Способ учета изменений содержания нормативных документов при обеспечении безопасности полетов



Способ учета изменений содержания нормативных документов при обеспечении безопасности полетов
Способ учета изменений содержания нормативных документов при обеспечении безопасности полетов
Способ учета изменений содержания нормативных документов при обеспечении безопасности полетов
Способ учета изменений содержания нормативных документов при обеспечении безопасности полетов
Способ учета изменений содержания нормативных документов при обеспечении безопасности полетов
Способ учета изменений содержания нормативных документов при обеспечении безопасности полетов
Способ учета изменений содержания нормативных документов при обеспечении безопасности полетов
Способ учета изменений содержания нормативных документов при обеспечении безопасности полетов
Способ учета изменений содержания нормативных документов при обеспечении безопасности полетов
Способ учета изменений содержания нормативных документов при обеспечении безопасности полетов
Способ учета изменений содержания нормативных документов при обеспечении безопасности полетов
Способ учета изменений содержания нормативных документов при обеспечении безопасности полетов
Способ учета изменений содержания нормативных документов при обеспечении безопасности полетов

Владельцы патента RU 2721414:

Публичное акционерное общество "Аэрофлот - российские авиалинии" (RU)

Изобретение относится к области проведения обучения и контроля знаний и может быть использовано для обеспечения безопасности полетов при обучении и переподготовке летного состава и вспомогательного персонала. Технический результат заключается в расширении арсенала средств того же назначения. Способ учета изменений содержания нормативных документов при обеспечении безопасности полетов, и включает этапы на которых, формируют базу данных нормативных документов, выделяют из нормативных документов фрагменты, с присвоением каждому из фрагментов уникального идентификационного признака, формируют отдельные положения программы обучения, с указанием положений, использующих фрагменты из нормативных документов, проверяют соответствие набора положений измененной программы обучения. 6 з.п. ф-лы, 13 ил.

 

ОБЛАСТЬ ТЕХНИКИ

Изобретение относится к области проведения обучения и контроля знаний и может быть использовано в профессиональных сферах, где происходит постоянное обновление знаний, в том числе, нормативных документов, непосредственно используемых персоналом в профессиональной деятельности. Изобретение может быть использовано, в частности, для обеспечения безопасности полетов при обучении и переподготовке летного состава и вспомогательного персонала. Изобретение может быть использовано при составлении программ обучения, совершенствования существующих программ, а также при составлении учебных пособий и проверочных материалов.

Под программой обучения в настоящем описании подразумевается комплекс учебных, методических и тестовых материалов, определяющих содержание, объем, а также порядок изучения и преподавания учебной дисциплины или ее раздела.

УРОВЕНЬ ТЕХНИКИ

Известен способ повышения квалификации летного состава, описанный в заявке РФ 97101416, опубликованной 20.02.1999, описывающий использование модели обучения, учитывающий личный опыт обучаемого персонала. Известный способ не является универсальным и может быть использован только для психологической коррекции поведения персонала, при необходимости.

В патенте РФ 2158965, опубликованном 10.11.2000, описан способ формирования программы обучения, являющийся ближайшим аналогом предлагаемого изобретения, использующий расчетный анализ учебной программы с помощью матрицы понятий. При реализации известного способа формируют и фиксируют перечень условных единиц знаний, в качестве которых используют понятия, содержащиеся в первоначальной программе обучения, оценивают значимость каждого понятия в перечне путем установления его взаимосвязи с другими понятиями, а затем формируют уточненный перечень понятий, в который включают наиболее значимые из них, и на основе уточненного перечня формируют оптимальную программу обучения.

Известный способ предназначен для формирования программы обучения, оптимальной с точки зрения усвоения учебного материала и не предназначен для оперативных внесений изменений в содержание учебного материала. Указанное обстоятельство не является существенным недостатком во многих отраслях использования известного способа, поскольку задачей большинства учебных программ является обучение учащихся базовым знаниям и обучение навыкам, необходимым для дальнейшей самостоятельной работы. При использовании способа для постоянного совершенствования знаний и мастерства лиц, отвечающих за безопасность полетов, невозможность оперативного автоматизированного обновления учебных программ является существенным недостатком.

Задачей, на решение которой направлен предлагаемый способ, является устранение недостатков способов, известных из уровня техники с обеспечением технического результата, по сравнению с прототипом, заключающегося в обеспечении повышения безопасности полетов, а также в сокращении времени и трудозатрат на обновление учебных, сертификационных и экзаменационных программ, учитывающих динамические изменения в нормативных документах и оперативно учитывающих как положительный, так и негативный опыт работы персонала, обеспечивающего безопасность полетов.

Предлагаемое изобретение позволяет преодолеть, по крайней мере, часть вышеуказанных недостатков или все указанные недостатки, а также реализовать преимущества настоящего изобретения, как описано в рамках настоящего изобретения.

