Двухскоростной ручной привод запорной арматуры

Изобретение относится к устройствам механических средств управления зубчатой передачей, в частности к приводам трубопроводной запорной арматуры. Двухскоростной ручной привод запорной арматуры содержит корпус (1), крышку (2), маховик (3), планетарный механизм, включающий неподвижное центральное колесо с внешними зубьями (4), сателлит с внутренними зубьями (5), жестко связанный со ступицей (6), имеющей продольный цилиндрический паз, ролик (7), расположенный в пазу ведущего вала (8), гибкие элементы (9), соединяющие ступицу сателлита (6) с ведомым валом, посаженным на подшипник скольжения (11). Гибкие элементы (9) выполнены с переменным сечением в виде балок равного сопротивления, что позволяет снизить осевой размер привода по сравнению с приводом, содержащим гибкие элементы в виде стержней постоянного сечения. Выполнение гибких элементов (9) коническими позволяет повысить уровень технологичности привода по сравнению с приводом, содержащим гибкие элементы в виде балок равного сопротивления. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.

 

Изобретение относится к устройствам механических средств управления зубчатой передачей, в частности, к приводам трубопроводной запорной арматуры и может быть полезно в области нефтегазового машиностроения.

Из уровня техники известен двухскоростной ручной привод запорной трубопроводной арматуры (RU 2343329 C2, МПК F16К 31/53, опубл. 10.01.2009), который содержит корпус, крышку, жестко связанную с маховиком, планетарный механизм и переключатель скорости, выполненный в виде поворотного рычага, взаимодействующего с пазами на водиле и фланце солнечной шестерни планетарного механизма.

Недостатками привода являются его сложность, обусловленная наличием большого числа зубчатых колес и сложного в изготовлении переключателя скорости, а также невозможность автоматического переключения скорости планетарного механизма с жесткими элементами, что требует выполнения специальной операции переключения.

Из уровня техники известен также привод для запорной и регулирующей арматуры (RU 2413114 C2, МПК F16K 31/53, опубл. 27.02.2011), который содержит корпус, крышку, маховик, планетарный механизм, состоящий из ведущей вал-шестерни, сателлитов с внешними зубьями, неподвижного центрального колеса с внутренними зубьями и ведомого вала - водила, переключатель скорости, выполненный в виде ведущей вал-шестерни с шестигранником на торце и соответствующим ему шестигранным переходником, жестко соединенным с ведомым валом - водилом планетарного механизма, а также фиксаторы положения переключателя скорости, выполненные в виде подпружиненных шариков.

Недостатками этой конструкции также являются ее сложность, связанная с наличием большого числа зубчатых колес, фиксаторов положения переключателя скорости и невозможность автоматического переключения скорости планетарного механизма.

Наиболее близким техническим решением к заявленному изобретению и выбранным в качестве прототипа признан ручной привод запорной трубопроводной арматуры (RU 2659681 C2, МПК F16К 31/53, опубл. 03.07.2018], содержащий корпус, крышку, маховик и планетарный механизм, выполненный состоящим из установленного неподвижно в его корпусе центрального колеса с внешними зубьями и сателлита с внутренними зубьями и продольным пазом на внутренней поверхности ступицы, связанного посредством гибких элементов-стержней с ведомым валом и посаженного на цилиндрический ролик, расположенный в продольном пазу ведущего вала.

Недостатком конструкции является большой осевой размер привода, что связано с выполнением гибких элементов в виде стержней постоянного сечения, имеющих большую длину, необходимую для обеспечения требуемой податливости при заданной прочности.

Технической задачей, на решение которой направлено заявленное изобретение, является уменьшение осевого размера привода при автоматическом переключении скорости планетарного механизма.

Для решения поставленной задачи в двухскоростном ручном приводе запорной арматуры, содержащем корпус, крышку, маховик и планетарный механизм, выполненный состоящим из установленного неподвижно в его корпусе центрального колеса с внешними зубьями и сателлита с внутренними зубьями и продольным пазом на внутренней поверхности ступицы, связанного посредством гибких элементов с ведомым валом и посаженного на цилиндрический ролик, расположенный в продольном пазу ведущего вала. Отличает привод от аналогов то, что гибкие элементы выполнены с переменным сечением в виде балок равного сопротивления.

Снижение осевого размера привода достигается выполнением гибких элементов в виде балок равного сопротивления, имеющих при одинаковых напряжениях изгиба во всех их сечениях более высокую деформацию, что позволяет обеспечить требуемое радиальное смещение сателлита при меньшей длине гибких элементов.

Конструкция привода поясняется чертежами, где на фиг. 1 показан общий вид двухскоростного ручного привода запорной арматуры в разрезе при передаточном отношении планетарного механизма i равном единице; на фиг. 2 - вид по А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - общий вид двухскоростного ручного привода запорной арматуры в разрезе при передаточном отношении планетарного механизма равном где Zg - число зубьев сателлита, Zb - число зубьев неподвижного колеса; на фиг. 4 - вид по Б-Б на фиг. 3, на фиг. 5 - общий вид гибкого элемента (пунктиром показана образующая поверхности гибкого элемента в виде балки равного сопротивления, сплошной линией - образующая конической поверхности гибкого элемента).

