Способ контроля технического состояния насоса топливорегулирующей системы газотурбинного двигателя

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для диагностирования технического состояния насоса топливорегулирующей системы газотурбинного двигателя (ГТД). Способ диагностирования насоса топливорегулирования ГТД заключается в том, что на выбранной частоте вращения привода насоса по показаниям датчика расхода (4), установленного в линии выхода насоса и показаниям датчика перепада давлений (2) на насосе определяют эталонное значение производительности насоса при действующем перепаде давлений на насосе. Через определенные промежутки времени на выбранной при эталонной проверке производительности насоса частоте вращения производят замеры производительности насоса по датчику расхода и перепад давлений на насосе и рассчитывают фактическую производительность насоса по формуле Qф=Qзам*((ΔPн.зам/ΔPн.эт)^(1/2)), где Qф - фактическая производительность насоса; Qзам - замеренная производительность насоса; ΔPн.зам - замеренный перепад давлений на насосе; ΔPн.эт - перепад давлений на насосе, замеренный при эталонном контроле. Полученное значение сравнивают с эталонным значением и оценивают техническое состояние насоса. Технический результат – повышение точности диагностирования технического состояния насоса топливорегулирующей системы ГТД. 1 ил.

 

Изобретение относится к области обеспечения надежной эксплуатации авиационных газотурбинных двигателей (ГТД), а именно — к способу диагностирования технического состояния насоса топливорегулирующей системы ГТД.

Наиболее близким техническим решением может служить способ контроля технического состояния топливорегулирующей системы ГТД (см. Руководство по технической эксплуатации блока насосов 934, Раздел 073.10.01, стр.205), заключающийся в том, что контролируют техническое состояние насоса по наличию стружки на магнитном кольце, расположенном на фильтре тонкой очистки, и оценивают возможность дальнейшей эксплуатации насоса.

Недостатком известного способа является неполнота контроля технического состояния насоса топливорегулирующей системы ГТД, так как отсутствует контроль гидравлических характеристик насоса. Кроме этого, для проведения данного вида контроля в эксплуатации необходим демонтаж фильтра из агрегата, что осложняет проведение диагностики технического состояния насоса в процессе эксплуатации.

Особенно актуальна задача контроля технического состояния насосов топливопитания ГТД при современных требованиях к ресурсу насосов, достигающих 40 000 часов работы до 1-го капитального ремонта.

Обеспечение надежной эксплуатации важнейшего элемента САУ ГТД - топливного насоса, а значит и ГТД в целом, с высокими требованиями к ресурсу может быть достигнуто при углубленном контроле технического состояния насоса в процессе эксплуатации.

Техническим результатом, на достижение которого направлено изобретение, является повышение точности и глубины диагностирования технического состояния насоса топливорегулирующей системы ГТД и повышение надежности ГТД в целом.

Указанный технический результат достигается тем, что в линии выхода насоса устанавливают датчик расхода топлива и датчик перепада давления на насосе, с помощью которых определяют величину фактического расхода топлива за насосом и сравнивают его с эталонным значением.

Отличительный признак, а именно, определение расхода топлива датчиками расхода и перепада давлений на насосе на определенных режимах работы ГТД и сравнение полученных значений с эталонными позволяет проводить анализ динамики гидравлической характеристики насоса и принимать решение о возможности дальнейшей эксплуатации насоса.

На чертеже представлена схема устройства, реализующего заявляемый способ.

Устройство содержит насос 1, датчик перепада давления на насосе 2, датчик частоты вращения привода насоса 3, датчик расхода 4, при этом датчик расхода 4 установлен в линии выхода насоса.

Способ контроля осуществляется следующим образом.

На выбранном режиме работы насоса 1 фиксируют показания датчика перепада давлений на насосе 2, датчика частоты вращения привода насоса 3, определяют эталонное значение производительности насоса по показаниям датчика расхода 4.