СУЩНОСТЬ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Для достижения указанного выше технического результата, предлагается способ учета изменений содержания нормативных документов при обеспечении безопасности полетов, заключающийся в том, что: формируют базу данных нормативных документов; выделяют из нормативных документов фрагменты, имеющие завершенное смысловое содержание с присвоением каждому из фрагментов уникального идентификационного признака; формируют отдельные положения программы обучения, с указанием положений, использующих фрагменты из нормативных документов; для положений, использующих фрагменты из нормативных документов, указывают идентификационные признаки соответствующих фрагментов; и формируют критерий возможности использования программы обучения, использующий заранее заданный набор положений программы обучения; при обновлении нормативного документа в базе данных нормативных документов выделяют в обновленном нормативном документе фрагменты, имеющие завершенное смысловое содержание; сверяют выделенные в обновленном нормативном документе фрагменты с фрагментами замененного нормативного документа базы данных, определяют идентификационные признаки замененных и удаленных фрагментов документов базы данных и присваивают уникальные идентификационные признаки заменяющим и новым фрагментам заменяющего нормативного документа; для положений, использующих идентификационные признаки замененных и удаленных фрагментов, определяют возможность автоматизированной замены замененных и удаленных фрагментов заменяющими и новыми фрагментами, производят автоматизированную замену с указанием идентификационных признаков заменяющих фрагментов; проверяют соответствие набора положений измененной программы обучения, содержащего положения, не использующие признаки замененных и удаленных фрагментов, не замененных новыми признаками критерию возможности программы обучения и при соответствии измененной программы обучения критерию возможности использования, продолжают использование измененной программы обучения, а при несоответствии измененной программы обучения критерию возможности использования, приостанавливают использования измененной программы обучения до приведения совокупности положений программы обучения в соответствие критерию возможности использования путем замены положений программы обучения с участием оператора.

В одном из частных вариантов реализации продолжают замену положений программы обучения в процессе использования программы обучения с указанием идентификационных признаков заменяющих фрагментов.

В одном из частных вариантов реализации идентификационные признаки заменяющих фрагментов указывают после окончания формирования нового положения.

В одном из частных вариантов реализации отдельные признаки имеют пересекающиеся участки текста или изображений.

В одном из частных вариантов реализации использование признаков нормативных документов в положениях программы обучения осуществляется по крайней мере в виде цитат из нормативных документов, отсылок к нормативным документам или передачи смыслового содержания фрагментов нормативных документов.

В одном из частных вариантов реализации из заменяющих и новых фрагментов нормативных документов выделяют критические фрагменты, без использования которых невозможно использование программы обучения и приостанавливают использование новой программы обучения до начала использования указанных фрагментов в новой программе обучения.

В одном из частных вариантов реализации сортируют положения программы обучения, подлежащие замене по степени важности в учебной программе.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

ФИГ. 1 иллюстрирует схему примерного варианта автоматизированного процесса «Загрузка документа в библиотеку»;

ФИГ. 2 иллюстрирует схему примерного варианта автоматизированного процесса «Загрузка новой версии документа»;

ФИГ. 3 иллюстрирует схему примерного варианта автоматизированного процесса «Сравнение версий документа и обработка результатов сравнения»;

ФИГ. 4 иллюстрирует схему примерного варианта автоматизированного процесса «Актуализация результатов сравнения (блокировка/разблокировка вопросов и учебных материалов)»;

ФИГ. 5 иллюстрирует схему примерного варианта автоматизированного процесса «Формирование дерева контента»;

ФИГ. 6 иллюстрирует схему примерного варианта автоматизированного процесса «Формирование обучающего курса»;

ФИГ. 7 иллюстрирует примерный вариант схемы автоматизированного процесса формирования экзамена;

ФИГ. 8 иллюстрирует примерный вариант схемы автоматизированного процесса «Обновление обучающего/экзаменационного контента»;

ФИГ. 9 иллюстрирует примерный вариант схемы автоматизированного процесса «Обработка заблокированных вопросов»;

ФИГ. 10 иллюстрирует схему примерного варианта автоматизированного процесса работы автоматизированной подсистемы - робота по публикации обновлений учебных материалов и вопросов с последующим формированием ленты новостей об обновлении контента и её запуском;

ФИГ. 11 иллюстрирует упрощенный пример аппаратной реализации предложенного изобретения;

ФИГ. 12 иллюстрирует пример вычислительной системы, пригодный для реализации элементов предложенного изобретения;

ФИГ. 13 блок-схему примерного варианта способа осуществления настоящего изобретения.

ОПИСАНИЕ ВАРИАНТОВ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Объекты и признаки настоящего изобретения, способы для достижения этих объектов и признаков станут очевидными посредством отсылки к примерным вариантам осуществления. Однако настоящее изобретение не ограничивается примерными вариантами осуществления, раскрытыми ниже, оно может воплощаться в различных видах. Сущность, приведенная в описании, является ничем иным, как конкретными деталями, обеспеченными для помощи специалисту в области техники в исчерпывающем понимании изобретения, и настоящее изобретение определяется только в объеме приложенной формулы.

Используемые в настоящем описании изобретения термины «модуль», «компонент», «элемент», «часть», «блок», «составная часть» и подобные используются для обозначения компьютерных сущностей, которые могут являться аппаратным обеспечением, например, устройством или частью устройства, в частности, включающим, по крайней мере, один процессор, микроконтроллер и т.д., или программным обеспечением, например, компьютерной программой, прошивкой или другим набором последовательности управляющих инструкций, позволяющих аппаратному обеспечению вычислительной системы выполнять вычисления или функции управления, являющиеся комбинацией инструкций и данных.

