Способ управления роботом с помощью контроллеров и шлема виртуальной реальности

Изобретение относится к области управления роботом и может быть использовано для антропоморфных роботов, роботов манипуляторов, медицинских, военных, а также космических роботов. Способ управления осуществляют с помощью контроллеров и шлема виртуальной реальности. Производят калибровку системы координат шлема и контроллеров относительно тела пользователя, вычисляют масштабный коэффициент кинематики робота по отношению к кинематике человека, получают текущие координаты углов Эйлера контроллеров и шлема виртуальной реальности и передают от сервера клиенту. Полученные координаты контроллеров и шлема преобразовывают в координаты робота, используя ранее рассчитанный масштабный коэффициент. Рассчитывают углы сочленений робота по преобразованным координатам, преобразовывают полученные углы Эйлера контроллеров и шлема в углы робота и передают данные на исполнительные механизмы робота по проводному или беспроводному каналу связи. В результате повышается эффективность работы оператора с роботом на удаленном расстоянии в режиме реального времени, исключается эффект рассогласования действий между пользователем и роботом и повышается точность и скорость управления. 3 з.п. ф-лы.

 

Область техники, к которой относится изобретение

Изобретение относится к способу управления роботом, который может быть использован для антропоморфных роботов, роботов манипуляторов, медицинских, военных, а также космических роботов.

Уровень техники

Из уровня техники известен способ управления роботом (https://hi-news.ru/technology/v-mit-nauchilis-upravlyat-robotami-s-pomoshhyu-virtualnoj-realnosti.html, опубл. 06.10.2017).

Основным недостатком является, то что известный способ не имеет функцию калибровки системы координат шлема и контроллеров относительно тела пользователя, не производиться вычисление масштабного коэффициента кинематики робота по отношению к кинематике человека, в виртуальном пространстве используются дополнительные элементы управления манипуляторами робота. Для управления манипуляторами робота, в виртуальном пространстве необходимо взаимодействовать с дополнительными элементами управления, которые являются неким буфером. Так как параметры тела у разных пользователей разные, то и перемещение дополнительных элементов управления в виртуальном пространстве будет разное, что будет сказываться на перемещении манипулятора в реальном пространстве. В таком способе будет происходить эффект рассогласования, т.е. у одних пользователей на вытянутую руку манипулятор будет вытягиваться частично, у других при вытягивании руки на половину, манипулятор будет вытянут полностью. Это сказывается на скорости управления, точности управления и времени обучения.

Также данный способ не позволяет управлять всем телом робота (база, туловище, голова), а лишь его манипуляторами и системой компьютерного зрения (видеокамерами).

Заявленное изобретение устраняет указанные недостатки и позволяет достичь заявленный технический результат.

Раскрытие изобретения

Технической задачей, которую решает предлагаемое решение, является разработка способа управления роботом в режиме реального времени, повышающего эффективность работы оператора с роботом на удаленном расстоянии, обеспечивающего возникновение эффекта полного присутствия, повышенной точности и скорости управления роботом, в том числе всем его телом.

Технический результат заключается в повышении эффективности работы оператора с роботом на удаленном расстоянии в режиме реального времени, исключении эффекта рассогласования действий между пользователем и роботом, возникновении эффекта полного присутствия, повышении точности и скорости управления роботом, в том числе всем его телом.

Для решения поставленной задачи с достижением заявленного технического результата способ управления роботом с помощью контроллеров и шлема виртуальной реальности включает следующие этапы:

производят калибровку системы координат шлема и контроллеров относительно тела пользователя;

вычисляют масштабный коэффициент кинематики робота по отношению к кинематике человека;

получают текущие координаты углов Эйлера контроллеров и шлема виртуальной реальности и передают от сервера клиенту;

преобразовывают полученные координаты контроллеров и шлема виртуальной реальности в координаты робота используя ранее рассчитанный масштабный коэффициент;

рассчитывают углы сочленений робота по преобразованным координатам;

преобразовывают полученные углы Эйлера контроллеров и шлема виртуальной реальности в углы робота;

передают данные на исполнительные механизмы робота по проводному или беспроводному каналу связи.

