Автоматизированная экспертная система количественной оценки рисков безопасности полетов воздушных судов авиакомпании



Автоматизированная экспертная система количественной оценки рисков безопасности полетов воздушных судов авиакомпании
Автоматизированная экспертная система количественной оценки рисков безопасности полетов воздушных судов авиакомпании
Автоматизированная экспертная система количественной оценки рисков безопасности полетов воздушных судов авиакомпании
Автоматизированная экспертная система количественной оценки рисков безопасности полетов воздушных судов авиакомпании
Автоматизированная экспертная система количественной оценки рисков безопасности полетов воздушных судов авиакомпании
Автоматизированная экспертная система количественной оценки рисков безопасности полетов воздушных судов авиакомпании
Автоматизированная экспертная система количественной оценки рисков безопасности полетов воздушных судов авиакомпании
Автоматизированная экспертная система количественной оценки рисков безопасности полетов воздушных судов авиакомпании
Автоматизированная экспертная система количественной оценки рисков безопасности полетов воздушных судов авиакомпании
Автоматизированная экспертная система количественной оценки рисков безопасности полетов воздушных судов авиакомпании
Автоматизированная экспертная система количественной оценки рисков безопасности полетов воздушных судов авиакомпании
Автоматизированная экспертная система количественной оценки рисков безопасности полетов воздушных судов авиакомпании

Владельцы патента RU 2716324:

Федеральное государственное унитарное предприятие Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации (ФГУП ГосНИИ ГА) (RU)

Изобретение относится к вычислительной технике, в частности к автоматизированной экспертной системе количественной оценки рисков безопасности полетов воздушных судов авиакомпании. Технический результат заключается в обеспечении возможности инициализации количественной оценки рисков безопасности полетов воздушных судов по экспертным оценкам как ущерба, так и эффективности барьеров по каждому из произошедших событий. Такой результат достигается за счет того, что система содержит модуль идентификации базового адреса количественной оценки рисков безопасности полетов воздушных судов авиакомпании, модуль идентификации относительного адреса количественной оценки рисков безопасности полетов воздушных судов одного типа, модуль идентификации базового адреса элементов матрицы-столбца экспертных оценок ущерба и эффективности барьеров события, модуль генерации сигналов считывания элементов матрицы-столбца экспертных оценок ущерба и эффективности барьеров события, модуль идентификации количественной оценки рисков события, модуль принятия решения о мерах поддержания безопасности полетов воздушных судов авиакомпании, модуль контроля завершения процедуры анализа массива событий с воздушными судами заданного типа, модуль регистрации событий, модуль контроля завершения процедуры анализа массива типов воздушных судов авиакомпании, модуль регистрации параметров типов воздушных судов авиакомпании. 11 ил., 2 табл.

 

Изобретение относится к вычислительной технике, в частности, к автоматизированной экспертной системе количественной оценки рисков безопасности полетов воздушных судов авиакомпании, реализующей применение новых информационных технологий в количественной оценке рисков безопасности полетов воздушных судов авиакомпании.

В настоящее время в РФ отсутствует стандарт на систему управления безопасностью полетов (СУБП), и авиапредприятия вынуждены разрабатывать СУБП самостоятельно. С другой стороны, и современный подход к решению проблемы повышения безопасности полетов (БП) предусматривает разработку СУБП каждым авиапредприятием. При этом основу СУБП составляет процесс управления риском БП.

В этих условиях при отсутствии общей методологии управления риском БП и недостатке методических указаний по разработке и внедрению методов наблюдается широкая и субъективная интерпретация ряда положений Руководства по управлению БП (РУБП) ИКАО и Воздушного законодательства РФ. Это приводит к конфликту приоритетов, нерациональному использованию ресурсов авиапредприятий, и, в конечном счете, не позволяет обеспечить удовлетворительный уровень БП в ГА РФ.

Анализ различных концепций и подходов к определению риска показал, что наиболее подходящей для риска безопасности полетов остается «технократическая концепция», определяющая риск как сочетание вероятности (степени возможности) наступления опасного события и серьезности его последствий.

Известны системы, которые могли быть использованы для решения поставленной задачи [1, 2].

Первая из известных систем содержит средство загрузки приложения, хостирующую среду, уполномоченный администратор, интерфейс пользователя, механизм оценки, экспертный блок хранения данных, механизм оптимизации риска, механизм управления, механизм противодействия [1].

Существенный недостаток данной системы состоит в узкой ограниченности оценок рисков безопасности только программных приложений и невозможности расширения этих оценок рисков на безопасность полетов воздушных судов по произошедшим событиям.

Известна и другая система, содержащая модуль идентификации базового адреса данных эксплуатации воздушных судов авиакомпании, модуль идентификации относительного адреса данных эксплуатации воздушных судов одного типа, модуль селекции адреса параметров класса особых ситуаций, модуль вызова подпрограммы вычисления обратного значения суммарного налета, модуль регистрации параметров класса особых ситуаций, модуль селекции класса особых ситуаций без инцидентов, модуль селекции базового адреса параметров подклассов класса особых ситуаций, модуль распознавания ветви процедуры вычисления вероятностей возникновения особых ситуаций, модуль принятия решения об уровне безопасности полетов по суммарным вероятностям классов особых ситуаций, модуль принятия решения об уровне безопасности полетов по сигнальным вероятностям классов особых ситуаций, модуль идентификации сигнальных вероятностей подклассов класса особых ситуаций, модуль принятия решения об уровне безопасности полетов по сигнальным вероятностям подклассов класса особых ситуаций, модуль контроля завершения процедуры анализа массива подклассов класса особых ситуаций, модуль контроля завершения процедуры анализа массива классов особых ситуаций [2].

Последнее из перечисленных выше технических решений наиболее близко к описываемому.

Его недостаток заключается в ограниченной функциональной возможности системы, обусловленной тем, что количественная оценка риска безопасности полетов воздушных судов авиакомпании определяется как сочетание вероятности (степени возможности) наступления опасного события и серьезности (ущерба) его последствий без учета эффективности барьеров парирования и предотвращения опасного события.

Цель изобретения - расширение функциональных возможностей системы путем исключения количественной оценки рисков безопасности полетов воздушных судов по вероятности ущерба от произошедших событий и инициализации количественной оценки рисков безопасности полетов воздушных судов по экспертным оценкам как ущерба, так и эффективности барьеров по каждому из произошедших событий.

