Способ управления сгоранием в двс с электротурбокомпрессором



Способ управления сгоранием в двс с электротурбокомпрессором
Способ управления сгоранием в двс с электротурбокомпрессором
Способ управления сгоранием в двс с электротурбокомпрессором

Владельцы патента RU 2718098:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский политехнический университет" (Московский Политех) (RU)

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к способам управления сгоранием топливовоздушной смеси бензиновых двигателей внутреннего сгорания. Способ управления сгоранием в ДВС (1) с электротурбокомпрессором (5) характеризуется тем, что для реализации процесса управляемого гомогенного самовоспламенения в бензиновом двигателе (1) регулируют давление наддува воздуха, поступающего в цилиндры двигателя (1), электротурбокомпрессором (5). Также регулируют температуру воздуха, поступающего в цилиндры двигателя (1), путем его нагрева за счет тепловой энергии охлаждающей жидкости и отработавших газов, а также подмешивают в него рециркулируемые отработавшие газы из выпускной системы. При этом температуру воздуха, поступающего в цилиндры двигателя (1), плавно регулируют в широком диапазоне температур путем его нагрева дополнительно за счет использования тепловой энергии системы смазки ДВС, а также за счет возможности последовательного, параллельного или последовательно-параллельного соединения секций внутри комбинированного термоэлектрогенераторного теплообменника (10) в зависимости от необходимой температуры нагрева наддувочного воздуха, обеспечивая заданные параметры топливовоздушной смеси. Рециркулируемые из выпускной системы отработавшие газы высокой температуры, подмешанные в воздух, забирают в смеситель-гомогенизатор (6) до входа в каталитический нейтрализатор (4) отработавших газов. Технический результат заключается в снижении расхода топлива на низких и средних нагрузочных режимах, а также снижении выбросов вредных веществ. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к двигателестроению, а в частности к способам управления сгоранием топливовоздушной смеси бензиновых двигателей внутреннего сгорания.

Основной областью применения изобретения являются бензиновые двигатели внутреннего сгорания, ориентированные на эксплуатацию в составе транспортных средств.

Данный способ позволяет управлять сгоранием гомогенной топливовоздушной смеси в широком диапазоне рабочих режимов, в том числе на низкой частоте вращения, благодаря чему повышается КПД двигателя внутреннего сгорания, снижаются вредные выбросы с отработавшими газами и расход топлива по сравнению с двигателями внутреннего сгорания той же мощности.

Из уровня техники известны различные исполнения ДВС с быстрым сгоранием гомогенной разбавленной смеси с управляемым самовоспламенением, которые отличаются составом и конструкцией систем впуска и выпуска, обеспечивающих подачу в двигатель смеси воздуха с отработавшими газами (далее ОГ), имеющей необходимую температуру для реализации процесса управляемого гомогенного самовоспламенения. Однако следует отметить, что реализовать процесс гомогенного самовоспламенения удается далеко не на всех режимах работы и для его реализации приходится применять различные системы подогрева воздуха на впуске. Подогрев обеспечивают за счет рециркуляции отработавших газов во впускной коллектор за счет применения высокотемпературных клапанов (EGR), за счет применения электрических нагревателей воздуха во впускной тракте, применения приводных компрессоров и нагнетателей, рекуперации иной тепловой энергии, в том числе тепловой энергии охлаждающей жидкости и моторного масла, а также исключением из впускной магистрали охладителя наддувочного воздуха.

Из уровня техники известен ДВС с турбокомпрессором, способный работать с управляемым гомогенным самовоспламенением (GB 2420152 А, 17.05.2006). В состав двигателя входит расширитель с ременным приводом от коленчатого вала, представляющий собой полость, размещенную перед впускным коллектором двигателя и предназначенную для дополнительного расширения воздуха, предварительно сжатого в турбокомпрессоре. Расширитель совместно с непосредственным впрыскиванием топлива снижает температуру внутри цилиндра в конце такта сжатия, снижая фактическую степень сжатия. Для охлаждения наддувочного воздуха применен охладитель, расположенный после турбокомпрессора. Предложенный двигатель дополнительно оснащен механическим компрессором приводом от коленчатого вала, предназначенный для дополнительного сжатия воздуха перед турбокомпрессором и используемый при запуске и/или на низких частотах вращения.

