Способ определения информации о размещенных в шахте лифта компонентах лифта

Предложен способ определения информации о размещенных в шахте (3) лифта компонентах (13, 15, 21, 23, 25, 27, 29) лифта. Компоненты (13, 15, 21, 23, 25, 27, 29) лифта располагают каждый машинно-читаемым маркером (33), на котором или с которым записана специфическая для компонента информация, которая может считываться считывателем (35) маркеров. Перемещаемый элемент (5, 7) лифта, на котором расположен считыватель (35) маркеров, перемещают по шахте (3) и при этом с маркеров (33) считывают специфическую для компонента информацию. Автоматически сравнивают считанную, специфическую для компонента информацию с заданными данными, в которых указывают, какие компоненты (13, 15, 21, 23, 25, 27, 29) лифта должны быть размещены в шахте (3). Автоматически выдают протокол, в котором указывают совпадения и/или отличия между считанной, специфической для компонента информацией, с одной стороны, и заданными данными, с другой стороны. Достигается сокращение затрат труда записи информации о компонентах лифта, размещенных в шахте, с одновременным повышением надежности и ускорением операции, также сравнение с заданными данными. 13 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к способу определения и, при необходимости, протоколирования информации о размещенных в шахте лифтовой установки компонентах лифта.

Лифты используются, в общем, для перевозки пассажиров и грузов внутри сооружения в вертикальном, как правило, направлении. Для этого в сооружении или вне него предусматривается шахта лифта, внутри которой могут перемещаться перемещаемые элементы лифта, например одна или несколько кабин, противовес и т.п. При этом перемещаемые элементы лифта движутся в большинстве случаев с помощью тяговых средств, например канатов или ремней, которые, в свою очередь, движутся приводимым от электродвигателя ведущим шкивом. Помимо этого существуют также лифты, приводимые в движение гидравлически.

Помимо названных перемещаемых элементов лифта в шахте расположено, как правило, множество других компонентов лифта. Например, в шахте прочно закреплены направляющие рельсы, вдоль которых могут направляться перемещаемые элементы лифта. На дне шахты предусмотрен большей частью буфер, чтобы, например, в случае сбоя или неисправности в лифтовой установке избежать жесткого удара кабины о пол. Большей частью вблизи потолка шахты у многих типов лифтов предусмотрен приводной блок, который, например, приводит тяговые средства и за счет этого движет внутри шахты закрепленные на этих тяговых средствах перемещаемые элементы лифта. На этажах сооружения в шахте предусмотрены большей частью автоматические двери, которые могут открывать доступ в остановившуюся на определенном этаже кабину и блокировать его, как только кабина отъедет от этого этажа. Далее в шахте могут быть размещены различные другие компоненты лифта, например дополнительные, ответственные за безопасность компоненты лифта в виде датчиков, выключателей, детекторов, аварийные тормозные устройства, устройства для эвакуации и т.д.

При первом изготовлении лифтовой установки и, при необходимости, также при осуществляемом позже ее обслуживании распространенной практикой некоторых изготовителей или эксплуатантов является проведение в заключение инспектирования или окончательной приемки размещенных в шахте компонентов лифта. Такое инспектирование включает в себя, как правило, по меньшей мере, запись серийных номеров и типа размещенных компонентов лифта. В случае ответственных за безопасность компонентов лифта обычно дополнительно записывается номер сертификата.

Процесс инспектирования и протоколирования до сих пор проводится большей частью вручную ответственным лицом, например инспектором, причем ответственное лицо должно инспектировать все размещенные в шахте компоненты лифта, сравнить их с заданными данными и составить соответствующий протокол. Это может быть связано со значительными затратами труда.

В JP 2009062145 А описан способ, при котором эксплуатационные состояния компонентов лифта в шахте могут автоматически считываться.

В JP 2011148570 А описан способ составления отчета об обслуживании лифта, при котором используются штрих-коды.

В JP 2009161310 А описано устройство для обслуживания лифта, которое может идентифицировать так называемые RFID-метки.

В CN 204251103 U описан способ определения положения подъемной клети строительного лифта в шахте. Для определения положения оценивается сила RFID-UHF-сигнала.

В WO 2004/069714 А1 описан способ определения положения кабины лифта на основе ультразвука или электромагнитных волн.

Поэтому может возникнуть потребность в способе, при котором информацию о размещенных в шахте лифта компонентах лифта можно было бы записывать просто, быстро и/или с небольшими затратами труда и одновременно с высокой надежностью и сравнивать с заданными данными. Кроме того, может возникнуть потребность в соответственно выполненной лифтовой установке.

Такая потребность может быть покрыта способом по независимому пункту 1 формулы изобретения и лифтовой установкой по пункту 15 формулы изобретения. Предпочтительные варианты осуществления изобретения охарактеризованы в зависимых пунктах и в нижеследующем описании.