Описываемое изобретение может использоваться для профессиональной подготовки и аттестации знаний летного состава авиакомпаний, профессиональной подготовки специалистов любого другого профиля, в отраслях, где получение и использование динамически изменяющейся информации (контента) является важной частью деятельности, существенно влияющей на безопасность работ. На ФИГ. 1 - ФИГ. 4 показаны схемы примерных вариантов автоматизированных процессов, связанных с формированием библиотеки документов.

Показанная на ФИГ. 1 - ФИГ. 4 первая группа автоматизированных процессов относится к формированию библиотеки документов, содержание которых может изменяться с течением времени. Содержание каждого из документов может быть структурировано и преобразовано в формат XML. Документы группируются по классификаторам, а установленные классы документов привязываются к узлам оглавления библиотеки документов. При появлении новой или измененной версии документа, новая версия загружается в тот же узел оглавления. Для старой и новой версий производится сравнение, формируется протокол результатов сравнения, который содержит список DU (document units или частей документов), в которых зафиксированы отличия старой и новой версий. Различия могут быть промаркированы в соответствии с их сущностью. Например, при маркировке цветами, «удалено» маркируется синим цветом», «добавлено» - зеленым цветом, «изменено» - красным цветом. Учебные материалы и экзаменационные вопросы, которые получили маркировку «удалено», помечаются, как условно заблокированные и не могут быть далее использованы, например, не могут быть выставлены студентам на экзамен. В частном случае, материалы могут быть использованы после их корректировки. Для других материалов осуществляется замена использованных в документах ссылок на ссылки, относящиеся к новым или актуальным версиям документов, например, если устаревшая версия документа может быть полезной с точки зрения логики построения учебных процессов. Проверенные и утвержденные учебные материалы и вопросы используются в учебном процессе или в процессе повышения квалификации персонала. Например. материалы могут быть опубликованы на Обучающем портале. Публикация может осуществляться незамедлительно или может быть отложена на заранее заданное время. Также может быть задано фиксированное время для осуществления публикаций.

Так, на ФИГ. 1 показана схема примерного варианта автоматизированного процесса «Загрузка документа в библиотеку».

На шаге 102 начинается процесс загрузки документа.

На шаге 104 осуществляется выбор загрузки документа, в частности, выбирается загрузка нового документа или загрузки новой версии.

На шаге 106 осуществляется выбор типа документа.

Если на шаге 106 был выбран тип документа Airbus (108), то на шаге 110 осуществляется загрузка формата Airbus. Далее, на шаге 112, осуществляется копирование документов. Затем, на шаге 114, осуществляется копирование Airbus-представления, после чего на шаге 116 осуществляется конвертация изображений, и процесс загрузки документа заканчивается на шаге 160.

Если на шаге 106 был выбран тип документа Boeing (118), то на шаге 120 осуществляется загрузка формата Boeing. Далее на шаге 122, осуществляется копирование документов. Затем, на шаге 124, осуществляется копирование Boeing-представления и процесс загрузки документа заканчивается на шаге 160.

Если на шаге 106 был выбран тип документа РПП (128), то на шаге 130 осуществляется разбиение на главы и темы (файлирование), после чего на шаге 132 осуществляется построение XML представления (файлирование). Далее, на шаге 134 осуществляется построение оглавления по темам (файлирование), и процесс загрузки документа заканчивается на шаге 160.

Если на шаге 106 был выбран тип документа RRJ (138), то на шаге 140 осуществляется разбиение на главы и страницы (файлирование), после чего на шаге 142 осуществляется построение XML представления (файлирование). Далее на шаге 144 осуществляется построение оглавления по страницам (файлирование), и процесс загрузки документа заканчивается на шаге 160.

Если на шаге 106 был выбран тип документа PDF с закладками (148), то на шаге 150 осуществляется разбиение на темы в зависимости от закладок в документе (файлирование). Далее на шаге 152, осуществляется построение XML представления (файлирование), после чего в шаге 154 осуществляется построение оглавления по закладкам (файлирование), и процесс загрузки документа заканчивается на шаге 160.

На ФИГ. 2 показана схема примерного варианта автоматизированного процесса «Загрузка новой версии документа».

На шаге 203 начинается процесс загрузки новой версии документа.

На шаге 205 осуществляется файлирование документа.

На шаге 207 осуществляется загрузка PDF представления.

На шаге 209 осуществляется загрузка XML-представления.

На шаге 211 осуществляется сравнение в зависимости от типа документа, в частности, может быть выбрана модель летательного аппарата, к которому относится документ, например, Airbus (213), Boeing (215), РПП (217), RRJ (219), или тип документа, например, PDF с закладками (221). В случае документа с закладками, для каждой из закладок может быть определен тип, например, модель летательного аппарата.

На шаге 223 осуществляется публикация протокола сравнения.

На шаге 225 осуществляется сохранение результатов сравнения в базу данных и на шаге 227 сравнение завершается.

