Способ обеспечения неконтактного подрыва боеприпаса

Изобретение относится к боеприпасам и может быть использовано при создании неконтактных взрывательных устройств различных боеприпасов. Способ заключается в том, что боеприпас снабжают неконтактным радиовзрывателем на основе автодина с приемо-передающей антенной, излучающей при подлете боеприпаса к цели электромагнитные колебания частотой ω. Неконтактный подрыв боеприпаса у цели обеспечивают за счет срабатывания порогового устройства, регистрирующего напряжения биений в цепи питания автодина, в момент превышения этим напряжением величины UDP. Приемо-передающую антенну автодина строят по схеме параллельного колебательного контура, рабочую частоту электромагнитных колебаний автодина ω0 устанавливают меньше резонансной частоты автодина ωр, в процессе приближения боеприпаса к цели непрерывно регистрируют изменение напряжения биений в цепи питания автодина и анализируют характер изменения частоты электромагнитных колебаний в колебательном контуре. При возрастании частоты электромагнитных колебаний в колебательном контуре подают напряжение биений в цепи питания автодина на пороговое устройство, причем уровень напряжения срабатывания порогового устройства UDP вводят во взрыватель перед выстрелом, а его величину определяют с помощью соотношения UDP=HPΔUD/ΔH, где HP - необходимое расстояние подрыва боеприпаса от цели, ΔН - разность расстояний, на которой максимальные напряжения биений в цепи питания автодина изменяются на величину ΔUD. Изобретение позволяет оценить чувствительность радиовзрывателей на основе автодина к действию отраженных сигналов от различных отражающих поверхностей. 3 ил.

 

Изобретение относится к боеприпасам и может быть использовано при создании неконтактных взрывательных устройств различных боеприпасов.

В настоящее время для неконтактного подрыва боеприпасов используется множество различных радиовзрывателей. Наибольшее распространение получили радиовзрыватели, использующие в своих схемах обнаружения цели автодинные устройства. Радиовзрыватели на основе автодина отличаются простотой конструкции, малыми габаритами и высокой чувствительностью обнаружения цели (ru.wikipedia.org>Радиовзрыватель).

Недостатком, используемых схем, является неоднозначность обеспечения подрыва боеприпаса на заданном расстоянии от цели. Подрыв боеприпаса на заданном расстоянии от цели позволяет повысить эффективность действия боеприпаса на конкретную цель.

Настоящее изобретение направлено на обеспечение возможности неконтактного подрыва боеприпаса на заданном расстоянии до цели.

В основу предлагаемого технического решения положены результаты исследований, выполненные автором, по изучению процессов, происходящих в автодинном устройстве радиовзрывателя, при подлете боеприпаса к цели. Установлено, что при подлете боеприпаса с радиовзрывателем на основе автодина с антенным устройством, содержащим параллельный колебательный контур, к цели, в момент прихода отраженного сигнала от цели в антенную систему автодина частота излучения автодина ω0 начинает возрастать. При этом начинает возрастать напряжение биений в цепи питания автодина, что позволяет создать устройства для срабатывания радиовзрывателя на подрыв на различном расстоянии до цели. Поставленная цель достигается тем, что в предлагаемом способе обеспечения неконтактного подрыва боеприпаса, боеприпас снабжают неконтактным радиовзрывателем на основе автодина с приемо-передающей антенной, излучающей при подлете боеприпаса к цели электромагнитные колебания частотой ω0. Неконтактный подрыв боеприпаса у цели на расстоянии HP обеспечивают за счет срабатывания порогового устройства, регистрирующего электрическое напряжение биений в цепи питания автодина. При этом приемо-передаюшую антенну автодина строят по схеме параллельного колебательного контура, а частоту электромагнитных колебаний ω0 устанавливают меньше резонансной частоты автодина ωр. В процессе приближения боеприпаса к цели непрерывно регистрируют изменение напряжения биений в цепи питания автодина UD и анализируют характер изменения частоты электромагнитных колебаний в колебательном контуре. При возрастании частоты электромагнитных колебаний в колебательном контуре (возрастании ω0) подают напряжение биений в цепи питания автодина UD на пороговое устройство. Причем уровень напряжения срабатывания порогового устройства UDP вводят во взрыватель перед выстрелом, а его величину вычисляют с помощью соотношения:

