Система ремонта крепления, которым оснащена стенка двигателя

Изобретение относится к системе крепления панели (32) на стенке (17; 52) турбомашины, причем эта система содержит гайку, предназначенную для захождения в нее винта (31) в направлении, нормальном относительно стенки (17), при этом винт (31) проходит через элемент, такой как наружная панель (32), для крепления этого элемента на стенке (17). Система крепления содержит втулку (26), содержащую наружную резьбовую цилиндрическую сторону (34), предназначенную для завинчивания в отверстие (29), проходящее через стенку (17) и имеющее размеры, превышающие размеры крепления, которое заменяет эта ремонтная втулка (26), причем эта втулка (26) содержит в своей центральной области гайку (28), в которую завинчивают крепежный винт (32). Изобретение призвано предложить крепление такой панели, установка которого в обечайке является простой, с одной стороны, на новом двигателе и, с другой стороны, на существующем двигателе путем замены поврежденного крепления. 3 н. и 7 з.п. ф-лы, 18 ил.

 

Область техники, к которой относится изобретение

Изобретение относится к креплению панелей на обечайке двигателя типа двухконтурного турбореактивного двигателя, оснащенного разгрузочными клапанами или вентилями, выполненными с возможностью установления сообщения между двумя потоками, причем эти разгрузочные клапаны или вентили проходят через стенку этой обечайки, при этом панели закрывают эту обечайку, будучи расположенными от нее на расстоянии.

Уровень техники

Двухконтурный турбореактивный двигатель 1, показанный на фиг. 1, содержит воздухозаборник 2, в который поступает воздух, засасываемый вентилятором 3 и разделяемый на центральный поток первого контура и поток второго контура, окружающий поток первого контура.

Затем поток первого контура проходит через компрессор 4 низкого давления, а поток второго контура выбрасывается в заднем направлении, создавая тягу. После этого поток первого контура проходит через компрессор 6 высокого давления и попадает в камеру 7 сгорания, после чего расширяется в турбине 8 высокого давления и затем в турбине 9 низкого давления и удаляется наружу.

Каждая турбина и каждый компрессор содержат лопатки, установленные на центральном валу или роторе 11, ориентированном вдоль своей продольной оси АХ, будучи установленным в окружающем его промежуточном картере 12. Этот промежуточный картер 12 поддерживается радиальными стойками 13, которые соединяют его с окружающим его главным картером 14.

В частности, поток первого контура проходит в кольцевом пространстве, ограниченном изнутри ротором 11 и снаружи промежуточным картером 12, и поток второго контура проходит в другом кольцевом пространстве, ограниченном изнутри промежуточным картером 12 и снаружи главным картером 14.

Пройдя через вентилятор, поток второго контура спрямляется рядом неподвижных лопаток 16, закрепленных на цилиндрической обечайке, которая расположена в продолжении промежуточного картера 12 в направлении вентилятора, причем эти неподвижные лопатки находятся перед радиальными стойками 13, поддерживающими промежуточный картер.

Обечайка, показанная на фиг. 2 и обозначенная позицией 17, содержит на выходе из установленных на ней лопаток 16 уступ, ограниченный кольцевым бортиком 18. Участок обечайки 17 на выходе этого бортика, обозначенный позицией 19, имеет диаметр, меньший диаметра входного участка обечайки.

На этом выходном участке 19 обечайки установлен ряд не показанных панелей, каждая из которых проходит от бортика 18 в промежуток между двумя радиальными стойками 13, удерживающими промежуточный картер. Каждая панель удерживается несколькими креплениями типа крепления 21 на расстоянии от наружной стороны выходного участка 19 обечайки таким образом, что эти панели расположены в продолжении входного участка обечайки.

Эти панели закрывают отверстия, в которые выходят разгрузочные вентили, которые в некоторых ситуациях открываются для удаления воздуха напрямую из потока первого контура в поток второго контура, в частности, чтобы избегать установления режимов помпажа турбореактивного двигателя.

Эти панели ограничивают, таким образом, внутреннее пространство для прохождения потока второго контура, которое продолжает входной участок обечайки, чтобы не нарушать этот поток второго контура и одновременно обеспечивать удаление воздуха из потока первого контура через разгрузочные вентили, причем этот воздух удаляется в выходную область панелей.

Крепление 21, обеспечивающее удержание такой панели, содержит отверстие 22, проходящее через стенку обечайки, и потайную гайку, удерживаемую лапкой, закрепленной двумя заклепками 23 или аналогичными средствами, напротив этого отверстия 22. Панель соединена с этим креплением 21 при помощи винта, последовательно проходящего через эту панель и кольцевую распорку, которая позволяет получить пространство между панелью и наружной стороной выходного участка обечайки.

Учитывая вибрационные напряжения и рабочую окружающую среду, винт удержания панели стремится к ослаблению, что приводит к овализации отверстия 22 и может привести к разрушению обоймы, в которой гайка 24 установлена плавающей, и к повреждению контактной поверхности в этом отверстии в области крепления.

Изобретение призвано предложить крепление такой панели, установка которого в обечайке является простой, с одной стороны, на новом двигателе и, с другой стороны, на существующем двигателе путем замены поврежденного крепления.