К недостаткам представленной схемы следует отнести сложность системы газообмена двигателя внутреннего сгорания, которая предусматривает наличие управляемых выпускных клапанов и двух независимых выпускных ресиверов. Наличие приводного детандера с одной стороны усложняет конструкцию в целом, увеличивает механические потери, а также снижает КПД за счет того, что сначала происходит сжатие воздуха в турбокомпрессоре, где воздух нагревается, после этого воздух охлаждается в интеркуллере, после чего попадает в детандер, где расширяется и снижается давление и температура. Также к недостатку можно отнести необходимость использования нагнетателя и расширителя с механическим приводом для реализации рабочего цикла с управляемым гомогенным самовоспламенением. Работа, затрачиваемая на механический привод нагнетателя и расширителя, уменьшает механический КПД двигателя, что в итоге приводит к снижению эффективных показателей.

Наиболее близким аналогом (прототипом) предлагаемого изобретения является способ управления температурой и давлением всасываемого воздуха в двухрежимном двигателе с воспламенением от сжатия однородного заряда (HCCI), изложенный в US 6675579 В1, 13.01.2004. В патенте раскрыт двигатель, особенностью которого является его двухрежимность, т.е. способность работы двигателя в режиме искрового зажигания и в режиме управляемого гомогенного самовоспламенения.

Рассмотренный двигатель включает в себя систему наддува. В состав системы впуска двигателя входят два нагревателя воздуха, в которых используется теплота охлаждающей жидкости системы охлаждения и теплота отработавших газов, регулирующие клапаны и охладитель наддувочного воздуха. Регулирующие клапаны предназначены для изменения расходов горячего (из нагревателя) и холодного (из охладителя) воздуха для получения в итоге воздушной смеси с определенной температурой, необходимой для каждого рабочего режима двигателя. Система рециркуляции ОГ, входящая в состав двигателя, обеспечивает подачу ОГ перед турбокомпрессором на линии впуска. Также в состав рассматриваемого двигателя входит каталитический нейтрализатор.

К недостаткам рассмотренного способа стоит отнести:

- забор отработавших газов в систему рециркуляции осуществляется после каталитического нейтрализатора и теплообменника, что снижает температуру рециркулируемых отработавших газов и создает дополнительную нагрузку в виде гидравлического сопротивления на каталитический нейтрализатор отработавшими газами;

- в системе рециркуляции ОГ подача горячих ОГ во впускной трубопровод ДВС осуществляется перед турбокомпрессором, что увеличивает температуру колеса компрессора во время работы, усложняя условия его работы и снижая ресурс;

- электротурбокомпрессор, используемый в системе, работает только в режиме электродвигателя, и не рекуперирует электрическую энергию, что снижает общий КПД системы;

- отсутствует смеситель подогретого воздуха и отработавших газов, что снижает степень гомогенности впускного заряда;

- расположение теплообменника «отработавшие газы-воздух» перед турбокомпрессором снижает температуру и суммарную тепловую и кинетическую энергию отработавших газов, тем самым снижая мощность на валу турбины;

- не используется тепловая энергия масляной системы смазки ДВС, которая на двигателях с турбокомпрессором имеет высокий потенциал.

Задача, решаемая изобретением, состоит в разработке способа управления сгоранием в бензиновом двигателе, обеспечивающим работу на режимах с искровым зажиганием топливовоздушной смеси, а также реализующим процесс гомогенного самовоспламенения в широком диапазоне рабочих режимов, основанного на использовании электротурбокомпрессора.

Технический результат заключается в повышении эффективности работы бензинового двигателя, снижении расхода топлива на низких и средних нагрузочных режимах, а также снижении выбросов вредных веществ путем расширения возможных диапазонов рабочих режимов, на которых реализуется процесс гомогенного самовоспламенения за счет регулирования температуры и давления топливовоздушной смеси, а также частичной рекуперации избыточной энергии отработавших газов.