При контроле технического состояния насоса замеряют расход топлива датчиком 4 на частоте вращения привода насоса 3, соответствующей частоте вращения привода при установлении эталонного расхода, ввиду того, что производительность насоса зависит от перепада давлений на нем, замеряют перепад давлений на насосе по датчику 2 и определяют фактическую производительность насоса расчетом по формуле

Qф = Qзам*(( Pн.зам/ Pн.эт)^(1/2)),

где Qф - фактическая производительность насоса;

Qзам - замеренная производительность насоса;

Δрн.зам - замеренный перепад давлений на насосе;

Δрн.эт - перепад давлений на насосе, замеренный при эталонном контроле.

По результатам замеров показаний датчика расхода и датчика перепада давлений на насосе проводят анализ динамики гидравлической характеристики насоса и принимают решение о возможности дальнейшей эксплуатации насоса в течение требуемых показателей ресурса до первого ремонта и более при эксплуатации по техническому состоянию.

В результате обеспечиваются более полное использование ресурса насоса и повышенная надежность работы ГТД.

Способ контроля технического состояния насоса топливорегулирующей системы ГТД, заключающийся в том, что контролируют работоспособность насоса топливорегулирующей системы ГТД и оценивают возможность его дальнейшей эксплуатации, отличающийся тем, что по показаниям датчика расхода, установленного в линии выхода насоса, датчика перепада давлений на насосе по формуле

Qф = Qзам*((ΔPн.зам/ΔPн.эт)^(1/2)),

где Qф - фактическая производительность насоса;

Qзам - замеренная производительность насоса;

ΔPн.зам - замеренный перепад давлений на насосе;

ΔPн.эт - перепад давлений на насосе, замеренный при эталонном контроле, замеряют фактическую производительность насоса на определенном режиме работы насоса и сравнивают ее с эталонным значением.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронно-гидромеханических системах автоматического управления авиационными ГТД для регулирования расхода топлива в КС.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, в частности к системе топливопитания основной камеры сгорания газотурбинного двигателя и топливному коллектору для распыливания жидкого топлива.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, в частности к системе топливопитания основной камеры сгорания газотурбинного двигателя и топливному коллектору для распыливания жидкого топлива.

Двухканальная система топливопитания и регулирования газотурбинного двигателя (ГТД) относится к области авиационного двигателестроения и предназначена для автоматического управления ГТД на всех режимах работы двигателя.

Малоэмиссионная камера сгорания газотурбинного двигателя содержит как минимум два топливных коллектора: основной и пилотный, кран перераспределения топлива, как минимум два горелочных устройства, каждое из которых снабжено криволинейным каналом, образованным двумя спрофилированными обечайками.

Способ регулирования авиационного турбореактивного двигателя (ТРД) с изменяемой геометрией выходного устройства относится к способам регулирования, оптимизирующим работу ТРД в зависимости от условий полета.

Изобретение относится к области эксплуатации газотурбинных двигателей, в частности к двигателям, применяемым в качестве привода газоперекачивающих агрегатов и энергоустановок.

Двухканальная система топливопитания и регулирования ГТД относится к области авиационного двигателестроения и предназначена для автоматического управления ГТД на всех режимах работы двигателя.

Изобретение относится к способам контроля тяги турбореактивного двигателя. Способ содержит этапы получения первого значения тяги, соответствующего первой рабочей точке компрессора на верхнем ограничении, причем это верхнее ограничение учитывает недооценку расхода топлива; управления турбореактивным двигателем для достижения первого значения тяги; мониторинга турбореактивного двигателя для обнаружения срыва работы компрессора; в случае необходимости: получения второго значения тяги, соответствующего второй рабочей точке, гарантирующей заранее определенный запас относительно верхнего ограничения для защиты турбореактивного двигателя от срыва работы компрессора, и управления турбореактивным двигателем для достижения второго значения.

Двухканальная система регулирования подачи топлива в газотурбинный двигатель относится к области авиационного двигателестроения и предназначена для автоматического управления ГТД на всех режимах работы двигателя.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в электронно-гидромеханических системах автоматического управления многорежимными газотурбинными двигателями (ГТД) с форсажной камерой сгорания (ФКС).
Наверх