Опорный подшипник скольжения с индивидуальной смазкой

Изобретение предназначено для опорных подшипников скольжения судовых валопроводов. Опорный подшипник скольжения с индивидуальной смазкой содержит корпус, выполненный разъемным из двух половин - нижней и верхней, опорный вкладыш, состоящий из нижнего и верхнего вкладыша, картеры и маслоподающие устройства. На диаметральные боковые поверхности вкладыша опорного, с левой и правой стороны, установлены картеры. Картеры имеют горизонтальный разъем и состоят из картера верхнего и картера нижнего. В центральной полости картеров расположены маслоподающие устройства, состоящие из маслоподающих колец и, размещенных над ними, верхних маслосъемников. В верхнем картере выполнены полости для смазывающей жидкости, в нижней части картеров организован грязеотстойник, из которого масло попадает в зону, в которой вращается маслоподающее кольцо. Торцевые лабиринтовые уплотнения состоят из лабиринтовых козырьков, размещенных на торцевых поверхностях картеров и маслоотбойных колец с лабиринтовыми козырьками. Технический результат: повышение надежности работы подшипника и увеличение допускаемых окружных скоростей вала до 14 м/с, без использования внешней системы циркуляционной смазки, устранение барботажа смазывающей жидкости при работе подшипника на высоких окружных скоростях и равномерное распределение масла по полостям при работе подшипника. 1 ил.

 

Изобретение относится к области машиностроения.

Известен подшипник с индивидуальной системой смазки (см. ОСТ 5.4104-80 "Подшипники скольжения, опорные самоустанавливающиеся промежуточных валов судовых валопроводов", стр. 4), выбранный в качестве прототипа.

Подшипник опорный, указанный в качестве прототипа, состоит из корпуса, сферического опорного вкладыша, двух картеров и двух маслоподающих устройств с индивидуальной замкнутой системой смазки.

Циркуляция смазывающей жидкости организована по круговому циклу из картеров, которые являются емкостями для залива необходимого количества смазывающей жидкости в подшипник. По системе каналов маслоподающего устройства жидкость направляется на внутреннюю рабочую поверхность опорного вкладыша.

Далее протечки по торцевым поверхностям опорного вкладыша собираются в картеры и снова направляются в зону трения. При этом наружная поверхность опорного вкладыша, имеющая сферическую форму, и сферическая расточка внутренних поверхностей корпуса и крышки позволяют опорному вкладышу самоустанавливаться, отслеживая перекосы промежуточного вала. Способность опорного вкладыша самоустанавливаться исключает возникновение на кромках внутренней рабочей поверхности вкладыша повышенной нагрузки (кромочный эффект), тем самым препятствуя повышенному тепловыделению.

Охлаждение подшипника осуществляется методом естественной конвекции через наружные поверхности картеров, корпуса и крышки.

Недостатками прототипа являются недостаточный объем картеров и маслоподающей системы, незначительный объем смазывающей жидкости, который способны вместить картера и постоянный контакт жидкости с вращающимися элементами маслоподающей системы подшипника, следствием чего является возникновение барботажа. В результате на работу подшипника накладывается ограничение по применению по окружной скорости вращения вала не более 6 м/с.

Задача, решаемая изобретением, - повышение надежности работы подшипника и увеличение допускаемых окружных скоростей вала до 14 м/с, без использования внешней системы циркуляционной смазки, устранение барботажа смазывающей жидкости при работе подшипника на высоких окружных скоростях и равномерное распределение масла по полостям при работе подшипника.

Указанная задача достигается за счет того, что в верхних картерах подшипника выполнены дополнительные полости для смазывающей жидкости. Расширенная полость одного картера верхнего (далее - маслоприемник) способна вместить весь объем смазывающей жидкости, заливаемый в подшипник. Одновременно с этим внутренний объем картера разделен перегородками на три полости. Система каналов и отверстий определенных размеров позволяет отделить при работе подшипника значительный объем смазывающей жидкости от вращающихся в центральной полости элементов маслоподающей системы. Смазывающая жидкость, особенно при работе подшипника на повышенных окружных скоростях, подается в полость маслоподачи дозировано вследствие использования запирающего эффекта, возникающего от вращения элементов маслоподающей системы (далее - маслоподающего колеса).

Смазывающая жидкость, попавшая в центральную полость картера, снимается маслосъемником оригинальной конструкции, имеющим плавные переходы направляющих, позволяющие уменьшить эффект вспенивания смазывающей жидкости при ударе, происходящем при снятии ее маслосъемником с маслоподающего колеса.

Обширный (спокойный) объем маслоприемника позволяет провести деаэрацию смазочной жидкости. Канал в верхней половине опорного вкладыша, соединяющий маслоприемники картеров, обеспечивает равномерное распределение смазочной жидкости по внутренним полостям подшипников.

Технический результат заключается в том, что в новой конструкции подшипника увеличены наружные поверхности картеров, увеличен объем смазывающей жидкости, используемой при работе, создана система деаэрации, что позволило обеспечить надежную работу подшипника с обеспечением допустимого теплового баланса в автономном режиме.