Поставленная цель достигается тем, что в систему, содержащую модуль идентификации базового адреса рисков безопасности полетов воздушных судов авиакомпании, информационный вход которого является первым информационным входом системы, предназначенным для приема кодограммы запроса с автоматизированного рабочего места пользователя системы, синхронизирующий вход модуля идентификации базового адреса рисков безопасности полетов воздушных судов авиакомпании является первым синхронизирующим входом системы, предназначенным для приема синхронизирующих сигналов занесения кодограммы запроса с автоматизированного рабочего места пользователя системы в модуль идентификации базового адреса рисков безопасности полетов воздушных судов авиакомпании, модуль идентификации относительного адреса рисков безопасности полетов воздушных судов одного типа, первый и второй информационные входы которого подключены к первому и второму информационным выходам модуля идентификации базового адреса рисков безопасности полетов воздушных судов авиакомпании соответственно, первый синхронизирующий вход модуля идентификации относительного адреса рисков безопасности полетов воздушных судов одного типа подключен к синхронизирующему выходу модуля идентификации базового адреса рисков безопасности полетов воздушных судов авиакомпании, первый информационный выход модуля идентификации относительного адреса рисков безопасности полетов воздушных судов одного типа является первым информационным выходом системы, предназначенным для выдачи на автоматизированное рабочее место пользователя системы кода текущего обрабатываемого типа воздушных судов, модуль идентификации базового адреса элементов матрицы-столбца экспертных оценок ущерба и эффективности барьеров события, первый информационный вход которого подключен к третьему информационному выходу модуля идентификации базового адреса рисков безопасности полетов воздушных судов авиакомпании, второй информационный вход модуля идентификации базового адреса элементов матрицы-столбца экспертных оценок ущерба и эффективности барьеров события подключен к второму информационному выходу модуля идентификации относительного адреса рисков безопасности полетов воздушных судов одного типа, первый синхронизирующий вход модуля идентификации базового адреса элементов матрицы-столбца экспертных оценок ущерба и эффективности барьеров события подключен к синхронизирующему выходу модуля идентификации относительного адреса рисков безопасности полетов воздушных судов одного типа, первый информационный выход модуля идентификации базового адреса элементов матрицы-столбца экспертных оценок ущерба и эффективности барьеров события является вторым информационным выходом системы, предназначенным для выдачи на автоматизированное рабочее место пользователя системы кода текущего обрабатываемого события, модуль генерации сигналов считывания элементов матрицы-столбца экспертных оценок ущерба и эффективности барьеров события, информационный вход которого подключен к второму информационному выходу модуля идентификации базового адреса элементов матрицы-столбца экспертных оценок ущерба и эффективности барьеров события, первый синхронизирующий вход модуля генерации сигналов считывания элементов матрицы-столбца экспертных оценок ущерба и эффективности барьеров события подключен к синхронизирующему выходу модуля идентификации базового адреса элементов матрицы-столбца экспертных оценок ущерба и эффективности барьеров события, информационный выход модуля генерации сигналов считывания элементов матрицы-столбца экспертных оценок ущерба и эффективности барьеров события является первым адресным выходом системы, предназначенным для выдачи адресов элементов матрицы-столбца экспертных оценок ущерба и эффективности барьеров события на адресный вход сервера базы данных, а синхронизирующий выход модуля генерации сигналов считывания элементов матрицы-столбца экспертных оценок ущерба и эффективности барьеров события является первым синхронизирующим выходом системы, предназначенным для выдачи сигналов управления считыванием адресов элементов матрицы-столбца экспертных оценок ущерба и эффективности барьеров события на вход первого канала прерывания сервера базы данных, модуль контроля завершения процедуры анализа массива событий с воздушными судами одного типа, первый информационный вход которого подключен к четвертому информационному выходу модуля идентификации базового адреса рисков безопасности полетов воздушных судов авиакомпании, первый сигнальный выход модуля контроля завершения процедуры анализа массива событий с воздушными судами одного типа соединен с первым установочным входом модуля генерации сигналов считывания элементов матрицы-столбца экспертных оценок ущерба и эффективности барьеров события, с первым установочным входом модуля идентификации базового адреса элементов матрицы-столбца экспертных оценок ущерба и эффективности барьеров события и при этом является первым сигнальным выходом системы, предназначенным для выдачи на автоматизированное рабочее место пользователя системы сигнала запроса ввода кода следующего события с воздушными судами одного типа, второй сигнальный выход модуля контроля завершения процедуры анализа массива событий с воздушными судами одного типа соединен с вторым установочным входом модуля генерации сигналов считывания элементов матрицы-столбца экспертных оценок ущерба и эффективности барьеров события, с вторым установочным входом модуля идентификации базового адреса элементов матрицы-столбца экспертных оценок ущерба и эффективности барьеров события и при этом является вторым сигнальным выходом системы, предназначенным для выдачи на автоматизированное рабочее место пользователя системы сигнала завершения процедуры анализа массива событий с воздушными судами одного типа, модуль регистрации событий, информационный вход которого является вторым информационным входом системы, предназначенным для приема кодов событий с автоматизированного рабочего места пользователя системы, синхронизирующий вход модуля регистрации событий является вторым синхронизирующим входом системы, предназначенным для приема синхронизирующих сигналов занесения кодов событий с автоматизированного рабочего места пользователя системы в модуль регистрации событий, первый и второй установочные входы модуля регистрации событий подключены к первому и к второму сигнальным выходам модуля контроля завершения процедуры анализа массива событий с воздушными судами одного типа соответственно, информационный и синхронизирующий выходы модуля регистрации событий соединены с третьим информационным и с вторым синхронизирующим входами модуля идентификации базового адреса элементов матрицы-столбца экспертных оценок ущерба и эффективности барьеров события соответственно, модуль контроля завершения процедуры анализа массива типов воздушных судов авиакомпании, информационный вход которого подключен к пятому информационному выходу модуля идентификации базового адреса рисков безопасности полетов воздушных судов авиакомпании, а синхронизирующий вход модуля контроля завершения процедуры анализа массива типов воздушных судов авиакомпании подключен к второму сигнальному выходу модуля контроля завершения процедуры анализа массива событий с воздушными судами одного типа, первый сигнальный выход модуля контроля завершения процедуры анализа массива типов воздушных судов авиакомпании является третьим сигнальным выходом системы, предназначенным для выдачи на автоматизированное рабочее место пользователя системы сигнала запроса ввода кода следующего типа воздушных судов авиакомпании, второй сигнальный выход модуля контроля завершения процедуры анализа массива типов воздушных судов авиакомпании соединен с установочным входом модуля идентификации базового адреса рисков безопасности полетов воздушных судов авиакомпании и при этом является четвертым сигнальным выходом системы, предназначенным для выдачи на автоматизированное рабочее место пользователя системы сигнала завершения процедуры анализа массива типов воздушных судов авиакомпании, модуль регистрации параметров типов воздушных судов авиакомпании, информационный вход которого является третьим информационным входом системы, предназначенным для приема параметров типов воздушных судов авиакомпании с автоматизированного рабочего места пользователя системы, синхронизирующий вход модуля регистрации параметров типов воздушных судов авиакомпании является третьим синхронизирующим входом системы, предназначенным для приема синхронизирующих сигналов занесения параметров типов воздушных судов авиакомпании с автоматизированного рабочего места пользователя системы в модуль регистрации параметров типов воздушных судов авиакомпании, первый и второй установочные входы модуля регистрации параметров типов воздушных судов авиакомпании подключены к первому и к второму сигнальным выходам модуля контроля завершения процедуры анализа массива типов воздушных судов авиакомпании соответственно, первый информационный выход модуля регистрации параметров типов воздушных судов авиакомпании соединен с третьим информационным входом модуля идентификации относительного адреса рисков безопасности полетов воздушных судов одного типа, второй информационный выход модуля регистрации параметров типов воздушных судов авиакомпании соединен с четвертым информационным входом модуля идентификации базового адреса элементов матрицы-столбца экспертных оценок ущерба и эффективности барьеров события, а третий информационный выход модуля регистрации параметров типов воздушных судов авиакомпании соединен с вторым информационным входом модуля контроля завершения процедуры анализа массива событий с воздушными судами одного типа, синхронизирующий выход модуля регистрации параметров типов воздушных судов авиакомпании соединен с вторым синхронизирующим входом модуля идентификации относительного адреса рисков безопасности полетов воздушных судов одного типа, введены модуль идентификации количественной оценки рисков событий, первый информационный вход которого является четвертым информационным входом системы, предназначенным для приема элементов матрицы-столбца экспертных оценок ущерба и эффективности барьеров событий, считанных из базы данных сервера системы, второй информационный вход модуля идентификации количественной оценки рисков событий подключен к третьему информационному выходу модуля идентификации базового адреса элементов матрицы-столбца экспертных оценок ущерба и эффективности барьеров события, синхронизирующий вход модуля идентификации количественной оценки рисков событий является четвертым синхронизирующим входом системы, предназначенным для приема синхронизирующих сигналов занесения элементов матрицы-столбца экспертных оценок ущерба и эффективности барьеров событий, считанных из базы данных сервера системы, в модуль идентификации количественной оценки рисков событий, первый синхронизирующий выход модуля идентификации количественной оценки рисков событий соединен с счетным входом модуля генерации сигналов считывания элементов матрицы-столбца экспертных оценок ущерба и эффективности барьеров события, и модуль принятия решения о мерах поддержания безопасности полетов воздушных судов авиакомпании, первый и второй информационные входы которого подключены к шестому и к седьмому информационным выходам модуля идентификации базового адреса рисков безопасности полетов воздушных судов авиакомпании соответственно, а третий информационный и синхронизирующий входы модуля принятия решения о мерах поддержания безопасности полетов воздушных судов авиакомпании подключены к информационному и к второму синхронизирующему выходам модуля идентификации количественной оценки рисков событий соответственно, информационный выход модуля принятия решения о мерах поддержания безопасности полетов воздушных судов авиакомпании является третьим информационным выходом системы, предназначенным для выдачи на автоматизированное рабочее место пользователя системы кода количественной оценки рисков текущего обработанного события, первый, второй и третий синхронизирующие выходы модуля принятия решения о мерах поддержания безопасности полетов воздушных судов авиакомпании соединены с первым, вторым и третьим синхронизирующими входами модуля контроля завершения процедуры анализа массива событий с воздушными судами одного типа соответственно, при этом первый синхронизирующий выход модуля принятия решения о мерах поддержания безопасности полетов воздушных судов авиакомпании является пятым сигнальным выходом системы, предназначенным для выдачи на автоматизированное рабочее место пользователя системы сигнала о немедленном расследовании с целью установления факторов увеличения риска обработанного события, второй синхронизирующий выход модуля принятия решения о мерах поддержания безопасности полетов воздушных судов авиакомпании является шестым сигнальным выходом системы, предназначенным для выдачи на автоматизированное рабочее место пользователя системы сигнала использования полученной величины оценки рисков в последующем анализе этого события, а третий синхронизирующий выход модуля принятия решения о мерах поддержания безопасности полетов воздушных судов авиакомпании является седьмым сигнальным выходом системы, предназначенным для выдачи на автоматизированное рабочее место пользователя системы сигнала о занесении полученной величины оценки риска обработанного события в базу данных сервера системы.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг. 1 представлена структурная схема системы, на фиг. 2 приведен пример конкретной конструктивной реализации модуля идентификации базового адреса количественной оценки рисков безопасности полетов воздушных судов авиакомпании, на фиг. 3 - пример конкретной конструктивной реализации модуля идентификации относительного адреса количественной оценки рисков безопасности полетов воздушных судов одного типа, на фиг. 4 - пример конкретной конструктивной реализации модуля идентификации базового адреса элементов матрицы-столбца экспертных оценок ущерба и эффективности барьеров события, на фиг. 5 - пример конкретной конструктивной реализации модуля генерации сигналов считывания элементов матрицы-столбца экспертных оценок ущерба и эффективности барьеров события, на фиг. 6 - пример конкретной конструктивной реализации модуля идентификации количественной оценки рисков события, на фиг. 7 -пример конкретной конструктивной реализации модуля принятия решения о мерах поддержания безопасности полетов воздушных судов авиакомпании, на фиг. 8 - пример конкретной конструктивной реализации модуля контроля завершения процедуры анализа массива событий с воздушными судами заданного типа, на фиг. 9 - пример конкретной конструктивной реализации модуля регистрации событий, на фиг. 10 - пример конкретной конструктивной реализации модуля контроля завершения процедуры анализа массива типов воздушных судов авиакомпании, на фиг. 11 - пример конкретной конструктивной реализации модуля регистрации параметров типов воздушных судов авиакомпании.