При калибровке системы координат шлема и контроллеров относительно тела пользователя, определяют длину перемещения рук и длину перемещения тела пользователя.

При расчете углов сочленений робота по преобразованным координатам, используют метод обратной кинематики.

При преобразовании полученных углов Эйлера контроллеров и шлема виртуальной реальности в углы робота, используют матрицу вращения.

Осуществление изобретения

Для реализации способа необходимо: визуальная среда разработки (например, компьютерных игр типа Unity visual studio), шлем и контроллеры виртуальной реальности (например, типа HTC Vive), персональный компьютер поддерживающий систему виртуальной реальности, сервер - программное приложение работающее с контроллерами и шлемом виртуальной реальности, клиент - программное приложение подключаемое к серверу для приема данных от контроллеров и шлема, а также расчёта углов сочленений робота и преобразования рассчитанных данных в известный протокол для дальнейшей передачи преобразованных данных роботу, сервер робота - программное приложение принимающее преобразованные данные от клиента и передающее команды на исполнительные механизмы, а также для считывания текущих параметров исполнительных механизмов, таких как: температура, ток, напряжение, текущее положение и передача их клиенту; беспроводное или проводное интернет подключение, робот с известной кинематической схемой.

Заявленный способ включает следующие этапы:

производят калибровку системы координат шлема и контроллеров относительно тела пользователя;

вычисляют масштабный коэффициент кинематики робота по отношению к кинематике человека;

получают текущие координаты углов Эйлера контроллеров и шлема виртуальной реальности и передают от сервера клиенту;

преобразовывают полученные координаты контроллеров и шлема виртуальной реальности в координаты робота используя ранее рассчитанный масштабный коэффициент;

рассчитывают углы сочленений робота по преобразованным координатам;

преобразовывают полученные углы Эйлера контроллеров и шлема виртуальной реальности в углы робота;

передают данные на исполнительные механизмы робота по проводному или беспроводному каналу связи.

1) Калибровка шлема и контроллеров относительно тела пользователя;

На персональном компьютере с подключенной системой виртуальной реальности HTC Vive, в визуальной среде разработки Unity visual studio, производим калибровку системы координат шлема и контроллеров по отношению к пользователю. Основная цель калибровки заключается в определении параметров тела пользователя и его текущей позиции. Для решения поставленной задачи достаточно знать: длину перемещения рук пользователя из положения - руки согнуты в локтях, локти опущены вниз вдоль тела, запястья прижаты к груди, в положение - руки вытянуты перед собой, параллельно друг к другу и перпендикулярны туловищу, - руки вытянуты вверх параллельны друг другу, - руки вытянуты в стороны, перпендикулярно туловищу; длину перемещения тела из положения сидя - min в положение стоя - max; углы Эйлера контроллеров и шлема системы виртуальной реальности - голова расположена прямо, запястья рук не согнуты. Фиксация координат рук из точки min в точку max производиться путем нажатия и удержания кнопок на левом и правом контроллере системы виртуальной реальности. После того как руки будут вытянуты т.е. находится в точке max, кнопки на контроллерах отжимаются. Для фиксации координат туловища необходимо встать ровно, держа голову прямо, зажать кнопку на одном из контроллеров, после чего сесть и отпустить кнопку.

Во время выполнения данной процедуры производится считывание координат и углов Эйлера левого и правого контроллеров, а также шлема системы виртуальной реальности в визуальной среде разработки.

Считываются следующие параметры:

- начальное положение тела со шлемом в момент калибровки, в положении сидя;

- начальный поворот левой и/или правой руки с контроллерами;

- начальный поворот тела со шлемом;

- максимальная положение левой и/или правой руки с контроллерами;

- минимальное положение левой и/или правой руки с контроллерами;

- максимальное положение тела со шлемом вдоль оси OZ;

- минимальное положение тела со шлемом вдоль оси OZ.

