Способ синхронизации корабельных гидроакустических станций

Изобретение относится к области гидроакустики, в частности гидролокации, и может быть использовано при построении систем обнаружения подводных целей, например, подводных лодок (ПЛ) или автономных подводных аппаратов (АПА), группой надводных кораблей (НК) - поисково-ударной группой (ПУГ). Технический результат состоит в обеспечении уверенной синхронизации гидроакустических станций (ГАС) при любых расстояниях между судами в условиях постановки противником радиопомех. Для этого в способе синхронизации корабельных гидроакустических станций, при котором за счет введения регулируемой задержки излучения зондирующих импульсов ведомыми ГАС относительно момента прихода мешающего сигнала от ведущей ГАС и регулируемого периода обзора ГАС удается приводить помеху на участок экрана, не совпадающий с зоной вероятного обнаружения целей. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

 

Изобретение относится к области гидроакустики, в частности гидролокации, и может быть использовано при построении систем обнаружения подводных целей, например, подводных лодок (ПЛ) или автономных подводных аппаратов (АПА), группой надводных кораблей (НК) - поисково-ударной группой (ПУГ).

В теории поиска известен способ поиска объекта, содержащий излучение в рабочую среду - воздух в радиолокации и воду в гидроакустике - зондирующего сигнала и прием отраженного от объекта поиска сигнала - электромагнитного в радиолокации и акустического в гидроакустике [1].

Известен способ поиска объекта группой наблюдателей [2]. Организация процесса поиска зависит от возможностей обнаружения радиолокационных или гидроакустических станций (РЛС или ГАС) объекта, скоростей наблюдателя и цели, а также числа наблюдателей и расстояния между ними.

В гидроакустике обычно расстояние между судами-носителями ГАС выбирается с перекрытием зон обнаружения ГАС соседних судов, т.е. Дк≤2 До, где Дк - расстояние между судами, До - прогнозируемая (ожидаемая) средняя дальность действия ГАС в конкретных гидролого-акустических условиях.

Увеличение расстояния между наблюдателями приводит к увеличению ширины полосы поиска на величину более До и, соответственно, к росту вероятности неуклонения объекта. Однако при этом появляются «разрывы» в полосе поиска и повышается успешность маневра прорыва объекта между наблюдателями. Ввиду этого, выбор величины Дк осуществляется на основе обеспечения заданной эффективности поиска и с учетом случайного характера процесса обнаружения в конкретных условиях наблюдения.

Необходимо отметить, что расстояние между судами-носителями ГАС-может выбираться также с учетом соображений, не связанных с эффективностью поиска, например, по мерам безопасности совместного плавания, для устойчивости связи и управления, вследствие возможности возникновения террористических угроз, возможности атак с воздуха и др.

При совместной работе в группе радиоэлектронных средств (РЭС) - РЛС или ГАС - возникают взаимные (непреднамеренные, в отличие от преднамеренно выставляемых противником [3]) помехи, существенно снижающие эффективность обнаружения целей.

Непреднамеренные помехи, обусловленные излучением соседних РЭС, поступают в тракт приема соседней РЛС или ГАС через время Тк после излучения мешающей станции с периодичностью Тц

где Д - расстояние между объектами-носителями, с - скорость распространения волн в среде.

При произвольно выбранном расстоянии между объектами непреднамеренные помехи могут появляться на участках шкалы по дальности там, где находится цель и, таким образом, маскировать последнюю.

Возможности по снижению помех такими мерами, как частотный разнос, в гидроакустике ограничены по сравнению, например, с радиолокацией, по причине узкополосности излучающих антенн ГАС и необходимости использования сложных широкополосных сигналов (для борьбы с реверберационной помехой).

Снижение мощности излучения и введение секторного режима работы значительно снижают поисковую производительность, т.е. обесценивают поисковые усилия корабельной группы. Применение сложных ортогональных сигналов в одинаковой для всех ГАС полосе частот не улучшает помеховой обстановки в группе, так как это неэффективно при помехах блокирующего типа, приводящих к перегрузке входных трактов ГАС (а именно такие помехи вызывают сигналы соседних ГАС).

Одним из эффективных методов является временная синхронизация, поскольку позволяет преобразовать непреднамеренные помехи к синхронным помехам, поддающимся в ряде случаев полному подавлению.

