Устройство для охлаждения электрических установок для насосных агрегатов, установленных в перекачивающих станциях

Изобретение относится к области машиностроения, к средствам охлаждения электродвигателей насосных агрегатов, подшипниковых узлов и частотных преобразователей электродвигателей, установленных в помещениях перекачивающих станций. Устройство содержит соединенные друг с другом посредством испарителя и теплообменника заполненные легкоиспаряющейся жидкостью контур охлаждения (КО) и высокотемпературный контур электродвигателя насосных агрегатов и частотного преобразователя. В высокотемпературном контуре установлен общий компрессор, а КО указанных электрических установок снабжены отдельными дросселями, установленными на входе в испаритель каждой электрической установки. Испаритель в КО электродвигателя подсоединен к вентилятору, а испаритель в КО частотного преобразователя установлен в сборном корпусе воздуховода, куда поступает направленный поток воздуха от вытяжных вентиляторов, установленных на выходе из корпуса частотного преобразователя. Через корпус теплообменника проходит поток перекачиваемой насосным агрегатом жидкой среды, контактирующей со змеевиком теплообменника. Изобретение направлено на повышение уровня технологичности работ по перекачке жидких сред насосом в закрытом помещении за счет обеспечения эффективной утилизации теплоизбытков, образующихся при работе насоса с частотным преобразователем, солнечной радиацией, технологическими трубопроводами, влияющих на эксплуатационные качества рабочего оборудования. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Предлагаемое изобретение относится к области машиностроения, к средствам охлаждения двигателей и электрооборудования по замкнутому циклу с использованием легкоиспаряющихся и конденсирующихся жидкостей, и может быть использовано для охлаждения электродвигателей насосных агрегатов, подшипниковых узлов и частотных преобразователей электродвигателей насосных агрегатов, установленных в помещениях перекачивающих станций.

Известно, что для перекачки любой жидкой среды (нефть, вода и др.) в нефтедобывающей, нефтеперекачивающей промышленности и жилищно-коммунальном хозяйстве используются высокопроизводительные и высоконапорные насосные агрегаты с асинхронными электродвигателями большой мощности с частотными преобразователями для регулирования производительности современных насосных перекачивающих станций.

Несмотря на высокий коэффициент полезного действия (КПД), современные насосные агрегаты и частотные преобразователи электродвигателей насосных агрегатов обладают недостатком, который значительно снижает их экономическую эффективность.

В первую очередь это относится к большим тепловыделениям и значительному перегреву самого электродвигателя и частотного преобразователя электродвигателя перекачивающего насосного агрегата в процессе их непрерывной круглосуточной работы, который обусловлен ограниченностью рабочего пространства помещения, где они установлены, что снижает эффективность индивидуального воздушного вентилятора, которым оборудован асинхронный электродвигатель и частотный преобразователь. В связи с этим обстоятельством происходит: перегрев обмоток статора электродвигателя и перегрев на транзисторах или тиристорных выпрямителях частотного преобразователя электродвигателя, что приводит к их быстрому износу из-за температурных деформаций, а также к срабатыванию автоматической защиты и их остановке для охлаждения и, соответственно, к простою в работе по перекачке среды.

Для защиты обмоток статора от перегрева, останавливается не только электродвигатель, но и, соответственно, охлаждающий вентилятор, при этом происходит температурное удлинение обмоток статора, так как электродвигатель является «аккумулятором» тепла, а избыточное тепловыделение снимается путем неэффективного радиационного излучения, что приводит к быстрому износу, как изоляции так и самих обмоток.

Для охлаждения температуры внутри помещения, например, для перекачки нефтепродуктов и воды, применяется приточно-вытяжная вентиляция и кондиционирование.

Согласно паспортов на электродвигатель и частотный преобразователь электродвигателя насосного агрегата, температура внутри помещения для перекачки нефтепродуктов и воды и в помещении, где установлен частотный преобразователь не должна подниматься выше 40 град С.

