Электрореактивная двигательная установка

Изобретение относится к области реактивных двигательных установок космических и низкоорбитальных летательных аппаратов с низкой энерговооруженностью. Электрореактивная двигательная установка, содержащая корпус, диффузор, расположенный в передней части корпуса, тепловую камеру с высокочастотными электродами и сопло, соединенное каналом с камерой нагрева, причем она снабжена высокочастотной обмоткой в виде соленоида, которая подключена к высокочастотному генератору и расположена вокруг указанной тепловой камеры. Электрореактивная двигательная установка снабжена высоковольтным высокочастотным источником тока, на входе в тепловой камере после диффузора дополнительно расположены коаксиально электроды, выполненные в виде полых цилиндров, и соединены, каждый, с одним из электрических выводов высоковольтного высокочастотного источника тока. Устройство впрыска горючего выполнено в виде двух частей, первая из которых расположена непосредственно за коаксиальными цилиндрическими электродами, а вторая часть устройства впрыска распределена вдоль оставшейся области тепловой камеры по оси потока, при этом соленоид располагается снаружи тепловой камеры над ее областью, в которой расположена вторая часть устройства впрыска. Корпус и тепловая камера выполнены из диэлектрика, например оксида алюминия. При использовании изобретения обеспечивается повышение КПД и удельного импульса электрореактивной двигательной установки. 1 ил.

 

Изобретение относится к области реактивных двигательных установок космических и низкоорбитальных летательных аппаратов с низкой энерговооруженностью.

Известна электроракетная двигательная установка [1, 2], содержащая следующие элементы: впускное устройство, компрессор и охладитель, дуговой нагреватель, МГД - ускоритель, топливный танк и трубопроводы, источник энергии, корпус-радиатор.

Наиболее близким к заявляемому устройству является прямоточная электрореактивная двигательная установка [3], включающая в себя: корпус, диффузор, расположенный в передней части корпуса, камеру нагрева с высокочастотными электродами и сопло, соединенное каналом с камерой нагрева, причем она снабжен высокочастотной обмоткой, которая подключена к высокочастотному генератору и расположена вокруг указанной камеры нагрева, а также анодом, катодом и катушкой в виде соленоида, предназначенной для создания в указанном канале асимметричного магнитного поля для дополнительного ускорения выходящего из сопла воздуха.

Недостатком указанного устройства является низкий КПД двигательной установки и высокие энергозатраты на ионизацию, ускорение потока, создание асимметричного магнитного поля. Все указанные факторы при ограниченной мощности ЭРДУ отрицательно сказываются на величине удельного импульса электроракетной двигательной установки и приводят к снижению ее КПД.

Техническим результатом изобретения является повышение КПД и удельного импульса электрореактивной двигательной установки.

Указанная цель достигается тем, что в известной электрореактивной двигательной установке, содержащей

корпус, диффузор, расположенный в передней части корпуса, камеру нагрева с высокочастотными электродами и сопло, соединенное каналом с камерой нагрева, причем она снабжен высокочастотной обмоткой в виде соленоида, которая подключена к высокочастотному генератору и расположена вокруг указанной камеры нагрева, дополнительно

электрореактивная двигательная установка снабжена высоковольтным высокочастотным источником тока, на входе в тепловой камере после диффузора дополнительно расположены коаксиально электроды, выполненные в виде полых цилиндров, и соединены каждый с одним из электрических выводов высоковольтного высокочастотного источника тока, при этом устройство впрыска горючего выполнено в виде двух частей, первая из которых расположена непосредственно за коаксиальными цилиндрическими электродами, а вторая часть устройства впрыска распределена вдоль оставшейся области тепловой камеры по оси потока, при этом соленоид располагается снаружи тепловой камеры над ее областью, в которой расположена вторая часть устройства впрыска, при этом корпус и тепловая камера выполнены из диэлектрика, например оксида алюминия.

На фиг. 1 изображена схема электрореактивной двигательной установки.

Диэлектрический корпус 1 имеет диффузор - воздухозаборник 2, за которым в корпусе располагаются коаксиальные электроды 3, 4. За ними по оси двигателя располагается устройство впрыска горючего 5, 6. Далее по оси двигателя располагается диэлектрическая тепловая камера 7 имеющая переменное сечение ускорительного канала для разгона потока. Поверх корпуса в этой области тепловой камеры расположена соленоидальная обмотка 8, соединенная выводами с источником высокочастотного поля 9. Устройство впрыска горючего 5, 6 посредством трубопроводов 10 соединено с баком горючего 11. Коаксиальные электроды 4, 3 соединены с выводами высоковольтного высокочастотного источника 12.

Устройство работает следующим образом.