Упомянутые результаты сравнения, а также, другие данные, в том числе документы и т.д., могут храниться на физическом хранилище данных, логически организованными и упорядоченными в базе данных (БД). Упомянутое хранилище данных может являться временным устройством хранения данных, например, Оперативным Запоминающим Устройством (ОЗУ), постоянным устройством хранения данных, например, (Программируемым) Постоянным Запоминающим Устройством (ПЗУ/ППЗУ), в том числе, реализуемым, по крайней мере, одной микросхемой или набором микросхем и т.д. В частном случае, упомянутое хранилище данных является устройством для хранения информации/данных и может быть реализовано, по крайней мере, одним накопителем на жестких магнитных дисках (НЖМД/HDD, англ. hard (magnetic) disk drive), твердотельным накопителем (SSD, англ. solid-state drive), гибридным жестким диском (SSHD, англ. solid-state hybrid drive), сетью хранения данных (СХД/SAN, англ. Storage Area Network), сетевой системой хранения данных/сетевым хранилищем (NAS, англ. Network Attached Storage) и/или любым другим устройством или совокупностью устройств, позволяющим осуществлять, по крайней мере, запись на устройство, чтение с устройства и/или хранение данных на устройстве. Данные в хранилищах данных могут храниться в любом известном формате данных, например, в виде, по крайней мере, одной таблицы или набора связанных или не связанных между собой таблиц базы данных.

На ФИГ. 3 показана схема примерного варианта автоматизированного процесса «Сравнение версий документа и обработка результатов сравнения».

На шаге 305 начинается процесс обработки результатов сравнения.

На шаге 310 производится анализ составленного ранее протокола результатов сравнения.

На шаге 315 формируется отображение отличий для конкретных DU.

На шаге 320 осуществляется обработка списка вопросов, затронутых изменениями, и на шаге 325 осуществляется проверка типа изменения, то есть определяется, относится изменение к удалению или изменению (модификации).

Если на шаге 325 установлено, что изменение относится к удалению, то на шаге 340 ранее действующий вопрос (или другая содержательная часть документа) блокируется и на шаге 370 обработка заканчивается.

Если на шаге 325 установлено, что произведена модификация, то на шаге 320 проверяется, затронута ли сущность вопроса. Если затронута сущность вопроса, то на шаге 340 вопрос блокируется и на шаге 370 обработка заканчивается. Если сущность вопроса не затронута, то на шаге 335 меняется подсказка и на шаге 370 обработка заканчивается.

На шаге 345 осуществляется обработка списка материалов, затронутых изменениями. На шаге 350 осуществляется проверка каждого из материалов, затронутых изменениями. Если изменения касаются ссылок или частей библиотеки, представляющей документ, и изменения могут быть внесены в новый документ, присутствуют в новом документе, то осуществляется шаг 360. Если на шаге 350 установлено, что изменения касаются всего изменяемого документа, то есть являются ассетом (от англ. Asset - сущность), или на шаге 355 устанавливается, что изменения не внесены в новый документ, то на шаге 365 осуществляется блокировка документа, и документ исключается из учебной программы, на шаге 370 обработка заканчивается, в противном случае, если «ссылка/часть библиотеки», то на шаге 355 осуществляется проверка присутствия в новом документе. Если на шаге 355 установлено присутствие в новом документе, то на шаге 360 осуществляется замена ссылки и на шаге 370 обработка заканчивается.

На ФИГ. 4 показана схема примерного варианта автоматизированного процесса актуализации результатов сравнения, произведенных в соответствии со способом раскрытым на ФИГ. 3

Процесс актуализации результатов сравнения начинается на шаге 405.

На шаге 410 осуществляется обработка списка заблокированных вопросов, после чего на шаге 415 выявляются нарушения алгоритма формирования экзамена, при их наличии. Нарушениями алгоритма формирования экзамена могут быть недостаточное количество вопросов, отсутствие вопросов, являющихся ключевыми для учебного курса или отсутствие необходимого количества вопросов в экзаменационных билетах.

Если на шаге 415 было выявлено нарушение алгоритма формирования экзамена, то на шаге 420 осуществляется модифицирование или замена вопроса, и процесс актуализации переходит к шагу 425, в котором осуществляется разблокировка вопроса в случае модифицирования запроса, или к шагу 460, в котором осуществляется исключение вопроса из тестовых, в случае замены вопроса.

Далее процесс актуализации переходит к шагу 430, в котором осуществляется замена подсказки на новую, и далее осуществляется переход к процессу публикации в портале (435), причем на шаге 440 осуществляется проверка необходимости немедленной публикации или отсроченной публикации. Если на шаге 440 установлено, что требуется отсроченная публикация, то на шаге 445 осуществляется публикация с определенной даты, и процесс актуализации заканчивается на шаге 490. Если на шаге 440 установлено, что требуется немедленная публикация, то на шаге 450 осуществляется немедленная публикация, и процесс актуализации заканчивается на шаге 490.

Если на шаге 415 не было выявлено нарушения алгоритма формирования экзамена, то на шаге 455 методистом определяется, разблокировать ли вопрос или исключить вопрос из тестовых и, в зависимости от решения методиста, процесс переходит к шагу 425, если методист решил разблокировать вопрос, или к шагу 460, если методист решил исключить вопрос из тестовых, после чего процесс переходит к шагу 430.

На шаге 462 начинается обработка списка заблокированных документов, после чего на шаге 465 осуществляется проверка - является ли замена только заменой ссылки или замена касается сущности документа, то есть является ассетом. Если «Ассетом», то на шаге 470 осуществляется редактирование, и процесс актуализации переходит к шагу 435, в противном случае, если «ссылка», то на шаге 475 осуществляется замена ссылки, и процесс актуализации переходит к шагу 435.

На ФИГ. 5 - ФИГ. 7 показаны схемы примерных вариантов автоматизированных процессов, связанных с формированием дерева контента.