Согласно одному аспекту изобретения, предложен способ определения информации о размещенных в шахте лифта компонентах лифта. Компоненты лифта располагают каждый машинно-читаемым маркером, на котором или с которым записана специфическая для компонента информация, которая может считываться считывателем маркеров. Перемещаемый элемент лифта, на котором расположен считыватель маркеров, перемещается по шахте, и при этом с маркеров считывается специфическая для компонента информация. Согласно изобретению, способ включает в себя далее сравнение считанной, специфической для компонента информации с заданными данными. Способ включает в себя дополнительно выдачу протокола, в котором указываются совпадения и/или отличия между считанной, специфической для компонента информацией, с одной стороны, и заданными данными, с другой стороны. Названное сравнение и выдача протокола происходят автоматически без необходимости сравнения ответственным лицом, например инспектором, фактических и заданных данных и занесения в протокол результата сравнения. Необходимо лишь вручную запустить сравнение и/или выдачу протокола.

Возможные признаки и преимущества вариантов осуществления изобретения могут рассматриваться, в том числе, и без его ограничения как основанные на описанных ниже идеях и познаниях.

Заданные данные, например, указывают, какие компоненты лифта, например в рамках проектирования лифтовой установки, должны размещаться в шахте. При этом может быть предусмотрен стандарт, который для каждого размещаемого компонента лифта регулирует, какую специфическую для этого компонента лифта информацию следует считать важной. Следуя такому стандарту, можно для каждого размещаемого в соответствии с проектом компонента лифта найти соответствующие заданные данные. На расположенном на конкретном компоненте лифта маркере записана фактически относящаяся к этому компоненту, специфическая для него информация. Сравнив фактическую, специфическую для компонента информацию с заданными данными, можно, например, определить, были ли фактически смонтированы правильные, принятые при проектировании лифтовой установки компоненты, были ли они смонтированы нужным образом и в нужном месте и т.д. Совпадения и/или отличия между фактической, считанной с соответствующих маркеров информацией о смонтированных компонентах лифта и, при необходимости, об их монтаже, с одной стороны, и заданными данными, с другой стороны, могут быть тогда собраны в протоколе. В свою очередь, протокол может быть составлен в читаемом человеком или в машинно-читаемом виде.

Следует исходить из того, что в будущем сложность лифтовых установок будет возрастать и соответственно в шахте придется располагать все больше компонентов. Например, постепенно ужесточаются стандарты безопасности, и для их соблюдения необходимо все больше компонентов лифта в шахте в виде, например, датчиков, детекторов и т.д. Кроме того, лифтовые установки могут все больше оборудоваться функциями комфорта, которые также могут потребовать монтаж в шахте дополнительных компонентов лифта. Вытекающее из этого множество компонентов лифта в шахте может весьма усложнить инспектирование и протоколирование информации о них.

Кроме того, может все больше возникать ситуаций, когда компоненты лифта размещаются, например, в труднодоступных местах шахты, так что, например, размещенные на компоненте лифта наклейки или таблички, на которых в читаемом для инспектора виде представлена информация о компоненте лифта, нельзя или можно лишь с трудом различить.

Кроме того, для инспектора при инспектировании и протоколировании компонентов лифта могут возникать опасные ситуации, поскольку инспектору, например, стоя на крыше кабины, приходится перемещаться вдоль всей шахты.

Поэтому предложено автоматизировать процесс определения информации о размещенных в шахте компонентах лифта.

Для этого предложено снабдить каждый из определяемых компонентов лифта машинно-читаемым маркером. На маркере или с маркером может храниться специфическая для компонента информация. Такой специфической для компонента информацией может быть, например, серийный номер компонента лифта, тип компонента лифта, дата изготовления компонента лифта, сертификация компонента лифта и т.д. Такая специфическая для компонента информация может быть постоянной для него уже после его изготовления и еще предварительно может быть собрана изготовителем компонента и записана на маркере.

Названная специфическая для компонента информация специфицирует, в частности, независимые от эксплуатационного состояния компонента свойства. Подобными свойствами являются, например, неизменные свойства компонента, такие как названная выше информация - серийный номер, тип, дата изготовления или сертификация, а также настроенные на компоненте параметры, такие как скорость срабатывания устройства контроля за превышением скорости. Специфическая для компонента информация может быть также, в частности, подходящей для того, чтобы однозначно идентифицировать размещенные в шахте компоненты лифта, например по их серийному номеру. Спецификация независимых от эксплуатационного состояния компонента свойств может предпочтительно использоваться также без сравнения считанной, специфической для компонента информации с заданными данными и выдачи протокола, в котором указываются совпадения и/или отличия между считанной, специфической для компонента информацией, с одной стороны, и заданными данными, с другой стороны.

Под записью специфической для компонента информации с маркером здесь следует понимать то, что информация представлена свойством и/или положением маркера. Например, маркером может быть метка определенной формы и/или цвета, причем форме и цвету соответствует определенная информация. Маркер может быть образован также формой самого компонента лифта, так что специфическая для компонента информация представлена направленностью или ориентацией компонента лифта. Например, маркер может быть образован шестигранной головкой винта.