Система (фиг. 1) содержит модуль 1 идентификации базового адреса количественной оценки рисков безопасности полетов воздушных судов авиакомпании, модуль 2 идентификации относительного адреса количественной оценки рисков безопасности полетов воздушных судов одного типа, модуль 3 идентификации базового адреса элементов матрицы-столбца экспертных оценок ущерба и эффективности барьеров события, модуль 4 генерации сигналов считывания элементов матрицы-столбца экспертных оценок ущерба и эффективности барьеров события, модуль 5 идентификации количественной оценки рисков события, модуль 6 принятия решения о мерах поддержания безопасности полетов воздушных судов авиакомпании, модуль 7 контроля завершения процедуры анализа массива событий с воздушными судами заданного типа, модуль 8 регистрации событий, модуль 9 контроля завершения процедуры анализа массива типов воздушных судов авиакомпании, модуль 10 регистрации параметров типов воздушных судов авиакомпании.

На фиг. 1 показаны первый 11, второй 12, третий 13 и четвертый 14 информационные входы системы, первый 15, второй 16, третий 17 и четвертый 18 синхронизирующие входы системы, а также адресный 19, информационные 20-22, синхронизирующий 23 и сигнальные 24-30 выходы системы.

Модуль 1 идентификации базового адреса количественной оценки рисков безопасности полетов воздушных судов авиакомпании (фиг. 2) содержит регистр 40, дешифратор 41, модуль памяти 42, выполненный в виде постоянного запоминающего устройства (ПЗУ), элементы 43-45 И, элементы 46-47 задержки. На чертеже также показаны информационный 48, синхронизирующий 49 и установочный 50 входы, информационные 58-64 и синхронизирующий 65 выходы.

Модуль 2 идентификации относительного адреса количественной оценки рисков безопасности полетов воздушных судов одного типа (фиг. 3) содержит дешифратор 70, модуль памяти 71, выполненный в виде постоянного запоминающего устройства (ПЗУ), сумматор 72, элементы 73-75 И, элемент 76 ИЛИ, группу 77 элементов ИЛИ, элементы 78-79 задержки. На чертеже также показаны информационные 80-82 и синхронизирующие 83-84 входы, информационные 85-86 и синхронизирующий 87 выходы.

Модуль 3 идентификации базового адреса элементов матрицы-столбца экспертных оценок ущерба и эффективности барьеров события (фиг. 4) содержит регистр 90, дешифратор 91, модуль памяти 92, выполненный в виде постоянного запоминающего устройства (ПЗУ), сумматор 93, элементы 94-96 И, элемент 97 ИЛИ, группу 98 элементов ИЛИ, элементы 99-102 задержки. На чертеже также показаны информационные 103-106, синхронизирующие 107-108 и установочный 109 входы, информационные 112-114 и синхронизирующий 115 выходы.

Модуль 4 генерации сигналов считывания элементов матрицы-столбца экспертных оценок ущерба и эффективности барьеров события (фиг. 5) содержит счетчик 116, элементы ИЛИ 117-118 и элемент 119 задержки. На чертеже также показаны информационный 120, синхронизирующий 121, счетный 122 и установочные 123 - 124 входы, информационный 125 и синхронизирующий 126 выходы.

Модуль 5 идентификации количественной оценки рисков события (фиг. 6) содержит регистр 130, счетчик 131, умножитель 132, сумматор 133, компаратор 134, элемент 135 ИЛИ, элементы 136-138 задержки. На чертеже также показаны информационные 139-140 и синхронизирующий 141 входы, информационный 146 и синхронизирующие 147-148 выходы.

Модуль 6 принятия решения о мерах поддержания безопасности полетов воздушных судов авиакомпании (фиг. 7) содержит компараторы 150-151, группы 152-154 элементов И, группу 155 элементов ИЛИ. На чертеже также показаны информационные 156-158 и синхронизирующий 159 входы, информационный 164 и синхронизирующие 165-167 выходы.

Модуль 7 контроля, завершения процедуры анализа массива событий с воздушными судами' заданного типа (фиг. 8) содержит счетчик 170, компаратор 171, элемент 172 ИЛИ, группу элементов ИЛИ 173, элемент задержки 174. На чертеже также показаны информационные 175-176 и синхронизирующие 177-179 входы, сигнальные 182-183 выходы.

Модуль 8 регистрации событий (фиг. 9) содержит регистр 185, элемент 186 ИЛИ и элемент 187 задержки. На чертеже также показаны информационный 188, синхронизирующий 189 и установочные 190-191 входы, информационный 192 и синхронизирующий 193 выходы.

Модуль 9 контроля завершения процедуры анализа массива типов воздушных судов авиакомпании (фиг. 10) содержит счетчик 200, компаратор 201, элемент 202 задержки. На чертеже также показаны информационный 203 и синхронизирующий 204 входы, сигнальные 207-208 выходы.

Модуль 10 регистрации параметров типов воздушных судов авиакомпании (фиг. 11) содержит регистр 210, элемент ИЛИ 211 и элемент 212 задержки. На чертеже также показаны информационный 213, синхронизирующий 214 и установочные 215-216 входы, информационные 220-222 и синхронизирующий 223 выходы.

Все узлы и элементы системы выполнены на стандартных потенциально-импульсных элементах.

Удаленное автоматизированное рабочее место (АРМ) пользователя системы состоит из терминала, имеющего экран для отображения кодограммы запроса и сигналов системы, и клавиатуру персонального компьютера. Управление предъявлением считываемых значений элементов матрицы-столбца экспертных оценок ущерба и эффективности барьеров обрабатываемого события осуществляется с сервера (на чертеже не показано).

Система работает следующим образом.

Коду авиакомпании система ставит в соответствие некоторый адрес памяти базы данных сервера, называемый базовым, начиная с которого в памяти базы данных хранится совокупность экспертных оценок рисков безопасности полетов всех воздушных судов (ВС) авиакомпании, разбитая на группы по типам ВС таким образом, что адрес каждой группы экспертных оценок рисков безопасности полетов, называемый относительным, смещается относительно базового адреса на величину, соответствующую типу ВС этой группы.

В свою очередь, в пространстве адресов каждого относительного адреса, соответствующего типу ВС, распределяются адреса экспертных оценок рисков безопасности полетов по каждому событию, произошедшему с ВС этого типа. При этом относительность адреса экспертных оценок рисков безопасности полетов каждого события определяется смещением его адреса на величину, соответствующую коду этого события.

В работе [3] показано, что в общем случае риск случившегося события описывается матрицей КРОС (коэффициенты рисков отклонений и событий) размерности 4×4 при фиксированных значениях индекса рисков в ее клетках. Строками матрицы КРОС являются четыре категории серьезности (катастрофа, авария, средняя и незначительная), а столбцами - четыре типа барьеров (отсутствуют, незначительная, средняя и высокая), являющиеся средствами контроля рисков.

В этом случае при каждой нечеткой оценке экспертами вероятных последствий при развитии ситуации (ущерба от события) каждого произошедшего события по тем же четырем категориям серьезности и нечеткой оценке эффективности барьеров парирования по тем же четырем типам барьеров получается четкая оценка риска безопасности полетов в виде той же матрицы 4×4, называемой матрицей экспертных оценок ущерба и эффективности барьеров, отличительной особенностью которой является то, что каждый элемент этой матрицы корректирует индекс риска в соответствующей клетке матрицы КРОС.

С учетом этого для организации выборки элементов матрицы экспертных оценок ущерба и эффективности барьеров из памяти базы данных сервера система каждому произошедшему событию ставит в соответствие код числа элементов этой матрицы и некоторый адрес смещения, который, суммируясь с относительным адресом типа ВС, определят адрес первого элемента матрицы, пересылаемый на адресный выход системы. При этом матрица представляется в виде матрицы- столбца (строки).

По сигналу прерывания сервер опрашивает содержимое своей базы данных по адресу, сформированному на адресном выходе системы и выдает считанный из этого адреса код первого элемента матрицы - столбца (строки) экспертных оценок ущерба и эффективности барьеров анализируемого события на информационный вход системы для дальнейшей его обработки.

Поскольку каждый элемент матрицы экспертных оценок ущерба и эффективности барьеров является по существу корректирующим сомножителем соответствующего индекса риска матрицы КРОС, то каждый выбираемый из памяти базы данных сервера элемент нашей матрицы считывается вместе с индексом риска матрицы КРОС.

Обработка считанных элементов матрицы- столбца (строки) экспертных оценок ущерба и эффективности барьеров сводится к их перемножению и сохранению полученного произведения.

Процедура организации считывания и обработки элементов матрицы-столбца (строки) экспертных оценок ущерба и эффективности барьеров продолжается до завершения обработки последнего элемента матрицы.

После этого накопленная сумма итогового значения коэффициентов КРОС последовательно сравнивается с кодами порогов зоны предотказного состояния и зоны тщательного расследования для принятия решения по дальнейшей эксплуатации рассмотренного типа ВС или же для принятия решения о тщательном расследовании по рассмотренному событию и пересмотру существующих барьеров с добавлением новых, или же пользователь системы просто ограничивается занесением в базу данных накопленной суммы итогового значения коэффициентов КРОС для дальнейшего использования и продолжения выполнения плановых регламентных работ по обеспечению безопасности полетов ВС авиакомпании.

Указанные процедуры выполняются по всем событиям для всех типов ВС авиакомпании.

Для запуска системы пользователь на своем рабочем месте формирует кодограмму запроса, в которой указываются: код (идентификатор) авиакомпании, код типа воздушного судна, код начального события для воздушных судов заданного типа, код общего числа анализируемых событий для воздушных судов заданного типа, код общего числа типов воздушных судов авиакомпании, код порога зоны предотказного состояния, код порога зоны тщательного расследования (Таблица 1):

Сформированная кодограмма с автоматизированного рабочего места пользователя системы подается на информационный вход 11 системы, откуда поступает на информационный вход 48 модуля 1 идентификации базового адреса количественной оценки рисков безопасности полетов воздушных судов авиакомпании и заносится в регистр 40 синхронизирующим импульсом, подаваемым на синхронизирующий вход 49 модуля 1 с синхронизирующего входа 15 системы.

