Ключ для отвинчивания пробок в картерах машин при сливе масла из их полостей
Владельцы патента RU 2717460:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Иркутский государственный аграрный университет имени А.А. Ежевского" (RU)
Ключ предназначен для отвинчивания сливных пробок картерных полостей машин и может быть использован при их техническом обслуживании и ремонте. Ключ имеет форму в виде уступов на концах рукоятки, а на конце горизонтальной полочки уступа размещен зев с вертикальной осью вращения. Уступ на одном конце рукоятки направлен вверх от рукоятки, причем под прямым углом, уступ на другом ее конце направлен настолько же вниз от рукоятки и также под прямым углом. Высота каждого уступа вместе с зевом и толщиной рукоятки ключа несколько меньше высоты просвета между донной поверхностью картера и верхним срезом воронки, лежащим в горизонтальной плоскости. Расстояние от оси вращения зева до вертикальной стенки уступа со стороны противоположного конца от указанного зева несколько больше радиуса воронки. Предложенный ключ удобен в использовании и предотвращает попадание масла на руки оператора, а также на основание или в почву. 1 ил.
Изобретение относится к механике (к арматуростроению и машиностроению), в частности к устройствам для слива жидкостей из картерных полостей машин, и может быть использовано при их техническом обслуживании и ремонте как в полевых, так и стационарных условиях.
Для слива масла из картерных полостей машин применяют специальные воронки, выполненные с возможностью отвинчивания сливных пробок. Известно устройство для слива масла из картера двигателя с нижним расположением сливной пробки (Пат. 2539226 Рос. Федерация, F16N 31/00 (2006.01), 16.07.13) [1].
Недостатком известного устройства является то, что оно имеет сложную и дорогостоящую конструкцию.
Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является гаечный ключ, состоящий из рукоятки, на каждом конце которой образован зев для граненых гаек (Политехнический словарь / под ред. А.Ю. Ишлинского. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. - 656 с. - С. 102, 103) [2].
Недостатком этого устройства, в частности гаечного ключа, является то, что он мало приспособлен для отвинчивания сливных пробок в картерах машин. Так, форма и размеры ключа не соответствуют размерам и положению воронки, в которую производят слив масла, а это затрудняет отвинчивание пробки при установленной под ней воронкой и приводит к частичному сливу масла мимо воронки, а также к попаданию масла на руки и одежду оператора.
Задачей изобретения является создание ключа для отвинчивания пробок в картерах машин при сливе масла из их полостей.
Сущность изобретения заключается в следующем. На каждом конце рукоятки простого гаечного ключа выполнены уступы, а на конце горизонтальной полочки уступа размещен зев с вертикальной осью вращения для граненых гаек. При этом уступ на одном конце рукоятки направлен вверх от рукоятки, причем под прямым углом. Уступ на другом ее конце направлен настолько же вниз от рукоятки и также под прямым углом. Высота каждого уступа вместе с зевом и толщиной рукоятки ключа несколько меньше высоты просвета между донной поверхностью картера и верхним срезом воронки, лежащим в горизонтальной плоскости. Расстояние от оси вращения зева до вертикальной стенки уступа со стороны противоположного конца от указанного зева несколько больше радиуса воронки. В. совокупности это позволило создать ключ для отвинчивания пробок в картерах машин при сливе масла из их полостей.
На фиг. изображен ключ для отвинчивания пробок в картерах машин при сливе масла из их полостей, в частности, на виде спереди с местным разрезом показаны фрагмент его использования при отвинчивании сливной пробки и положение ключа в полости воронки (показано штриховыми линиями).
Ключ состоит из рукоятки 5, на каждом конце которой выполнены уступы - соответственно 4 и 6, а на конце горизонтальной полочки уступа размещен зев 3 с вертикальной осью вращения для граненых гаек. При этом уступ на одном конце рукоятки 5 направлен вверх от нее (уступ 4), причем под прямым углом. Уступ 6 на другом ее конце направлен настолько же вниз от рукоятки 5 и также под прямым углом. Высота каждого уступа 4 и 6 вместе с зевом 3 и толщиной рукоятки 5 (размер НК) ключа несколько меньше высоты просвета между донной поверхностью картера 1 и верхним срезом воронки 7, лежащим в горизонтальной плоскости (размер НП). Расстояние от оси вращения зева 3 до вертикальной стенки уступа 6 со стороны противоположного конца от указанного зева 3 (размер RК) несколько больше радиуса воронки (размер RB).
