Устройство для повышения безопасности и надежности расцепления вагонов состава на отцепы на сортировочной горке

Изобретение относится к устройствам организации и управления движением на железных дорогах и средствам техники безопасности на железнодорожном транспорте. Техническим результатом изобретения является повышение надежности и безопасности расцепления вагонов состава на отцепы за счет более раннего информирования составителя поездов о числе вагонов в последовательности отцепов не по факту отрыва отцепа от состава, а по команде об успешном завершении расцепления. Особенно это актуально при высокой скорости надвига, когда для правильного выбора позиции очередного расцепления имеется информация о трех последующих отцепах. Вышеуказанный технический результат достигается за счет устройства для повышения безопасности и надежности расцепления вагонов состава на отцепы на сортировочной горке, содержащего управляющий вычислительный комплекс, подключенный через модем к контроллеру вершины горки, управляющие выходы которого подключены к трем соответствующим ячейкам указателя количества вагонов в отцепах, а к входу управления контроллером вершины горки подключен выход блока контроля отрыва отцепа от состава. При этом устройство снабжено блоком подтверждения составителем окончания расцепления, блоком корректировки контроллера вершины горки, а указатель количества вагонов в отцепах снабжен четвертой ячейкой, информационный вход которой подключен к контроллеру вершины горки, а вход управления режимом представления информации связан с выходом блока корректировки контроллера вершины горки, к входам которого подключены выходы блока регистрации окончания расцепления и блока контроля отрыва отцепа. Другой выход блока регистрации окончания расцепления связан с контроллером вершины горки, а к входам блока регистрации окончания расцепления подключены выходы блока контроля отрыва отцепа от надвигаемого состава и блока подтверждения окончания расцепления. 2 ил.

 

«Область техники, к которой относится изобретение»

Изобретение относится к устройствам организации и управление движением на железных дорогах и средствам техники безопасности на железнодорожном транспорте.

«Уровень техники»

Известна группа устройств типа светодиодная бегущая строка для отображения алфавитно-цифровой и графической информации (1). Из этой группы наиболее близкими по техническому эффекту являются устройства формирования изображения, в котором используется эффект "остаточного изображения", возникающий в человеческом глазу при быстрых перемещениях индикатора, который выполнен на светодиодах (2). Однако, даже при использовании эффекта "остаточного изображения" данное устройство мало подходит для передачи составителю поездов информации о программе роспуска очередного состава, надвигаемого на сортировочную горку.

В настоящее время план (программа) роспуска, первым этапом которого является расцепление надвигаемого на сортировочную горку состава на отдельные группы вагонов (отцепы) доводится до непосредственного исполнителя - составителя поездов двумя путями. Во-первых, составитель поездов получает сортировочный листок. Сортировочный листок - документ, регламентирующий (фактически это план или программа) расформирование конкретного железнодорожного состава. Сортировочные листки составляются в соответствии с указаниями маневрового диспетчера о порядке расформирования очередного состава. При длине состава в 60-80 вагонов и среднем числе вагонов в отцепе равном двум составитель поездов получает общую информацию примерно о 30-40 отцепах. Удержать эту информацию в голове он не может. Пользоваться самим листком во время самого роспуска крайне затруднительно особенно при наличии осадков в виде дождя или снега. Для снятия этого противоречия на вершине горке устанавливают указатель количества вагонов (УКВ) который обычно содержит три секции, каждая из которых может отображать двузначное число.

Наиболее близким по технической сути является устройство (3), содержащее управляющий вычислительный комплекс (УВК ГАЦ) в составе: промышленный компьютер, устанавливаемый в отдельном помещении или на релейных штативах в непосредственной близости от контрольных и исполнительных реле; сервер-шлюз, микро процессорное устройство, сопрягающее внутреннюю сеть системы и внешнюю сеть передачи данных; УВК ГАЦ по существу представляет собой «мозг» системы ГАЦ и выполнен на стандартных функциональных модулях комплекта микропроцессорных средств для индустриальных, бортовых и встроенных систем управления, контроля и сбора данных. Управляющий вычислительный комплекс подключен через модем к контроллеру вершины горки (КВГ) предназначенному для приема программы роспуска из УВК ГАЦ, управляющие выходы КВГ подключены к соответствующим ячейкам указателя количества вагонов в отцепах. Устройство содержит также блок контроля отрыва отцепа от надвигаемого состава, который подключен к контроллеру вершины горки.