Технический результат достигается тем, что способ управления сгоранием в ДВС с электротурбокомпрессором, характеризующийся тем, что для реализации процесса управляемого гомогенного самовоспламенения в бензиновом двигателе регулируют давление наддува воздуха, поступающего в цилиндры двигателя, электротурбокомпрессором, регулируют температуру воздуха, поступающего в цилиндры двигателя, путем его нагрева за счет тепловой энергии охлаждающей жидкости и отработавших газов, а также подмешивают в него рециркулируемые отработавшие газы из выпускной системы, причем температуру воздуха, поступающего в цилиндры двигателя, плавно регулируют в широком диапазоне температур путем его нагрева дополнительно за счет использования тепловой энергии системы смазки ДВС, а также за счет возможности последовательного, параллельного или последовательно-параллельного соединения секций внутри комбинированного термоэлектрогенераторного теплообменника в зависимости от необходимой температуры нагрева наддувочного воздуха, обеспечивая заданные параметры топливовоздушной смеси, а рециркулируемые из выпускной системы отработавшие газы высокой температуры, подмешанные в воздух, забирают в смеситель-гомогенизатор до входа в каталитический нейтрализатор отработавших газов.

Способ управления сгоранием в ДВС с электротурбокомпрессором для повышения эффективности преобразования энергии сгорания топлива в ДВС имеет следующие дополнительные отличия:

- реализуют рекуперацию избыточной энергии отработавших газов электротурбокомпрессором, соединенным посредством силового блока электроники с накопителем энергии;

- реализуют рекуперацию избыточной тепловой энергии охлаждающей жидкости, моторного масла и отработавших газов в комбинированном термоэлектрогенераторном теплообменнике для ее запасания в накопителе энергии или использования в бортовой сети;

- используют наддувочный воздух для охлаждения термоэлектрогенераторов комбинированного термоэлектрогенераторного теплообменника.

Изобретение иллюстрируется двумя чертежами, на которых представлена схема двигателя с системой электротурбонаддува (фиг. 1), схема комбинированного термоэлектрогенераторного теплообменника (фиг. 2).

Как показано на фиг. 1 бензиновый двигатель внутреннего сгорания 1 имеющий впускной коллектор 2, выполненный конструктивно с магистралями равной длины к каждому цилиндру и имеющий термоизоляцию для снижения влияния геометрии и расположения магистралей на температуру внутри, выпускной коллектор 3, на котором установлен каталитический нейтрализатор 4, соединенный с турбиной электротурбокомпрессора 5а. Впускной коллектор 2 соединен магистралью с выходом из смесителя-гомогенизатора 6, обеспечивающего требуемый расход воздуха в зависимости от рабочего объема двигателя, имеющего два входа для подачи газов, в котором располагается топливная форсунка 7 для впрыска топлива непосредственно в зону смешения газов, которая может быть выполнена с одним или несколькими соплами для обеспечения требуемого расхода топлива, первый вход соединен магистралью подачи рециркулируемых отработавших газов 8, соединенной с выпускным коллектором выпускной системы 3, на которой располагается электроуправляемый клапан 9. Компрессорная часть электротурбокомпрессора 5b своей напорной магистралью, которая разделяется на две магистрали, первой магистралью 9 соединяется с комбинированным термоэлектрогенераторным теплообменником 10, а второй магистралью 11, на которой располагается электромагнитный клапан 12, соединяется со вторым входом смесителя-гомогенизатора 6.

Комбинированный термоэлектрогенераторный теплообменник 10 имеет четыре входа: для подачи охлаждающей жидкости 13, моторного масла 14, отработавших газов 15 на выходе из электротурбокомпрессора 5а, воздуха 16 из компрессорной части электротурбокомпрессора 5b, и четыре выхода: выход охлаждающей жидкости 17 на радиатор охлаждения, выход моторного масла 18 на радиатор масляный, выход 19 отработавших газов в выпускной тракт и выход нагретого воздуха после теплообменника 20, соединенный с газовой магистралью 11. Комбинированный термоэлектрогенераторный теплообменник 10 имеет электрический выход 21, соединенный с силовым блоком электроники 22, который также соединен с электрической машиной электротурбокомпрессора 5с, накопителем энергии 23, в качестве которого могут выступать аккумуляторы различной конструкции, суперконденсаторы различной конструкции и агрегаты, использующие иные методы накопления электрической энергии, а также их комбинации, и бортовой автомобильной электрической сетью 24 двигателя внутреннего сгорания 1.

