Зубчатый механизм с прерывистым движением выходного звена

Изобретение относится к области машиностроения. Зубчатый механизм с прерывистым движением выходного звена содержит корпус, в котором соосно установлены входной и выходной валы, центральное неподвижное зубчатое колесо, жестко закрепленное на корпусе соосно входному валу, сателлит, состоящий из цилиндрического зубчатого колеса и эллиптического зубчатого колеса, расположенных на валу сателлита, водило, установленное на входном валу и соединенное через вращательную кинематическую пару с валом сателлита, эллиптическое зубчатое колесо, закрепленное на выходном валу. Эллиптические зубчатые колеса имеют одинаковые размеры и установлены на валах таким образом, что ось вращения каждого вала проходит через центр делительного эллипса эллиптического зубчатого колеса, кроме того, центральное неподвижное зубчатое колесо радиусом r1=a состоит в зацеплении с цилиндрическим зубчатым колесом сателлита радиусом r2=b. Обеспечивается упрощение конструкции и увеличение ресурса работы зубчатого механизма. 3 ил.

 

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к механизмам преобразования вращательного движения входного звена в прерывистое движение выходного звена и предназначено для применения в металлообрабатывающих станках, робототехнике, машинах-автоматах, в механизмах технологических линий химических, нефтяных, пищевых и различных других производств.

Известен механизм с остановками (Патент на изобретение №RU 2354872 С1, кл. F16H 27/08), который состоит из ведущего колеса с зубьями на различных участках венца, количество и расположение которых определяет периоды движения и покоя ведомого колеса. Съемные зубья ведущего колеса представляют собой цилиндры, один из концов которых имеет сферическую поверхность, а сам зуб может свободно вставляться и выниматься из венца ведущего колеса. Зубья ведомого колеса жестко закреплены в нем и имеют форму скобы, профиль которой имеет тот же радиус, что и сфера зуба ведущего колеса, а ширина равна диаметру зуба ведущего колеса.

Прерывистое движение в рассмотренном механизме обеспечивается за счет разрыва и замыкания кинематической цепи, что приводит к ударам колес в начале и конце фазы движения и увеличивает их износ.

Известен зубчато-рычажный механизм с периодическими остановками В.И. Пожбелко (Патент на изобретение №RU 2252350 С1, кл. F16H 21/14), содержащий установленные на неподвижном основании ведущий и ведомый кривошипы, шарнирно соединенные с основным и дополнительными шатунами, и планетарную зубчатую передачу, при этом ведущий и ведомый кривошипы соединены между собой шарниром в одной точке неподвижного основания, основной шатун установлен противоположно ведомому кривошипу и выполнен одинаковой с ним длины, дополнительный шатун установлен противоположно ведущему кривошипу и выполнен одинаковой с ним длины, на концах ведущего кривошипа шарнирно установлены с зазором между собой два зубчатых колеса с одинаковым числом внешних зубьев, диаметр которых сделан меньше длины ведущего кривошипа, в зазор между зубчатыми колесами установлена шестерня, синхронизирующая вращение зубчатых колес в одну сторону, одно из зубчатых колес соединено с неподвижным основанием, другое зубчатое колесо сблокировано с основным шатуном, последний шарнирно соединен с ведомым кривошипом через дополнительный шатун, который дополнительно связан с ведомым кривошипом и с основным шатуном посредством упругих элементов, присоединенных с разных сторон к дополнительному шатуну и создающих реверсивный вращательный момент при переходе механизма через крайние положения.

Недостатком такой конструкции является применение рычажных механизмов, которые имеют большие габариты и невысокий коэффициент использования объема привода. Кроме этого, условия работы звеньев механизма зависят от положения их в связи с изменением углов давлений, что приводит к изменению реакций в шарнирах, сил трения и, следовательно, необходимых для движения приложенных внешних сил.

