Способ контроля кольцевого шва трубопровода

Использование: для контроля кольцевого шва трубопровода. Сущность изобретения заключается в том, что локализуют положение исследуемого сварного шва на местности и записывают результаты локализации на носителе, фиксирующем результаты контроля сварного шва, при этом первоначально закрепляют приемник сигналов спутниковой системы навигации на аппаратуре, которая осуществляет контроль сварного шва, обходя трубопровод по образующей трубы, принимают сигналы от спутниковой системы навигации в течение всего времени контроля, затем первоначально усредняют попарно значения координат, полученных при нахождении приемника сигналов спутниковой системы навигации в точках образующей трубы, диаметрально противоположных друг другу, а затем усредняют все полученные средние значения координат между собой и далее записывают результаты локализации, а нахождение аппаратуры на образующей трубы определяют с помощью сигналов от датчика угла наклона к горизонту. Технический результат: повышение точности определения положения кольцевого шва в пространстве и упрощение обслуживания аппаратуры контроля. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

 

Изобретение относится к проверке качества кольцевых сварных соединений трубопроводов в полевых условиях.

Одной из важных характеристик о состоянии сварных швов трубопроводов является положение этих проконтролированных соединений в пространстве.

Известны способы, когда информация о положении проконтролированного сварного соединения определяется с помощью сигналов спутниковой системы навигации.

В заявке US 20140207862, публ. 24.07.2014, МПК G01N 23/04 в системе неразрушающего контроля предлагается использовать сигналы спутниковой системы навигации GPS для определения местоположения проверяемого оборудования.

В заявке WO 2015124870, публ. 27.08.2015, МПК G01N - 023/04 относящейся к способу проверки сварного шва с помощью радиографии описана система записи уникального идентификатора сварному шву перед проверкой, - запись уникального буквенно-цифрового идентификатора. Одной из важных характеристик такого идентификатора является информация о геолокации, связанной со сварным швом. Определение положения сварного шва производится с помощью модуля GPS, который транслирует координаты в идентификатор сварного шва.

Наиболее близким решение является способ по заявке CN 109100376, публ. 28.12.2018, МПК F17D - 005/00, G01N - 023/04. В заявке описан способ, в котором при контроле качества кольцевого шва трубопровода позиционирование сварного соединения производится с помощью спутниковой системы навигации GPS или Beidou.

Однако существует необходимость в увеличении точности определения местоположении кольцевого шва трубопровода при расположении приемника сигналов спутниковой системы навигации на аппаратуре, которая осуществляет контроль сварного шва, обходя трубопровод по образующей трубы.

Техническим результатом заявляемого изобретения является повышение эффективности контроля трубопровода за счет повышения точности определения положения кольцевого шва трубопровода в пространстве и упрощение обслуживания аппаратуры контроля.

Способ контроля кольцевого шва трубопровода с помощью аппаратуры, установленной на направляющих, охватывающих трубу трубопровода, характеризуется тем, что локализуют положение исследуемого сварного шва на местности и записывают результаты локализации на носителе, фиксирующем результаты контроля сварного шва. При этом первоначально закрепляют приемник сигналов спутниковой системы навигации на аппаратуре, которая осуществляет контроль сварного шва, обходя трубопровод по образующей трубы. Принимают сигналы от спутниковой системы навигации в течение всего времени контроля. Затем первоначально усредняют попарно значения координат, полученных при нахождении приемника сигналов спутниковой системы навигации в точках образующей трубы диаметрально противоположных друг другу. А затем усредняют все полученные средние значения координат между собой и далее записывают результаты локализации. Нахождение аппаратуры на образующей трубы определяют с помощью сигналов от датчика угла наклона к горизонту.

Особенностью данного способа является то обстоятельство, что приемник сигналов спутниковой системы навигации устанавливается на аппаратуре контроля сварного шва, осуществляющей контроль, обходя трубопровод по образующей трубы. При этом получают сигналы от спутниковой системы навигации в течение всего времени, пока аппаратура совершает обход сварного шва вокруг трубы. Все полученные сигналы в точках образующей трубы диаметрально противоположных друг другу сначала усредняют попарно, а затем определяют среднее всех полученных значений координат. Такой способ позволяет получить значения координаты нахождения сварного шва трубы, как наиболее достоверного. Это значение записывают на носителе, фиксирующем результаты контроля сварного шва.

Такой способ позволяет повысить точность определения положения кольцевого шва трубопровода в пространстве и одновременно упростить обслуживание аппаратуры контроля. Упрощение обслуживания происходит потому, что определение точных координат происходит автоматически, одновременно с контролем сварного шва.

В частном случае использования способа принимают сигналы от спутниковой системы навигации ГЛОНАСС.

В другом частном случае, принимают сигналы от спутниковой системы навигации GPS.

Изобретение поясняется рисунками.