UDP=HPΔUD/ΔH,

где HP - необходимое расстояние подрыва боеприпаса от цели, ΔН - разность расстояний, на которой максимальные напряжения биений в цепи питания автодина изменяются на величину ΔUD. Параметр взрывателя ΔUD/ΔH определяют экспериментально для каждого типа взрывателя.

Для подтверждения работоспособности предлагаемого технического решения ниже приведены необходимые обоснования. Для иллюстрации обоснований в описании приведены рисунки, изображенные на фиг. 1-3.

Фиг. 1. Схема суперпозиции электромагнитных волн на антенне автодина при подвижном источнике излучения (V>0): ω - частота колебаний на выходе автодина после суперпозиции волн (излучаемой и отраженной); ω1 - частота колебаний авто дина до наложения отраженной волны; ω2 - частота колебаний отраженной волны; τ - период биений излучения после суперпозиции; х - t - координаты.

Фиг. 2. Электронная схема автодина, построенная на транзисторе VT1: L - индуктивность; С1-С4 - конденсаторы; R1 - R5 - резисторы; +U - напряжение питания схемы; X1 - Х2 - выход автодина; UD - напряжение на выходе автодина.

Фиг. 3. График изменения сопротивления параллельного колебательного контура Rкон и напряжения в цепи питания автодина UD при изменении частоты колебаний ω: ω0 - частота колебаний автодина при отсутствии отраженных сигналов; ωР - резонансная частота автодина; U - напряжение порогового уровня; UDP - напряжение расчетное; UD0 - напряжение при начале возрастания частоты.

В случае, если радиовзрыватель с автодином движется со скоростью V>0, длина излучаемых электромагнитных волн в разных направлениях будет различна, а именно, в направлении движения длина волны будет меньше, чем в обратном направлении. Это явление получило название эффект Доплера (Христиан Доплер - австрийский физик, открывший в 1842 году рассматриваемый эффект).

При этом частота излучения в направлении движения ω будет больше, чем в зоне излучения ω0. Эту частоту ω можно определить с помощью известного соотношения:

где V - скорость движения источника, с - скорость света.

Таким образом, в случае, если устройство с автодином, например, радиовзрыватель артиллерийского снаряда, перемещается (приближается) по отношению к отражающей поверхности (V>0), частота колебаний, созданных этим автодином ω1 и отраженных от поверхности ω2, будет больше на величину, называемую частотой Доплера, а именно, на величину Δω=ω21. На рисунке фиг. 1 приведена схема, поясняющая эффект суперпозиции колебаний с различными частотами (схема характерна для колебаний с незначительной разницей в частотах колебаний).

Проведем расчет суперпозиции волн для идеального случая, когда амплитуды складываемых колебаний равны А, а начальные фазы обоих колебаний равны нулю. Частоты складываемых колебаний равны, соответственно: ω1 и ω2. Причем Δω=ω21>0. Тогда можно записать уравнения для этих колебаний в виде:

Сложив выражения (2) и (3), и, учитывая известную формулу тригонометрии, запишем:

При Δω<<ω в аргументе второго косинуса можно пренебречь сдвигом частоты, тогда соотношение (4) примет вид:

В соотношении (5) множитель в квадратных скобках меняется медленно по сравнению с cosωt. Поэтому результирующее колебание х можно рассматривать как модулированное гармоническое колебание с частотой ωср, величину которой можно определить с помощью соотношения:

Подчеркнем, что, в строгом смысле, такое колебание не является гармоническим.