С целью снижения энергозатрат на ускорение потока сначала с помощью высоковольтного высокочастотного источника 12 и коаксиальных электродов 3, 4 происходит пробой и ионизация воздушного потока, поступающего в электрореактивный двигатель через диффузор 2. Так как на высотах 180-210 км равновесная (больцмановская) температура составляет 1300-1500 К, ионизация идет через возбужденное состояние с меньшими энергозатратами. Затем в ионизованный поток воздуха (окислителя) посредством первой части устройства впрыска 5 вводится горючее (водород, спирт, керосин, углеводороды, например, метан), которое сжигается в потоке окислителя с выделением энергии, вследствие чего температура продуктов сгорания увеличивается. Смесь продуктов сгорания поступает далее в тепловую камеру 7, где дополнительно разогревается от высокочастотного электромагнитного поля, формируемого катушкой 8, при этом в этой же области тепловой камеры располагается вторая часть устройства впрыска 6, через которое подается дополнительно горючее. Вследствие дополнительного разогрева потока рабочего тела в указанных камерах на участке теплоподвода происходит разгон потока до скорости звука, если канал цилиндрический, и до любой скорости, если канал переменного профиля (теория тепловых камер представлена в [4]). Если сделать канал тепловой камеры постоянного сечения или расширяющимся (например, по параболическому закону или логарифмическому), можно ускорять поток и без классического сопла Лаваля. Усиление эффекта ускорения потока также может быть получено при одновременном подводе тепла и топлива в тепловой камере вдоль ее оси по потоку (распределенная подача топлива и подвод тепла).

Оценивая процесс дополнительного разогрева потока в канале камеры, можно определить величины:

- Q - количество тепла, подведенное к потоку;

- W- скорость потока рабочего тела;

- p - давление потока по каналу;

- ν - удельный объем камеры;

- T - температура потока рабочего тела;

- - удельное сечение камеры, где F - сечение камеры, G - расход рабочего тела.

Воспользуемся для оценок в приближении равновесного потока соотношениями равновесной термодинамики и газодинамики. Поведение потока рабочего тела в тепловой камере описывается следующими уравнениями:

состояния pν=RT

где R - газовая постоянная (на 1 кг рабочего тела);

постоянства расхода

где γ - плотность потока рабочего тела;

изменения импульса

где g - ускорение свободного падения;

где k - показатель адиабаты (величина Q берется на 1 кг массы рабочего тела).

Перепишем систему уравнений в безразмерном виде для удобства расчета. Положим значения параметров потока в начале участка дополнительного подвода тепла следующими:

- W1 - скорость потока рабочего тела;

- p1 - давление потока на входе в тепловой канал;

- ν1 - удельный объем камеры;

- T1 - температура потока рабочего тела;

- - удельное сечение камеры.

Тогда:

- безразмерная величина текущего сечения теплового канала,

- безразмерное давление по длине теплового канала,

- безразмерная температура по длине теплового канала,

- безразмерная скорость по длине теплового канала,

- безразмерный объем по длине теплового канала.

Величину безразмерного тепла, подводимого по длине, можно определить аналогично данным:

В результате система уравнений преобразуется к виду:

- уравнение состояния,

- уравнение расхода в тепловом канале,

- уравнение изменения импульса,

- уравнение баланса энергии.

- число Маха, a - скорость звука в данном сечении канала.

Если проинтегрировать последнее уравнение энергии, то получим выражение:

- температура торможения потока рабочего тела в начале участка дополнительного теплоподвода.

Связь между энергоподводом и скоростью потока в тепловой камере:

Температура торможения потока в начале участка теплоподвода определяется из соотношения:

Кинетическая энергия потока и внутренняя позволят получить значение температуры торможения потока Tтормож.

Скорость истечения из ЭРД определяется аналогично ЖРД с тепловой камерой как (формула приведена в системе СИ):

где μрт - молярная масса рабочего тела, π - степень расширения сопла, Rунив - универсальная газовая постоянная.

Используя связь количества энергии и времени пребывания потока в тепловом канале, в предположении, что доля энергии α от подведенного тепла Qподв идет на создание дополнительной кинетической и внутренней энергии потока, то, можно положить:

где τ - время пребывания потока в тепловой камере. В результате получим выражение для скорости истечения:

где αNэл=Nразряда - электрическая мощность, поглощенная разрядом в ЭРД.

Если принять численные значения μрт=28, Nразряда=300 Вт, степень расширения канала тепловой камеры - π=5 (диаметр увеличивается в 2,23 раза), k=1,2, G=10-6 кг/с, то при Tтормож.=4600 К получим величину скорости истечения - Wист=8530 м/с. То есть, дополнительный подвод тепла разгоняет поток до 8,5 км/с.

Литература

1. Propellant Harvesting of Atmospheric Resources in Orbit / С. Jones, S. Kelley, D. Masse, A. Shah, C. Spells-Winski // NATIONAL INSTITUTE OF AEROSPACE GEORGIA INSTITUTE OF TECHNOLOGY.- 15 P.