Известен механизм с остановками выходного звена (Prikhodko А.А., Smelyagin А.I., Tsybin A.D. Kinematics of planetary mechanisms with intermittent motion // Procedia Engineering. - 2017. - T. 206. - C. 380-385), являющийся прототипом предлагаемого изобретения и содержащий корпус, входной вал, водило, центральное цилиндрическое неподвижное зубчатое колесо, сателлит, состоящий из цилиндрического зубчатого колеса, вала и эллиптического зубчатого колеса, и выходной вал с закрепленным на нем эллиптическим зубчатым колесом. При этом в рассматриваемом механизме оси вращения эллиптических зубчатых колес проходят через фокусы делительного эллипса.

Недостатком такой конструкции является сложность в уравновешивании, так как центры масс эллиптических колес лежат не на осях их вращения. Также, передача эллиптическими зубчатыми колесами с осями вращения в фокусах делительного эллипса обладает следующим недостатком: при увеличении эксцентриситетов эллиптических зубчатых колес увеличиваются габариты передачи и одновременно снижается их нагрузочная способность.

Таким образом, задачей изобретения является создание механизма с прерывистым движением выходного звена, более простого в уравновешивании и имеющего малые габариты.

Техническим результатом является компактность устройства при сохранении возможности передачи больших усилий, значительный ожидаемый ресурс работы, упрощение динамической балансировки.

Технический результат достигается тем, что зубчатый механизм с прерывистым движением выходного звена содержащит корпус, в котором соосно установлены входной и выходной валы, центральное неподвижное зубчатое колесо, жестко закрепленное на корпусе соосно входному валу, сателлит, состоящий из цилиндрического зубчатого колеса и эллиптического зубчатого колеса сателлита, расположенных на валу сателлита, водило, установленное на входном валу и соединенное через вращательную кинематическую пару с валом сателлита, эллиптическое зубчатое колесо, закрепленное на выходном валу, при этом эллиптические зубчатые колеса имеют одинаковые размеры и установлены на валах таким образом, что ось вращения каждого вала проходит через центр делительного эллипса эллиптического зубчатого колеса, кроме того, центральное неподвижное зубчатое колесо радиусом r1=а состоит в зацеплении с цилиндрическим зубчатым колесом сателлита радиусом r2=b, где а и b - большая и малая полуоси эллиптических колес.

Технический результат достигается за счет использования передачи эллиптическими зубчатыми колесами с осями вращения в центре делительного эллипса. Данный вид передачи является более компактным при сохранении возможности передачи больших усилий, имеет значительный ожидаемый ресурс работы, более прост в уравновешивании по сравнению с передачей эллиптическими колесами с осями вращения в фокусе делительного эллипса.

На фиг. 1 показана структурная схема механизма, на фиг. 2 показан вид А без корпуса, на фиг. 3 показан вид Б без корпуса.

Зубчатый механизм с прерывистым движением выходного звена состоит из корпуса 1, в котором соосно установлены входной 2 и выходной 3 валы, центрального неподвижного зубчатого колеса 4, жестко закрепленного на корпусе соосно входному валу 2, сателлита, состоящего из цилиндрического зубчатого колеса 6 и эллиптического зубчатого колеса 7, расположенных на валу сателлита 8, водила 9, установленного на входном валу 2 и соединенного через вращательную кинематическую пару с валом сателлита 8, эллиптического зубчатого колеса 5, закрепленного на выходном валу 3. Эллиптические зубчатые колеса 5 и 7 имеют одинаковые размеры и установлены на валах таким образом, что ось вращения каждого вала проходит через центр делительного эллипса эллиптического зубчатого колеса. Центральное неподвижное зубчатое колесо 4 имеет радиус r1=а и состоит в зацеплении с цилиндрическим зубчатым колесом сателлита 6, которое имеет радиус r2=b.

Механизм работает следующим образом.