Это устройство и принято за прототип. Известное устройство имеет недостаток.

Устройство призвано обеспечить высокую степень надежности и безопасности расцепления вагонов составителем поездов на основе повышения качества информационного обеспечения процесса расцепления вагонов. На практике этого информационного обеспечения недостаточно. Суть противоречия - изменение информации на указателе о количестве вагонов в отцепах происходит не в момент окончания расцепления i-го отцепа, а в момент регистрации факта отрыва i-го отцепа от надвигаемого состава. Таким образом, информация на указателе количества вагонов в отцепах поступает с недопустимым для высокой скорости надвига задержкой. Фактически составитель имеет представление только о двух следующих отцепах. Если учесть, что квалифицированный составитель должен заранее согласно плана роспуска выбирать оптимальную позицию для расцепления, то получается так, что к моменту начала расцепления (i+1)-го он владеет информацией только об одном - следующем (i+2)-м отцепе. В этих условиях ни о какой оптимизации в выборе исходной позиции для расцепления речь идти не может. С другой стороны слишком большой объем информации о 4-х и более отцепах только запутает работника. Согласно многочисленным исследованиям именно информация о трех следующих отцепах является оптимальной для плавной корректировки зоны начала расцепления отцепов.

Сам процесс смены информации по сигналу от блока 5 контроля отрыва отцепа от надвигаемого состава также затянут по времени.

«Раскрытие изобретения»

Техническим результатом изобретения является повышение надежности и безопасности расцепления вагонов состава на отцепы за счет более раннего информирования составителя поездов о числе вагонов в последовательности отцепов не по факту отрыва отцепа от состава, а по команде об успешном завершении расцепления. Особенно это актуально при высокой скорости надвига, когда для правильного выбора позиции очередного расцепления имеется информация о трех последующих отцепах.

Вышеуказанный технический результат достигается за счет устройства для повышения безопасности и надежности расцепления вагонов состава на отцепы на сортировочной горке, содержащего управляющий вычислительный комплекс, подключенный через модем к контроллеру вершины горки, управляющие выходы которого подключены к трем соответствующим ячейкам указателя количества вагонов в отцепах, а к входу управления контроллером вершины горки подключен выход блока контроля отрыва отцепа от состава. При этом устройство снабжено блоком подтверждения составителем окончания расцепления, блоком корректировки контроллера вершины горки, а указатель количества вагонов в отцепах снабжен четвертой ячейкой, информационный вход которой подключен к контроллеру вершины горки, а вход управления режимом представления информации связан с выходом блока корректировки контроллера вершины горки, к входам которого подключены выходы блока регистрации окончания расцепления и блока контроля отрыва отцепа, другой выход блока регистрации окончания расцепления связан с контроллером вершины горки, а к входам блока регистрации окончания расцепления подключены выходы блока контроля отрыва отцепа от надвигаемого состава и блок подтверждения окончания расцепления.

Продвижение информации на табло происходит не по факту отрыва отцепа от состава, а по команде об успешном завершении расцепления. При этом введенный в устройство блок корректировки контроллера вершины горки обеспечивает нормальный режим функционирования устройства даже при ошибках составителя в подтверждении успешного завершения расцепления.

«Краткое описание чертежей»

Предлагаемое изобретение иллюстрируется чертежом, приведенном на Фиг. 1, на котором изображена блок-схема предлагаемого устройства, и чертежом, приведенном на Фиг. 2, на котором изображена схема блока корректировки контроллера вершины горки.