Известны способы синхронизации радиолокационных и гидроакустических станций, предназначенные для снижения уровня взаимных помех при совместном использовании таких средств, а также устройства для их реализации.

В способе синхронизации синхронную работу РЭС устанавливают и поддерживают путем периодического согласования временных шкал опорного и ведомых формирователей сигналов синхронизации, при этом сигналы синхронизации передают по радиоканалу. Шкала синхронизации вводится для группы судов. Формирователь шкалы синхронизации реализуется во внешнем относительно других носителей источнике или непосредственно на носителях [4].

Известен способ синхронизации однотипных РЭС, в том числе и ГАС, содержащий формирование зондирующих импульсов на ведущей станции, назначаемой заблаговременно, по которым запускаются синхронизирующие сигналы (пилот-сигналы), передачу синхронизирующих сигналов на ведомые станции по радиоканалу, излучение ведомыми станциями при поступлении на них синхронизирующих сигналов зондирующих импульсов, период следования зондирующих сигналов ведомых станций подстраивают под период зондирования ведущей станции с учетом времени прохождения зондирующих импульсов в среде распространения, при этом время запаздывания сигнала в среде распространения рассчитывают по формуле (1) [5].

Для выделения потока импульсов ведущей станции предусмотрены алгоритм и схема временной селекции. При этом обеспечивается подавление непреднамеренных помех на ведомых станциях путем подстройки их периодов обзора под величину Тц и смещения помеховых зон (участки шкалы по дальности, соответствующие мешающим сигналам) на участок обратного хода развертки индикаторов.

На экране индикатора ведущей станции наблюдаются помеховые зоны от ведомых станций, расположенные вблизи от центра индикатора (в области мертвой зоны станции).

При такой организации совместной работы, например, ГАС 2-х соседних судов, обеспечивается совпадение в каждом цикле обзора моментов излучения и моментов прихода непреднамеренных помех, если суда разнесены на расстояние ровно 2Дш, где Дш - шкала дистанции ГАС.

Принципиальный недостаток данного способа заключается в устранении помех ведомого РЭС от излучения только того РЭС, которое выбрано в качестве ведущего; мешающие сигналы от других РЭС группы на индикаторе ведомой станции не подавляются.

Второй недостаток состоит в принципиальной невозможности устранить помехи от излучения ведомых станций на индикаторе ведущей станции.

Ограничение применения данного способа для корабельных ГАС состоит в том, что из-за небольшой скорости распространения звука в водной среде аналогичный пораженный взаимными помехами участок, соответствующий расстояниям между ГАС, будет перекрывать шкалу дистанции ГАС Дш, связанную с периодом обзора пространства Тц соотношением

Известен способ синхронизации корабельных ГАС, содержащий формирование зондирующих импульсов на ведущей станции, назначаемой заблаговременно, по которым запускаются синхронизирующие сигналы (пилот-сигналы), передачу синхронизирующих сигналов на ведомые станции по радиоканалу, излучение ведомыми станциями при поступлении на них синхронизирующих сигналов зондирующих импульсов, период следования зондирующих сигналов ведомых станций подстраивают под период зондирования ведущей станции с учетом времени прохождения зондирующих импульсов в среде распространения, при этом время запаздывания сигнала в среде распространения рассчитывают по формуле (1), при этом ведущая ГАС излучает зондирующие импульсы в соответствии с единым расписанием моментов излучения всех НК группы, передачу по радиоканалу синхронизирующих сигналов на ведомые ГАС осуществляют в виде цифрового кода моментов излучения ГАС, при этом период следования зондирующих импульсов ведущей ГАС рассчитывают из условия укладывания четырех периодов на интервале удвоенной длительности времени прохождения t зондирующего сигнала в водной среде от ведущей до ведомой ГАС, которое рассчитывается по формуле

где Д - расстояние между ГАС, с - скорость распространения сигнала в водной среде [6].