Раскрытие изобретения

Объектом изобретения является система крепления, предназначенная для оснащения стенки турбомашины, включающая в себя плавающую гайку, предназначенную для захождения в нее винта с ориентацией, нормальной к стенке, причем этот винт проходит через элемент, такой как панель, для крепления этого элемента на стенке, причем эта система крепления содержит втулку, включающую в себя корпус втулки, удерживающий плавающую гайку, при этом корпус втулки содержит резьбовой цилиндрический участок, предназначенный для крепления завинчиванием в отверстии, проходящем через стенку, при этом плавающая гайка неподвижно соединена с корпусом втулки, будучи заблокированной от вращения вокруг своей оси завинчивания относительно корпуса втулки и имеющей при этом ограниченную подвижность со степенями свободы, отличными от вращения вокруг ее оси завинчивания.

При такой конструкции установка крепления в основном состоит в выполнении отверстия в обечайке и в установке втулки в этой обечайке путем простого завинчивания.

Объектом изобретения является также вышеупомянутая система, в которой корпус втулки содержит наружный бортик, опирающийся на сторону стенки, в которой установлен этот корпус втулки, образуя опору для прижатия корпуса втулки к стенке.

Объектом изобретения является также вышеупомянутая система, в которой наружная цилиндрическая сторона втулки имеет резьбу типа самонарезающей резьбы.

Объектом изобретения является также вышеупомянутая система, в которой корпус втулки содержит тороидальное внутреннее пространство, ограниченное стенкой, содержащей центральное отверстие с радиальными вырезами, при этом гайка содержит радиальные выступы, совмещаемые с вырезами отверстия для обеспечения захождения гайки через это отверстие перед ее частичным поворотом для ее осевой блокировки в корпусе втулки.

Объектом изобретения является также вышеупомянутая система, содержащая одну или несколько блокировочных вставок, каждая из которых заходит в вырез корпуса втулки для блокировки вращения гайки во внутреннем пространстве этого корпуса втулки.

Объектом изобретения является также вышеупомянутая система, содержащая кольцо с внутренней резьбой, завинчиваемое на резьбовом цилиндрическом участке корпуса втулки для стягивания стенки обечайки между корпусом втулки и кольцом.

Объектом изобретения является также вышеупомянутая система, содержащая потайную гайку, включающую в себя обойму, в которой установлена плавающая гайка, причем эта обойма завинчена в центральное резьбовое отверстие корпуса втулки.

Объектом изобретения является также вышеупомянутая система, в которой обойму блокируют от вращения в корпусе втулки при помощи по меньшей мере одной шпонки, вставленной с усилием в наружный продольный паз обоймы, причем эта шпонка срезает витки резьбы резьбового отверстия, когда ее вставляют после установки обоймы в корпусе втулки.

Объектом изобретения является авиационный двигатель типа турбореактивного двигателя, включающий в себя турбомашину, оснащенную системой крепления согласно одному из предыдущих пунктов формулы изобретения для обеспечения удержания внутренней панели.

Объектом изобретения является также способ ремонта крепления, которым оснащена стенка турбомашины, причем это крепление включает в себя гайку, предназначенную для прохождения в ней винта с ориентацией, нормальной к стенке, причем этот винт проходит через элемент, такой как панель, для крепления этого элемента на стенке, причем этот способ содержит следующие этапы, на которых:

- берут вышеупомянутую систему крепления,

- просверливают в стенке отверстие с размерами, соответствующими резьбовому цилиндрическому участку втулки указанной системы,

- крепят втулку завинчиванием в отверстии таким образом, чтобы винт можно было завинтить в гайку, которая является плавающей в указанной системе, когда этот винт проходит через элемент для крепления этого элемента на стенке.

Краткое описание чертежей

На фиг. 1 (уже описана) показан двухконтурный турбореактивный двигатель, общий вид в разрезе;

на фиг. 2 (уже описана) показана обечайка, содержащая подлежащее ремонту крепление, вид спереди;

на фиг. 3 показаны компоненты системы крепления согласно первому варианту осуществления изобретения и участок обечайки, предназначенный для размещения этой системы, а также распорка и панель, предназначенные для установки на этой обечайке, вид с пространственным разделением деталей;

на фиг. 4 показаны компоненты системы крепления согласно первому варианту осуществления изобретения, вид с пространственным разделением деталей;

на фиг. 5 показана система крепления согласно первому варианту осуществления изобретения, установленная в обечайке и панель с распоркой, закрепленной на этой обечайке при помощи винта, вставленного в эту систему крепления, вид в разрезе;

на фиг. 6 показана обечайка, содержащая отверстие, предназначенное для установки системы крепления согласно первому варианту осуществления изобретения вместо разрушенного крепления панели, вид спереди;

на фиг. 7 показана обечайка, изображенная на фиг. 5, в отверстии которой установлен корпус втулки системы согласно первому варианту осуществления изобретения, вид спереди;

на фиг. 8 показана обечайка, изображенная на фиг. 5, оснащенная корпусом втулки системы согласно первому варианту осуществления изобретения, в который вставлена плавающая гайка в соответствии с изобретением, вид спереди;