«Осуществление изобретения»

Блок-схема предлагаемого устройства, приведенная на Фиг. 1, содержит управляющий вычислительный комплекс 1, подключенный через модем 2 к контроллеру вершины горки 3, управляющие выходы которого подключены к указателю количества вагонов в отцепах 4, содержащему четыре ячейки 4.1-4.4, а к управляющему входу контроллера вершины горки 3 подключен один выход блока 5 корректировки контроллера вершины горки, а другой выход блока 5 корректировки контроллера вершины горки подключен к входу управления режимом представления информации в ячейке 4.1 указателя количества вагонов в отцепах 4, а к входам блока 5 корректировки контроллера вершины горки подключены выход блока 6 подтверждения составителем окончания расцепления и выход блока 7 контроля отрыва отцепа от состава.

Блок 5 корректировки контроллера вершины горки, изображенный на Фиг. 2 содержит триггер 5.1 к входу S которого подключен выход блока 6 подтверждения составителем окончания расцепления, а к входу R подключен выход блока 7 контроля отрыва отцепа от состава, к этому же входу триггера 5.1 подключена дифференцирующая цепочка 5.2, выход «set» (Q) триггера 5.1 подключен к входу управления режимом представления информации в ячейке 4.1 указателя количества вагонов в отцепах 4 и через дифференцирующую цепочку 5.3 - к одному из входов элемента ИЛИ 5.4, к другому входу которого подключен выход двухвходового элемента приоритетное И 5.5, первый вход указанного элемента связан с выходом блока 7 контроля отрыва отцепа от состава.

Устройство работает следующим образом. При надвиге подвижного состава на сортировочную горку вычислительный комплекс 1, подключенный через модем 2 к контроллеру вершины горки 3, передает в последний комплексную информацию для управления исполнительными устройствами в процессе роспуска, в том числе передается информация о программе расформирования состава на отцепы. Информация о количестве вагонов в первых трех отцепах в передается в ячейки 4.2, 4.3 и 4.4. Составитель выбирает позицию для расцепления и после успешного выполнения этой операции подтверждает этот факт. Эта информация поступает на один из входов блока 5, а именно на вход, связанный входом S триггера 5.1. Для подтверждения расцепления составителем используется блок 6 подтверждения составителем окончания расцепления, подключенный к стационарной радиостанции и связанный по радиоканалу с носимой радиостанции составителя поездов. На выходе блока 6 формируется короткий импульс, поступающий на вход входом S триггера 5.1.С этого момента с выхода Q триггера 5.1 поступает управляющий сигнал, включающий мигающую информацию в ячейке 4.1 указателя количества вагонов в отцепах 4. В тот же момент времени импульс, сформированный дифференцирующей цепочкой 5.3 по переднему фронту сигнала на выходе Q триггера 5.1 поступает на один из входов элемента ИЛИ 5.4, что обеспечивает продвижение информации на один шаг в контроллере 3. В результате информация об уже расцепленном от состава отцепа продвигается в ячейку 4.1, где за счет сигнала высокого уровня с выхода Q триггера 5.1 обеспечивается мигающий режим представления информации. Соответственно в ячейках 4.2-4.4 будет представлена информация о трех следующих отцепах. Информация об уже расцепленном от состава отцепа будет «висеть» в ячейке 4.1 до тех пор, пока на вход R триггера 5.1 не поступит от блока 7 контроля отрыва отцепа от состава. По сигналу от блока 7 контроля отрыва отцепа от состава триггер 5.1 меняет сигнал высокого уровня на низкий и информация в ячейке 4.1 гаснет. В дальнейшем все повторяется циклически. Возможны ситуации, при которых составитель по каким-либо причинам не успел передать информацию об окончании расцепления. В этом случае триггер 5.1 в исходном состоянии имеет сигнал высокого уровня на выходе который присутствует на первом входе двухвходового элемента приоритетное И 5.5. Теперь при появлении импульса на выходе блока 7 контроля отрыва отцепа от состава этот импульс поступив на второй вход элемента приоритетное И 5.5 обеспечит формирование на выходе указанного элемента также импульсного сигнала, который через элемент ИЛИ 5.4 поступит на к контроллер вершины горки 3, который обеспечит продвижение информации на один отцеп на указателе количества вагонов в отцепах 4, в ячейки 4.2-4.4. Поскольку на выходе Q триггера 5.1 присутствует управляющий сигнал, низкого уровня, то включение мигающей информацию в ячейке 4.1 указателя количества вагонов в отцепах 4 на происходит и работа указателя количества вагонов в отцепах 4 протекает в обычном режиме.