Двухскоростной ручной привод запорной арматуры устроен следующим образом.

Он состоит из корпуса 1, крышки 2, маховика 3 и планетарного механизма, состоящего из неподвижного центрального колеса 4 (колесо b), сателлита 5 (сателлит g), ступицы сателлита 6, цилиндрического ролика 7, ведущего вала 8, гибких элементов 9, ведомого вала 10 и подшипника скольжения 11.

Крышка 2 выполнена за одно с неподвижным центральным колесом 4, имеющим внешние зубья. Сателлит 5 выполнен с внутренними зубьями. Ступица сателлита 6 содержит центральное цилиндрическое отверстие, продольный цилиндрический паз в нем и отверстия, число которых равно числу гибких элементов 9, а диаметр - диаметру гибких элементов 9 у их торцовой части. Ведущий вал 8 выполнен с продольным цилиндрическим пазом, радиус которого равен радиусам ролика 7 и продольного паза ступицы сателлита 6, а диаметр посадочной поверхности меньше диаметра центрального отверстия ступицы сателлита 6 на два межосевых расстояния планетарной передачи. Глубина продольного цилиндрического паза ступицы сателлита 6 равна межосевому расстоянию планетарной передачи. Глубина продольного цилиндрического паза ведущего вала 8 несколько больше глубины продольного цилиндрического паза ступицы сателлита 6. Ведомый вал 10 содержит отверстия, число которых равно числу гибких элементов 9, а диаметр - диаметру гибких элементов 9 у их основания.

Сателлит 5 жестко соединен со ступицей сателлита 6. Ролик 7 вставлен в продольный цилиндрический паз ведущего вала 8. Гибкие элементы 9 вставлены в отверстия ступицы сателлита 6 по скользящей посадке, а в отверстия ведомого вала 10 - с натягом. Ведомый вал 10 установлен посредством подшипника скольжения 11 в корпусе 1.

Сборка двухскоростного ручного привода запорной арматуры осуществляется в следующей последовательности.

В корпус 1 сажается подшипник скольжения 11, в котором располагается ведомый вал 10. Сателлит 5 устанавливается и закрепляется на ступице сателлита 6. В отверстия ведомого вала 10 вставляются гибкие элементы 9. Ступица сателлита 6 сажается отверстиями на гибкие элементы 9. Ролик 7 вставляется в продольный цилиндрический паз ведущего вала 8. Ведущий вал 8 вводится в посадочное отверстие ведомого вала 10 так, чтобы ролик 7 вошел в продольный цилиндрический паз ступицы сателлита 6. Крышка 2 сажается одновременно на ведущий вал 8 и в корпус 1 и закрепляется в нем. Затем на ведущий вал 8 сажается и закрепляется на нем маховик 3.

Для повышения уровня технологичности механизма гибкие элементы 9 могут быть выполнены коническими.

Двухскоростной ручной привод запорной арматуры работает следующим образом.

При открытии задвижки для страгивания запорного органа арматуры (не показан) вращение от маховика 3 передается ведущему валу 8 и установленному в нем ролику 7, который давит на кромку продольного цилиндрического паза ступицы сателлита 6 и смещает сателлит 5 в радиальном направлении. При этом ролик 7 выходит из продольного цилиндрического паза ступицы сателлита 6, гибкие элементы 9 деформируются, сателлит 5 входит в зацепление с неподвижным центральным колесом 4 и при дальнейшем вращении маховика 3 и жестко связанного с ним ведущего вала 8 движение передается через сателлит 5, ступицу сателлита 6 и гибкие элементы 9 ведомому валу 10 и связанному с ним исполнительному механизму запорного органа (не показан) с увеличением крутящего момента. После страгивания запорного органа крутящий момент снижается, вращение маховика 3 и связанного с ним ведущего вала 8 до положения, когда ролик 7 встанет напротив продольного цилиндрического паза ступицы сателлита 6, приводит к тому, что гибкие элементы 9 выправляются, ступица сателлита 6 садится продольным цилиндрическим пазом на ролик 7, выводя сателлит 5 из зацепления с неподвижным центральным колесом 4, и движение от маховика 3 и ведущего вала 8 передается непосредственно ведомому валу 10 и исполнительному механизму с передаточным отношением, равным единице, что увеличивает скорость перемещения запорного органа.