на фиг. 9 показана обечайка, изображенная на фиг. 5, в ходе блокировки, оснащенная корпусом втулки, содержащим плавающую гайку, вид спереди;

на фиг. 10 показана обечайка, изображенная на фиг. 5, оснащенная корпусом втулки, содержащим плавающую гайку, заблокированную в положении в корпусе втулки, согласно первому варианту осуществления изобретения, вид спереди;

на фиг. 11 показаны компоненты системы крепления согласно второму варианту осуществления изобретения, а также участка обечайки, предназначенного для размещения этой системы, вид с пространственным разделением деталей;

на фиг. 12 показаны компоненты изображенной отдельно системы крепления согласно второму варианту осуществления изобретения, вид с пространственным разделением деталей;

на фиг. 13 показана система крепления согласно второму варианту осуществления изобретения, установленная в обечайке, вид в разрезе;

на фиг. 14 показана потайная гайка системы крепления согласно второму варианту осуществления изобретения, вид в перспективе;

на фиг. 15 показана потайная гайка системы крепления согласно второму варианту осуществления изобретения, вид в разрезе;

на фиг. 16 показана потайная гайка системы крепления согласно второму варианту осуществления изобретения, вид спереди;

на фиг. 17 детально показана потайная гайка системы в соответствии с изобретением, вид в разрезе;

на фиг. 18 показана обечайка, оснащенная втулкой согласно второму варианту осуществления изобретения и содержащая проем для доступа к задней стороне этой обечайки, общий вид.

Осуществление изобретения

Идея, лежащая в основе изобретения, состоит в сверлении в стенке обечайки отверстия для крепления втулки соответствующего диаметра, в центральной области которой располагают гайку, предназначенную для прохождения винта крепления панели.

Предпочтительно диаметр отверстия превышает диаметр существующих креплений для упрощения ремонта путем замены. Таким образом, ремонт существующего крепления состоит в сверлении отверстия соответствующего диаметра, окружающего это крепление, чтобы одновременно извлечь это крепление и получить гнездо для размещения новой системы крепления взамен существующего крепления.

В первом варианте осуществления, представленном на фиг. 3-10, втулка 26 содержит главный корпус 27, в центральной области которого располагают гайку 28, которая в данном случае является сменной и плавающей, как показано на фиг. 3-5.

Эта втулка 26 предназначена для завинчивания в отверстие 29, выполненное в стенке обечайки 17 на уровне подлежащего замене крепления, которое на фигурах не показано. Центральная гайка 28 втулки 26 предназначена для удерживания крепежного винта 31, последовательно проходящего через панель 32 и распорку 33 для удержания этой панели 32 в нужном положении на расстоянии от наружной стороны обечайки 17.

Корпус 27 втулки, более наглядно показанный на фиг. 4, содержит наружную цилиндрическую стенку 34, два кольцевых края которой продолжены, каждый, радиально внутрь стенкой в виде плоского кольца, и эти две стенки обозначены позициями 36 и 37.

Цилиндрическая стенка 34 имеет наружную сторону, которая содержит резьбу, предпочтительно самонарезающую резьбу, и со своей внутренней стороны она ограничивает вместе со стенками 36 и 37 внутреннее кольцевое пространство, предназначенное для размещения и удержания гайки 28.

Кольцевой край цилиндрической стенки 34, продолженный внутрь стенкой 37, продолжен также радиально наружу бортиком или окружной стенкой 38, наружный диаметр которой превышает наружный диаметр этой цилиндрической стенки 34. Этот бортик 38 образует стопор, позволяющий затянуть втулку, когда ее завинчивают в отверстие 29, для ее блокировки в положении на наружной стороне стенки обечайки.

Стенка 36 в виде кольца содержит внутренний кольцевой край, тогда как противоположная плоская стенка, то есть стенка 37, имеет внутренний край, форма которого основана на окружности, но имеет четыре выреза или зубца 39, каждый из которых проходит радиально к цилиндрической стенке 34. Как показано на фиг. 4, эти четыре выреза равномерно распределены, будучи отделенными друг от друга интервалом в девяносто градусов вокруг оси вращения АХ корпуса втулки 26.

В верхней проекции гайка 28 имеет наружный контур такой же формы, как и контур внутреннего отверстия стенки 37, но имеет слегка меньшие размеры, чтобы проходить через это центральное отверстие.

Эта гайка 28, более наглядно показанная на фиг. 4, содержит главный тороидальный корпус 41, внутренняя цилиндрическая сторона которого выполнена с резьбой и наружная цилиндрическая сторона которого имеет диаметр, слегка меньший внутреннего диаметра стенки 37.

Эта гайка содержит четыре выступа 42, которые выступают радиально от наружной стороны ее корпуса 41, причем эти выступы 42 равномерно распределены вокруг оси АХ, будучи отделенными друг от друга интервалом в девяносто градусов вокруг этой оси. Как видно на фигурах, каждый выступ 42 имеет размеры, слегка меньшие размеров вырезов 39 стенки 37 в виде плоского кольца. Кроме того, каждый выступ 42 имеет толщину, слегка меньшую расстояния, разделяющего внутренние стороны стенок 36 и 37 вдоль оси АХ, как показано на фиг. 5.