Если названная информация представлена положением маркера, то положение может возникнуть, например, при монтаже компонента. Маркер может быть выполнен, например, в виде маркировки на головке винта, так что положение маркировки указывает угловое положение винта. Из изменения положения маркировки можно тогда сделать вывод, например, об изменении углового положения винта, т.е., например, о том, что винт немного ослаб. Если, как описано выше, маркер образован шестигранной головкой винта, то ориентация головки винта указывает его угловое положение. Из изменения названной ориентации головки винта можно также сделать вывод о том, что винт немного ослаб. У шестигранной головки винта обнаружение было бы невозможным только в том случае, если бы ориентация изменилась ровно на 60° или кратное этому. Однако такой случай является маловероятным.

При этом возможно, чтобы не все используемые винты были снабжены меткой или рассматривались в качестве маркера, а только такие винты, состояние которых должно быть запротоколировано и, при необходимости, проверено.

При этом маркеры должны быть машинно-читаемыми. Другими словами, специфическая для компонента информация должна быть записана в маркере и считываться таким образом, чтобы ее можно было считывать машиной, например специальным считывателем, просто и однозначно и, при необходимости, обрабатывать. Например, информация может быть записана в цифровом виде. При этом запись информации и ее машинное считывание могут быть основаны на различных физических принципах. Например, информация может быть записана и/или считана электрическим, магнитным, оптическим, механическим путем или иначе. Конкретные примеры подробно поясняются ниже.

Чтобы можно было записывать информацию обо всех конкретно смонтированных в шахте компонентах лифта, например в рамках процесса инспектирования или протоколирования, на перемещаемом в шахте элементе лифта, например на кабине, размещается считыватель маркеров. Считыватель может быть согласован специально с размещенными на компонентах лифта маркерами или рассчитан на считывание хранящейся в них, специфической для компонента информации. В зависимости от используемых маркеров также их считыватель может быть основан на различных физических принципах.

Считыватель маркеров может быть размещен на перемещаемом элементе лифта принципиально любым образом, если этим можно обеспечить перемещение считывателя в шахте вместе с соответствующим элементом лифта. Например, считыватель маркеров может быть размещен на крыше и/или полу кабины. Преимущественно считыватель маркеров размещается на перемещаемом элементе лифта лишь временно, т.е. лишь на время проведения процесса инспектирования и протоколирования.

Затем перемещаемый элемент лифта вместе со считывателем маркеров перемещается по шахте, и при этом специфическая для каждого компонента информация автоматически считывается с каждого из размещенных на различных компонентах лифта маркеров. При этом под автоматическим считыванием понимается то, что информация может считываться человеком без необходимости интеракции. Другими словами, после размещения считывателя маркеров на перемещаемом элементе лифта информация в рамках автоматизированного процесса может быть самопроизвольно считана, а затем, например, запротоколирована и/или верифицирована.

Если описанное перемещение считывателя маркеров и считывание специфической для компонента информации осуществляются не в ходе первого изготовления лифтовой установки, а лишь позднее, например в ходе предстоящего обслуживания, то, сравнив серийные номера в последнем и текущем протоколах, можно определить, были ли заменены компоненты лифта. Кроме того, можно определить, могут ли вообще использоваться смонтированные компоненты для данной лифтовой установки. Для этого маркеры могут содержать также дополнительную информацию, например информацию об изготовителе компонента и т.п. Во избежание подделок информация может быть записана на маркере также в закодированном виде.

Согласно одному варианту, маркеры выполнены с возможностью бесконтактного считывания. Возможность бесконтактного считывания может быть предпочтительной в том отношении, что считыватель маркеров не требуется приводить в непосредственный механический контакт с каждым из маркеров, чтобы считать специфическую для компонента информацию. Вместо этого может быть достаточным лишь приблизить считыватель к маркеру, чтобы затем бесконтактным путем считать его информацию. Например, может быть достаточным подвести считыватель к считываемому маркеру лишь минимум на 0,1 м, преимущественно лишь минимум на 1 м или минимум 2 м. С помощью бесконтактно считываемых маркеров можно проинспектировать и запротоколировать, например, также такие компоненты лифта, которые смонтированы в труднодоступных местах шахты.

Согласно одному варианту, маркеры выполнены с возможностью электромагнитного считывания. Считываемые электромагнитным путем маркеры могут считываться бесконтактным путем за счет того, что, например, кодирующее записанную в них информацию электромагнитное излучение передается с маркера на считыватель, в результате чего соответствующая информация может автоматически считываться считывателем.

Согласно одному конкретному варианту, маркерами могут быть RFID-метки. RFID (радиочастотная идентификация) обозначает технологию для приемо-передающих систем для автоматической и бесконтактной идентификации, локализации и т.п. объектов с помощью радиоволн. При этом RFID-система состоит, как правило, из RFID-метки, отчасти называемой также транспондером, которая находится на или в данном объекте и на которой в закодированном виде может быть записана нужная информация, а также из считывателя, с помощью которого эта информация может считываться. При этом RFID-метки могут изготавливаться очень маленькими и недорогими.

