Поворотное осесимметричное сопло турбореактивного двигателя

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции поворотных осесимметричных сопел турбореактивных двигателей (ТРД). В поворотном осесимметричном сопле турбореактивного двигателя, содержащем неподвижный корпус с экраном, прикрепленным к его внутренней поверхности, и подвижный корпус со сферическим экраном, прикрепленным к его внутренней поверхности и установленным между неподвижным и подвижным корпусами, с образованием между экранами и корпусами каналов для прохождения охлаждающего воздуха, причем сферический экран выполнен в виде секций, размещенных в окружном направлении, при этом на наружной поверхности каждой секции сферического экрана, в двух поясах, попарно закреплены подвески с отверстиями в полках, в которые заведены цилиндрические пальцы, жестко прикрепленные к подвижному корпусу, согласно настоящему изобретению на наружной поверхности каждой секции сферического экрана между поясами с подвесками жестко закреплен по меньшей мере один радиальный опорный элемент, рабочая поверхность которого выполнена сопряженной с внутренней поверхностью подвижного корпуса. Техническим результатом изобретения является повышение надежности поворотного осесимметричного сопла при работе ТРД. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции поворотных осесимметричных сопел турбореактивных двигателей (ТРД).

Известно поворотное осесимметричное сопло турбореактивного двигателя, содержащее неподвижный корпус с экраном, прикрепленным к его внутренней поверхности, и подвижный корпус со сферическим экраном, прикрепленным к его внутренней поверхности и установленным между неподвижным и подвижным корпусами, с образованием между экранами и корпусами каналов для прохождения охлаждающего воздуха, причем сферический экран выполнен в виде секций, размещенных в окружном направлении, при этом на наружной поверхности каждой секции сферического экрана, в двух поясах, попарно закреплены подвески с отверстиями в полках, в которые заведены цилиндрические пальцы, жестко прикрепленные к подвижному корпусу (RU 2529268).

К недостаткам указанного устройства можно отнести недостаточную жесткость сферических экранов, приводящую к короблению и потере устойчивости и, как следствие, уменьшению радиального зазора, расположенного между двумя поясами секций сферических экранов, закрепленных на подвижном корпусе. Деформация и коробление сферических экранов в сторону корпуса также возможны при работе двигателя в условиях взлета, когда давление газового потока превышает давление охлаждающего воздуха в тракте охлаждения в его средней части, что уменьшает площадь проходного сечения канала и перегреву створок сопла, а значит росту температуры выше допустимой. Все это снижает надежность работы известного сопла.

Техническим результатом изобретения является повышение надежности поворотного осесимметричного сопла при работе ТРД.

Указанный технический эффект достигается тем, что в известном поворотном осесимметричном сопле турбореактивного двигателя, содержащем неподвижный корпус с экраном, прикрепленным к его внутренней поверхности, и подвижный корпус со сферическим экраном, прикрепленным к его внутренней поверхности и установленным между неподвижным и подвижным корпусами, с образованием между экранами и корпусами каналов для прохождения охлаждающего воздуха, причем сферический экран выполнен в виде секций, размещенных в окружном направлении, при этом на наружной поверхности каждой секции сферического экрана, в двух поясах, попарно закреплены подвески с отверстиями в полках, в которые заведены цилиндрические пальцы, жестко прикрепленные к подвижному корпусу, согласно настоящему изобретению на наружной поверхности каждой секции сферического экрана между поясами с подвесками жестко закреплен по меньшей мере один радиальный опорный элемент, рабочая поверхность которого выполнена сопряженной с внутренней поверхностью подвижного корпуса.

Наличие в заявленной конструкции радиальных опорных элементов не позволяет перемещаться средней части сферического экрана под давлением газового потока и деформироваться в сторону корпуса реактивного сопла, не уменьшая площади проходного сечения тракта охлаждения сопла, что повышает надежность заявленного сопла при работе, а, следовательно, и ТРД в целом.

Предпочтительно, что каждый из упомянутых радиальных опорных элементов установлен между близлежащими подвесками в зоне максимально возможных деформаций и минимальной площади проходного сечения канала охлаждения. Опытным путем было установлено, что такое расположение радиальных опорных элементов в заявленной конструкции позволяет свести упомянутые деформации к минимуму именно в том месте, где они в наибольшей мере могут повлиять на охлаждение сопла.

Также предпочтительно в теле любого радиального опорного элемента выполнить по сквозному отверстию, что позволит изготовить радиальные опорные элементы с минимально возможной массой с обеспечением при этом необходимой прочности и надежного соединения со сферическим экраном.

