Планетарный редуктор

Изобретение относится к машиностроению. Планетарный редуктор содержит входной вал, первый сателлит с первой и второй шестернями, первый неподвижный корпус, выходной вал, второй неподвижный корпус, цевки, размещенные в корпусах и выходном валу, второй сателлит с первой и второй шестернями, на входном валу размещены два эксцентрика, причем один из них развернут относительно другого на половину оборота. Второй корпус и второй сателлит размещены центрально симметрично, соответственно, первому корпусу и первому сателлиту относительно точки, расположенной между двумя эксцентриками и на оси вращения входного вала, на боковой поверхности каждого эксцентрика расположена опора, с которой взаимодействует один из сателлитов, зубья шестерен сателлитов выполнены в виде циклоид, первая шестерня первого сателлита входит в зацепление с цевками в первом неподвижном корпусе, первая шестерня второго сателлита входит в зацепление с цевками во втором корпусе, вторая шестерня каждого сателлита входит в зацепление с цевками в выходном валу, первые шестерни каждого сателлита выполнены с равным число зубьев, вторые шестерни каждого сателлита выполнены с равным числом зубьев, корпуса имеют одинаковое число цевок, два подшипника входного вала и два подшипника выходного вала размещены по обе стороны плоскости, перпендикулярной оси вращения входного вала и лежащей между эксцентриками. Обеспечивается увеличение нагрузочной способности редуктора. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к космической технике. Изобретение может применяться в составе тросового устройства стягивания в стыковочном механизме космического аппарата.

Известен планетарный циклоидальный редуктор с предварительной ступенью (аналог), представленный в патенте РФ №2506477, содержащий быстроходный вал, колесо внутреннего зацепления, венец которого образован роликами, циклоидальную ступень с циклоидальным диском, имеющим на внешней поверхности циклоидальные зубья для зацепления с роликами. Вращение диска вокруг собственной оси передается к быстроходному валу редуктора с помощью пальцев с роликами, обкатывающими отверстия в циклоидальном диске. На внутренней поверхности циклоидального диска выполнено колесо внутреннего зацепления. Предварительная планетарная ступень расположена в плоскости циклоидального диска и внутри него. Предварительная ступень содержит входную шестерню, связанную с быстроходным валом, и посаженные на свободное водило три сателлита. Один сателлит находится в одновременном зацеплении с входной шестерней и колесом внутреннего зацепления и выполнен размером, обеспечивающим эксцентричную посадку этого диска относительно оси редуктора. Другие сателлиты имеют меньшие размеры и находятся в зацеплении только с колесом внутреннего зацепления.

Недостатком конструкции является наличие пальцев с роликами, которые имеют малую нагрузочную способность из-за консольного их закрепления. Кроме того, наличие предварительной планетарной ступени, имеющей диаметр, ограниченный технологическими возможностями, а также требованиям к нагружению эвольвентных зубов, при помощи которых она взаимодействует с циклоидальным диском, увеличивает внешний диаметр циклоидального диска, избыточно повышая запас прочности цевочного зацепления.

Известен планетарный редуктор завода Пекрун (прототип), представленный в книге Руденко Н.Ф. Планетарные передачи. Теория, применение, расчет, проектирование - М: Государственное научно-техническое издательство Машиностроительной литературы - 1947 г, в котором на входном валу, опирающемся на два подшипника, размещено водило, на котором расположен сателлит с двумя неподвижными относительно друг друга шестернями с разным числом зубьев, имеющих возможность вращения относительно водила, причем первая шестерня находится в эвольвентном зацеплении с первым неподвижным корпусом, а вторая входит во внутреннее эвольвентное зацепление с зубьями, размещенными на выходном валу, размещенном на двух подшипниках.

Недостатком конструкции является низкая нагрузочная способность ввиду того, что входной и выходной валы редуктора размещены на подшипниках консольно, а также ввиду того, что каждый сателлит находится в эвольвентном зацеплении, нагрузка передается через число зубьев от одного до трех для каждой шестерни в зацеплении, что не является рациональным и требует увеличения габарита корпуса и выходного вала.

Техническим результатом изобретения является увеличение нагрузочной способности редуктора.

Технический результат достигается тем, что в планетарном редукторе, содержащем входной вал, размещенный на подшипниках, первый сателлит, в котором имеются первая и вторая шестерни, неподвижные относительно друг друга и имеющие разное число зубьев, первый неподвижный корпус, выходной вал, размещенный на подшипниках в отличие от известного, введен второй неподвижный корпус, цевки, размещенные в неподвижных корпусах и выходном валу, также введен второй сателлит с первой и второй шестернями, неподвижными относительно друг друга, на входном валу размещены два эксцентрика, причем один из них развернут относительно другого на половину оборота относительно оси вращения входного вала, второй неподвижный корпус и второй сателлит размещены центрально симметрично, соответственно, первому неподвижному корпусу и первому сателлиту относительно точки, расположенной между двумя эксцентриками и на оси вращения входного вала, на боковой поверхности каждого эксцентрика расположена опора, с которой взаимодействует один из сателлитов, зубья шестерен сателлитов выполнены в виде циклоид, первая шестерня первого сателлита входит в зацепление с цевками в первом неподвижном корпусе, первая шестерня второго сателлита входит в зацепление с цевками во втором неподвижном корпусе, вторая шестерня каждого сателлита входит в зацепление с цевками в выходном валу, первые шестерни каждого сателлита выполнены с равным число зубьев, вторые шестерни каждого сателлита выполнены с равным числом зубьев, неподвижные корпуса имеют одинаковое число цевок, два подшипника входного вала и два подшипника выходного вала размещены по обе стороны плоскости, перпендикулярной оси вращения входного вала и лежащей между эксцентриками.