Код (идентификатор) авиакомпании с выхода 51 регистра 40 подается на вход дешифратора 41. Дешифратор 41 расшифровывает код авиакомпании и вырабатывает на одном из своих выходов высокий потенциал, поступающий на соответствующие входы элементов 43-45 И. Для определенности допустим, что высоким потенциалом с выхода дешифратора 41 будет открыт элемент 45 И по одному входу.

В этом случае синхронизирующий импульс с синхронизирующего входа 49 модуля 1, задержанный элементом 46 задержки на время срабатывания регистра 40 и дешифратора 41, проходит через открытый по одному входу элемент 45 И на вход считывания фиксированной ячейки постоянного запоминающего устройства (ПЗУ) 42.

В фиксированной ячейке ПЗУ 42 содержится код базового адреса рисков безопасности полетов воздушных судов авиакомпании, начиная с которого в памяти базы данных сервера системы хранятся коды количественной оценки рисков безопасности полетов воздушных судов авиакомпании для каждого типа эксплуатируемых воздушных судов.

Код (идентификатор) заданного кодограммой типа воздушного судна (ВС) с информационного выхода 59 модуля 1 подается на информационный вход 80 модуля 2 идентификации относительного адреса количественной оценки рисков безопасности полетов воздушных судов одного типа, проходит через элементы ИЛИ группы 77 на информационный выход 86 модуля 2 и с информационного выхода 21 системы выдается на АРМ пользователя системы, информируя пользователя об обрабатываемом типе ВС.

Кроме того, идентификатор типа ВС с выхода элементов ИЛИ группы 77 поступает на вход дешифратора 70. Дешифратор 70 расшифровывает код типа воздушного судна и вырабатывает на одном из своих выходов высокий потенциал, поступающий на соответствующие входы элементов 73-75 И. Для определенности допустим, что высоким потенциалом с выхода дешифратора 70 будет открыт элемент 73 И по одному входу.

В этом случае синхронизирующий импульс с выхода элемента задержки 46 задерживается элементом 47 задержки на время срабатывания ПЗУ 42 модуля 1 и дешифратора 70 модуля 2 и с синхронизирующего выхода 65 модуля 1 подается на синхронизирующий вход 83 модуля 2, проходит через элемент ИЛИ 76 и через открытый по одному входу элемент 73 И на вход считывания фиксированной ячейки постоянного запоминающего устройства (ПЗУ) 71.

В фиксированной ячейке ПЗУ 71 хранится код смещения относительного адреса количественной оценки рисков безопасности полетов воздушных судов авиакомпании для того типа воздушных судов, код которого был принят на информационный вход 80 модуля 2.

Считанный из ПЗУ 71 код смещения относительного адреса количественной оценки рисков безопасности полетов воздушных судов авиакомпании для заданного типа воздушных судов подается на один информационный вход сумматора 72, на другой информационный вход 82 которого подается код базового адреса количественной оценки рисков безопасности полетов воздушных судов авиакомпании с информационного выхода 58 модуля 1.

По синхронизирующему импульсу с выхода элемента 76 ИЛИ, задержанному элементом 78 задержки на время считывания фиксированной ячейки ПЗУ 71, в сумматоре 72 формируется относительный адрес количественной оценки рисков безопасности полетов для воздушных судов заданного типа, выдаваемый с информационного выхода 85 модуля 2 на информационный вход 105 модуля 3 идентификации базового адреса элементов матрицы-столбца экспертных оценок ущерба и эффективности барьеров события.

Код первого запрашиваемого кодограммой события с воздушными судами заданного типа с информационного выхода 60 модуля 1 подается на информационный вход 102 модуля 3, проходит через элементы ИЛИ группы 97 на информационный выход 112 модуля 3 и с информационного выхода 20 системы выдается на АРМ пользователя системы, информируя пользователя об обрабатываемом событии.

Кроме того, этот код с выхода группы 97 элементов ИЛИ поступает на вход дешифратора 89. Дешифратор 89 расшифровывает код запрашиваемого события и вырабатывает на одном из своих выходов высокий потенциал, поступающий на соответствующие входы элементов 92-94 И. Для определенности допустим, что высоким потенциалом с выхода дешифратора 89 будет открыт элемент 92 И по одному входу.

Синхронизирующий импульс с выхода элемента задержки 78 модуля 2 задерживается элементом 79 задержки на время срабатывания сумматора 72 и с синхронизирующего выхода 87 модуля 2 пересылается на синхронизирующий вход 106 модуля 3, проходит элемент 95 ИЛИ, задерживается элементом 98 задержки на время срабатывания дешифратора 89, проходит через открытый по одному входу элемент И 92 и поступает на вход считывания фиксированной ячейки постоянного запоминающего устройства (ПЗУ) 90. В фиксированной ячейке ПЗУ 90 хранится кодограмма признаков события, содержащая код смещения адреса первого элемента матрицы-столбца экспертных оценок ущерба и эффективности барьеров рассматриваемого события относительно относительного адреса количественной оценки рисков безопасности полетов для заданного типа воздушных судов и код числа элементов в столбце этой матрицы.

Считанная из ПЗУ 90 кодограмма признаков события подается на информационный вход регистра 88, куда и заносится синхронизирующим импульсом с выхода элемента задержки 98, задержанным элементом задержки 99 на время считывания фиксированной ячейки ПЗУ 90.

Код смещения адреса первого элемента матрицы-столбца экспертных оценок ущерба и эффективности барьеров рассматриваемого события с выхода 111 регистра 88 подается на один информационный вход сумматора 91, на другом информационном входе 105 которого находится код относительного адреса количественной оценки рисков безопасности полетов для заданного типа воздушных судов авиакомпании, принятый с информационного выхода 85 модуля 2.

По синхронизирующему импульсу с выхода элемента задержки 99, задержанному элементом 100 задержки на время срабатывания регистра 88 и поданному на синхронизирующий вход сумматора 91, в сумматоре формируется адрес первого элемента матрицы-столбца экспертных оценок ущерба и эффективности барьеров заданного события с ВС рассматриваемого типа.

Сформированный в сумматоре адрес первого элемента матрицы -столбца экспертных оценок ущерба и эффективности барьеров заданного события подается с информационного выхода 114 модуля 3 на информационный вход 120 счетчика 116 модуля 4 генерации сигналов считывания элементов матрицы-столбца экспертных оценок ущерба и эффективности барьеров события, куда и заносится синхронизирующим импульсом с выхода элемента задержки 100, задержанным элементом задержки 101 на время срабатывания сумматора 91 и поданным с синхронизирующего выхода 115 модуля 3 на синхронизирующий вход 121 модуля 4.

Этот же импульс с синхронизирующего входа 121 модуля 4 проходит через элемент 117 ИЛИ, задерживается элементом 119 задержки на время занесения кода адреса первого элемента матрицы - столбца экспертных оценок ущерба и эффективности барьеров заданного события в счетчик 116, выдаваемого с информационного выхода 125 модуля 4 на адресный выход 19 системы, и поступает с выхода 23 системы на вход первого канала прерывания сервера базы данных системы.

С приходом этого импульса сервер переходит на подпрограмму опроса содержимого своей базы данных по адресу, сформированному на адресном выходе 19 системы, и выдачи считанного из этого адреса кода первого элемента матрицы - столбца экспертных оценок ущерба и эффективности барьеров анализируемого события на информационный вход 12 системы.

Считанный из базы данных сервера код первого элемента матрицы -столбца экспертных оценок ущерба и эффективности барьеров анализируемого события с информационного входа 12 системы поступает на информационный вход 140 регистра 130 модуля 5 идентификации количественной оценки рисков события, куда и заносится синхронизирующим импульсом сервера, поступающим на синхронизирующий вход 141 регистра 130 с синхронизирующего входа 16 системы.

Содержимое каждого элемента матрицы-столбца экспертных оценок ущерба и эффективности барьеров анализируемого события включает два числа:

Код первого элемента матрицы КРОС с выхода 142 регистра 130 подается на один информационный вход умножителя 132, на другой информационный вход которого с информационного выхода 143 регистра 130 подается код первого элемента матрицы-столбца экспертной оценки ущерба и эффективности барьеров обрабатываемого события.

По синхронизирующему импульсу на синхронизирующем входе 141 регистра 130, задержанному элементом 136 задержки на время срабатывания регистра 130, в умножителе 132 происходит перемножение кодов первых элементов матрицы-столбца экспертной оценки ущерба и эффективности барьеров события и матрицы КРОС.

Скорректированный в умножителе 132 коэффициент матрицы КРОС подается на информационный вход накапливающего сумматора 133, куда и заносится синхронизирующим импульсом, подаваемым на его синхронизирующий вход с выхода элемента задержки 136, задержанным элементом 137 задержки на время срабатывания умножителя 132.

Этот же импульс с выхода элемента 137 задержки подается и на счетный вход счетчика 131, подсчитывающего нарастающим итогом код общего числа считанных и обработанных элементов матрицы-столбца экспертных оценок ущерба и эффективности барьеров рассматриваемого события, подаваемого всякий раз на один информационный вход компаратора 134. На другой информационный вход 139 компаратора 134 подается с информационного выхода 113 модуля 3 код числа всех элементов в столбце матрицы-столбца экспертных оценок ущерба и эффективности барьеров обрабатываемого события.

По синхронизирующему импульсу с выхода элемента задержки 137, задержанному элементом 138 задержки на время инкремента счетчика 131 и срабатывания сумматора 133, в компараторе 134 происходит сравнение кодов, принятых на его информационные входы.

