Трехсводчатая станция метрополитена закрытого способа производства работ пилонного типа

Изобретение относится к строительству и может быть использовано при сооружении станций метрополитена, возводимых закрытым способом производства работ. Технический результат заключается в повышении технологичности и скорости строительства трехсводчатых станций метрополитена, а также повышении безопасности эксплуатации станций метрополитена. Трехсводчатая станция метрополитена закрытого способа производства работ пилонного типа включает три непересекающихся тоннеля круглого сечения, средний тоннель большого диаметра и два, меньших по диаметру, боковых тоннеля, соединенных со средним тоннелем монолитными железобетонными ходками с расположенными в них проемами для прохода пассажиров к вагонам поезда, а также пассажирские платформы и конструкции двух рельсовых путей. Рельсовые пути расположены в среднем тоннеле, выполненном в виде двухпутного перегонного тоннеля без отделки внутренней поверхности тоннеля. Пассажирские платформы расположены в боковых тоннелях, при этом шаг осей проемов для прохода пассажиров к вагонам поезда равен расстоянию между осями дверей вагонов, а сами проемы снабжены рамами обрамления и раздвижными дверями со стороны среднего тоннеля, открывающимися синхронно с дверями вагонов поезда. 2 ил.

 

Изобретение относится к строительству и может быть использовано при сооружении станций метрополитена, возводимых закрытым способом производства работ.

Известно, что трехсводчатые станции метрополитена пилонного типа сооружаются закрытым способом с помощью эректоров без вскрытия земной поверхности. К ответственным и трудоемким работам при сооружении трехсводчатых станций пилонного типа относится сооружение проходов между боковыми и средним станционными тоннелями (Волков В.П., Наумов С.Н., Пирожкова А.Н., Храпов В.Г. //Тоннели и метрополитены, изд. 2-е перераб. и доп. Москва, "Транспорт". 1975. - С. 508-519).

Известна трехсводчатая станция метрополитена пилонного типа, включающая два боковых станционных тоннеля, диаметр которых определяется из условий размещения в них конструкций рельсовых путей для движения поездов метрополитена и боковых пассажирских платформ, и один средний станционный тоннель для размещения пассажирской платформы среднего зала. Все три станционных тоннеля выполняются в одном уровне и параллельно друг другу не пересекаясь и с промежутками между ними, величина которых зависит от геологических условий строительства. Трехсводчатые станции пилонного типа выполняются в обделке из чугунных или железобетонных тюбингов равного и/или близкого для боковых и среднего станционных тоннелей диаметра (8,5 м и/или 9,5 м). Промежутки между боковыми и средним станционными тоннелями выполняются величиной от 0,65 м до 3 м в свету. Для образования проходов между средним и боковыми станционными тоннелями предусматриваются монолитные железобетонные ходки (Волков В.П., Наумов С.Н., Пирожкова А.Н., Храпов В.Г. //Тоннели и метрополитены, изд. 2-е перераб. и доп. Москва, "Транспорт". 1975. - С. 418-425).

Известна трехсводчатая станция метрополитена закрытого способа производства работ пилонного типа, включающая три непересекающихся тоннеля круглого сечения с архитектурной отделки всех трех тоннелей, средний тоннель большого диаметра и два, меньших по диаметру, боковых тоннеля, соединенных со средним тоннелем монолитными железобетонными ходками с расположенными в них проемами для прохода пассажиров к вагонам поезда, которые чередуются со стеновыми участками, выполненных в виде пилонов, а также пассажирские платформы и два рельсовых пути (Патент на полезную модель РФ №103817, опубл. от 27.04.2011, Бюл. №12).

Недостатком данной конструкции трехсводчатой станции является: необходимость применения боковых станционных тоннелей достаточно большого диаметра (минимум 8,5 метра) для обеспечения размещения конструкций однопутных рельсовых путей и пассажирской платформы в каждом из них, необходимость архитектурной отделки всех трех станционных тоннеля, сложность прокладки технологических коммуникаций вдоль станции, а также повышенная опасность падения пассажиров с платформ на рельсовые пути.

Технический результат, который может быть получен при осуществлении изобретения, заключается в повышении технологичности и скорости строительства трехсводчатых станций метрополитена, а также в повышении безопасности эксплуатации станций метрополитена.