Технический результат также достигается тем, что в планетарном редукторе опора может быть выполнена в виде подшипника скольжения.

Технический результат также достигается тем, что в планетарном редукторе опора может быть выполнена в виде подшипника качения.

Заявляемое техническое решение поясняется изображениями:

фиг. 1 - кинематическая схема планетарного редуктора;

фиг. 2 - вид циклоидного цевочного зацепления на примере второй шестерни первого сателлита и выходного вала.

Планетарный редуктор содержит входной вал 1, размещенный на подшипниках 2, первый сателлит, в котором имеются первая и вторая шестерни 3 и 4, первый неподвижный корпус 5, выходной вал 6, размещенный на подшипниках 7, второй неподвижный корпус 8. В неподвижных корпусах 5 и 8 и в выходном валу 6 размещены цевки 9. Цевки во втором неподвижном корпусе 8 повернуты относительно цевок в первом неподвижном корпусе на половину оборота вокруг оси вращения входного вала 1. Планетарный редуктор также содержит второй сателлит с первой и второй шестернями, соответственно 10 и 11, неподвижными относительно друг друга. На входном валу размещены два эксцентрика 13 и 14. Второй неподвижный корпус 8 и второй сателлит размещены центрально симметрично, соответственно, первому неподвижному корпусу 5 и первому сателлиту относительно точки, расположенной посередине между двумя эксцентриками 13 и 14 и на оси вращения входного вала 1 и перпендикулярной ей. Эксцентрик 14 развернут относительно эксцентрика 13 на половину оборота вокруг оси вращения входного вала 1. На боковой поверхности каждого эксцентрика расположена опора, с которой взаимодействует один из сателлитов. Опора может быть выполнена в виде подшипника скольжения или качения. Зубья всех шестерен сателлитов выполнены в виде циклоид (см. рис. 2), первая шестерня 3 первого сателлита входит в зацепление с цевками первого неподвижного корпуса 5, первая шестерня 10 второго сателлита входит в зацепление с цевками второго неподвижного корпуса 8. вторые шестерни сателлитов 4 и 11 входят в зацепление с цевками выходного вала 6. Первые шестерни 3 и 10 сателлитов имеют одинаковое число зубьев, вторые шестерни 4 и 11 сателлитов имеют одинаковое число зубьев. Неподвижные корпуса 5 и 8 имеют одинаковое число цевок. Два подшипника входного вала 2 и два подшипника выходного вала 7 размещены по обе стороны плоскости 12, расположенной посередине между эксцентриками и перпендикулярной оси вращения входного вала 1. Это позволяет исключить консольное расположение элементов редуктора.

Планетарный редуктор работает следующим образом.

Входной вал 1 с эксцентриками 13 и 14 приводом вращается вокруг своей оси. Сателлиты приходят в движение из-за того, что выступами циклоид шестерен 3 и 10 взаимодействуют с неподвижными цевками корпусов 4 и 9.

Движение сателлитов имеет следующий характер:

их центр движется по окружности, радиус которой равен эксцентриситету входного вала 1;

относительно своего центра он имеет угловое вращение - на один оборот входного вала 1 он поворачивается на 1/n оборотов, где n - число цевок неподвижного корпуса.

Движение сателлита приводит к взаимодействию выполненных на шестернях 4 и 11 циклоид с цевками выходного вала 6, размещенного на подшипниках 7. Характер движения сателлита и его взаимодействия с цевками выходного вала 6 приводит к тому, что оно, имеющее возможность только осевого вращения, начинает вращаться. Передаточное отношение при этом определяется по формуле:

где zК - число цевок неподвижного корпусов 5 и 8, - число цевок выходного вала 6. Положительное значение передаточного отношения i означает, что выходной вал 6 будет вращаться сонаправлено направлению вращения входного вала 1. Отрицательное значение передаточного отношения i означает, что выходной вал 6 будет вращаться в противоположном вращению входного вала 1 направлении.

Форма циклоиды каждой из шестерен определяется следующим образом: вычисляется предварительная форма циклоиды - эпитрохоида:

где R- радиус окружности, на которой размещаются центры цевок, входящие в зацепление с шестерней, для которой производится расчет формы, zi - число цевок, - эксцентриситет вала 1, параметр t=0…360° переменная;

затем выполняется построение эквидистанты (отступ по нормали к траектории) в направлении оси шестерни на расстояние Rц - радиус цевок.

Актуальность создания изобретения обуславливается возможностью его использования в составе периферийного стыковочного механизма космического аппарата. Стыковочный механизм состоит из стыковочного кольца, защелок, шести устройств поглощения энергии (штанг стыковочного механизма) и тросового устройства стягивания.