Таким образом, гайку 28 устанавливают в корпус втулки 26, располагая ее напротив верхней стенки 37 и располагая ее выступы 42 напротив вырезов 39 для ее введения внутрь корпуса втулки, пока ее выступы 42 не придут в положении опоры на внутреннюю сторону стенки 36 в виде плоского кольца. После этого гайку 28 можно повернуть примерно на одну восьмую оборота, чтобы каждый из ее выступов оказался между двумя последовательным вырезами 39 и чтобы она удерживалась стенкой 36, полностью зайдя в корпус 27 втулки.

На этой стадии по меньшей мере в двух из четырех вырезов 39 можно установить блокировочные вставки 43, чтобы препятствовать вращению гайки 28 более чем на четверть оборота в корпусе втулки и чтобы заблокировать ее внутри этого корпуса втулки. Эти вставки могут быть выполнены из эластомерного материала, из композиционного материала и даже из металлического материала.

Таким образом, гайка 28 установлена плавающей в корпусе втулки и заблокирована от вращения вокруг ее оси завинчивания, которая совпадает с осью АХ на фигурах, и обладает ограниченной подвижностью для остальных степеней свободы, то есть двух поворотов и трех поступательных движений. Благодаря этой подвижности, гайку можно, в частности, наклонить для установки винта, ориентация которого отличается от ориентации оси АХ.

Кроме того, она находится в центральной области корпуса втулки, наружный диаметр которой значительно превышает диаметр корпуса втулки, оставаясь при этом на том же уровне, что и стенка обечайки, когда узел установлен на место.

Установка заявленной системы крепления в обечайке 17 состоит прежде всего в сверлении отверстия 29 в стенке этой обечайки, как показано на фиг. 6, имеющего диаметр, соответствующий диаметру втулки.

В случае ремонта существующего крепления отверстие выполняют вокруг этого крепления, чтобы одновременно извлечь это крепление и получить гнездо для размещения заменяющей его новой системы крепления.

Это отверстие выполняют при помощи соответствующей машины, обеспечивающей извлечение высверленной заглушки с содержащимся в ней заменяемым креплением. Эта соответствующая машина содержит, например, режущий элемент типа цилиндрической пилы, связанной с пневматической системой отсасывания.

После выполнения этого отверстия 29 в нем нарезают внутреннюю резьбу либо при помощи соответствующего метчика, либо непосредственно при помощи корпуса 27 втулки, который можно предусмотреть самонарезающим. Эта резьба имеет достаточно мелкий шаг, чтобы можно было получить несколько витков по высоте, просто соответствующей толщине стенки, образующей обечайку.

Этот корпус втулки завинчивают в отверстие 29, блокируя его в положении в этом отверстии, что соответствует стадии, показанной на фиг. 7. Как показано на фигурах, корпус 27 втулки содержит три отверстия 44, выполненные на уровне его бортика 38, которые отстоят друг от друга на сто двадцать градусов вокруг оси АХ. Эти отверстия 44 предусмотрены для установки соответствующего инструмента, головка которого имеет выступы, заходящие в эти три отверстия, чтобы поворачивать корпус 27 втулки в отверстии 29 для его затягивания и/или для нарезания резьбы на внутренней стороне этого отверстия 29.

Что касается размеров, как показано на фиг. 5, когда корпус втулки находится на месте и затянут на стенке обечайки, наружная сторона плоской стенки 37 находится на том же уровне, что и наружная сторона обечайки, на которую опирается при затягивании бортик 38. Иначе говоря, когда втулка установлена на место, она практически находится заподлицо с этой наружной поверхностью, чтобы не мешать аэродинамическому потоку в области ремонта.

Во время работы, когда панель установлена, распорка 33 опирается непосредственно на наружную сторону стенки 37 втулки. В случае ремонта существующего крепления при помощи этой системы крепления эта стенка 37 втулки оказывается в месте участка стенки обечайки, который был поврежден неисправным креплением.

Когда корпус 27 втулки находится на месте и заблокирован, съемную гайку 28 располагают перед стороной 37 для установки в этом корпус 27 втулки, как показано на фиг. 8.

После установки гайки 28 в корпусе 27 втулки оператор поворачивает ее примерно на одну восьмую оборота, чтобы сместить на столько же радиальные выступы 42 относительно вырезов 39, что позволяет удерживать эту гайку в корпусе втулки, и эта ситуация показана на фиг. 9.

После этого в два из вырезов 39 можно установить блокировочные вставки 43, чтобы заблокировать гайку внутри корпуса втулки, что соответствует ситуации, показанной на фиг. 10. Удержание гайки вставками из эластомера позволяет также амортизировать вибрации, что представляет особый интерес, если окружающая среда является особенно вибрационной.

На этой стадии гайка заблокирована в корпусе втулки, то есть система крепления установлена на место, что позволяет установить панель 32 и ее распорку и затем пропустить стяжной винт 31 через эту панель и эту распорку. Затем этот винт 31 затягивают в гайке 28, что обеспечивает полное крепление панели 32 на расстоянии от наружной стенки обечайки.