Ключ используют следующим образом. Ослабляют сливную пробку 2: отвинчивают ее на 1,5…2 оборота. Устанавливают воронку 7 под картером 1, например, двигателя - в зоне расположения пробки 2 (фиг.). При этом ось вращения воронки 7 ориентировочно должна совпадать с осью вращения пробки 2, а высоты просвета между донной поверхностью картера 1 и верхним срезом воронки 7, лежащим в горизонтальной плоскости (размер НП), должна быть несколько больше размера НК. Удерживая ключ за один конец, подводят другой его конец (зев 3) к пробке 2. Поскольку НП больше НК, a RК больше RB, то ключ свободно размещается над воронкой 7 и не касается ее цилиндрической боковой поверхности. При этом свободное пространство перед уступом 4 обеспечивает возможность наблюдения за положением зева 3 относительно пробки 2, что улучшает- условия выполнения операции по присоединению зева 3 ключа к пробке 2. Наличие свободного пространства между донной поверхностью картера 1 и зевом 3 со стороны свободного конца ключа позволяет управлять ключом посредством руки, причем, не касаясь рукой как воронки 7, так и картера 1, что улучшает условия выполнения операции по отвинчиванию пробки 2 и предотвращает травмирование руки. Если оператор в завершение операции отвинчивания пробки 7 или случайно опустит ключ из руки, то он самопроизвольно зафиксируется воронкой 7, причем таким образом, что его уступ со стороны руки будет свисать с воронки 7, удерживая ключ (на фиг. это показано-штриховыми линиями). При наличии такого положения ключа оператор легко может исправить допущенную ошибку и вновь взять ключ в руку за его свисающий с воронки 7 конец. Кроме того, данное положение ключа предотвращает попадание сливаемого масла на его конец со стороны оператора и, следовательно, на руки оператора, а также на основание или в почву. В завершение процесса слива масла ключ за его свисающий конец вынимают из воронки 7. Удерживая ключ за указанный конец, протирают его ветошью. В этих случаях также предотвращается попадание масла на руки оператора, так как поверхность свисающего конца ключа всегда чиста от масла.
Таким образом, предложен ключ для отвинчивания пробок в картерах машин при сливе масла из их полостей, который имеет специальную форму в виде уступов на его концах. Такой ключ удобен в использовании и предотвращает попадание масла на руки оператора, а также на основание или в почву.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ, ПРИНЯТЫЕ ВО ВНИМАНИЕ
1. Пат. 2539226 Рос. Федерация, F16N 31/00 (2006.01). Устройство для слива масла из картера двигателя с нижним расположением сливной пробки / Чубарева М.В., Шелкунова Н.О., Хабардин В.Н., Луговнин С.С., Горбунова Т.Л., Сиряева И.В., Горбасенко С.А.; заявитель и патентообладатель Иркут. гос. с.-х. акад. - №2013133054/06; заявл. 16.07.13; опубл. 20.01.15, Бюл. №2.
2. Политехнический словарь / под ред. А.Ю. Ишлинского. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. - 656 с. - С. 102, 103 - прототип.
Ключ для отвинчивания пробок в картерах машин при сливе масла из их полостей, состоящий из рукоятки, на каждом конце которой образован зев для граненых гаек, отличающийся тем, что на каждом конце рукоятки выполнены уступы, а на конце горизонтальной полочки уступа размещен зев с вертикальной осью вращения, при этом уступ на одном конце рукоятки направлен вверх от рукоятки, причем под прямым углом, уступ на другом ее конце направлен настолько же вниз от рукоятки и также под прямым углом, высота каждого уступа вместе с зевом и толщиной рукоятки ключа несколько меньше высоты просвета между донной поверхностью картера и верхним срезом воронки, лежащим в горизонтальной плоскости, расстояние от оси вращения зева до вертикальной стенки уступа со стороны противоположного конца от указанного зева несколько больше радиуса воронки.