Тросовое устройство стягивания используется после образования первичной механической связи между двумя космическими аппаратами. С его помощью выполняется совмещение стыковочных плоскостей до обеспечения возможности закрытия стыка с помощью крюков механизма герметизации. При этом необходимо обжать множество элементов стыка: электроразъемы, гидроразъемы, резиновые уплотнения, толкатели.

Ввиду жестких требований к массе, в приводе тросового устройства стягивания используются маломощные высокооборотистые двигатели, которые должны создавать значительную силу, преодолевающую сопротивление элементов стыка, поэтому особо важным является использование малогабаритных и высоконагруженных редукторов, например планетарного редуктора.

1. Планетарный редуктор, содержащий входной вал, размещенный на подшипниках, первый сателлит с первой и второй шестернями, неподвижными относительно друг друга и имеющими разное число зубьев, первый неподвижный корпус, выходной вал, размещенный на подшипниках, отличающийся тем, что в него введен второй неподвижный корпус, цевки, размещенные в неподвижных корпусах и выходном валу, также введен второй сателлит с первой и второй шестернями, неподвижными относительно друг друга, на входном валу размещены два эксцентрика, причем один из них развернут относительно другого на половину оборота относительно оси вращения входного вала, второй неподвижный корпус и второй сателлит размещены центрально симметрично, соответственно, первому неподвижному корпусу и первому сателлиту относительно точки, расположенной между двумя эксцентриками и на оси вращения входного вала, на боковой поверхности каждого эксцентрика расположена опора, с которой взаимодействует один из сателлитов, зубья шестерен сателлитов выполнены в виде циклоид, первая шестерня первого сателлита входит в зацепление с цевками в первом неподвижном корпусе, первая шестерня второго сателлита входит в зацепление с цевками во втором неподвижном корпусе, вторая шестерня каждого сателлита входит в зацепление с цевками в выходном валу, первые шестерни каждого сателлита выполнены с равным числом зубьев, вторые шестерни каждого сателлита выполнены с равным числом зубьев, неподвижные корпуса имеют одинаковое число цевок, два подшипника входного вала и два подшипника выходного вала размещены по обе стороны плоскости, перпендикулярной оси вращения входного вала и лежащей между эксцентриками.

2. Планетарный редуктор по п. 1, отличающийся тем, что опора выполнена в виде подшипника скольжения.

3. Планетарный редуктор по п. 1, отличающийся тем, что опора выполнена в виде подшипника качения.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к приводным устройствам. Планетарно-цевочный электропривод содержит корпус, статор и ротор, установленный в стакан, который жестко связан с эксцентриковым входным валом электропривода.

Изобретение относится к области машиностроения. Двухволновая передача содержит жесткие первое и второе зубчатые колеса с внутренним зацеплением, гибкое зубчатое колесо с внешним зацеплением, у которого есть первые и вторые внешние зубья, причем число вторых зубьев отлично от числа первых зубьев, генератор волн для изгибания гибкого колеса.

Изобретение относится к области машиностроения. Зубчатое соединение с внутренним зацеплением зубьев состоит из зубчатой обоймы - колеса с внутренними зубьями с прямолинейной образующей и зубчатой втулки - шестерни с зубьями, на боковой поверхности которых реализована пространственная геометрия, учитывающая комплексное действие перемещений и поворотов элементов зубчатого соединения, вызванных наличием погрешностей изготовления, погрешностей монтажа и деформаций под действием рабочей нагрузки.

Изобретение относится к области машиностроения. Зубчатое соединение с внешним зацеплением зубьев состоит из колеса с внешними зубьями с прямолинейной образующей и шестерни с зубьями, эвольвентными в среднем торцевом сечении, на боковой поверхности которых реализована пространственная геометрия, учитывающая комплексное действие перемещений и поворотов элементов зубчатого соединения, вызванных наличием погрешностей изготовления, погрешностей монтажа и деформаций под действием рабочей нагрузки.

Изобретение относится к электродвигателям. Технический результат состоит в повышении надежности.

Изобретение относится к машиностроению. Способ сборки зубчатых планетарных передач включает этап соосного соединения ведущего центрального зубчатого колеса через сателлиты с неподвижным зубчатым колесом и выходным звеном-водилом.

Изобретение относится к машиностроению. Волновая передача (1) содержит генератор (4) волн, снабженный жесткой вставкой (5) и волновым подшипником (7).

Группа изобретений относится к области транспортного машиностроения. По первому варианту автомобильный реечный рулевой механизм с переменным передаточным отношением содержит две ведущих шестерни и два ведомых реечных сектора.

Изобретение относится к оборудованию, в котором используется движение по зубчатой рейке и может найти применение в устройствах печати на широкоформатных промышленных принтерах.

Изобретение относится к двухпоточным редукторам для передачи крутящего момента. Двухпоточный редуктор содержит корпус, быстроходную, промежуточную и тихоходную ступени зубчатых передач, объединенные с механизмом деления крутящего момента, содержащего левый и правый валы двух потоков.
Наверх