При этом частоту пульсаций амплитуды модуляции w, называемой биениями, можно оценить с помощью соотношения:

Таким образом, из соотношения (6) видно, что частота электромагнитных колебаний ω в автодине после воздействия на него отраженной волны возрастет и может ориентировочно быть определена с помощью этого соотношения. Причем с каждой последующей волной при приближении к преграде частота излучения будет возрастать по рассмотренной выше схеме.

Этот эффект будет приводить к изменению параметров автодина. На фиг. 2 приведена типичная схема автодина с параллельным колебательным контуром.

Такая схема в радиоэлектронике является классической емкостной трехточкой, выполненной на биполярном транзисторе VT1. В этой схеме усилительный элемент VT1 включен в схему колебательного контура L, С1, С2, С3, С4, параметры которого задают резонансную частота ωP авто дина. Глубина обратной связи задается соотношением емкостей С1, С3 и С4 и коэффициентом усиления транзистора VT1 на заданной частоте самовозбуждения.

В представленной схеме информативным параметром, характеризующим процесс взаимодействия автодина с целью, является напряжение UD (биения в цепи питания автодина), измеряемое в точках X1 - Х2.

На этом рисунке показана часть электронной схемы типичная для основной массы автодинов, применяемых в радиовзрывателях боеприпасов, которая определяется разновидностью схем L-C генераторов.

Известно, что при росте частоты колебаний ω, подаваемых на такой контур L-C (до достижения резонанса) его сопротивление будет возрастать, и, как следствие, напряжение U, измеряемое в точках X1 - Х2 также будет возрастать. Максимального значения сопротивление контура Rкон достигает на резонансной частоте.

В соответствии с описанием процесса, приведенного выше, с уменьшением расстояния до преграды будет возрастать частота колебаний автодина, и, как следствие, возрастать напряжение биений на выходе автодина UD. Этот эффект будет наблюдаться до тех пор пока автодин не начнет работать на резонансной частоте ωР. После прохода резонансной частоты напряжение UD на выходе автодина начнет уменьшаться. Так как известно, что на зависимости реактивного сопротивления параллельного контура Rкон от частоты ω в точке ω=ωр наблюдается разрыв второго рода. Сопротивление реального параллельного колебательного контура (т.е. с потерями), разумеется, не равно бесконечности - оно тем меньше, чем больше омическое сопротивление потерь в контуре. Известная схема, поясняющая характер изменения сопротивления контура Rкон в зависимости от частоты колебаний ω приведена на фиг. 3.

В процессе изготовления во взрывателе устанавливается пороговое напряжение срабатывания U. U - это величина напряжения на выходе автодина, при котором радиовзрыватель надежно срабатывает на известном расстоянии до цели.

Перед выстрелом с помощью вычислителя взрывателя устанавливается конкретный порог срабатывания взрывателя UDP. Значение этого порога определяется на основе вычислений, например, с помощью соотношения:

где HP - необходимое расстояние подрыва боеприпаса от цели, ΔН - разность расстояний, на которой максимальные напряжения биений в цепи питания автодина изменяются на величину ΔUD. Величина ΔUD/ΔH является характеристикой конкретного взрывателя по чувствительности.

Необходимые условия для измерения ΔUD и ΔН обеспечиваются при проведении калибровки радиовзрывателя на установках, позволяющих фиксировать изменение напряжения биений в цепи питания автодина при перемещении цели или боеприпаса со взрывателем на известные расстояния. Например, на установке типа «мельница».

Изменение порога срабатывания взрывателя позволяет установить во взрывателе необходимое расстояние до цели НР, при котором будет выдана команда на подрыв боеприпаса. Тем самым обеспечивается возможность изменять расстояние до цели, при котором боеприпас будет взрываться, и, тем самым будет повышена эффективность работы боеприпаса по различным целям.

Изложенные сведения о заявленном изобретении, охарактеризованном в независимом пункте формулы, свидетельствуют о возможности его осуществления с помощью описанных в заявке и известных средств и методов. Следовательно, заявленное техническое решение соответствует условию промышленной применимости.