В представленной здесь системе RFID-метки могут быть размещены на каждом определяемом компоненте лифта. Например, RFID-метка может быть наклеена на компонент лифта в виде наклейки. В RFID-метке может быть записана специфическая для данного компонента лифта информация. Кроме того, на RFID-метку может быть впоследствии записана, при необходимости, дополнительная информация.

Для бесконтактного считывания RFID-метки, как правило, не требуется никакого «видимого соединения» между нею и считывателем, поскольку используемые для передачи данных радиоволны могут проникать через многие визуально непрозрачные материалы. За счет этого могут легко считываться также маркеры, которые размещены в труднодоступных или визуально трудно инспектируемых местах шахты. Кроме того, поверхностные загрязнения RFID-меток, как правило, не влияют на их считывание.

Согласно другому конкретному варианту, маркерами могут быть RFID-метки УВЧ-диапазона (UHF-RFID-метки). В то время как обычные RFID-метки рассчитаны большей частью на эксплуатацию в длинноволновом диапазоне частот, например, между 100 кГц и 1 МГц или в коротковолновом диапазоне частот, например, до 20 МГц, UHF-RFID-метки рассчитаны на эксплуатацию в намного более высокочастотном диапазоне частот более 100 МГц, например около 900 МГц.

Следует исходить из того, что такие UHF-RFID-метки, в частности при имеющихся в шахте окружающих условиях, могут обеспечивать лучшую возможность передачи данных, чем RFID-метки, работающие на более низких частотах. В частности, следует исходить из того, что в шахте множество обычно смонтированных там металлических компонентов могут затруднить электромагнитную передачу данных между служащей маркером RFID-меткой и соответствующим считывателем, а UHF-RFID-метки за счет используемой ими более высокочастотной передачи данных менее восприимчивы к помехам, создаваемым примыкающими металлическими деталями.

Согласно одному альтернативному или дополнительному варианту, маркеры могут считываться оптическим путем. Например, на таких маркерах информация может быть представлена в визуально различимом оптическом диапазоне спектра (от около 400 до 800 нм) или в качестве альтернативы также в УФ- или ИК-диапазоне спектра. Такие оптически считываемые маркеры могут считываться, например, с помощью специально приспособленной для этого камеры.

В одном конкретном варианте маркерами могут быть, например, штрих-коды или QR-коды. Маркеры могут быть выполнены в виде маркировок, например, на головках винтов, как это описано выше.

Штрих-код является последовательностью разных по ширине и, как правило, расположенных параллельно друг другу полосок и промежутков, которые служат для считываемого оптоэлектронным путем отображения данных в виде бинарных символов. Хранящаяся в таком штрих-коде информация может считываться машинным путем с помощью оптического считывателя, например сканера или камеры, обрабатываться электронным путем.

QR-код (Quick Response) представляет хранящуюся в нем информацию, как и штрих-код, в считываемом оптическим путем виде. Однако информация хранится в QR-коде в виде двухмерного узора, тогда как штрих-код выполнен из одномерной последовательности полосок.

Как штрих-коды, так и QR-коды могут считываться бесконтактным путем и, тем самым, очень хорошо подходят для записи и воспроизведения специфической для компонентов лифта информации в рамках представленного здесь способа. Однако для считывания маркеров в виде штрих-кодов или QR-кодов между маркером и считывателем должна создаваться прямая визуальная связь, так что считывание хранящейся в них информации при определенных условиях может быть затруднительным, в частности, если компонент лифта смонтирован в труднодоступном месте шахты. Кроме того, загрязнения на штрих-коде или QR-коде могут затруднить оптическое считывание хранящейся в нем информации.

Согласно одному варианту, маркеры, в частности вышеназванные RFID-метки, могут быть пассивными деталями. Под пассивной деталью в этой связи следует понимать деталь, которая не располагает собственным электропитанием. Пассивная деталь не требует соединения, например, с источником тока. Использование пассивных маркеров позволяет избежать необходимости снабжения каждого маркера собственным источником энергии и соединения, например, посредством кабелей с источником тока.

RFID-метки могут быть, в принципе, как пассивными, так и активными деталями. Активная RFID-метка излучает при этом активно радиоволны, в которых закодирована нужная информация. Для этого активная RFID-метка требует источника энергии. Пассивная RFID-метка основана на кодирующем отражении или обратной передаче излученных радиоволн и не требует для этого собственного источника энергии. Например, излученные считывателем радиоволны сначала, по меньшей мере, частично поглощаются в пассивной RFID-метке, а затем в закодированном виде обратно отражаются или обратно передаются на считыватель.