Сущность настоящего изобретения поясняется фигурами чертежей.

На Фиг. 1 изображен продольный разрез поворотного осесимметричного сопла ТРД.

На Фиг. 2 - вид А (подвижный корпус 3 не показан).

На Фиг. 3 - сечение Б-Б, поперечный разрез по радиальным опорным элементам.

Поворотное осесимметричное сопло турбореактивного двигателя, содержит неподвижный корпус 1 с экраном 2, прикрепленным к его внутренней поверхности, и подвижный корпус 3 со сферическим экраном 4, прикрепленным к его внутренней поверхности и установленным между неподвижным и подвижным корпусами 1 и 3, с образованием между экранами 2, 4 и корпусами 1, 3 каналов 5 для прохождения охлаждающего воздуха, причем сферический экран 4 выполнен в виде секций 6, размещенных в окружном направлении, при этом на наружной поверхности каждой секции 6 сферического экрана 4, в двух поясах, попарно закреплены подвески 7, 8 и 9, 10 с отверстиями 11 в полках 12, в которые заведены цилиндрические пальцы 13, жестко прикрепленные к подвижному корпусу 3.

На наружной поверхности каждой секции 6 сферического экрана 4 между поясами с подвесками 7, 8 и 9, 10, между близлежащими подвесками 7, 9 и 8, 10, жестко закреплено по радиальному опорному элементу 14 и 15, а наружные рабочие поверхности их полок 16 сопряжены с внутренней поверхностью подвижного корпуса 3, с зазором «h», не превышающим величину термокомпенсации. В полках 16 радиальных опорных элементов 14, 15 выполнено по сквозному отверстию 17.

При запуске ТРД экраны 2 и сферические экраны 4 корпусов 1 и 3 соответственно омываются с внутренней стороны горячими газами, а с наружной стороны - охлаждающим воздухом, который проходит в зазорах между экранами 2 и 4 и корпусами 1 и 3 и далее выходит в канал охлаждения 5 створок реактивного сопла (створки сопла не показаны). Горячие газы турбины подогревают экраны 2 и 4 на значительно большую температуру, чем корпус 3. Введение радиальных опорных элементов 14 и 15 позволяет свободно увеличиваться секциям 6 сферического экрана 4, как в продольном, так и поперечном направлениях при максимальной температуре без уменьшения зазора «S» в тракте охлаждения 5 и обеспечивать тем самым заданный расход воздуха для охлаждения реактивного сопла без прогаров на всех режимах работы двигателя, что увеличивает его надежность и необходимую тягу.

Предложенное изобретение обеспечивает надежное охлаждение заявленного сопла и увеличивает ресурс и надежность работы ТРД в целом.

1. Поворотное осесимметричное сопло турбореактивного двигателя, содержащее неподвижный корпус с экраном, прикрепленным к его внутренней поверхности, и подвижный корпус со сферическим экраном, прикрепленным к его внутренней поверхности и установленным между неподвижным и подвижным корпусами, с образованием между экранами и корпусами каналов для прохождения охлаждающего воздуха, причем сферический экран выполнен в виде секций, размещенных в окружном направлении, при этом на наружной поверхности каждой секции сферического экрана, в двух поясах, попарно закреплены подвески с отверстиями в полках, в которые заведены цилиндрические пальцы, жестко прикрепленные к подвижному корпусу, отличающееся тем, что на наружной поверхности каждой секции сферического экрана между поясами с подвесками жестко закреплен по меньшей мере один радиальный опорный элемент, рабочая поверхность которого выполнена сопряженной с внутренней поверхностью подвижного корпуса.

2. Поворотное осесимметричное сопло турбореактивного двигателя по п. 1, отличающееся тем, что каждый из упомянутых радиальных опорных элементов установлен между близлежащими подвесками.

3. Поворотное осесимметричное сопло турбореактивного двигателя по п. 1, отличающееся тем, что в теле любого радиального опорного элемента выполнено по сквозному отверстию.



 

Похожие патенты:

Сбрасываемая заглушка сопла воздушно-реактивного двигателя беспилотного летательного аппарата содержит газогенератор, стопор, узлы для отделения, трубопроводы и тормозные аэродинамические щитки.

Изобретение относится к устройству для приведения в действие реверсора тяги и к способу применения этого устройства для приведения в действие. Изобретение позволяет исключить риск воздействия при высокой скорости на ограничители выдвижения, обеспечивая при этом прохождение пути передачи нагрузки в закрытом положении через основные фиксаторы, а не через привод.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции сопел двухконтурных турбореактивных двигателей. Система сопел для рабочих газов двухконтурного турбореактивного двигателя без смешения потоков контуров содержит два холодных канала, изменяющих свое поперечное сечение от полукольца за вентилятором двигателя к прямоугольнику на выходе и один горячий канал круглого поперечного сечения, расположенный между холодными каналами.

