Рабочее колесо центробежного насоса

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в центробежных насосах. Рабочее колесо содержит равномерно распределенные по окружности лопасти (1) толщиной bл и с идентичными скелетами профилей (2). Входные кромки (3) лопастей (1) расположены на расстоянии Rвх от оси вращения, а выходные кромки (4) - на расстоянии Rвых от оси вращения. Рабочие поверхности (5) образуют межлопастные каналы (6) длиной Lк. На поверхностях (5) выполнены полуцилиндрические вырезы (7) радиусом rвыр=0,4bл, расположенные с отступом от L0=0,25Lк от входной кромки (3) и интервалом Δ=4rвыр по всей длине Lк межлопастного канала (6). Размеры отступа L0 и интервала Δ зависят от расхода, угловой скорости вращения, угла лопасти и напора насоса. Изобретение направлено на улучшение энергетических и кавитационных характеристик центробежного насоса, при этом имеет место повышение КПД, снижение потребляемой мощности и надкавитационного напора. 4 ил.

 

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при проектировании центробежных насосов и предназначенного для перекачивания жидкости с расходом Q под напором Н при угловой скорости вращения рабочего колеса ω.

Известно рабочее колесо центробежного насоса, лопастная система которого содержит равномерно распределенные по окружности колеса лопасти, имеющие минимальную толщину (Михайлов А.К., Малюшенко В.В. Лопастные насосы. Теория расчет и конструирование. - М.: "Машиностроение", 1977). Профиль лопастей строится на скелетной линии - кривой, совпадающей с расчетной линией тока жидкости, построение которой выполняется по трем параметрам: углу входа, углу выхода и углу охвата.

Недостатком данного рабочего колеса являются высокие вихревые потери и, как следствие, узкая рабочая зона по подаче, за пределами которой КПД принимает низкие значения.

Наиболее близким по технической сущности к изобретению является реактивное рабочее колесо центробежного насоса (см. патент на изобретение RU 2613545, МПК F04D 29/22, опубл. 17.03.2017 г.), содержащее равномерно распределенные по окружности колеса лопасти с идентичными скелетами профилей, образующие между собой каналы с горлом, каналы образованы так, что средние их линии есть геометрическое место точек - центров окружностей с диаметрами Di, вписанных между скелетами соседних профилей на различных радиусах колеса, а внешние обводы каналов образованы кривыми, касательными к окружностям с диаметрами di, меньшими диаметров Di, концентричным окружностям, вписанным между скелетами профилей, причем диаметры di на любом i-м радиусе рабочего колеса определяются зависимостью di=(D1-s)⋅k+(Di-s)⋅(1-k), где Dl есть диаметр Di в горле канала, s есть толщина входной кромки профиля лопасти, а константа k идентична для всех каналов колеса и имеет значение в диапазоне от 0,3 до 0,5.

Недостатками известного технического решения являются повышенные энергетические потери, надкавитационный напор NPSH3 центробежного насоса и низкая производительность.

Технической задачей изобретения является улучшение энергетических и кавитационных характеристик центробежного насоса.

Техническим результатом изобретения является повышение КПД, пониженная потребляемая мощность и надкавитационный напор.

Поставленная техническая задача решается тем, что в известном рабочем колесе центробежного насоса, содержащем равномерно распределенные по окружности лопасти с идентичными скелетами профилей, входными и выходными кромками, рабочими поверхностями, образующими межлопастные каналы с площадью проходного сечения Fк и длиной Lк, на рабочих поверхностях лопастей с толщиной bл выполнены полуцилиндрические вырезы радиусом rвыр, которые расположены с отступом L0 от входной кромки и интервалом Δ по всей длине Lк межлопастного канала, при этом толщина лопастей bл, радиус вырезов rвыр, отступ L0 от входной кромки и интервал Δ между ними выбраны из условий rвыр=0,4bл, L0=0,25LK и Δ=4rвыр соответственно, где Q - расход жидкости, ω - угловая скорость вращения рабочего колеса, β' - угол лопасти в каждой точке рабочей поверхности лопасти, расположенной от оси вращения на расстоянии R, Vu - кинематический параметр, определенный из условия Н - напор насоса, а k - константа.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг. 1 показан пример рабочего колеса на виде спереди, на фиг. 2 представлен пример рабочего колеса в изометрии, на фиг. 3 приведена иллюстрация к принципу действия эффекта Магнуса в рабочем колесе, на фиг. 4 представлен выносной вид к иллюстрации принципа действия эффекта Магнуса в рабочем колесе, содержащий фрагмент лопасти с полуцилиндрическим вырезом.

