Способ разрушения ледяного покрова на мелководье

Изобретение относится к ледотехнике, в частности к выполнению ледокольных работ судами на воздушной подушке. Предложен способ разрушения ледяного покрова на мелководье, который заключается в одновременном перемещении в одном и том же направлении двух судов на воздушной подушке вдоль кромки льда в непосредственной близости друг от друга и к кромке льда. Первое судно перемещают с критической скоростью по свободной воде, а второе - с резонансной по сплошному льду позади первого. Расстояние между ними должно быть равно половине длины резонансных изгибно-гравитационных волн, а параметры первого судна должны быть достаточными для возбуждения гравитационных волн, высота гребней которых должна быть больше глубины подошвы изгибно-гравитационных волн. Это обеспечит заливание поверхности ледяного покрова гравитационными волнами перед вторым судном, что снизит прочность льда и соответственно повысит эффективность его разрушения. 2 ил.

 

Изобретение относится к ледотехнике и может быть использовано для выполнения ледокольных работ с помощью амфибийных судов на воздушной подушке (СВП).

Известен способ (1. RU 2457975 С1, 10.08.2012). разрушения ледяного покрова на мелководье, заключающийся в перемещении двух СВП вдоль кромки льда. при этом первое судно перемещают по свободной воде, а второе - по сплошному льду позади первого на расстоянии от него, равном четверти длины резонансной изгибно-гравитационной волны (ИГВ).

Недостатком этого способа является его низкая эффективность вследствие быстрой затухаемости гравитационных волн при их трансформации в изгибно-гравитационные и частичного отражения от кромки льда.

Сущность изобретения заключается в повышении эффективности разрушения ледяного покрова резонансным методом за счет уменьшения прочностных свойств льда в процессе выполнения ледокольных работ.

Технический результат, получаемый при осуществлении изобретения, заключается в увеличении толщины разрушаемого льда.

Существенные признаки, характеризующие изобретение.

Ограничительные: способ разрушения ледяного покрова на мелководье, заключающийся в одновременном перемещении в одном и том же направлении двух судов на воздушной подушке вдоль кромки льда в непосредственной близости друг к другу и к кромке льда, при этом первое судно перемещают с горбовой скоростью по свободной воде, а второе - с резонансной по сплошному льду позади первого.

Отличительные: расстояние между ними должно быть равно половине длины резонансных изгибно-гравитационных волн, а параметры первого судна должны быть достаточными для возбуждения гравитационных волн, высота гребней которых должна быть больше глубины подошвы изгибно-гравитационных волн.

Известно (2. Павленко Г.Е. Сопротивление воды движению судов. М.: Морской транспорт, 1956, - 508 с.), что на мелководье при критической скорости судна υк, равной (q - ускорение силы тяжести, Н - глубина водоема), расходящиеся и поперечные волны совмещаются, образуя одну ярко выраженную поперечную волну максимальной амплитуды и движущуюся впереди судна.

Также известно (3. Хейсин Д.Е. Динамика ледяного покрова. Л.: Гидрометеоиздат. 1967. - 216 с.), что на мелководье скорость резонансных ИГВ υp в ледяном покрове также равна а длина этих волн равна где D - цилиндрическая жесткость ледяной пластины, ρл - плотность льда, h - толщина льда.

Известно и то (4. Петров И.Г. Выбор наиболее вероятных значений механических характеристик льда. Труды ААНИИ, 1976, т. 331, с. 4-41), что с повышением температуры прочностные характеристики льда снижаются.

Изобретение осуществляется следующим образом. Если при движении одного СВП с резонансной скоростью вдоль кромки ледяного покрова разрушения льда не происходит, т.е. его массы оказывается не достаточно для возбуждения ИГВ необходимой амплитуды, то на ледяной покров выводят второе СВП. Первое СВП перемещают по свободной воде с критической скоростью вдоль кромки льда в непосредственной близости от нее, а второе - по кромке ледяного покрова параллельным курсом также вблизи нее с резонансной скоростью. При этом расстояние между ними в направлении движения должно быть равно половине длины резонансных ИГВ λp/2, а параметры первого судна должны быть достаточными для возбуждения гравитационных волн, высота гребней которых должна быть больше глубины подошвы ИГВ. Поскольку в условиях мелководья эти скорости равны друг другу, то при указанном взаимном расположении судов гребень гравитационной волны будет всегда накладываться на подошву ИГВ. Поскольку его высота больше глубины подошвы, то это будет приводить к заливанию водой поверхности ледяного покрова перед вторым судном. В результате температура льда от низкой атмосферной резко поднимется до температуры воды. Очевидно, что это снизит прочностные характеристики ледяного покрова и соответственно повысит толщину разрушаемого льда, т.е. позволит достичь заявленный технический результат.