На Фиг. 1 приведена схема расположения аппаратуры контроля на трубе трубопровода

На Фиг. 2 приведена сема, поясняющая этапы попарного усреднения значений координат, полученных от спутниковой системы навигации.

На Фиг 3 приведена блок схема последовательности выполнения способа.

На Фиг. 4 приведен рисунок, поясняющий вариант выполнения способа.

Способ контроля кольцевого шва трубопровода выполняют (Фиг. 1) с помощью аппаратуры 2, установленной на направляющих 3, охватывающих трубу 1 трубопровода.

Неразрушающий контроль трубопровода используется для проверки качества кольцевых сварных соединений. Как правило, кольцевые сварные соединения, подлежащие контролю, находятся близи места их окончательного монтажа вдоль трассы трубопровода. Контроль сварных швов трубопровода может производится подряд. Могут также проверяться все, не проверенные ранее сварные соединения. Известно общее количество кольцевых сварных соединений, подлежащих контролю, в рамках одного участка трубопровода. В случае ошибки оператора в поиске сварного соединения, подлежащего контролю, контроль некоторых сварных соединений может быть произведен повторно, а некоторые сварные соединения могут остаться не проконтролированными. Избежать таких ошибок позволяет знание координат каждого сварного шва.

Расстояние между сварными соединениями как правило составляет около 12 м, что соответствует длине стандартного отрезка трубы большого диаметра. В некоторых случаях, расстояние между сварными соединениями может быть менее 12 м (например, при монтаже отводов, тройников, запорных элементов трубопровода).

Погрешность одиночного определения горизонтальных географических координат известными приемниками сигналов спутниковых систем навигации, не имеющими специальной привязки к базовой точке с известными координатами, может составлять от 2 до 13 метров. При определении координат двух соседних сварных соединений такая погрешность может оказаться слишком высокой.

Значительная часть погрешности определения координат с помощью сигналов от спутниковой системы навигации носит случайный характер. Поэтому погрешность определения координаты может быть сокращена путем выполнения многократных последовательных измерений в одном и том же месте.

За время контроля аппаратура перемещается вокруг кольцевого сварного соединения. При этом аппаратура перемещается на расстояние до 1.5 м по горизонтали и вертикали, что соответствует обходу трубы наибольшего диаметра d (Фиг. 1).

При расчете среднего значения координат необходимо исключить также влияние перемещения оборудования вокруг трубы.

Заявленный способ позволяет исключить влияние на определение координат сварного шва как случайных ошибок, так и ошибок, связанных с определением координат при обходе трубы, в том числе трубы большого диаметра.

Способ выполняется следующим образом.

Первоначально закрепляют приемник 4 сигналов спутниковой системы навигации на аппаратуре 2, которая осуществляет контроль сварного шва, обходя по направляющему поясу 3 трубопровод по образующей трубы 1. Аппаратура 2, с помощью которой определяют состояние трубы может быть, в частности, как аппаратурой радиационного, так и ультразвукового контроля. Принимают сигналы приемником 4 от спутниковой системы навигации (Глонасс, GPS, или другой системы навигации) в течение всего времени контроля состояния сварного шва. При этом нахождение аппаратуры 2 на образующей трубы 1 определяют с помощью сигналов от датчика 5 угла наклона к горизонту, установленного на аппаратуре 2.

Затем усредняют попарно значения координат, полученных при нахождении приемника 4 сигналов спутниковой системы навигации в точках образующей трубы диаметрально противоположных друг другу (Фиг. 2). Таким образом устраняют ошибку измерения, которая появляется из-за измерения в разных точках пространства, обусловленных положением приемника в разных точках на образующей трубы.

Затем усредняют все полученные средние значения координат между собой, тем самым исключая и случайные ошибки, которые связаны с нестабильностью работы генератора, задержками в бортовой аппаратуре спутников, неопределенностью пространственного положения спутников, шумовой ошибкой приемника 4 и др.

Последовательность действий аппаратуры, связанная с определением координат, и обработка данных от приемника 4 сигналов спутниковой системы навигации и датчика 5 угла наклона к горизонту может производится как отдельным вычислительным устройством (на Фиг. не показан), так и вычислительным комплексом аппаратуры 2 (Фиг. 3).

Далее записывают результаты локализации исследуемого сварного шва на местности на носителе. В качестве носителя этих данных может, в частности, служить память аппаратуры 2, в которой также записываются данные о результатах контроля трубы.

На Фиг. 4 приведен вид системы пошагового контроля кольцевого шва 6 трубопровода с источником 8 рентгеновского излучения и с детектором 10 рентгеновского излучения.

