Приводной центробежный суфлер газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области машиностроения, касается элементов систем газотурбинных двигателей и может быть использовано в качестве суфлера-сепаратора, воздухоотделителя в маслосистемах авиационных газотурбинных двигателей. Приводной центробежный суфлер газотурбинного двигателя содержит корпус с маслосбрасывающей резьбой и маслоулавливающей канавкой и установленный в нем на опорных подшипниках приводной вал с осевой крыльчаткой. Перед осевой крыльчаткой установлено выполненное за одно целое с ней радиальное лопаточное колесо, дисковая часть которого расположена под маслосбрасывающей резьбой корпуса и снабжена на периферии каналами, сообщающими между собой проточную часть радиального лопаточного колеса и осевой крыльчатки. Лопаточная часть расположена под маслоулавливающей канавкой и снабжена входными кромками, отогнутыми против направления вращения суфлера. На лопатках осевой крыльчатки на стороне, расположенной против направления вращения суфлера, выполнены поперек оси вращения маслонакопительные канавки, сообщающиеся с маслосбрасывающей резьбой. Изобретение позволяет повысить эффективность сепарации в суфлере, за счет оптимизации траектории движения газожидкостной смеси в проточной части крыльчатки. 2 ил.

 

Изобретение относится к области машиностроения и касается элементов систем газотурбинных двигателей (ГТД) и может быть использовано в качестве суфлера-сепаратора, воздухоотделителя в маслосистемах авиационных ГТД.

Известен приводной центробежный суфлер ГТД, содержащий корпус с маслосбрасывающей резьбой и маслоулавливающей канавкой и установленный в нем на опорных подшипниках приводной вал с осевой крыльчаткой (RU 2551454).

Недостаток известного суфлера - повышенный расход смазки, вследствие низкой эффективности процесса сепарации. Часть смазки увлекается сопутствующими газами и через газоотводящие окна попадает в окружающую среду, что снижает экологические характеристики ГТД.

В значительной степени объясняется это тем, что поток газожидкостной смеси попадает на периферию осевой крыльчатки, где напряженность поля центробежных сил максимальна, в самом конце своего пути (перед газоотводящими окнами), что резко снижает эффективность процесса сепарации смеси.

Другим недостатком известного суфлера является отсутствие в нем элементов конструкции, способствующих осаждению и коагуляции масляных включений на стенках лопаток осевой крыльчатки, что приводит к увеличению пути осаждения капель масла и также снижает эффективность сепарации смеси. Следует отметить отсутствие на входе в суфлер элементов конструкции, которые увеличивали бы окружную скорость смеси на входе в крыльчатку, приближая ее к окружной скорости крыльчатки (установка завихрителей, профилирование входных кромок лопаток).

Задача изобретения - повысить эффективность процесса сепарации в суфлере путем оптимизации траектории движения газожидкостной смеси в проточной части крыльчатки.

Указанная задача решается тем, что в известном приводном центробежном суфлере ГТД, содержащем корпус с маслосбрасывающей резьбой и маслоулавливающей канавкой и установленный в нем на опорных подшипниках приводной вал с осевой крыльчаткой, согласно настоящему изобретению, перед осевой крыльчаткой установлено выполненное за одно целое с ней радиальное лопаточное колесо, дисковая часть которого расположена под маслосбрасывающей резьбой корпуса и снабжена на периферии каналами, сообщающими между собой проточную часть радиального лопаточного колеса и осевой крыльчатки, а лопаточная часть расположена под маслоулавливающей канавкой и снабжена входными кромками, отогнутыми против направления вращения суфлера, причем на лопатках осевой крыльчатки на стороне, расположенной против направления вращения суфлера, выполнены поперек оси вращения маслонакопительные канавки, сообщающиеся с маслосбрасывающей резьбой.

Благодаря установке перед осевой крыльчаткой радиального лопаточного колеса, снабженного на периферии диска каналами, сообщающими между собой проточную часть обеих крыльчаток, появилась возможность оптимизировать траекторию движения потока газожидкостной смеси, переместив ее в зону действия максимальных центробежных сил, что повысит эффективность процесса сепарации.

Спрофилировав входные кромки лопастей радиального лопаточного колеса (они отогнуты против направления вращения суфлера), мы получили возможность увеличить окружную скорость газожидкостной смеси на входе в крыльчатку, приблизив ее к окружной скорости крыльчатки, что также повысило эффективность процесса сепарации.