В том случае, когда содержимое счетчика 131 будет меньше кода общего числа элементов столбца матрицы-столбца экспертных оценок ущерба и эффективности барьеров рассматриваемого события, т.е. когда еще не все элементы столбца матрицы-столбца считаны из памяти базы данных сервера системы и обработаны в модуле 5, на выходе 144 компаратора 134 вырабатывается сигнал.

Поскольку в счетчик 131 была занесена только первая единица, соответствующая приему и обработке только первого элемента матрицы-столбца экспертных оценок ущерба и эффективности барьеров рассматриваемого события, то его содержимое будет меньше кода общего числа элементов в столбце матрицы-столбца экспертных оценок ущерба и эффективности барьеров рассматриваемого события, то, следовательно, на выходе 144 компаратора 134 будет выработан сигнал.

Этот сигнал, во-первых, с выход 144 компаратора 134 проходит через элемент 135 ИЛИ и поступает на установочный вход регистра 130, сбрасывает в ноль его содержимое и подготавливает его тем самым к новому циклу работы.

Во-вторых, этот же сигнал с выхода 147 модуля 5 поступает на счетный вход 122 счетчика 116 модуля 4 и инкрементирует его, формируя адрес следующего элемента матрицы-столбца экспертных оценок ущерба и эффективности барьеров рассматриваемого события, выдаваемого с информационного выхода 125 модуля 4 на адресный выход 19 системы.

Этот же сигнал с счетного входа 122 модуля 4 проходит через элемент 117 ИЛИ, задерживается элементом 119 задержки на время инкремента счетчика 116, проходит на синхронизирующий выход 126 модуля 4 и затем с синхронизирующего выхода 23 системы снова выдается на вход первого канала прерывания сервера базы данных системы.

С приходом этого импульса сервер вновь переходит на подпрограмму опроса содержимого своей базы данных по адресу, сформированному на адресном выходе 19 системы, и выдачи считанного из этого адреса кода следующего элемента матрицы - столбца экспертных оценок ущерба и эффективности барьеров рассматриваемого события на информационный вход 12 системы для последующей обработки в модуле 5.

Описанный процесс формирования адресов элементов матрицы-столбца экспертных оценок ущерба и эффективности барьеров рассматриваемого события на адресном выходе 19 системы и выдачи считанных из этих адресов элементов матрицы - столбца экспертных оценок ущерба и эффективности барьеров рассматриваемого события на информационный вход 12 системы для последующей их обработки в модуле 5 будет сопровождаться до тех пор, пока содержимое счетчика 131 модуля 5 не будет равно коду общего числа элементов матрицы-столбца экспертных оценок ущерба и эффективности барьеров рассматриваемого события на информационном входе 139 компаратора 134.

При равенстве кодов на информационных входах компаратора 134 на его выходе 145 вырабатывается сигнал, который с выхода 145 компаратора 134 поступает как на установочный вход счетчика 131, возвращая его в исходное состояние, так и, пройдя через элемент 135 ИЛИ, поступает на установочный вход регистра 130, сбрасывая в ноль его содержимое и подготавливая его тем самым к новому циклу работы.

Этот же сигнал с выхода 148 модуля 5 поступает на синхронизирующий вход 159 компаратора 150 модуля 6 принятия решения о мерах поддержания безопасности полетов воздушных судов авиакомпании и разрешает сравнение кода итогового значения коэффициента КРОС, полученного на его информационный вход 156 с информационного выхода 146 модуля 5, с кодом порога зоны предотказного состояния, принятого на другой его информационный вход 157 с информационного выхода 63 модуля 1.

Если код значения коэффициента КРОС окажется больше или равен коду порога предотказного состояния ВС рассматриваемого типа, то на выходе 160 компаратора 150 вырабатывается сигнал, который проходит на синхронизирующий выход 165 модуля 5 и затем с сигнального выхода 28 системы на АРМ пользователя системы снимается сигнал «Предотказное состояние ВС».

Этот же сигнал с выхода 160 компаратора 150 пропускает через элементы группы 152 И код итогового значения коэффициента КРОС, принятого на информационный вход 156 модуля 6, который далее проходит через элементы группы 155 ИЛИ и с информационного выхода 22 системы выдается на АРМ пользователя системы.

С приходом на АРМ пользователя системы сигнала «Предотказное состояние ВС» пользователь системы предпринимает экстренные меры в виде остановки эксплуатации запрошенного типа ВС и прекращения полетов на проблемный аэродром и т.п.

Если же код итогового значения коэффициента КРОС окажется меньше кода порога предотказного состояния ВС, то сигнал вырабатывается на выходе 161 компаратора 150. Этот сигнал подается на синхронизирующий вход компаратора 151 и разрешает сравнение кода итогового значения коэффициента КРОС, поданного на один его информационный вход с информационного входа 156 модуля 6, с кодом порога зоны тщательного расследования, подаваемого на другой его информационный вход 158 с информационного выхода 64 модуля 1.

Если код итогового значения коэффициента КРОС окажется больше или равен коду порога зоны тщательного расследования, то на выходе 162 компаратора 151 вырабатывается сигнал, который проходит на синхронизирующий выход 166 модуля 5 и затем с сигнального выхода 27 системы на АРМ пользователя системы снимается сигнал «Событие необходимо тщательно расследовать».

Этот же сигнал с выхода 162 компаратора 151 пропускает через элементы группы 153 И код итогового значения коэффициента КРОС, принятого на информационный вход 156 модуля 6, который далее проходит через элементы группы 155 ИЛИ и с информационного выхода 22 системы выдается на АРМ пользователя системы.

Поступление на АРМ пользователя сигнала «Событие необходимо тщательно расследовать» означает, что по рассмотренному событию необходимо провести тщательное расследование, пересмотреть существующие барьеры и добавить новые.

Если же код значения коэффициента КРОС окажется меньше кода порога зоны тщательного расследования, то в этом случае на выходе 163 компаратора 151 вырабатывается сигнал, который проходит на синхронизирующий выход 167 модуля 6 и затем с сигнального выхода 26 системы на АРМ пользователя системы снимается сигнал «Выполнение плановых регламентных работ».

Этот же сигнал с выхода 163 компаратора 151 пропускает через элементы группы 154 И код итогового значения коэффициента КРОС, принятого на информационный вход 156 модуля 6, который далее проходит через элементы группы 155 ИЛИ и с информационного выхода 22 системы выдается на АРМ пользователя системы.

Поступление на АРМ пользователя сигнала «Выполнение плановых регламентных работ» означает, что значение коэффициента КРОС по рассмотренному событию для заданного типа ВС, выдаваемое на АРМ пользователя системы с информационного выхода 22 системы, необходимо занести в базу данных системы для дальнейшего использования и затем продолжить выполнение плановых регламентных работ по обеспечению безопасности полетов ВС авиакомпании.

Каждый импульс с синхронизирующих выходов 165-167 модуля 6 пересылается на соответствующие синхронизирующие входы 177-179 модуля 7 контроля завершения процедуры анализа массива событий с воздушными судами заданного типа, проходит элемент 172 ИЛИ и поступает на счетный вход счетчика 170 и инкрементирует его.

В свою очередь, счетчик 170 нарастающим итогом подсчитывает количество обработанных событий рассматриваемого типа ВС и передает всякий раз свое содержимое на один информационный вход компаратора 171. На другой информационный вход компаратора 171 подается код общего числа всех событий рассматриваемого типа ВС, принимаемый на информационный вход 175 модуля 7 с информационного выхода 61 модуля 1.

Синхронизирующий импульс с выхода элемента 172 ИЛИ, задержанный элементом задержки 174 на время инкремента счетчика 170, поступая на синхронизирующий вход компаратора 171, разрешает сравнение кодов, принятых на его информационные входы.

Если содержимое счетчика 170 будет меньше кода общего числа всех событий для рассматриваемого типа ВС, подлежащих обработке в системе, то на выходе 180 компаратора 171 вырабатывается сигнал. Если же содержимое счетчика будет равно коду общего числа всех событий рассматриваемого типа ВС, подлежащих обработке в системе, то сигнал вырабатывается на выходе 181 компаратора 171.

Поскольку в нашем случае в счетчик 170 была занесена только первая единичка, зафиксировавшая завершение обработки системой первого события по ВС рассматриваемого типа, то, следовательно, содержимое счетчика 170 будет много меньше кода общего числа всех событий рассматриваемого типа ВС, подлежащих обработке в системе, и, следовательно, на выходе 180 компаратора 171 будет выработан сигнал.

Этот сигнал с выхода 182 модуля 7 подается:

- на установочный вход 108 модуля 3, проходит через элемент 96 ИЛИ и поступает на установочный вход регистра 88, сбрасывает в ноль его содержимое и подготавливает его тем самым к новому циклу работы;

- на установочный вход 123 модуля 4, проходит элемент 118 ИЛИ и поступает на установочный вход счетчика 116, возвращая его в исходное состояние;

- на установочный вход 190 модуля 8 регистрации событий, проходит элемент ИЛИ 186 и поступает на установочный вход регистра 185, сбрасывает в ноль его содержимое и подготавливает его тем самым к новому циклу работы.

Этот же сигнал с выхода 182 модуля 7 снимается в виде сигнала запроса «Введите код следующего события», который с сигнального выхода 24 системы выдается на АРМ пользователя системы.

Получив этот запрос, пользователь системы со своего рабочего места отправляет код следующего события по ВС рассматриваемого типа на информационный вход 13 системы, откуда он поступает на информационный вход 188 регистра 185 модуля 8, куда и заносится синхронизирующим импульсом, поступающим на синхронизирующий вход 189 модуля 8 с синхронизирующего входа 17 системы.

Полученный код следующего события по ВС рассматриваемого типа с информационного выхода 192 модуля 8 пересылается на информационный вход 103 модуля 3, проходит через элементы ИЛИ группы 97 и с информационного выхода 20 системы выдается на АРМ пользователя системы, информируя пользователя об обрабатываемом событии.