В целом, сверление отверстия 29, а также нарезание резьбы и установку на место втулки 26 с внутренней гайкой можно осуществлять полностью с наружной стороны обечайки 17 без необходимости доступа к внутренней стороне этой обечайки, где находится предназначенное для замены крепление. Эту операцию можно производить без риска потери компонента в области, находящейся сзади стенки обечайки и называемой проточным трактом.

В этих условиях ремонт поврежденного крепления можно произвести без полного демонтажа двигателя, содержащего заменяемое крепление на уровне обечайки, продолжающей его промежуточный картер: доступ к этой обечайке и к промежуточному картеру можно получить, когда двигатель находится под крылом, не отсоединяя этот двигатель от крыла летательного аппарата.

Как было указано выше, гайка имеет размеры, слегка меньшие центрального отверстия стенки 37. В частности, ее тороидальный главный корпус 41 имеет наружный диаметр, слегка меньший внутреннего диаметра этого отверстия, и лапки или радиальные выступы 42 имеют толщину, меньшую расстояния, разделяющего внутренние стороны стенок 36 и 37.

Гайку 28 можно удалить из втулки для замены, например, в случае повреждения ее внутренней резьбы, не извлекая втулку. При этом замену такой гайки можно произвести, извлекая блокировочные вставки 43, поворачивая гайку таким образом, чтобы расположить ее радиальные выступы напротив соответствующих вырезов для обеспечения ее извлечения в осевом направлении. Затем можно установить на место новую гайку в соответствии с процедурой, показанной на фиг. 6-10.

Согласно более дешевому решению, можно предусмотреть втулку с не извлекаемой, то есть с незаменяемой гайкой.

Монтаж этой системы крепления на новой или используемой обечайке можно производить только за счет доступа к обечайке с ее наружной стороны. В этой обечайке достаточно выполнить резьбовое отверстие соответствующего диаметра, чтобы затем завинтить втулку системы и затянуть ее в этом резьбовом отверстии.

Кроме того, заявленную систему крепления можно использовать для ремонта поврежденного крепления, а также, как было указано выше, ее можно установить напрямую, то есть оснастить ею обечайку нового двигателя.

Во втором варианте осуществления, представленном на фиг. 11-17, втулка, обозначенная позицией 46, содержит главный корпус 47, в центральной области которого устанавливают сменную гайку 48 и на резьбовой наружной периферии которого устанавливают стяжное кольцо 49.

Эта втулка 46 предназначена для размещения в отверстии 51, выполненном в стенке обечайки 52, для установки в ее центральной гайке 48 крепежного винта, проходящего через распорку и через панель, удерживаемую на расстоянии от этой обечайки.

Корпус 47 втулки, выполненный в виде единой детали посредством литья и/или механической обработки, имеет общую форму тела вращения вокруг оси АХ, перпендикулярной к стенке обечайки, когда втулка установлена на место. Этот корпус 47 содержит тороидальное основание 53 квадратного сечения со стороной, продолженной трубчатым участком 54 крепления на обечайке, и с противоположной стороной, продолженной опорным участком 56 для плавающей гайки. Соответственно наружный контур этого тороидального основания 53 продолжен в радиальном направлении опорным бортиком 57, который выполнен примерно на половине окружности корпуса втулки.

Крепежный трубчатый участок 54 имеет в радиальном направлении толщину, значительно меньшую толщины основания 53 в радиальном направлении. Наружная сторона 58 этого трубчатого участка, которая совпадает с наружной стороной основания 53, имеет наружную резьбу для установки стяжного кольца 49.

Как показано на фиг. 13, когда корпус 47 втулки установлен на место, крепежный трубчатый участок 54 вставлен в отверстие 51, и стяжное кольцо 49 завинчено и затянуто на резьбе наружной стороны 58, плотно стягивая стенку обечайки 52 между бортиком 57 и этим стяжным кольцом 49. Этот опорный бортик образует стопор, позволяющий затянуть втулку, когда ее завинчивают в отверстии.

Длина крепежного трубчатого участка 54 вдоль оси АХ по существу соответствует толщине кольца 49, и толщина тороидального основания 53 вдоль оси АХ по существу равна двойной толщине стенки, образующей обечайку 52.

Опорный бортик 57 имеет вдоль оси АХ толщину, соответствующую толщине стенки, образующей обечайку 52, то есть по существу равен половине толщины тороидального основания 53 вдоль оси АХ. Этот бортик 57 ограничен опорной стороной 59, расположенной в срединной плоскости для основания 53, и противоположной стороной 61, которая совпадает и/или продолжает плоскую сторону тороидального основания 53, от которой выступает трубчатый участок 56.

Как показано на фиг. 13, трубчатый участок 56 ограничен внутри резьбовой цилиндрической внутренней стороной 62, которая проходит по всей толщине корпуса втулки вдоль оси АХ, ограничивая резьбовое центральное отверстие 63, в которое завинчивают обойму 66 с плавающей гайкой 64.

Эта обойма 66 содержит на своей резьбовой цилиндрической наружной стороне два продольных паза, то есть два паза, которые выполнены параллельно ее оси вращения и которые находятся в диаметрально противоположных положениях вокруг этой оси, один из которых показан на фигурах и обозначен позицией 68.