Изобретение поясняется чертежом: на фиг. 1 изображен общий вид опорного подшипника скольжения с индивидуальной смазкой.

Опорный подшипник скольжения с индивидуальной смазкой состоит из разъемного корпуса 1. В корпусе размещен разъемный самоустанавливающийся опорный вкладыш 2, состоящий из вкладыша верхнего и вкладыша нижнего с уложенным в него промежуточным валом с опорной шейкой 3. На диаметральные боковые поверхности вкладыша опорного с левой и с правой стороны установлены картера 4. Картера имеют горизонтальный разъем и состоят из картера верхнего 5 и картера нижнего 6. В центральной полости картеров расположены маслоподающие устройства, состоящие из маслоподающих колес (колец) 7 (по одному кольцу в каждом картере) и размещенных над ними в картерах верхних маслосъемников 8.

На наружных торцевых поверхностях картеров установлены крышки торцевые 9, включающие в свою конструкцию статические маслоотбойные кольца, которые в паре с маслоотбойными кольцами 10, установленными на опорную шейку вала, образуют лабиринтное уплотнение.

В верхней части вкладыша 2 выполнено отверстие 11, которое соединено с помощью отверстий 12 с маслоподающими устройствами. В отверстия картеров 11 залита смазывающая жидкость.

В верхних картерах подшипника организованы дополнительные полости для смазывающей жидкости 13. Между картерами и нижними вкладышами организованы зазоры 14. В нижних картерах созданы камеры 15, отделенные стенками от маслоподающих устройств.

Для стока масла в нижней части картеров организован грязеотстойник 16. Кроме того в нижней части картеров созданы специальные камеры 17, которые заполняет масло.

Заявленное устройство - опорный подшипник скольжения с индивидуальной смазкой работает следующим образом. В полости картеров залита смазывающая жидкость. При вращении вала 3 смазывающая жидкость забирается маслоподающими колесами (кольцами) 7, снимается с них маслосъемниками 8 и по отверстиям 12 поступает в отверстие 11 вкладыша 2. Поступающая из картеров 4 в верхний вкладыш 2 смазывающая жидкость возвращается в картеры по диаметральному зазору между валом 3 и вкладышем 2.

Из дополнительных полостей для смазывающей жидкости 13 в верхних картерах подшипника масло попадает в зону трения - попадает в каналы и растекается по расточке между валом и вкладышами. Затем за счет организации зазора между картерами и нижним вкладышем 14 масло стекает в камеры 15 в нижних картерах, отделенные стенками от маслоподающих устройств, Далее масло стекает в грязеотстойник 16 и заполняет камеры 17 в нижней части картеров. Из грязеотстойника масло небольшими дозами через калиброванное фасонное отверстие 18 попадает в зону 19, в которой вращается маслоподающее кольцо.

В конструкции опорного подшипника скольжения с индивидуальной смазкой торцевые лабиринтовые уплотнения, состоящие из лабиринтовых козырьков, размещенных на торцевых поверхностях картеров и маслоотбойных колец с лабиринтовыми козырьками, расположенными на торцах подшипника, выполнены отдельным узлом, элементы лабиринтового уплотнения отделены от маслоподающего кольца.

Увеличение теплоотвода из зоны трения с одновременным увеличением поверхности конвективного теплообмена и периода циркуляции смазывающей жидкости по подшипнику за счет организации в картерах подшипника дополнительных емкостей позволяет увеличить допускаемую окружную скорость вращения вала свыше 14 м/с, без подключения внешней циркуляционной системы смазки, включающей в себя насосы, цистерны, маслоохладители.

Опорный подшипник скольжения с индивидуальной смазкой, содержащий корпус, выполненный разъемным из двух половин - нижней и верхней, опорный вкладыш, состоящий из нижнего и верхнего вкладыша, картеры и маслоподающие устройства, отличающийся тем, что на диаметральные боковые поверхности вкладыша опорного с левой и правой стороны установлены картеры, картеры имеют горизонтальный разъем и состоят из картера верхнего и картера нижнего, в центральной полости картеров расположены маслоподающие устройства, состоящие из маслоподающих колец и, размещенных над ними в картерах, верхних маслосъемников, в верхнем картере выполнены дополнительные полости для смазывающей жидкости, способные принять весь объем масла, находящийся в подшипнике, отделенные стенками от маслоподающих колец, для стока масла в нижней части картеров организован грязеотстойник, из которого масло имеет возможность заполнить камеры в нижней части картера и небольшими дозами через калиброванное фасонное отверстие попадает в зону, в которой вращается маслоподающее кольцо, торцевые лабиринтовые уплотнения, состоящие из лабиринтовых козырьков, размещенных на торцевых поверхностях боковых картеров и маслоотбойных колец с лабиринтовыми козырьками, расположенными на торцах подшипника, выполнены отдельным узлом, элементы лабиринтового уплотнения отделены от маслоподающего кольца.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к подшипнику, предназначенному для поддержки вала, вращающегося вокруг оси. Более конкретно, данное изобретение относится к радиальному или упорному подшипнику с множеством самоустанавливающихся сегментных подушек, соответственно соединенных с корпусом подшипника через гибкую опору переборки.