Кроме того, код этого события с выхода группы 97 элементов ИЛИ поступает на вход дешифратора 89. Дешифратор 89 расшифровывает код следующего события и вырабатывает на одном из своих выходов высокий потенциал, поступающий на соответствующие входы элементов 92-94 И. Для определенности допустим, что высоким потенциалом с выхода дешифратора 89 будет открыт элемент 93 И по одному входу.

Импульсом запуска цикла обработки кода следующего события по ВС рассматриваемого типа является синхронизирующий импульс на синхронизирующем входе 189 модуля 8, который задерживается элементом 187 задержки на время срабатывания регистра 185 модуля 8 и с синхронизирующего выхода 193 модуля 8 поступает на синхронизирующий вход 107 модуля 3, проходит через элемент 95 ИЛИ, задерживается элементом 98 задержки на время срабатывания дешифратора 89 и через открытый по одному входу элемент 93 И поступает на вход считывания фиксированной ячейки постоянного запоминающего устройства (ПЗУ) 90.

В фиксированной ячейке ПЗУ 90 хранится кодограмма признаков следующего события, содержащая код смещения адреса первого элемента матрицы-столбца экспертных оценок ущерба и эффективности барьеров следующего события относительно относительного адреса количественной оценки рисков безопасности полетов для заданного типа воздушных судов авиакомпании и код числа элементов в столбце этой матрицы.

Считанная из ПЗУ 90 кодограмма признаков следующего события подается на информационный вход регистра 88, куда и заносятся синхронизирующим импульсом с выхода элемента задержки 98, задержанным элементом задержки 99 на время считывания фиксированной ячейки ПЗУ 90.

Код смещения адреса первого элемента матрицы-столбца экспертных оценок ущерба и эффективности барьеров следующего события с выхода 111 регистра 88 подается на один информационный вход сумматора 91, на другом информационном входе 105 которого находится код относительного адреса количественной оценки рисков безопасности полетов для заданного типа воздушных судов авиакомпании, полученный с информационного выхода 85 модуля 2.

По синхронизирующему импульсу с выхода элемента задержки 99, задержанному элементом 100 задержки на время срабатывания регистра 88 и поданному на синхронизирующий вход сумматора 91, в сумматоре 91 формируется адрес первого элемента матрицы-столбца экспертных оценок ущерба и эффективности барьеров следующего события.

Сформированный в сумматоре адрес первого элемента матрицы-столбца экспертных оценок ущерба и эффективности барьеров следующего события подается с информационного выхода 114 модуля 3 на информационный вход 120 счетчика 116 модуля 4, куда и заносится синхронизирующим импульсом с выхода элемента задержки 100, задержанным элементом задержки 101 на время срабатывания сумматора 91 и поданным с синхронизирующего выхода 115 модуля 3 на синхронизирующий вход 121 модуля 4.

Этот же импульс с синхронизирующего входа 121 модуля 4 проходит через элемент 117 ИЛИ, задерживается элементом 119 задержки на время занесения кода адреса первого элемента матрицы - столбца экспертных оценок ущерба и эффективности барьеров следующего события в счетчик 116, выдаваемого с информационного выхода 125 модуля 4 на адресный выход 19 системы, и поступает с выхода 23 системы на вход первого канала прерывания сервера базы данных системы.

С приходом этого импульса сервер переходит на подпрограмму опроса содержимого своей базы данных по адресу, сформированному на адресном выходе 19 системы, и выдачи считанного из этого адреса кода первого элемента матрицы - столбца экспертных оценок ущерба и эффективности барьеров следующего события по ВС рассматриваемого типа на информационный вход 12 системы.

Описанный процесс последовательного перехода обработки от одного события к другому с количественной оценкой рисков каждого события для ВС рассматриваемого типа будет продолжаться до тех пор, пока не будут обработаны все события с ВС этого типа, общее число которых задается кодограммой запроса и принимается на информационный вход 175 модуля 7 с информационного выхода 61 модуля 1.

Как только содержимое счетчика 170 модуля 7, подаваемое на один информационный вход компаратора 171, сравняется с кодом всех событий, принятым на другой его информационный вход 175 с информационного выхода 61 модуля 1, то сигнал, выработанный компаратором на его выходе 181, во-первых, сразу же подается на установочный вход счетчика 170, возвращая его в исходное состояние.

Во-вторых, этот же сигнал с синхронизирующего выхода 183 модуля 7 подается:

- на установочный вход 109 модуля 3, проходит через элемент 96 ИЛИ и поступает на установочный вход регистра 88, сбрасывает в ноль его содержимое и подготавливает его тем самым к новому циклу работы;

- на установочный вход 124 модуля 4, проходит элемент ИЛИ 118 и поступает на установочный вход счетчика 116, возвращая его в исходное состояние;

- на установочный вход 191 модуля 8 регистрации событий, проходит элемент ИЛИ 186 и поступает на установочный вход регистра 185, сбрасывает в ноль его содержимое и подготавливает его тем самым к новому циклу работы.

Кроме того, этот сигнал с синхронизирующего выхода 183 модуля 7 подается на синхронизирующий вход 204 модуля 9 контроля завершения процедуры анализа массива типов воздушных судов авиакомпании и поступает на счетный вход счетчика 200 и инкрементирует его.

Счетчик 200 модуля 9 нарастающим итогом подсчитывает количество обработанных типов ВС авиакомпании и передает всякий раз свое содержимое на один информационный вход компаратора 201. На другой информационный вход 203 компаратора 201 подается с информационного выхода 62 модуля 1 код общего числа всех типов ВС, подлежащих обработке в системе.

Синхронизирующий импульс с синхронизирующего входа 204 модуля 9, задержанный элементом задержки 202 на время инкремента счетчика 200, поступая на синхронизирующий вход компаратора 201, разрешает сравнение кодов, принятых на его информационные входы.

Если содержимое счетчика 200 будет меньше кода общего числа всех типов ВС авиакомпании, то на выходе 205 компаратора 201 вырабатывается сигнал. Если же содержимое счетчика будет равно коду общего числа всех типов ВС авиакомпании, то сигнал вырабатывается на выходе 206 компаратора 201.

Поскольку в нашем случае в счетчик 200 была занесена только первая единичка, зафиксировавшая завершение обработки системой только первого типа ВС, то, следовательно, содержимое счетчика 200 будет много меньше кода общего числа всех типов ВС, подлежащих обработке в системе, и, следовательно, на выходе 205 компаратора 200 будет выработан сигнал.

Этот сигнал с выхода 207 модуля 9 подается на установочный вход 215 модуля 10, проходит через элемент 211 ИЛИ и поступает на установочный вход регистра 210, сбрасывает в ноль его содержимое и подготавливает его тем самым к новому циклу работы.

Этот же сигнал с выхода 207 модуля 9 снимается в виде сигнала запроса «Введите параметры следующего типа ВС», который с сигнального выхода 29 системы выдается на АРМ пользователя системы.

Получив этот запрос, пользователь системы со своего рабочего места отправляет код параметров следующего типа ВС (код стартового события, код числа событий и идентификатор типа ВС) на информационный вход 14 системы, откуда он поступает на информационный вход 213 регистра 210 модуля 10, куда и заносится синхронизирующим импульсом, поступающим на синхронизирующий вход 214 модуля 10 с синхронизирующего входа 18 системы.

Код стартового события с ВС следующего типа с информационного выхода 221 модуля 10 пересылается на информационный вход 104 модуля 3, проходит через элементы ИЛИ группы 97 и с информационного выхода 20 системы выдается на АРМ пользователя системы, информируя пользователя об обрабатываемом событии.

Кроме того, код этого события с выхода группы 97 элементов ИЛИ поступает на вход дешифратора 89. Дешифратор 89 расшифровывает код события и вырабатывает на одном из своих выходов высокий потенциал, поступающий на соответствующие входы элементов 92-94 И. Для определенности допустим, что высоким потенциалом с выхода дешифратора 89 будет открыт элемент 94 И по одному входу, ожидая поступление импульса с выхода элемента задержки 98.

Код числа всех событий с ВС следующего типа с информационного выхода 222 модуля 10 пересылается на информационный вход 176 модуля 7, проходит через элементы ИЛИ группы 173 и поступает на один информационный вход компаратора 171 модуля 7.

Код следующего типа ВС с информационного выхода 220 модуля 10 пересылается на информационный вход 81 модуля 2, проходит через элементы ИЛИ группы 77 на информационный выход 86 модуля 2 и с информационного выхода 21 системы выдается на АРМ пользователя системы, информируя пользователя об обрабатываемом типе ВС.

Кроме того, код следующего типа ВС с выхода элементов ИЛИ группы 77 поступает на вход дешифратора 70. Дешифратор 70 расшифровывает код следующего типа воздушного судна и вырабатывает на одном из своих выходов высокий потенциал, поступающий на соответствующие входы элементов 73-75 И. Для определенности допустим, что высоким потенциалом с выхода дешифратора 70 будет открыт элемент 75 И по одному входу.

Импульсом запуска процедуры оценки рисков событий каждого следующего типа ВС является импульс на синхронизирующем входе 214 модуля 10, который задерживается элементом задержки 212 на время срабатывания регистра 210 и с синхронизирующего выхода 223 модуля 10 пересылается на синхронизирующий вход 84 модуля 2, проходит через элемент ИЛИ 76 и через открытый по одному входу элемент 75 И на вход считывания уже другой фиксированной ячейки постоянного запоминающего устройства (ПЗУ) 71. содержащей совершенно другой код смещения относительного адреса количественной оценки рисков безопасности полетов воздушных судов авиакомпании, определяющий совершенно другую область памяти при неизменяемом базовом адресе количественной оценки рисков безопасности полетов воздушных судов авиакомпании на информационном выходе 58 модуля 1.