По известным дистанциям между носителями ГАС на флагманском корабле группы вычисляют время прохождения зондирующего сигнала до ведомых ГАС, которое используют при формировании расписания излучения ГАС. Цифровые коды рассчитанных моментов излучения по штатной радиолинии передают на остальные корабли группы, где с наступлением этих моментов ведомые ГАС излучают свои посылки. Этим обеспечивают отсутствие помех от ведущей ГАС на индикаторах ведомых ГАС. Для исключения помех от ведомых ГАС на индикаторе ведущей ГАС период излучения ведущей ГАС выбирают так, чтобы на интервале удвоенной длительности времени прохождения зондирующего сигнала от ведущей до ведомых ГАС укладывалось четыре периода излучения.

В интересах синхронизации ГАС для исключения помех ведущей ГАС от ведомых предлагается период следования зондирующих сигналов выбирать:

где n-целое число.

Для оптимального соотношения между шкалой дистанции и дальностью действия ГАС числом п авторами предлагается выбирать равным 4. Если n меньше 4, то дальность действия ГАС будет меньше шкалы дистанции, т.е. период следования зондирующих сигналов будет велик и часть шкалы будет просматриваться оператором впустую, так как обнаружение цели на этом участке шкалы невозможно.

С другой стороны, если выбрать n больше 4, то шкала дистанции, наоборот, становится меньше дальности действия ГАС, и возможности станции по обнаружению цели снижаются. Если n равно 4, то шкала дистанции равна дальности действия ГАС, т.е. создаются условия для отсутствия информационных потерь в процессе наблюдения.

Расписание излучения ГАС представляет собой последовательность кодов моментов излучения для каждой ГАС, рассчитанных с учетом вычисленного по формуле (1) времени распространения сигнала от ведущей до ведомой ГАС, вычисленного по формуле (2) периода следования зондирующих импульсов и заданного времени начала поиска.

В изобретении предлагается по радиоканалу передавать не сами синхронизирующие импульсы, а цифровой код момента их излучения, совпадающий с требуемым моментом излучения конкретной ГАС (из этих кодов и состоит расписание излучения ГАС). Это позволит устранить погрешности синхронизации, обусловленные случайным характером времени прохождения сигнала по радиоканалу (вызванным случайным временем ожидания в очереди запросов на передачу). В прототипе данная временная погрешность равна точности системы единого времени (СЕВ), которая не хуже тысячной доли секунды.

Описанный способ наиболее близок к предлагаемому по технической сущности и количеству общих признаков.

Недостатками его является ограниченная область применения и низкая надежность в условиях постановки противником радиопомех, что объясняется:

невозможностью обеспечения беспомеховой работы в условиях воздействия непреднамеренных помех при расстоянии между судами, большем удвоенной средней дальности действия;

значением шкалы по дистанции строго равным Дш=До, что не учитывает вероятностный характер обнаружения цели в пределах зоны обзора и снижает эффективность поиска;

невозможностью обеспечения синхронизации при низкой эффективности передачи данных по радиолинии (например, при расстоянии между НК, превышающем дальность радиосвязи, или в условиях постановки противником радиопомех [3]).

Первый недостаток существенно ограничивает эффективность группы НК, т.к., как указывалось выше, оптимальное расстояние между судами определяется по тактическим соображениям, а также с учетом условий наблюдения.

Второй недостаток связан с тем, что авторами используется так называемый закон определенной дальности обнаружения, т.е. когда вероятность обнаружения Р равна 1 при дистанции до цели менее До и нулю, если дистанция до цели больше До [7]. Закон определенной дальности является весьма грубым приближением.

На самом деле дальность действия является случайной величиной, зависящей от условий наблюдения [8].

Дальность действия радиолокационных и гидроакустических средств, как правило, подчиняется нормальному закону в пределах зоны вероятного обнаружения целей (ЗВО).

Ширина ЗВО определяется, как [9]:

где Дmах=До+3σД - максимальная дальность действия;

Дmin=До-3σД - минимальная дальность действия;

σД - среднеквадратическое значение дальности действия, определяемое по данным испытаний и опыта эксплуатации ГАС.

Кроме того, необходимо учитывать мертвую зону Dмз, определяемую, как:

где Тс - длительность зондирующего сигнала.

В гидроакустике необходимо учитывать также реверберационную помеху, являющуюся нестационарной и маскирующую полезный сигнал. На определенных дистанциях после излучения зондирующего сигнала прием последнего невозможен вследствие малого отношения сигнал/помеха [10].