Как показано на фиг. 2, комбинированный термоэлектрогенераторный теплообменник 10 состоит из трех секций: первая секция 25 представляет собой газо-жидкостный теплообменник между охлаждающей жидкостью двигателя внутреннего сгорания, поступающей на вход 13, и наддувочным воздухом, поступающим во вход 16, на котором установлены термоэлектрогенераторы 29, работающие по принципу Пельте, вторая секция 26 представляет собой газо-жидкостный теплообменник между моторным маслом двигателя внутреннего сгорания из системы смазки ДВС, поступающей на вход 14, и наддувочным воздухом, на котором установлены термоэлектрогенераторы 29, работающие по принципу Пельте, и третья секция 27 представляет собой теплообменник между отработавшими газами двигателя внутреннего сгорания и наддувочным воздухом, на котором установлены термоэлектрогенераторы 29, работающие по принципу Пельте, причем охлаждение термоэлектрогенераторов может быть осуществлено за счет наддувочного воздуха. Конструкция комбинированного термоэлектрогенераторного теплообменника 10 может быть выполнена таким образом, что секции 25, 26 и 27 могут быть соединены последовательно, параллельно, а также последовательно-параллельно для обеспечения большего числа вариантов нагрева наддувочного воздуха и возможности регулирования его температуры в широком диапазоне. Термоэлектрогенераторы 29 выполнены отдельными модулями, которые могут быть соединены между собой последовательно, параллельно и последовательно-параллельно для обеспечения необходимых параметров тока и напряжения на выводе 21.

В процессе работы бензинового двигателя внутреннего сгорания 1 на режиме с искровым зажиганием горячие отработавшие газы поступают через выпускной коллектор 3 в каталитический нейтрализатор 4, откуда попадают в турбинную часть электротурбокомпрессора 5а, за счет чего повышается давление наддува в напорной линии после компрессорной части 5b, откуда наддувочный воздух попадает в смеситель-гомогенизатор 6, в котором производится топливоподача посредством топливной форсунки 7, откуда гомогенная топливовоздушная смесь попадает во впускной коллектор 2, где равномерно подается в цилиндры двигателя 1. При недостаточном давлении наддува, например при резком повышении нагрузки на двигатель внутреннего сгорания 1 за счет работы электрической машины 5с электротурбокомпрессора 5 в режиме привода с питанием от силового блока электроники 22, который получает питание от бортовой сети двигателя 24 или накопителя энергии 23, повышается мощность на валу электротурбокомпрессора благодаря чему повышается давление наддува и растет мощность двигателя внутреннего сгорания 1. При достижении определенного нагрузочного режима работы, количество отработавших газов двигателя внутреннего сгорания 1 становиться достаточно для обеспечения требуемого давления наддува без затрат электрической энергии и тогда электрическая машина 5с вращается на валу электротурбокомпрессора 5 без затрат энергии. При превышении мощности турбины 5а электротурбокомпрессора 5 выше необходимого на данном режиме работы, например, при превышении давления наддува требуемого значения, для эффективного использования избытка мощности электрическая машина 5с переводится в режим генератора, в котором посредством электрической нагрузки на вал электротурбокомпрессора 5 происходит снижение частоты вращения и давления наддува при одновременном вырабатывании электрической энергии, которая поступает в накопитель энергии 23 через силовой блок электроники 22. При подаче охлаждающей жидкости, моторного масла и отработавших газов в комбинированный термоэлектрогенераторный теплообменник 10 вырабатывается электрическая энергия, которая поступает в накопитель энергии 23 через силовой блок электроники 22 и используется для обеспечения нужд бортовой сети двигателя внутреннего сгорания 1.