В дальнейшем весь процесс последовательного перехода обработки от одного события к другому с количественной оценкой рисков каждого события для ВС каждого типа будет продолжаться до тех пор, пока не будут обработаны события всех типов ВС, общее количество которых задается кодограммой запроса и снимается с информационного выхода 62 модуля 1 на информационный вход 203 компаратора 201 модуля 9.

В этом случае содержимое счетчика 200 модуля 9, подаваемое на другой информационный вход компаратора 201, будет равно коду общего числа всех типов ВС и поэтому на выходе 206 компаратора 201 будет выработан сигнал, который сразу же подается на установочный вход счетчика 200, возвращая его в исходное состояние.

Далее этот же сигнал с синхронизирующего выхода 208 модуля 9 подается на установочный вход 216 модуля 10, проходит через элемент 211 ИЛИ и поступает на установочный вход регистра 210, сбрасывает в ноль его содержимое и подготавливает его тем самым к новому циклу работы.

Этот же сигнал с синхронизирующего выхода 208 модуля 9 подается на установочный вход 50 модуля 1 и поступает на установочный вход регистра 40, сбрасывает в ноль его содержимое и подготавливает его тем самым к новому циклу работы.

Этот же сигнал с выхода 208 модуля 9 снимается в виде сигнала «Количественная оценка рисков событий всех типов ВС авиакомпании завершена», который с сигнального выхода 30 системы выдается на АРМ пользователя системы.

Кроме того, по сигналу с выхода 311 модуля 12 с сигнального выхода 36 системы снимается сигнал «Обработка углов лордозов позвоночников пациентов завершена», который выдается на АРМ пользователя системы.

Сравнительный анализ признаков конкретного конструктивного исполнения заявленного технического решения и технического решения в [2] может быть представлено в виде Таблицы 2

В соответствии с Таблицей 2 инициализация обработки вместо частоты возникновения особых ситуаций за час полета в виде отношения количества особых ситуаций одного класса (или подкласса класса) особых ситуаций к суммарному налету воздушных судов одного типа элементов матрицы столбца экспертных оценок ущерба и эффективности барьеров произошедшего события позволяет учитывать в оценке рисков безопасности полетов не только ущерб от возникающих последствий, но и эффективность барьеров, парирующих и противодействующих их возникновению.

Таким образом, введение новых узлов и модулей и новых конструктивных связей позволило существенно расширить функциональные возможности системы путем исключения количественной оценки рисков безопасности полетов ВС авиакомпании от произошедших событий только по величине ущерба и инициализации количественной оценки рисков безопасности полетов по экспертным оценкам как ущерба, так и эффективности барьеров по каждому из произошедших событий.

Источники информации, принятые во внимание при составлении материалов заявки:

1. Патент РФ №2500070, МПК H04L 1/00, 2013.

2. Патент РФ №2578756, МПК: G06F 17/40, G06F 12/02, G08B 23/00, G05D 1/00, G05B 23/02, B64D 45/00, 2016 (прототип).

3. Шаров В.Д. Методология управления риском безопасности полетов на уровне авиапредприятия: дис.… докт. тех. наук: 05.22.14 / Шаров Валерий Дмитриевич. - М., 2016. - 330 с.

Автоматизированная экспертная система количественной оценки рисков безопасности полетов воздушных судов авиакомпании, содержащая модуль идентификации базового адреса рисков безопасности полетов воздушных судов авиакомпании, информационный вход которого является первым информационным входом системы, предназначенным для приема кодограммы запроса с автоматизированного рабочего места пользователя системы, синхронизирующий вход модуля идентификации базового адреса рисков безопасности полетов воздушных судов авиакомпании является первым синхронизирующим входом системы, предназначенным для приема синхронизирующих сигналов занесения кодограммы запроса с автоматизированного рабочего места пользователя системы в модуль идентификации базового адреса рисков безопасности полетов воздушных судов авиакомпании, модуль идентификации относительного адреса рисков безопасности полетов воздушных судов одного типа, первый и второй информационные входы которого подключены к первому и второму информационным выходам модуля идентификации базового адреса рисков безопасности полетов воздушных судов авиакомпании соответственно, первый синхронизирующий вход модуля идентификации относительного адреса рисков безопасности полетов воздушных судов одного типа подключен к синхронизирующему выходу модуля идентификации базового адреса рисков безопасности полетов воздушных судов авиакомпании, первый информационный выход модуля идентификации относительного адреса рисков безопасности полетов воздушных судов одного типа является первым информационным выходом системы, предназначенным для выдачи на автоматизированное рабочее место пользователя системы кода текущего обрабатываемого типа воздушных судов, модуль идентификации базового адреса элементов матрицы-столбца экспертных оценок ущерба и эффективности барьеров события, первый информационный вход которого подключен к третьему информационному выходу модуля идентификации базового адреса рисков безопасности полетов воздушных судов авиакомпании, второй информационный вход модуля идентификации базового адреса элементов матрицы-столбца экспертных оценок ущерба и эффективности барьеров события подключен к второму информационному выходу модуля идентификации относительного адреса рисков безопасности полетов воздушных судов одного типа, первый синхронизирующий вход модуля идентификации базового адреса элементов матрицы-столбца экспертных оценок ущерба и эффективности барьеров события подключен к синхронизирующему выходу модуля идентификации относительного адреса рисков безопасности полетов воздушных судов одного типа, первый информационный выход модуля идентификации базового адреса элементов матрицы-столбца экспертных оценок ущерба и эффективности барьеров события является вторым информационным выходом системы, предназначенным для выдачи на автоматизированное рабочее место пользователя системы кода текущего обрабатываемого события, модуль генерации сигналов считывания элементов матрицы-столбца экспертных оценок ущерба и эффективности барьеров события, информационный вход которого подключен к второму информационному выходу модуля идентификации базового адреса элементов матрицы-столбца экспертных оценок ущерба и эффективности барьеров события, первый синхронизирующий вход модуля генерации сигналов считывания элементов матрицы-столбца экспертных оценок ущерба и эффективности барьеров события подключен к синхронизирующему выходу модуля идентификации базового адреса элементов матрицы-столбца экспертных оценок ущерба и эффективности барьеров события, информационный выход модуля генерации сигналов считывания элементов матрицы-столбца экспертных оценок ущерба и эффективности барьеров события является первым адресным выходом системы, предназначенным для выдачи адресов элементов матрицы-столбца экспертных оценок ущерба и эффективности барьеров события на адресный вход сервера базы данных, а синхронизирующий выход модуля генерации сигналов считывания элементов матрицы-столбца экспертных оценок ущерба и эффективности барьеров события является первым синхронизирующим выходом системы, предназначенным для выдачи сигналов управления считыванием адресов элементов матрицы-столбца экспертных оценок ущерба и эффективности барьеров события на вход первого канала прерывания сервера базы данных, модуль контроля завершения процедуры анализа массива событий с воздушными судами одного типа, первый информационный вход которого подключен к четвертому информационному выходу модуля идентификации базового адреса рисков безопасности полетов воздушных судов авиакомпании, первый сигнальный выход модуля контроля завершения процедуры анализа массива событий с воздушными судами одного типа соединен с первым установочным входом модуля генерации сигналов считывания элементов матрицы-столбца экспертных оценок ущерба и эффективности барьеров события, с первым установочным входом модуля идентификации базового адреса элементов матрицы-столбца экспертных оценок ущерба и эффективности барьеров события и при этом является первым сигнальным выходом системы, предназначенным для выдачи на автоматизированное рабочее место пользователя системы сигнала запроса ввода кода следующего события с воздушными судами одного типа, второй сигнальный выход модуля контроля завершения процедуры анализа массива событий с воздушными судами одного типа соединен с вторым установочным входом модуля генерации сигналов считывания элементов матрицы-столбца экспертных оценок ущерба и эффективности барьеров события, с вторым установочным входом модуля идентификации базового адреса элементов матрицы-столбца экспертных оценок ущерба и эффективности барьеров события и при этом является вторым сигнальным выходом системы, предназначенным для выдачи на автоматизированное рабочее место пользователя системы сигнала завершения процедуры анализа массива событий с воздушными судами одного типа, модуль регистрации событий, информационный вход которого является вторым информационным входом системы, предназначенным для приема кодов событий с автоматизированного рабочего места пользователя системы, синхронизирующий вход модуля регистрации событий является вторым синхронизирующим входом системы, предназначенным для приема синхронизирующих сигналов занесения кодов событий с автоматизированного рабочего места пользователя системы в модуль регистрации событий, первый и второй установочные входы модуля регистрации событий подключены к первому и второму сигнальным выходам модуля контроля завершения процедуры анализа массива событий с воздушными судами одного типа соответственно, информационный и синхронизирующий выходы модуля регистрации событий соединены с третьим информационным и вторым синхронизирующим входами модуля идентификации базового адреса элементов матрицы-столбца экспертных оценок ущерба и эффективности барьеров события соответственно, модуль контроля завершения процедуры анализа массива типов воздушных судов авиакомпании, информационный вход которого подключен к пятому информационному выходу модуля идентификации базового адреса рисков безопасности полетов воздушных судов авиакомпании, а синхронизирующий вход модуля контроля завершения процедуры анализа массива типов воздушных судов авиакомпании подключен к второму сигнальному выходу модуля контроля завершения процедуры анализа массива событий с воздушными судами одного типа, первый сигнальный выход модуля контроля завершения процедуры анализа массива типов воздушных судов авиакомпании является третьим сигнальным выходом системы, предназначенным для выдачи на автоматизированное рабочее место пользователя системы сигнала запроса ввода кода следующего типа воздушных судов авиакомпании, второй сигнальный выход модуля контроля завершения процедуры анализа массива типов воздушных судов авиакомпании соединен с установочным входом модуля идентификации базового адреса рисков безопасности полетов воздушных судов авиакомпании и при этом является четвертым сигнальным выходом системы, предназначенным для выдачи на автоматизированное рабочее место пользователя системы сигнала завершения процедуры анализа массива типов воздушных судов авиакомпании, модуль регистрации параметров типов воздушных судов авиакомпании, информационный вход которого является третьим информационным входом системы, предназначенным для приема параметров типов воздушных судов авиакомпании с автоматизированного рабочего места пользователя системы, синхронизирующий вход модуля регистрации параметров типов воздушных судов авиакомпании является третьим синхронизирующим входом системы, предназначенным для приема синхронизирующих сигналов занесения параметров типов воздушных судов авиакомпании с автоматизированного рабочего места пользователя системы в модуль регистрации параметров типов воздушных судов авиакомпании, первый и второй установочные входы модуля регистрации параметров типов воздушных судов авиакомпании подключены к первому и второму сигнальным выходам модуля контроля завершения процедуры анализа массива типов воздушных судов авиакомпании соответственно, первый информационный выход модуля регистрации параметров типов воздушных судов авиакомпании соединен с третьим информационным входом модуля идентификации относительного адреса рисков безопасности полетов воздушных судов одного типа, второй информационный выход модуля регистрации параметров типов воздушных судов авиакомпании соединен с четвертым информационным входом модуля идентификации базового адреса элементов матрицы-столбца экспертных оценок ущерба и эффективности барьеров события, а третий информационный выход модуля регистрации параметров типов воздушных судов авиакомпании соединен с вторым информационным входом модуля контроля завершения процедуры анализа массива событий с воздушными судами одного типа, синхронизирующий выход модуля регистрации параметров типов воздушных судов авиакомпании соединен с вторым синхронизирующим входом модуля идентификации относительного адреса рисков безопасности полетов воздушных судов одного типа, отличающаяся тем, что система содержит модуль идентификации количественной оценки рисков событий, первый информационный вход которого является четвертым информационным входом системы, предназначенным для приема элементов матрицы-столбца экспертных оценок ущерба и эффективности барьеров событий, считанных из базы данных сервера системы, второй информационный вход модуля идентификации количественной оценки рисков событий подключен к третьему информационному выходу модуля идентификации базового адреса элементов матрицы-столбца экспертных оценок ущерба и эффективности барьеров события, синхронизирующий вход модуля идентификации количественной оценки рисков событий является четвертым синхронизирующим входом системы, предназначенным для приема синхронизирующих сигналов занесения элементов матрицы-столбца экспертных оценок ущерба и эффективности барьеров событий, считанных из базы данных сервера системы, в модуль идентификации количественной оценки рисков событий, первый синхронизирующий выход модуля идентификации количественной оценки рисков событий соединен со счетным входом модуля генерации сигналов считывания элементов матрицы-столбца экспертных оценок ущерба и эффективности барьеров события, и модуль принятия решения о мерах поддержания безопасности полетов воздушных судов авиакомпании, первый и второй информационные входы которого подключены к шестому и к седьмому информационным выходам модуля идентификации базового адреса рисков безопасности полетов воздушных судов авиакомпании соответственно, а третий информационный и синхронизирующий входы модуля принятия решения о мерах поддержания безопасности полетов воздушных судов авиакомпании подключены к информационному и второму синхронизирующему выходам модуля идентификации количественной оценки рисков событий соответственно, информационный выход модуля принятия решения о мерах поддержания безопасности полетов воздушных судов авиакомпании является третьим информационным выходом системы, предназначенным для выдачи на автоматизированное рабочее место пользователя системы кода количественной оценки рисков текущего обработанного события, первый, второй и третий синхронизирующие выходы модуля принятия решения о мерах поддержания безопасности полетов воздушных судов авиакомпании соединены с первым, вторым и третьим синхронизирующими входами модуля контроля завершения процедуры анализа массива событий с воздушными судами одного типа соответственно, при этом первый синхронизирующий выход модуля принятия решения о мерах поддержания безопасности полетов воздушных судов авиакомпании является пятым сигнальным выходом системы, предназначенным для выдачи на автоматизированное рабочее место пользователя системы сигнала о немедленном расследовании с целью установления факторов увеличения риска обработанного события, второй синхронизирующий выход модуля принятия решения о мерах поддержания безопасности полетов воздушных судов авиакомпании является шестым сигнальным выходом системы, предназначенным для выдачи на автоматизированное рабочее место пользователя системы сигнала использования полученной величины оценки рисков в последующем анализе этого события, а третий синхронизирующий выход модуля принятия решения о мерах поддержания безопасности полетов воздушных судов авиакомпании является седьмым сигнальным выходом системы, предназначенным для выдачи на автоматизированное рабочее место пользователя системы сигнала о занесении полученной величины оценки риска обработанного события в базу данных сервера системы.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к вычислительной технике. Технический результат заключается в расширении арсенала средств.