Для достижения данного технического результата трехсводчатая станция метрополитена закрытого способа производства работ пилонного типа, включающая три непересекающихся тоннеля кругового очертания, средний тоннель большого диаметра и два, меньших по диаметру, боковых тоннеля, соединенных со средним тоннелем монолитными железобетонными ходками для прохода пассажиров к вагонам поезда. В боковых станционных тоннелях предусмотрены пассажирские платформы. Средний станционный тоннель имеет диаметр двухпутного перегонного тоннеля, в нем размещены конструкции двух рельсовых путей, архитектурная отделка внутренней поверхности тоннеля не предусмотрена. Шаг осей проемов для прохода пассажиров к вагонам поезда равен расстоянию между осями дверей вагонов, проемы в тоннелях снабжены рамами обрамления и раздвижными дверями со стороны среднего тоннеля, открывающимися синхронно с дверями вагонов поезда.

Введение в состав трехсводчатой станции метрополитена закрытого способа производства работ пилонного типа среднего тоннеля, выполненного в виде двухпутного перегонного тоннеля без архитектурного оформления внутренней поверхности тоннеля, пассажирских платформ, расположенных в боковых станционных тоннелях, а также снабжение проемов для прохода пассажиров к вагонам поездам раздвижными дверями со стороны среднего тоннеля, совмещение осей проемов для прохода пассажиров к вагонам поезда с осями дверей вагонов, позволяет получить новое свойство, заключающееся в повышении технологичности и скорости строительства трехсводчатых станций метрополитена за счет уменьшения объема строительных работ по архитектурной отделки внутренней поверхности среднего тоннеля, упрощенной прокладки (без декоративной отделки) внутри среднего тоннеля инженерных и технологических коммуникаций, что возможно только при наличии закрывающихся раздвижных дверей со стороны среднего тоннеля и уменьшении диаметров боковых тоннелей за счет переноса конструкций рельсовых путей в средний тоннель, а также в повышении безопасности эксплуатации станций метрополитена за счет исключения возможности случайного падения пассажиров с платформ на рельсовые пути вследствие применения раздвижных дверей со стороны среднего тоннеля, открывающимися синхронно с дверями вагонов поезда и фиксацией проемов рамами обрамления.

Предлагаемое изобретение поясняется чертежами, где на фиг. 1 представлено поперечное сечение трехсводчатой станции метрополитена закрытого способа производства работ пилонного типа, на фиг. 2 - чертеж продольного разреза среднего тоннеля с фрагментом проема для прохода пассажиров.

Трехсводчатая станция метрополитена закрытого способа производства работ пилонного типа, включает в себя три непересекающихся тоннеля кругового сечения, средний тоннель 1 большого диаметра и два, меньших по диаметру, боковых тоннеля 2, соединенных со средним тоннелем 1 монолитными железобетонными ходками 11 с расположенными в них проемами 6 для прохода пассажиров к вагонам поезда. Средний тоннель 1 имеет сечение двухпутного перегонного тоннеля без архитектурного оформления внутренней поверхности, в нем предусмотрено размещение конструкций двух рельсовых путей 8 и технологических коммуникаций. Пассажирские платформы 7 расположены, соответственно, в каждом из боковых тоннелей 2. Шаг осей проемов 6 для прохода пассажиров к вагонам поезда равен расстоянию между осями дверных проемов вагонов, при этом в проемы 6 со стороны среднего тоннеля 1 установлены раздвижные двери 9, открывающиеся синхронно с дверями вагонов поезда.

Средний тоннель 1 сооружается из сборных железобетонных тюбингов, часть из которых, расположенных в местах проемов 6, тюбинги временного заполнения 10. В обделке станционных тоннелей предусмотрены проемы 6 для прохода пассажиров, расположенные по оси монолитных ходоков 11. Проемы 6 имеют обрамление в виде рам, состоящих из нижних металлических балок обрамления 3, железобетонных стоек обрамления 4 и верхних металлических балок обрамления 5.

Предлагаемое изобретение трехсводчатой станции метрополитена закрытого способа производства работ пилонного типа сооружается следующим образом.