Установку потайной гайки 67, которая показана на фиг. 14, в корпус 47 втулки производят, завинчивая на первом этапе обойму 66 в отверстие 63. После установки на место обоймы 66 ее блокируют от вращения относительно корпуса 47 втулки при помощи двух шпонок 69, 71. Шпонку 69 сажают с усилием через отверстие 63 в паз 68 в направлении АХ. В результате этого происходит локальное срезание витков резьбы отверстия 63, поэтому отвинчивание обоймы 66 становится невозможным. Аналогично, шпонку 71 вставляют в паз, противоположный пазу 68 относительно оси вращения АХ.

На этой стадии потайную гайку 67, которая включает в себя плавающую гайку 64, жестко соединяют с корпусом 47 втулки, и узел готов к установке в отверстие 51 обечайки 52.

Как показано на фиг. 15, плавающая гайка 64 имеет в основном трубчатую форму и частично вставлена в обойму 66, которая тоже в основном является трубчатой, и содержит наружный окружной бортик 72, образующий упор, то есть выполненный с возможностью опоры на конец обоймы.

Как детально показано на фиг. 17, гайка 64 содержит на своей наружной цилиндрической стороне кольцевой паз 73, в который вставляют стопорное кольцо 74, имеющее коническую форму, типа шайбы Бельвилля. Соответственно, обойма 66 содержит на своей внутренней цилиндрической стороне кольцевой паз 76, расположенный напротив паза 73. Стопорное кольцо 74 имеет такой внутренний диаметр, чтобы заходить в оба паза 73, 76, блокируя их относительно друг друга вдоль оси АХ и одновременно придавая им ограниченную подвижность вдоль этой оси.

Гайка 64, заблокированная от поступательного движения вдоль оси АХ относительно обоймы, заблокирована также от вращения вокруг этой оси АХ относительно этой обоймы. Эту блокировку обеспечивают два выступа 77, 78 обоймы 66, выступающие радиально внутрь и заходящие в два соответствующих паза, выполненных на наружной стороне этой гайки 64.

Установку плавающей гайки 64 в обойме 66 производят, после того как кольцо 74 вставлено в наружный паз 73, после чего гайку частично вводят в обойму 66 вместе с кольцом 74, опирающимся на край этой обоймы 66. Затем гайку 64 позиционируют вокруг оси АХ, чтобы расположить выступы 77 блокировки вращения напротив ее боковых пазов. Затем гайку 64 сажают в обойму 66 с усилием, преодолевая сопротивление стопорного кольца 74, пока это кольцо, упруго деформируясь, не зайдет в паз 76.

Установленная таким образом гайка 64 является плавающей в обойме 66 и заблокирована от вращения вокруг ее оси завинчивания, которая совпадает с осью АХ на фигурах, и имеет ограниченную подвижность для остальных степеней свободы, то есть двух поворотов и трех поступательных движений. Благодаря этой подвижности, гайку можно, в частности, наклонить для захождения винта, имеющего ориентацию, по существу отличную от ориентации оси АХ.

Таким образом, установка заявленной системы крепления в обечайке 52 в первую очередь состоит в выполнении отверстия 51 в стенке этой обечайки, как показано на фиг.11, имеющего диаметр, соответствующий диаметру втулки.

В случае ремонта существующего крепления отверстие выполняют вокруг этого крепления, чтобы одновременно извлечь это крепление и получить гнездо для установки заменяющей его новой системы крепления.

При этом корпус втулки вставляют в отверстие 51 до установки кольца 49, завинчиваемого и затягиваемого на ее конце 54, что соответствует стадии, показанной на фиг.13. Как показано на фигурах, кольцо 49 содержит три отверстия, отстоящие друг от друга на сто двадцать градусов вокруг оси АХ и предусмотренных для установки соответствующего инструмента с головкой, имеющей выступы, заходящие в эти три отверстия для приведения этого кольца 49 во вращение с целью ее затягивания.

На этой стадии система крепления установлена, что позволяет установить на место панель и ее распорку, а затем пропустить стяжной винт через эту панель и эту распорку. Затем винт затягивают в гайке 64, что позволяет обеспечить полное крепление панели.

Эта гайка является плавающей в корпусе втулки: в радиальных и осевых направлениях между корпусом втулки и заключенной в нем гайкой остаются функциональные зазоры, которые позволяют наклонять ее в корпусе втулки для лучшего позиционирования заходящего в нее винта, чтобы допускать возможное отклонение положения этого винта.

Кроме того, благодаря тому что потайную гайку 67 завинчивают в участок 56, выступающий от основания 53 корпуса втулки, плавающая гайка 64 находится в центральной области корпуса втулки, но вынесена относительно стенки, образующей обечайку 52, находясь на расстоянии от этой стенки, как и плавающая гайка в первоначальном креплении. Таким образом, заходящий в нее винт не нуждается в изменениях.

Заявленную систему крепления можно использовать для ремонта поврежденного крепления, а также, как было указано выше, можно установить напрямую, то есть оснастить ею обечайку нового двигателя.

Предпочтительно предложено крепление панели, установка которого в обечайке является простой на новом двигателе, или же на существующем двигателе взамен поврежденного крепления без необходимости снятия двигателя. Действительно, установка втулки в отверстие обечайки является простой в этих обоих случаях осуществления с учетом соответствующего доступа в случае второго варианта осуществления, например, когда обечайка содержит проемы, позволяющие ввести руку или любой инструмент для удержания втулки во время ее установки.