Согласно одному варианту, при монтаже компонента лифта на маркере может быть записана дополнительно специфическая для монтажа информация. При движении перемещаемого элемента лифта вместе с расположенным на нем считывателем специфическая для монтажа информация может считываться с каждого из маркеров. Эта запись на маркере и последующее считывание специфической для монтажа информации могут предпочтительно использоваться также без сравнения считанной, специфической для монтажа информации с заданными данными и без выдачи протокола, в котором указываются совпадения и/или отличия между считанной, специфической для монтажа информацией, с одной стороны, и заданными данными, с другой стороны.

При этом под специфической для монтажа информацией можно понимать информацию, которая, как правило, еще неизвестна перед монтажом компонента лифта в шахте, т.е., например, непосредственно после изготовления компонента лифта, а становится известной лишь при монтаже или после монтажа. При этом термин «специфическая для монтажа», который следует толковать широко, включает в себя, например, также информацию, которая становится известной лишь при проведении работ по обслуживанию лифта и/или его компонентов.

В качестве такой специфической для монтажа информации можно рассматривать, например, способ, каким компонент лифта монтируется в шахте, и/или место, в котором компонент лифта монтируется в шахте, и/или ориентацию, с которой компонент лифта монтируется в шахте. В качестве специфической для монтажа информации можно принять также момент монтажа и/или идентификацию осуществляющего монтаж лица. Таким образом, с помощью специфической для монтажа информации можно закодировать, например, положение образующих компоненты частей лифтовой установки в шахте и записать в машинно-читаемом маркере.

Например, винты, винтовые анкеры, болты и т.д. могут быть оснащены маркером, например RFID-меткой. Монтирующий эти компоненты лифта монтажник может затем после монтажа записать на этом маркере соответствующую, специфическую для монтажа информацию. Например, можно записать положение винта. Также можно записать информацию об используемом для монтажа винта инструменте и/или об используемом для затяжки винта крутящем моменте и/или о числе оборотов и/или достигнутом натяжении винта. Монтажник может использовать для этого, например, подходящее устройство для записи маркеров, чтобы, например, на уже находящемся на смонтированном компоненте лифта маркере можно было записать дополнительную, специфическую для монтажа информацию. Например, инструмент, в частности винтоверт, с помощью которого монтируется компонент лифта, может располагать устройством для записи маркеров, которое по завершению монтажа компонента лифта записывает названную информацию на маркере. В качестве альтернативы монтажник может составить дополнительный маркер, на котором записана специфическая для монтажа информация, и разместить его на компоненте лифта.

Также возможно, что на компонентах лифта придется делать настройки, осуществляемые либо еще до монтажа, либо также после монтажа. Такими настройками могут быть, например, у ловителя резкого торможения тормозной момент или у реле скорости максимально разрешенная скорость. Эти настройки также могут быть записаны на маркере, а позднее считаны.

Согласно одному варианту, предложенный способ включает в себя далее выдачу протокола, в котором указываются считанная, специфическая для компонентов информация и, при необходимости, специфическая для монтажа информация для всех маркированных компонентов лифта. Другими словами, считанная в рамках способа информация обо всех размещенных в шахте компонентах лифта может быть выдана в виде протокола.

Такой протокол может быть выдан в читаемом виде. Например, протокол может быть распечатан в виде списка. В таком списке могут быть перечислены, например, все размещенные в шахте компоненты лифта вместе со специфической для них информацией.

В качестве альтернативы протокол может быть составлен в машинно-читаемом виде, например в виде электронного протокола. Такой машинно-читаемый протокол может легко передаваться, например, на устройства анализа или, например, храниться в электронном виде.

Согласно другому варианту, способ может включать в себя далее сравнение считанной, специфической для монтажа информации с заданными данными. В этом случае способ может включать в себя дополнительно выдачу протокола, в котором указываются, например, совпадения и/или отличия между считанной, специфической для монтажа информацией, с одной стороны, и заданными данными, с другой стороны. При этом совпадения и/или отличия в отношении специфической для монтажа информации могут содержаться в протоколе в отношении специфической для компонентов информации, или может быть составлен отдельный протокол в отношении специфической для монтажа информации.

Согласно другому варианту, при осуществлении предложенного способа далее по силе генерированного одним из маркеров сигнала выводится локальная информация о расстоянии маркера от считывателя и/или положение маркера относительно считывателя.

В частности, при использовании RFID-меток в качестве маркеров возможно, что генерированный RFID-меткой или обратно отраженный радиоволновый сигнал при детектировании считывателем имеет заметно большую силу, если маркер находится близко от считывателя, чем в том случае, когда маркер позиционирован далеко от считывателя. Проанализировав силу такого сигнала, можно, тем самым, сделать вывод о расстоянии маркера от считывателя и при определенных условиях вывести даже положение маркера относительно считывателя. Благодаря этому можно определить заодно положения маркеров и, тем самым, также положения компонентов лифта в шахте при осуществлении описанного способа и выдать, например, в виде дополнительной информации или отразить в протоколе и/или записать на маркере.