Трехсводчатая станция метрополитена пилонного типа сооружается закрытым способом без вскрытия земной поверхности. Средний станционный тоннель 1 сооружается при проходке перегонных тоннелей, примыкающих к станции, с применением тоннелепроходческого механизированного комплекса (ТПМК), из сборных железобетонных тюбингов. Диаметр колец среднего тоннеля 1 определен из условия размещения конструкций рельсовых путей, пропуска технологических коммуникаций и возможности монтажа тем же ТПМК, который сооружает двупутные перегонные тоннели, примыкающие к станции.

В пределах станционного комплекса применена тюбинговая обделка по ряду причин:

- тюбинговое сечение проще и надежнее объединяется с монолитными элементами станции;

- проще решается вопрос демонтажа тюбингов временного заполнения 10 и применения однотипных конструкций рам обрамления.

С отставанием от сооружения среднего тоннеля 1 тюбингоукладчиком (эректор) монтируется обделка боковых тоннелей 2. Диаметр обделки боковых тоннелей 2 определен из условия размещения пассажирских платформ 7 нормативной ширины (принята сборная тюбинговая железобетонная обделка внутренним диаметром - 6,0 метров). Уменьшение диаметра боковых тоннелей 2 повышает общую жесткость конструкции станции, что ведет к уменьшению величины деформации и площади мульды оседания поверхности земли над станцией метро.

Затем в районе проходов монтируются нижние металлические балки 3, бетонируется монолитные железобетонные стойки 4, а после набора прочности бетоном стоек 4 устанавливаются верхние металлические балки 5. Рамы обрамления проемов со стороны боковых тоннелей 2 аналогичны обрамлению со стороны среднего тоннеля 1.

После заполнения зазоров между металлическими и железобетонными элементами рам обрамления высокомарочным раствором, в местах устройства проемов 6 для прохода пассажиров, демонтируются тюбинги временного заполнения 10. Шаг проемов 6 принят равным шагу дверей в вагонах поезда. Ширина проема 6 составляет 2 метра и обеспечивает гарантированный проход пассажиров при ручном или автоматическом ведении состава.

После демонтажа тюбингов временного заполнения 10, между боковыми 2 и средним тоннелем 1 сооружаются монолитные ходки 11 с армированным верхним сводом.

По окончании возведения станционной обделки в боковых тоннелях 2 сооружаются пассажирские платформы 7, в среднем тоннеле 1 устанавливаются рельсовые пути 8 и монтируются раздвижные двери 9 на проемах 6 для прохода пассажиров со стороны среднего тоннеля 9.

Отсутствие необходимости архитектурного оформления среднего тоннеля 1 упрощает транзит коммуникаций вдоль станции и вдвое снижает расходы на архитектурное оформление станции.

Источники информации

1. Волков В.П., Наумов С.Н., Пирожкова А.Н., Храпов В.Г. //Тоннели и метрополитены, изд. 2-е перераб. и доп. М.: "Транспорт". 1975. - С. 508-519.

2. Волков В.П., Наумов С.Н., Пирожкова А.Н., Храпов В.Г. //Тоннели и метрополитены, изд. 2-е перераб. и доп. М.: "Транспорт". 1975. - С. 418-425.

3. Патент на полезную модель РФ №103817, опубл. от 27.04.2011, Бюл. №12 - прототип.