Известна система охлаждения электродвигателя переменного и постоянного тока с замкнутым циклом вентиляции (с установленным отдельным вентилятором) и дополнительным водяным охлаждением (http://elektrik-orenburg.ru/node/ventilvaciya-elektrodvigatelva-peremennogo-i-postoyannogo-toka).

Недостаток известной системы охлаждения заключается в том, что выделяемое тепло электродвигателя не утилизируется, и не используется, например, для повышения температуры перекачиваемой среды (нефть, вода и др.), в частности при работе насосной нефтеперекачивающей станции, с целью снижения вязкости перекачиваемого нефтепродукта или при работе кустовой насосной станции с целью теплового воздействия на пласт для увеличения нефтеотдачи.

Известно устройство для охлаждения электродвигателей насосных агрегатов, установленных в перекачивающих станциях (Пат. РФ №2688059, приоритет 28.05.2018 г., опубл. 17.05. 2019 г. Принят за прототип).

Известное устройство содержит контур охлаждения электродвигателя и высокотемпературный контур, заполненные легкоиспаряющейся жидкостью и соединенные между собой посредством теплообменника и испарителя, компрессор и дроссель, при этом компрессор установлен в высокотемпературном контуре, а дроссель - в контуре охлаждения электродвигателя, испаритель подсоединен к вентилятору, который установлен на валу электродвигателя, кроме того, вентилятор и испаритель образуют общий корпус воздуховода, обеспечивающий направленный к электродвигателю охлажденный поток воздуха от вентилятора и испарителя, а через корпус теплообменника проходит поток перекачиваемой насосом жидкой среды, контактирующей со змеевиком теплообменника.

Известное устройство решает задачу повышения уровня технологичности работ по перекачке жидких сред насосом в закрытом помещении, за счет обеспечения эффективной утилизации теплоизбытков при работе электродвигателя.

В известной системе охлаждения электродвигателя насосного агрегата утилизируется выделяемое тепло от электродвигателя, но, выделяемое тепло от частотного преобразователя, которым снабжен электродвигатель, не утилизируется, и не используется, например, для повышения температуры перекачиваемой среды (нефть, вода и др.), в частности при работе насосной нефте-водоперекачивающей станции с целью снижения вязкости перекачиваемого нефтепродукта или воды, что значительно увеличило бы производительность насосной перекачивающей станции.

Задача, которую решает предлагаемое изобретение, заключается в повышении уровня технологичности работ по перекачке жидких сред насосом в закрытом помещении, за счет обеспечения эффективной утилизации теплоизбытков, образующихся при работе насосной перекачивающей станции (нефть, вода и др.), вызванных электродвигателем для насоса, подшипниковых узлов, частотным преобразователем электродвигателя насосного агрегата, солнечной радиацией, технологическими трубопроводами, влияющих на эксплуатационные качества рабочего оборудования. Кроме того, уровень технологичности работ по перекачке жидкой среды насосной станцией повышается за счет направления утилизированных теплоизбытков на нагрев перекачиваемой среды, что в свою очередь снижает вязкость среды и увеличивает КПД насоса.

Указанная задача решается тем, что в устройстве для охлаждения электрических установок для насосных агрегатов, установленных в перекачивающих станциях, содержащем соединенные друг с другом посредством испарителя и теплообменника заполненные легкоиспаряющейся жидкостью контур охлаждения и высокотемпературный контур каждой из электрических установок, в частности, включающих электродвигатель насосных агрегатов и частотный преобразователь электродвигателя насосных агрегатов, при этом высокотемпературные контуры электрических установок соединены между собой и снабжены общим компрессором, установленным на входе в теплообменник, а контуры охлаждения указанных электрических установок соединены между собой и снабжены отдельными дросселями, установленными на входе в испаритель каждой электрической установки, кроме того, испаритель в контуре охлаждения указанного электродвигателя подсоединен к вентилятору, который установлен на валу этого электродвигателя, указанный вентилятор и упомянутый испаритель размещены в общем корпусе воздуховода, обеспечивающего направленный к указанному электродвигателю поток воздуха от вентилятора и этого испарителя, а испаритель в контуре охлаждения частотного преобразователя установлен в сборном корпусе воздуховода, куда поступает направленный поток воздуха от вытяжных вентиляторов, установленных на выходе из корпуса частотного перобразователя, кроме того, через корпус теплообменника проходит поток перекачиваемой насосным агрегатом жидкой среды, контактирующей со змеевиком теплообменника.