Показанная на ФИГ. 5 - ФИГ. 7 вторая группа автоматизированных процессов связана с формированием дерева контента: строится структура дерева, отражающая содержание учебных курсов, основное содержание дерева формируется в его концевых узлах, к каждому концевому узлу дерева привязан набор вопросов и набор учебных материалов (как стандартизованных в виде готовых документов, так и нестандартных, т.е. созданных автором в виде ассетов), при формировании структуры дерева предусмотрен ряд функций (добавление нового узла, замена имени узла, удаление узла, перемещение узла по структуре дерева), к каждому узлу дереву привязываются экзаменационные вопросы через DU документов, находящихся в библиотеке, имеется функция просмотра привязанных к узлу дерева вопросов, реализована функция формирования нового учебного курса и нового экзамена, которые собираются на отдельном – буферном портале.

Так, на ФИГ. 5 показана схема примерного варианта автоматизированного процесса «Формирование дерева контента».

Процесс формирования дерева контента начинается на шаге 505.

На шаге 510 осуществляется формирование структуры.

На шаге 515 осуществляется привязка вопросов к узлу.

Для существующих вопросов (520) на шаге 525 осуществляется импорт вопросов из портала, и процесс формирования дерева контента переходит к шагу 540, в котором осуществляется связь с DU.

Для новых вопросов (530) на шаге 535 осуществляется создание вопросов в базе данных ЕХД, после чего процесс формирования дерева контента переходит к шагу 540.

Далее на шаге 545 осуществляется выбор DU из структуры документа и на шаге 596 процесс формирования дерева контента заканчивается,

На шаге 560 осуществляется привязка материалов к узлу 560, после чего на шаге 565 осуществляется определение типа материала.

Если на шаге 565 установлено, что типом материала является библиотечная ссылка (570), то далее, на шаге 572, осуществляется выбор документа из библиотеки, после чего на шаге 574 осуществляется выбор ссылочного узла. Далее на шаге 576 осуществляется формирование обучающего контента, после чего на шаге 589 осуществляется сохранение в хранилище материалов, и на шаге 596 процесс формирования дерева контента заканчивается.

Если на шаге 565 установлено, что типом материала является ассет (580), то на шаге 582 осуществляется вызов редактора ассетов, после чего на шаге 584 осуществляется выбор документа из библиотеки. Далее, на шаге 586 осуществляется выбор DU из структуры документа. На шаге 588 осуществляется внесение авторских правок, и на шаге 589 осуществляется сохранение в хранилище материалов, и на шаге 596 процесс формирования дерева контента заканчивается,

Если на шаге 565 установлено, что типом материала является авторский файл (590), то на шаге 592 осуществляется выбор документа из библиотеки. Далее, на шаге 589 осуществляется сохранение в хранилище материалов, и на шаге 596 процесс формирования дерева контента заканчивается.

На ФИГ. 6 показана схема примерного варианта автоматизированного процесса «Формирование обучающего курса».

Процесс формирования обучающего курса начинается на шаге 605.

На шаге 610 осуществляется создание структуры курса на портале. Далее, на шаге 615 осуществляется выбор узла из дерева контента.

На шаге 620 осуществляется загрузка тестовых вопросов, после чего на шаге 625 осуществляется загрузка списка вопросов, привязанных к узлу дерева.

На шаге 630 осуществляется выбор вопросов для публикации и на шаге 635 осуществляется выбор курса и раздела в курсе, после чего на шаге 640 осуществляется публикация вопроса в буферном портале.

Далее, на шаге 670, осуществляется формирование списка изменений для актуализации на промышленном портале, и на шаге 675 осуществляется публикация на промышленный портал в запланированное время, после чего на шаге 680 процесс формирования обучающего курса заканчивается.

На шаге 645 осуществляется загрузка учебных материалов, после чего на шаге 650 осуществляется загрузка списка материалов, привязанных к узлу дерева.

Далее, на шаге 655 осуществляется выбор материалов для публикации и на шаге 660 осуществляется выбор курса и раздела в курсе.

Далее, на шаге 665 осуществляется публикация материалов в буферном портале, после чего процесс формирования обучающего курса переходит к шагу 670.

На ФИГ. 7 показан примерный вариант схемы автоматизированного процесса формирования экзамена.

Процесс формирования экзамена начинается на шаге 705.

На шаге 715, если формируется новый экзамен (710), осуществляется создание экзаменационного курса в ОП (отдельных положениях предмета обучения), после чего на шаге 720 осуществляется определение категорий тестовых вопросов.

Далее для каждой выбранной категории (725) на шаге 730 осуществляется выбор случайного количества вопросов из данной категории и на шаге 735 осуществляется проверка заблокированных вопросов, причем при наличии заблокированных вопросов процесс завершается на шаге 775, в противном случае на шаге 740 осуществляется переопределение числа вопросов, после чего формирование экзамена считается завершенным (на схеме не отражено).

На шаге 755 , если осуществляется коррекция структуры экзамена (745), осуществляется проверка нарушений нормы вопросов.

Далее для категорий, в которых нарушена норма, на шаге 760 осуществляется выбор альтернативы – требуется ли изменить число вопросов или переформировать структуру экзамена. Если требуется изменить число вопросов, то на шаге 765 осуществляется изменение числа вопросов, и процесс завершается на шаге 775. Если требуется переформировать структуру экзамена, то на шаге 770 осуществляется переформирование структуры экзамена, и процесс завершается на шаге 775.