Все данные передаются на сервер, где вычисляются параметры рук и туловища оператора, используя следующие формулы:

где

- длина перемещения левой и/или правой руки с контроллерами;

- длина перемещения тела со шлемом вдоль оси OZ.

2) Вычисление масштабного коэффициента кинематики робота по отношению к кинематике человека.

Зная кинематическую схему робота, а также вычисленные параметры тела пользователя можно посчитать масштабный коэффициент кинематики робота по отношению к кинематике человека:

где

- масштабный коэффициент для левого и/или правого манипулятора.

- длина перемещения левого и/или правого манипулятора;

- масштабный коэффициент высоты робота.

3) Получение текущих координат, углов Эйлера контроллеров и шлема виртуальной реальности и их дальнейшая передача от сервера клиенту.

После расчета масштабных коэффициентов начинается непрерывная передача следующих данных от сервера к клиенту:

, , , , , , ,

где

- текущие положение левой и/или правой руки с контроллерами;

- текущие положение тела со шлемом вдоль оси OZ;

- текущие углы Эйлера контроллеров;

- текущие углы Эйлера шлема.

4) Преобразование полученных координат системы виртуальной реальности, в координаты робота используя ранее рассчитанный масштабный коэффициент.

Для того чтобы координаты контроллеров изменялись относительно начальных координат шлема виртуальной реальности, необходимо учесть смещение этих координат:

- смещение координат шлема относительно начальной координаты в момент калибровки.

Тогда:

,

где - координата, левого и/или правого, рабочего органа или захвата манипулятора;

- матрица смещения координат по осям OX, OY, OZ, левого и/или правого, рабочего органа или захвата манипулятора.

Координаты базы робота или туловища вдоль оси OZ получаем следующим образом:

5) Расчет углов сочленений робота по преобразованным координатам используя метод обратной кинематики. Преобразование полученных Эйлеровских углов системы виртуальной реальности, в углы робота, используя матрицу вращения.

Расчет углов сочленений робота можно произвести используя геометрический подход к решению обратной задачи кинематики. Также можно использовать любой другой известный способ для решения поставленной задачи.

При использовании геометрического подхода решение производится в два этапа:

• Сначала вычисляется вектор, направленный от плеча к запястью. Проекции этого вектора на плоскость используются при нахождении присоединенного угла сочленения для первых трех сочленений.

• Использование предыдущего решения для решения последних трех сочленений, подматрицы поворота матриц и и проекции систем координат звеньев на плоскость .

Для различных манипуляторов с вращательными сочленениями возможны различные типы конфигурации, которые определяются по аналогии с геометрией руки человека. Типы конфигурации манипулятора устанавливаются следующим образом:

Для управления базой или туловищем, запястьем и головой робота в дополнении используется переключатель:

Значения индикаторов задаются пользователем до начала решения обратной задачи кинематики, а значения переключателей могут задаваться в процессе решения.

Для управления сочленением в области запястья манипулятора используем полученные от контроллеров углы Эйлера. Для управления сочленением в области головы робота используем углы Эйлера шлема системы виртуальной реальности. При необходимости производим вращение по углам Эйлера, тогда конечные углы сочленений в области запястья, и в области головы робота будут выражаться следующим образом:

;

.

6) Передача данных на исполнительные механизмы робота любым известным способом, по проводному или беспроводному каналу связи.

Полученные углы сочленений, углы Эйлера передаются любым известным способом на сервер робота, преобразуются в соответствующий интерфейс управления и передаются на исполнительные механизмы.

В отличии от известного решения, в предложенном способе производится калибровка системы координат шлема и контроллеров виртуальной реальности относительно тела пользователя, производиться вычисление масштабного коэффициента кинематики робота по отношению к кинематике человека, дополнительные виртуальные элементы управления исключены, все данные передаются напрямую от шлема и контроллеров виртуальной реальности. Таким образом, решается проблема эффекта рассогласования действий между пользователем и роботом. Т.е. манипулятор робота в реальном пространстве в собственной системе координат, будет перемещаться в том же соотношении, что и рука человека в своей системе координат.