В связи с этим на фиг. 18 показан участок обечайки 52, содержащий проем 79 вблизи подлежащего ремонту крепления, при этом оператор может ввести руку в этот проем и вставить корпус 46 втулки в соответствующее отверстие через заднюю сторону обечайки, чтобы затем затянуть кольцо 49 на этом корпусе втулки для полного крепления втулки.

1. Система крепления панели (32) на стенке (17; 52) турбомашины, включающая в себя плавающую гайку (28; 64), предназначенную для захождения в нее винта (31) в направлении, нормальном относительно стенки (17; 52), причем этот винт (31) проходит через панель (32) для ее крепления на стенке (17; 52), причем эта система крепления содержит втулку (26; 46), включающую в себя корпус (27; 47) втулки, удерживающий плавающую гайку (28; 64), при этом корпус (27; 47) втулки содержит резьбовой цилиндрический участок (34; 54), предназначенный для крепления завинчиванием в отверстии (29, 51), проходящем через стенку (17; 52), при этом плавающая гайка (28; 64) неподвижно соединена с корпусом (27; 47) втулки, будучи заблокированной от вращения вокруг своей оси (АХ) завинчивания относительно корпуса (27; 47) втулки и имеющей ограниченную подвижность со степенями свободы, отличными от вращения вокруг ее оси (АХ) завинчивания.

2. Система по п. 1, в которой корпус (27; 47) втулки содержит наружный бортик (38; 57), опирающийся на сторону стенки (17; 52), в которой установлен этот корпус (27; 47) втулки, образуя опору для прижатия корпуса (27; 47) втулки к стенке (17; 52).

3. Система по п. 2, в которой наружная цилиндрическая сторона (34) втулки (26) имеет самонарезающую резьбу.

4. Система по одному из пп. 1–3, в которой корпус (27) втулки содержит тороидальное внутреннее пространство, ограниченное стенкой (37), содержащей центральное отверстие, в котором выполнены радиальные вырезы (39), при этом гайка (26) содержит радиальные выступы (42), выполненные с возможностью совмещения с вырезами (39) отверстия для обеспечения захождения гайки (26) через это отверстие перед ее частичным поворотом для ее осевой блокировки в корпусе втулки.

5. Система по п. 4, содержащая одну или несколько блокировочных вставок (43), каждая из которых заходит в вырез (39) корпуса (27) втулки для блокировки вращения гайки во внутреннем пространстве этого корпуса (27) втулки.

6. Система по п. 1 или 2, содержащая кольцо (49) с внутренней резьбой, завинчиваемое на резьбовом цилиндрическом участке (54) корпуса втулки для стягивания стенки (52) обечайки между корпусом втулки и кольцом (49).

7. Система по одному из пп. 1, 2 или 6, содержащая потайную гайку (67), включающую в себя обойму (66), в которой установлена плавающая гайка (64), причем указанная обойма (66) выполнена с возможностью завинчивания в центральное резьбовое отверстие (63) корпуса (47) втулки.

8. Система по п. 7, в которой обойма (66) заблокирована от вращения в корпусе (47) втулки при помощи по меньшей мере одной шпонки (69, 71), вставленной с усилием в наружный продольный паз обоймы (66), причем эта шпонка выполнена с возможностью срезать витки резьбы резьбового отверстия (63) при ее введении после установки обоймы в корпусе (47) втулки.

9. Авиационный турбореактивный двигатель, включающий в себя турбомашину, оснащенную системой крепления по одному из пп. 1–8 для обеспечения удержания внутренней панели.

10. Способ ремонта крепления, которым оснащена стенка (17, 52) турбомашины, причем это крепление включает в себя гайку (28; 64), выполненную с возможностью захождения в нее винта (31) в направлении, нормальном относительно стенки (17; 52), причем этот винт (31) проходит через панель (32), для ее крепления на стенке (17; 52), причем способ содержит следующие этапы, на которых:

- берут систему крепления по одному из пп. 1–8,

- просверливают в стенке (17; 52) отверстие (29; 51), размеры которого соответствуют резьбовому цилиндрическому участку (34; 54) втулки (27; 47) указанной системы,

- крепят втулку (27; 47) завинчиванием в отверстии (29; 51) так, чтобы винт (31) можно было завинтить в гайку (28; 64), которая является плавающей в указанной системе, когда этот винт (31) проходит через элемент для крепления этого элемента на стенке (17; 52).



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к гаечной пластине и многогнездной обойме и направлено на увеличение области использования гаечных пластин. Гаечная крепежная пластина содержит гаечную крепежную пластину, выполненную из керамического материала, и множество внутренних резьбовых поверхностей в гаечной крепежной пластине.

Изобретение относится к крепежным деталям и направлено на повышение надежности использования в авиастроении. Крепежная деталь содержит заготовку, выполненную из керамического материала, резьбовую поверхность на заготовке и канал, проходящий во внутреннее пространство заготовки, окруженный внутренней поверхностью и представляющий собой канал охлаждения.