Изобретение относится к механическому узлу из двух механических деталей, вращающихся одна относительно другой и позволяющих получить самоцентрирующийся гидростатический подшипник.
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к способам исследования функционального и морфологического состояния одиночных и многоопорных подшипников скольжения в двигателях внутреннего сгорания и трубопроводных систем путем измерения радиальных зазоров между поверхностями трения-скольжения.

Изобретение относится к области энергетического машиностроения, в частности к конструкции опорно-упорных подшипников скольжения паровых турбин. Опорно-упорный подшипник содержит сферический вкладыш, состоящий из верхней половины (1) и нижней половины (2) с опорной поверхностью, и установленный между половинами (1, 2) обоймы со сферической внутренней расточкой, упорные колодки (6), закрепленные на установочных кольцах (7), кольцевую полость (9), выполненную во вкладыше, верхнюю (11) и нижние (12) установочные подушки, установленные соответственно в половинах (1, 2) обоймы, вертикальный канал (15), выполненный в верхних половинах (4) вкладыша и обоймы и верхней установочной подушке (11) и соединенный с кольцевой полостью, дозирующую шайбу (16), установленную в вертикальном канале (15) между верхней установочной подушкой (11) и верхней половиной (4) обоймы.

Изобретение относится к технологии машиностроения, в частности к двигателестроению, и может применяться в процессе получения регулярного макрорельефа вкладыша подшипника скольжения.

Настоящее изобретение относится к гидродинамическим подшипникам, рентгеновским трубкам, рентгеновским системам и способу изготовления гидродинамического подшипника для рентгеновской трубки.

Изобретение относится к вращающимся установкам, в частности, но не исключительно, к турбоустановкам, таким как газовые турбины, паровые турбины, осевые и центробежные компрессоры.

Изобретение относится к области электротехники и касается устройства для смазки подшипника качения электродвигателя. Технический результат – улучшение смазки подшипника.

Варианты осуществления данного изобретения относятся в общем к подшипникам жидкостного трения, применяемым в промышленном оборудовании различных типов, включая, например, виткообразователи прокатных станов.

Изобретение относится к конструктивному элементу подшипника с внутренней опорной поверхностью, которая имеет алмазное покрытие. Конструктивный элемент подшипника включает в себя основное тело (2) и образованное в основном теле (2) отверстие (3), в котором выполнена внутренняя опорная поверхность.

Изобретение относится к подшипнику, предназначенному для поддержки вала, вращающегося вокруг оси. Более конкретно, данное изобретение относится к радиальному или упорному подшипнику с множеством самоустанавливающихся сегментных подушек, соответственно соединенных с корпусом подшипника через гибкую опору переборки.

Изобретение относится к машиностроению, в частности, к подшипникам скольжения с самоустанавливающимися подушками, и может быть использовано, например, в высокоскоростных центробежных компрессорах.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к самоустанавливающимся колодочным подшипникам, и может быть применено в конструкциях быстроходных компрессоров, газовых и паровых турбин, насосов и других машин.

Изобретение относится к подшипникам скольжения с газовой смазкой, используемым в опорах роторов высокоскоростных турбомашин. Подшипниковый узел включает радиальный и осевой ленточные подшипники, устройство управления преднатягом для регулирования жесткостью подшипника во время работы, систему электромагнитной разгрузки для снижения амплитуды колебаний ротора и разгрузочный элемент, повышающий предельную нагрузку на подшипник без повреждения гофрированных лент.

Изобретение относится к деталям машин, а именно к конструкциям радиальных подшипников скольжения, используемых в высокоскоростных роторных системах, например, компрессоров, турбин, электрогенераторов.

Изобретение относится к деталям машин, а именно, к конструкциям радиальных и упорных газостатических подшипников, предназначенных для использования, в частности, в высокоскоростных роторных системах, например, компрессоров, турбин, электрогенераторов.

Изобретение относится к области турбо- и компрессоростроения, в частности к устройству опорных сегментных подшипников скольжения, используемых для роторов высокооборотных машин.

Изобретение относится к газотурбинным двигателям авиационного и наземного применения, в частности к опорам с расположением подшипника качения между двумя вращающимися роторами.

Изобретение принадлежит к области машиностроения и может быть использовано в устройствах, которые содержат вал, который вращается, и хотя бы один опорный подшипник скольжения, который может быть как нереверсивным, так и реверсивным.

Изобретение относится к гидродинамическим подшипникам, в частности, для тяжелых роторов в силовых установках. Гидродинамический сегментный подшипник содержит несколько подушек (131), распределенных по окружности вокруг ротора большой паровой турбины.
Наверх