Рабочее колесо центробежного насоса, содержит равномерно распределенные по окружности лопасти 1 толщиной bл и с идентичными скелетами профилей 2, лопасти 1 имеют входные кромки 3, расположенные на расстоянии Rвх от оси вращения, выходные кромки 4, расположенные на расстоянии Rвых от оси вращения, рабочие поверхности 5, образующие межлопастные каналы 6 с площадью проходного сечения Fк и длиной Lк, и полуцилиндрические вырезы 7 радиусом rвыр=0,4bл, расположенные с отступом от L0=0,25Lк от входной кромки 3 и интервалом Δ=4rвыр по всей длине Lк межлопастного канала 6, создающие локальные вихри 8.

Рабочее колесо центробежного насоса работает следующим образом.

При вращении рабочего колеса в полуцилиндрических вырезах 7 формируются локальные вихри 8, приведенные на иллюстрациях к принципу действия эффекта Магнуса, полученных по результатам численного моделирования течения в рабочем колесе. При обтекании вихрей 8 потоком возникает подъемная сила Fм, обусловленная эффектом Магнуса, согласно которому при обтекании вращающегося тела возникает поперечная сила, направленная от той стороны вращающегося тела, на которой направление вращения и направление потока противоположны, к той стороне, на которой эти направления совпадают. Сила Fм создает момент Мм имеющий направление противоположное моменту сопротивления Мс, согласно (1) представляющему сумму гидравлического момента на лопастях 1 рабочего колеса Мг, момента сопротивления в подшипниках Мп и момента сопротивления в уплотнениях Му. Таким образом крутящий момент Мкр на валу колеса с полуцилиндрическими вырезами 7 в лопастях 1, определяемый уравнением (2), оказывается сниженным на величину Мм по сравнению с аналогичным колесом без полуцилиндрических вырезов 7.

Поскольку локальные вихри 8 остаются на периферии и практически не затрагивают ядро потока, гидравлические потери и напор Н практически не отличаются у насоса с полуцилиндрическими вырезами 7 в лопастях 1 рабочего колеса и без них.

Как можно увидеть из уравнений (3) и (4), отражающих зависимость потребляемой мощности Nзатр и КПД η от Мм, Nзатр в центробежном насосе с лопастями 1 с полуцилиндрическими вырезами 7 оказывается ниже, а КПД η, чем в центробежном насосе с аналогичным колесом без полуцилиндрических вырезов 7.

где ω - угловая скорость вращения рабочего колеса.

где ρ - плотность перекачиваемой насосом жидкости;

g - ускорение свободного падения.

Величина полуцилиндрических вырезов 7 при этом определена из условия rвыр=0,4bл обеспечения требуемых прочностных характеристик лопастей 1 при максимальном моменте Мм, а отступ L0 от входной кромки 3 и интервал Δ расположения вырезов 7 из условий L0=0,25Lк и Δ=4rвыр стабилизации потока в межлопастных каналах 6 за входной кромкой 3 и локальными вихрями 8, расположенными в каждом из вырезов 7.

Толщина bл лопастей 1 выбрана из условия (5) обеспечения напора Н при перекачивании жидкости с расходом Q и угловой скоростью вращения ω при минимальных затратах энергии на привод насоса. При этом при обтекании лопастей 1 имеют место снижение надкавитационного напора NPSH3 и повышение КПД η.

где β' - угол лопасти в каждой точке рабочей поверхности 5 лопасти 1, расположенной от оси вращения на расстоянии R;

- кинематический параметр;

k - константа.

Использование изобретения позволяет улучшить энергетические и кавитационные характеристики центробежного насоса при этом имеет место повышение КПД, снижение потребляемой мощности и надкавитационного напора.

Рабочее колесо центробежного насоса, содержащее равномерно распределенные по окружности лопасти с идентичными скелетами профилей, входными кромками, выходными кромками, расположенными на расстоянии Rвых от оси вращения, рабочими поверхностями, образующими межлопастные каналы с площадью проходного сечения FK и длиной LK, отличающееся тем, что на рабочих поверхностях лопастей толщиной bЛ выполнены полуцилиндрические вырезы радиусом rвыр, которые расположены с отступом L0 от входной кромки и интервалом Δ по всей длине LK межлопастного канала, при этом толщина лопастей bЛ, радиус вырезов rвыр, отступ L0 от входной кромки и интервал Δ между ними выбраны из условий rвыр=0,4bЛ, L0=0,25LK и Δ=4rвыр соответственно, где Q - расход жидкости, ω - угловая скорость вращения рабочего колеса, β' - угол лопасти в каждой точке рабочей поверхности лопасти, расположенной от оси вращения на расстоянии R, Vu - кинематический параметр, определенный из условия Н - напор насоса, а k - константа.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к насосостроению и может быть использовано в сахарной промышленности. Свеклонасос содержит корпус с всасывающим и нагнетающим патрубками и установленное на валу рабочее колесо.