При переходе с режима работы от искрового зажигания на режим сгорания с управляемым самовоспламенением гомогенной топливовоздушной смеси происходит управление подачей наддувочного воздуха посредством клапана 12, который может регулировать количество наддувочного воздуха, проходящего через него, что заставляет наддувочный воздух поступать в комбинированный термоэлектрогенераторный теплообменник 10, в котором посредством теплообменных секций 25, 26 и 27 происходит постепенный нагрев наддувочного воздуха, который поступает в магистраль 11 перед смесителем-гомогенизатором 6. В процессе работы комбинированного термоэлектрогенераторного теплообменника 10 за счет применения термоэлектрогенераторов 29 на всех режимах работы ДВС может происходить вырабатывание электрической энергии, которая через силовой блок электроники 22 подается либо на питание электротурбокомпрессора 5, либо в бортовую сеть двигателя внутреннего сгорания 24, либо в накопитель энергии 23 для последующего использования. Если температура наддувочного воздуха после комбинированного термоэлектрогенераторного теплообменника 10 недостаточна для обеспечения необходимой температуры топливовоздушной смеси после смесителя-гомогенизатора 6 на впуске в двигатель внутреннего сгорания 1 для реализации процесса гомогенного самовоспламенения гомогенной топливовоздушной смеси, в смеситель-гомогенизатор 6 подаются отработавшие газы из выпускного коллектора 3 посредством магистрали 8, расположенной перед каталитический нейтрализатором 4, что с одной стороны снижает расход через него, а с другой стороны создает повышенное сопротивления для подачи рециркулируемых отработавших газов в смеситель-гомогенизатор 6, с возможностью регулировки расхода клапаном 9. Давление наддува играет большую роль в подготовке топливовоздушной гомогенной смеси, поэтому для его регулировки может применяться электрическая машины 5с, которая раскручивает вал электротурбокомпрессора 5 для повышения давления наддува при необходимости.

Применение комбинированного термоэлектрогенераторного теплообменника 10 позволяет снизить температуру отработавших газов двигателя внутреннего сгорания 1, что приводит к снижению шумового воздействия при использовании равных глушителей в системах выпуска.

1. Способ управления сгоранием в ДВС с электротурбокомпрессором, характеризующийся тем, что для реализации процесса управляемого гомогенного самовоспламенения в бензиновом двигателе регулируют давление наддува воздуха, поступающего в цилиндры двигателя, электротурбокомпрессором, регулируют температуру воздуха, поступающего в цилиндры двигателя, путем его нагрева за счет тепловой энергии охлаждающей жидкости и отработавших газов, а также подмешивают в него рециркулируемые отработавшие газы из выпускной системы,

отличающийся тем, что температуру воздуха, поступающего в цилиндры двигателя, плавно регулируют в широком диапазоне температур путем его нагрева дополнительно за счет использования тепловой энергии системы смазки ДВС, а также за счет возможности последовательного, параллельного или последовательно-параллельного соединения секций внутри комбинированного термоэлектрогенераторного теплообменника в зависимости от необходимой температуры нагрева наддувочного воздуха, обеспечивая заданные параметры топливовоздушной смеси, а рециркулируемые из выпускной системы отработавшие газы высокой температуры, подмешанные в воздух, забирают в смеситель-гомогенизатор до входа в каталитический нейтрализатор отработавших газов.

2. Способ управления сгоранием в ДВС с электротурбокомпрессором по п. 1, отличающийся тем, что реализуют рекуперацию избыточной энергии отработавших газов электротурбокомпрессором, соединенным посредством силового блока электроники с накопителем энергии.

3. Способ управления сгоранием в ДВС с электротурбокомпрессором по п. 1, отличающийся тем, что реализуют рекуперацию избыточной тепловой энергии охлаждающей жидкости, моторного масла и отработавших газов в комбинированном термоэлектрогенераторном теплообменнике для ее запасания в накопителе энергии или использования в бортовой сети.

4. Способ управления сгоранием в ДВС с электротурбокомпрессором по п. 1, отличающийся тем, что используют наддувочный воздух для охлаждения термоэлектрогенераторов комбинированного термоэлектрогенераторного теплообменника.



 

Похожие патенты:

Способ управления работы двигателя (10) заключается в том, что регулируют посредством электронного контроллера (12) нагрев на сторону (44) впуска наддувочного воздуха охладителя (18) наддувочного воздуха (САС) типа «из воздуха в воздух».

Способ управления работы двигателя (10) заключается в том, что регулируют посредством электронного контроллера (12) нагрев на сторону (44) впуска наддувочного воздуха охладителя (18) наддувочного воздуха (САС) типа «из воздуха в воздух».