Изобретение поясняется графически, где: на фиг. 1 показан вид на расположение СВП сверху; на фиг. 2 - вид А на фиг. 1.

По свободной воде 3 перемещают первое СВП 1 вдоль кромки 4 ледяного покрова 5 с критической скоростью υк (фиг. 1), которое возбуждает гравитационные волны 6 с высотой гребня hг (фиг. 2). Вслед за ним с резонансной скоростью υр перемещают второе СВП 2 на расстоянии от него, равном λp/2 (фиг. 1), которое возбуждает ИГВ с глубиной подошвы hп (фиг. 2).

Способ разрушения ледяного покрова на мелководье, заключающийся в одновременном перемещении в одном и том же направлении двух судов на воздушной подушке вдоль кромки льда в непосредственной близости друг к другу и к кромке льда, при этом первое судно перемещают с критической скоростью по свободной воде, а второе - с резонансной по сплошному льду позади первого, отличающийся тем, что расстояние между ними должно быть равно половине длины резонансных изгибно-гравитационных волн, а параметры первого судна должны быть достаточными для возбуждения гравитационных волн, высота гребней которых должна быть больше глубины подошвы изгибно-гравитационных волн.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к области ледотехники, в частности к выполнению ледокольных работ судами на воздушной подушке. Предложен способ разрушения ледяного покрова, который заключается в поступательном одновременном перемещении двух одинаковых по техническим характеристикам судов фронтом с резонансной скоростью.

Изобретение относится к ледотехнике, в частности к выполнению ледокольных работ судами на воздушной подушке. Предложен способ разрушения ледяного покрова на мелководье, который заключается в одновременном перемещении в одном и том же направлении двух судов на воздушной подушке вдоль кромки льда в непосредственной близости друг к другу и к кромке льда.
Изобретение относится к ледоведению и ледотехнике и может быть использовано в предупредительных работах для обеспечения более раннего прохода судов к местам проведения грузовых операций, в частности на шельфе замерзающих морей.

Изобретение относится к ледокольным работам. Сущность изобретения: ледяной покров 1 разрушают путем возбуждения во льду изгибно-гравитационных волн 3 подводным судном 2 при его движении подо льдом с резонансной скоростью.

Изобретение относится к ледокольным работам. Сущность изобретения: ледяной покров 1 разрушают путем возбуждения во льду изгибно-гравитационных волн 3 подводным судном 2 при его движении подо льдом с резонансной скоростью.

Изобретение относится к области морской техники и добычи полезных ископаемых на морском шельфе в арктических условиях. Предложен способ предотвращения смещения или разрушения морского сооружения вследствие воздействия на него поля дрейфующих льдин, заключающийся в том, что перед морским сооружением устанавливают судно ледового класса, оснащенное расположенной в носу по меньшей мере одной винто-рулевой колонкой.
Изобретение относится к ледотехнике, в частности к выполнению ледокольных работ судами на воздушной подушке. Способ заключается в разрушении ледяного покрова двумя судами на воздушной подушке (СВП), счаленными вплотную бортами и с подтянутыми вверх внутренними частями гибких ограждений.

Изобретение относится к охране окружающей среды при технической эксплуатации магистральных нефтепроводов и может быть использовано для сбора нефти или нефтепродуктов под ледяным покровом морей, водоемов и рек.

Изобретение относится к ледотехнике, в частности к выполнению ледокольных работ судами на воздушной подушке. Судно на воздушной подушке перемещается вдоль кромки ледяного покрова с частичным свешиванием гибкого ограждения за кромку льда.

Изобретение относится к ледотехнике, в частности к выполнению ледокольных работ судами на воздушной подушке (СВП). Предложен способ разрушения ледяного покрова на мелководье, включающий в себя одновременное перемещение с резонансной скоростью в одном и том же направлении двух СВП вдоль кромки льда, при этом первое судно перемещают по свободной воде, а второе - по сплошному льду позади первого на расстоянии от него, равном четверти длины резонансной изгибно-гравитационной волны (ИГВ).
Изобретение относится к области ледотехники, в частности к выполнению ледокольных работ судами на воздушной подушке. Предложен способ разрушения ледяного покрова, который заключается в поступательном одновременном перемещении двух одинаковых по техническим характеристикам судов фронтом с резонансной скоростью.
Наверх