Изобретение относится к камере (12) подвода воздуха двигателя вертолёта, расположенной перед входом (2) воздуха указанного двигателя, выполненным в корпусе (3) указанного двигателя, при этом указанная камера (12) подвода воздуха содержит первую боковую стенку (121) и вторую боковую стенку (122), которые вместе образуют канал, по которому проходит воздушный поток (7) во время работы указанного двигателя.

Изобретение относится к направляющему воздух устройству (10) для газотурбинного двигателя, содержащему канал (11) подачи воздуха к газотурбинному двигателю. Причем упомянутый канал (11) подачи имеет расположенный выше по потоку участок (11am) и расположенный ниже по потоку участок (11av), соединенные друг с другом посредством отклоняющего участка (11d).

Объектом изобретения является деталь (1) газотурбинного двигателя, содержащая по меньшей мере первую и вторую лопатки (3, 3I, 3E) и площадку (2), начиная от которой выполнены лопатки (3, 3I, 3E), при этом площадка (2) имеет неосесимметричную поверхность (S), ограниченную первой и второй концевыми плоскостями (PS, PR) и образованную по меньшей мере тремя кривыми построения (РС-А, РС-С, PC-F) класса С1, каждая из которых отображает значение радиуса указанной поверхности (S) в зависимости от положения между корытцем первой лопатки (3I) и спинкой второй лопатки (3Е) по существу в плоскости, параллельной концевым плоскостям (PS, PR), в том числе первой кривой (РС-С), восходящей вблизи второй лопатки (3Е); второй кривой (PC-F), расположенной между первой кривой (РС-С) и задней кромкой (BF) первой и второй лопаток (3, 3I, 3E) и нисходящей вблизи второй лопатки (3Е); третьей кривой (РС-А), расположенной между первой кривой (РС-С) и передней кромкой (ВА) первой и второй лопаток (3, 3I, 3E) и имеющей минимум на уровне первой лопатки (3I).

Корпус для компрессора турбомашины, содержащий не сообщающиеся друг с другом полости (5), вырезанные в толще указанного корпуса на уровне его внутренней поверхности и расположенные параллельно относительно друг друга по окружности указанного корпуса, причем указанные полости имеют продолговатую форму, простираются в основном направлении ориентации между двумя боковыми стенками и замыкаются, соответственно выше по потоку и ниже по потоку, передней стороной и задней стороной, пересечения которых с внутренней поверхностью корпуса (4) образуют соответственно входную границу (7) и выходную границу (6), согласно изобретению входная граница (7) этих полостей (5) имеет форму волнистой линии, содержащей по меньшей мере два чередования по ее длине, заключенной между указанными боковыми стенками.

Диффузор центробежного компрессора содержит два фланца, между которыми заключено множество расположенных по окружности лопаток (60), и по меньшей мере один поперечный передний проход (63, 64), выполненный в корытцах (6i) или спинках (6e) лопаток (60).

Облопаченный элемент турбомашины содержит набор лопаток с множеством лопаток, смещенных относительно друг друга в боковом направлении, и вихрегенераторы, расположенные выше по потоку от указанного набора лопаток в аксиальном направлении, перпендикулярном указанному боковому направлению.

Настоящее изобретение относится к узлу (2) с лопатками (1), в частности, спрямляющего аппарата для компрессора турбомашины. Узел (2) с лопатками (1) содержит множество индивидуальных устройств (14А), воздействующих на поток, которые сформированы таким образом, чтобы создавать завихрения (16).

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и может быть использовано в осевых компрессорах для совершенствования аэродинамики их проточной части за счет управления течением у корпуса рабочих колес.

Настоящее изобретение относится к соплу для потолочного вентилятора, предназначенному для создания воздушного потока в комнате, и к потолочному вентилятору, включающему в себя такое сопло.

Способ продувки промежуточной полости турбонасосного агрегата относится к машиностроению, преимущественно к подаче топлива или окислителя в двигатель внутреннего сгорания и предназначен как для транспортных средств, так и стационарных энергетических установок.
Наверх