Наличие на лопатках осевой крыльчатки на стороне, расположенной против направления вращения суфлера, маслонакопительных канавок позволит улучшить осаждение и коагуляцию частиц масла, что также повысит эффективность процесса сепарации.

Технический результат от использования изобретения - снижение расхода масла и улучшение экологических характеристик авиационных ГТД.

На фигуре 1 изображен общий вид приводного центробежного суфлера ГТД.

На фигуре 2 изображена крыльчатка (стрелкой показано направление вращения приводного центробежного суфлера ГТД).

Суфлер включает в себя корпус 1 и расположенный в нем на опорных подшипниках 2 приводной вал 3, на котором установлена на шлицах и закреплена гайкой 4 крыльчатка, состоящая из выполненных за одно целое радиального лопаточного колеса 5 и осевой крыльчатки 6.

Входные кромки лопаток 7 радиального лопаточного колеса 5 отогнуты против направления вращения суфлера, а на периферийной его части в диске между лопатками 7 по окружности выполнены каналы 8, сообщающие между собой проточные полости радиального лопаточного колеса 5 и осевой крыльчатки 6. На лопатках 9 осевой крыльчатки 6 имеются маслонакопительные канавки (пазы) 10, направленные перпендикулярно (поперек) маслосбрасывающей резьбе 11, выполненной на внутренней боковой поверхности корпуса 1 со стороны периферийной части лопаток 7 и 9.

На примыкающим к корпусу 1 торце осевой крыльчатки 6 выполнены дополнительные радиальные лопатки 12, образующие импеллерное бесконтактное уплотнение, а в корневой части лопаток 9 вырезаны окна 13 для прохода очищенного газа в канал 14 отвода чистого газа от суфлера. В корпусе 1 имеются также каналы 15 подвода газожидкостой смеси и маслоулавливающая канавка 16 для отвода уловленного масла.

Маслосбрасывающая резьба 11 сообщена с одной стороны с маслоулавливающей канавкой 16, а с другой стороны - с полостью 17 импеллерного уплотнения.

Устройство работает следующим образом.

Газожидкостная смесь по каналам 15 корпуса 1 поступает на вход радиального лопаточного колеса 5 крыльчатки, приводимой во вращение через приводной вал 3. Благодаря отогнутым против направления вращения лопаткам 7 радиального лопаточного колеса 5 увеличивается окружная скорость газожидкостной смеси, приближаясь к окружной скорости крыльчатки, что способствует повышению эффективности сепарации. Попадая на лопатки 7 наиболее крупные капли жидкости под действием центробежных сил отбрасываются на периферийную часть радиального лопаточного колеса 5 крыльчатки, заполняя маслоулавливающую канавку 16 и маслосбрасывающую резьбу 11, которая перемещает уловленную жидкость также в маслоулавливающую канавку 16, возвращая ее в систему смазки двигателя. Часть газожидкостной смеси с более мелкими каплями жидкости через каналы 8 переносится в периферийную часть лопаток 9 осевой крыльчатки 6, где приобретает максимальную окружную скорость, следовательно, наибольшие центробежные силы, действующие на тяжелую фракцию смеси, под действием которых она осаждается в маслосбрасывающей резьбе 11 и переносится ею в маслоулавливающую канавку 16.

Т.к. на процесс сепарации существенное влияние оказывает режим течения тонкого слоя отсепарированной жидкости по подвижным поверхностям лопаток 9, в них выполнены специальные углубления-маслонакопительные канавки (пазы) 10, в которые осаждается тяжелая фракция смеси, что увеличивает скорость течения пленки в направлении маслосбрасывающей резьбы 11 и повышает эффективность сепарации.

Торец осевой крыльчатки 6, примыкающий к торцу корпуса 1 и снабженный дополнительными радиальными лопатками 12, представляет собой импеллерное уплотнение, работающее в диапазоне рабочих режимов работы суфлера (приблизительно 12000 об./мин) и исключающее утечку тяжелой фракции газожидкостой смеси в канал 14 отвода чистого газа, при этом протечки ее через полость 17 переносятся с помощью маслосбрасывающей резьбы 11 в маслосбрасывающую канавку 16 и отводятся в систему смазки ГТД для повторного использования.