Система пошагового контроля кольцевого шва трубопровода 1 включает направляющий пояс 3, на котором устанавливается каретка 7 с источником 8 рентгеновского излучения и каретка 9 с аппаратурой 2, включающей плоскопанельный детектор 10 рентгеновского излучения, приемник 4 сигналов спутниковой системы навигации и датчик 5 угла наклона к горизонту. Каждая из кареток 7, 9 снабжена двигателем, обеспечивающим передвижение каретки.

Нахождение оборудования на сварном соединении гарантированно включает в себя все время контроля, от 2 до 60 минут в зависимости от схемы контроля, диаметра и толщины стенки трубы, требований к качеству контроля.

Способ, в подавляющем большинстве случаев, обеспечит погрешность измерения горизонтальных географических координат не более, чем 6 м, что исключает наложение координат сварных соединений, расположенных на расстоянии 12 метров друг от друга.

Реализация предложенного способа не исчерпывается рассмотренными вариантами, он может быть реализован на различном оборудовании проверки трубопроводов.

1. Способ контроля кольцевого шва трубопровода с помощью аппаратуры, установленной на направляющих, охватывающих трубу трубопровода, характеризующийся тем, что локализуют положение исследуемого сварного шва на местности и записывают результаты локализации на носителе, фиксирующем результаты контроля сварного шва, при этом первоначально закрепляют приемник сигналов спутниковой системы навигации на аппаратуре, которая осуществляет контроль сварного шва, обходя трубопровод по образующей трубы, принимают сигналы от спутниковой системы навигации в течение всего времени контроля, затем первоначально усредняют попарно значения координат, полученных при нахождении приемника сигналов спутниковой системы навигации в точках образующей трубы, диаметрально противоположных друг другу, а затем усредняют все полученные средние значения координат между собой и далее записывают результаты локализации, а нахождение аппаратуры на образующей трубы определяют с помощью сигналов от датчика угла наклона к горизонту.

2. Способ по п. 1, характеризующийся тем, что принимают сигналы от спутниковой системы навигации ГЛОНАСС.

3. Способ по п. 1, характеризующийся тем, что принимают сигналы от спутниковой системы навигации GPS.



 

Похожие патенты:

Использование: для контроля кольцевого шва трубопровода. Сущность изобретения заключается в том, что система пошагового контроля кольцевого шва трубопровода включает направляющий пояс, на котором с возможностью передвижения вдоль пояса установлены каретка с источником рентгеновского излучения и каретка с детектором рентгеновского излучения, каждая из кареток снабжена двигателем, обеспечивающим передвижение каретки, блоком управления движением каретки и блоком передачи сигналов между каретками, датчиком перемещения и датчиком угла наклона к горизонту, кроме того каретка детектора рентгеновского излучения включает блок хранения радиографических снимков участков кольцевого шва.

Использование: для обработки изображений. Сущность изобретения заключается в том, что способ обработки изображений включает обработку входных данных в проекционной области с использованием сверточной нейронной сети.

Использование: для настройки магнитооптической системы протонографического комплекса. Сущность изобретения заключается в том, что осуществляют пропускание пучка протонов через объектную плоскость магнитооптической системы, включающей магнитные линзы и коллиматор, с последующим получением с помощью системы регистрации изображений тест-объекта, помещенного в объектную плоскость, меняя величину тока магнитных линз для определения оптимального значения, при котором магнитная индукция магнитооптической системы согласована с энергией пучка протонов, при этом в качестве тест-объекта используют пластину, толщина которой выбрана из условия обеспечения потери энергии протонов при прохождении через нее, не превышающей разброс энергии протонов в падающем пучке, при этом пластину выполняют либо сплошной и ориентируют так, чтобы пучок проходил через ее грань, либо с одной или несколькими прямоугольными прорезями и ориентируют так, чтобы пучок проходил через прорези, изменение величины тока линз производят с шагом, соответствующим требуемой точности настройки магнитооптической системы, выбор оптимального значения тока магнитных линз осуществляют по профилям интенсивности протонного пучка, которые строят по полученным изображениям тест-объекта в направлении, перпендикулярном грани или прорезям, в том случае если на грани или границах прорезей отсутствует всплеск интенсивности, то плоскость фокусировки магнитооптической системы совпадает с объектной плоскостью, а величина тока магнитных линз, при которой было получено изображение, является оптимальной.

Использование: для радиографического контроля качества сварных соединений различных металлоконструкций, в частности труб. Сущность изобретения заключается в том, что беспленочная автоматизированная рентгенометрическая система включает источник рентгеновского излучения, детекторный модуль, установленный на каретке автоматизированного перемещения и позиционирования, блок управления и питания.