1. Способ управления роботом с помощью контроллеров и шлема виртуальной реальности, отличающийся тем, что он включает следующие этапы:

производят калибровку системы координат шлема виртуальной реальности и контроллеров относительно тела пользователя,

вычисляют масштабный коэффициент кинематики робота по отношению к кинематике человека,

получают текущие координаты углов Эйлера контроллеров и шлема виртуальной реальности и передают от сервера клиенту,

преобразовывают полученные координаты контроллеров и шлема виртуальной реальности в координаты робота, используя ранее рассчитанный масштабный коэффициент,

рассчитывают углы сочленений робота по преобразованным координатам,

преобразовывают полученные углы Эйлера контроллеров и шлема виртуальной реальности в углы робота и

передают данные на исполнительные механизмы робота по проводному или беспроводному каналу связи.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что при калибровке системы координат шлема и контроллеров относительно тела пользователя определяют длину перемещения рук и длину перемещения тела пользователя.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что при расчете углов сочленений робота по преобразованным координатам используют метод обратной кинематики.

4. Способ по п.1, отличающийся тем, что при преобразовании полученных углов Эйлера контроллеров и шлема виртуальной реальности в углы робота используют матрицу вращения.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к вычислительной технике, в частности к устройствам ввода/вывода данных. Технический результат заключается в возможности изменения информационного наполнения по линиям связи при изменении требований к взаимодействию проверяемой радиоэлектронной аппаратуры.

Варианты осуществления настоящего изобретения относятся к области терминальных технологий и предоставляют способ и устройство для отображения возможного слова и графический пользовательский интерфейс, чтобы улучшать эффективность ввода пользователем информации с помощью способа ввода.

Изобретение относится к области оптико-электронного приборостроения и касается модуля лазерного датчика. Модуль содержит лазер, детектор, электропривод и оптическое устройство.

Изобретение относится к медицинской технике, а именно к средствам диагностирования с использованием ультразвуковых волн. Роботизированная система ультразвукового томографического обследования содержит приемоизлучающий узел, размещенный в снабженном системой управления устройстве изменения его положения относительно томографируемого органа пациента и связанный выходом с блоком обработки принятых сигналов, снабженным блоком накопления изображения и блоком томографического отображения системы управления, при этом в качестве приемоизлучающего узла использован ультразвуковой сканер, а устройство изменения положения приемоизлучающего узла представляет собой расположенную над кушеткой с пациентом и вертикально ориентированную прямоугольную П-образную раму, на верхней перекладине которой на вертикальной штанге размещена с возможностью ее перемещения по перекладине снабженная микроконтроллером каретка, в которой в амортизирующем держателе закреплен датчик ультразвукового сканера с возможностью его поворота на 360 градусов и осуществления качательных движений относительно томографируемого органа пациента, а также с возможностью его вертикального перемещения по вертикальной штанге, нижние концы вертикальных стоек рамы закреплены в двух тележках, установленных с возможностью продольного движения их по расположенным на полу с обеих длинных сторон кушетки направляющим рельсам, блок обработки принятых сигналов, блок накопления изображения и блок томографического отображения выполнены на компьютере, связанном с микроконтроллером каретки и выполненным с возможностью управления через него перемещениями закрепленного в каретке датчика ультразвукового сканера с заданной частотой срезов и направлением сканирования в процессе обследования пациента с возможностью дистанционного контроля.

Изобретение относится к медицинской технике, а именно к способу управления устройствами посредством регистрации и обработки сигналов электроэнцефалограммы (ЭЭГ). При этом средством регистрации сигнала ЭЭГ с помощью связанных с ним датчиков регистрируют (212) электрическую активность мозга с возможностью выделения альфа-ритма и бета-ритма головного мозга пользователя.