Источники информации, принятые во внимание при составлении описания изобретения:

1. Патент US 5670971, кл. G09G 3/20 от 23.09.1997 г.

2. Патент РФ 2288511 МПК G09G 3/20 от 27.11.2006.

Устройство для повышения безопасности и надежности расцепления вагонов состава на отцепы на сортировочной горке, содержащее управляющий вычислительный комплекс, подключенный через модем к контроллеру вершины горки, управляющие выходы которого подключены к трем соответствующим ячейкам указателя количества вагонов в отцепах, а к входу управления контроллером вершины горки подключен выход блока контроля отрыва отцепа от состава, отличающееся тем, что оно снабжено блоком подтверждения составителем окончания расцепления, блоком корректировки контроллера вершины горки, а указатель количества вагонов в отцепах снабжен четвертой ячейкой, информационный вход которой подключен к контроллеру вершины горки, а вход управления режимом представления информации связан с выходом блока корректировки контроллера вершины горки, к входам которого подключены выходы блока регистрации окончания расцепления и блока контроля отрыва отцепа, другой выход блока регистрации окончания расцепления связан с контроллером вершины горки, а к входам блока регистрации окончания расцепления подключены выходы блока контроля отрыва отцепа от надвигаемого состава и блока подтверждения окончания расцепления.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики, телемеханики и связи для управления движением поездов на перегоне на основе счетчиков осей. Пункт содержит приемопередающий блок маломощного цифрового радиоканала ближней связи, микроконтроллер, интерфейс сопряжения, стабилизатор напряжения автономного источника питания, диодный выпрямитель, ограничитель амплитуды и фильтр, модуль контроля выходного напряжения, датчик прохода колес подвижных единиц рельсового транспорта, выполненный в виде магнитоуправляемого датчика, постоянный магнит которого закреплен на подвижной зубчатой рейке, взаимодействующей через храповое колесо с механизмом преобразователя механической энергии в электрическую, при этом рейка соединена с телескопическим плечом двухплечевого рычага, второе плечо которого прикреплено к рельсу в середине участка, находящегося между двумя соседними шпалами, при этом рычаг установлен с возможностью вращения на оси опоры, неподвижно закрепленной в грунте железнодорожного полотна.

Изобретение относится к железнодорожной автоматике и телемеханике контроля освобождения путевого участка для подсчета количества вагонов. Устройство включает рельсовую линию с перемычками по концам, путевой генератор, путевой приемник, фиксирующий превышение текущим напряжением приемного конца порогового значения, резисторы, операционный усилитель, конденсаторы, диоды и счетчик.

Изобретение относится к железнодорожной автоматике на сортировочных станциях для контроля заполнения пути. Устройство содержит две волоконно-оптические линии, на контролируемом участке вдоль рельсовой линии на ее противоположных сторонах, одна из линий подключена к источнику монохроматического излучения и состоит из последовательно соединенных оптических Y-разветвителей, при этом выход каждого из них соединен с последующим через оптический усилитель, другая линия подключена к фотоприемнику и состоит из последовательно соединенных оптических Y-объединителей, каждый из которых расположен напротив соответствующего Y-разветвителя, при этом второй выход Y-разветвителя, вход которого подключен к источнику монохроматического излучения, соединен со вторым входом Y-объединителя, подключенного выходом к фотоприемнику, второй выход каждого последующего Y-разветвителя соединен посредством установленного под рельсовой линией датчика на основе брэгговской решетки со вторым входом расположенного напротив него Y-объединителя, а первый выход последнего в линии Y-разветвителя соединен посредством установленного под рельсовой линией датчика на основе брэгговской решетки с первым входом расположенного напротив него Y-объединителя.
Изобретение относится к области управления движением поездов для определения факта прохода колес рельсового транспортного средства. Способ повышения устойчивости работы датчика регистрации прохода колеса к воздействию температуры окружающей среды заключается в том, что в составе датчика используют по меньшей мере два рельсовых датчика, расположенных вдоль направления прохода колеса.