Задачей изобретения является расширение области применения и повышение надежности способа синхронизации корабельных гидроакустических станций.

Технический результат заключается в обеспечении уверенной синхронизации ГАС при любых расстояниях между судами, а также при постановке противником радиопомех.

Для решения поставленной задачи в известный способ синхронизации корабельных гидроакустических станций, при котором формируют зондирующие импульсы ведущей станцией, назначаемой заблаговременно, по которым запускают синхронизирующие сигналы (пилот-сигналы), передают синхронизирующие сигналы на ведомые станции по радиоканалу, излучают ведомыми станциями при поступлении на них синхронизирующих сигналов зондирующие импульсы, период следования зондирующих сигналов ведомых станций подстраивают под период зондирования ведущей станции с учетом времени прохождения зондирующих импульсов в среде распространения, при этом время запаздывания сигнала зондирующего импульса в среде распространения рассчитывают по формуле

где Д - расстояние между объектами-носителями, с - скорость распространения волн в среде, излучают ведущей ГАС зондирующие импульсы в соответствии с единым расписанием моментов излучения всех надводных кораблей группы, передачу по радиоканалу синхронизирующих сигналов на ведомые ГАС осуществляют в виде цифрового кода моментов излучения ГАС, введены новые операции, а именно: вводят регулируемую задержку момента излучения зондирующего импульса ведомой ГАС относительно момента излучения зондирующего импульса ведущей ГАС и регулируемый период обзора станций, величины которых определяются по дистанции между судами, а также заранее рассчитанными зоной вероятного обнаружения цели и реверберационной зоной

Для обеспечения комфортности работы оператора ГАС и снижения влияния непреднамеренных помех, появление которых вне ЗВО могут отвлекать его внимание, предлагается реализовать процедуру бланкирования мешающих сигналов на экране индикатора ведущей ГАС.

Под бланкированием понимается отключение приемника на время работы передатчика, не подлежащего пеленгованию, или на время действия импульсной мешающей помехи [11].

Наилучший результат получается, если передачу цифровых кодов моментов излучения зондирующих импульсов ГАС дополнительно осуществляют по гидроакустическому каналу.

Технический результат достигается за счет того, что при введении регулируемой задержки излучения зондирующих импульсов ведомыми ГАС относительно момента прихода мешающего сигнала от ведущей ГАС и регулируемого периода цикла обзора ГАС удается приводить помеху на участок экрана, не совпадающий с ЗВО. В результате, минимизируется информационный ущерб на индикаторе ведущей ГАС, а непреднамеренные помехи с высокой долей вероятности (не менее 97%) практически не окажут мешающего влияния на процесс наблюдения за целью.

Таким образом, в прототип вводятся новые процедуры:

Оценка протяженности ЗВО.

Оценка протяженности реверберационной зоны.

Введение регулируемой задержки в излучении ведомой ГАС относительно ведущей ГАС.

Управление (при необходимости) величиной цикла обзора.

Бланкирование тракта приема ведущей ГАС.

Введение дополнительно гидроакустического канала для обмена данными между судами.

Сущность предлагаемого способа поясняется Фиг. 1 - Фиг. 4.

На Фиг. 1 изображено построение группы НК при поиске подводной цели, где Дк - расстояние между судами, До - прогнозируемая (ожидаемая) дальность действия ГАС, Дш - шкала дистанции ГАС, при этом ведущей ГАС может быть назначена любая станция.

На Фиг. 2 показан пример влияния реверберации на процесс обнаружения, где Jp - интенсивность реверберационной помехи, А и В - участки появления эхо-сигнала от цели, Тр - "реверберационная зона», в которой полностью маскируется полезный сигнал, и которой соответствует расстояние Δ Dp

На Фиг. 3 показаны типовые участки зоны обзора ведущей ГАС, где Dмз - мертвая зона; Δ Dp - зона реверберации, в которой реверберация

маскирует как эхосигнал, так и непреднамеренную помеху; Δ Д - ширина зоны вероятного обнаружения цели; Дmin и Дmах - минимальная и максимальная дальность обнаружения цели; До - ожидаемая дальность действия ГАС; Дш - шкала дистанции; W(D) - закон распределения дальности (предполагаем нормальным).