При этом испарители и компрессор заполнены жидким фреоном и соединены между собой линиями подачи газообразного и жидкого фреона, а общий корпус воздуховода, который образуют вентиляторы и испаритель каждой электрической установки может быть выполнен из составных частей с фланцевыми соединениями.

На фигуре представлена принципиальная схема заявляемого устройства.

Устройство для охлаждения электродвигателя насосного агрегата, подшипниковых узлов электродвигателя и насосного агрегата, содержит установленные в насосном помещении 1 на основании 2 насосный агрегат - асинхронный электродвигатель 3 с насосом 4, перекачивающим по трубопроводам 5 и 6 жидкую среду, например, нефть, нефтепродукты или воду. На валу электродвигателя 3 закреплен выкидной вентилятор 7, к нему на фланцевом соединении прикреплен фреоновый испаритель 8, к которому подсоединен на фланцевом соединении дополнительный всасывающий вентилятор 9, кожуха которых образуют общий корпус воздуховода 10, один конец 11 которого открыт для забора воздуха из помещения 1, а другой - 12 направлен на вход электродвигателя 3. Общий корпус воздуховода 10 обеспечивает направленный к электродвигателю 3 холодный поток воздуха от вентиляторов 9 и 7 через испаритель 8. Электродвигатель 3 охлаждается при помощи устройства с тепловым насосом, в котором контур охлаждения электродвигателя содержит линию подачи охлажденного фреона 13 с дросселем 14, и высокотемпературный контур 15 с компрессором 16, заполненный газообразным фреоном, которые соединены между собой посредством теплообменника 17 и фреонового испарителя 8 со змеевиком 18. При этом через корпус 19 теплообменника 17 протекает поток перекачиваемой насосом жидкой среды, например, нефти или воды, контактирующей со змеевиком 20 теплообменника 17. Поз. 21 - показано стрелками направление потока воздуха, циркулирующего в помещении около электродвигателя 3.

Устройство для охлаждения частотного преобразователя электродвигателя насосного агрегата содержит частотный преобразователь 22 электродвигателя 3 с охлаждающими вытяжными вентиляторами 23 и приточными решетками 24. К вентиляторам крепится сборный воздуховод 25. На выбросе из сборного воздуховода 25 на фланцевом соединении устанавливается фреоновый испаритель 26 со змеевиком 27, к которому подведена линия подачи охлажденного фреона 28 с дросселем 29. От испарителя 26 отводится линия высокотемпературного контура 30. При этом высокотемпературные контуры 15 и 30 электрических установок соединены между собой и снабжены общим компрессором 16, установленным на входе в теплообменник 17, а контуры охлаждения 13 и 28 указанных электрических установок соединены между собой и снабжены отдельными дросселями 14 и 29, установленными на входе в испаритель 8 и 26 каждой электрической установки соответственно.

Поз. 31 - показано стрелками направление потока воздуха, циркулирующего в помещении 32 частотного преобразователя 22 электродвигателя 3.

Устройство работает следующим образом.