На ФИГ. 8 - ФИГ. 10 показаны схемы примерных вариантов автоматизированных процессов, связанных с обновлением динамического обучающего/экзаменационного контента.

Показанная на ФИГ. 8 - ФИГ. 10 третья группа автоматизированных процессов связана с обновлением динамического обучающего /экзаменационного контента: формируется таблица обновлений, которая включает в себя два типа обновлений (по вопросам и по учебным материалам), список необходимых обновлений первоисточника формируется в программе dashboard, при наличии потенциально заблокированных вопросов проверяется возможность сформировать экзамен (для этого все заблокированные вопросы собираются в отдельную категорию под названием «bloked questions» и методист имеет возможность отредактировать их или заново привязать вопросы, чтобы сохранить «норму вопросов» для экзамена), автоматически формируется новость, содержащая информацию об актуализируемом документе и его версии, публикация обновлений на промышленном портале осуществляется программой-роботом, которая запускается в ближайший технический перерыв (в установленное время), осуществляется информирование об изменениях в документах через ленту новостей с возможностью детального просмотра всех предлагаемых замен в режиме предварительного просмотра, производится рассылка оповещений пользователям.

Так, на ФИГ. 8 показан примерный вариант схемы автоматизированного процесса «Обновление обучающего/экзаменационного контента».

Процесс обновления начинается на шаге 805.

На шаге 810 осуществляется обновление данных, связанных с версией документа.

На шаге 815 осуществляется обновление вопросов и материалов по инициативе методиста.

Далее на шаге 820 осуществляется формирование списка обновлений, после чего на шаге 825 осуществляется формирование списка новостей для публикации, которые (списки) обрабатываются на шаге 830.

На шаге 835 осуществляется проверка необходимость немедленного или отложенного обновления, в зависимости от важности обновлений. Например, обновления, сформированные по результатам разбора чрезвычайных происшествий, требуют немедленной актуализации, другие обновления могут вноситься по мере обработки документов.

В случае возможности отложенного обновления, на шаге 840 осуществляется публикация в буферном портале и на шаге 845 осуществляется формирование заявки на публикацию в промышленном портале в ближайший технический перерыв.

Далее на шаге 850 осуществляется публикация новости об обновлении контента, после чего на шаге 855 осуществляется рассылка сообщений пользователям, подписанным на курсы, и процесс обновления завершается на шаге 875.

В случае необходимости немедленного обновления, на шаге 860 осуществляется публикация в буферном портале и на шаге 865 осуществляется формирование ссылок для предварительного просмотра обновлений из промышленного портала.

Далее на шаге 870 осуществляется публикация новости с предварительным просмотром обновлений, и процесс обновления завершается на шаге 875.

На ФИГ. 9 показан примерный вариант схемы автоматизированного процесса «Обработка заблокированных вопросов».

Процесс обработки заблокированных вопросов начинается на шаге 905.

На шаге 910 осуществляется формирование банка заблокированных вопросов (категория «Blocked Questions») посредством блокировки вопросов при обновлении контента на шаге 915 и блокировки вопросов методистом на шаге 920.

Далее, на шаге 925 осуществляется проверка на исправление или удаление вопроса, если - удаление, то на шаге 945 вопрос окончательно удаляется из базы вопросов. В противном случае, если – исправление, то на шаге 930 осуществляется редактирование заблокированных вопросов (стандартная процедура редактирования и привязки вопроса) и на шаге 935 осуществляется редактирование вопроса (возвращение вопроса в исходную категорию для использования в учебном контенте), после чего на шаге 940 осуществляется формирование заявки на публикацию обновленного контента.

На ФИГ. 10 показана схема примерного варианта автоматизированного процесса работы автоматизированной подсистемы - робота по публикации обновлений учебных материалов и вопросов с последующим формированием ленты новостей об обновлении контента и её запуском.

Процесс обработки очереди заявок на обновление контента начинается на шаге 1010.

На шаге 1020 осуществляется проверка на актуальные обновления и отложенное обновление.

В случае актуальных обновлений на шаге 1030 осуществляется проверка и подтверждение блокировки экзаменов, после чего на шаге 1040 осуществляется проверка факта публикации для предварительного просмотра. Если было опубликовано для предварительного просмотра, то на шаге 1050 осуществляется удаление ссылок для предварительного просмотра и актуализация учебных материалов и тестовых вопросов, после чего на шаге 1080 осуществляется формирование новостей и актуализация новостной ленты с информацией об обновлениях учебного контента.

В случае отложенного обновления на шаге 1070 осуществляется публикация для предварительного просмотра и на шаге 1080 осуществляется формирование новостей и актуализация новостной ленты с информацией об обновлениях учебного контента.