Приводной центробежный суфлер газотурбинного двигателя, содержащий корпус с маслосбрасывающей резьбой и маслоулавливающей канавкой и установленный в нем на опорных подшипниках приводной вал с осевой крыльчаткой, отличающийся тем, что перед осевой крыльчаткой установлено выполненное за одно целое с ней радиальное лопаточное колесо, дисковая часть которого расположена под маслосбрасывающей резьбой корпуса и снабжена на периферии каналами, сообщающими между собой проточную часть радиального лопаточного колеса и осевой крыльчатки, а лопаточная часть расположена под маслоулавливающей канавкой и снабжена входными кромками, отогнутыми против направления вращения суфлера, причем на лопатках осевой крыльчатки на стороне, расположенной против направления вращения суфлера, выполнены поперек оси вращения маслонакопительные канавки, сообщающиеся с маслосбрасывающей резьбой.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в конструкциях газотурбинных двигателей (ГТД), в частности в конструкциях опор, в которых требуется снизить осевую нагрузку на радиальные, радиально-упорные или упорные подшипники.

Изобретение относится к газотурбинному двигателестроению, и может найти применение в двигателях, имеющих жесткие ограничения по габаритным размерам и массе. Опора ротора с консистентной смазкой содержит корпус, полый вал, внутри которого расположен порционер, в виде полого цилиндра, с установленным в нем подвижным элементом в виде поршня, с одной стороны которого находится полость с консистентной смазкой, а с другой стороны размещен упругий элемент в виде пружины, подшипник с наружным и внутренним кольцами, сепаратором и телами качения, каналы охлаждения, выполненные в стенках полого вала и корпуса, при этом полость с консистентной смазкой сообщена через маслоподводящие каналы, выполненные в стенке полого вала и порционера, с внутренним кольцом подшипника.

Изобретение относится к теплоэнергетике, а именно к системам смазки вращающихся элементов энергетических установок, например парогазовой установки выработки тепловой и механической энергии.

Изобретение относится к области авиадвигателестроения и касается устройства масляной системы авиационного газотурбинного двигателя (ГТД). Маслосистема содержит маслобак, неприводной центробежный воздухоотделитель, размещенный внутри маслобака, и электромагнитный сигнализатор металлических частиц в масле накопительного типа.

Изобретение относится к турбинному двигателю, такому как турбореактивный двигатель или турбовинтовой двигатель летательного аппарата. Турбинный двигатель содержит по меньшей мере один масляный контур (8) и охлаждающие средства (16) для охлаждения масла в указанном контуре (8), причем охлаждающие средства (16) содержат контур (17) хладагента, в котором выполнены первый теплообменник (18), обеспечивающий возможность теплообмена между хладагентом и воздухом и образующий конденсатор, второй теплообменник (19), обеспечивающий возможность теплообмена между хладагентом и маслом в масляном контуре и образующий испаритель, редуктор (20) давления, компрессор (21) и первые регулирующие средства (31), выполненные с возможностью регулирования давления хладагента, поступающего в первый теплообменник (18).

Изобретение относится к авиадвигателестроению и касается устройства системы суфлирования воздуха авиационного газотурбинного двигателя (далее ГТД). Задачей изобретения является снижение расхода масла в ГТД за счет рациональной организации подвода воздуха и отвода масла от суфлера.

Изобретение относится к масляному соплу для газотурбинного двигателя, содержащему корпус (16), имеющий циркуляционную трубку (18) для находящейся под давлением текучей среды.

Изобретение относится к авиационной технике, а именно к устройствам контроля и сигнализации газотурбинных двигателей. Сигнализатор температуры и магнитных продуктов износа в системе смазки содержит корпус с установленным в нем с зазором постоянным магнитом и электрическую цепь с источником питания.

Изобретение относится к области машиностроения и касается устройства маслосистемы авиационного газотурбинного двигателя (далее ГТД) с форсажной камерой, устанавливаемого на сверхзвуковые маневренные самолеты.

Изобретение относится к газотурбостроению, а именно к системам смазки газотурбинных двигателей. Система смазки двигателя газотурбинной установки снабжена трёхходовым краном для подачи масла в нагнетающую магистраль или в магистраль откачки масла для его утилизации, датчиком давления масла, радиатором охлаждения масла, маслофильтром, баком отработанного масла, магистралью подачи отработанного масла в камеру сгорания, дозатором уровня подачи отработанного масла в камеру сгорания.

Изобретение может быть использовано в газотурбинных двигателях. Узел газотурбинного двигателя (1) включает в себя опору (4), выступающий элемент (10), гайку (3) и устройство (8, 9) для ограничения ослабления гайки относительно опоры (4).
Наверх