Входному валу 2 сообщается вращательное движение, которое передается водилу 9, благодаря чему цилиндрическое зубчатое колесо 6 обкатывается вокруг неподвижного зубчатого колеса 4. Вращательное движение цилиндрического колеса 6 передается валу сателлита 8 и эллиптическому зубчатому колесу 7, которое приводит в движение эллиптическое зубчатое колесо 5 и соответственно выходной вал 3. В момент времени, когда передаточное отношение пары эллиптических колес равно передаточному отношению пары цилиндрических колес, выходной вал 3 останавливается. Далее, скорость выходного вала увеличивается до максимального значения, затем опять уменьшается до нуля. Таким образом обеспечивается прерывистое движение с остановками выходного звена.

Зубчатый механизм с прерывистым движением выходного звена, включающий корпус, входной и выходной валы, центральное неподвижное зубчатое колесо, жестко закрепленное на корпусе соосно входному валу, сателлит, состоящий из цилиндрического зубчатого колеса и эллиптического зубчатого колеса, расположенных на валу сателлита, водило, установленное на входном валу и соединенное через вращательную кинематическую пару с валом сателлита, эллиптическое зубчатое колесо, закрепленное на выходном валу, отличающийся тем, что эллиптические зубчатые колеса имеют одинаковые размеры и установлены на валах таким образом, что ось вращения каждого вала проходит через центр делительного эллипса эллиптического зубчатого колеса, кроме того, центральное неподвижное зубчатое колесо имеет радиус r1=a и состоит в зацеплении с цилиндрическим зубчатым колесом сателлита радиуса r2=b.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к преселективным коробкам передач (КП) с несколькими промежуточными параллельными валами с зубчатыми колесами. Преселективная КП содержит входной ведущий (1), промежуточные ведомые (3-6) в количестве m и выходной (2) валы, расположенные параллельно друг другу.

Изобретение относится к коробкам передач транспортного средства с демультипликатором. Коробка передач содержит основной редуктор (1), в котором расположены первичный, вторичный и промежуточный валы (3,4,5).

Изобретение относится к коробке передач транспортного средства. Коробка передач содержит раздаточную коробку передач (15C), основную коробку передач (15A) и диапазонную коробку передач (15B).

Изобретение относится к десятиступенчатой соосной планетарной коробке передач. Коробка передач содержит валы с зубчатыми венцами и восемь муфт переключения на входе и выходе двух планетарных механизмов.

Изобретение относится к коробке передач для транспортных средств. Коробка передач содержит раздаточную коробку передач (15C), основную коробку передач (15A) и диапазонную коробку передач (15B).

Изобретение относится к транспортным средствам. Силовой агрегат транспортного средства включает в себя двигатель внутреннего сгорания, автоматизированную механическую коробку передач, электроприводное устройство, содержащее систему управления, аккумуляторную батарею, электрическую машину и механизм, соединяющий электрическую машину с коробкой передач.

Изобретение относится к несоосным коробкам передач. В коробке передач в постоянном зацеплении находятся три пары шестерен, обеспечивающие четыре передачи, первый простой трехзвенный планетарный механизм (ПМ), обеспечивающий четыре режима движения: три передачи переднего хода и задний ход, а также второй ПМ, обеспечивающий два режима движения переднего хода.

Изобретение относится к девятиступенчатой коробке передач. Коробка передач содержит внутренний и внешний первичные валы (1) и (2), основной и дополнительный промежуточные валы (5) и (6), вторичный вал (7) и семь рядов зубчатых колес.

Изобретение относится к коробкам передач с промежуточными параллельными валами и зубчатыми колесами. 24-режимная коробка передач (КП) содержит ведущий 0, промежуточные А, B, C и выходной X валы, расположенные параллельно друг другу.

Изобретение относится к групповой коробке (100) передач с двухдисковым сцеплением. Коробка (100) передач содержит передний делитель (SG) с первым механизмом (Z1) постоянного деления, вторым механизмом (Z2) постоянного деления и третьим механизмом (Z3) постоянного деления, основной делитель (HG) с двумя передачами прямого хода основного делителя и задний делитель (RG).
Наверх