На ФИГ. 11 показан упрощенный пример аппаратной реализации предложенного изобретения. Компьютерная сеть может представлять собой географически распределенную совокупность узлов, соединенных линиями связи и сегментами для передачи данных между конечными узлами, такими как персональные компьютеры, рабочие станции, или периферийные устройства, такие как принтеры или сканеры. Доступно множество типов сетей, от локальных сетей (LAN) до глобальных сетей (WAN). Как показано на ФИГ. 11, примерная компьютерная сеть 1100 может содержать множество сетевых устройств, таких как маршрутизаторы, коммутаторы, компьютеры и тому подобное, связанных между собой линиями связи. Например, множество сетевых устройств может соединять одно или несколько пользовательских устройств («клиентских устройств») 1110, которые могут использоваться пользователем, таких как компьютеры, смартфоны, планшеты и т.д. Каналы связи, соединяющие различные сетевые устройства, могут быть проводными линиями или общими средами (например, беспроводными линиями), где определенные устройства могут поддерживать связь с другими устройствами на основе расстояния, уровня сигнала, текущего рабочего состояния, местоположения и т.п. Каналы связи могут соединять различные сетевые устройства в любой возможной конфигурации. Один или несколько серверов 1120 (например, хост-серверы, веб-серверы, базы данных и т.д.) Могут поддерживать связь с сетью 1100 и, таким образом, с множеством клиентских устройств 1110. Специалистам в данной области техники будет понятно, что в компьютерной сети может использоваться любое количество и расположение узлов, устройств, линий связи и т. д., а иллюстрация, показанная на ФИГ. 11 является упрощенным примером аппаратной реализации системы.

На ФИГ. 12 показан пример вычислительной системы, пригодный для реализации элементов предложенного изобретения. Как показано на ФИГ. 12, вычислительная система содержит вычислительное устройство 1200, которое может использоваться в качестве устройства пользователя или сервера, в памяти 1240 которого хранятся операционная система 1242, компьютерные программы 1244 и структуры данных 1245. Память 1240 устройства 1200 связана шиной 1250 с источником питания 1260, по крайней мере, одним процессором 1220 и, по крайней мере, одним сетевым интерфейсом 1210, осуществляющим передачу данных в сеть 1100 (ФИГ. 11) и из сети 1100 (ФИГ. 11).

На ФИГ. 13 показана блок-схема примерного варианта способа осуществления настоящего изобретения согласно независимому пункту формулы изобретения.

На шаге 1310 осуществляется формирование базы данных нормативных документов.

На шаге 1315 осуществляется выделение из нормативных документов фрагментов, имеющих завершенное смысловое содержание с присвоением каждому из фрагментов уникального идентификационного признака.

На шаге 1320 осуществляется формирование отдельных положений программы обучения, с указанием положений, использующих фрагменты из нормативных документов.

На шаге 1325 для положений, использующих фрагменты из нормативных документов, осуществляется указание идентификационных признаков соответствующих фрагментов.

В частном случае отдельные признаки имеют пересекающиеся участки текста или изображений.

В частном случае использование признаков нормативных документов в положениях программы обучения осуществляется по крайней мере в виде цитат из нормативных документов, отсылок к нормативным документам или передачи смыслового содержания фрагментов нормативных документов.

На шаге 1330 осуществляется формирование критерия возможности использования программы обучения, использующий заранее заданный набор положений программы обучения.

На шаге 1335 при обновлении нормативного документа в базе данных нормативных документов осуществляется выделение в обновленном нормативном документе фрагментов, имеющих завершенное смысловое содержание.

На шаге 1340 осуществляется сверка выделенных в обновленном нормативном документе фрагментов с фрагментами замененного нормативного документа базы данных.

На шаге 1345 осуществляется определение идентификационных признаков замененных и удаленных фрагментов документов базы данных.

На шаге 1350 осуществляется присваивание уникальных идентификационных признаков заменяющим и новым фрагментами заменяющего нормативного документа.

На шаге 1355 для положений, использующих идентификационные признаки замененных и удаленных фрагментов, осуществляется определение возможности автоматизированной замены замененных и удаленных фрагментов заменяющими и новыми фрагментами, осуществляется произведение автоматизированной замены с указанием идентификационных признаков заменяющих фрагментов.

В частном случае из заменяющих и новых фрагментов нормативных документов осуществляется выделение критических фрагментов, без использования которых невозможно использование программы обучения, и осуществляется приостановка использования новой программы обучения до начала использования указанных фрагментов в новой программе обучения.

На шаге 1360 осуществляется проверка соответствия набора положений измененной программы обучения, содержащего положения, не использующие признаки замененных и удаленных фрагментов, не замененных новыми признаками, критерию возможности программы обучения и при соответствии измененной программы обучения критерию возможности использования, осуществляется продолжение использования измененной программы обучения, а при несоответствии измененной программы обучения критерию возможности использования, осуществляется приостановка использования измененной программы обучения до приведения совокупности положений программы обучения в соответствие критерию возможности использования путем замены положений программы обучения с участием оператора.

В частном случае осуществляется продолжение замены положений программы обучения в процессе использования программы обучения с указанием идентификационных признаков заменяющих фрагментов.

В частном случае осуществляется указание идентификационных признаков заменяющих фрагментов после окончания формирования нового положения.

В частном случае осуществляется сортировка положений программы обучения, подлежащих замене по степени важности в учебной программе.

В заключение следует отметить, что приведенные в описании сведения являются примерами, которые не ограничивают объем настоящего изобретения, определенного формулой. Специалисту в данной области становится понятным, что могут существовать и другие варианты осуществления настоящего изобретения, согласующиеся с сущностью и объемом настоящего изобретения.