В качестве альтернативы или дополнительно при осуществлении предложенного способа можно далее за счет связи с блоком измерения положения вывести локальную информацию о положении маркера в шахте. Она может быть также отражена в протоколе и/или записана на маркере. Названный блок измерения положения необходим, в частности, для эксплуатации лифтовой установки. Эта связь с блоком измерения положения может предпочтительно использоваться также без сравнения считанной, специфической для компонента информации с заданными данными и выдачи протокола, в котором указываются совпадения и/или отличия между считанной, специфической для компонента информацией, с одной стороны, и заданными данными, с другой стороны.

Блок измерения положения может располагать, например, распределенными в шахте датчиками, которые могут взаимодействовать с соответствующими ответными элементами, например на кабине. Таким образом, можно определить точное положение в шахте кабины и, тем самым, расположенного на ней считывателя маркеров. С помощью этой информации можно сделать вывод о положении считываемого маркера. Помимо названного блока измерения положения могут использоваться другие, известные специалисту блоки измерения абсолютных или относительных положений.

Согласно одному варианту, предложенный способ может осуществляться преимущественно в рамках окончательной приемки лифтовой установки. Такая окончательная приемка осуществляется обычно после полного монтажа и проверки лифтовой установки до начала ее нормальной эксплуатации. На таком этапе представленный способ позволяет использовать уже смонтированные компоненты лифта и размещенные на них маркеры и, в частности, уже смонтированную кабину в качестве перемещаемого элемента лифта, чтобы за счет временного размещения считывателя маркеров на этом перемещаемом элементе лифта и последующего перемещения перемещаемого элемента лифта по всей шахте можно было простым и надежным образом составить протокол с информацией о размещенных в шахте компонентах лифта.

Кроме того, предложенный способ может осуществляться также после ремонта или замены одного или нескольких компонентов лифта.

Возможно также записать на дополнительном маркере специфическую для монтажа информацию обо всех или некоторых компонентах лифта или составленный протокол и разместить дополнительный маркер в шахте.

Следует указать на то, что некоторые из возможных признаков и преимуществ изобретения описаны здесь со ссылкой на различные варианты его осуществления. Специалист обнаружит, что признаки могут быть подходящим образом комбинированы, согласованы или заменены, чтобы достичь других вариантов осуществления изобретения.

Ниже варианты осуществления изобретения описаны со ссылкой на прилагаемый чертеж, причем ни чертеж, ни описание не следует трактовать как ограничивающие изобретение.

На фиг. 1 лифтовая установка, согласованная для применения предложенного способа, изображена схематично и не в масштабе.

На фиг. 1 изображена лифтовая установка 1, у которой в шахте 3 могут вертикально перемещаться два перемещаемых элемента 5, 7 лифта в виде кабины 5 и противовеса 7. Кабина 5 и противовес 7 удерживаются тяговым средством 9 в виде одного или нескольких ремней или канатов. Тяговое средство 9 может перемещаться ведущим шкивом 11 снабженного электродвигателем привода 13, чтобы перемещать подвешенные на нем кабину 5 и противовес 7 в противоположных направлениях в шахте 3. Концы тягового средства 9 закреплены на крепежных устройствах 15 на потолке 17 шахты 3.

В шахте 3 дополнительно к перемещаемым элементам лифта и прочно смонтированным компонентам лифта размещено множество других компонентов лифта. Например, на дне 19 шахты 3 предусмотрен буфер 21. На стенках шахты 3 с помощью удерживающих зажимов 25 («brackets») могут быть закреплены направляющие рельсы 23. Они могут служить, например, для того, чтобы направлять кабину 5 или противовес 7 при вертикальном движении. Смежно с этажами могут быть предусмотрены шахтные двери 27, которые могут открывать доступ в остановившуюся на этаже кабину 5. Далее в шахте 3 могут быть предусмотрены датчики 29 или другие части сенсорики, которые могут взаимодействовать с соответствующими ответными элементами 31, например на кабине 5, чтобы можно было определить, например, точное положение кабины 5 в шахте 3. Датчики 29 и ответный элемент 31 образуют, тем самым, блок измерения положения кабины 5. Помимо названных в качестве примера компонентов лифта в шахте 3 могут быть расположены и другие компоненты лифта.

В общем, компоненты лифтовой установки 1 при ее разработке выбираются специально для того, чтобы можно было удовлетворять заданным для конкретной лифтовой установки требованиям и/или нормам требований. Для этого каждый компонент точно специфицируется в отношении, например, своих вида и принципа действия, и для конкретного случая применения выбирается, например, определенный тип выполнения компонента, например удерживающего зажима 25.

При монтаже лифтовой установки 1 могут, однако, возникнуть обстоятельства, которые потребуют в действительности смонтировать не точно те компоненты, которые были запланированы на этапе разработки. После монтажа лифтовой установки 1 в рамках окончательной приемки большей частью предусмотрено составление протокола с фактически смонтированными в шахте 3 компонентами.

Чтобы упростить составление такого протокола, на каждом ответственном компоненте лифта размещается подходящий машинно-читаемый маркер 33. Он несет записанную на нем, специфическую для компонента информацию, например такую, как вид, тип, год выпуска, серийный номер, спецификация и т.д.