Группа изобретений относится к области лучевого воздействия. Способ сканирования содержит этапы, на которых осуществляют получение данных детектирования подлежащего досмотру объекта при радиационном сканировании с использованием детектора; регулировку выходной мощности дозы излучения пучка ускорителя и/или уровня выходной энергии пучка электронов устройства радиационного излучения в соответствии с данными детектирования, содержащую определение идеальной выходной мощности дозы излучения пучка и/или идеального уровня выходной энергии пучка электронов согласно алгоритму преобразования для преобразования данных детектирования в идеальную выходную мощность дозы излучения пучка ускорителя и/или идеальный уровень выходной энергии пучка электронов; настройку выходной мощности дозы излучения пучка ускорителя и/или уровня выходной энергии пучка электронов на идеальную выходную мощность дозы излучения пучка и/или идеальный уровень выходной энергии пучка электронов.

Группа изобретений относится к области лучевого воздействия. Способ сканирования содержит этапы, на которых осуществляют получение данных детектирования подлежащего досмотру объекта при радиационном сканировании с использованием детектора; регулировку выходной мощности дозы излучения пучка ускорителя и/или уровня выходной энергии пучка электронов устройства радиационного излучения в соответствии с данными детектирования, содержащую определение идеальной выходной мощности дозы излучения пучка и/или идеального уровня выходной энергии пучка электронов согласно алгоритму преобразования для преобразования данных детектирования в идеальную выходную мощность дозы излучения пучка ускорителя и/или идеальный уровень выходной энергии пучка электронов; настройку выходной мощности дозы излучения пучка ускорителя и/или уровня выходной энергии пучка электронов на идеальную выходную мощность дозы излучения пучка и/или идеальный уровень выходной энергии пучка электронов.

Изобретение относится к конструкции досмотровых рамок, предназначенных для обнаружения взрывчатых веществ (ВВ) и других запрещенных предметов на теле человека в местах большого скопления людей в аэропортах, морских и речных вокзалах, театрах, стадионах и пр.
Использование: для выявления дефектов трубопровода по данным ультразвукового внутритрубного дефектоскопа. Сущность изобретения заключается в том, что для анализа отраженных от стенки трубопровода ультразвуковых сигналов формируют частотную карту откликов отраженных от внутренней стенки трубопровода ультразвуковых сигналов, исключают шумовую составляющую отраженного от внутренней стенки трубопровода ультразвукового сигнала, устанавливают пороговые значения отраженного от внутренней стенки трубопровода ультразвукового сигнала, определяют области трубопровода с низкой частотой отраженных от внутренней стенки трубопровода ультразвуковых сигналов либо с отсутствием отраженных от внутренней стенки трубопровода ультразвуковых сигналов, производят сглаживание подготовленных отраженных от внутренней стенки трубопровода ультразвуковых сигналов, используют фильтр скользящего среднего с целью уменьшения уровня и частоты выбросов отраженных от внутренней стенки трубопровода ультразвуковых сигналов с низким отношением сигнал/шум, формируют энергетические линии отраженных от внутренней стенки трубопровода ультразвуковых сигналов, полученные энергетические линии отраженных от внутренней стенки трубопровода ультразвуковых сигналов считают зоной начала внутренней поверхности трубопровода.

Использование: для измерения внутреннего объема объекта. Сущность изобретения заключается в том, что при измерении внутреннего объема неметаллического объекта, содержащего металлические элементы, выполняют следующие операции: внутренний объем объекта заполняют наполнителем многократного использования, объект бесконтактно сканируют с использованием компьютерного томографа, результаты сканирования используют для автоматизированного построения трехмерной модели внутреннего объема объекта, внутренний объем объекта измеряют с использованием компьютерной обработки полученной трехмерной модели, при этом рентгеновская плотность наполнителя отлична от рентгеновской плотности объекта и в качестве наполнителя используют кварцевый песок для избежания артефактов от металлических элементов на изображении объекта.

Устройство рентгеновского излучения содержит: вакуумную камеру (3), уплотненную по периферии и содержащую внутри высокий вакуум; несколько блоков (1) эмиссии электронов, индивидуально независимых друг от друга и расположенных в линейном ряду, чтобы быть установленными на одном конце вакуумной камеры (3); анод (2), установленный на другом конце в вакуумной камере (3), в направлении длины параллельный плоскости, в которой находятся сетки (103) блоков (1) эмиссии электронов, а в направлении ширины образующий с этой плоскостью угол заданной величины; систему (7) питания и управления, содержащую высоковольтный источник (702) питания, источник (704) питания нитей накала, устройство (703) управления сетками и систему (701) управления, причем каждый блок (1) эмиссии электронов содержит: нить (101) накала, катод (102), соединенный с нитью (101) накала, вывод (105) нити накала, выходящий от двух концов нити (101) накала, сетку (103), предусмотренную над катодом (102) и напротив него, изолирующий опорный элемент (104), имеющий отверстие и окружающий катод (102) и нить (101) накала, и соединительный и фиксирующий элемент (109), присоединенный на наружном крае нижнего конца изолирующего опорного элемента (104); и источник (704) питания нитей накала, соединенный с выводом (105) нити накала.
Наверх