На Фиг. 4 показан пример поступления непреднамеренных помех от ведомой ГАС на временную шкалу ведущей ГАС при правильном выборе времени задержки в излучении ведомых ГАС для случая Дк≤mах.

На Фиг. 4 обозначено: Тс - длительность зондирующего сигнала; Тр - длительность реверберационной зоны; Тц - период обзора пространства; Тк - время запаздывания зондирующего импульса в водной среде; Тз - время задержки; То - время прихода эхо-сигнала с дистанции До на ведущую ГАС.

Предложенный способ реализуется следующим образом. После прибытия группы НК в район поиска подводной цели (Фиг. 1) операторы ГАС по конкретным гидролого-акустическим условиям - вертикальному разрезу скорости звука (зависимости скорости звука от глубины), собственных шумов НК и т.д. определяют шкалу дистанции Дш.

Далее производится оценка протяженности реверберационной зоны, в пределах которой обнаружение цели невозможно из-за малого отношения сигнал/помеха (Фиг. 2).

Рассчитывается ЗВО ГАС (Фиг. 3), после чего оператор рассчитывает и вводит в ведомую ГАС регулируемую задержку (Фиг. 4).

Условие выбора параметров синхронизации:

Величину цикла обзора для оптимизации обследования пространства целесообразно выбирать из условия

где Tmax=Дmах/с, (8).

В случае, если Дк>Дmах, целесообразно принять Тз=0, а величину цикла обзора из условия:

Однако предлагаемый способ синхронизации имеет ограничение, а именно, условие

При необходимости осуществляется регулировка шкалы дальности (цикла обзора), а также бланкирование тракта приема ведущей ГАС.

Синхронизация (передача синхронизирующих сигналов на ведомые ГАС) по радиоканалу дублируется передачей по гидроакустическому каналу.

Таким образом, при введении регулируемой задержки излучения зондирующих импульсов ведомыми ГАС относительно момента прихода мешающего сигнала от ведущей ГАС и регулируемого периода цикла обзора ГАС удается приводить помеху на участок экрана, не совпадающий с ЗВО, и, следовательно, достигается заявленный технический результат.

Источники информации

1. Абчук В.В., Суздаль В.Г. Поиск объектов. М.: Сов радио, 1977, С. 6-8.

2. Абчук В.В., Суздаль В.Г. Поиск объектов. М.: Сов радио, 1977, С. 201-205, 224-229.

3. Вакин С.А., Шустов Л.Н. Основы радиопротиводействия и радиотехнической разведки. М., «Советское радио» 1968, С. 238-258.

4. Построение судового радиооборудования /под ред. В.И. Винокурова. - Л.: Судостроение, 1982, С. 171-172.

5. Электромагнитная совместимость радиоэлектронных средств и систем / под ред. Н.М. Царькова. - М.: Радио и связь, 1985, С 228-231.

6. Патент РФ №2225677 от 26.04.2001, МПК 7 Н04В 15/00. - Троскин А.Б., Ханин Л.Б.

7. Афанасьев А.А., Горбунов В.А. Эффективность обнаружения целей радиотехническими средствами наблюдения. - М.: Воениздат, 1964, С. 22-23.

8. Афанасьев А.А., Горбунов В.А. Эффективность обнаружения целей радиотехническими средствами наблюдения. - М.: Воениздат, 1964, С. 82.

9. Афанасьев А.А., Горбунов В.А. Эффективность обнаружения целей радиотехническими средствами наблюдения. - М.: Воениздат, 1964, С. 85-87.

10. Сташкевич А.П. Акустика моря. - Л.: Судостроение, 1966, С. 160-161.

11. ГОСТ 23288-78. Радиопеленгаторы. Термины и определения. С. 2.