Изобретение относится к двигателестроению и предназначено для улучшения пусковых качеств дизельных двигателей в условиях низких температур. Техническим результатом является сокращение времени и затрат энергии на подготовку дизельного двигателя к пуску.

Изобретение относится к области двигателестроения, а именно тепловым двигателям, преимущественно двигателям внутреннего сгорания и способам работы тепловых двигателей.

Изобретение относится к двигателестроению и позволяет повысить точность устр-ва и расширить пределы подогрева смеси. .

Изобретение относится к области двигателестроения и позволяет повысить эффективность испарения жидкого топлива. .

Изобретение относится к способам и системе для восстановления двигателя с помощью ионизированного воздуха. В процессе обслуживания специалист по техобслуживанию может обеспечить подачу ионизированного воздуха из внешнего источника ионизированного воздуха через имеющуюся в двигателе систему впуска воздуха в цилиндр этого двигателя.

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания с системами рециркуляции отработавших газов (РОГ). Способ управления двигателем заключается в том, что принимают в контроллере (12) сигнал датчика (178) перепада давления и сигнал датчика (122) давления во впускном коллекторе (44).

Группа изобретений относится к регулированию двигателя внутреннего сгорания. Предложены способы и система эксплуатации датчика отработавших газов с переменным напряжением в двигателе внутреннего сгорания.

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания с разветвленной выпускной системой, содержащих систему рециркуляции отработавших газов. Способ для двигателя заключается в том, что в ответ на избранные рабочие состояния двигателя (10) отключают один или более клапанов из группы первых выпускных клапанов (8), соединенных с первым выпускным коллектором (84), оставляя включенными все клапаны из группы вторых выпускных клапанов (6), соединенных со вторым выпускным коллектором (80).

Заявленная группа изобретений относится к двигателестроению, а именно к диффузорам рециркуляции отработавших газов. Система рециркуляции отработавших газов (РОГ) для двигателя (10) внутреннего сгорания содержит воздухозаборный канал (46), выполненный с возможностью подачи впускного воздуха в двигатель (10) внутреннего сгорания.

Изобретение относится к системе и способам управления регулирующим клапаном аспиратора в двигателе. Пример способа содержит закрытие регулирующего клапана аспиратора в случае диагностирования первого условия неисправности двигателя и открытие регулирующего клапана аспиратора в случае диагностирования второго условия неисправности двигателя, при этом второе условие неисправности двигателя отличается от первого условия неисправности двигателя, причем второе условие неисправности двигателя включает в себя неисправность одного или нескольких датчиков, чьи показания используют в алгоритме управления РКА.

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к способам управления сгоранием топливовоздушной смеси бензиновых двигателей внутреннего сгорания. Способ управления сгоранием в ДВС (1) с турбокомпрессором (5) характеризуется тем, что для реализации процесса управляемого гомогенного самовоспламенения в бензиновом двигателе (1) регулируют давление наддува воздуха, поступающего в цилиндры двигателя (1), турбокомпрессором (5) с изменяемым сопловым аппаратом турбины.

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания с системой рециркуляции отработавших газов (РОГ). Способ для двигателя заключается в том, что направляют поток отработавших газов по выпускному каналу (26), не направляя при этом поток отработавших газов по перепускному каналу (28), рециркуляционному каналу и магистрали (29) РОГ, при нахождении трехходового клапана (58) в полностью закрытом положении и нахождении перепускного клапана (60) в более открытом положении.

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Способ для двигателя.

Изобретение относится к машиностроению. Система рециркуляции отработавших газов для двигателя (2) автомобильного транспортного средства (1) содержит канал рециркуляции отработавших газов, соединяющий отверстие для выпуска отработавших газов с отверстием (9) для впуска воздуха двигателя (2).

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания транспортных средств с наддувом. Способ для двигателя транспортного средства с наддувом заключается в том, что во время работы двигателя (10) на холостом ходу и в то время, когда транспортное средство не приводят в движение, изолируют часть впускного канала (42) посредством закрытия впускного дросселя (20) и перепускного клапана (72), соединенного с электрическим нагнетателем (15).
Наверх