Например, в рамках окончательной приемки на одном из перемещаемых элементов 5, 7 лифта, например на кабине 5, можно разместить считыватель 35 маркеров. При этом считыватель 35 выполнен для считывания, преимущественно бесконтактно, записанной в маркерах 33, специфической для компонента информации.

В данном примере в качестве маркеров 33 используются RFID-метки, в частности типа специальной UHF-RFID-метки. Считыватель 35 маркеров содержит блок управления 37 и одну или несколько антенн 39. Блок управления 37 может управлять антенной 39 таким образом, что излучаются радиоволны 41, в частности высокочастотные радиоволны с частотой в диапазоне нескольких сотен мегагерц. Когда эти радиоволны 41 попадают на служащую маркером 33 RFID-метку, обратно отражается несущая информацию волна 43, в которой закодирована записанная в RFID-метке информация. Эта обратно отраженная волна 43 может быть принята затем приемником, являющимся преимущественно частью считывателя 35, а затем обработана.

Чтобы составить нужный протокол, кабину 5, после того как на ней размещен считыватель 35 или размещены оба считывателя 35, можно переместить в шахте 3 снизу вверх и/или наоборот. При этом считыватели 35 проходят последовательно мимо всех компонентов лифта и размещенных на них маркеров 33 и могут считывать специфическую для компонентов информацию. Чтобы обеспечить высокую точность считывания, можно предпочтительно перемещать перемещаемые элементы 5, 7 лифта в процессе протоколирования медленнее, чем в нормальном режиме эксплуатации лифтовой установки 1. По считанной информации можно затем составить нужный протокол.

В частности, считанная информация может сравниваться с заданными данными, чтобы можно было, например, составить протокол, в котором указаны совпадения и/или отличия между фактически смонтированными в шахте 3 компонентами лифта и заданными, например в рамках этапа разработки, компонентами лифта.

При необходимости, в маркерах 33 дополнительно к специфической для компонентов информации может быть записана также специфическая для монтажа информация. Такая специфическая для монтажа информация может отражать, например, место или положение в шахте 3, в которой смонтирована компонента лифта, момент, в который он был смонтирован, и/или вид того, как был смонтирован компонент лифта. Такая специфическая для монтажа информация может быть определена еще при первом монтаже лифтовой установки и записана на соответствующий маркер 33. В качестве альтернативы также во время последующей эксплуатации, т.е. после окончательной приемки лифтовой установки, например в рамках проведения работ по обслуживанию, можно модифицировать отдельные компоненты лифта и вид их монтажа и записать в соответствующем маркере 33 информацию об этом в качестве специфической для монтажа информации.

Положение маркера 33 в шахте 3 можно определить, например, за счет связи с образованным датчиками 29 и ответным элементом 31 блоком измерения положения. С помощью этого блока можно определить положение кабины 5 и, тем самым, считывателя 35 в шахте 3. Из положения считывателя 35 можно сделать вывод о положении маркера 33 в шахте 3. Для этого с помощью считывателя 35 можно оценить, например, силу радиоволнового сигнала при детектировании.

Дополнительно на дополнительном маркере может быть записана и размещена в шахте специфическая для монтажа информация обо всех или некоторых компонентах лифта или составленный протокол.

Маркеры 33 могут быть выполнены также в виде маркировок на головках винтов, штрихкодов или QR-кодов. В этом случае считыватель 35 выполнен в виде камеры, которая оптически регистрирует маркировки, штрихкоды или QR-коды, так что информация может считываться.

В заключение следует указать на то, что термины «содержащий», «включающий в себя» и т.д. не исключают других элементов или этапов, а термины «одна» или «один» не исключают множества. Далее следует указать на то, что признаки или этапы, описанные со ссылкой на один из приведенных примеров, могут использоваться также в комбинации с другими признаками или этапами других вышеописанных примеров. Ссылочные позиции в формуле изобретения не следует рассматривать как ограничение.

1. Способ определения информации о размещенных в шахте (3) лифта компонентах (13, 15, 21, 23, 25, 27, 29) лифта, причем компоненты (13, 15, 21, 23, 25, 27, 29) лифта располагают каждый машинно-читаемым маркером (33), на котором или с которым записана специфическая для компонента информация, которая может считываться считывателем (35) маркеров, при котором перемещаемый элемент (5, 7) лифта, на котором расположен считыватель (35) маркеров, перемещают по шахте (3) и при этом с маркеров (33) считывают специфическую для компонента информацию, отличающийся тем, что автоматически сравнивают считанную, специфическую для компонента информацию с заданными данными, в которых указывают, какие компоненты (13, 15, 21, 23, 25, 27, 29) лифта должны быть размещены в шахте (3), и автоматическую выдачу протокола, в котором указывают совпадения и/или отличия между считанной, специфической для компонента информацией, с одной стороны, и заданными данными, с другой стороны.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что используют маркеры (33), выполненные с возможностью бесконтактного считывания.