1.Способ синхронизации корабельных гидроакустических станций, при котором формируют зондирующие импульсы ведущей станции, назначаемой заблаговременно, по которым запускаются синхронизирующие сигналы в виде пилот-сигналов, передают синхронизирующие сигналы на ведомые станции по радиоканалу, излучают ведомыми станциями при поступлении на них синхронизирующих сигналов зондирующих импульсов, период следования зондирующих сигналов ведомых станций подстраивают под период зондирования ведущей станции с учетом времени прохождения зондирующих импульсов в среде распространения, при этом время запаздывания сигнала в среде распространения рассчитывают по формуле

где Д - расстояние между объектами-носителями, с - скорость распространения волн в среде, излучают ведущей гидроакустической станцией (ГАС), включающей индикатор, зондирующие импульсы в соответствии с единым расписанием моментов излучения всех надводных кораблей (НК) группы, передачу по радиоканалу синхронизирующих сигналов на ведомые станции осуществляют в виде цифрового кода моментов излучения ГАС, отличающийся тем, что единое расписание моментов излучения всех НК группы задается по шкале дистанции Дш, рассчитывают зону вероятного обнаружения цели и определяют реверберационную зону, в которой полностью маскируется полезный зондирующий сигнал, вводят регулируемую задержку момента излучения ведомой ГАС относительно момента излучения ведущей ГАС и регулируемый период обзора станций, величины которых определяются дистанцией между кораблями, и заранее рассчитанными зоной вероятного обнаружения цели и реверберационной зоной.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что поступающие на индикатор ведущей ГАС вне зоны вероятного обнаружения цели, мешающие сигналы ведомых ГАС бланкируют.

3. Способ по п. 1 или 2, отличающийся тем, что передачу цифровых кодов моментов излучения дополнительно осуществляют по гидроакустическому каналу.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области гидроакустики и может найти применение при обеспечении гидроакустической совместимости корабельных гидроакустических средств, в особенности полностью комплексированных гидроакустических систем (ГАС), а также ГАС, организованных по «федеративному» принципу.

Изобретение относится к области электрической радиосвязи и может быть использовано для детектирования фазоманипулированных сигналов в радиолокационных и радионавигационных системах связи, а также в мобильных системах приема и передачи данных.

Изобретение относится к области технологий связи, а именно к предотвращению создания камерой помех антенне электронного устройства. Технический результат заключается в обеспечении возможности выбора подходящей конфигурации встроенной камеры с точки зрения разрешения камеры и частоты смены кадров камеры простым и эффективным образом, в части снижения временных затрат, для устранения помех, возникающих из-за взаимной модуляции, создаваемых камерой антенне.

Изобретение относится к области передачи цифровой информации и может быть использовано в приемных устройствах систем синхронной цифровой связи, работающих, в частности, в условиях многолучевого распространения.

Изобретение относится к средствам телеметрии в скважине и может быть использовано для устранения помех, обусловленных работой бурового насоса. В частности, предложен способ фильтрации помех, обусловленных работой бурового насоса, при гидроимпульсной телеметрии, включающий следующее: прием выходного сигнала датчика хода насоса; выбор коэффициента адаптации в модуле адаптивного фильтра; корректировку коэффициента адаптации, когда модуль адаптивного фильтра достигает сходимости; прием входного сигнала датчика; подачу на выход отфильтрованного сигнала; и изменение конфигурации бурового инструмента, основываясь на выходном сигнале.

Изобретение относится к неконтактным взрывателям и может быть использовано для повышения помехозащищенности радиовзрывателей от воздействия различных помех. Предлагаемый способ защиты радиовзрывателя на основе автодина от радиопомех осуществляется следующим образом.

Изобретение относится к беспроводной межмашинной связи (МТС). Технический результат заключается в обеспечении возможности избирательного соединения с беспроводными сотами оборудования пользователя (UE).

Изобретение относится к области беспроводных коммуникационных систем и предназначено для повышения эффективности передачи полезной нагрузки с малым объемом данных, таких как данные для передачи данных машинного типа (MTC), и обеспечения совместимости с сетями с широкополосным беспроводным доступом (BWA).

Изобретение относится к технике связи и может использоваться в системах беспроводной связи. Технический результат состоит в повышении пропускной способности передачи и повышении помехоустойчивости путем подавления внутренней интерференции (ВИ), внесенной при применении полнодуплексной (FD) передачи в системах с Многоканальным входом и Многоканальным выходом.

Изобретение относится к беспроводной связи. Технический результат заключается в расширении арсенала средств беспроводной связи.

Изобретение относится к радиотехнике и гидролокации и может быть использовано в гидроакустической аппаратуре для приема слабых гидроакустических сигналов. Технический результат состоит в повышении надежности, эффективности фильтрации и расширении диапазона рабочих частот.
Наверх