При запуске насосного агрегата 4 при помощи частотного преобразователя 22, включающего в работу электродвигатель 3 и соответственно насос 4, от электродвигателя 3 начинается выделение тепла в помещение 1, а от частотного преобразователя 22 - в помещение частотного преобразователя 32. Для охлаждения электродвигателя 3 на его валу установлен вентилятор 7. При запуске насосного агрегата 4 также запускается тепловой насос (ТН) для эффективного охлаждения электродвигателя 3 с подшипниковыми узлами и частотного преобразователя 22 электродвигателя 3. При запуске ТН компрессор 16 сжимает фреон, который начинает циркулировать по замкнутому контуру, в который входят соединенные между собой высокотемпературные контуры 15 и 30 электрических установок и соединенные между собой контуры охлаждения 13 и 28 указанных электрических установок. В контурах 13 и 28 установлены дроссели 14 и 29, установленные на входе в испаритель 8 и 26 каждой электрической установки соответственно.

Отвод тепла из помещения 1, где установлен электродвигатель 3 происходит следующим образом.

В змеевике 18 испарителя 8, вокруг которого проходит воздух из помещения 1, фреон в жидком состоянии нагревается от выделяемого тепла электродвигателя 3 с подшипниковым узлом (на фиг. не показано), солнечной радиации, трубопроводов и оборудования в помещении, закипает и испаряется. Подача воздуха обеспечивается посредством общего корпуса 10. Далее газообразный фреон в линии 15, (соединенной с линией 30), сжимается компрессором 16. При увеличении давления (адиабатическое сжатие) фреона, его температура значительно увеличивается. Это тепло передается через змеевик 20 теплообменника 17, контактирующего с перекачиваемой жидкой средой по трубопроводу 6 через корпус 19 теплообменника 17, нагревается там и в нагретом виде прокачивается насосом 4, и далее подается трубопроводом 5 по технологической схеме.

После теплообменника 17 охлажденный фреон конденсируется, затем продавливается по линии 13 через дроссель (терморегулирующий вентиль) 14, после которого его давление падает, и вновь поступает в испаритель 8, где он снова испаряется и нагревается.

Дополнительный всасывающий вентилятор 9 обеспечивает нагнетание воздуха в воздуховод 10 для подачи его на вход в испаритель 8.

Отвод тепла из помещения 32, где установлен частотный проебразователь 22 происходит следующим образом.

При запуске компрессора 16 фреон также начинает циркулировать по линии 28 с дросселем 29 и линии 30 через фреоновый испаритель 26 со змеевиком 27. В змеевике 27 испарителя 26, через которого проходит горячий воздух из частотного преобразователя 22, фреон в жидком состоянии нагревается от выделяемого тепла частотного преобразователя, солнечной радиации и оборудования в помещении, закипает и испаряется. Подача воздуха обеспечивается посредством сборного воздуховода 25 при помощи вытяжных вентиляторов 23. Охлажденный воздух после фреонового испарителя 26 по направлению воздуха 31, циркулирующего в помещении частотного преобразователя электродвигателя 32, далее через приточные решетки 24, попадает внутрь частотного преобразователя 22. Контур циркуляции воздуха замыкается и повторяется. Испарившийся фреон в газообразном виде после испарителя 26 по линии 30 (соединенной с линией 15) также попадает в компрессор 16, тем самым увеличивая теплопроизводительность теплообменника 17 для нагрева перекачиваемой среды (нефть, нефтепродукты, вода).

Применение ТП с фреоновыми испарителями обеспечивает следующие преимущества.

Поддерживается необходимая постоянная температура воздуха в помещении машинного зала, направленного на охлаждение статора (теплообменной рубашки) электродвигателя (за счет дросселя можно установить любую необходимую температуру). За счет этого исключается перегрев электродвигателя, и соответственно нет простоев в перекачке среды в летний и переходный периоды, а также увеличивается ресурс электродвигателя насосного агрегата, исключаются плановые дорогостоящие ремонты по замене обмоток статора. Также отсутствие связи с окружающей средой исключает попадание летающих насекомых, пыли, пуха, песка, атмосферных осадков и диких животных через открытые ворота или двери в помещение машинного зала, где установлен(ы) насосные агрегаты с электродвигателями.