Изобретение относится к техническим средствам организации и управления движением поездов для контроля нахождения подвижного состава на участке пути. Система включает установленные на каждом подвижном составе блок бортовой аппаратуры управления и блок формирования радиосообщений о текущем состоянии занятости первой и второй рельсовых цепей путевого участка, путевую аппаратуру, включающую передающий блок, приемные блоки первой и второй рельсовой цепи, приемник радиосообщений путевой аппаратуры, первое и второе электромагнитное реле, логический элемент ИЛИ, блоки аппаратуры путевой автоблокировки и электрической централизации стрелок и сигналов, источник питания путевой аппаратуры приемного конца, компьютеры автоматизированного рабочего места диспетчера службы связи и сигнализации и автоматизированного рабочего места поездного диспетчера.

Изобретение относится к области железнодорожной механики для крепления опоры датчиков или коммутационных средств к рельсам. Устройство содержит рельсовый кулачок с двумя колодками, выполненными с возможностью насаживаться с противоположных сторон на подошву рельса.

Изобретение относится к области автоматики и телемеханики на железнодорожном транспорте. Система включает установленный на каждом электроподвижном составе с импульсными статическими преобразователями для питания асинхронных тяговых электродвигателей блок формирования дополнительного сигнала занятия путевого участка, который соединен с блоком бортовой аппаратуры управления, а блоки аппаратуры путевой автоблокировки и электрической централизации стрелок и сигналов через первую линию связи соединены с компьютером автоматизированного рабочего места диспетчера службы связи и сигнализации, который через вторую линию связи соединен с компьютером автоматизированного рабочего места поездного диспетчера.
Изобретение относится к железнодорожному транспорту. Устройство автоматической идентификации номера вагона содержит навигационный идентификатор, в который входят навигационный приемник ГЛОНАСС/GPS, модем GSM/GPRS, основной микроконтроллер.

Изобретение относится к устройствам защиты кабельных цепей железнодорожной связи. Устройство защиты аппаратуры и линейно-кабельных сооружений проводной связи на железнодорожном транспорте содержит блоки защиты, включающие подключенные к кабелю связи модуль первой ступени защиты и модуль второй ступени защиты, подключенный к аппаратуре связи.

Группа изобретений относится к области железнодорожной автоматики и телемеханики. Способ управления движением поезда по некодируемым станционным путям включает передачу информации о номере маршрута движения поезда от поездного диспетчера в бортовую ЭВМ локомотива.

Изобретение относится к устройствам организации и управления движением на железных дорогах и средствам техники безопасности на железнодорожном транспорте. Техническим результатом изобретения является повышение надежности и безопасности расцепления вагонов состава на отцепы за счет более раннего информирования составителя поездов о числе вагонов в последовательности отцепов не по факту отрыва отцепа от состава, а по команде об успешном завершении расцепления. Особенно это актуально при высокой скорости надвига, когда для правильного выбора позиции очередного расцепления имеется информация о трех последующих отцепах. Вышеуказанный технический результат достигается за счет устройства для повышения безопасности и надежности расцепления вагонов состава на отцепы на сортировочной горке, содержащего управляющий вычислительный комплекс, подключенный через модем к контроллеру вершины горки, управляющие выходы которого подключены к трем соответствующим ячейкам указателя количества вагонов в отцепах, а к входу управления контроллером вершины горки подключен выход блока контроля отрыва отцепа от состава. При этом устройство снабжено блоком подтверждения составителем окончания расцепления, блоком корректировки контроллера вершины горки, а указатель количества вагонов в отцепах снабжен четвертой ячейкой, информационный вход которой подключен к контроллеру вершины горки, а вход управления режимом представления информации связан с выходом блока корректировки контроллера вершины горки, к входам которого подключены выходы блока регистрации окончания расцепления и блока контроля отрыва отцепа. Другой выход блока регистрации окончания расцепления связан с контроллером вершины горки, а к входам блока регистрации окончания расцепления подключены выходы блока контроля отрыва отцепа от надвигаемого состава и блока подтверждения окончания расцепления. 2 ил.

Наверх