Способ обеспечения неконтактного подрыва боеприпаса, заключающийся в том, что боеприпас снабжают неконтактным радиовзрывателем на основе автодина с приемо-передающей антенной, излучающей при подлете боеприпаса к цели электромагнитные колебания частотой ω, а неконтактный подрыв боеприпаса у цели обеспечивают за счет срабатывания порогового устройства, регистрирующего напряжения биений в цепи питания автодина, в момент превышения этим напряжением величины UDP, отличающийся тем, что приемо-передающую антенну автодина строят по схеме параллельного колебательного контура, рабочую частоту электромагнитных колебаний автодина ω0 устанавливают меньше резонансной частоты автодина ωр, в процессе приближения боеприпаса к цели непрерывно регистрируют изменение напряжения биений в цепи питания автодина и анализируют характер изменения частоты электромагнитных колебаний в колебательном контуре, и при возрастании частоты электромагнитных колебаний в колебательном контуре выше ω0 подают напряжение биений в цепи питания автодина на пороговое устройство, причем уровень напряжения срабатывания порогового устройства UDP вводят во взрыватель перед выстрелом, а его величину определяют с помощью соотношения

UDP=HPΔUD/ΔH,

где HP - необходимое расстояние подрыва боеприпаса от цели,

ΔН - разность расстояний, на которой максимальные напряжения биений в цепи питания автодина изменяются на величину ΔUD.



 

Похожие патенты:

Картридж электрошокового устройства содержит корпус картриджа со ствольным каналом, пыж-капсюль, заряд в виде взрывчатого вещества, внутренний нагревательный элемент, выполненный из проводящего магнитного или немагнитного материала, в виде пассивного замкнутого RLC- контура, или электронной схемы с пассивной микросхемой, или индукционной катушки, выполненный с возможностью нагрева от внешнего индукционного нагревателя и расположенный продольно относительно картриджа ЭШУ или перпендикулярно по отношению к картриджу.

Изобретение относится к области вооружений и может быть использовано в многофункциональных взрывателях для повышения безотказности изделия при попадании и пробитии прочных преград.

Изобретение относится к области безопасных средств взрывания, а именно к низковольтным мостиковым электродетонаторам с использованием вторичных (бризантных) взрывчатых веществ (ВВ), и может быть применено в качестве малогабаритного средства инициирования зарядов ВВ промышленного назначения, используемым в горнорудной, угледобывающей и других отраслях промышленности, а также в военной отрасли.

Изобретение относится к управляемым артиллерийским снарядам с комбинированным, контактным и бесконтактным срабатыванием взрывателя для дистанционного инициирования взрыва от воздействия излучения внешнего источника.

Изобретение относится к вооружению и военной технике и может быть использовано во взрывателях к боеприпасам для поражения воздушных целей. Способ поражения воздушной цели боеприпасом с неконтактным датчиком цели заключается в том, что боеприпас выстреливают в зону его встречи с целью.
Изобретение относится к военной технике и может быть использовано при создании помехозащищенных взрывателей, применяемых в различных боеприпасах. Во взрыватель снаряда устанавливают датчик, позволяющий непрерывно в процессе полета снаряда измерять давление в зоне снаряда.

Изобретение относится к неконтактным взрывателям и может быть использовано для повышения помехозащищенности радиовзрывателей от воздействия различных помех. Предлагаемый способ защиты радиовзрывателя на основе автодина от радиопомех осуществляется следующим образом.

Изобретение относится к области взрывной техники, к взрывателям зарядов взрывчатого вещества (ВВ) с неконтактной функцией срабатывания, и может быть использовано в автоматических и подствольных гранатометах.

Изобретение относится к области вооружения, в частности к взрывателям реактивных снарядов. Сущность изобретения заключается в построении многорежимного взрывателя на основе универсальной конструктивной платформы и модульном исполнении функциональных узлов.

Изобретение относится к сейсмическим противопехотным неконтактным взрывательным устройствам, применяемым в инженерных боеприпасах при устройстве минно-взрывных заграждений.
Наверх