Поддерживается необходимая постоянная температура воздуха в помещении частотного преобразователя электродвигателя, направленного на охлаждение оборудования частотного преобразователя электродвигателя и другого электрооборудования, установленного в одном помещении (за счет дросселя можно установить любую необходимую температуру). За счет этого исключается перегрев частотного преобразователя, и соответственно нет простоев в перекачке среды в летний и переходный периоды, а также увеличивается ресурс частотного преобразователя электродвигателя насосного агрегата, исключаются плановые дорогостоящие ремонты по замене оборудования. Также отсутствие связи с окружающей средой исключает попадание летающих насекомых, пыли, пуха, песка, атмосферных осадков в помещение частотного преобразователя.

Обеспечивается выполнение условий энергосбережения и энергоэффективности, поскольку выделяемое тепло от электродвигателя, частотного преобразователя, подшипниковых узлов, а также поступающее тепло от солнечной радиации и трубопроводов, идет на нагрев перекачиваемой среды, что в свою очередь увеличивает температуру перекачиваемой жидкости перед насосом, уменьшает вязкость и тем самым увеличивает производительность насосной перекачивающей станции в целом.

1. Устройство для охлаждения электрических установок для насосных агрегатов, установленных в перекачивающих станциях, содержащее соединенные друг с другом посредством испарителя и теплообменника заполненные легкоиспаряющейся жидкостью контур охлаждения и высокотемпературный контур каждой из электрических установок, в частности, включающих электродвигатель насосных агрегатов и частотный преобразователь электродвигателя насосных агрегатов, отличающееся тем, что высокотемпературные контуры электрических установок соединены между собой и снабжены общим компрессором, установленным на входе в теплообменник, а контуры охлаждения указанных электрических установок соединены между собой и снабжены отдельными дросселями, установленными на входе в испаритель каждой электрической установки, кроме того, испаритель в контуре охлаждения указанного электродвигателя подсоединен к вентилятору, который установлен на валу этого электродвигателя, указанный вентилятор и упомянутый испаритель размещены в общем корпусе воздуховода, обеспечивающего направленный к указанному электродвигателю поток воздуха от вентилятора и этого испарителя, а испаритель в контуре охлаждения частотного преобразователя установлен в сборном корпусе воздуховода, куда поступает направленный поток воздуха от вытяжных вентиляторов, установленных на выходе из корпуса частотного преобразователя, кроме того, через корпус теплообменника проходит поток перекачиваемой насосным агрегатом жидкой среды, контактирующей со змеевиком теплообменника.

2. Устройство для охлаждения электрических установок для насосных агрегатов, установленных в перекачивающих станциях, по п. 1, отличающееся тем, что испарители и компрессор заполнены жидким фреоном и соединены между собой линиями подачи газообразного и жидкого фреона.

3. Устройство для охлаждения электрических установок для насосных агрегатов, установленных в перекачивающих станциях, по п. 1, отличающееся тем, что общий корпус воздуховода, который образуют вентиляторы и испаритель каждой электрической установки может быть выполнен из составных частей с фланцевыми соединениями.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники, в частности к системе охлаждения электрической машины. Технический результат - создание электрической машины, имеющей улучшенную вариабельность для системы охлаждения.

Изобретение относится к электротехнике. Технический результат состоит в улучшении охлаждения.

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в качестве источника электроснабжения автономных объектов. Технический результат заключается в снижении тепловыделения сверхвысокооборотных микрогенераторов.

Изобретение относится к области электротехники, в частности к охлаждению электрической машины. Технический результат – улучшение охлаждения.

Изобретение относится области электротехники, в частности к электрической машине. Технический результат – улучшение охлаждения.

Изобретение относится к охлаждению электропривода автомобиля. Система охлаждения привода автомобиля содержит контур охлаждения электрического компонента автомобиля и функциональный контур для охлаждения приводного узла двигателя внутреннего сгорания и/или для поддержания температуры в салоне автомобиля.