1. Способ учета изменений содержания нормативных документов при обеспечении безопасности полетов, заключающийся в том, что:

формируют базу данных нормативных документов;

выделяют из нормативных документов фрагменты, имеющие завершенное смысловое содержание с присвоением каждому из фрагментов уникального идентификационного признака;

формируют отдельные положения программы обучения, с указанием положений, использующих фрагменты из нормативных документов;

для положений, использующих фрагменты из нормативных документов, указывают идентификационные признаки соответствующих фрагментов;

и формируют критерий возможности использования программы обучения, использующий заранее заданный набор положений программы обучения;

при обновлении нормативного документа в базе данных нормативных документов выделяют в обновленном нормативном документе фрагменты, имеющие завершенное смысловое содержание;

сверяют выделенные в обновленном нормативном документе фрагменты с фрагментами замененного нормативного документа базы данных,

определяют идентификационные признаки замененных и удаленных фрагментов документов базы данных и

присваивают уникальные идентификационные признаки заменяющим и новым фрагментам заменяющего нормативного документа;

для положений, использующих идентификационные признаки замененных и удаленных фрагментов, определяют возможность автоматизированной замены замененных и удаленных фрагментов заменяющими и новыми фрагментами, производят автоматизированную замену с указанием идентификационных признаков заменяющих фрагментов;

проверяют соответствие набора положений измененной программы обучения, содержащего положения, не использующие признаки замененных и удаленных фрагментов, не замененных новыми признаками, критерию возможности программы обучения и при соответствии измененной программы обучения критерию возможности использования, продолжают использование измененной программы обучения, а при несоответствии измененной программы обучения критерию возможности использования, приостанавливают использования измененной программы обучения до приведения совокупности положений программы обучения в соответствие критерию возможности использования путем замены положений программы обучения с участием оператора.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что продолжают замену положений программы обучения в процессе использования программы обучения с указанием идентификационных признаков заменяющих фрагментов.

3. Способ по п. 2, отличающийся тем, что идентификационные признаки заменяющих фрагментов указывают после окончания формирования нового положения.

4. Способ по п. 1, отличающийся тем, что отдельные признаки имеют пересекающиеся участки текста или изображений.

5. Способ по п. 1, отличающийся тем, что использование признаков нормативных документов в положениях программы обучения осуществляется по крайней мере в виде цитат из нормативных документов, отсылок к нормативным документам или передачи смыслового содержания фрагментов нормативных документов.

6. Способ по п. 1, отличающийся тем, что из заменяющих и новых фрагментов нормативных документов выделяют критические фрагменты, без использования которых невозможно использование программы обучения и приостанавливают использование новой программы обучения до начала использования указанных фрагментов в новой программе обучения.

7. Способ по п. 2, отличающийся тем, что сортируют положения программы обучения, подлежащие замене по степени важности в учебной программе.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области учебных моделей и тренажеров, а именно к устройствам, обеспечивающим моделирование условий при движении, наиболее приближенных к условиям движения в транспортном средстве, и может быть использовано в испытательных лабораториях и при обучении водительским навыкам.

Изобретение относится к стендам для обучения управления транспортным средством (ТС) на месте с целью отработки руления для получения первоначального навыка и навыка, необходимого в условиях критических ситуаций.

Изобретение относится к устройству для пространственного перемещения по меньшей мере одного человека и, в частности, для имитации условий ускорения или последовательностей ускорения.

Изобретение относится к комплексным моделирующим устройствам, используемым при проектировании и испытаниях сложных систем управления автономными подвижными объектами (АПО) различного назначения, например воздушными или морскими.
Изобретение относится к способу обучения и тестирования будущих водителей автотранспорта. Во время обучения и тестирования будущему водителю предоставляется рабочее место, включающее компьютер, монитор, две педали.

Изобретение относится к области организации дорожного движения, в частности к техническим средствам обучения вождению автотракторной техники. Имитатор дорожный содержит кабину автомобиля, рулевую колонку, органы управления автомобилем, расположенные в кабине, кресло водителя, микропроцессорное устройство автомобиля, с которым соединены контрольно-измерительные приборы, и экран для отображения вида на дорогу.

Тренажёр для технического обучения работников железнодорожного транспорта содержит оборудование рабочего места инструктора и оборудование рабочих мест обучаемых.
Изобретение относится к способу обучения управления машиной. Для обучения управления машиной создают эталонную запись движений, с помощью системы управления по эталонной записи движений перемещают органы управления машиной совместно с той частью тела обучающегося, которая участвует в управлении, обеспечивая повторение движений, информируют обучаемого об ошибках в управлении определенным образом или подсказывают дальнейшие действия, редактируют эталонную запись для устранения неточностей, записывают действию обучаемого в систему управления для дальнейшего анализа.

Изобретение относится к транспортным средствам. Узел движения, который производит движения тангажа и крена, включает в себя нижнюю и верхнюю плиты.

Изобретение относится к игровому или тренажерному оборудованию, которое может быть использовано в качестве водительского кресла при обучении управлению транспортными средствами на виртуальном тренажере либо в качестве кресла для компьютерных игр, и направлено на возможность быстрого и удобного перевода кресла из рабочего положения в положение для хранения.

Изобретение относится к медицинской технике, а именно к средствам, обеспечивающим возможность восприятия слепыми или слабовидящими людьми окружающего пространства.
Наверх