Изобретение относится к выходным устройствам газотурбинных двигателей авиационного применения, предназначенным для отклонения вектора тяги турбореактивного двигателя летательного аппарата, используемого в полете совместно с управляющими поверхностями летательного аппарата.

Изобретение относится к авиационному двигателестроению, а именно к устройствам поворота реактивных сопел турбореактивных двигателей. Устройство для поворота реактивного сопла турбореактивного двигателя содержит неподвижный корпус с двумя дополнительными опорами в виде кронштейнов Г-образной формы, закрепленных на нем со стороны его наружной поверхности.

Изобретение относится к области авиации, к конструкции авиационных двигателей и тормозных устройств самолетов, а именно к приводам реверсивного устройства. Электрическая система привода реверсора тяги газотурбинного двигателя содержит подвижную часть и неподвижную часть реверсора тяги, минимум один электронный блок управления и не менее двух электромеханических приводных устройств, установленных на неподвижной части, с возможностью перемещения подвижной части относительно неподвижной части, причем электромеханические приводные устройства синхронизированы электронной системой, а также источник питания.

Изобретение относится к турбореактивным двигателям для авиационной техники, в частности к конструкции реактивных сопел. Поворотное осесимметричное сопло турбореактивного двигателя содержит неподвижный корпус, подвижный корпус, управляющие гидроцилиндры, а также пневмоцилиндры.

Реверсивное устройство турбореактивного двигателя, содержащее устройство для перекрытия газового потока в корпусе двигателя, размещенного в мотогондоле самолета, содержит выхлопные каналы, установленные по направлению движения газового потока, по окружности в кольцевой полости, клапаны перепуска, установленные на входе в каждый из выхлопных каналов, поворотные решетки, установленные на выходе каждого из выхлопных каналов и образующие в закрытом положении с наружной поверхностью корпуса мотогондолы единую аэродинамическую поверхность, причем устройство для перекрытия газового потока установлено за смесителем двигателя и выполнено в виде закрылков, установленных по окружности относительно продольной оси двигателя, соединенных с радиальными осями, установленными вдоль центральных участков закрылков, силового кольца, охватывающего кок турбореактивного двигателя, соединенного с корпусом двигателя посредством тяг, силовых стоек, установленных по направлению газового потока за радиальными осями и жестко соединенных с последними, причем противолежащие концы силовых стоек соединены с корпусом двигателя и силовым кольцом соответственно, при этом каждый из закрылков с установленной за ним силовой стойкой образуют единый аэродинамический профиль, кроме того закрылки выполнены с возможностью поворота в окружном направлении относительно радиальных осей.

Изобретение относится к авиационным турбореактивным двигателям, а именно к эксплуатации осесимметричного поворотного сопла, обеспечивающего у двигателя изменения тяги по направлению.

Изобретение относится к гондоле турбореактивного двигателя, содержащей наружный капот, при этом данный капот содержит внутреннюю стенку, образующую вместе с неподвижной внутренней конструкцией кольцевой канал вторичного воздушного потока, и реактивное сопло выброса этого вторичного воздушного потока.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, а именно к конструкции плоских сопел турбореактивных двигателей (далее ТРД). В плоском сопле ТРД, согласно настоящему изобретению, участок любой из боковых стенок, расположенный за корпусом, выполнен в виде пересекающихся продольных и поперечных гофр с образованием продольных и поперечных сообщающихся между собой канавок, в поперечном разрезе выполненных дугообразной выпуклой формы относительно продольной оси двигателя, причем между пересекающимися продольными и поперечными гофрами образованы вогнутые участки относительно продольной оси двигателя, при этом со стороны внутренней поверхности каждого из упомянутых участков, с зазором относительно него, установлено по плоскому теплозащитному экрану, жестко зафиксированному относительно первого, кроме того на наружной поверхности любого из плоских теплозащитных экранов выполнены поперечные ребра жесткости, каждое из которых выполнено в поперечном разрезе дугообразной формы, установлено непосредственно под поперечным гофром боковой стенки и жестко зафиксировано на наружной поверхности теплозащитного экрана посредством соединительных силовых элементов, выполненных зацело с ним, причем высота любого из поперечных ребер жесткости меньше или равна расстоянию между вершиной вогнутого относительно продольной оси двигателя участка любой из боковых стенок и ближайшей к ней точки на поверхности теплозащитного экрана.
Наверх