3. Способ по п. 1 или 2, отличающийся тем, что используют маркеры (33), выполненные с возможностью электромагнитного считывания.

4. Способ по любому из пп. 1-3, отличающийся тем, что маркерами (33) являются RFID-метки.

5. Способ по любому из пп. 1-4, отличающийся тем, что маркерами (33) являются UHF-RFID-метки.

6. Способ по п. 1 или 2, отличающийся тем, что используют маркеры (33), выполненные с возможностью оптического считывания.

7. Способ по п. 6, отличающийся тем, что маркерами (33) являются маркировки, штрихкоды или QR-коды.

8. Способ по любому из пп. 1-7, отличающийся тем, что маркеры (33) являются пассивными деталями.

9. Способ по любому из пп. 1-8, отличающийся тем, что при монтаже компонента (13, 15, 21, 23, 25, 27, 29) лифта на маркере (33) дополнительно записывают специфическую для монтажа информацию, причем во время перемещения перемещаемого элемента (5, 7) лифта вместе со считывателем (35) с каждого из маркеров (33) считывают специфическую для монтажа информацию.

10. Способ по любому из пп. 1-9, отличающийся тем, что выдают протокол, в котором указывают считанную, специфическую для компонента информацию и, при необходимости, специфическую для монтажа информацию для всех маркированных компонентов (13, 15, 21, 23, 25, 27, 29) лифта.

11. Способ по любому из пп. 9 или 10, отличающийся тем, что сравнивают считанную, специфическую для монтажа информацию с заданными данными и выдают протокол, в котором указывают совпадения и/или отличия между считанной, специфической для монтажа информацией, с одной стороной, и заданными данными.

12. Способ по любому из пп. 1-5, отличающийся тем, что далее по силе генерированного одним из маркеров (33) сигнала выводят локальную информацию о расстоянии маркера (33) от считывателя (35) и/или положение маркера (33) относительно считывателя (35).

13. Способ по любому из пп. 1-12, отличающийся тем, что посредством связи с блоком (29, 31) измерения положения выводят локальную информацию о положении маркера в шахте (3).

14. Способ по любому из пп. 1-13, отличающийся тем, что его осуществляют в рамках окончательной приемки лифтовой установки (1).



 

Похожие патенты:

Предложен интерфейсный блок для схемы обеспечения безопасности транспортировочной системы. Интерфейсный блок содержит входную схему для сигнала, определяющего безопасность транспортировочной системы, а также средства для проверки рабочего состояния упомянутой входной схемы.

Изобретение относится к многофункциональному устройству контроля состояния оборудования и методу мониторинга критических компонентов в подъемной системе. Прибор имеет каркас, который представляет собой квадратную конструкцию, полученную путем сварки множества прямоугольных стальных частей.

Трансмиссия подъемника, препятствующая падению, содержит барабан (3), планетарную зубчатую передачу, муфту, правый тормоз, левый тормоз, двигатель (25), высокоскоростной вал (28), зубчатый механизм трансмиссии, двухсекционный шестеренный насос (34), масляную камеру (33) и двухпозиционный четырехходовой электромагнитный направляющий клапан (32).

Предложена лифтовая установка (1), которая содержит привод (3), кабину (5), функциональные компоненты (9а-р) безопасности для образования функций безопасности в различных положениях внутри лифтовой установки (1), систему (11) контроля безопасности для контроля всех функциональных компонентов (9а-р) безопасности.

Предложен способ эксплуатации системы безопасности лифтовой установки. Лифтовая установка содержит блок (2) управления, шину (3), несколько шинных узлов (41-49), соединенных через шину (3) с блоком (2) управления, и несколько пользователей (61a-63a, 74a, 75, 76, 87, 88, 89), соединенных с блоком (2) управления через шинные узлы (41-49), из которых по меньшей мере один пользователь является временным пользователем (89).

Предложен способ эксплуатации системы безопасности лифтовой установки. Лифтовая установка содержит блок (2) управления, шину (3), несколько шинных узлов (41-50), соединенных с блоком (2) управления через шину (3), и несколько участников (61а-63а, 74а, 75, 76, 87, 88, 89а, 89b), соединенных с блоком (2) управления через шинный узел (41-50).

Раскрывается устройство и способ определения перехода от слоя к слою стального подъемного троса. Устройство состоит из блока барабана, блока натяжителя троса, блока нагружателя троса и скользящего блока ходового винта.

Способ контроля тормозного устройства механизма подъема с электроприводом может быть использован при диагностировании тормозных устройств подъемных механизмов с электроприводом.
Группа изобретений относится к системе и способу распознавания характера движения крутильного ролика, наматывающего или разматывающего стальной проволочный трос.

Предложен способ оптимизации работы лифта. Способ включает в себя сбор информации о значениях заданных параметров лифта, анализ значений заданных параметров лифта и оптимизацию работы лифта.
Наверх