмента окружности и выступы в виде ласточкиного хвоста, входящие в соответствующие пазы крышки.

Свч-модуль // 2674569
Использование: для изготовления корпусов микрополосковых модулей СВЧ-диапазона. Сущность изобретения заключается в том, что СВЧ-модуль содержит корпус с установленной внутри корпуса платой с микрополосковыми линиями и установленные в его стенках коаксиально-микрополосковые переходы, при этом коаксиально-полосковый переход установлен через впаянную в корпус резьбовую втулку, а величина зазора между торцом микрополосковой платы и торцом втулки отрегулирована при монтаже СВЧ-модуля изменением величины выступления втулки внутрь корпуса за счет ее вращения в резьбовом отверстии в стенке копруса.

Изобретение относится к радиоэлектронной аппаратуре и может быть использовано в радиоэлектронных приборах, содержащих тепловыделяющие радиоэлементы, требующие в процессе работы охлаждения и защиты от внешних воздействий.

Изобретение относится к области электротехники. Технический результат – обеспечение простым и надежным образом предотвращения передачи крутящего момента от вала двигателя на ротор синхронной машины с возбуждением от постоянных магнитов в случае короткого замыкания обмотки.

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств. Система безопасности высоковольтного электрооборудования электропоезда включает защитные ограждения и блокировки и электромеханическую ключевую блокировку. Защитные ограждения и блокировки выполнены в виде оболочек электрических контейнеров. Электромеханическая ключевая блокировка представляет собой совокупность замкового рабочего выключателя, устройств выдачи ключей, замковых механизмов и ключей к замковым механизмам, обеспечивающих последовательный доступ к электрооборудованию при его обслуживании. Блокировка электрооборудования выполнена комбинированной. Часть электрооборудования выполнена с электромеханической ключевой блокировкой. Часть электрооборудования выполнена с электрическими блокировками и фиксирующими люки обслуживания опасных зон контейнеров электромагнитными устройствами. Часть электрооборудования, не требующая частого доступа, выполнена с электрическими блокировками и винтовыми соединениями. При этом электрические цепи электрических блокировок и фиксирующих электромагнитных устройств интегрированы в электрические цепи электромеханической ключевой блокировки. Технический результат заключается в обеспечении возможности применять электрическое оборудование с различными типами блокировок. 1 ил.

Наверх