Изобретение относится к проверке датчиков контроля состояния водителя. Система проверки датчика транспортного средства содержит контроллер, выполнен с возможностью принимать инструкции проверки, включающие в себя множество проверочных последовательностей, инструктировать по меньшей мере один блок отображения отображать предмет на основании проверочной последовательности, принимать данные ответа из устройства проверки.
Изобретение относится к области охранной сигнализации, в частности к средствам персональной мобильной охраны, предназначенным для обнаружения с помощью технических средств сторонних объектов внешнего воздействия, проникающих в контролируемую зону охраны и создающих для объекта охраны скрытые угрозы.

Изобретение относится к средствам обнаружения утечек пара в отсеках подводной лодки. Сущность: система содержит распределенные по турбинным отсекам подводной лодки источники информации о наличии утечек пара, связанные через приборы предварительной обработки информации с центральной системой управления.

Изобретение относится к области контроля состояния водителя и обеспечения безопасности управления транспортных средств. Способ предупреждения засыпания водителя транспортного средства, включающий формирование эталона зрачка водителя на основе общего для любого человека описания, периодическое освещение лица водителя инфракрасным светом, получение изображения лица, обнаружение областей глаз, определение границ области движения зрачка, определение частоты и направлений движения глаз, определение частоты морганий, определение длительности периода времени, в течение которого глаза закрыты, сравнение параметров, характеризующих состояние водителя с эталонными, принятие решения о необходимости сигнализации о засыпании водителя, отличающееся тем, что осуществляется определение эталона и текущего состояния цвета склеры глаза и температуры круговой мышцы глаза водителя, сравнение текущих параметров с эталонными и учет при принятии решения о необходимости сигнализации о засыпании водителя.

Группа изобретений относится к медицинской технике, а именно к сбору медицинских изображений для томографической визуализации. Способ мониторинга движения в процессе медицинской визуализации содержит инициацию сбора данных изображения, измерение физиологических сигналов пациента, при этом физиологические сигналы содержат один нейрофизиологический сигнал, прогнозирование на основе нейрофизиологического сигнала, возникнет ли пороговое значение движения пациента и изменение сбора данных изображения, когда прогнозируется, что возникнет пороговое значение движения пациента, при этом изменение включает в себя смещение сбора данных в область пациента, менее чувствительную к движению.
Изобретение относится к области охранной сигнализации, в частности к средствам персональной мобильной охраны. Технический результат изобретения заключается в слежении за сторонними объектами внешнего воздействия, находящимися на удаленном расстоянии от объекта охраны.

Изобретение относится к области вычислительной техники. Технический результат – расширение функциональных возможностей системы видеонаблюдения для обеспечения возможности создания сценарного видеоролика с присутствием в кадре заданного объекта или группы объектов.

Изобретение относится к средствам и методам защиты населения в нештатной ситуации. Технический результат заключается в повышении быстродействия.

Изобретение относится к вспомогательным системам автомобиля. Система граничного обнаружения для транспортного средства содержит запоминающее устройство, блок датчиков, процессор.

Изобретение относится к системам хранения данных. Технический результат заключается в расширении арсенала средств.

Изобретение относится к вычислительной технике. Технический результат заключается в расширении арсенала средств.

Изобретение относится к области компьютерной техники. Техническим результатом является расширение арсенала средств создания данных для различного использования данных.

Изобретение относится к области устройств статистического приемочного контроля по количественному признаку. Технический результат заключается в сокращении времени для принятия устройством решения о соответствии времени запаздывания зажигания исследуемых индикаторов заданным требованиям.

Изобретение относится к области вычислительной техники для обработки данных. Технический результат заключается в обеспечении возможности предоставления экстренным службам информации о пользователе в случае происшествия, такого как столкновение транспортного средства.

Изобретение относится к области вычислительной техники. Технический результат заключается в повышении быстродействия и производительности вычислительного устройства при одновременном снижении энергопотребления вычислительным устройством.

Изобретение относится к вычислительной технике. Технический результат - расширение арсенала технических средств для формирования набора обучающих объектов для алгоритма машинного обучения и обучения алгоритма машинного обучения с использованием сформированного набора.

Изобретение относится к способам измерения температуры газа (воздуха) в газотурбинном двигателе (ГТД). Технический результат заключается в повышении точности определения температуры газа в ГТД.

Изобретение относится к области вычислительной техники. Технический результат заключается в снижении вероятности возникновения аддитивной или мультипликативной погрешности при считывании гармонического сигнала.

Изобретение относится к области вычислительной техники. Технический результат заключается в повышении удобства анализа характеристик просмотра в сети Интернет.

Изобретение относится к вычислительной технике. Технический результат заключается в расширении арсенала средств.
Наверх