При закрытии задвижки вращательное движение от маховика 3 передается непосредственно ведомому валу 10 и исполнительному механизму с передаточным отношением, равным единице, до соприкосновения запорного органа с корпусными деталями арматуры (не показаны). При дальнейшем вращении маховика 3 момент на ведущем валу 8 возрастает до тех пор пока ролик 7 не выйдет из продольного цилиндрического паза ступицы сателлита 6, приводя к деформации гибкие элементы 9 и вхождению сателлита 5 в зацепление с неподвижным центральным колесом 4. Передача вращательного движения после этого происходит с увеличением крутящего момента, обеспечивая полное закрытие запорного органа. При этом, так как гибкие элементы 9 выполнены в виде балок равного сопротивления, деформация их и смещение сателлита 6 на величину межосевого расстояния планетарного механизма происходит при меньшей по сравнению с цилиндрическими стержнями их длине.

Выполнение гибких элементов 9 коническими позволяет повысить уровень технологичности привода, не оказывая существенного отрицательного влияния на его осевой размер по сравнению с приводом, содержащим гибкие элементы 9 в виде балок равного сопротивления.

1. Двухскоростной ручной привод запорной арматуры, содержащий корпус, крышку, маховик и планетарный механизм, выполненный состоящим из установленного неподвижно в его корпусе центрального колеса с внешними зубьями и сателлита с внутренними зубьями и продольным пазом на внутренней поверхности ступицы, связанного посредством гибких элементов с ведомым валом и посаженного на цилиндрический ролик, расположенный в продольном пазу ведущего вала, отличающийся тем, что гибкие элементы выполнены с переменным сечением в виде балок равного сопротивления.

2. Привод по п. 1, отличающийся тем, что гибкие элементы выполнены коническими.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к механическим средствам управления зубчатыми передачами и может применяться в области химического и нефтегазового машиностроения при изготовлении приводов трубопроводной запорной арматуры.

Изобретение относится к механическим средствам управления зубчатыми передачами и может применяться в области химического и нефтегазового машиностроения при изготовлении двухскоростных приводов трубопроводной запорной арматуры.

Задвижка // 2681057
Изобретение относится к области нефтяного и химического машиностроения, в частности, к трубопроводной запорной арматуре. Задвижка содержит два полукорпуса (1, 2).

Задвижка // 2681057
Изобретение относится к области нефтяного и химического машиностроения, в частности, к трубопроводной запорной арматуре. Задвижка содержит два полукорпуса (1, 2).

Изобретение относится к переключающему устройству для арматуры. В переключающем устройстве для арматуры (8) углубление (14) в элементе (13), приведенном в действие с помощью аварийного привода (11), предлагается выполнить, по меньшей мере, с одной скошенной поверхностью (17, 18), чтобы входящий в зацепление с углублением (14) запирающий элемент (15) мог, расцепляясь, выходить из углубления (14) при срабатывании аварийного привода (11).

Изобретение относится к приводам трубопроводной запорной арматуры. Двухскоростной ручной привод запорной арматуры содержит корпус (1), крышку(2), маховик (3), планетарный механизм, включающий неподвижное центральное колесо с внешними зубьями (4), сателлит с внутренними зубьями (5), жестко связанный со ступицей (6), имеющей продольный цилиндрический паз, ролик (7), расположенный в пазу ведущего вала (8), гибкие стержни (9), соединяющие ступицу сателлита (6) с ведомым валом-водилом (10), посаженным на подшипник скольжения (11).

Изобретение относится к осевым клапанам для текучей среды, содержащим кольцевые элементы управления потоком. Осевой клапан (100) для текучей среды содержит корпус (102, 104) осевого клапана потока, образующий канал (114) между впускным отверстием (116) и выпускным отверстием (118).

Изобретение относится к области компрессоростроения и может быть использовано в нефтегазовой промышленности. Поршневой компрессор 300 содержит камеру 310 сжатия, предназначенную для сжатия текучей среды, поступившей в камеру сжатия через всасывающее отверстие и выпускаемой из указанной камеры после процесса сжатия через выпускное отверстие.

Настоящее изобретение относится к клапанным конструкциям для воды и других текучих сред. Изобретение может применяться в санитарных и прочих установках, в которых в приборах применяется подача горячей и холодной воды.

Изобретение относится к нефтяной и газовой промышленности и может быть использовано на магистральных трубопроводах для регулирования расхода газа и перекрытия потока газа с заданной герметичностью.

Задвижка // 2716783
Изобретение относится к шиберным затворам. Задвижка содержит корпус, состоящий из двух соединенных между собой полукорпусов, между которыми расположен дисковый шибер, и зубчатый венец с внутренними зубьями, взаимодействующий с приводной вал-шестерней. Отличает устройство от известных аналогов то, что дисковый шибер выполнен в виде зубчатого колеса, диаметр которого соответствует диаметру проходного отверстия корпуса, зубчатый венец с внутренними зубьями установлен между полукорпусами, жестко соединен с ними и находится в зацеплении с дисковым шибером, который одновременно зацеплен с приводной вал-шестерней. Изобретение направлено на снижение размеров и массы задвижки. 5 з.п. ф-лы, 2 ил.
Наверх