Использование: для устройств, имеющих емкостный сенсорный экран или сенсорную панель. Сущность изобретения заключается в том, что способ ввода координат мест прикосновений для емкостного сенсорного экрана, содержащего электроемкостный преобразователь для определения координат геометрического центра двумерной области, который содержит диэлектрическую пластину, общий электрод и измерительные электроды, причем измерительные электроды расположены на диэлектрической пластине в границе измерительной области и образуют по меньшей мере три измерительные части, измерительные электроды в каждой из которых электрически соединены между собой и подключены к соответствующему выводу, при этом измерительные электроды измерительных частей совместно с диэлектрической пластиной и общим электродом реализуют функцию определения координат геометрического центра двумерной области в области пересечения двумерной области и измерительной области в соответствующей измерительной области системе координат, величины координат геометрического центра двумерной области выражены в виде системы величин электрических емкостей электродов измерительных частей на выводах измерительных частей, заключается в том, что в качестве координат места прикосновения используют координаты геометрического центра двумерной области, образованной прикосновением пальца руки или стилуса к поверхности измерительной области электроемкостного преобразователя сенсорного экрана.

Изобретение относится к области вычислительной техники. Технический результат заключается в предотвращении реакции терминала на непреднамеренное прикосновение.

Изобретение относится к указательному устройству "мышь". Техническим результат заключается в изменении конструкции "мыши", при котором становится возможным: передвигать ее с использованием только одного аккумулятора, а аккумулятор легче, быстрее и без применения инструментов заменять на запасной; сделать "мышь" компактнее, легче, проще и дешевле.

Изобретение относится к вычислительной технике. Технический результат заключается в обеспечении операторской системы распознавания и отображения доступов оператора к объектам процесса.

Изобретение относится к вычислительной, информационно-аналитической технике и может быть использовано в целях управляемой эксплуатации зданий организаций и предприятий с целью планирования восстановления.

Изобретение относится к области робототехники и может быть использовано для автоматического управления группой наземных робототехнических комплексов. При получении задания формируют групповую систему связи и управления для группы комплексов, принимают тактическое решение на основе базовой модели управления, составляют подробную карту окружающей обстановки.

Изобретение относится к медицинской технике. Контроллер кисти (100) для контроллера оператора управления роботохирургическим комплексом включает рукоятку с пальцевыми схватами (110) и блок управления контроллера кисти.

Изобретение относится к робототехнике. Роботизированная система содержит роботизированную руку, содержащую первый бампер и второй бампер, подвижный аппаратный ограничитель, размещенный рядом с роботизированной рукой, и один или более контроллеров.

Изобретение относится к роботизированной системе для выполнения сборки или технического обслуживания летательного аппарата или космического корабля. Система содержит первый робот (2), основание (5), подвижную роботизированную руку (6), содержащую первую соединительную часть (19), и первое средство (17) управления рукой (6).

Изобретение относится к робототехнике и может быть использовано в системах копирующего управления антропоморфными манипуляторами. Комплекс содержит блок механической системы задающего устройства, блок датчиков задающего устройства, блок управления приводами антропоморфного манипулятора, блок расчета углов поворота руки оператора, который включает в себя блок памяти, вычислитель декартовых координат руки оператора, блок решения обратной задачи кинематики.

Изобретение относится к управлению положением в пространстве робота. Система определения препятствий движению робота содержит ультразвуковые и инфракрасные датчики, установленные вдоль наружной поверхности робота.

Изобретение относится к управлению положением в пространстве робота. Система определения препятствий движению робота содержит ультразвуковые и инфракрасные датчики, установленные вдоль наружной поверхности робота.

Изобретение относится к системам программного управления роботом. Устройство управления интеллектуального модульного реконфигурируемого робота представляет собой совокупность соединенных между собой унифицированных модулей.

Изобретение относится к системам программного управления роботом. Устройство управления интеллектуального модульного реконфигурируемого робота представляет собой совокупность соединенных между собой унифицированных модулей.

Автоматизированные динамические производственные системы обеспечивают возможность выравнивания относительно друг друга множества компонентов, таких как аппарат, робот и запас деталей.
Наверх