2. Nishiyama, K., / Air Breathing Ion Engine Concept," 54th International Astronautical Congress, Sept.-Oct. 2003, IAC-03-S4-02.

3. Кириллов Л.И., Патент РФ №2122651, «ПРЯМОТОЧНЫЙ ВОЗДУШНО-ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ», от 27.05.2006, БИ: 15/2006.

4. Квасников А.В. Теория жидкостных ракетных двигателей. - Л.: Судпромгиз.- 1959.- 542 с.

Электрореактивная двигательная установка, содержащая корпус, диффузор, расположенный в передней части корпуса, тепловую камеру с высокочастотными электродами и сопло, соединенное каналом с камерой нагрева, причем она снабжена высокочастотной обмоткой в виде соленоида, которая подключена к высокочастотному генератору и расположена вокруг указанной тепловой камеры, отличающаяся тем, что электрореактивная двигательная установка снабжена высоковольтным высокочастотным источником тока, на входе в тепловой камере после диффузора дополнительно расположены коаксиально электроды, выполненные в виде полых цилиндров, и соединены, каждый, с одним из электрических выводов высоковольтного высокочастотного источника тока, при этом устройство впрыска горючего выполнено в виде двух частей, первая из которых расположена непосредственно за коаксиальными цилиндрическими электродами, а вторая часть устройства впрыска распределена вдоль оставшейся области тепловой камеры по оси потока, при этом соленоид располагается снаружи тепловой камеры над ее областью, в которой расположена вторая часть устройства впрыска, при этом корпус и тепловая камера выполнены из диэлектрика, например оксида алюминия.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электрическому ракетному двигателю, используемому для управления движением космического аппарата в космическом пространстве, в том числе выполнения орбитальных маневров.

Изобретение относится к ракетной технике. Ионный ракетный двигатель, содержащий соединенные между собой и расположенные соосно камеру сгорания, содержащую головку с форсуночной плитой для распыла компонентов топлива и цилиндрическую часть, имеющую на плите форсунки горючего и окислителя, к которой присоединен магнитный ускоритель плазмы и далее - сверхзвуковое газодинамическое сопло с сужающейся и расширяющейся частями, по меньшей мере, один запальник, и коронирующий электрод, при этом коронирующий электрод установлен на плите во внутренней полости камеры сгорания, на коническом корпусе головки установлены постоянные магниты с осевой намагниченностью, а на цилиндрической части установлены постоянные магниты с радиальной намагниченностью, на выходе магнитного ускорителя внутри него установлен разгонный электрод, на выходном торце сопла установлен электрод-нейтрализатор, сопло выполнено с охлаждающим зазором между «холодной» и «горячей» стенками, полость зазора соединена с патрубком горючего, установленным концентрично выходному торца сопла, на форсуночной плите установлены форсунки пропеллента, а запальник выполнен в виде лазерной свечи зажигания и установлен на конической стенке головки.

Изобретение относится к электрореактивным двигателям импульсного действия, использующим в качестве рабочего тела жидкофазную рабочую среду. Двигатель состоит из анода и катода с разрядным промежутком линейного типа, сформированных на цилиндрической поверхности диэлектрика, смоченного жидкофазным рабочим телом.

Изобретение относится к плазменной технике, а именно к полым многополостным катодам, которые могут быть использованы в плазменных ракетных двигателях, а также в технологических источниках плазмы, предназначенных для ионно- плазменной обработки материалов в вакууме либо в качестве автономно функционирующих источников плазмы.

Группа изобретений относится к блоку питания и системе управления электроракетной двигательной установкой спутника. Блок питания содержит внутренний источник электроэнергии, внешний вход, первый и второй внешний выходы, выполненные с возможностью подачи в качестве выхода первого и второго электропитания, первый и второй переключательные элементы.

Изобретение относится к ионно-плазменному, или ионному электроракетному двигателю, используемому для управляемого ускорения летательных аппаратов в космическом вакууме.

Изобретение относится к ракетной технике, в частности к электрическим ионным двигателям, снабженным устройством для регулирования силы тяги за счет дополнительного ускорения ионов в высокочастотном поле.

Изобретение относится к области воздушно-реактивных двигателей на эффекте Холла. Двигатель на эффекте Холла (10) размещен в стенке (22) и включает в себя магнитный контур (30) и электрическую цепь (60).

Изобретение относится к космической технике, в частности к электроракетным двигательным установкам, в частности к электрическим ракетным двигателям (ЭРД) с геликонным источником плазмы, использующим в качестве рабочего тела забортную атмосферу, предназначенным, главным образом, для установки на малых летательных аппаратах.

Изобретение относится к плазменной технике. Газоэлектрическая развязка (ГЭР) входит в состав тракта подачи рабочего тела в газоразрядную камеру источника заряженных частиц.
Наверх