Изобретение относится к герметичным гайкам, имеющим уплотнительное кольцо, и направлено на повышение герметичности соединения. Герметичная гайка включает в себя гайку и деформирующееся уплотнительное кольцо.

Изобретение относится к крепежным изделиям. Предложен крепежный элемент (1), содержащий крепежную гайку (2) и монтажную втулку (3) для закрепления предмета на монтажной шине.

Предлагаемый узел относится к ответственным узлам, используемым в машиностроении. В резьбовых соединениях с использованием шпилек при работе в условиях сложного нагружения имеет место значительный изгиб шпильки по всей длине, причем максимальные изгибающие напряжения приходятся на сечение резьбовой части, которое совпадает с первым витком, где имеют место значительные концентрации напряжений, и которое разрушается, прежде всего, в данных соединениях.

Изобретение относится к цилиндрическим гайкам и направлено на уменьшение напряжений растяжения в гайке во время использования. Цилиндрическая гайка с деталями конструкции, способствующими уменьшению напряжений растяжения под воздействием тяжелой нагрузки в цилиндрической гайке, имеет частично цилиндрический корпус, имеющий первую плоскую концевую поверхность и вторую плоскую концевую поверхность.

Изобретение относится к крепежным элементам, например к крепежным элементам, которые могут накладываться на часть панели, включая и крепежные изделия в виде клеммных гаек, и направлено на повышение надежности удержания гайки.

Изобретение относится к крепежным гнездам для тонкостенных деталей автомобильного транспортного средства и направлено на повышение надежности соединения тонкостенных деталей.

Изобретение относится к области электроустановок, используемых с целью производства, преобразования и распределения электрической энергии, содержащих металлические конструктивные детали с металлическим покрытием.

Изобретение относится к механическим соединениям, обеспечивающим соединения вместе деталей, изготовленных из термоструктурного композиционного материала. Техническим результатом является обеспечение надежности соединения при термических воздействиях на соединяемые детали.

Изобретение относится к крепежным изделиям. Предложен крепежный элемент (1), содержащий крепежную гайку (2) и монтажную втулку (3) для закрепления предмета на монтажной шине.

Изобретение относится к крепежным изделиям. Предложен крепежный элемент (1), содержащий крепежную гайку (2) и монтажную втулку (3) для закрепления предмета на монтажной шине.

Изобретение относится к цилиндрическим гайкам и направлено на уменьшение напряжений растяжения в гайке во время использования. Цилиндрическая гайка с деталями конструкции, способствующими уменьшению напряжений растяжения под воздействием тяжелой нагрузки в цилиндрической гайке, имеет частично цилиндрический корпус, имеющий первую плоскую концевую поверхность и вторую плоскую концевую поверхность.

Изобретение относится к крепежным элементам, например к крепежным элементам, которые могут накладываться на часть панели, включая и крепежные изделия в виде клеммных гаек, и направлено на повышение надежности удержания гайки.

Изобретение относится к крепежным элементам, например к крепежным элементам, которые могут накладываться на часть панели, включая и крепежные изделия в виде клеммных гаек, и направлено на повышение надежности удержания гайки.

Изобретение касается крепежного устройства для закрепления элемента на прорези С-образной профильной рейки. Крепежное устройство для закрепления элемента на прорези С-образной профильной рейки с зацепным элементом, который через прорезь можно ввести внутрь профильной рейки, а в профильной рейке можно повернуть вокруг по меньшей мере одной оси ввинчивания таким образом, чтобы он зацепил ограничивающие прорезь плечи профильной рейки, причем у зацепного элемента имеется по меньшей мере один проходящий перпендикулярно оси ввинчивания вырез для фиксации резьбового стержня, при этом зацепной элемент имеет гайку-барашек и размещенную на гайке-барашке скобу, причем по меньшей мере один проходящий перпендикулярно оси ввинчивания вырез располагается на скобе.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Конструкция для монтажа наружной детали обеспечивает возможность разъемного монтажа указанной наружной детали на бампере, устанавливаемом на кузове транспортного средства посредством крепежного элемента.

Изобретение относится к способу монтажа крепежных винтов на дне тормозного цилиндра согласно ограничительной части пункта 1 формулы изобретения, а также к изготовленному с помощью способа тормозному цилиндру.

Изобретение относится к способу изготовления пустотелых элементов, таких как гайки, для закрепления на состоящих обычно из листового материала деталях, в частности изготовления пустотелых элементов, по меньшей мере, по существу, квадратного или прямоугольного внешнего контура, за счет отрезания отдельных элементов от профиля в виде прутка или рулона после предварительного вырубания отверстий в профиле, при необходимости с последующим выполнением резьбового цилиндра с использованием комбинированного инструмента последовательного действия с несколькими рабочими позициями, в которых осуществляется соответствующая обработка.

Изобретение относится к области судовых энергетических установок, а более конкретно к теплообменным комплексам судовых энергетических установок, работающих на сжиженном природном газе, может быть использовано для систем регазификации и подготовки топливного газа, касается вопроса повышения энергоэффективности судна на основе использования вторичных энергетических ресурсов и решает задачу по повышению энергоэффективности теплообменного комплекса на судне.
Наверх