Изобретение относится к электротехнике, а именно к устройствам охлаждения электрических машин со съемным охладителем. На верхней стороне корпуса (1) электрической машины вблизи переднего/заднего концов (5,6) имеются отверстия (7,8) впуска воздуха, а между ними - отверстие (9) выпуска воздуха; передний/задний элементы (10, 11) нагнетания воздуха, посредством которых воздух засасывается через отверстия (7, 8) впуска воздуха и выталкивается через отверстие (9) выпуска воздуха.

Изобретение относится к блоку двигателя, который включает в себя двигатель, теплообменник и инвертор для двигателя. Технический результат заключается в создании компактного блока двигателя с инвертором с эффективным охлаждением.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в высокооборотных электромашинах. Технический результат: эффективное охлаждение обмотки и сердечника статора, уменьшение массы и габаритов и повышение ресурса электромашин, в том числе работающих при повышенных и высоких частотах вращения.

Группа изобретений относится к области электротехники, в частности к электрическим машинам с газовым охлаждением, преимущественно к турбогенераторам с полным водородным охлаждением.

Изобретение относится к области насосостроения и может быть использовано, в частности в турбонасосных агрегатах жидкостных ракетных двигателей. Щелевое уплотнение-демпфер для гашения энергии колебаний вращающегося в бесконтактных подшипниках ротора центробежного насоса содержит корпус с уплотнительной поверхностью, плавающее кольцо, выполненное из отдельных секторов (6), уплотнительный выступ (5) центробежного колеса насоса и упругое демпферное кольцо (7).

Группа изобретений относится к бытовому прибору (100) с насосом (105) для перекачивания жидкости. Насос (105) содержит корпус (111) насоса, камеру (107) всасывания, содержащую всасывающий патрубок (109) для соединения с всасывающей линией с возможностью передачи текучей среды, и фильтр насоса с фильтрующим элементом для отфильтровывания загрязнений из жидкости.

Группа изобретений касается установки с пластмассовой емкостью (1) и направляющим поток компонентом, например станции перекачки сточных вод. Установка содержит пластмассовую емкость (1) и направляющий поток компонент, имеющий корпус (8), выполненный из металлического материала.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании новых, а также при доработке конструкции серийно выпускаемых и эксплуатируемых центробежных насосов.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к уплотнительным узлам неподвижных соединений насосов, и может быть использовано для насосов, перекачивающих жидкости, в том числе взрывопожароопасные среды, в частности, в конструкциях гидравлических машин, насосов и компрессоров.

Изобретение относится к насосам для откачивания жидкостей, в том числе с твердыми включениями из резервуаров. Полупогружной насос с валопроводом на подшипниках скольжения состоит из корпуса насоса, расположенного в емкости с перекачиваемой средой, рабочего колеса с лопатками, взаимодействующими с перекачиваемой средой, отвода и опорной плиты.

Изобретение относится к технике для перекачки текучих сред, в особенности, в местах с высокими требованиями по уровню шума. Дисковый насос содержит полый корпус, снабженный патрубками входного и выходного потоков, статор с обмотками и ротор с параллельными дисками и постоянными магнитами.

Изобретение относится к насосному оборудованию, в частности к устройствам для уменьшения кавитации в центробежных насосах. Делитель потока содержит соосно размещенные друг в друге перфорированные стаканы с жестко прикрепленными к их торцевым поверхностям кольцевыми пластинами.

Лопаточный узел компрессора осевой турбомашины включает стенку, ограничивающую кольцевой поток турбомашины в радиальном направлении и содержащую скрепляющее гнездо, лопатку и скрепляющий слой.

Композиционная лопатка компрессора осевой турбомашины содержит лопасть, проходящую в радиальном направлении в потоке турбомашины и включающую переднюю и заднюю кромки, а также основную часть между ними и усилительный элемент с расположенной выше по потоку частью, имеющей постоянную толщину и C-образное радиальное сечение и образующей переднюю кромку лопасти.

Предусмотрен комплексный узел статора теплообменника и вентилятора, включая втулку и кожух. Между втулкой и корпусом расположено множество элементов.
Наверх