Трехсводчатая станция метрополитена закрытого способа производства работ пилонного типа, включающая три непересекающихся тоннеля круглого сечения, средний тоннель большого диаметра и два, меньших по диаметру, боковых тоннеля, соединенных со средним тоннелем монолитными железобетонными ходками с расположенными в них проемами для прохода пассажиров к вагонам поезда, а также пассажирские платформы и конструкции двух рельсовых путей, отличающаяся тем, что рельсовые пути расположены в среднем тоннеле, выполненном в виде двухпутного перегонного тоннеля без отделки внутренней поверхности тоннеля, пассажирские платформы расположены в боковых тоннелях, при этом шаг осей проемов для прохода пассажиров к вагонам поезда равен расстоянию между осями дверей вагонов, а сами проемы снабжены рамами обрамления и раздвижными дверями со стороны среднего тоннеля, открывающимися синхронно с дверями вагонов поезда.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к разработке глубоководных морских месторождений природного газа. Предложен способ обеспечения жизнеспособности функционирования комплекса производства сжиженного природного газа (СПГ) с уменьшенным выбросом метана в атмосферу Земли, например при освоении Штокмановского газоконденсатного месторождения (ШГКМ), включающий морскую добывающую платформу TLP, плавучее средство доставки завода СПГ на свайную платформу, сооруженную на грунте морского дна, завод, установленный на платформе посредством сборочной единицы цеха и камеры, прикрепленной болтовым соединением к дну цеха и прижатой к платформе гравитационной силой, плавучее средство, снабженное электроприводными самотормозящими лебедками с барабанами канатов, концы которых прикреплены к сборочной единице цеха и камеры с возможностью стравливания/наматывания канатов с барабанов лебедок и установки завода на любом горизонте толщи воды, включая поверхность моря, при этом охлаждение природного газа (ПГ) в теплообменниках, размещенных на морской платформе TLP, производят посредством их соединения с установками охлаждения, сжижения ПГ и переохлаждения СПГ, размещенными в цехе завода СПГ, посредством гибкого герметичного газопровода транспорта ПГ, с исключением выброса метана в атмосферу установками получения СПГ цехов завода путем быстрого выхода на рабочий режим установок СПГ путем их предварительного захолаживания азотом, установку на сборочной единице водометных движителей и лебедочных агрегатов на свайной платформе, причем образующийся лед в зазорах между опорными поверхностями сборочной единицы с камерой и свайной платформы удаляют путем его плавления высокотемпературным водяным паром и его продувкой по каналам с выпуском пара в морскую толщу воды, дополнительное производство электроэнергии в комплексе производят паротурбогенераторами, установленными в герметичной камере, снижение адгезии в контактных поверхностях, а равно и усилия отрыва завода СПГ от свайной платформы эстакады осуществляют путем нанесения фтортензитов Валкон-2 или Валкон-4 на поверхности опор, прикрепленных к заводу СПГ и свайной платформе эстакады, или осуществляют гидравлическими двигателями, или отрыв в адгезионном стыке опорных поверхностей свайной платформы и сборочной единицы цеха с камерой производят посредством пьезоактюаторов, жестко закрепленных на стороне свайной платформы, обращенной к грунту.

Изобретение относится к области охраны окружающей среды от загрязняющих поверхностную гидросферу стоков с городских территорий. Обеспечивает повышение эффективности захоронения жидких отходов (стоков) в геологической депонирующей среде.

Изобретение относится к области строительства тоннелей, в частности к способу строительства станций метрополитена колонного типа закрытого способа производства работ.

Изобретение относится к области строительства тоннелей, в частности к способу строительства станций метрополитена колонного типа закрытого способа производства работ.

Изобретение относится к области строительства, а именно к конструкциям подземных сооружений станций метрополитена. Односводчатая многоуровневая станция метрополитена глубокого заложения, имеющая строительную систему остановочного пункта подземного транспорта с габаритными размерами, образованными максимальными длиной подвижного состава, высотой вагонов Н, шириной вагонов (базой) Вв, с защитными устройствами гражданской обороны включает конструкции, технические устройства и помещения по обслуживанию и обеспечению безопасности пассажиров и эксплуатационного персонала станции, размещенная в двухпутном перегонном тоннеле.

Изобретение относится к строительству пилонных станций метрополитенов глубокого заложения и может быть использовано для устройства проходов в глинистых грунтах полутвердой и твердой консистенции.

Изобретение относится к фортификационным сооружениям. Шахтное сооружение командного пункта содержит защитное устройство с верхним и нижним основаниями, составной ствол шахты в виде прямого усеченного конуса, в n секциях которого размещено технологическое, проверочно-пусковое оборудование и технические системы, причем верхнее основание находится на уровне поверхности грунта.

Изобретение относится к области монолитного строительства, в частности, может быть использовано при строительстве подземных сооружений методом «сверху-вниз», а также может быть использовано в монолитном строительстве подземных сооружений различного назначения.

Изобретение относится к области фортификации и может быть использовано в качестве шахтного сооружения повышенной защищенности для объектов, заглубленных в грунт.

Изобретение относится к области строительства. Способ возведения хозяйственного погреба заключается в рытье ямы и возведении стенок погреба в форме параллелепипеда с входной дверью.
Наверх